О ПРИСВОЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ВЫПУСКНИКАМ ВУЗОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 3 августа 2000 г. N 2400 (НЦПИ) В целях совершенствования подготовки преподавательских кадров в высших учебных заведениях Российской Федерации для лицеев, гимназий, школ, учреждений начального и среднего профессионального образования в части дисциплин базисного учебного плана и в связи с пересмотром перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования приказываю: 1. Утвердить Перечень специальностей высшего профессионального образования, предусматривающих присвоение выпускникам высших учебных заведений дополнительной квалификации "Преподаватель" (Приложение N 1). 2. Присваивать дополнительную квалификацию "Преподаватель" выпускникам, оканчивающим вузы по специальностям высшего профессионального образования, указанным в Приложении N 1, при условии выполнения ими за время обучения, кроме основной образовательной программы высшего профессионального образования, Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель" (Приложение N 2). 3. Удостоверять присвоение дополнительной квалификации "Преподаватель" документом государственного образца, утвержденным Приказом Минобразования России от 02.11.1999 N 754 "Об утверждении формы диплома о дополнительном (к высшему) образовании" (зарегистрирован распоряжением Минюста России от 28.01.2000 N 2065). 4. Считать утратившими силу Приказ Госкомвуза России от 30.03.1995 N 439 "О введении в действие Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель" по специальностям высшего образования" и Приказ Минобразования России от 31.01.1997 N 163 "О присвоении дополнительной квалификации "Преподаватель" выпускникам вузов по специальностям высшего профессионального образования". 5. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой. Заместитель Министра образования Российской Федерации В.Д. ШАДРИКОВ 3 августа 2000 г. N 2400 Приложение N 1 к Приказу Минобразования России от 3 августа 2000 года N 2400 ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ПРИСВОЕНИЕ ВЫПУСКНИКАМ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ -------------------------------------------------------------------- | Код и наименование специальности | |------------------------------------------------------------------| | 010000 Естественнонаучные специальности | |------------------------------------------------------------------| | 010100 | Математика | |--------|---------------------------------------------------------| | 010200 | Прикладная математика и информатика | |--------|---------------------------------------------------------| | 010400 | Физика | |--------|---------------------------------------------------------| | 010500 | Механика | |--------|---------------------------------------------------------| | 010600 | Физика конденсированного состояния вещества | |--------|---------------------------------------------------------| | 010700 | Физика атомного ядра и частиц | |--------|---------------------------------------------------------| | 010800 | Физика кинетических явлений | |--------|---------------------------------------------------------| | 010900 | Астрономия | |--------|---------------------------------------------------------| | 011000 | Химия | |--------|---------------------------------------------------------| | 011100 | Геология | |--------|---------------------------------------------------------| | 011200 | Геофизика | |--------|---------------------------------------------------------| | 011300 | Геохимия | |--------|---------------------------------------------------------| | 011400 | Гидрогеология и инженерная геология | |--------|---------------------------------------------------------| | 011500 | Геология и геохимия горючих ископаемых | |--------|---------------------------------------------------------| | 011600 | Биология | |--------|---------------------------------------------------------| | 011700 | Антропология | |--------|---------------------------------------------------------| | 011800 | Зоология | |--------|---------------------------------------------------------| | 011900 | Ботаника | |--------|---------------------------------------------------------| | 012000 | Физиология | |--------|---------------------------------------------------------| | 012100 | Генетика | |--------|---------------------------------------------------------| | 012200 | Биофизика | |--------|---------------------------------------------------------| | 012300 | Биохимия | |--------|---------------------------------------------------------| | 012400 | Микробиология | |--------|---------------------------------------------------------| | 012500 | География | |--------|---------------------------------------------------------| | 013000 | Почвоведение | |--------|---------------------------------------------------------| | 013100 | Экология | |--------|---------------------------------------------------------| | 013300 | Экологическая геология | |--------|---------------------------------------------------------| | 013400 | Природопользование | |--------|---------------------------------------------------------| | 013500 | Биоэкология | |--------|---------------------------------------------------------| | 013600 | Геоэкология | |--------|---------------------------------------------------------| | 013800 | Радиофизика и электроника | |--------|---------------------------------------------------------| | 013900 | Фундаментальная радиофизика и физическая электроника | |--------|---------------------------------------------------------| | 014000 | Медицинская физика | |--------|---------------------------------------------------------| | 014200 | Биохимическая физика | |--------|---------------------------------------------------------| | 014300 | Физика Земли и планет | |------------------------------------------------------------------| | 020000 Гуманитарно - социальные специальности | |------------------------------------------------------------------| | 020100 | Философия | |--------|---------------------------------------------------------| | 020200 | Политология | |--------|---------------------------------------------------------| | 020300 | Социология | |--------|---------------------------------------------------------| | 020600 | Культурология | |--------|---------------------------------------------------------| | 020700 | История | |--------|---------------------------------------------------------| | 020800 | Историко - архивоведение | |--------|---------------------------------------------------------| | 021000 | Музеология | |--------|---------------------------------------------------------| | 021100 | Юриспруденция | |--------|---------------------------------------------------------| | 021700 | Филология | |--------|---------------------------------------------------------| | 022300 | Физическая культура и спорт | |--------|---------------------------------------------------------| | 022500 | Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии | | | здоровья (Адаптивная физическая культура) | |--------|---------------------------------------------------------| | 022600 | Лингвистика и межкультурная коммуникация | |--------|---------------------------------------------------------| | 022800 | Востоковедение, африканистика | |------------------------------------------------------------------| | 050000 Специальности культуры и искусства | |------------------------------------------------------------------| | 050200 | Режиссура (область применения 050200.02 Театрализованные| | | представления и празднества) | |--------|---------------------------------------------------------| | 050900 | Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)| |--------|---------------------------------------------------------| | 051000 | Вокальное искусство (по видам вокального искусства) | |--------|---------------------------------------------------------| | 051100 | Дирижирование (по видам) | |--------|---------------------------------------------------------| | 051200 | Композиция | |--------|---------------------------------------------------------| | 051300 | Музыкальное искусство эстрады (по видам) | |--------|---------------------------------------------------------| | 051400 | Музыковедение | |--------|---------------------------------------------------------| | 051800 | Живопись | |--------|---------------------------------------------------------| | 051900 | Графика | |--------|---------------------------------------------------------| | 052000 | Скульптура | |--------|---------------------------------------------------------| | 052100 | История и теория изобразительного искусства | |--------|---------------------------------------------------------| | 052200 | Монументально - декоративное искусство | |--------|---------------------------------------------------------| | 052300 | Декоративно - прикладное искусство и народные промыслы | |--------|---------------------------------------------------------| | 052400 | Дизайн | |--------|---------------------------------------------------------| | 052500 | Интерьеры и оборудование | |--------|---------------------------------------------------------| | 052600 | Литературное творчество | |--------|---------------------------------------------------------| | 052700 | Библиотековедение и библиография | |--------|---------------------------------------------------------| | 052800 | Музейное дело и охрана памятников | |--------|---------------------------------------------------------| | 053000 | Народное художественное творчество | |------------------------------------------------------------------| | 060000 Экономика и управление | |------------------------------------------------------------------| | 060100 | Экономическая теория | |--------|---------------------------------------------------------| | 060400 | Финансы и кредит | |--------|---------------------------------------------------------| | 060500 | Бухгалтерский учет, анализ и аудит | |--------|---------------------------------------------------------| | 060600 | Мировая экономика | |--------|---------------------------------------------------------| | 060700 | Национальная экономика | |--------|---------------------------------------------------------| | 061000 | Государственное и муниципальное управление | |--------|---------------------------------------------------------| | 061100 | Менеджмент организации | |--------|---------------------------------------------------------| | 061500 | Маркетинг | |--------|---------------------------------------------------------| | 061700 | Статистика | |--------|---------------------------------------------------------| | 061800 | Математические методы в экономике | |------------------------------------------------------------------| | 075000 Специальности в области информационной безопасности | |------------------------------------------------------------------| | 075100 | Криптография | |--------|---------------------------------------------------------| | 075200 | Компьютерная безопасность | |--------|---------------------------------------------------------| | 075300 | Организация и технология защиты информации | |------------------------------------------------------------------| | 350000 Междисциплинарные специальности | |------------------------------------------------------------------| | 351400 | Прикладная информатика (по областям) | |------------------------------------------------------------------| | 650000 Техника и технологии | |------------------------------------------------------------------| | 070200 | Техника и физика низких температур | |--------|---------------------------------------------------------| | 070400 | Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника | |--------|---------------------------------------------------------| | 070700 | Теплофизика | |--------|---------------------------------------------------------| | 070800 | Физикохимия процессов и материалов | |--------|---------------------------------------------------------| | 070900 | Физика металлов | |--------|---------------------------------------------------------| | 071400 | Физическая электроника | |--------|---------------------------------------------------------| | 071500 | Радиофизика и электроника | |--------|---------------------------------------------------------| | 071700 | Физика и техника оптической связи | |--------|---------------------------------------------------------| | 071900 | Информационные системы в технике и технологиях | |--------|---------------------------------------------------------| | 072300 | Лазерная техника и технологии | |--------|---------------------------------------------------------| | 072600 | Физика конденсированного состояния вещества | |--------|---------------------------------------------------------| | 072700 | Физика атомного ядра и частиц | |--------|---------------------------------------------------------| | 072800 | Физика кинетических явлений | |--------|---------------------------------------------------------| | 080100 | Геологическая съемка и поиски месторождений полезных | | | ископаемых | |--------|---------------------------------------------------------| | 080200 | Геология и разведка месторождений полезных ископаемых | |--------|---------------------------------------------------------| | 080300 | Поиски и разведка подземных вод и инженерно - | | | геологические | |--------|---------------------------------------------------------| | 080500 | Геология нефти и газа | |--------|---------------------------------------------------------| | 080600 | Прикладная геохимия, петрология, минералогия | |--------|---------------------------------------------------------| | 190700 | Оптико - электронные приборы и системы | |--------|---------------------------------------------------------| | 210100 | Управление и информатика в технических системах | |--------|---------------------------------------------------------| | 210800 | Автономные информационные и управляющие системы | |--------|---------------------------------------------------------| | 220100 | Вычислительные машины, комплексы, системы и сети | |--------|---------------------------------------------------------| | 220200 | Автоматизированные системы обработки информации | | | и управления | |--------|---------------------------------------------------------| | 220300 | Системы автоматизированного проектирования | |--------|---------------------------------------------------------| | 220400 | Программное обеспечение вычислительной техники и | | | автоматизированных систем | |--------|---------------------------------------------------------| | 250100 | Химическая технология органических веществ | |--------|---------------------------------------------------------| | 250200 | Химическая технология неорганических веществ | |--------|---------------------------------------------------------| | 250500 | Химическая технология высокомолекулярных соединений | |--------|---------------------------------------------------------| | 250900 | Химическая технология материалов современной энергетики | |--------|---------------------------------------------------------| | 300200 | Астрономогеодезия | |--------|---------------------------------------------------------| | 320700 | Охрана окружающей среды и рациональное использование | | | природных ресурсов | |--------|---------------------------------------------------------| | 330100 | Безопасность жизнедеятельности в техносфере | -------------------------------------------------------------------- Приложение N 2 к Приказу Минобразования России от 3 августа 2000 года N 2400 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ" 1. Общая характеристика образовательно - профессиональной программы подготовки преподавателя на базе специальности ---------------------------------------------------------- (наименование специальности) 1.1. Нормативная трудоемкость образовательно - профессиональной программы подготовки преподавателя при очной форме 1400 часов. Дополнительная квалификация - "Преподаватель". 1.2. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности преподавателя. Деятельность преподавателя направлена на: - реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам образования; - проектирование, разработку и проведение типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, аттестационных мероприятий); - проведение исследований проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций по их разрешению; - анализ частных и общих проблем преподавания, управления образовательными учреждениями; - использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения; - воспитание и интеллектуальное развитие личности. Сферами профессиональной деятельности преподавателя являются: - учреждения системы образования различных форм собственности (школы, лицеи, гимназии, колледжи); - учреждения, организации, предприятия, деятельность которых связана с различными аспектами преподавания. 2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе подготовки специалиста с дополнительной квалификацией "Преподаватель" 2.1. Требования к профессиональной компетентности преподавателя Преподаватель должен: - понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности; - знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей); - понимать концептуальные основы (предмета), его место в общей системе знаний и ценностей и в школьном учебном плане; - учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные; - обладать знаниями (предмета), достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также требованиям общества. Преподаватель должен знать: - сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы; - воспитательные и образовательные системы прошлого и настоящего; общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска; - пути совершенствования мастерства учителя и способы самосовершенствования; - дидактику (предмета); - содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников; - требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по (предмету), устанавливаемые государственным образовательным стандартом; - вопросы частных методик школьных курсов по (предмету); - различные подходы к изучению основных тем школьного курса, новые технологии обучения; - методы формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей и логического мышления учащихся; - научные основы отдельного курса (предмета), историю и методологию соответствующей науки; - структуру и архитектуру ПЭВМ, основные операционные системы, компьютерные инструментальные средства, методы компьютерной обработки информации. Преподаватель должен уметь: - проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность; - планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии; - обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи (предмета) с другими дисциплинами; - разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся; - ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь на знания и опыт учащихся; - отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения; - анализировать учебную и учебно - методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала; - организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты; - применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики; - использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ПЭВМ для подготовки учебно - методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера; - создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения; - развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь. Преподаватель должен иметь представление о: - связях школьных разделов (предмета) с соответствующими вузовскими дисциплинами; - методических аспектах (предмета) в целом, отдельных тем и понятий; - методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по различным темам; - возможностях применения компьютерной техники в учебном процессе; - принципах построения обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности. 2.2. Требования к знаниям и умениям по общим гуманитарным и социально - экономическим дисциплинам, по общим математическим и естественнонаучным, а также специальным дисциплинам устанавливаются государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующей специальности из числа перечисленных в Приложении N 1 к настоящему Приказу. Конкретные требования с учетом выполнения перечисленных выше устанавливаются высшим учебным заведением. 3. Обязательный минимум содержания программы профессиональной подготовки преподавателя ------------------------------------------------------------------------- | Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего | | | | часов | |--------|----------------------------------------------------|---------| | ОД.00 | ОБЩИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | 360 | |--------|----------------------------------------------------|---------| | ОД.01 | Психология и педагогика (см. обязательный минимум | 100 | | | содержания цикла "Общие гуманитарные и социально - | | | | экономические дисциплины", определяемый | | | | государственным стандартом высшего | | | | профессионального образования) | | |--------|----------------------------------------------------|---------| | ОД.02 | Дополнительный цикл психолого - педагогических | 180 | | | дисциплин (конкретный перечень определяется | | | | вузом): возникновение и развитие педагогической | | | | профессии; своеобразие педагогической | | | | деятельности; роль учителя в обществе; | | | | педагогическое призвание, творчество и | | | | новаторство; мотивы выбора педагогической | | | | профессии; требования к личности учителя; | | | | профессиограммы учителя; системы профессиональной | | | | педагогической подготовки; самосовершенствование | | | | учителя; основные принципы возрастной периодизации | | | | психического развития; типы ведущей деятельности и | | | | психологические особенности возрастных периодов; | | | | кризисы возрастного развития; условия, механизмы и | | | | закономерности развития и формирования психики в | | | | процессе онтогенеза; психология обучения и | | | | воспитания; обучение и развитие; психологическая | | | | сущность развивающего обучения; психология | | | | инновационного обучения; структура учебной | | | | деятельности и проблема ее формирования; этапы | | | | формирования умственных действий; характеристика | | | | теоретического и эмпирического мышления: | | | | психология оценки и самооценки; история | | | | отечественных и зарубежных педагогических учений; | | | | методологические и психологические основы процесса | | | | воспитания; проблема взаимоотношений личности и | | | | коллектива; планирование и осуществление | | | | воспитательного процесса; проблема педагогического | | | | мастерства; педагогическая культура; современное | | | | педагогическое мышление; пути формирования | | | | педагогического мастерства; техника речи, | | | | экспрессивные средства учителя; педагогика | | | | сотрудничества как технология обучения и | | | | воспитания; современные концепции образования и их | | | | отражение в нормативных документах; научная | | | | организация педагогического труда; текущее и | | | | перспективное планирование; методы | | | | психодиагностики, диагностика мотивационной | | | | познавательной, эмоционально - волевой сфер | | | | личности учащихся; диагностика знаний, умений, | | | | навыков и способностей школьников; диагностика | | | | межличностных отношений и психологического | | | | климата; методика воспитательной работы; методы | | | | педагогических исследований; системный подход к | | | | исследованию педагогических явлений и процессов; | | | | технологические проблемы современной дидактики | | |--------|----------------------------------------------------|---------| | ОД.03 | Новые информационные технологии в учебном | 80 | | | процессе; структура аудио- и видеосредств и | | | | методика их применения; структура и архитектура | | | | ПЭВМ, практические навыки работы с компьютером; | | | | принципы построения автоматизированных обучающих и | | | | контролирующих систем; применение пакетов | | | | прикладных программ в учебном процессе по | | | | (предмету); текстовые и графические редакторы, | | | | электронные таблицы; базы данных; информационные и | | | | телекоммуникационные сети | | |--------|----------------------------------------------------|---------| | СД.00 | СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ | 340 | |--------|----------------------------------------------------|---------| | СД.01 | История и методология (соответствующей отрасли | 60 | | | науки): история возникновения и развития (науки); | | | | основные понятия и категории. Методологические | | | | аспекты науки и ее приложений; место (науки) в | | | | системе научного знания; междисциплинарные связи; | | | | роль наиболее выдающихся ученых в развитии | | | | (науки); возникновение новых научных направлений | | | | (особенно в двадцатом столетии); современные | | | | проблемы и перспективы развития (науки) | | |--------|----------------------------------------------------|---------| | СД.02 | Методика преподавания (предмета): основы | 120 | | | дидактики (предмета); содержание и структура | | | | школьных программ и учебников; вопросы частных | | | | методик, относящихся к основным темам школьного | | | | курса; различные подходы к изучению основных тем | | | | школьного курса (предметов); межпредметные связи; | | | | методы организации самостоятельной работы и | | | | развития творческих способностей учащихся; | | | | таксономия учебных задач; новые технологии | | | | обучения; методы диагностики знаний учащихся; | | | | анализ учебников и методической литературы по | | | | предмету; организация учебной деятельности | | | | учащихся, разработка планов и конспектов занятий | | |--------|----------------------------------------------------|---------| | СД.03 | Научные основы школьных курсов (предмета): анализ | 80 | | | школьного курса (предметов) с точки зрения | | | | современной науки; логическая структура | | | | (предмета): приложение общих концепций и выводов | | | | науки к конкретным задачам преподавания | | |--------|----------------------------------------------------|---------| | СД.04 | Практикум. Развитие и закрепление практических | 80 | | | навыков по предметам | | |--------|----------------------------------------------------|---------| | СД.05 | Дисциплины по выбору студентов | 100 | |--------|----------------------------------------------------|---------| | | Итого часов теоретической подготовки: | 800 | |--------|----------------------------------------------------|---------| | ПП.00 | Педагогическая практика | 10 нед. | | | | (540 | | | | часов) | |--------|----------------------------------------------------|---------| | И.00 | Итоговая государственная аттестация | 60 | |--------|----------------------------------------------------|---------| | И.01 | Государственные квалификационные экзамены по | 60 | | | методике преподавания и защита выпускной | | | | квалификационной работы | | |--------|----------------------------------------------------|---------| | | Всего часов трудоемкости программы | 1400 | ------------------------------------------------------------------------- 4. Условия реализации программы При реализации программы высшее учебное заведение имеет право: 1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала при сохранении минимального содержания, определяемого данным документом. 2. Вводить в дополнительный цикл психолого - педагогических дисциплин (ОД.02) элективные курсы. 3. Осуществлять преподавание цикла профессионально - педагогических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, обеспечивающим реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данным документом. Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель" согласованы с Учебно - методическим объединением университетов. |