ГОРОД МОСКВА ЗАКОН О КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ МОСКВЫ Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством и Уставом города Москвы устанавливает статус Контрольно-счетной палаты Москвы и определяет ее состав, структуру, полномочия и порядок деятельности. Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Статус Контрольно-счетной палаты Москвы 1. Контрольно-счетная палата Москвы (далее - Контрольно-счетная палата) является органом внешнего государственного финансового контроля, созданным Московской городской Думой в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и ей подотчетным. Для осуществления контроля за формированием и исполнением бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы Контрольно-счетная палата также обладает полномочиями по контролю за правомерностью и эффективностью управления собственностью города Москвы. 2. Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Законом и иными законами города Москвы. 3. Контрольно-счетная палата является юридическим лицом и обладает организационной и функциональной независимостью в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 2. Основные задачи Контрольно-счетной палаты Основными задачами Контрольно-счетной палаты являются: 1) контроль правомерности и обоснованности составления проектов бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы; 2) контроль правомерности, результативности и эффективности исполнения бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, а также управления собственностью города Москвы; 3) оценка влияния расходов бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы на социально-экономическое развитие города Москвы; 4) контроль исполнения бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве, получающих межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты из бюджета города Москвы; 5) представление Московской городской Думе и Мэру Москвы информации о результатах проведенных контрольных мероприятий в установленном настоящим Законом порядке, информирование городского сообщества о деятельности Контрольно-счетной палаты. Статья 3. Основные принципы деятельности Контрольно-счетной палаты Основными принципами деятельности Контрольно-счетной палаты являются законность, объективность, системность, независимость и гласность. Глава 2. СОСТАВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ Статья 4. Состав Контрольно-счетной палаты 1. Контрольно-счетная палата состоит из Председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя Председателя Контрольно-счетной палаты, аудиторов Контрольно-счетной палаты и аппарата Контрольно-счетной палаты. 2. Должности Председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя Председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторов Контрольно-счетной палаты являются государственными должностями города Москвы. Статья 5. Председатель Контрольно-счетной палаты 1. Председатель Контрольно-счетной палаты назначается на должность постановлением Московской городской Думы. Срок полномочий Председателя Контрольно-счетной палаты - пять лет со дня, определенного в постановлении Московской городской Думы о его назначении. По истечении срока полномочий Председатель Контрольно-счетной палаты продолжает осуществлять свои полномочия до назначения нового Председателя Контрольно-счетной палаты. 2. Председателем Контрольно-счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов не менее пяти лет. 3. Председатель Контрольно-счетной палаты: 1) осуществляет руководство деятельностью Контрольно-счетной палаты и организует ее работу в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы, Регламентом Контрольно-счетной палаты, стандартами деятельности Контрольно-счетной палаты, издает приказы и распоряжения по вопросам организации работы Контрольно-счетной палаты, заключает хозяйственные и иные договоры; 2) организует контрольные и иные мероприятия в рамках полномочий Контрольно-счетной палаты; 3) осуществляет полномочия представителя нанимателя в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы о государственной гражданской службе, полномочия по найму и увольнению работников, не являющихся государственными гражданскими служащими; 4) утверждает перспективный и текущий (годовой) планы работы Контрольно-счетной палаты, изменения в перспективный и текущий (годовой) планы работы Контрольно-счетной палаты, Регламент Контрольно-счетной палаты, стандарты деятельности Контрольно-счетной палаты, методические рекомендации по проведению контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты, иные документы, определяющие порядок информационной и иной деятельности Контрольно-счетной палаты; 5) утверждает структуру и штатное расписание Контрольно-счетной палаты, положения о структурных подразделениях Контрольно-счетной палаты и должностные регламенты сотрудников аппарата Контрольно-счетной палаты; 6) утверждает перечень должностных лиц Контрольно-счетной палаты, уполномоченных направлять мотивированные требования от имени Контрольно-счетной палаты о предоставлении информации, содержащей коммерческую тайну; 7) утверждает результаты контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты и представляет их Московской городской Думе; 8) информирует Мэра Москвы о работе Контрольно-счетной палаты и результатах проведенных контрольных мероприятий; 9) контролирует исполнение Контрольно-счетной палатой перспективного и текущего (годового) планов работы Контрольно-счетной палаты, предложений, запросов и обращений Московской городской Думы, Мэра Москвы, комиссий и депутатов Московской городской Думы, членов Правительства Москвы; 10) на регулярной основе информирует Московскую городскую Думу, Мэра Москвы о качестве управления средствами бюджета города Москвы, иными объектами собственности города Москвы и предложениях Контрольно-счетной палаты по совершенствованию управления ими; 11) ежегодно представляет Московской городской Думе отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты, итогах проведенных контрольных мероприятий; 12) утверждает перечень должностных лиц Контрольно-счетной палаты, уполномоченных в соответствии с законодательством составлять протоколы об административных правонарушениях, направляет материалы по делам об административных правонарушениях в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; 13) представляет Контрольно-счетную палату в отношениях с государственными органами города Москвы, федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, контрольными органами Российской Федерации, зарубежных стран, международными и иными организациями; 14) принимает меры по обеспечению доступа пользователей информации к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 4. Председатель Контрольно-счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Московской городской Думы, ее комиссий и рабочих групп, заседаниях Правительства Москвы и мероприятиях, проводимых государственными органами города Москвы, а также координационными и совещательными органами при Мэре Москвы. Статья 6. Заместитель Председателя Контрольно-счетной палаты 1. Заместитель Председателя Контрольно-счетной палаты назначается на должность постановлением Московской городской Думы по представлению Председателя Контрольно-счетной палаты. Срок полномочий заместителя Председателя Контрольно-счетной палаты - пять лет со дня, определенного в постановлении Московской городской Думы о его назначении. По истечении срока полномочий заместитель Председателя Контрольно-счетной палаты продолжает осуществлять свои полномочия до назначения нового заместителя Председателя Контрольно-счетной палаты. 2. Заместителем Председателя Контрольно-счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов не менее пяти лет. 3. Заместитель Председателя Контрольно-счетной палаты имеет право присутствовать при рассмотрении вопросов, входящих в его компетенцию, на заседаниях Московской городской Думы, ее комиссий и рабочих групп, Правительства Москвы и на мероприятиях, проводимых государственными органами города Москвы. 4. Заместитель Председателя Контрольно-счетной палаты осуществляет свои полномочия в соответствии с Регламентом Контрольно-счетной палаты, стандартами деятельности Контрольно-счетной палаты. В отсутствие Председателя Контрольно-счетной палаты заместитель Председателя Контрольно-счетной палаты по его поручению осуществляет его полномочия. Статья 7. Аудиторы Контрольно-счетной палаты 1. Численный состав аудиторов определяется постановлением Московской городской Думы по представлению Председателя Контрольно-счетной палаты. 2. Аудиторами Контрольно-счетной палаты могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов не менее пяти лет или квалификационный аттестат аудитора (профессионального бухгалтера). 3. Аудиторы Контрольно-счетной палаты возглавляют соответствующие направления деятельности Контрольно-счетной палаты, организуют и проводят контрольные мероприятия. Аудиторы Контрольно-счетной палаты в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы и несут ответственность за результаты деятельности подведомственных им направлений. 4. Аудитор Контрольно-счетной палаты назначается на должность постановлением Московской городской Думы по представлению Председателя Контрольно-счетной палаты. Срок полномочий аудитора Контрольно-счетной палаты - пять лет со дня, определенного в постановлении Московской городской Думы о его назначении. По истечении этого срока аудитор Контрольно-счетной палаты освобождается от должности постановлением Московской городской Думы. 5. Аудиторы имеют право присутствовать на заседаниях Московской городской Думы, ее комиссий и рабочих групп, Правительства Москвы и на мероприятиях, проводимых государственными органами города Москвы, при рассмотрении вопросов, входящих в их компетенцию. 6. Аудиторы Контрольно-счетной палаты осуществляют свои полномочия в соответствии с Регламентом Контрольно-счетной палаты, стандартами деятельности Контрольно-счетной палаты. Статья 8. Полномочия и организация работы Коллегии Контрольно-счетной палаты 1. Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Контрольно-счетной палаты, методологии контрольной деятельности, других вопросов деятельности Контрольно-счетной палаты образуется Коллегия Контрольно-счетной палаты, компетенция и порядок работы которой определяются Регламентом Контрольно-счетной палаты с учетом требований настоящего Закона. В состав Коллегии Контрольно-счетной палаты входят Председатель Контрольно-счетной палаты, заместитель Председателя Контрольно-счетной палаты и аудиторы Контрольно-счетной палаты. 2. Коллегия Контрольно-счетной палаты в обязательном порядке рассматривает на своих заседаниях: 1) проекты перспективных и текущих (годовых) планов работы Контрольно-счетной палаты, предложения о внесении изменений в планы работы Контрольно-счетной палаты; 2) годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты; 3) распределение предметов ведения между членами Коллегии Контрольно-счетной палаты; 4) Регламент Контрольно-счетной палаты, стандарты деятельности Контрольно-счетной палаты, методические рекомендации по проведению контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты, документы, определяющие порядок запроса информации Контрольно-счетной палатой; 5) изменение структуры и штатного расписания Контрольно-счетной палаты; 6) итоги контрольных мероприятий при необходимости вынесения предписаний в адрес проверяемых организаций; 7) другие вопросы, предусмотренные настоящим Законом и Регламентом Контрольно-счетной палаты. 3. Депутаты Московской городской Думы могут принимать участие в заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты. Статья 9. Аппарат Контрольно-счетной палаты 1. Аппарат Контрольно-счетной палаты состоит из сотрудников, численный состав которых определяется постановлением Московской городской Думы по представлению Председателя Контрольно-счетной палаты. 2. Лица, замещающие в аппарате Контрольно-счетной палаты должности, учрежденные для обеспечения исполнения полномочий Контрольно-счетной палаты или содействия в реализации полномочий членов Коллегии Контрольно-счетной палаты, являются государственными гражданскими служащими города Москвы. Права, обязанности и ответственность сотрудников аппарата Контрольно-счетной палаты, а также условия прохождения ими государственной гражданской службы определяются федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы. 3. Сотрудники аппарата Контрольно-счетной палаты исполняют служебные обязанности в соответствии с Регламентом Контрольно-счетной палаты, стандартами деятельности Контрольно-счетной палаты, положениями о структурных подразделениях Контрольно-счетной палаты и своими должностными регламентами. Статья 10. Должностные лица Контрольно-счетной палаты и их полномочия 1. Должностными лицами Контрольно-счетной палаты являются члены Коллегии Контрольно-счетной палаты, а также сотрудники аппарата Контрольно-счетной палаты, замещающие должности, учрежденные для обеспечения исполнения полномочий Контрольно-счетной палаты или содействия в реализации полномочий членов Коллегии Контрольно-счетной палаты. 2. Должностные лица Контрольно-счетной палаты при исполнении служебных обязанностей имеют право по предварительному уведомлению на основании распоряжения Председателя Контрольно-счетной палаты при предъявлении служебных удостоверений: 1) проходить в помещения, занимаемые организациями, в отношении которых проводятся контрольные мероприятия Контрольно-счетной палаты, осматривать занимаемые ими помещения и территории; 2) направлять запросы должностным лицам организаций, в отношении которых проводятся контрольные мероприятия Контрольно-счетной палаты; 3) требовать от должностных лиц проверяемых организаций представления письменных объяснений по отдельным фактам, выявленным в ходе контрольного мероприятия, копий необходимых документов, в том числе заверенных в установленном порядке; 4) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством города Москвы; 5) составлять акты по фактам непредставления, несвоевременного представления должностными лицами проверяемых организаций документов и иных источников информации, запрошенных в ходе контрольного мероприятия; 6) в организациях, в отношении которых проводятся контрольные мероприятия Контрольно-счетной палаты, знакомиться в полном объеме с документацией, в том числе с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, с соблюдением требований федерального законодательства; 7) в организациях, в отношении которых проводятся контрольные мероприятия Контрольно-счетной палаты, знакомиться с электронной информацией, хранящейся в электронных системах и базах данных, в том числе содержащей государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; 8) в организациях, в отношении которых проводятся контрольные мероприятия Контрольно-счетной палаты, знакомиться с технической документацией к электронным системам и базам данных. 3. Информация, содержащая государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, предоставляется должностным лицам Контрольно-счетной палаты в порядке, определенном федеральным законодательством. 4. Руководителями контрольных мероприятий являются должностные лица Контрольно-счетной палаты, определенные Регламентом Контрольно-счетной палаты. 5. Руководители проверяемых организаций обязаны создавать необходимые условия для работы должностных лиц Контрольно-счетной палаты, безвозмездно предоставлять им помещения, средства связи и организационную технику. Статья 11. Обязательность исполнения требований должностных лиц Контрольно-счетной палаты 1. Требования должностных лиц Контрольно-счетной палаты, связанные с осуществлением ими своих полномочий, являются обязательными для органов и организаций, в отношении которых проводятся контрольные мероприятия Контрольно-счетной палаты. 2. Невыполнение законных требований должностных лиц Контрольно-счетной палаты, а также действия, препятствующие осуществлению должностными лицами Контрольно-счетной палаты своих полномочий, влекут за собой ответственность в установленном федеральным законодательством порядке. Статья 12. Ответственность должностных лиц Контрольно-счетной палаты 1. Должностные лица Контрольно-счетной палаты обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством города Москвы полномочия, соблюдать требования федерального законодательства и законодательства города Москвы, права и законные интересы граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 2. Должностные лица Контрольно-счетной палаты несут ответственность за полноту и достоверность результатов проводимых контрольных мероприятий. 3. Должностные лица Контрольно-счетной палаты, которым в связи с осуществлением своих полномочий стала известна государственная, служебная, коммерческая или иная охраняемая законом тайна, несут установленную законодательством ответственность за ее разглашение. 4. Должностные лица Контрольно-счетной палаты, участвующие в проведении контрольного мероприятия, составляют и подписывают определенные настоящим Законом, Регламентом Контрольно-счетной палаты, стандартами деятельности Контрольно-счетной палаты документы, за содержание которых несут персональную ответственность. Статья 13. Планирование работы Контрольно-счетной палаты 1. Контрольно-счетная палата строит свою деятельность самостоятельно на основе перспективных и текущих (годовых) планов работы Контрольно-счетной палаты, которые формируются в целях обеспечения всестороннего и систематического контроля, выполнения требований федерального законодательства и законодательства города Москвы. 2. Текущий (годовой) план работы Контрольно-счетной палаты включает контрольные мероприятия с указанием их видов, а также другие мероприятия, осуществляемые Контрольно-счетной палатой. Для каждого из мероприятий устанавливаются сроки их проведения и ответственные должностные лица Контрольно-счетной палаты. 3. Предложения Московской городской Думы и Мэра Москвы при формировании текущего (годового) плана работы Контрольно-счетной палаты подлежат рассмотрению и, в случае соответствия федеральному законодательству и законодательству города Москвы, включению в текущий (годовой) план работы Контрольно-счетной палаты. 4. Планы работы Контрольно-счетной палаты утверждаются Председателем Контрольно-счетной палаты по результатам рассмотрения их проектов Коллегией Контрольно-счетной палаты. 5. Текущий (годовой) план работы Контрольно-счетной палаты утверждается в срок до 30 декабря года, предшествующего плановому. 6. В течение года контрольные мероприятия включаются в текущий (годовой) план работы Контрольно-счетной палаты на основании решения Коллегии Контрольно-счетной палаты в соответствии с полномочиями Контрольно-счетной палаты, установленными федеральным законодательством и законодательством города Москвы. При внесении изменений в текущий (годовой) план работы Контрольно-счетной палаты предложения Московской городской Думы и Мэра Москвы подлежат рассмотрению и, в случае соответствия федеральному законодательству и законодательству города Москвы, включению в текущий (годовой) план работы Контрольно-счетной палаты. Обязательному рассмотрению при внесении изменений в текущий (годовой) план работы Контрольно-счетной палаты подлежат запросы и обращения комиссий и депутатов Московской городской Думы. Статья 14. Методологическое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты 1. В целях обеспечения качества, эффективности и объективности контрольной деятельности Контрольно-счетная палата самостоятельно разрабатывает стандарты деятельности Контрольно-счетной палаты, содержащие обязательные требования к осуществляемой ею деятельности, а также методические рекомендации по проведению контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты. 2. При разработке стандартов деятельности Контрольно-счетной палаты и методических рекомендаций по проведению контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты используются международные и национальные стандарты в области государственного контроля, аудита и финансовой отчетности. Статья 15. Привлечение к контрольным мероприятиям специалистов иных организаций и независимых экспертов Контрольно-счетная палата может привлекать на возмездной или безвозмездной основе к проведению контрольных мероприятий специалистов иных организаций и независимых экспертов, в том числе аудиторские организации, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты, а также по согласованию привлекать на безвозмездной основе специалистов и экспертов государственных органов и учреждений. Статья 16. Гласность и открытость в работе Контрольно-счетной палаты 1. В целях обеспечения открытого доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты и взаимодействия с государственными органами Контрольно-счетной палатой ведется официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности Контрольно-счетной палаты, включая планы работы Контрольно-счетной палаты и информацию об итогах ее контрольных мероприятий. 2. Контрольно-счетная палата ежегодно представляет Московской городской Думе отчет о своей деятельности. После рассмотрения отчета Московской городской Думой он размещается на официальном сайте Контрольно-счетной палаты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и публикуется в издании, указанном в части 3 настоящей статьи. 3. Информация о деятельности Контрольно-счетной палаты ежеквартально публикуется в официальном печатном издании Контрольно-счетной палаты - "Информационный бюллетень Контрольно-счетной палаты Москвы". 4. Окончательные и промежуточные результаты проводимых Контрольно-счетной палатой или при ее участии контрольных мероприятий могут быть преданы гласности только с письменного разрешения Председателя Контрольно-счетной палаты. Должностные лица Контрольно-счетной палаты несут дисциплинарную ответственность за несанкционированное предание гласности окончательных или промежуточных результатов контрольных мероприятий, проводимых Контрольно-счетной палатой либо с ее участием. 5. Должностные лица Контрольно-счетной палаты и привлеченные специалисты и эксперты могут использовать данные, полученные в ходе проведения контрольных мероприятий, только в интересах выполнения работ, проводимых Контрольно-счетной палатой. Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Статья 17. Полномочия Контрольно-счетной палаты 1. В процессе реализации задач, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона, Контрольно-счетная палата осуществляет: 1) экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, связанных с формированием и использованием средств бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы и иных объектов собственности города Москвы; 2) экспертизу проектов программ города Москвы и вносимых в них изменений, стратегий, прогнозов и планов развития города Москвы, предлагаемых к утверждению законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы; 3) экспертизу проектов законов города Москвы о бюджете города Москвы, бюджете территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы и вносимых в них изменений; 4) ежемесячный мониторинг исполнения бюджета города Москвы и социально-экономической ситуации в городе Москве; 5) внешнюю проверку годовых отчетов об исполнении бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, а также в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве; 6) экспертизу проектов законов города Москвы об исполнении бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы; 7) проверки и обследования реализации программ города Москвы, планов развития города Москвы; 8) проверки и обследования правомерности и эффективности использования бюджетных средств и субсидий из бюджета города Москвы государственными органами города Москвы и организациями, а также проверки и обследования финансово-хозяйственной деятельности государственных органов города Москвы и учреждений города Москвы; 9) проверки и обследования формирования и использования средств бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы; 10) проверки и обследования правомерности и эффективности управления и распоряжения объектами собственности города Москвы; 11) проверки и обследования состояния и использования объектов имущественной казны, поступления в бюджет города Москвы доходов от использования объектов имущественной казны города Москвы и расходования средств бюджета города Москвы на ее содержание; 12) проверки и обследования управления государственным долгом города Москвы; 13) проверки и обследования использования субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов из бюджета города Москвы бюджетам внутригородских муниципальных образований в городе Москве; 14) проверки и обследования исполнения бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве, получающих межбюджетные трансферты из бюджета города Москвы; 15) подготовку предложений по совершенствованию правового регулирования и организации работы со средствами бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве; 16) подготовку и представление ответов на запросы Мэра Москвы, депутатов Московской городской Думы, государственных органов города Москвы и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве; 17) иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 2. При проведении экспертиз проектов правовых актов города Москвы в пределах компетенции Контрольно-счетная палата вправе оценивать наличие в них коррупциогенных факторов. 3. В процессе реализации задач, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона, и полномочий, установленных в части 1 настоящей статьи, Контрольно-счетная палата проводит контрольные мероприятия в отношении: 1) государственных органов города Москвы; 2) органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом города Москвы; 3) государственных учреждений и государственных предприятий города Москвы; 4) органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве; 5) муниципальных учреждений и муниципальных предприятий внутригородских муниципальных образований в городе Москве; 6) организаций, которым переданы отдельные полномочия государственных органов города Москвы, включая полномочия по управлению и распоряжению собственностью города Москвы; 7) организаций, являющихся получателями субсидий из бюджета города Москвы; 8) организаций, являющихся получателями государственных гарантий города Москвы; 9) иных организаций, получающих средства из бюджета города Москвы. 4. Контрольно-счетная палата может проводить иные контрольные мероприятия, помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи, в отношении органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и муниципальных предприятий внутригородских муниципальных образований в городе Москве и организаций на основании заключенных договоров (соглашений). 5. Документы, оформляемые по результатам контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты, не должны содержать политических оценок решений, принимаемых государственными органами города Москвы, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Статья 18. Виды контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты 1. Контрольно-счетная палата проводит следующие виды контрольных мероприятий: проверка, обследование, экспертиза, мониторинг. 2. При проведении проверки осуществляется оценка правомерности и эффективности формирования и исполнения бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, использования объектов собственности города Москвы или внутригородских муниципальных образований в городе Москве. 3. При проведении обследования производится системное исследование или оперативное выявление положения дел по вопросам, связанным с формированием и исполнением бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, использованием объектов собственности города Москвы или внутригородских муниципальных образований в городе Москве в определенной отрасли или направлении. 4. При проведении экспертизы осуществляется оценка (анализ) проекта правового акта в части правомерности и эффективности предлагаемых норм и правил или конкретных решений по вопросам, связанным с формированием и исполнением бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, использованием объектов собственности города Москвы. 5. При проведении мониторинга осуществляется регулярное наблюдение за показателями исполнения бюджета города Москвы и социально-экономической ситуации в городе Москве, включающее сбор и анализ управленческой информации на протяжении определенного времени. 6. Контрольные мероприятия проводятся Контрольно-счетной палатой с использованием финансового аудита, аудита эффективности, аудита информации и иных форм контроля. 7. Выбор форм контроля, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, для контрольных мероприятий осуществляется Коллегией Контрольно-счетной палаты в соответствии с Регламентом Контрольно-счетной палаты для обеспечения своевременного выполнения текущего (годового) плана работы Контрольно-счетной палаты. 8. Проверки и обследования проводятся Контрольно-счетной палатой по месту расположения проверяемой организации либо в Контрольно-счетной палате. В последнем случае проверяемая организация обязана предоставить все запрашиваемые должностными лицами Контрольно-счетной палаты документы в их распоряжение. Должностные лица Контрольно-счетной палаты несут ответственность за сохранность переданных документов. Статья 19. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов контрольного мероприятия 1. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов контрольных мероприятий утверждается приказом Председателя Контрольно-счетной палаты с учетом требований федерального законодательства и законодательства города Москвы, Регламента Контрольно-счетной палаты и стандартов деятельности Контрольно-счетной палаты. 2. По окончании проверки или обследования в проверяемой организации должностными лицами Контрольно-счетной палаты, проводившими проверку или обследование в проверяемой организации, составляется акт. Должностные лица Контрольно-счетной палаты, принимавшие участие в проведении контрольного мероприятия, вправе выразить особое мнение в письменном виде, которое прилагается к акту. 3. Результаты проверки, обследования, экспертизы, мониторинга оформляются соответственно в виде отчета, справки, заключения, аналитической записки. 4. Руководитель контрольного мероприятия составляет и подписывает отчет, справку, заключение или аналитическую записку, за содержание которых несет персональную ответственность. 5. Результаты контрольного мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных федеральным законодательством. Статья 20. Меры, принимаемые Контрольно-счетной палатой по результатам контрольных мероприятий В случае выявления при проведении контрольных мероприятий нарушений федерального законодательства и законодательства города Москвы или причинения ущерба городу Москве или внутригородскому муниципальному образованию в городе Москве, а также обстоятельств, способствующих совершению нарушений или причинению ущерба городу Москве или внутригородскому муниципальному образованию в городе Москве, Контрольно-счетная палата в пределах установленных полномочий обязана: 1) направить представление или предписание государственному органу, органу местного самоуправления внутригородского муниципального образования в городе Москве и (или) проверяемой организации об устранении выявленных нарушений и недостатков с указанием сроков их устранения и (или) принятии мер по недопущению нарушений и недостатков; 2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений и недостатков, их предотвращению, а также по направлению информации о результатах контрольных мероприятий в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве для привлечения к ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения. Статья 21. Представление Контрольно-счетной палаты 1. По результатам контрольных мероприятий Контрольно-счетная палата направляет государственным органам города Москвы, органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также проверяемым организациям представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению или возмещению ущерба городу Москве или внутригородскому муниципальному образованию в городе Москве, привлечению к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также предотвращению нарушений и недостатков. 2. Представления Контрольно-счетной палаты подписываются Председателем Контрольно-счетной палаты. 3. В течение одного месяца со дня получения представления в адрес Контрольно-счетной палаты должно быть направлено уведомление в письменной форме о решениях и мерах, принятых по результатам его рассмотрения, по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствовавших. Статья 22. Предписание Контрольно-счетной палаты 1. Контрольно-счетная палата имеет право направлять государственным органам города Москвы, органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также проверяемым организациям обязательные для исполнения предписания в случаях: 1) выявления нарушений, требующих безотлагательного применения мер по их пресечению; 2) выявления обстоятельств, способствующих совершению нарушений либо причинению ущерба городу Москве или внутригородскому муниципальному образованию в городе Москве; 3) несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Контрольно-счетной палаты; 4) создания препятствий проведению контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты. 2. Предписания Контрольно-счетной палаты подписываются Председателем Контрольно-счетной палаты. 3. Предписание Контрольно-счетной палаты должно быть выполнено в установленные в нем сроки. Статья 23. Гарантии прав проверяемых организаций 1. Акты, составленные по окончании проверок или обследований в проверяемых организациях, доводятся до сведения их руководителей. Руководитель проверяемой организации имеет право подписать акт без пояснений и замечаний либо в зависимости от объема направленных материалов в срок до семи рабочих дней со дня получения акта представить пояснения и замечания к нему в Контрольно-счетную палату. Непредставление пояснений и замечаний к акту в установленный срок является подтверждением его согласования. Представленные в установленный срок пояснения и замечания прилагаются к акту и в дальнейшем являются его неотъемлемой частью. 2. Государственные органы города Москвы и организации, должностные лица, руководители, граждане вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания Контрольно-счетной палаты, а также обратиться с жалобой на действие или бездействие Контрольно-счетной палаты в Московскую городскую Думу. Подача заявления не приостанавливает исполнение предписания. 3. Направляемые Контрольно-счетной палатой запросы информации не должны предусматривать повторное направление ранее представленных в Контрольно-счетную палату данных, а также официальных данных, находящихся в открытом доступе. 4. При проведении контрольных мероприятий должностные лица Контрольно-счетной палаты не вправе вмешиваться в деятельность проверяемой организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Глава 4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ Статья 24. Предоставление информации Контрольно-счетной палате 1. Организации, в отношении которых Контрольно-счетная палата имеет право проводить контрольные мероприятия, обязаны безвозмездно предоставлять на регулярной основе Контрольно-счетной палате информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности, в порядке, установленном правовыми актами города Москвы, а также по отдельным запросам Контрольно-счетной палаты. 2. При осуществлении Контрольно-счетной палатой контрольных мероприятий проверяемые организации должны обеспечить сотрудникам Контрольно-счетной палаты возможность безвозмездного ознакомления с управленческой и иной отчетностью и документацией, документами, связанными с формированием и исполнением бюджета города Москвы, бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, использованием собственности города Москвы, собственности внутригородских муниципальных образований в городе Москве, информационными системами, используемыми государственными органами города Москвы и проверяемыми организациями, находящимися в них электронными данными, технической документацией к ним, а также иными документами, необходимыми для выполнения Контрольно-счетной палатой ее задач и полномочий. 3. Контрольно-счетная палата при проведении контрольных мероприятий безвозмездно получает от государственных органов города Москвы и проверяемых организаций всю необходимую документацию для проведения контрольного мероприятия. 4. Порядок направления запросов Контрольно-счетной палаты и определения сроков ответов на них устанавливается Коллегией Контрольно-счетной палаты в порядке, определенном Регламентом Контрольно-счетной палаты. Срок ответов на запросы Контрольно-счетной палаты, направленные в рамках проведения контрольных мероприятий на основании поручений Московской городской Думы и Мэра Москвы, запросов комиссий и депутатов Московской городской Думы, обращений членов Правительства Москвы, органов прокуратуры и иных правоохранительных органов, может быть установлен менее семи дней. Должностные лица, руководители, которым направлен запрос Контрольно-счетной палаты, обязаны дать на него ответ в срок, определенный в запросе Контрольно-счетной палаты. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, руководителем, которому направлен запрос, либо лицом, исполняющим его обязанности. 5. Правовые акты Мэра Москвы и Правительства Москвы, а также решения органов исполнительной власти города Москвы о создании, преобразовании или ликвидации государственных учреждений и государственных предприятий города Москвы, об изменении количества акций и долей города Москвы в уставных капиталах хозяйственных обществ, о заключении договоров об управлении бюджетными средствами и иными объектами собственности города Москвы направляются в Контрольно-счетную палату в течение 10 рабочих дней со дня принятия. 6. Главные администраторы доходов бюджета города Москвы, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета города Москвы, главные распорядители средств бюджета города Москвы ежеквартально, а также по итогам финансового года направляют в Контрольно-счетную палату в электронном виде бюджетную отчетность после ее принятия финансовым органом города Москвы. 7. Органы исполнительной власти города Москвы ежегодно направляют в Контрольно-счетную палату отчеты и заключения аудиторских организаций по результатам аудиторских проверок деятельности государственных предприятий, учреждений, а также акционерных обществ с долей города Москвы не менее 50 процентов в течение 30 дней со дня их подписания. Статья 25. Доступ Контрольно-счетной палаты к информационным ресурсам 1. Правительство Москвы, иные государственные органы города Москвы, орган управления территориальным государственным внебюджетным фондом города Москвы, а также органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве обеспечивают доступ Контрольно-счетной палаты к информационным системам и ресурсам. 2. Перечень информационных систем и ресурсов, доступ к которым предоставляется Контрольно-счетной палате, утверждается постановлением Московской городской Думы по предложению Контрольно-счетной палаты в рамках ее компетенции, установленной федеральным законодательством и законодательством города Москвы, а организационно-технические требования к обеспечению доступа определяются Правительством Москвы, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Статья 26. Взаимодействие Контрольно-счетной палаты с государственными и муниципальными органами 1. В рамках установленной федеральным законодательством и законодательством города Москвы компетенции Контрольно-счетная палата имеет право взаимодействовать с государственными органами Российской Федерации, включая контрольные, обмениваться с ними результатами контрольной деятельности, нормативными и методическими документами. 2. Контрольно-счетная палата в пределах установленной федеральным законодательством и законодательством города Москвы компетенции имеет право взаимодействовать со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, муниципальными контрольно-счетными органами, а также их ассоциациями и союзами. Контрольно-счетная палата имеет право принимать участие в контрольных мероприятиях, проводимых Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными контрольно-счетными органами в случае их согласия. 3. Контрольно-счетная палата в пределах установленной федеральным законодательством и законодательством города Москвы компетенции имеет право взаимодействовать с органами прокуратуры, казначейства, внутренних дел, налоговыми органами на территории города Москвы. 4. В целях координации контрольной деятельности Контрольно-счетная палата может принимать участие в создании и работе координационных, консультационных, совещательных и других рабочих органов как на временной, так и на постоянной основе. 5. В случае выявления при проведении контрольного мероприятия Контрольно-счетной палаты фактов использования средств бюджета города Москвы, бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также средств территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, в которых усматриваются признаки уголовного или административного правонарушения, после направления результатов контрольного мероприятия в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы Председатель Контрольно-счетной палаты направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы, а также государственные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 6. Взаимодействие Контрольно-счетной палаты с государственными органами и органами местного самоуправления по отдельным вопросам может регулироваться договорами и соглашениями. Статья 27. Взаимодействие Контрольно-счетной палаты с органами исполнительной власти города Москвы, уполномоченными на осуществление государственного финансового контроля 1. При осуществлении своей деятельности Контрольно-счетная палата взаимодействует с органами исполнительной власти города Москвы, уполномоченными на осуществление государственного финансового контроля, а также органами исполнительной власти города Москвы, в составе которых созданы подразделения внутреннего финансового аудита (ведомственного контроля), использует результаты проведенных ими контрольных мероприятий, а также по согласованию с руководителями соответствующих органов исполнительной власти города Москвы привлекает их сотрудников к проведению отдельных контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты. Контрольно-счетная палата обеспечивает режим использования указанных материалов, предусмотренный в предоставившем их государственном органе. 2. Контрольно-счетная палата и органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на осуществление государственного финансового контроля, предоставляют друг другу нормативные и методические документы. 3. Контрольно-счетная палата обменивается с органами исполнительной власти города Москвы, уполномоченными на осуществление государственного финансового контроля, информацией о результатах контрольных мероприятий. Статья 28. Взаимодействие Контрольно-счетной палаты с финансовым органом города Москвы 1. При проведении контрольных мероприятий Контрольно-счетная палата взаимодействует с финансовым органом города Москвы, получает от него всю необходимую для реализации задач, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона, и осуществления своих полномочий информацию. 2. Контрольно-счетная палата обменивается с финансовым органом города Москвы информацией о результатах контрольных мероприятий, методологическими и нормативными документами. 3. Финансовый орган города Москвы ежеквартально, а также по итогам финансового года представляет в Контрольно-счетную палату в согласованном с ней порядке бюджетную отчетность города Москвы. 4. Финансовый орган города Москвы представляет в Контрольно-счетную палату в согласованном с ней порядке утвержденную сводную бюджетную роспись и кассовый план исполнения бюджета города Москвы не позднее 30 дней со дня начала планового периода: по состоянию на начало текущего финансового года; по состоянию на первое число первого месяца квартала; по состоянию на конец текущего финансового года. Статья 29. Взаимодействие Контрольно-счетной палаты с контрольными органами иностранных государств 1. Контрольно-счетная палата в пределах установленной федеральным законодательством и законодательством города Москвы компетенции имеет право взаимодействовать с контрольно-счетными палатами и иными контрольными органами иностранных государств, их регионов, а также объединениями указанных органов. Контрольно-счетная палата имеет право состоять в таких объединениях. 2. Взаимодействие Контрольно-счетной палаты с контрольно-счетными палатами и иными контрольными органами иностранных государств и их регионов, а также их объединениями по отдельным вопросам может регулироваться договорами и соглашениями. Глава 5. ГАРАНТИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА, МАТЕРИАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ Статья 30. Гарантии правового статуса должностных лиц Контрольно-счетной палаты 1. Воздействие на должностных лиц Контрольно-счетной палаты с целью воспрепятствовать осуществлению ими своих полномочий либо добиться принятия решения в чью-либо пользу, насильственные действия, оскорбления, а равно клевета либо распространение недостоверной информации о выполнении ими служебных обязанностей влекут ответственность, установленную федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 2. Члены Коллегии Контрольно-счетной палаты обладают гарантиями профессиональной независимости. Они могут быть досрочно освобождены от замещаемой должности решением Московской городской Думы исключительно в случаях: 1) утраты членом Коллегии Контрольно-счетной палаты гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства; 2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Коллегии Контрольно-счетной палаты; 3) признания члена Коллегии Контрольно-счетной палаты недееспособным, безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу; 4) письменного заявления члена Коллегии Контрольно-счетной палаты о сложении своих полномочий; 5) нарушения членом Коллегии Контрольно-счетной палаты пунктов 6, 9, 11 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации; 6) нарушения установленных федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы ограничений для лиц, замещающих государственные должности города Москвы; 7) сокращения государственной должности аудитора Контрольно-счетной палаты. 3. Решение о прекращении полномочий члена Коллегии Контрольно-счетной палаты по основаниям, предусмотренным пунктами 1-6 части 2 настоящей статьи, оформляется постановлением Московской городской Думы, в котором определяется день прекращения соответствующих полномочий. 4. Решение о прекращении полномочий аудитора Контрольно-счетной палаты по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 2 настоящей статьи, оформляется по представлению Председателя Контрольно-счетной палаты постановлением Московской городской Думы, в котором определяется день прекращения соответствующих полномочий. В случае досрочного освобождения аудитора Контрольно-счетной палаты от замещаемой должности по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 2 настоящей статьи, ему предоставляются гарантии, предусмотренные Законом города Москвы "О государственных должностях города Москвы". 5. Деятельность Контрольно-счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Московской городской Думы. Статья 31. Материальное и социальное обеспечение, гарантии государственной защиты должностных лиц Контрольно-счетной палаты 1. Органы государственной власти города Москвы принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению членов Коллегии Контрольно-счетной палаты и сотрудников аппарата Контрольно-счетной палаты. 2. Оплата профессиональной служебной деятельности и иные государственные гарантии государственного гражданского служащего в аппарате Контрольно-счетной палаты устанавливаются в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе. 3. Должностные оклады государственных гражданских служащих в аппарате Контрольно-счетной палаты устанавливаются на уровне должностных окладов государственных гражданских служащих города Москвы, замещающих соответствующие должности государственной гражданской службы города Москвы в Аппарате Мэра и Правительства Москвы. 4. Оплата труда лиц, замещающих должности в аппарате Контрольно-счетной палаты, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы города Москвы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты, производится в размерах и пределах, установленных для соответствующих работников органов исполнительной власти города Москвы. 5. Членам Коллегии Контрольно-счетной палаты и сотрудникам аппарата Контрольно-счетной палаты гарантируется государственная защита, включая обязательное государственное страхование жизни и здоровья, за счет средств бюджета города Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 32. Финансирование Контрольно-счетной палаты 1. Финансирование Контрольно-счетной палаты производится только из бюджета города Москвы и должно обеспечивать возможность реализации полномочий Контрольно-счетной палаты в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 2. Средства на содержание Контрольно-счетной палаты предусматриваются в бюджете города Москвы отдельной строкой. 3. Контрольно-счетная палата при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности обладает правами государственного заказчика и вправе самостоятельно размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. 4. Контроль за использованием Контрольно-счетной палатой бюджетных средств и государственного имущества осуществляется на основании постановления Московской городской Думы. Статья 33. Переходные и заключительные положения 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. Часть 1 статьи 5 настоящего Закона не распространяется на срок полномочий Председателя Контрольно-счетной палаты, назначенного до вступления настоящего Закона в силу. 3. Часть 1 статьи 6 настоящего Закона не распространяется на срок полномочий заместителя Председателя Контрольно-счетной палаты, назначенного до вступления настоящего Закона в силу. 4. Часть 4 статьи 7 настоящего Закона не распространяется на срок полномочий аудиторов Контрольно-счетной палаты, назначенных до вступления настоящего Закона в силу. 5. Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона: 1) Закон города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы"; 2) Закон города Москвы от 10 июня 1996 года N 19 "Об изменении и дополнении Закона города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы"; 3) Закон города Москвы от 17 июля 1998 года N 18 "О внесении изменения в Закон города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы"; 4) Закон города Москвы от 15 марта 2000 года N 3 "О внесении изменений и дополнений в статьи 5, 6, 7 и 38 Закона города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы"; 5) часть 4 статьи 1 Закона города Москвы от 21 февраля 2001 года N 6 "О приведении в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации отдельных законов города Москвы"; 6) Закон города Москвы от 11 мая 2005 года N 15 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы"; 7) статью 1 Закона города Москвы от 4 июля 2007 года N 26 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные должности города Москвы и должности государственной гражданской службы города Москвы". Мэр Москвы Ю.М. Лужков Москва, Московская городская Дума 30 июня 2010 года N 30 |