ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ В 2009 Г. ПОЛУЧИЛ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ГРАНТ НА СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО БИЗНЕСА В РАЗМЕРЕ 300 ТЫС. РУБ. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПРИМЕНЯЕТ УСН, А ТАКЖЕ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕНВД. ГРАНТ ПОЛУЧЕН ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНО. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 08.07.10 03-11-11/190

         ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ В 2009 Г. ПОЛУЧИЛ ИЗ
          ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ГРАНТ НА СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО
           БИЗНЕСА В РАЗМЕРЕ 300 ТЫС. РУБ. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
        ПРИМЕНЯЕТ УСН, А ТАКЖЕ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ
        ЕНВД. ГРАНТ ПОЛУЧЕН ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В
         ОТНОШЕНИИ КОТОРОЙ УПЛАЧИВАЕТСЯ ЕНВД. В РАМКАХ КАКОЙ
           СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОЛЖЕН ОБЛАГАТЬСЯ ДОХОД
                    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В ВИДЕ ГРАНТА?

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                            8 июля 2010 г. 
                            N 03-11-11/190

                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  применения положений гл. 26.2 "Упрощенная система
налогообложения"  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (далее -
Кодекс)  и  на  основании  информации,  изложенной  в письме, сообщает
следующее.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  346.11 Кодекса упрощенная система
налогообложения   организациями  и  индивидуальными  предпринимателями
применяется  наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     Согласно   ст.   346.15  Кодекса  налогоплательщики,  применяющие
упрощенную    систему   налогообложения,   при   определении   объекта
налогообложения   учитывают   доходы  от  реализации,  определяемые  в
соответствии  со  ст.  249  Кодекса, а также внереализационные доходы,
определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.
     При  определении  объекта  налогообложения не учитываются доходы,
указанные в ст. 251 Кодекса.
     Подпунктом   14  п.  1  ст.  251  Кодекса  установлено,  что  при
налогообложении  не учитываются, в частности, доходы в виде имущества,
полученного  налогоплательщиком  в рамках целевого финансирования. При
этом  налогоплательщики,  получившие средства целевого финансирования,
обязаны   вести   раздельный   учет   доходов  (расходов),  полученных
(произведенных)  в  рамках  целевого  финансирования.  При  отсутствии
такого   учета  у  налогоплательщика,  получившего  средства  целевого
финансирования,  указанные  средства  рассматриваются  как  подлежащие
налогообложению с даты их получения.
     К  средствам целевого финансирования в целях применения положений
пп.   14   п.  1  ст.  251  Кодекса  относится  имущество,  полученное
налогоплательщиком  и  использованное  им по назначению, определенному
организацией  (физическим  лицом) - источником целевого финансирования
или федеральными законами, в виде полученных грантов.
     В  целях гл. 25 Кодекса грантами признаются денежные средства или
иное  имущество  в  случае, если их передача (получение) удовлетворяет
установленным   условиям,   в  частности,  гранты  предоставляются  на
безвозмездной  и безвозвратной основах российскими физическими лицами,
некоммерческими  организациями,  а также иностранными и международными
организациями   и   объединениями   по   перечню   таких  организаций,
утверждаемому  Правительством  Российской  Федерации, на осуществление
конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны
здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология,
включая    онкогематологию,    детская   эндокринология,   гепатит   и
туберкулез),  охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и
гражданина,  предусмотренных  законодательством  Российской Федерации,
социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий
граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.
     В  связи  с  этим  денежные  средства,  полученные  из областного
бюджета  на  создание собственного бизнеса, не относятся к грантам для
целей применения пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса.
     Согласно   п.   2   ст.   251  Кодекса  при  определении  объекта
налогообложения   не   учитываются  целевые  поступления  из  бюджета.
Указанная  норма  распространяется  на  организационно-правовые  формы
юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета.
     Перечень  таких  юридических  лиц  поименован  в ст. 6 Бюджетного
кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Коммерческие организации
в  данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться
получателями  средств из бюджета в понятии, приведенном в Кодексе и БК
РФ.
     В  соответствии  со  ст.  78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за
исключением  субсидий  государственным  (муниципальным)  учреждениям),
индивидуальным  предпринимателям,  физическим  лицам  - производителям
товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной
основе  в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с
производством  (реализацией)  товаров,  выполнением  работ,  оказанием
услуг.
     По своему назначению указанные субсидии направлены на компенсацию
части  произведенных  затрат  или  недополученных доходов, возникших в
связи  с  деятельностью  организации.  Следовательно,  у  организаций,
получивших  субсидии  в  соответствии  со  ст.  78  БК  РФ,  возникает
экономическая выгода.
     Таким  образом,  средства  в  виде  субсидии,  предоставленные из
областного  бюджета на создание собственного бизнеса налогоплательщику
упрощенной      системы      налогообложения     для     осуществления
предпринимательской  деятельности,  подлежащей  налогообложению единым
налогом  на  вмененный  доход, относятся к внереализационным доходам и
подлежат включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с
применением упрощенной системы налогообложения.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
8 июля 2010 г. 
N 03-11-11/190