юридическими владельцами территорий (за исключением постоянных площадок наблюдения общегородской системы мониторинга зеленых насаждений). 6.10. Появление и распространение вредителей и болезней фиксируются при проведении общего и специального надзора. Общий надзор должен проводиться постоянно в процессе повседневной деятельности. Специальный надзор осуществляется за распространением наиболее вредоносных и потенциально опасных видов вредителей систематически: в начале и в конце вегетации (табл. 6.1). 6.11. Ответственность за контроль и разработку своевременных мер по защите и восстановлению зеленых насаждений возлагается на юридических владельцев территорий. Таблица 6.1 СРОКИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАДЗОРА ЗА ПОЯВЛЕНИЕМ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ И ОПАСНЫХ ВРЕДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНЕЙ ------------------------------------------------------- |Виды вредителей и болезней |Календарные сроки работ | |---------------------------|-------------------------| | |Диагностика|Надзор и учет| |---------------------------|-----------|-------------| | 1 | 2 | 3 | |---------------------------|-----------|-------------| |Сосущие (тли, листоблошки, |IV-IX |IV-IX | |кокциды, паутинные клещи) | | | |---------------------------|-----------|-------------| |Минеры (тополевая, липовая |IV-IX |IV-IX | |моли пестрянки) | | | |---------------------------|-----------|-------------| |Лиственничная чехлоноска, |IV-IX |IV-IX | |еловый обыкновенный | | | |пилильщик | | | |---------------------------|-----------|-------------| |Листогрызущие вредители |IV-IX |IV-IX | |весеннего комплекса | | | |(дубовая зеленая и др. | | | |листовертки, пяденицы | | | |зимняя, обдирало и | | | |бурополосая) | | | |---------------------------|-----------| | |Листогрызущие вредители |V-VI | | |летне-осеннего комплекса | | | |(кленовая стрельчатка, | | | |лунка серебристая, | | | |пилильщики) | | | |---------------------------|-----------|-------------| |Стволовые вредители |VI |VI-IX | |(заболонники струйчатый, |по явным | | |разрушитель и др., малый |признакам | | |ясеневый лубоед, узкотелые | | | |златки, древесница | | | |въедливая, большая | | | |тополевая и темнокрылая | | | |стеклянницы) | | | |---------------------------|-----------|-------------| |Сосудистые болезни: |VI-IX |VI-IX | |голландская болезнь |по явным | | |(графиоз, офиостомоз) |признакам -| | |ильмовых пород, |круглый год| | |вилт (вертицилезное | | | |усыхание) клена | | | |---------------------------|-----------|-------------| |Некрозно-раковые болезни: |Круглый год|Весь | |тиростромоз липы и вяза, | |вегетационный| |цитоспороз, нектриевый и | |период | |др. некрозы коры, | | | |бактериальный рак тополя, | | | |черный рак яблони, водянка | | | |березы | | | |---------------------------|-----------|-------------| |Пятнистости листьев |VII-VIII |VI-VIII | |---------------------------|-----------|-------------| |Мучнистая роса |V-IX |V-IX | | |по зимующей| | | |стадии - | | | |круглый год| | |---------------------------|-----------|-------------| |Ржавчина |VI-IX |VI-IX | ------------------------------------------------------- 6.12. Определение динамики состояния зеленых насаждений города на площадках постоянного наблюдения (ППН), выявление очагов заболеваний и вредителей, экспертные выезды комиссий из числа квалифицированных специалистов города осуществляются в рамках городской программы мониторинга зеленых насаждений. ППН - участок озелененной или природной территории, на которой регулярно (не реже 1 раза в год) по унифицированной методике проводится комплексная оценка состояния растений и почв (при необходимости - атмосферного воздуха и грунтовых вод) в целях получения достоверной и исчерпывающей информации о влиянии на состояние растений факторов внешней среды. Результаты мониторинга зеленых насаждений рекомендованы к использованию: проектным организациям и Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - при разработке и согласовании проектной документации; префектурам административных округов - при актуализации программных мероприятий по реконструкции, озеленению и благоустройству территорий; ДЖКХиБ - при формировании планов озеленительных работ. Результаты мониторинга зеленых насаждений ежегодно заносятся в информационную базу данных, открытую для пользования всем вышеуказанным пользователям. 6.13. На основе данных долгосрочной и ежегодной плановой оценки в сочетании с данными мониторинга составляются прогнозы развития ситуации с учетом всех значимых для состояния зеленых насаждений факторов, в том числе реальной экологической ситуации в городе. 6.14. Зеленые насаждения, вновь принятые на содержание или после капитального ремонта, должны осматриваться особенно тщательно в первый год эксплуатации. Подрядчик обязан за свой счет устранить дефекты в выполненных работах, допущенные по его вине. Наличие дефектов, требующих устранения, устанавливается актами, подписанными заказчиком (организация, содержащая объекты озеленения) и подрядчиком. В случае неявки представителя подрядчика в пятидневный срок по вызову заказчик составляет односторонний акт, копию которого направляют подрядчику и его вышестоящей организации. 6.15. Ответственность за соблюдение сроков, в течение которых могут быть предъявлены претензии заказчику, несут руководители организации - юридического владельца территории. 7. Инвентаризация зеленых насаждений и мониторинг состояния зеленых насаждений 7.1. Инвентаризация зеленых насаждений. 7.1.1. Инвентаризация зеленых насаждений осуществляется по методике, утвержденной Госстроем Российской Федерации и Правилами проведения инвентаризации зеленых насаждений и паспортизации озелененных территорий. 7.1.2. Инвентаризация зеленых насаждений проводится в целях: - для установления границ озелененной/природной территории и их документального закрепления; - получения достоверных данных по количеству зеленых насаждений в городе, их состоянию для ведения городского хозяйства на всех уровнях управления, эксплуатации и финансирования, отнесения их к соответствующей категории земель, охранному статусу и режиму содержания; - установления видового состава деревьев и кустарников с определением количества, категории и типа насаждений, возраста растений, диаметра (для деревьев), состояния, а также площадей газонных покрытий и цветников; - своевременной регистрации происшедших изменений; - определения землепользователей территорий и установления ответственных организаций, юридических и физических лиц за их сохранность и состояние; - установления наличия и принадлежности стационарных инженерно-архитектурных сооружений и оборудования озелененных/природных территорий (фонтаны, памятники, скульптуры и т.п.); - регламентирования работ по содержанию зеленых насаждений, их капитальному ремонту и реконструкции; - организации рационального использования территорий города; - для обеспечения электронного учета объектов озеленения и зеленых насаждений в целом по городу при ведении Реестра зеленых насаждений и мониторинге зеленых насаждений. 7.1.3. Инвентаризации подлежат все зеленые насаждения независимо от организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности, находящиеся в пределах городской черты, имеющие установленные границы и предоставленные в пользование (владение, распоряжение) ответственным землепользователям (учреждениям, организациям, предприятиям либо физическим лицам). 7.1.4. Инвентаризация проводится на основе утвержденного ситуационного плана (масштаб 1:2000) и топоплана (масштаб 1:500) в два этапа. На первом этапе устанавливаются площадь, границы и классификация объекта. На втором этапе определяется качественное и количественное состояние зеленых насаждений и элементов благоустройства. Составление топоплана (масштаб 1:500) осуществляется в электронном виде с привязкой к Единой государственной картографической основе города Москвы в форматах, обеспечивающих свободный импорт данных в геоинформационные системы. 7.1.5. На объектах - памятниках истории и культуры применяются Методические указания по выявлению и обследованию парков и природных ландшафтов (комплексов) на территории памятников истории и культуры (Минкультуры РСФСР, 1987 г.). 7.1.6. Документом, отображающим результаты инвентаризации объектов нового строительства и реконструкции, является Паспорт планировочного решения и благоустройства территории, составленный по утвержденной форме в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 08.05.2002 N 267-РЗМ и содержащий следующие сведения: - общие сведения (в т.ч.: административно-территориальную принадлежность территории; указание ответственного землепользователя; установленный статус объекта; установленное функциональное назначение земельного участка); - схему расположения объекта в городе; - ситуационный план объекта (М 1:2000); - инвентаризационный план объекта в М 1:500, 1:1000, 1:2000 в зависимости от площади и однородности древесно-кустарниковых насаждений; - планировочное решение благоустройства (схему генплана); - архитектурно-художественную характеристику объекта и его окружения, особенности ландшафта и озеленения; - здания и сооружения; плоскостные сооружения, дорожно-тропиночную сеть; - элементы озеленения и таблицы зеленых насаждений; - МАФ и элементы благоустройства; - элементы организации рельефа, системы функционального обеспечения, системы обеспечения охраны природы и микроклиматического комфорта; - сведения о проведении ремонтных работ. 7.1.7. Паспорт должен иметь кодовый номер. Кодовый номер паспорта должен заноситься в ИАС "Реестр зеленых насаждений" при внесении сведений по проведенной инвентаризации. В состав паспорта входят ситуационный план, утвержденный АПО административного округа, инвентаризационный план территории в масштабе 1:500 на базе горизонтального топографического плана, ведомость учета насаждений и заполненные формы, входящие в состав паспорта. 7.1.8. Результаты инвентаризации существующего объекта благоустройства отображаются в Паспорте учетного участка (приложение 24), отличающемся от Паспорта планировочного решения и благоустройства территории (приложение 25) отсутствием схемы генплана и главы "Архитектурно-художественная характеристика объекта и его окружения, особенности ландшафта и озеленения". 7.1.9. Паспорт территории утверждается балансодержателем (фактическим землепользователем) озелененной территории в установленном порядке и подлежит постоянной корректировке. 7.1.10. Строения и наземные сооружения учитываются в паспорте с оценкой соответствия функционального назначения строений или сооружений функциям паспортизируемой территории для принятия соответствующих решений по их выводу или сохранению. Площадь объектов, расположенных внутри территории (АЗС, здания, сооружения), в площадь озелененной территории не входит. 7.1.11. На территориях в виде озелененных полос вдоль магистралей и улиц (проездов) города, а также иных объектов озеленения, имеющих одно административное название, но разделенных на участки, находящиеся на балансе разных городских структур, составляется единый паспорт с выделением ландшафтных участков, отражающих принадлежность конкретному землепользователю. Порядок финансирования и согласования таких паспортов определяет Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. 7.1.12. Исходные данные на проведение инвентаризации (ситуационный план, масштаб 1:2000) заказывают в Москомархитектуре и подведомственных ей службах (АПО АО). Исходные данные по землеотводам выдаются территориальными управлениями административных округов. Дополнительные сведения по территории (история создания, особенности режима фактического использования и т.д.) необходимо получить у юридических владельцев территорий. 7.1.13. Инвентаризация проводится с использованием имеющихся геодезических материалов, проектов, чертежей топосъемки Мосгоргеотреста в М 1:500-1:1000 (в отдельных случаях 1:2000, например, на протяженных магистралях с одним или двумя типами насаждений). При отсутствии этих материалов работу по съемке инвентаризуемых объектов выполняет бюро технической инвентаризации, руководствуясь инструкцией по городским съемкам. В исключительных случаях допускается геодезическая съемка небольших по площади объектов. 7.1.14. Для проведения натурных работ с геодезическими материалами снимается копия плана озелененной территории (без нанесения координационной сетки, полигонометрических знаков, марок, реперов нивелирования). Копия плана сверяется с натурой, уточняется соответствие нанесенной на плане границы и ситуации учитываемого объекта. 7.1.15. В целях удобства проведения инвентаризации зеленых насаждений территория разделяется на условные учетные участки (ландшафтные участки), ограниченные дорожками или другими постоянными контурами внутренней ситуации. 7.1.16. Инвентаризация зеленых насаждений и оформление паспорта территории должны проводиться в соответствии с правилами и инструкциями проведения данного вида работ, утвержденными в установленном порядке. 7.1.17. В процессе обследования зеленых насаждений отмечаются нижеследующие данные в отношении: - деревьев, расположенных на магистралях, улицах (проездах), бульварах, в скверах, садах, парках, - тип посадки (одиночная, рядовая, групповая), номера деревьев, количество, занимаемая площадь, их вид, возраст, диаметр, высота, состояние, характеристика состояния (в том числе выделяются деревья, подвергающиеся обрезке), рекомендации по уходу. Примечания: 1. На топографическом плане выполняется подеревная съемка всех деревьев с диаметром ствола более 5 см. на высоте 1,3 метра от земли, а малоценных пород самосевного и порослевого происхождения (клен ясенелистный, ива, осина) более 8 см на высоте 1,3 метра от земли. 2. Площадь под посадкой дерева условно принимается в размере 0,5 кв. м. 3. Сведения о деревьях и кустарниках, расположенных на проездах, записываются по четной и нечетной сторонам отдельно. 4. Сведения о площадях газонов и цветников записываются в последнюю очередь; - кустарников - тип посадки (одиночная, групповая, рядовая (живая изгородь) и т.д.), номера кустарников, количество, занимаемая площадь, вид растений, возраст, высота, состояние, характеристика состояния, рекомендации по уходу, протяженность для рядовой посадки. Примечание. Площадь одиночного кустарника или кустарника в группе определяется по проекции кроны (либо принимается условно в размере 0,3 кв. м), площадь живой изгороди определяется путем умножения ширины траншеи на длину); - газонов и цветников - учитываются по площади, площадь газонов на откосах и напочвенный покров выделяются отдельными строками; - насаждений, созданных с применением лесоводственных методов (оцениваются с применением методов лесной таксации по согласованию с заказчиком инвентаризации), - площадь выдела (ландшафтного участка), видовой состав, ярусы, классы возраста, средняя высота, средний диаметр, сомкнутость насаждений, количество деревьев на 1 га площади, состояние, указывается подрост, подлесок и напочвенный покров. При оценке таких насаждений дается описание каждого яруса. Древесный состав в этом случае обозначается целыми единицами в пределах десяти; названия древесных видов - первыми буквами их родового названия (например, Б - береза, Ос - осина, Ол - ольха, Лп - липа, Кш - каштан и т.д.). Сомкнутость насаждения принимается в десятых долях единицы, считая полную сомкнутость за единицу. 7.1.20. Состояние зеленых насаждений и элементов благоустройства территории определяется по признакам, приведенным в таблице 7.1. Таблица 7.1 ------------------------------------------------------------------------------------ | Качественное | Категория | Основные признаки | | состояние деревьев | состояния | | | | (жизнеспособности)| | |-------------------------|-------------------|------------------------------------| | 1 | 2 | 3 | |----------------------------------------------------------------------------------| | Деревья | |----------------------------------------------------------------------------------| | Хорошее | Без признаков | Листва или хвоя зеленые нормальных | | | ослабления | размеров, крона густая нормальной | | | | формы и развития, прирост текущего | | | | года нормальный для данного вида, | | | | возраста, условий произрастания | | | | деревьев и сезонного периода, | | | | повреждения вредителями и поражение| | | | болезнями единичны или отсутствуют | |-------------------------|-------------------|------------------------------------| | Удовлетворительное | Ослабленные | Листва или хвоя часто светлее | | | | обычного, крона слабоажурная, | | | | прирост ослаблен по сравнению с | | | | нормальным, в кроне менее 25% сухих| | | | ветвей. Возможны признаки местного | | | | повреждения ствола и корневых лап, | | | | ветвей, механические повреждения, | | | | единичные водяные побеги | |-------------------------|-------------------|------------------------------------| | Удовлетворительное | Сильно ослабленные| Листва мельче или светлее обычной, | | | | хвоя светло-зеленая или сероватая | | | | матовая, крона изрежена, сухих | | | | ветвей от 25 до 50%, прирост | | | | уменьшен более чем наполовину по | | | | сравнению с нормальным. Часто | | | | имеются признаки повреждения | | | | болезнями и вредителями ствола, | | | | корневых лап, ветвей, хвои и | | | | листвы, в том числе попытки или | | | | местные поселения стволовых | | | | вредителей, у лиственных деревьев | | | | часто водяные побеги на стволе | | | | и ветвях | |-------------------------|-------------------|------------------------------------| | Неудовлетворительное | Усыхающие | Листва мельче, светлее или желтее | | | | обычной, хвоя серая желтоватая или | | | | желто-зеленая, часто преждевременно| | | | опадает или усыхает, крона сильно | | | | изрежена, в кроне более 50% сухих | | | | ветвей, прирост текущего года | | | | сильно уменьшен или отсутствует. На| | | | стволе и ветвях часто имеются | | | | признаки заселения стволовыми | | | | вредителями (входные отверстия, | | | | насечки, сокотечение, буровая мука | | | | и опилки, насекомые на коре, под | | | | корой и в древесине); у лиственных | | | | деревьев обильные водяные побеги, | | | | иногда усохшие или усыхающие | |-------------------------|-------------------|------------------------------------| | Неудовлетворительное | Сухостой текущего | Листва усохла, увяла или | | | года | преждевременно опала, хвоя серая, | | | | желтая или бурая, крона усохла, но | | | | мелкие веточки и кора сохранились. | | | | На стволе, ветвях и корневых лапах | | | | часто признаки заселения стволовыми| | | | вредителями или их вылетные | | | | отверстия | |-------------------------|-------------------|------------------------------------| | Неудовлетворительное | Сухостой | Листва и хвоя осыпалась или | | | прошлых лет | сохранилась лишь частично, мелкие | | | | веточки и часть ветвей опали, кора | | | | разрушена или опала на большей | | | | части ствола. На стволе и | | | | ветвях имеются вылетные отверстия | | | | насекомых, под корой - обильная | | | | буровая мука и грибница | | | | дереворазрушающих грибов | |----------------------------------------------------------------------------------| | Кустарники | |----------------------------------------------------------------------------------| | Хорошее | Без признаков | Кустарники здоровые (признаков | | | ослабления | заболеваний и повреждений | | | | вредителями нет); без механических | | | | повреждений, нормального развития, | | | | густо облиственные, окраска и | | | | величина листьев нормальные | |-------------------------|-------------------|------------------------------------| | Удовлетворительное | Ослабленные | Кустарники с признаками | | | | замедленного роста, с наличием | | | | усыхающих ветвей (до 10-15%), | | | | изменением формы кроны, имеются | | | | повреждения вредителями | |-------------------------|-------------------|------------------------------------| | Удовлетворительное | Сильно ослабленные| Кустарники с признаками | | | | замедленного роста, с наличием | | | | усыхающих ветвей (от 25 до 50%), | | | | крона изрежена, форма кроны | | | | изменена, прирост уменьшен более | | | | чем наполовину по сравнению с | | | | нормальным | ------------------------------------------------------------------------------------ 7.1.21. На инвентаризационном плане необходимо показать: - внешние границы объекта; - внешнюю ситуацию за границами; - границы и номера учетных участков и биогрупп; - расположение малых архитектурных форм (схематично); - размещение газонов, цветников; - плоскостные сооружения и дорожно-тропиночную сеть с учетом типов покрытий; - условные обозначения и экспликацию. Примечания: 1. Особо ценные породы деревьев (уникальные, исторические) наносятся на план и нумеруются красным цветом самостоятельными номерами в пределах всего объекта. 2. На инвентаризационном плане озелененных и благоустроенных территорий улиц, проездов, переулков, площадей, набережных показывается каждое дерево и его номер. 3. На инвентаризационном плане парка с низкой рекреационной нагрузкой либо там, где поток посетителей жестко зарегулирован архитектурно-планировочными приемами (исторические, лесопарки, спортивные и др.), наносятся: поляны, прогалины, водоемы и др. ситуация. Древесно-кустарниковая растительность показывается в условных обозначениях. Инвентаризационный план при этом может быть выполнен в масштабе от 1:1000 и мельче. 4. В скверах, садах, на бульварах, в парках с высокой рекреационной нагрузкой, внутридворовых и придомовых посадках на план наносятся все деревья, кустарники (аллейные посадки), живые изгороди, цветники и газоны, куртины групповой посадки деревьев и кустарников. Инвентаризационный план оформляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 04.10.2005 N 770-ПП "О Методических рекомендациях по составлению дендрологических планов и перечетных ведомостей". 7.1.22. В паспорте приводятся дополнительные сведения с указанием сроков проведения капитального ремонта или реконструкции объекта озеленения. 7.1.23. Организации - юридические владельцы территорий обязаны своевременно извещать бюро технической инвентаризации о постройке новых объектов и о всех изменениях на существующих озелененных территориях. Организации - юридические владельцы территорий обязаны своевременно извещать орган исполнительной власти, на который возложены функции по ведению Реестра зеленых насаждений, о произошедших изменениях на существующих озелененных территориях, касающихся вырубок, посадок и пересадок зеленых насаждений. 7.1.24. Паспорт учетного объекта озеленения составляется в двух экземплярах в бумажном виде и в двух экземплярах на электронном носителе. Электронная версия паспорта содержит все данные, идентичные паспорту в бумажном виде. Идентичность данных паспорта, представляемых в бумажном виде и на электронном носителе, гарантируется заказчиком работ по инвентаризации объекта озеленения. 7.1.25. По результатам инвентаризации зеленых насаждений ведется Реестр зеленых насаждений. Регламент ведения Реестра устанавливается распорядительными документами Правительства Москвы. 7.1.26. При проведении работ по инвентаризации зеленых насаждений заказчики работ обязаны включать в контрактную документацию требование о представлении результатов инвентаризации в электронном виде. Формат представления результатов инвентаризации в электронном виде устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, на который возложены функции по ведению Реестра зеленых насаждений в целом по городу. 7.2. Мониторинг состояния зеленых насаждений. 7.2.1. Мониторинг состояния зеленых насаждений осуществляется в целях оценки состояния зеленых насаждений и динамики его, в том числе негативной (причин нарушения их устойчивости, повреждения и поражения природными и антропогенными факторами неблагоприятного воздействия и др.), а также эффективности выполняемых природоохранных мероприятий по улучшению качества зеленых насаждений, прогноза состояния зеленых насаждений, информационного обеспечения хозяйственной деятельности в области создания, содержания, контроля и охраны зеленых насаждений. 7.2.2. Мониторинг состояния зеленых насаждений осуществляется на постоянных пунктах наблюдения (ППН), временных пунктах наблюдений и путем экспертных обследований отдельных озелененных и природных территорий. Проводятся наблюдения по энтомофитопатологическим, экологогеохимическим, ландшафтно-дендрологическим, лихеоиндикационным показателям зеленых насаждений на объектах озеленения, а также почвенно-зоологическим характеристикам и орнитофауне. Оценка данных мониторинга проводится по категориям озелененных и природных территорий с учетом административно-территориального деления и градостроительного зонирования территории города. 7.2.3. Система мониторинга строится на инвентаризации зеленых насаждений на ППН и ежегодном контроле их состояния, что позволяет достоверно оценить динамику состояния насаждений, анализировать полученные результаты, строить прогнозы на будущее. Для каждого дерева, попадающего в программу мониторинга, определяются его дендрологические и фитосанитарные параметры. Результаты исследований ежегодно заносятся в базу данных "Зеленый мониторинг". 7.2.4. Данные мониторинга состояния зеленых насаждений содержатся в специализированной базе данных, являющейся информационным ресурсом города Москвы. 7.2.5. Данные мониторинга состояния зеленых насаждений публикуются ежегодно в годовом аналитическом докладе. 7.2.6. Результаты мониторинга состояния зеленых насаждений используются при формировании планов по озеленению, проектировании объектов озеленения и благоустройства, планировании работ по содержанию объектов озеленения и благоустройства, разработке и актуализации Генерального плана города Москвы в касающейся части. Информация по выявленным в рамках мониторинга состояния зеленых насаждений фактам нарушений природоохранного законодательства направляется в уполномоченные контролирующие органы. При проектировании объектов озеленения и благоустройства учитываются результаты мониторинга устойчивости зеленых насаждений к вредителям и болезням. Департамент, уполномоченный на согласование проектов озеленения и благоустройства, обеспечивает соблюдение данного экологического требования к проектной документации. При планировании работ по содержанию зеленых насаждений балансодержатели территорий формируют и обосновывают объемы планируемых работ с учетом рекомендаций, выданных по результатам мониторинга относительно перечня необходимых мер для устранения негативной динамики состояния зеленых насаждений. Данные мониторинга о наличии сухостойных деревьев учитываются для планирования объемов работ по санитарной вырубке деревьев организациями, занимающимися содержанием зеленых насаждений. Мониторинг состояния зеленых насаждений обеспечивает актуализацию показателей Генерального плана города Москвы, установленных в распорядительных документах Правительства Москвы, в части, касающейся состояния зеленых насаждений. По полученной информации о выявленных в рамках мониторинга состояния зеленых насаждений фактах нарушений природоохранного законодательства, включая случаи несоблюдения или нарушения технологии при проведении работ по озеленению и содержанию объектов города, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы проводит проверки в соответствии с имеющимися полномочиями. 7.2.7. Данные мониторинга состояния зеленых насаждений, учет которых предусмотрен пунктами 7.2.1 и 7.2.2, публикуются ежегодно в составе годового аналитического доклада по состоянию зеленых насаждений. 7.2.8. По результатам мониторинга состояния зеленых насаждений при необходимости ежегодно осуществляется обновление перечня наиболее опасных болезней древесных и кустарниковых пород в городских насаждениях и списка химических и биологических средств защиты зеленых насаждений (приложение 5). 7.3. Порядок проведения актуализации паспортов учетного участка и планировочного решения и благоустройства территории. 7.3.1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения работ по актуализации паспортов учетного участка и планировочного решения и благоустройства территории (далее - Паспорта), предусматривает учет озелененных территорий города Москвы и внесение изменений в существующую базу данных Реестра зеленых насаждений города Москвы (далее - Реестр). 7.3.1.1. Правовые основания для разработки Порядка: - постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2001 г. N 159-ПП "О порядке проведения компенсационного озеленения в городе Москве"; - постановление Правительства Москвы от 14 марта 2006 г. N 178-ПП "О создании Комплексной автоматизированной информационной системы в области охраны окружающей среды и природопользования города Москвы в рамках Городской целевой программы "Электронная Москва"; - постановление Правительства Москвы от 13 мая 2008 г. N 379-ПП "О ходе работ по созданию Реестра зеленых насаждений города Москвы и мерах по совершенствованию порядка инвентаризации озелененных территорий города Москвы". 7.3.1.2. Постоянно происходящие изменения на озелененных территориях города в силу различных причин показали необходимость регулярной и своевременной корректировки данных Паспортов путем организации учета возникших изменений и внесения их в утвержденные Паспорта, т.е. актуализации. 7.3.1.3. Без наличия оперативных данных об изменениях площадей озелененных территорий города, состояния зеленых насаждений, изменения ассортимента растений и элементов благоустройства территории невозможно получение достоверных данных, на основании которых проводится актуализация Паспортов в Реестре, созданном в составе автоматизированной информационной системы (далее - АИС "Реестр"). 7.3.1.4. Ответственность за полноту, достоверность результатов актуализации Паспортов и соблюдение сроков занесения данных в Реестр возлагается на участников его ведения, определенных постановлением Правительства Москвы от 14 марта 2006 г. N 178-ПП "О создании Комплексной автоматизированной информационной системы в области охраны окружающей среды и природопользования города Москвы в рамках Городской целевой программы "Электронная Москва". 7.3.2. Правила проведения работ по актуализации Паспортов. 7.3.2.1. Работы по актуализации Паспортов проводятся землепользователями путем обследования озелененных территорий в соответствии с настоящими Правилами. 7.3.2.2. Актуализации подлежат утвержденные Паспорта в отношении земельных участков, находящихся в пределах городской черты, имеющих установленные границы и предоставленных в пользование (владение, распоряжение) землепользователям (учреждения, организации, предприятия, физические лица). 7.3.2.3. Актуализация Паспортов проводится при: - оформлении землеотвода под строительство; - компенсационном озеленении территории объекта; - проведении работ в рамках программы озеленительных работ; - ликвидации аварийных зеленых насаждений; - в случае причинения вреда зеленым насаждениям противоправными действиями юридических или физических лиц; - изменении категории содержания объекта озеленения и прочих случаях. 7.3.2.4. Возникшие изменения должны вноситься в виде дополнений к Паспортам, согласованных и утвержденных в установленном порядке, с указанием порядкового номера (приложения 24А, 25А к настоящим Правилам). 7.3.2.5. Возникшие изменения вносятся в Паспорта: - при несанкционированной вырубке зеленых насаждений на основании акта, оформленного в установленном порядке, с указанием номера и состояния вырубленного дерева; - при проведении компенсационного озеленения на основании проекта благоустройства территории с указанием мест посадки деревьев и кустарников; - в рамках выполнения программ озеленительных работ на основании соответствующего распорядительного документа Правительства Москвы; - при реконструкции объекта озеленения на основании проекта и наличия порубочного билета, оформленного в установленном порядке; - в случае необходимости производства вырубки зеленых насаждений в ходе ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций на основании акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований (приложение 23), оформленного в установленном порядке. 7.3.2.6. Произошедшие изменения на объектах озеленения отражаются в дополнениях к Паспортам в виде инвентаризационного плана и характеристики изменений элементов зеленых насаждений, представленных по форме перечетной ведомости или форме, характеризующей данный элемент. Инвентаризационный план должен быть представлен в масштабе 1:500. При этом изменившаяся ситуация отмечается на инвентаризационном плане красным цветом, а на выкопировке новая ситуация отмечается черным цветом. В перечетной ведомости красным цветом отмечаются причины возникших изменений состояния зеленых насаждений, а в перечетной ведомости дополнения приводится характеристика вновь возникших зеленых насаждений с присвоением им порядкового номера, являющегося продолжением имеющейся нумерации. 7.3.2.7. В дополнениях заполняются только формы, содержащие характеристики элемента, в отношении которого возникли изменения. 7.3.2.8. Изменения в электронную версию Паспортов вносятся одновременно с правками, выполненными на бумажных носителях. 7.3.2.9. Обязанности проведения актуализации Паспортов в зависимости от категории насаждений возлагаются на землепользователей. 7.3.2.10. Дополнения к Паспортам утверждаются балансодержателем озелененной территории в установленном порядке. 7.3.2.11. Организации-землепользователи обязаны своевременно передавать сведения по актуализации (дополнения) Паспортов в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент), на который возложены функции по ведению Реестра. Сведения должны передаваться ежегодно не позднее 10 декабря текущего года. 7.3.2.12. При возникших изменениях на объекте озеленения (более 50%) необходимо проводить внеплановую инвентаризацию с оформлением нового Паспорта. 7.3.3. Порядок занесения результатов данных актуализации Паспортов в Реестр. 7.3.3.1. Занесение результатов актуализации Паспортов для участников АИС "Реестр" проводится по технологии удаленного доступа, для которого требуется наличие Интернет-канала с рабочего места. Данное условие выполняется участником ведения Реестра. 7.3.3.2. Удаленный доступ к АИС "Реестр" для участников обеспечивается Департаментом путем предоставления личного пароля доступа, инструкции по работе, а также обучения ответственного лица работе в АИС "Реестр". 7.3.3.3. Для организации удаленного доступа участники ведения Реестра направляют в Департамент заявки. В заявке указываются: - Ф.И.О. лица, определяемого организацией - участником ведения АИС, с рабочего места которого необходима организация удаленного доступа; - его должность; - режим доступа (режим редактирования или режим просмотра); - срок, на который необходима организация удаленного доступа. 8. Порядок осуществления вырубки и пересадки зеленых насаждений на территории города Москвы 8.1. Общая часть. 8.1.1. Выдача порубочных билетов и разрешений на пересадку деревьев и кустарников производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - специально уполномоченным Правительством Москвы органом по защите зеленых насаждений. Постановлением Правительства Москвы от 27.02.2007 N 123-ПП утверждены Регламенты подготовки Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в режиме "одного окна" порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников, попадающих в зону строительства. 8.1.2. Вырубка и пересадка деревьев и кустарников, попадающих в зону строительства, производятся при наличии порубочного билета и (или) разрешения на пересадку, оформленных в установленном порядке (приложения 17А, 20). 8.1.3. Вырубка деревьев и кустарников в процессе содержания территорий производится при наличии порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений (приложение 17Б). 8.1.4. Размер компенсации за уничтожаемые зеленые насаждения рассчитывается в соответствии с Методикой расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП (далее - Методика). 8.1.5. Срок действия заключения по дендрологической части проектной документации, выдаваемого Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, устанавливается до двух лет. По истечении указанного срока Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по обращению заказчика оформляет новое заключение. 8.1.6. Срок действия порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников указывается Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в порубочном билете и разрешении на пересадку с учетом планируемых сроков производства вырубки и пересадки, сложности и объемов работ, но не более двух лет. 8.1.7. Закрытие порубочного билета на особо охраняемых природных территориях производится инспектором по охране природы государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Управление по административному округу города Москвы", Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по окончании выполнения работ по благоустройству и компенсационному озеленению. Закрытие разрешения на пересадку производится Департаментом по окончании выполнения работ по пересадке зеленых насаждений. Обследование места вырубки и пересадки деревьев и кустарников по оформленным порубочным билетам и разрешениям на пересадку проводится Департаментом. В течение 5 дней после окончания проведения работ по вырубке и пересадке зеленых насаждений заказчик (производитель работ) обращается в отдел экологического контроля по административному округу города Москвы Департамента с заявлением о проведении обследования территории. После обследования места вырубки по оформленному порубочному билету отделом экологического контроля по административному округу города Москвы Департамента заполняется графа в порубочном билете "Порубочный билет закрыт" с указанием даты и N акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований (приложение 23). После обследования места пересадки по оформленному разрешению на пересадку отделом экологического контроля по административному округу города Москвы Департамента заполняется графа в разрешении на пересадку "Разрешение на пересадку закрыто" с указанием даты и номера акта (приложение 23). Невыполнение условий порубочного билета (разрешений на пересадку) в части информирования Департамента об окончании работ по вырубке (пересадке) является основанием для привлечения заказчика и лиц, осуществивших вырубку и (или) пересадку, к административной ответственности. Невыполнение условий о закрытии порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников, в том числе нарушение сроков закрытия порубочного билета, является основанием для привлечения лиц, осуществивших вырубку и (или) пересадку, к административной ответственности. 8.1.8. В исключительных случаях на участках, ограниченных наличием инженерных коммуникаций, плотностью насаждений более 400 деревьев на 1 га производить замену посадки деревьев на кустарники из расчета 1 дерево - 20 кустарников. 8.2. Порядок согласования вырубки и пересадки зеленых насаждений при реализации градостроительной деятельности. 8.2.1. Главное архитектурно-планировочное управление (ГУП "ГлавАПУ") при подготовке акта разрешенного использования на строительство разрабатывает в установленном порядке эскиз N 1. 8.2.2. На основании письма ГУП "ГлавАПУ" или АПО административного округа города Москвы и эскиза N 1 Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы проводит обследование участка, на котором предполагается строительство, и проверяет представленный заявителем акт натурного и фитосанитарного состояния зеленых насаждений и перечетную ведомость (приложение 15), где указываются количество деревьев и кустарников, их видовой состав, состояние, наличие газонов, травяного покрова, цветников. 8.2.3. В результате рассмотрения документов с учетом представленного акта натурного и фитосанитарного состояния зеленых насаждений Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы выдает ГУП "ГлавАПУ" или АПО административного округа заключение о возможности строительства на данном участке с указанием количества зеленых насаждений и особыми условиями размещения строительства с целью максимально возможного сохранения деревьев и кустарников. 8.2.4. Проектная документация, включая дендрологическую часть проекта с оценкой существующего положения и акт натурного и фитосанитарного состояния зеленых насаждений, разрабатывается на основании акта разрешенного использования, согласованного с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Дендрологическая часть проекта должна быть согласована с балансодержателем территории в части соответствия данных ранее проведенной инвентаризации. При отсутствии паспорта на данную территорию балансодержателем территории ставится отметка о его отсутствии в дендроплане, а также данные сведения указываются в акте натурного и фитосанитарного состояния зеленых насаждений. На заключение Департаменту заявителем передается при двухстадийном проектировании (проект и рабочая документация) проект; при одностадийном проектировании - рабочий проект. В составе проектной документации разрабатывается уточненный стройгенплан с инженерными коммуникациям и зоной работ при их прокладке. На стройгенплан наносится дендроплан с указанием деревьев и кустарников, попадающих в зону строительства, составляется перечетная ведомость, в которой указываются вид деревьев и кустарников, диаметр и состояние. Нанесение дендроплана на стройгенплан осуществляется посредством обозначения существующих деревьев и кустарников, расположенных в зоне строительной площадки и вне ее, по направлениям инженерных коммуникаций, дорог и др. специальными знаками: сохраняемые деревья - незакрашенный кружок, пересаживаемые деревья - наполовину закрашенный кружок, вырубаемые деревья - полностью закрашенный кружок. На стройгенплане должны быть обозначены все проектируемые объекты, каждое нанесенное на дендроплан растение имеет номер, соответствующий номеру в перечетной ведомости (см. Методические рекомендации по составлению дендрологических планов и перечетных ведомостей, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 04.11.2005 N 770-ПП). 8.2.5. Для оформления порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников заявитель представляет документы, предусмотренные регламентами подготовки Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в режиме "одного окна" разрешения на пересадку деревьев и кустарников и порубочного билета на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта, утвержденными постановлением Правительства Москвы. 8.2.6. На основании представленных документов, надлежаще оформленных в установленном порядке, и после проверки акта натурного и фитосанитарного состояния зеленых насаждений, составленного с выездом на место, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы выписывает заявителю счет на оплату компенсационной стоимости (стоимости компенсационного озеленения - при необходимости) за уничтожаемые зеленые насаждения в размере, определяемом в соответствии с Методикой. 8.2.7. Выдача порубочных билетов производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы после поступления средств на лицевой счет Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по учету доходов бюджета города Москвы за ущерб, причиненный зеленым насаждениям. При этом на дендроплан ставится штамп согласования. 8.2.8. При выдаче порубочных билетов на вырубку зеленых насаждений при сносе пятиэтажных и иных ветхих капитальных строений, при реконструкции и реставрации (при наличии распоряжения префектуры административного округа на снос здания или свидетельства на право собственности, в ЦАО - разрешения на снос Москомнаследия) компенсационная стоимость рассчитывается без учета зеленых насаждений, расположенных в пятиметровой зоне и охранной зоне подземных коммуникаций и сооружений. 8.2.9. Пересадка производится на основании разрешения на пересадку деревьев и кустарников, полученного в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по результатам рассмотрения акта натурного и фитосанитарного состояния зеленых насаждений. Пересадка осуществляется в период пониженной физиологической активности растений в соответствии с требованиями настоящих Правил (раздел 3.7). 8.2.10. Информационные щиты должны быть установлены не позднее чем за 10 дней до начала работ, сопровождающихся вырубкой и пересадкой зеленых насаждений, по утвержденной форме (приложение 28) и иметь хороший обзор. 8.2.11. При получении порубочного билета и (или) разрешения на пересадку заявитель представляет фотографию установленного информационного щита. 8.3. Порядок согласования вырубки и (или) пересадки зеленых насаждений при реконструкции, капитальном и текущем ремонте инженерных коммуникаций и инженерно-геологических изысканиях. 8.3.1. Для оформления порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников на участках проведения реконструкции, капитального и текущего ремонта инженерных коммуникаций и инженерно-геологических изысканий заявитель представляет документы, предусмотренные регламентами подготовки Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в режиме "одного окна" разрешения на пересадку деревьев и кустарников и порубочного билета на объекты строительства, реконструкции и капитального ремонта, утвержденными постановлением Правительства Москвы. 8.3.2. Компенсационная стоимость не взимается при вырубке деревьев и кустарников, попадающих в охранные технические зоны инженерных коммуникаций, определяемых согласно действующим строительным нормам и правилам. Восстановление газонов и цветников, нарушенных в ходе ремонтных работ, осуществляется за счет средств заказчика. 8.3.3. При вырубке деревьев и кустарников, произрастающих в зоне производства работ за пределами охранной технической зоны инженерных коммуникаций, компенсационная стоимость рассчитывается согласно Методике (п. 8.1.4). 8.3.4. На основании представленных документов, оформленных надлежащим образом, Департамент выписывает заказчику счет на оплату компенсационной стоимости вырубаемых деревьев и кустарников (стоимости компенсационного озеленения при необходимости) в размере, определяемом в соответствии с Методикой (п. 8.1.4). 8.3.6. Выдача порубочного билета производится Департаментом после поступления средств на лицевой счет по учету доходов бюджета города Москвы за ущерб, причиненный зеленым насаждениям. При этом на дендроплан ставится штамп согласования. 8.3.7. Информационные щиты должны быть установлены не позднее чем за 10 дней до начала работ, сопровождающихся вырубкой и пересадкой зеленых насаждений, по утвержденной форме (приложение 30) и иметь хороший обзор. 8.3.8. При получении порубочного билета и (или) разрешения на пересадку заявитель представляет фотографию установленного информационного щита. 8.4. Порядок согласования вырубки зеленых насаждений при создании новых и капитальном ремонте (в том числе реконструкции, реставрации) существующих объектов озеленения. 8.4.1. Проекты новых объектов озеленения и капитального ремонта существующих объектов озеленения утверждаются в установленном порядке. 8.4.2. Проекты капитального ремонта объектов, находящихся под государственной охраной (памятники садово-паркового искусства, истории и культуры), согласовываются с Москомнаследием. 8.4.3. Для получения порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников заказчик направляет в Департамент следующие документы: - сопроводительное письмо; - заключение Департамента, включая заключение по дендрологической части проекта; - дендроплан, заверенный печатью балансодержателя территории; - перечетная ведомость с указанием всех зеленых насаждений; - проект пересадки, согласованный с ОПС, АПО балансодержателем территории; - акт натурного и фитосанитарного состояния зеленых насаждений; - договор с организацией на вырубку и пересадку деревьев и кустарников; - акт пометки деревьев (приложение 19); - фотография установленного информационного щита (размер щита не менее 2 x 2 м). 8.4.4. На основании представленных документов Департамент проверяет наличие необходимых согласований, выдает заказчику порубочный билет. При этом на дендроплан ставится штамп согласования. 8.4.5. Компенсационная стоимость в этих случаях не взимается. 8.5. Порядок согласования вырубки зеленых насаждений в процессе их содержания. 8.5.1. Вырубка деревьев и кустарников при осуществлении санитарно-оздоровительных мероприятий (в процессе содержания зеленых насаждений, включая текущий ремонт) производится на основании порубочного билета, за исключением случаев, указанных в пункте 8.5.7. Вырубка аварийных деревьев и кустарников производится в первоочередном порядке. 8.5.2. Для проведения санитарной рубки и обрезки деревьев, кустарников землепользователь организует обследование зеленых насаждений с привлечением представителя специализированной организации по уходу за зелеными насаждениями. 8.5.3. По результатам обследования составляется перечетная ведомость с полной характеристикой каждого дерева (кустарника), подлежащего вырубке или обрезке. 8.5.4. На обследуемую территорию составляется план с точным указанием месторасположения деревьев и кустарников, подлежащих вырубке и обрезке, указанием их порядкового номера согласно перечетной ведомости, подписанный и заверенный печатью балансодержателя территории. 8.5.5. Для оформления порубочного билета заявитель представляет документы, предусмотренные Регламентом подготовки Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в режиме "одного окна" порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений, утвержденным постановлением Правительства Москвы. 8.5.6. Сухостойные деревья и кустарники выявляются в вегетационный период - с мая по сентябрь включительно, кроме старого сухостоя (сухостой прошлого года), который можно выявить в любое время года. 8.5.7. Вырубка сухостойных деревьев и кустарников, графиозных вязов с наличием на коре летных отверстий жука - ильмового заболонника производится без порубочного билета в соответствии с предписанием Департамента и с уведомлением не позднее чем за пять дней УБПОООПС ГУВД по г. Москве о месте и времени ее проведения. 8.5.8. Санитарную обрезку ветвей деревьев, расположенных в охранных зонах трасс воздушных линий электропередачи, обеспечивают балансодержатели зеленых насаждений. Обрезка ветвей производится по графику, согласованному с балансодержателями линий электропередачи, под их контролем с соблюдением технологических норм. 8.5.9. Информационные щиты должны быть установлены не позднее чем за 10 дней до начала работ, сопровождающихся вырубкой и обрезкой крон деревьев, по утвержденной форме (приложение 28А - не приводится) и иметь хороший обзор. 8.5.10. Компенсационная стоимость при вырубке деревьев и кустарников в процессе содержания не взимается. 8.6. Порядок согласования вырубки зеленых насаждений, расположенных на территориях, специально отведенных для агротехнической деятельности по их разведению и содержанию. 8.6.1. Вырубка деревьев и кустарников на территориях, принадлежащих организациям, специализирующимся на разведении и содержании зеленых насаждений (Главный ботанический сад РАН, Ботанический сад МГУ им. М.В. Ломоносова, Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева, Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова, городские питомники, оранжерейные комплексы и др.), осуществляется в соответствии с настоящим Порядком. 8.6.2. Вырубка деревьев и кустарников на территориях, специально отведенных для выполнения агротехнических мероприятий по разведению и содержанию зеленых насаждений, осуществляется по решению администраций организаций - балансодержателей территорий без оформления порубочных билетов. Реализация градостроительных планов осуществляется при наличии порубочного билета, выдаваемого Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в соответствии с п. 8.2 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений. 8.6.3. Вырубка деревьев и кустарников на кладбищах на местах захоронения производится по решению администрации кладбищ и ГУП "Ритуал" (порубочного билета не требуется). Порубочный билет оформляется Департаментом в установленном порядке только на вырубку зеленых насаждений в местах общественного значения кладбищ (строения, ограждения, подходы и пр.) при представлении необходимого пакета документов в установленном порядке. 8.6.4. Вырубка деревьев и кустарников в полосе отчуждения железнодорожных путей производится на основании лесорубочного билета, выданного службой лесного хозяйства Московской железной дороги. 8.7. Согласование вырубки зеленых насаждений при ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций. 8.7.1. В случае необходимости производства вырубки деревьев и кустарников в ходе ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций представители Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и УБПОООПС ГУВД по г. Москве вызываются телефонограммой. 8.7.2. В случае подтверждения аварийной или иной чрезвычайной ситуации при выезде на место представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы составляет акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований (приложение 23). 8.7.3. Факт вырубки зеленых насаждений удостоверяется актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований (приложение 23), составленным и подписанным инспектором Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, с участием представителей балансодержателя территории, организации, производившей работы по ликвидации аварийной и иной чрезвычайной ситуации, с указанием объемов уничтоженных зеленых насаждений для дальнейшего оформления порубочного билета. 8.7.4. По письменному обращению организации, производящей аварийные раскопки, Департамент выдает порубочный билет в течение 72 часов с момента начала работ при наличии акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований (приложение 23), оформленного в установленном порядке. Отсутствие порубочного билета является основанием для привлечения заказчика, землепользователя и лиц, осуществивших вырубку, к административной ответственности. 8.7.5. Компенсация за вырубку деревьев и кустарников в охранной зоне инженерных коммуникаций не взимается. 8.7.6. В остальных случаях размер взимаемой компенсационной стоимости рассчитывается на основании Методики (п. 8.1.3). 8.7.7. Уборка упавших деревьев проводится на основании акта, составленного балансодержателем территории совместно с УБПОООПС ГУВД по г. Москве. 8.8. Основные требования к производству работ по вырубке и пересадке зеленых насаждений. 8.8.1. Вырубка и пересадка деревьев и кустарников производятся озеленительной организацией при наличии оформленной в установленном порядке разрешительной документации (в том числе порубочного билета, разрешения на пересадку деревьев и кустарников). 8.8.2. В соответствии со стройгенпланом и перечетной ведомостью все подлежащие вырубке деревья и кустарники помечаются в натуре красной краской, предназначенные для пересадки - желтой, к сохранению - белой. Пометку деревьев проводят заказчики совместно с производителями работ по вырубке и пересадке согласно дендроплану и перечетной ведомости. 8.8.3. Вырубка и пересадка деревьев и кустарников производятся после уведомления УБПОООПС ГУВД по г. Москве и отделов экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по административному округу не позднее чем за 5 дней до начала проведения работ по вырубке и пересадке. Невыполнение условий по информированию отдела экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по административному округу и ГУВД по г. Москве о начале работ по вырубке и пересадке зеленых насаждений является основанием для привлечения организаций, осуществивших вырубку, к административной ответственности. 8.8.4. Валка, раскряжевка, погрузка и вывоз срубленных деревьев и порубочных остатков производятся по мере вырубки. Все работы по валке, раскряжевке, корчевке пней и транспортировке порубочных остатков и пней производятся в полном соответствии с требованиями техники безопасности данного вида работ и должны быть учтены в проектно-сметной документации. 8.8.5. Порубочные остатки должны быть вывезены в пункты сбора и переработки древесины <4>. Вывоз порубочных остатков должен производиться в сроки, установленные п. 4.12 Правил санитарного содержания территории, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018-ПП. 8.8.6. Закрытие порубочного билета производится при наличии отметки администрации пункта сбора и переработки древесины или пользователя измельчительной установки, подтверждающей сдачу порубочных остатков. 8.8.7. В случае повреждения зеленых насаждений на прилегающей к месту работ территории (при проведении работ по пересадке крупномерных деревьев с применением специальной (тяжелой) техники) производителем работ проводится обязательное восстановление их за счет заказчика работ по пересадке в сроки, согласованные с владельцем территории и контролирующими органами в пределах их компетенции, но не позднее чем в течение полугода с момента причинения повреждения. 8.9. Контроль за проведением работ по вырубке, пересадке зеленых насаждений и возмещением ущерба, нанесенного зеленым насаждениям. 8.9.1. Контроль за вырубкой и пересадкой деревьев и кустарников, за проведением компенсационного озеленения в натуральной форме, а также за производством работ по вырубке и пересадке в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами, осуществляется Департаментом, УБПОООПС ГУВД по г. Москве и участковыми уполномоченными милиции. 8.9.2. Контроль за соответствием проведения вырубки и пересадки деревьев и кустарников разрешительной документации и условиям выданных порубочных билетов и разрешений на пересадку деревьев и кустарников осуществляет Департамент. 8.9.3. Контроль за вывозом порубочных и растительных остатков в пункты сбора и переработки древесины и растительных остатков для дальнейшего их использования в озеленении и благоустройстве города осуществляет Департамент. 8.9.4. При выявлении нарушений природоохранного законодательства при осуществлении вырубки и пересадки деревьев и кустарников, проведении компенсационного озеленения, а также нарушений условий согласования вырубки и пересадки деревьев и кустарников либо невыполнения условий компенсационного озеленения материалы о выявленных нарушениях рассматриваются в установленном порядке. 9. Охрана зеленых насаждений Охрана зеленых насаждений - это система административно-правовых, организационно-хозяйственных, экономических, архитектурно-планировочных и агротехнических мероприятий, направленных на сохранение, восстановление или улучшение выполнения насаждениями определенных функций. 9.1. Юридические владельцы территорий обязаны: - обеспечить сохранность насаждений; - обеспечить квалифицированный уход за насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящими Правилами, не допускать складирования строительных отходов, материалов, бытовых отходов и т.д.; - в течение всего года доводить до сведения производственной службы защиты растений (ПСЗР) ГУП "Мосзеленхоз" информацию обо всех случаях массового появления вредителей и болезней и принимать меры борьбы с ними в соответствии с указаниями специалистов, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях; - по мере необходимости поливать газоны, цветники, деревья и кустарники; - не допускать вытаптывания газонов и складирования на них строительных материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.; - новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производить только по проектам, согласованным в установленном порядке со строгим соблюдением агротехнических условий; - во всех случаях вырубку и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с требованиями данных Правил и технологическим регламентом; - при наличии водоемов на озелененных и природных территориях содержать их в чистоте и производить капитальную очистку их не менее одного раза в 10 лет; - предусматривать в годовых сметах выделение средств на содержание зеленых насаждений; - организовывать разъяснительную работу среди населения о необходимости бережного отношения к зеленым насаждениям. 9.2. Все юридические владельцы территорий обязаны вносить в паспорт все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать проведение оценки состояния своей территории согласно требованиям раздела 6. 9.3. На озелененных и природных территориях запрещается: - рвать цветы и ломать ветви деревьев и кустарников; - добывать из деревьев сок, смолу, делать надрезы, надписи и наносить другие механические повреждения; - разорять муравейники, гнезда и норы птиц и животных; - ловить и уничтожать птиц и животных; - проезд и стоянка автомашин, мотоциклов, других видов транспорта (кроме транзитных дорог общего пользования и дорог, предназначенных для эксплуатации объекта); - разжигать костры и нарушать правила противопожарной охраны; - сжигать листья, сметать листья в лотки в период массового листопада, засыпать ими стволы деревьев и кустарников (опавшую листву целесообразно собирать в кучи, не допуская разноса по улицам, удалять в специально отведенные места для компостирования или вывозить на свалку); - заливать катки на любых видах газонов, под древесными насаждениями; - сбрасывать снег с крыш на участки, занятые насаждениями, без принятия мер, обеспечивающих сохранность деревьев и кустарников; - посыпать технической солью и другими химическими препаратами тротуары, проезжие и прогулочные дороги и пр. аналогичные покрытия (за исключением противогололедных материалов, разрешенных к применению в г. Москве); - сбрасывать смет и другие загрязнения на газоны; - складировать любые материалы; - устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек; - использовать роторные снегоочистительные машины для перекидки снега на насаждения, кроме случая, когда применение роторных машин для уборки улиц и площадей осуществляется при наличии на машинах специальных направляющих устройств, предотвращающих попадание снега на насаждения, а также при возникновении чрезвычайных погодных условий (в этом случае необходимо руководствоваться Регламентом уборки свежевыпавшего снега (снежной массы) с городских дорог и магистралей роторными (шнекороторными) снегоочистителями в период обильных снегопадов и указаниями городского оперативного штаба по координации действий городских организаций и префектур административных округов во время сильных снегопадов); - подвешивать на деревьях гамаки, качели, веревки для сушки белья, забивать в стволы деревьев гвозди, прикреплять рекламные щиты, электропровода, электрогирлянды из лампочек, флажковые гирлянды, колючую проволоку и другие ограждения, которые могут повредить деревьям; - проводить разрытия для прокладки инженерных коммуникаций без согласования по установленным правилам; - применять любые пестициды на территориях детских, спортивных, медицинских учреждений, школ, предприятий общественного питания, водоохранных зон рек, озер и водохранилищ, зон первого и второго поясов санитарной охраны источников водоснабжения, в непосредственной близости от жилых домов и воздухозаборных устройств; - применять торф, торфопесчаную смесь и грунты природного происхождения в качестве материала по созданию плодородного слоя почвы и в качестве почвогрунта; - побелка деревьев, произрастающих в парках, скверах, на бульварах и улицах, запрещена (распоряжение Правительства Москвы N 604-РЗП от 10.06.1997). Побелка деревьев может производиться только (известью или специальными составами для побелки) на отдельных участках и объектах, к содержанию которых предъявляются повышенные санитарные и другие специальные требования (общественные туалеты, места для сбора мусора и бытовых отходов, производства с особой спецификой работ и т.п.). 9.4. В целях улучшения состояния зеленых насаждений не рекомендуется ходить, сидеть и лежать на газонах (исключая луговые). 9.5. Запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников. 9.6. За незаконную вырубку или повреждение зеленых насаждений возмещается вред в соответствии с действующим законодательством. В случае отсутствия документов (перечетной ведомости, дендроплана), подтверждающих санитарное состояние уничтоженных зеленых насаждений, возмещается вред за их уничтожение, несмотря на их состояние и месторасположение по отношению к другим объектам (постановление Правительства Москвы от 14.11.2006 N 897-ПП). В случае установления незаконной вырубки при расчете вреда не учитывается только поросль малоценных видов древесной растительности с диаметром ствола менее 5 см на высоте 1,3 м от земли. 9.7. Учет и клеймение сухих деревьев независимо от их местонахождения производятся силами и средствами специализированных предприятий зеленого хозяйства; на объектах, состоящих под государственной охраной, и памятниках садово-паркового искусства - с участием Управления сохранения и использования объектов культурного наследия; на территориях памятников природы и особо охраняемых природных территориях - с участием Департамента природопользования и охраны окружающей среды. 9.8. При производстве строительных и иных видов работ строительные и другие организации обязаны: - согласовывать с юридическим владельцем территории начало строительных работ в зоне зеленых насаждений и уведомлять их об окончании работ не позднее чем за два дня; - ограждать деревья, находящиеся на территории строительства и в зоне производства иных работ, сплошными щитами высотой 2 м. Щиты располагать треугольником на расстоянии не менее 0,5 м от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 м; - при мощении и асфальтировании городских проездов, площадей, дворов, тротуаров и т.п. оставлять вокруг дерева свободные пространства диаметром не менее 2 м с последующей установкой железобетонной решетки или другого покрытия, предотвращающего уплотнение почвы вокруг ствола; - выкопку траншей при прокладке кабеля, канализационных труб и прочих сооружений производить от ствола дерева при толщине ствола до 15 см на расстоянии не менее 2 м, при толщине ствола более 15 см - не менее 3 м, от кустарников - не менее 1,5 м, считая расстояние от основания крайней скелетной ветви; - при реконструкции и строительстве дорог, тротуаров, трамвайных линий и других сооружений в районе существующих насаждений не допускать изменения вертикальных отметок против существующих более 5 см при понижении или повышении их. В тех случаях, когда засыпка или обнажение корневой системы неизбежны, в проектах и сметах предусматривают соответствующие устройства для сохранения нормальных условий роста деревьев; - не складировать строительные материалы и не устраивать стоянки машин и автомобилей на газонах, а также на расстоянии ближе 2,5 м от дерева и 1,5 м от кустарников. Складирование горючих материалов производится не ближе 10 м от деревьев и кустарников; - подъездные пути и места для установки подъемных кранов располагать вне насаждений и не нарушать установленные ограждения деревьев; - работы в зоне корневой системы деревьев и кустарников производить ниже расположения основных скелетных корней (не менее 1,5 м от поверхности почвы), не повреждая корневой системы; - сохранять незагрязненный плодородный слой почвы на всех участках нового строительства, организовать снятие его и буртование по краям строительной площадки. Забуртованный незагрязненный плодородный слой почвы передавать предприятиям зеленого хозяйства для использования при озеленении этих или новых территорий. Приложение 1 к Правилам ФОРМА СЕРТИФИКАТА МОСКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ "ЭКОЛОГИЧНЫЕ ПОЧВОГРУНТЫ" --------------------------------------------------------------------------- | Эмблема | | | | СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ | | "МОСКОВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГИСТР" | | СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ N --------------- | | | | "Экологичные почвогрунты" | | | |Срок действия: с "---" ------- 200-- г. по "---" ------- 200-- г. | |Орган по сертификации ---------------------------------------------------| | (наименование организации, адрес) | |удостоверяет, что продукция ---------------------------------------------| | (наименование продукции, код ОКП) | |-------------------------------------------------------------------------| |соответствует требованиям Московской системы добровольной сертификации | |"Экологичные почвогрунты". | |Изготовитель ---------------------------- | | | |Сертификат выдан ----------------------------------------------- | | (полное наименование организации, адрес) | |-------------------------------------------------------------------------| |На основании ------------------------------------------------------------| | (номер и дата выдачи протокола аналитических | |-------------------------------------------------------------------------| | исследований, наименование испытательной лаборатории (центра), | | N аттестата аккредитации) | | | |Дополнительная информация -----------------------------------------------| | (место размещения знака соответствия | | на продукции, элементы защиты знака | | соответствия "Экологичные почвогрунты") | |-------------------------------------------------------------------------| |-------------------------------------------------------------------------| | | |Место печати Руководитель Органа по сертификации | | ------- ---------- ------------ | | | | Зарегистрировано в Реестре N ----- от ------------ | | Московской системы добровольной сертификации "Экологичные почвогрунты" | --------------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к Правилам СТАНДАРТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ НА ПОСАДОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Приложение 2а СТАНДАРТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ САЖЕНЦЕВ ДЕРЕВЬЕВ ЛИСТВЕННЫХ ПОРОД (ГОСТ 24909-81) ------------------------------------------------------------------------------ |Наименование|Размеры для саженцев с оголенной |Размеры для саженцев с | |показателя |корневой системой |земляным комом | | |------------------------------------|--------------------------| | |первой |второй |третьей|четвертой|пятой | | |--------------------|---------------| | | | | |1-го |2-го |1-го |2-го | | | | | |сорта |сорта |сорта |сорта | | | | |------------|-------|------------|-------|-------|-------|---------|--------| |Высота |2-2,5 |1,5-2,0 |3,0-3,5|2,5-3,0|3,5-4,0|4,0-5,0 |Более 5 | |саженца, м | | | | | | | | |------------|-------|------------|-------|-------|-------|---------|--------| |Высота |1,5-1,8| Не |1,8-2,0|1,5-2,0|2,0-2,2|2,0-2,2 |2,0-2,2 | |штамба, м | | нормируется| | | | | | |------------|-------|------------|-------|-------|-------|---------|--------| |Диаметр |2,0-2,5| Не |Свыше |2,5-3,0| 4,5 | 5,0 | 7,0 | |штамба, см | | нормируется|3,0 | | | | | |------------|-------|------------|-------|-------|-------|---------|--------| |Количество | 4 | Не | 6 | 5 | 7 | 7 | 8 | |скелетных | | нормируется| | | | | | |ветвей, шт. | | | | | | | | |------------|-------|------------|-------|-------|-------|---------|--------| |Диаметр | 50 | 50 | 60 | 60 | - | - | - | |корневой | | | | | | | | |системы, см | | | | | | | | |------------|-------|------------|-------|-------|-------|---------|--------| |Длина | 35 | 35 | 40 | 40 | - | - | - | |корневой | | | | | | | | |системы, см | | | | | | | | |------------|-------|------------|-------|-------|-------|---------|--------| |Величина | - | - | - | - |1,0 x |1,3 x 1,3|1,7 x | |земляного | | | | |1,0 x |x 0,6 |1,7 x | |кома, м | | | | |0,6 | |0,65 | ------------------------------------------------------------------------------ Приложение 2б СТАНДАРТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ САЖЕНЦЕВ ДЕРЕВЬЕВ ХВОЙНЫХ ПОРОД (ГОСТ 25769-83) --------------------------------------------------------------------------- |Наименование пород |Нормы для саженцев | | |--------------------------------------------------| | |Товарный|Высота |Диаметр |Размер кома не | | |сорт |растения |кроны не |менее (см) | | | |(см) |менее (см) | | |----------------------|--------|----------|------------|-----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |-------------------------------------------------------------------------| |Саженцы 1 группы | |-------------------------------------------------------------------------| |Ель канадская, |1 | 50-100 | 40 |50 x 50 x 40 | |ель обыкновенная, |--------|----------|------------|или H - 40, | |ель сибирская, |2 | 40-100 | 35 |Д - 50 | |ель Шренка, | | | | | |ель корейская | | | | | |----------------------|--------|----------|------------|-----------------| |Ель колючая и ее |1 | 40-70 | 50 |50 x 50 x 40 | |формы |--------|----------|------------|или H - 40, | | |2 | 35-70 | 40 |Д - 50 | |----------------------|--------|----------|------------|-----------------| |Кипарис |1 | 50-80 |Не | | |вечнозеленый | | |нормируется | | | |--------|----------|------------|-----------------| | |2 | 40-50 | |H - 30, Д - 30 | |----------------------|--------|----------|------------|-----------------| |Кипарисовик |1 | 50-80 |Не |H - 30, Д - 30 | |горохоплодный, | | |нормируется | | |кипарисовик Лосона |--------|----------|------------|-----------------| | |2 | 40-50 | | | |----------------------|--------|----------|------------|-----------------| |Лжетсуга тиссолистная |1 | 50-80 | 40 |50 x 50 x 40 | | |--------|----------|------------|или H - 40, | | |2 | 40-80 | 35 |Д - 50 | |----------------------|--------|----------|------------|-----------------| |Лиственница даурская, |1 | 60-100 | 50 |50 x 50 x 40 | |лиственница опадающая,|--------|----------|------------|или H - 40, | |лиственница сибирская,|2 | 50-100 | 40 |Д - 50 | |лиственница японская | | | | | |----------------------|--------|----------|------------|-----------------| |Пихта бальзамическая, |1 | 40-80 | 40 |50 x 50 x 40 | |пихта белая, |--------|----------|------------|или H - 40, | |пихта Нордмана, |2 | 35-80 | 30 |Д - 50 | |пихта одноцветная, | | | | | |пихта сибирская | | | | | |----------------------|--------|----------|------------|-----------------| |Сосна Банкса, |1 | 60-100 | 50 |50 x 50 x 40 | |сосна веймутова, |--------|----------|------------|или H - 40, | |сосна обыкновенная |2 | 50-100 | 40 |Д - 50 | |----------------------|--------|----------|------------|-----------------| |Сосна кедровая |1 | 50-100 | 40 |50 x 50 x 40 | |корейская, |--------|----------|------------|или H - 40, | |сосна кедровая |2 | 40-100 | 35 |Д - 50 | |сибирская, | | | | | |сосна Палласа, | | | | | |сосна пицундская, | | | | | |сосна румелийская, | | | | | |сосна черная | | | | | |----------------------|--------|----------|------------|-----------------| |Туя западная, |1 | 50-70 |Не |H - 30, Д - 30 | |туя складчатая | | |нормируется | | | |--------|----------| | | | |2 | 40-50 | | | |-------------------------------------------------------------------------| |Саженцы 2 группы | |-------------------------------------------------------------------------| |Ель канадская, |1 | 100-150 | 60 |80 x 80 x 50 | |ель обыкновенная, |--------|----------|------------|или H - 60, | |ель сибирская, |2 | | 50 |Д - 80 | |ель Шренка, | | | | | |ель корейская | | | | | |----------------------|--------|----------|------------|-----------------| |Ель колючая и ее |1 | 70-120 | 70 |80 x 80 x 50 | |формы |--------|----------|------------|или H - 60, | | |2 | | 60 |Д - 80 | |----------------------|--------|----------|------------|-----------------| |Кипарис |1 | 80 | |50 x 50 x 40 | |вечнозеленый |--------|----------|------------|или H - 40, | | |2 | 50-80 |Не |Д - 50 | | | | |нормируется | | |----------------------|--------|----------|------------|-----------------| |Кипарисовик |1 | 80 | |50 x 50 x 40 | |горохоплодный, |--------|----------|------------|или H - 40, | |кипарисовик Лосона |2 | 50-80 |Не |Д - 50 | | | | |нормируется | | |----------------------|--------|----------|------------|-----------------| |