ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА АККРЕДИТАЦИИ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ И ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА АККРЕДИТОВАННЫХ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 4 мая 2010 г. N 37н (Д) В соответствии с подпунктом 5.2.28.4 пункта 5.2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2006, N 32, ст. 3569; 2009, N 3, ст. 378; N 8, ст. 973; N 11, ст. 1312; N 26, ст. 3212; N 31, ст. 3954; 2010, N 5, ст. 531; N 9, ст. 967; N 11, ст. 1224), приказываю: Утвердить прилагаемый Порядок аккредитации рейтинговых агентств и ведения реестра аккредитованных рейтинговых агентств. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации А.Л.КУДРИН 4 мая 2010 г. N 37н Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июля 2010 г. N 17904 Утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.05.2010 N 37н ПОРЯДОК АККРЕДИТАЦИИ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ И ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА АККРЕДИТОВАННЫХ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ I. Общие положения 1. Порядок аккредитации рейтинговых агентств и ведения реестра аккредитованных рейтинговых агентств (далее - Порядок) разработан в соответствии с подпунктом 5.2.28.4 пункта 5.2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2006, N 32, ст. 3569; 2009, N 3, ст. 378; N 8, ст. 973; N 11, ст. 1312; N 26, ст. 3212; N 31, ст. 3954; 2010, N 5, ст. 531; N 9, ст. 967; N 11, ст. 1224), и устанавливает порядок добровольной аккредитации рейтинговых агентств и ведения Министерством финансов Российской Федерации реестра аккредитованных рейтинговых агентств. 2. Аккредитованными могут быть российские и иностранные юридические лица - рейтинговые агентства, выражающие с использованием определенной системы ранжирования (далее - рейтинговой шкалы) мнение относительно способности и готовности юридических лиц и публично-правовых образований (далее - объекты рейтингования) своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства (далее - кредитный рейтинг). 3. Целью аккредитации рейтинговых агентств является обеспечение повышения доверия к деятельности рейтинговых агентств путем подтверждения их компетентности в присвоении кредитных рейтингов. 4. Аккредитация рейтингового агентства, являющегося иностранным юридическим лицом, и аффилированных с ним иностранных юридических лиц (далее - международное рейтинговое агентство) осуществляется путем регистрации обособленного подразделения (филиала, представительства) международного рейтингового агентства, либо аффилированного с международным рейтинговым агентством российского юридического лица, в реестре аккредитованных рейтинговых агентств. II. Порядок аккредитации 5. Российское рейтинговое агентство, либо созданное на территории Российской Федерации обособленное подразделение международного рейтингового агентства, или российское юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством (далее - заявитель), направляет в Министерство финансов Российской Федерации заявление, в котором указывается полное наименование заявителя, юридический и фактический адрес, телефон, факс, адрес электронной почты, банковские реквизиты, подписанное руководителем заявителя, к которому прилагаются: копии учредительных документов заявителя и копия свидетельства о государственной регистрации его в качестве юридического лица, заверенные печатью и подписанные руководителем заявителя, либо копии документов о регистрации обособленного подразделения международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с международным рейтинговым агентством, заверенные печатью и подписанные руководителем заявителя, письменная информация о международном рейтинговом агентстве (полное наименование, юридический и фактический адрес, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя), а также письменное согласие международного рейтингового агентства на его аккредитацию путем регистрации в реестре аккредитованных рейтинговых агентств обособленного подразделения международного рейтингового агентства, либо российского юридического лица, аффилированного с международным рейтинговым агентством; копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе Российской Федерации, заверенная печатью и подписанная руководителем заявителя; справка налогового органа Российской Федерации, подтверждающая отсутствие у заявителя неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации; перечень собственников (акционеров) заявителя, владеющих долей капитала 5 процентов и более, заверенный печатью и подписанный руководителем заявителя, либо в случае если заявителем является обособленное подразделение международного рейтингового агентства или юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством, - перечень собственников (акционеров) международного рейтингового агентства, владеющих долей капитала 5 процентов и более, заверенный печатью и подписанный руководителем заявителя; организационная схема, отражающая распределение функций и полномочий между структурными подразделениями заявителя, либо в случае если заявителем является обособленное подразделение международного рейтингового агентства или юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством, - международного рейтингового агентства; образец используемого договора о проведении рейтинговой оценки между заявителем либо международным рейтинговым агентством и объектом рейтингования; сведения об используемой рейтинговой шкале и рейтинговой методологии, содержащие определение понятия кредитного рейтинга, а также основные факторы, принимаемые во внимание в процессе присвоения кредитного рейтинга с приложением копий внутренних документов заявителя либо международного рейтингового агентства, утверждающих рейтинговую шкалу и рейтинговую методологию, либо описания внутренних правил утверждения заявителем либо международным рейтинговым агентством рейтинговой шкалы и рейтинговой методологии; сведения о процедуре рейтингования, включая ее основные этапы и порядок принятия решения о присвоении, изменении, приостановке кредитного рейтинга или ином рейтинговом действии с приложением копий внутренних документов заявителя либо международного рейтингового агентства, утверждающих процедуру рейтингования, либо описания внутренних правил утверждения заявителем либо международным рейтинговым агентством данной процедуры; список действующих опубликованных кредитных рейтингов, присвоенных российским объектам рейтингования, с разделением на кредитные рейтинги, присвоенные на основании договора с объектом рейтингования, в том числе на основе информации, предоставляемой объектом рейтингования (контактные кредитные рейтинги), и кредитные рейтинги, присвоенные на основе анализа исключительно общедоступной информации без заключения договора между заявителем либо международным рейтинговым агентством и объектом рейтингования о присвоении кредитного рейтинга (дистанционные кредитные рейтинги); информация о наличии собственного общедоступного кодекса профессионального поведения на русском языке, либо о присоединении к существующим общедоступным кодексам поведения рейтинговых агентств, принятым профессиональными объединениями в сфере финансового рынка, с приложением копии соответствующего кодекса; копии бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках заявителя за последние два календарных года, предшествующие дате направления заявления об аккредитации, заверенные печатью и подписанные руководителем заявителя, либо в случае если законодательством Российской Федерации не предусмотрено ведение бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках - копии полного комплекта документов годовой финансовой отчетности, представляемого в налоговый орган Российской Федерации, заверенные печатью и подписанные руководителем заявителя; перечень объектов рейтингования и иных лиц, доля денежных поступлений от которых составила 10 и более процентов в годовой выручке заявителя по состоянию на конец последнего истекшего календарного года, заверенный печатью и подписанный руководителем заявителя, либо в случае если заявителем является обособленное подразделение международного рейтингового агентства или российское юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством, - перечень объектов рейтингования, доля денежных поступлений от которых составила 10 и более процентов в годовой выручке международного рейтингового агентства по состоянию на конец последнего истекшего календарного года, заверенный печатью и подписанный руководителем заявителя; перечень собственников (акционеров) заявителя или аффилированных с собственниками лиц, которым заявителем был присвоен контактный кредитный рейтинг, заверенный печатью и подписанный руководителем заявителя, а также информация о мерах, принимаемых заявителем для управления возникающими в этой связи конфликтами интересов. В случае если заявителем является обособленное подразделение международного рейтингового агентства или юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством, - перечень собственников (акционеров) международного рейтингового агентства, или аффилированных с собственниками лиц, которым международным рейтинговым агентством был присвоен контактный кредитный рейтинг, заверенный печатью и подписанный руководителем заявителя, а также информация о мерах, принимаемых международным рейтинговым агентством для управления возникающими в этой связи конфликтами интересов. 6. Заявитель либо международное рейтинговое агентство обязано: иметь на момент подачи заявления на аккредитацию не менее 20 действующих контактных кредитных рейтингов, присвоенных российским объектам рейтингования, в том числе не менее 10 рейтингов, присвоенных эмитентам ценных бумаг, имеющих допуск к торгам на организованном рынке ценных бумаг; осуществлять непрерывную публичную деятельность по присвоению контактных кредитных рейтингов российским объектам рейтингования не менее 2 лет; обеспечивать выполнение требований собственного общедоступного кодекса профессионального поведения на русском языке или общедоступного кодекса поведения рейтинговых агентств, принятого профессиональными объединениями в сфере финансового рынка. При этом кодекс поведения должен содержать, в том числе описание принципов обеспечения качества и объективности рейтингового процесса, независимости рейтинговых агентств и предотвращения конфликтов интересов, ответственности рейтингового агентства перед пользователями кредитных рейтингов и объектами рейтингования; иметь утвержденную внутренними документами или правилами заявителя или международного рейтингового агентства методологию и процедуру рейтингования, предусматривающую, в том числе непрерывность процесса рейтингования, принятие решения о кредитном рейтинге на коллегиальной основе; обеспечивать информационную прозрачность своей деятельности путем ведения официального сайта в сети Интернет, общедоступная часть которого должна содержать, в том числе утвержденную внутренними документами либо правилами заявителя или международного рейтингового агентства рейтинговую методологию, список действующих опубликованных кредитных рейтингов с указанием дат последнего опубликования; разделять дистанционные и контактные кредитные рейтинги при опубликовании информации о кредитных рейтингах в средствах массовой информации и в сети Интернет. 7. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет экспертизу документов и сведений, представляемых заявителем в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, проверяя их на соответствие требованиям пункта 6 настоящего Порядка. 8. В течение тридцати рабочих дней с даты поступления заявления и документов заявителя на аккредитацию Министерство финансов Российской Федерации принимает положительное решение об аккредитации заявителя, либо в случае если заявителем является обособленное подразделение международного рейтингового агентства или юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством, - об аккредитации международного рейтингового агентства путем издания приказа о его аккредитации в качестве аккредитованного рейтингового агентства, либо отказывает в аккредитации, направляя в адрес заявителя письмо об отказе в аккредитации с обоснованием причин отказа. 9. Основанием для отказа в аккредитации является: непредставление или неполное представление в Министерство финансов Российской Федерации документов и сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка; нарушение требований пункта 6 настоящего Порядка. 10. Заявитель или в случае если заявителем является обособленное подразделение международного рейтингового агентства или юридическое лицо, аффилированное с международным рейтинговым агентством, - международное рейтинговое агентство считается аккредитованным рейтинговым агентством с даты вступления в силу соответствующего приказа Министерства финансов Российской Федерации. 11. В целях оценки соблюдения аккредитованным рейтинговым агентством, а также обособленным подразделением аккредитованного международного рейтингового агентства или юридическим лицом, аффилированным с аккредитованным международным рейтинговым агентством, требований пункта 6 настоящего Порядка Министерством финансов Российской Федерации осуществляется мониторинг их деятельности. 12. В процессе осуществления деятельности аккредитованное рейтинговое агентство либо обособленное подразделение аккредитованного международного рейтингового агентства или юридическое лицо, аффилированное с аккредитованным международным рейтинговым агентством, направляет в Министерство финансов Российской Федерации следующую информацию в письменном виде (если в настоящем пункте не указано иное): о внесении изменений в учредительные документы аккредитованного рейтингового агентства, обособленного подразделения аккредитованного международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с аккредитованным международным рейтинговым агентством, не позднее 20 рабочих дней с даты внесения изменений; об изменении долей собственников (акционеров) аккредитованного рейтингового агентства, владеющих долей капитала 5 процентов и более, не позднее 20 рабочих дней с даты изменения; перечень объектов рейтингования и иных лиц, доля денежных поступлений от которых составила 10 и более процентов в годовом объеме выручки аккредитованного рейтингового агентства по состоянию на конец последнего истекшего календарного года - ежегодно, не позднее 1 августа; об объектах рейтингования, являющихся собственниками аккредитованного рейтингового агентства или аффилированными с собственниками лицами, которым аккредитованным рейтинговым агентством был присвоен контактный кредитный рейтинг, а также информацию о мерах, принимаемых аккредитованным рейтинговым агентством для управления возникающими в этой связи конфликтами интересов, не позднее 5 рабочих дней с даты опубликования указанного кредитного рейтинга; об изменении юридического и (или) фактического адреса аккредитованного рейтингового агентства, обособленного подразделения аккредитованного международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с аккредитованным международным рейтинговым агентством, не позднее 5 рабочих дней с даты изменения; о смене руководителя аккредитованного рейтингового агентства, обособленного подразделения аккредитованного международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с аккредитованным международным рейтинговым агентством, не позднее 5 рабочих дней с даты смены; годовой бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, либо в случае если действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено ведение бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, полный комплект документов годовой финансовой отчетности, представляемый в налоговый орган Российской Федерации - ежегодно, не позднее пяти дней с даты представления указанной отчетности в налоговый орган Российской Федерации; сведения о присвоении, изменении, приостановке кредитного рейтинга или ином рейтинговом действии в отношении российских объектов рейтингования - в электронном виде в день официального опубликования решения о совершении соответствующего действия, либо в случае если указанная информация содержится в сети Интернет на соответствующем сайте аккредитованного рейтингового агентства, информация не предоставляется. III. Ведение реестра аккредитованных рейтинговых агентств 13. Реестр аккредитованных рейтинговых агентств (далее - реестр) ведется Министерством финансов Российской Федерации на бумажном носителе и в электронном виде путем внесения в реестр записей на основании приказов Министерства финансов Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными и подлежат обязательному размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети Интернет. 14. Реестровая запись содержит следующие сведения: номер реестровой записи, дата включения в реестр сведений об аккредитованном рейтинговом агентстве (обособленном подразделении международного рейтингового агентства или российском юридическом лице, аффилированном с международным рейтинговым агентством), дата и номер приказа Министерства финансов Российской Федерации, на основании которого внесена реестровая запись; наименование аккредитованного рейтингового агентства (обособленного подразделения международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с международным рейтинговым агентством) и его организационно-правовая форма; юридический и фактический адрес аккредитованного рейтингового агентства (обособленного подразделения международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с международным рейтинговым агентством); фамилия, имя, отчество руководителя аккредитованного рейтингового агентства (обособленного подразделения международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с международным рейтинговым агентством); информация о лишении аккредитованного рейтингового агентства аккредитации; информация о переоформлении аккредитации аккредитованного рейтингового агентства. 15. Внесение и изменение сведений об аккредитованном рейтинговом агентстве (обособленном подразделении международного рейтингового агентства или российском юридическом лице, аффилированном с международным рейтинговым агентством) в реестр, а также исключение сведений из реестра осуществляется на основании приказов Министерства финансов Российской Федерации. 16. Сведения из реестра предоставляются любым заинтересованным лицам безвозмездно. Предоставление сведений, содержащихся в реестре, по запросам заинтересованных лиц осуществляется в виде выписок из реестра в 5-дневный срок с даты поступления запроса. IV. Лишение аккредитации 17. Рейтинговое агентство лишается аккредитации в следующих случаях: внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица (аккредитованного рейтингового агентства, либо аффилированного с международным рейтинговым агентством) или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника у каждого участвующего в слиянии юридического лица аккредитации в качестве аккредитованного рейтингового агентства), прекращение деятельности обособленного подразделения международного рейтингового агентства на территории Российской Федерации; по инициативе аккредитованного рейтингового агентства; по решению Министерства финансов Российской Федерации в следующих случаях: - несоответствия деятельности аккредитованного рейтингового агентства (обособленного подразделения аккредитованного международного рейтингового агентства или российского юридического лица, аффилированного с аккредитованным международным рейтинговым агентством) требованиям пункта 6 настоящего Порядка, за исключением абзаца второго; - снижения количества действующих контактных кредитных рейтингов ниже пятнадцати (включительно), а также количества контактных кредитных рейтингов, присвоенных эмитентам ценных бумаг, имеющих допуск к торгам на организованном рынке ценных бумаг, ниже семи (включительно); - неоднократного нарушения аккредитованным рейтинговым агентством (обособленным подразделением аккредитованного международного рейтингового агентства или российским юридическим лицом, аффилированным с аккредитованным международным рейтинговым агентством) требований пункта 12 настоящего Порядка. 18. Лишение аккредитации осуществляется на основании приказа Министерства финансов Российской Федерации в течение месяца с даты выявления факта, являющегося основанием для лишения аккредитации, в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка. V. Переоформление аккредитации рейтингового агентства 19. В случае принятия уполномоченными в соответствии с учредительными документами органами управления аккредитованного рейтингового агентства решения о реорганизации в форме преобразования или слияния аккредитованное рейтинговое агентство обязано письменно уведомить Министерство финансов Российской Федерации о таком решении в течение семи рабочих дней с даты принятия указанного решения. 20. В случае реорганизации аккредитованного рейтингового агентства в форме преобразования, при условии соблюдения требований пункта 19 настоящего Порядка, его правопреемник имеет статус аккредитованного рейтингового агентства в течение тридцати дней с даты завершения процедуры преобразования. 21. В случае реорганизации аккредитованного рейтингового агентства, являющегося юридическим лицом, в форме слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника у одного или у каждого участвующего в слиянии юридического лица (рейтингового агентства) аккредитации, а также при условии соблюдения требований пункта 19 настоящего Порядка, такой правопреемник имеет статус аккредитованного рейтингового агентства в течение тридцати дней с даты завершения процедуры слияния. 22. В течение двадцати дней с даты завершения процедуры реорганизации в форме преобразования или слияния при условии соблюдения требований пункта 19 настоящего Порядка правопреемник аккредитованного рейтингового агентства имеет право подать в Министерство финансов Российской Федерации заявление о переоформлении аккредитации. Вместе с заявлением реорганизуемое рейтинговое агентство предоставляет документы и сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящего Порядка. 23. Начиная с даты представления заявления, а также документов и сведений в соответствии с пунктом 22 настоящего Порядка, правопреемник аккредитованного рейтингового агентства сохраняет статус аккредитованного рейтингового агентства в течение всего срока проведения Министерством финансов Российской Федерации экспертизы указанных документов и сведений. 24. Министерство финансов Российской Федерации принимает решение о переоформлении аккредитации в течение десяти дней с даты поступления указанных в пункте 22 настоящего Порядка документов на переоформление аккредитации в форме соответствующего приказа Министерства финансов Российской Федерации и вносит соответствующие изменения в реестр аккредитованных рейтинговых агентств либо принимает решение об отказе в переоформлении аккредитации и направляет правопреемнику аккредитованного рейтингового агентства письмо с обоснованием причин отказа. 25. В переоформлении аккредитации может быть отказано в случае непредставления или неполного представления в Министерство финансов Российской Федерации документов и сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка, а также нарушения требований пункта 6 настоящего Порядка. |