ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ В 2009 Г. ПОЛУЧИЛ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ГРАНТ НА СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО БИЗНЕСА В РАЗМЕРЕ 300 ТЫС. РУБ. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПРИМЕНЯЕТ УСН, А ТАКЖЕ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕНВД. ГРАНТ ПОЛУЧЕН ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОЙ УПЛАЧИВАЕТСЯ ЕНВД. В РАМКАХ КАКОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОЛЖЕН ОБЛАГАТЬСЯ ДОХОД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В ВИДЕ ГРАНТА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 8 июля 2010 г. N 03-11-11/190 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее. В соответствии с п. 1 ст. 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно ст. 346.15 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса. Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 Кодекса установлено, что при налогообложении не учитываются, в частности, доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования в целях применения положений пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде полученных грантов. В целях гл. 25 Кодекса грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет установленным условиям, в частности, гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований. В связи с этим денежные средства, полученные из областного бюджета на создание собственного бизнеса, не относятся к грантам для целей применения пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса. Согласно п. 2 ст. 251 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются целевые поступления из бюджета. Указанная норма распространяется на организационно-правовые формы юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета. Перечень таких юридических лиц поименован в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в Кодексе и БК РФ. В соответствии со ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. По своему назначению указанные субсидии направлены на компенсацию части произведенных затрат или недополученных доходов, возникших в связи с деятельностью организации. Следовательно, у организаций, получивших субсидии в соответствии со ст. 78 БК РФ, возникает экономическая выгода. Таким образом, средства в виде субсидии, предоставленные из областного бюджета на создание собственного бизнеса налогоплательщику упрощенной системы налогообложения для осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, относятся к внереализационным доходам и подлежат включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 8 июля 2010 г. N 03-11-11/190 |