ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ УЧЕБНИКОВ. Приказ. Министерство образования и науки РФ. 23.04.10 428

Оглавление

                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
              О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ УЧЕБНИКОВ

                                ПРИКАЗ

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                          23 апреля 2010 г.
                                N 428

                                 (Д)


     В   соответствии   с   пунктом  5.2.5  Положения  о  Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства  Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание
законодательства  Российской  Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N
15,  ст.  1350;  2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст.
3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 14, ст. 1662), приказываю:
     1.   Утвердить   прилагаемое   Положение   о  порядке  проведения
экспертизы учебников.
     2.  Признать  утратившим  силу  Приказ Министерства образования и
науки  Российской  Федерации  от  11 января 2007 г. N 4 "Об экспертизе
учебников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
19 января 2007 г., регистрационный N 8804. Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти, 2007, N 5).
     3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Заместитель Министра
                                                              И.КАЛИНА
23 апреля 2010 г.
N 428

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
23 июня 2010 г.
N 17623


                                                            Приложение

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                     Приказом Министерства образования
                                          и науки Российской Федерации
                                                от 23 апреля 2010 года
                                                                 N 428

                              ПОЛОЖЕНИЕ
              О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ УЧЕБНИКОВ

                          I. Общие положения

     1.   Настоящее   Положение   устанавливает   порядок   проведения
экспертизы   учебников   с  целью  обеспечения  качества  учебников  и
формирования    федеральных    перечней   учебников,   рекомендованных
(допущенных)    к   использованию   в   образовательном   процессе   в
образовательных  учреждениях,  реализующих  образовательные  программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
     2.  Объектом  экспертизы  является  учебное  издание,  содержащее
систематическое   изложение  содержания  учебного  предмета  (далее  -
учебник).
     3.   Экспертиза   учебников  включает  педагогическую  и  научную
экспертизу учебника.
     Задачей педагогической экспертизы учебника является оценка:
     1)   соответствия  содержания  учебника  федеральному  компоненту
государственного  образовательного  стандарта  общего  образования или
федеральному      государственному      образовательному     стандарту
соответствующей ступени общего образования;
     2)  соответствия содержания учебника возрастным и психологическим
особенностям обучающихся;
     3)  принадлежности  учебника  к системе учебников, обеспечивающих
преемственность   изучения   учебного  предмета  в  полном  объеме  на
соответствующей  ступени  общего  образования  (завершенной предметной
линии учебников);
     4)  принадлежности  учебника  к системе учебников, обеспечивающих
достижение  требований к результатам освоения основной образовательной
программы   общего   образования  на  соответствующей  ступени  общего
образования,   -   при   экспертизе   на   соответствие   федеральному
государственному  образовательному  стандарту  соответствующей ступени
общего образования.
     Задачей  научной экспертизы учебника является оценка соответствия
содержания   учебника  современным  научным  представлениям  с  учетом
соответствующей   ступени   общего   образования   в   соответствии  с
федеральным  компонентом  государственного  образовательного стандарта
общего    образования    или    с   учетом   требований   федерального
государственного  образовательного  стандарта  соответствующей ступени
общего образования.
     4.   Для   проведения   экспертизы   учебников   на  соответствие
федеральному      государственному      образовательному     стандарту
соответствующей  ступени  общего  образования представляются учебники,
входящие  в  завершенную предметную линию учебников и (или) входящие в
систему  учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам
освоения  основной  образовательной  программы  общего  образования на
соответствующей ступени общего образования.
     5.   Экспертиза  учебников  проводится  по  инициативе  заказчика
экспертизы.  Заказчиками  экспертизы являются юридические и физические
лица, заинтересованные в проведении данной экспертизы.
     6.   В   проведении  экспертизы  учебников  участвуют  Российская
академия   наук  и  Российская  академия  образования,  а  также  иные
организации  на  основании  своих уставов, утвержденных Правительством
Российской  Федерации, в которых закреплены соответствующие полномочия
(далее - экспертные организации).
     7.   Результат   экспертизы   оформляется   в   виде  экспертного
заключения.
     8.  Экспертиза  проводится на основании договора между заказчиком
экспертизы  и  экспертной  организацией, заключаемого в соответствии с
гражданским законодательством Российской Федерации.

                  II. Порядок проведения экспертизы

     9.  Для  проведения  экспертизы  учебника заказчик экспертизы с 1
января  по 1 августа текущего года направляет в экспертные организации
заявление, в котором указывается:
     название  учебника  в соответствии с названием учебного предмета,
класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом
учебника;
     количество  представленных на экспертизу экземпляров, в том числе
экземпляров   учебников,   входящих  в  завершенную  предметную  линию
учебников   и  (или)  входящих  в  систему  учебников,  обеспечивающих
достижение  требований к результатам освоения основной образовательной
программы   общего   образования  на  соответствующей  ступени  общего
образования;
     реквизиты заказчика экспертизы;
     наименование издателя(ей) учебника(ов), в том числе входящего(их)
в  завершенную  предметную  линию  учебников  и  (или) входящего(их) в
систему  учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам
освоения  основной  образовательной  программы  общего  образования на
соответствующей ступени общего образования.
     К заявлению прилагаются:
     пояснительная записка заказчика экспертизы;
     учебник   (или   оригинал-макет   учебника),   представленный  на
экспертизу  в  соответствии с федеральным компонентом государственного
образовательного  стандарта  общего образования, или все учебники (или
оригинал  - макеты учебников), входящие в завершенную предметную линию
учебников   и  (или)  входящие  в  систему  учебников,  обеспечивающих
достижение  требований к результатам освоения основной образовательной
программы   общего   образования  на  соответствующей  ступени  общего
образования.
     10.   При   соответствии   поступивших   материалов  требованиям,
установленным  пунктами  2,  4  и  9  настоящего Положения, экспертная
организация  заключает  с  заказчиком экспертизы договор на проведение
экспертизы.
     11.  Экспертиза учебников экспертными организациями проводится до
15 октября текущего года.
     Учебник, получивший отрицательное экспертное заключение, повторно
на экспертизу в текущем году не принимается.
     12.  Экспертное заключение оформляется экспертной организацией, в
котором указываются:
     1)   при   проведении  экспертизы  учебников,  представленных  на
экспертизу  в  соответствии с федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта общего образования:
     название   учебника,  класс,  инициалы  и  фамилия  автора(ов)  в
соответствии с титульным листом учебника;
     реквизиты заказчика экспертизы;
     наименование  издателя(ей)  учебника(ов),  входящих в завершенную
предметную линию учебников;
     дата и регистрационный номер экспертного заключения;
     для третьей ступени обучения - базовый или профильный уровень;
     2)   при   проведении  экспертизы  учебников,  представленных  на
экспертизу    в    соответствии    с    федеральным    государственным
образовательным стандартом соответствующей ступени общего образования:
     название   учебника,  класс,  инициалы  и  фамилия  автора(ов)  в
соответствии с титульным листом учебника;
     название  каждого  учебника,  входящего  в завершенную предметную
линию  учебников  и (или) входящих в систему учебников, обеспечивающих
достижение  требований к результатам освоения основной образовательной
программы   общего   образования  на  соответствующей  ступени  общего
образования,  класс,  инициалы  и  фамилия автора(ов) в соответствии с
титульным листом учебника;
     реквизиты заказчика экспертизы;
     наименование   издателя(ей)  учебников,  входящих  в  завершенную
предметную  линию  учебников  и  (или)  входящих  в систему учебников,
обеспечивающих  достижение  требований к результатам освоения основной
образовательной   программы   общего  образования  на  соответствующей
ступени общего образования;
     дата и регистрационный номер экспертного заключения;
     для третьей ступени обучения - базовый или профильный уровень.
     При  педагогической  экспертизе  учебника  экспертное  заключение
должно содержать однозначные выводы:
     о   соответствии   содержания  учебника  федеральному  компоненту
государственного  образовательного  стандарта  общего  образования или
федеральному      государственному      образовательному     стандарту
соответствующей ступени общего образования;
     о соответствии учебника возрастным и психологическим особенностям
обучающихся;
     о   принадлежности   учебника   к  завершенной  предметной  линии
учебников;
     о  принадлежности  учебника  к  системе учебников, обеспечивающих
достижение  требований к результатам освоения основной образовательной
программы   общего   образования  на  соответствующей  ступени  общего
образования.
     При  научной  экспертизе  учебника  экспертное  заключение должно
содержать однозначный вывод:
     о    соответствии   содержания   учебника   современным   научным
представлениям  с  учетом соответствующей ступени общего образования в
соответствии     с     федеральным     компонентом    государственного
образовательного  стандарта общего образования или с учетом требований
федерального      государственного      образовательного     стандарта
соответствующей ступени общего образования.
     Экспертное заключение должно быть аргументировано.
     Экспертное   заключение  подписывается  руководителем  экспертной
организации  или  уполномоченным  лицом  при  наличии  доверенности  с
указанием   должности   и   фамилии   лица,   подписавшего  экспертное
заключение.
     Экспертное  заключение составляется в двух экземплярах, которые в
течение  10  рабочих  дней  с  даты подписания направляются экспертной
организацией   письмами   заказчику   экспертизы   и   в  Министерство
образования и науки Российской Федерации.
Оглавление