Страницы: 1 2 на основе данных следующих форм федерального статистического наблюдения: - 11-ТЭР "Сведения об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии на производство отдельных видов продукции, работ (услуг)"; утверждена приказом Федеральной службы государственной статистики от 23 сентября 2008 г. N 235. Указания по заполнению данной формы утверждены приказом Федеральной службы государственной статистики от 20 июля 2009 г. N 146; - 6-ТП "Сведения о работе тепловой электростанции"; форма, а также указания по ее заполнению утверждены приказом Федеральной службы государственной статистики от 28 июля 2009 г. N 153. Целевые значения данных показателей должны отражать повышение энергетической эффективности с учетом всех мероприятий, реализуемых в рамках программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемой организации. 2. Установка приборов учета. К числу показателей, отражающих исполнение требований по организации учета энергоресурсов, относятся: - доля сооружений, оборудованных приборами учета электроэнергии, в которых расчеты за электроэнергию осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета теплоэнергии, в которых расчеты за теплоэнергию осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета воды, в которых расчеты за воду осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета газа, в которых расчеты за газ осуществляет регулируемая организация. 3. Типовые мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Мероприятия, дающие эффект энергосбережения и повышения энергоэффективности при производстве электрической энергии (с учетом особенностей когенерации). Общий список энергосберегающих мероприятий при производстве тепловой и электрической энергии должен включать в себя: - организационные мероприятия; - технические мероприятия, проводимые при эксплуатации, текущем ремонте, замене и новом строительстве источников тепловой и электрической энергии. К числу основных технических относятся следующие мероприятия: - ввод в эксплуатацию новых энергоисточников на базе высокоэффективных парогазовых технологий (электрический КПД не менее 51% при условии полной загрузки по тепловой мощности); - строительство газотурбинной надстройки на существующих паротурбинных теплофикационных блоках; - реконструкция существующих РТС в ГТУ-ТЭЦ или ПГУ-ТЭЦ с установкой энергетических турбин; - оптимизация режимов работы энергоисточников и распределения тепловых нагрузок на основании ежегодной корректировки схем энергоснабжения; - использование незагруженных промышленных отборов турбин ПТ и Р для выработки низкопотенциальной тепловой энергии; - закрытие неэффективных, морально устаревших и физически изношенных ведомственных источников тепла; - разработка схем оптимизации загрузки энергоисточников, находящихся в собственности промышленных предприятий; - использование детандер-генераторов на избыточном давлении газа для выработки электрической энергии, холода; - внедрение повышенного температурного графика на ТЭЦ города Москвы в летний период для обеспечения работы абсорбционных машин в системах хладоснабжения с целью полезного использования теплоты; - глубокая утилизация тепла уходящих газов котельных установок с установкой систем автоматизации; - реконструкция водоподготовительных установок теплоисточников, модернизация теплообменных аппаратов; - установка частотных преобразователей; - доработка АСУ ТП для проведения анализа эффективности топливоиспользования; - перевод автоматики режимов горения котлов на работу с газоанализаторами; - дооснащение теплотехнического оборудования станции приборами учета и организация составления балансов энергоресурсов; - автоматизация режимов горения. Снижение затрат на собственные нужды за счет следующих основных мероприятий: - повышение давления в барабанах паровых котлов; - организация подогрева исходной воды перед ВПУ; - организация подогрева химочищенной воды перед деаэратором питательной воды; - установка летнего сетевого насоса; - перевод паровых котлов в водогрейный режим; - оптимизация распределения нагрузки между котлоагрегатами; - замена существующих (старых) насосов на насосы с энергоэффективными электродвигателями; - внедрение новых видов теплоизоляционных материалов и конструкций, обеспечивающих низкий коэффициент теплопроводности, отвечающих требованиям по надежности и безопасности; - оптимизация загрузки трансформаторов; - установка ЧРП на электроприводы насосного и тягодутьевого оборудования; - установка (подключение) компенсаторов реактивной мощности. 4. Мероприятия по установке приборов учета. К числу мероприятий по установке приборов учета относятся: - внедрение автоматизированной информационно-измерительной системы контроля и учета электрической энергии АСКУЭ. Приложение 6 к Требованиям ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПЕРЕДАЧУ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ 1. Показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Основными показателями в области энергосбережения регулируемых организаций, осуществляющих передачу и распределение электрической энергии, являются абсолютные показатели, характеризующие снижение объема потребления энергоресурсов в сравнении с уровнем потребления в базовом году на собственные нужды и обеспечение текущей технологической деятельности, а также показатели, характеризующие повышение энергетической эффективности осуществления передачи и распределения электрической энергии. К числу показателей, характеризующих снижение объема потребления энергоресурсов на собственные нужды в сравнении с уровнем потребления в базовом году, относятся: - экономия электрической энергии (тыс. кВтч); - экономия тепловой энергии (Гкал); - экономия газа (куб. м); - экономия нефтепродуктов (т у.т.); - экономия угля (т у.т.); - экономия холодной воды (куб. м); - экономия горячей воды (куб. м). К числу показателей, характеризующих повышение энергетической эффективности передачи и распределения электроэнергии, относятся показатели потерь электрической энергии при передаче и распределении и доли приборного учета передаваемых и потребляемых ресурсов. Целевые значения данных показателей для отдельных проектов рассчитываются организациями самостоятельно с предоставлением соответствующего обоснования в п. 3 паспорта проекта. Совокупность таких целевых показателей по всем проектам, включенным в программу, должна обеспечивать выполнение суммарных для организации целевых значений показателей. Суммарные целевые значения данных показателей организации устанавливаются соответствующими требованиями нормативно-правовых актов Правительства Москвы. В случае отсутствия установленных требований на период действия программы значения таких показателей по каждому виду ресурсов принимаются равными 3% от уровня общего потребления ресурса в базовом году с учетом естественного развития организации (см. раздел 3 Общих положений и требований, предъявляемых к формированию и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве, утвержденных Правительством Москвы). Для 2010 года целевые значения таких показателей по каждому виду ресурсов должны быть равными 10% от уровня общего потребления ресурса в базовом году. 2. Установка приборов учета. К числу показателей, отражающих исполнение требований по организации учета энергоресурсов, относятся: - доля сооружений, оборудованных приборами учета электроэнергии, в которых расчеты за электроэнергию осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета теплоэнергии, в которых расчеты за теплоэнергию осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета воды, в которых расчеты за воду осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета газа, в которых расчеты за газ осуществляет регулируемая организация. 3. Типовые мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Общий список энергосберегающих мероприятий при передаче и распределении электрической энергии должен включать в себя: - организационные мероприятия; - технические мероприятия, проводимые при эксплуатации, текущем ремонте, замене и новом строительстве электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства. К числу основных относятся следующие мероприятия: Организационные мероприятия: - организация достоверного и своевременного ежемесячного снятия показаний приборов коммерческого учета у потребителей - юридических лиц в установленные сроки, проверка их технического состояния; - организация достоверного и своевременного снятия показаний приборов учета и проверка их технического состояния на электростанциях, подстанциях сетевых организаций; - составление и анализ балансов электроэнергии по ПЭС, подстанциям, устранение небаланса. Технические мероприятия: - оптимизация схемных режимов; - перевод электрической сети (участков сети) на более высокий класс напряжения; - компенсация реактивной мощности; - регулирование напряжения в линиях электропередачи; - снижение расхода электроэнергии на "собственные нужды" электроустановок; - внедрение автоматизации и дистанционного управления электрическими распределительными сетями напряжением 6-20 кВ. Мероприятия по оптимизации режимов электрических сетей и совершенствованию их эксплуатации: - оптимизация мест размыкания линий 6-35 кВ с двусторонним питанием; - оптимизация установившихся режимов электрических сетей по активной и реактивной мощности; - оптимизация распределения нагрузки между подстанциями основной электрической сети 110 кВ и выше переключениями в ее схеме; - оптимизация мест размыкания контуров электрических сетей с различными номинальными напряжениями; - оптимизация рабочих напряжений в центрах питания радиальных электрических сетей; - отключение трансформаторов в режимах малых нагрузок на подстанциях с двумя или более трансформаторами; - отключение в режимах малых нагрузок линий электропередачи в замкнутых электрических сетях и на двухцепных линиях; - отключение трансформаторов на подстанциях с сезонной нагрузкой; - выравнивание нагрузок фаз в электрических сетях 0,38 кВ; - ввод в работу неиспользуемых средств автоматического регулирования напряжения (АРН); - выполнение ремонтных и эксплуатационных работ под напряжением; - сокращение продолжительности технического обслуживания и ремонта основного оборудования сетей линий, трансформаторов, генераторов, синхронных компенсаторов; - снижение расхода электроэнергии на собственные нужды подстанций. Мероприятия по строительству, реконструкции и развитию электрических сетей, вводу в работу энергосберегающего оборудования: - установка и ввод в работу устройств компенсации реактивной мощности в электрических сетях; - батарей конденсаторов; - шунтирующих реакторов; - увеличение рабочей мощности установленных в электрических сетях компенсирующих устройств; - замена проводов на перегруженных линиях; - замена ответвлений от ВЛ 0,38 кВ к зданиям; - замена перегруженных, установка и ввод в эксплуатацию дополнительных силовых трансформаторов на действующих подстанциях; - замена недогруженных силовых трансформаторов; - установка и ввод в работу устройств регулирования под напряжением (РПН) на трансформаторах с переключением без возбуждения (ПБВ); - регулировочных трансформаторов; - установка и ввод в работу на трансформаторах с РПН устройств автоматического регулирования коэффициента трансформации; - установка и ввод в работу устройств автоматического регулирования мощности батарей статических конденсаторов; - установка и ввод в работу вольтодобавочных трансформаторов с поперечным регулированием; - оптимизация загрузки электрических сетей за счет строительства линий и подстанций; - перевод на более высокое номинальное напряжение линий и подстанций; - разукрупнение распределительных линий 0,38-35 кВ. Мероприятия по совершенствованию метрологического обеспечения измерений для расчетного и технического учета электроэнергии: - инвентаризация измерительных комплексов учета электроэнергии, в том числе счетчиков, трансформаторов тока (ТТ), трансформаторов напряжения (ТН); - составление и ввод в действие местных инструкций по учету электроэнергии; - разработка, аттестация и ввод в действие местных методик выполнения измерений электрической энергии; - разработка, аттестация и ввод в действие местных методик выполнения измерений электрической мощности; - разработка, аттестация и ввод в действие типовой методики выполнения измерений потерь напряжения в линиях соединения счетчика с ТН; - разработка, аттестация и ввод в действие типовой методики выполнения измерений вторичной нагрузки ТТ в условиях эксплуатации; - разработка, аттестация и ввод в действие типовой методики выполнения измерений мощности нагрузки ТН в условиях эксплуатации; - составление паспортов-протоколов измерительных комплексов учета электроэнергии; - определение фактических рабочих условий применения средств измерений для каждого измерительного комплекса; - проверка схем соединения измерительных ТТ, ТН и счетчиков; - поверка счетчиков электроэнергии; - калибровка счетчиков электроэнергии; - ремонт счетчиков; - поверка ТТ в условиях эксплуатации, в том числе с фактическими значениями вторичной нагрузки; - поверка ТН в условиях эксплуатации, в том числе с фактическими значениями мощности нагрузки; - устранение недогрузки или перегрузки ТТ; - устранение недогрузки или перегрузки ТН; - устранение недопустимых потерь напряжения в линиях соединения счетчиков с ТН; - компенсация индуктивной нагрузки ТН; - проведение проверок и обеспечение своевременности и правильности снятия показаний счетчиков; - организация оптимального маршрута при снятии показаний счетчиков; - определение потребителей электроэнергии, искажающих качество электроэнергии. 4. Мероприятия по установке приборов учета. К числу мероприятий по установке приборов учета относятся: - внедрение системы энергоучета с классом точности приборов учета не выше 1.0; - установка отдельных счетчиков для потребителей, получающих электроэнергию от трансформаторов собственных нужд; - установка отдельных счетчиков учета электроэнергии, расходуемой на собственные нужды подстанций; - установка отдельных счетчиков учета электроэнергии, расходуемой на хозяйственные нужды подстанций; - установка счетчиков потерь на линиях; - установка счетчиков технического учета на границах электрических сетей; - установка недостающих счетчиков, ТТ, ТН; - разработка и ввод в действие автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ); - установка счетчиков прямого включения в сетях 0,38 кВ при токах нагрузки до 60-100 А. Приложение 7 к Требованиям ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТОРГОВЛЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ 1. Показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В связи со спецификой деятельности организаций, осуществляющих торговлю электрической энергией, показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности таких организаций могут отражать согласно п. 3.3 Требований: - повышение эффективности использования энергетических ресурсов производственными и офисными зданиями и сооружениями таких организаций; - повышение эффективности использования энергетических ресурсов потребителями таких организаций. 1.1. Основными показателями в области повышения эффективности использования энергетических ресурсов производственными и офисными зданиями и сооружениями являются абсолютные показатели, характеризующие снижение объема потребления ресурсов в сравнении с уровнем потребления в базовом году: - экономия электрической энергии (тыс. кВтч); - экономия тепловой энергии (Гкал); - экономия газа (куб. м); - экономия нефтепродуктов (т у.т.); - экономия угля (т у.т.); - экономия холодной воды (куб. м); - экономия горячей воды (куб. м). Целевые значения данных показателей для отдельных проектов рассчитываются организациями самостоятельно с предоставлением соответствующего обоснования в п. 3 паспорта проекта. Совокупность таких целевых показателей по всем проектам, включенным в программу, должна обеспечивать выполнение суммарных для организации целевых значений показателей в области повышения эффективности использования энергетических ресурсов производственными и офисными зданиями и сооружениями. Суммарные целевые значения данных показателей организации устанавливаются соответствующими требованиями нормативно-правовых актов Правительства Москвы. В случае отсутствия установленных требований на период действия программы значения таких показателей по каждому виду ресурсов принимаются равными 3% от уровня общего потребления ресурса в базовом году с учетом естественного развития организации (см. раздел 3 Общих положений и требований, предъявляемых к формированию и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве, утвержденных Правительством Москвы). Для 2010 года целевые значения таких показателей по каждому виду ресурсов должны быть равными 10% от уровня общего потребления ресурса в базовом году. 1.2. К показателям в области стимулирования повышения эффективности использования энергетических ресурсов потребителями регулируемой организации относятся: - доля отпуска электроэнергии бытовым потребителям по тарифам, дифференцированным по зонам суток (%); - доля отпуска электроэнергии бытовым потребителям по приборам учета, входящим в автоматизированные системы (%); - доля отпуска электроэнергии бытовым потребителям без приборов учета (по расчетным методикам) (%); - доля отпуска электроэнергии прочим потребителям по тарифам, дифференцированным по зонам суток или с использованием почасовых расчетов (%); - доля отпуска электроэнергии прочим потребителям по приборам учета, входящим в автоматизированные системы (%); - доля отпуска электроэнергии прочим потребителям без приборов учета (по расчетным методикам) (%). Все мероприятия, направленные на повышение эффективности использования энергетических ресурсов потребителями регулируемой организации, должны быть отнесены к одному из трех проектов: - увеличение доли отпуска электрической энергии по тарифам, дифференцированным по зонам суток; - увеличение доли отпуска электрической энергии по приборам учета, входящим в автоматизированные системы; - снижение доли отпуска электрической энергии бытовым потребителям без приборов учета. Целевые и базовые значения описанных выше показателей должны быть рассчитаны регулируемой организацией самостоятельно с учетом всей совокупности мероприятий (включая обязанность потребителя и сетевой организации обеспечить измерения электроэнергии и мощности в точках поставки), входящих в такие проекты. 1.3. К показателям в области уменьшения потерь энергетических ресурсов при передаче и распределении электрической энергии регулируемой организации относятся: - количество потребителей, применяющих расчет полученной электроэнергии по расчетным узлам учета, находящимся не на границе с регулируемыми организациями, осуществляющими передачу и распределение электрической энергии, в общем количестве (%); - доля отпуска электроэнергии потребителям по расчетным узлам учета, находящимся не на границе с регулируемыми организациями, осуществляющими передачу и распределение электрической энергии, в общем объеме отпущенной электроэнергии потребителям (%); - объем доначисления потерь электроэнергии потребителям, определяющих объем полученной электроэнергии по расчетным узлам учета, находящимся не на границе с регулируемыми организациями, осуществляющими передачу и распределение электрической энергии, в абсолютных величинах (кВтч); - доля согласованных и актуализированных точек поставки электроэнергии потребителям, присоединенным к регулируемым организациям, осуществляющим передачу и распределение электрической энергии, в общем количестве (%); - доля отпуска электроэнергии потребителям по расчетным узлам учета, соответствующим требованиям, предъявляемым к измерительным комплексам, в общем объеме отпущенной электроэнергии потребителям (%); - доля отпуска электроэнергии потребителям по расчетным методикам, согласованным с регулируемыми организациями, осуществляющими передачу и распределение электрической энергии, в общем объеме отпущенной электроэнергии потребителям (%). Все показатели, приведенные в данном пункте, должны быть представлены отдельно для каждой группы потребителей (население, промышленность и т.п.). Все мероприятия, направленные на стимулирование уменьшения потерь энергетических ресурсов при передаче и распределении электрической энергии регулируемой организацией, должны быть отнесены к одному проекту. Такой проект должен устанавливать в качестве своей основной цели достижение целевых значений по уменьшению потерь при передаче и распределении электрической энергии регулируемыми организациями, осуществляющими передачу и распределение электрической энергии. 2. Установка приборов учета. К числу показателей, отражающих исполнение требований по организации учета энергоресурсов, относятся: - доля сооружений, оборудованных приборами учета электроэнергии, в которых расчеты за электроэнергию осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета теплоэнергии, в которых расчеты за теплоэнергию осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета воды, в которых расчеты за воду осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета газа, в которых расчеты за газ осуществляет регулируемая организация. 3. Типовые мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. К числу типовых мероприятий относятся: 3.1. Мероприятия в области повышения эффективности использования энергетических ресурсов производственными и офисными зданиями и сооружениями: - сокращение потерь и составление энергетического паспорта здания; - наладка систем отопления в соответствии с наладочными картами; - установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов; - установка теплоотражателя между отопительным прибором и стеной; - модернизация осветительной системы на основе современных энергосберегающих светильников, светодиодов; - оборудование систем освещения подъездов, лестничных клеток, мест общего пользования системами автоматического регулирования (датчиками движения, присутствия); - модернизация действующего лифтового оборудования, в том числе с установкой частотно-регулируемых приводов; - замена приборов учета по мере истечения межповерочного интервала на многотарифные приборы учета с подключением к информационной магистрали (класс точности - не выше 1.0); - усиление теплозащиты стен и перекрытий (замена старых окон на стеклопакеты, остекление лоджий и балконов); - оптимизация работы вентиляционных систем, установка автоматического регулирования приточных камер системы вентиляции в зависимости от температуры наружного воздуха, утилизация теплоты вентиляционных выбросов (рециркуляция, теплообменники-утилизаторы); - теплоизоляция (восстановление теплоизоляции) внутренних трубопроводов систем отопления и горячего водоснабжения в неотапливаемых подвалах и на чердаках; - снижение гидравлических и тепловых потерь за счет удаления отложений с внутренних поверхностей радиаторов и разводящих трубопроводных систем экологически чистыми технологиями без демонтажа оборудования; - использование солнечных энергетических установок и гелиоприемников. 3.2. Мероприятия, направленные на стимулирование повышения эффективности использования энергетических ресурсов потребителями регулируемой организации: - информирование потребителей регулируемой организации о необходимости применения тарифов, дифференцированных по зонам суток; - организация видеодемонстрационных зон в фронт-офисах по применению энергоэффективных электроприемников, новых технологий в бытовых, производственных целях и сфере услуг; - информирование собственников помещений в многоквартирных жилых домах, лиц, ответственных за содержание многоквартирных жилых домов, о перечне мероприятий по энергосбережению. 3.3. Мероприятия, направленные на уменьшение потерь энергетических ресурсов при передаче и распределении электрической энергии регулируемой организацией: - включение потребителям в договоры купли-продажи пунктов по начислению потерь электроэнергии по расчетным узлам учета, находящимся не на границе с регулируемыми организациями, осуществляющими передачу и распределение электрической энергии, в абсолютных величинах; - включение потребителям в договоры купли-продажи пунктов по применению расчетных методик, согласованных с регулируемыми организациями, осуществляющими передачу и распределение электрической энергии, при несоответствии узлов учета метрологическим требованиям; - включение потребителям в договоры купли-продажи пунктов по применению расчетных методик, согласованных с регулируемыми организациями, осуществляющими передачу и распределение электрической энергии, при выявлении безучетного потребления. 4. Мероприятия по установке приборов учета. К числу мероприятий по установке приборов учета относятся: - внедрение многоставочных счетчиков электроэнергии; - установка современных приборов учета тепловой энергии с подключением к информационной магистрали. Приложение 8 к Требованиям ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ХОЛОДНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ, ВОДООТВЕДЕНИЯ И ОЧИСТКИ СТОЧНЫХ ВОД 1. Показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Основными показателями в области энергосбережения регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, являются абсолютные показатели, характеризующие снижение объема потребления энергоресурсов в сравнении с уровнем потребления в базовом году на собственные нужды и обеспечение текущей технологической деятельности, а также показатели, характеризующие повышение энергетической эффективности осуществления сбора, очистки и распределения воды. К числу показателей, характеризующих снижение объема потребления энергоресурсов на собственные нужды в сравнении с уровнем потребления в базовом году, относятся: - экономия электрической энергии (тыс. кВтч); - экономия тепловой энергии (Гкал); - экономия газа (куб. м); - экономия нефтепродуктов (т у.т.); - экономия угля (т у.т.); - экономия холодной воды (куб. м); - экономия горячей воды (куб. м). К числу показателей, характеризующих повышение энергетической эффективности в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, относятся: - удельный расход электроэнергии на подъем и подачу воды (исключая коммунально-бытовые нужды) (кгут/тыс. куб. м); - удельный расход электроэнергии на очистку сточных вод (кгут/тыс. куб. м); - удельный расход электроэнергии на перекачку воды для мелиорации и водоснабжения (кгут/тыс. куб. м); - доля отпуска воды (ХВС и ГВС) потребителям по приборам учета в общем объеме отпуска воды потребителям (%); - доля двигателей, оснащенных частотно-регулируемым приводом в системах водоснабжения (%); - динамика изменения фактического объема потерь воды при ее передаче (%). Целевые значения данных показателей для отдельных проектов рассчитываются организациями самостоятельно с предоставлением соответствующего обоснования в п. 3 паспорта проекта. Совокупность таких целевых показателей по всем проектам, включенным в программу, должна обеспечивать выполнение суммарных для организации целевых значений показателей. Суммарные целевые значения данных показателей организации устанавливаются соответствующими требованиями нормативно-правовых актов Правительства Москвы. В случае отсутствия установленных требований на период действия программы значения таких показателей по каждому виду ресурсов принимаются равными 3% от уровня общего потребления ресурса в базовом году. Для 2010 года целевые значения таких показателей по каждому виду ресурсов должны быть равными 10% от уровня общего потребления ресурса в базовом году. 2. Установка приборов учета. К числу показателей, отражающих исполнение требований по организации учета энергоресурсов, относятся: - доля сооружений, оборудованных приборами учета электроэнергии, в которых расчеты за электроэнергию осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета теплоэнергии, в которых расчеты за теплоэнергию осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета воды, в которых расчеты за воду осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета газа, в которых расчеты за газ осуществляет регулируемая организация. 3. Типовые мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. К числу типовых мероприятий относятся: - снижение объемов подачи воды в город за счет проведения политики водосбережения и снижения количества утечек и замена запорной арматуры на водопроводной сети (реновация трубопровода); - экономия электроэнергии за счет снижения объемов подачи воды; - реконструкция водоразборной санитарно-технической арматуры в социальной сфере города; - реконструкция водоразборной санитарно-технической арматуры в жилом секторе города и установка квартирных счетчиков воды; - реконструкция водопроводных сетей с целью снижения утечек воды; - замена насосных агрегатов с целью оптимизации режимов работы; - модернизация тепловых пунктов и оптимизация работы систем теплоснабжения; - эксплуатация тепловых насосов; - модернизация запорно-регулирующей арматуры на станциях водоподготовки и распределительной сети города; - установка энергосберегающих светильников и оптимизация работы сетей освещения; - установка преобразователей частоты для сокращения утечек и снижения давления в городской распределительной сети эксплуатации ПЧ на насосных станциях водопровода и канализации; - выработка электроэнергии на собственных ГЭС; - экономия природного газа за счет использования биогаза на мини-ТЭС Курьяновских очистных сооружений; - экономия горюче-смазочных материалов за счет оптимизации режимов работы и численности автотранспорта и механизмов; - перевод системы электроснабжения с 6 на 10 кВ с целью снижения потерь электроэнергии. 4. Мероприятия по установке приборов учета. К числу мероприятий по установке приборов учета относятся: - установка приборов учета электрической энергии с классом точности не выше 1.0, приборов учета тепловой энергии с классом точности не выше 2.5; - внедрение автоматизированного учета тепловой энергии. Приложение 9 к Требованиям ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПЕРЕДАЧУ И ТОРГОВЛЮ ГАЗООБРАЗНЫМ ТОПЛИВОМ 1. Показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В связи со спецификой деятельности организаций, осуществляющих передачу и торговлю газообразным топливом, показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности таких организаций могут отражаться согласно п. 3.3 Требований: - повышение эффективности использования энергетических ресурсов производственными и офисными зданиями и сооружениями таких организаций; - стимулирование повышения эффективности использования энергетических ресурсов потребителями таких организаций. 1.1. Основными показателями в области повышения эффективности использования энергетических ресурсов производственными и офисными зданиями и сооружениями являются абсолютные показатели, характеризующие снижение объема потребления ресурсов в сравнении с уровнем потребления в базовом году: - экономия электрической энергии (тыс. кВтч); - экономия тепловой энергии (Гкал); - экономия газа (куб. м); - экономия нефтепродуктов (т у.т.); - экономия угля (т у.т.); - экономия холодной воды (куб. м); - экономия горячей воды (куб. м). Целевые значения данных показателей для отдельных проектов рассчитываются организациями самостоятельно с предоставлением соответствующего обоснования в п. 3 паспорта проекта. Совокупность таких целевых показателей по всем проектам, включенным в программу, должна обеспечивать выполнение суммарных для организации целевых значений показателей в области повышения эффективности использования энергетических ресурсов производственными и офисными зданиями и сооружениями. Суммарные целевые значения данных показателей организации устанавливаются соответствующими требованиями нормативно-правовых актов Правительства Москвы. В случае отсутствия установленных требований на период действия программы значения таких показателей по каждому виду ресурсов принимаются равными 3% от уровня общего потребления ресурса в базовом году с учетом естественного развития организации (см. раздел 3 Общих положений и требований, предъявляемых к формированию и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве, утвержденных Правительством Москвы). Для 2010 года целевые значения таких показателей по каждому виду ресурсов должны быть равными 10% от уровня общего потребления ресурса в базовом году. 1.2. К показателям в области стимулирования повышения эффективности использования энергетических ресурсов потребителями регулируемой организации относятся: - доля отпуска газа низкого давления по приборам учета в общем объеме отпущенного на низком давлении газа (%); - доля газораспределительных пунктов (ГРП), на которых установлены системы детандер-генераторных установок, от общего числа ГРП (шт.); - объем электроэнергии, выработанный с использованием систем детандер-генераторных установок, установленных на ГРП (млн. кВтч). Все мероприятия, направленные на повышение эффективности использования энергетических ресурсов потребителями регулируемой организации, должны быть отнесены к одному проекту. При этом данный проект должен устанавливать в качестве своей основной цели достижение целевых значений доли отпуска газа на низком давлении по приборам учета в общем объеме отпущенного на низком давлении газа. Целевые и базовые значения описанного выше показателя должны быть рассчитаны регулируемой организацией самостоятельно с учетом всей совокупности мероприятий, входящих в такой проект. 2. Установка приборов учета. К числу показателей, отражающих исполнение требований по организации учета энергоресурсов, относятся: - доля сооружений, оборудованных приборами учета электроэнергии, в которых расчеты за электроэнергию осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета теплоэнергии, в которых расчеты за теплоэнергию осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета воды, в которых расчеты за воду осуществляет регулируемая организация; - доля сооружений, оборудованных приборами учета газа, в которых расчеты за газ осуществляет регулируемая организация. 3. Типовые мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. К числу типовых мероприятий относятся: 3.1. Мероприятия в области повышения эффективности использования энергетических ресурсов производственными и офисными зданиями и сооружениями: - сокращение потерь и составление энергетического паспорта здания; - наладка систем отопления в соответствии с наладочными картами; - установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов; - установка теплоотражателя между отопительным прибором и стеной; - модернизация осветительной системы на основе современных энергосберегающих светильников, светодиодов; - оборудование систем освещения подъездов, лестничных клеток, мест общего пользования системами автоматического регулирования (датчиками движения, присутствия); - модернизация действующего лифтового оборудования, в том числе с установкой частотно-регулируемых приводов; - замена приборов учета по мере истечения межповерочного интервала на многотарифные приборы учета с подключением к информационной магистрали (класс точности - не выше 1.0); - усиление теплозащиты стен и перекрытий (замена старых окон на стеклопакеты, остекление лоджий и балконов); - оптимизация работы вентиляционных систем, установка автоматического регулирования приточных камер системы вентиляции в зависимости от температуры наружного воздуха, утилизация теплоты вентиляционных выбросов (рециркуляция, теплообменники-утилизаторы); - теплоизоляция (восстановление теплоизоляции) внутренних трубопроводов систем отопления и горячего водоснабжения в неотапливаемых подвалах и на чердаках; - снижение гидравлических и тепловых потерь за счет удаления отложений с внутренних поверхностей радиаторов и разводящих трубопроводных систем экологически чистыми технологиями без демонтажа оборудования. 3.2. Мероприятия, направленные на стимулирование повышения эффективности использования энергетических ресурсов потребителями регулируемой организации: - стимулирование крупных промышленных потребителей природного газа к созданию на соответствующих газораспределительных пунктах систем детандер-генераторных установок, обеспечивающих бестопливное промышленное производство электрической энергии. 4. Мероприятия по установке приборов учета. К числу мероприятий по установке приборов учета относятся: - внедрение многоставочных счетчиков электроэнергии; - установка современных приборов учета тепловой энергии с подключением к информационной магистрали. Приложение 10 к Требованиям РЕГЛАМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕГУЛИРУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Формирование программы 1.1. Организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, в сроки, установленные действующим законодательством, разрабатывает программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - Программа) в соответствии с настоящими Требованиями. 1.2. Порядок разработки, формирования и согласования Программы в рамках организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, определяется внутренними распорядительными документами организации. 1.3. Сформированная Программа должна включать полный пакет документов согласно Общим положениям и требованиям, предъявляемым к формированию и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве, и иметь сопроводительное письмо. 2. Согласование и утверждение Программы Согласование и утверждение Программы осуществляется в соответствии с разделом 2 Общих положений и требований, предъявляемых к формированию и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Москве. 3. Реализация Программы Реализация программ осуществляется в соответствии с параметрами, установленными дорожными картами проектов. Приложение 11 к Требованиям ПОРЯДОК ОТБОРА ПРОЕКТОВ (ВЗАИМОУВЯЗАННОЙ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ) ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕГУЛИРУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Настоящий Порядок определяет процедуру отбора проектов в составе программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Отбор проектов включает в себя две стадии: - стадия определения целесообразности осуществления проекта; - стадия отбора проектов для утверждения в составе программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемой организации. 1. Стадия определения целесообразности осуществления проекта. На первой стадии определяется целесообразность осуществления каждого из проектов в отдельности. 1.1. В случае если финансирование проекта предполагается за счет средств бюджета города Москвы и (или) реализация проекта приводит к росту тарифа для конечного потребителя (ввиду необходимости получения средств на финансирование мероприятий), проводится оценка общественной значимости проекта. К критериям, по которым проводится оценка общественной значимости проекта, относятся: - необходимость проекта в целях выполнения прямых требований нормативно-правовых актов, относящихся к регулируемым организациям; - снижение в результате реализации проекта стоимости продукции (работ или услуг) регулируемой организации для конечного потребителя. В случае если проект не удовлетворяет ни одному из критериев общественной значимости, такой проект отклоняется (исключается из программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемой организации). В случае если проект удовлетворяет хотя бы одному из критериев общественной значимости, то проводится оценка экономической эффективности такого проекта. 1.2. Оценка проектов производится на основе расчетов и анализа следующих критериев экономической эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия: - срок окупаемости инвестиций; - чистый доход за счет экономии энергоресурсов за весь срок эксплуатации энергосберегающих мероприятий; - индекс доходности мероприятий, обеспечивающих указанный доход. Срок окупаемости инвестиций (Payback Period PBP, Tок) - это срок, за который можно возвратить инвестированные в мероприятия средства, т.е. это период времени, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с проведением мероприятия, покрываются суммарным результатом от его осуществления. Чистый дисконтированный доход (Net Present Value, NPV) - определяется как сумма текущих эффектов от всех мероприятий проекта за весь расчетный период, приведенная к начальному году, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами. R - З T t t NPV = SUM (--------), t = 0 t (1 + E) где: E - норматив приведения или ставка дисконта; t - число лет, отделяющее затраты и результаты данного года от начала расчетного года; T - временной период расчета; Rt - результаты от реализации мероприятий в t-м году; Зt - затраты, осуществляемые в t-м году. Затраты Зt включают в себя инвестиции, произведенные в t-м году (З1t) и текущие затраты (З2t). Таким образом, Зt = З1t + З2t. Индекс доходности (IR): NPV IR = ---, K где: K - дисконтированные инвестиции. Максимальный временной период расчета Tmax не может превышать 12 лет. Проект считается экономически целесообразным, если одновременно выполнены следующие условия: 1. PBP <= Tmax. 2. NPV > 0. 3. IR > 1. При выполнении данных условий проект принимается. При невыполнении данных условий проект отклоняется (исключается из программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемой организации). 2. Стадия отбора проектов. В случае если реализация полного набора принятых на первом этапе проектов приводит к росту тарифной выручки, при которой существенно повышается тариф конечного потребителя регулируемой организации, то часть проектов программы должна быть исключена и (или) пересмотрены схемы финансирования и сроки реализации таких проектов. Отбор проектов в таком случае начинается с ранжирования регулируемой организацией принятых на первом этапе проектов по критериям наименьшего срока окупаемости и максимизации NPV. По итогам такого ранжирования из числа принятых на первом этапе проектов последовательно исключаются проекты, обеспечивающие наихудшие показатели срока окупаемости и NPV. Исключение должно обеспечить в итоге такой рост тарифной выручки, необходимой для реализации проектов, который приведет к приемлемому росту тарифа конечного потребителя. Оставшиеся по итогам отбора проекты утверждаются РЭК города Москвы в составе программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемой организации. Приложение 12 к Требованиям ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ СОГЛАСОВАННЫХ (УТВЕРЖДЕННЫХ) ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕГУЛИРУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. В целях осуществления мониторинга реализации утвержденных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности инвестиционных и производственных программ организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, представляют в РЭК Москвы: - отчет о ходе реализации проекта, проводимого в рамках программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; - отчет о достижении ключевых событий программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. 2. Организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности, в адрес РЭК Москвы представляются отчеты: - промежуточный квартальный - в течение 20 дней после окончания каждого квартала в течение срока действия Программы; - промежуточный годовой (в случае, если сроки реализации превышают срок один год) - не позднее 1 февраля следующего года; - итоговый - в течение 30 дней после окончания финансового года, в течение которого завершился срок окупаемости. 3. По итогам рассмотрения указанных выше отчетов, а также в связи с возможным изменением социально-экономического положения г. Москвы программы регулируемых организаций подлежат корректировке. Страницы: 1 2 |