О ПРИСВОЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ВЫПУСКНИКАМ ВУЗОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 03.08.00 2400

       О ПРИСВОЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
             ПРОФИЛЯ ВЫПУСКНИКАМ ВУЗОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
                ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                ПРИКАЗ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          3 августа 2000 г.
                                N 2400

                                (НЦПИ)


     В целях совершенствования подготовки преподавательских  кадров  в
высших  учебных заведениях Российской Федерации для лицеев,  гимназий,
школ, учреждений начального и среднего профессионального образования в
части  дисциплин  базисного  учебного  плана  и  в связи с пересмотром
перечня  направлений  и   специальностей   высшего   профессионального
образования приказываю:
     1. Утвердить Перечень  специальностей  высшего  профессионального
образования, предусматривающих  присвоение  выпускникам высших учебных
заведений дополнительной  квалификации   "Преподаватель"   (Приложение
N 1).
     2. Присваивать   дополнительную   квалификацию    "Преподаватель"
выпускникам,    оканчивающим    вузы    по    специальностям   высшего
профессионального образования, указанным в Приложении N 1, при условии
выполнения  ими  за  время  обучения,  кроме  основной образовательной
программы  высшего  профессионального   образования,   Государственных
требований  к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки
выпускника для получения дополнительной  квалификации  "Преподаватель"
(Приложение N 2).
     3. Удостоверять    присвоение     дополнительной     квалификации
"Преподаватель"   документом  государственного  образца,  утвержденным
Приказом Минобразования России от 02.11.1999  N  754  "Об  утверждении
формы    диплома    о    дополнительном   (к   высшему)   образовании"
(зарегистрирован распоряжением Минюста России от 28.01.2000 N 2065).
     4. Считать   утратившими   силу   Приказ   Госкомвуза  России  от
30.03.1995 N 439 "О введении в действие Государственных  требований  к
минимуму  содержания  и  уровню профессиональной подготовки выпускника
для   получения   дополнительной   квалификации   "Преподаватель"   по
специальностям  высшего образования" и Приказ Минобразования России от
31.01.1997   N   163   "О   присвоении   дополнительной   квалификации
"Преподаватель"    выпускникам   вузов   по   специальностям   высшего
профессионального образования".
     5. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Заместитель Министра образования
Российской Федерации
                                                         В.Д. ШАДРИКОВ
3 августа 2000 г.
N 2400


                                                        Приложение N 1

                                       к Приказу Минобразования России
                                                от 3 августа 2000 года
                                                                N 2400

                               ПЕРЕЧЕНЬ

               СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
        ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ПРИСВОЕНИЕ ВЫПУСКНИКАМ
         ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ
                       ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

--------------------------------------------------------------------
|                 Код и наименование специальности                 |
|------------------------------------------------------------------|
|             010000 Естественнонаучные специальности              |
|------------------------------------------------------------------|
| 010100 | Математика                                              |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 010200 | Прикладная математика и информатика                     |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 010400 | Физика                                                  |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 010500 | Механика                                                |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 010600 | Физика конденсированного состояния вещества             |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 010700 | Физика атомного ядра и частиц                           |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 010800 | Физика кинетических явлений                             |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 010900 | Астрономия                                              |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 011000 | Химия                                                   |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 011100 | Геология                                                |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 011200 | Геофизика                                               |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 011300 | Геохимия                                                |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 011400 | Гидрогеология и инженерная геология                     |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 011500 | Геология и геохимия горючих ископаемых                  |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 011600 | Биология                                                |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 011700 | Антропология                                            |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 011800 | Зоология                                                |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 011900 | Ботаника                                                |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 012000 | Физиология                                              |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 012100 | Генетика                                                |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 012200 | Биофизика                                               |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 012300 | Биохимия                                                |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 012400 | Микробиология                                           |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 012500 | География                                               |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 013000 | Почвоведение                                            |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 013100 | Экология                                                |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 013300 | Экологическая геология                                  |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 013400 | Природопользование                                      |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 013500 | Биоэкология                                             |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 013600 | Геоэкология                                             |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 013800 | Радиофизика и электроника                               |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 013900 | Фундаментальная радиофизика и физическая электроника    |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 014000 | Медицинская физика                                      |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 014200 | Биохимическая физика                                    |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 014300 | Физика Земли и планет                                   |
|------------------------------------------------------------------|
|             020000 Гуманитарно - социальные специальности        |
|------------------------------------------------------------------|
| 020100 | Философия                                               |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 020200 | Политология                                             |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 020300 | Социология                                              |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 020600 | Культурология                                           |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 020700 | История                                                 |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 020800 | Историко - архивоведение                                |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 021000 | Музеология                                              |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 021100 | Юриспруденция                                           |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 021700 | Филология                                               |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 022300 | Физическая культура и спорт                             |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 022500 | Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии  |
|        | здоровья (Адаптивная физическая культура)               |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 022600 | Лингвистика и межкультурная коммуникация                |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 022800 | Востоковедение, африканистика                           |
|------------------------------------------------------------------|
|              050000 Специальности культуры и искусства           |
|------------------------------------------------------------------|
| 050200 | Режиссура (область применения 050200.02 Театрализованные|
|        | представления и празднества)                            |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 050900 | Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)|
|--------|---------------------------------------------------------|
| 051000 | Вокальное искусство (по видам вокального искусства)     |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 051100 | Дирижирование (по видам)                                |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 051200 | Композиция                                              |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 051300 | Музыкальное искусство эстрады (по видам)                |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 051400 | Музыковедение                                           |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 051800 | Живопись                                                |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 051900 | Графика                                                 |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 052000 | Скульптура                                              |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 052100 | История и теория изобразительного искусства             |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 052200 | Монументально - декоративное искусство                  |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 052300 | Декоративно - прикладное искусство и народные промыслы  |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 052400 | Дизайн                                                  |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 052500 | Интерьеры и оборудование                                |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 052600 | Литературное творчество                                 |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 052700 | Библиотековедение и библиография                        |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 052800 | Музейное дело и охрана памятников                       |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 053000 | Народное художественное творчество                      |
|------------------------------------------------------------------|
|                    060000 Экономика и управление                 |
|------------------------------------------------------------------|
| 060100 | Экономическая теория                                    |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 060400 | Финансы и кредит                                        |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 060500 | Бухгалтерский учет, анализ и аудит                      |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 060600 | Мировая экономика                                       |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 060700 | Национальная экономика                                  |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 061000 | Государственное и муниципальное управление              |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 061100 | Менеджмент организации                                  |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 061500 | Маркетинг                                               |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 061700 | Статистика                                              |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 061800 | Математические методы в экономике                       |
|------------------------------------------------------------------|
|     075000 Специальности в области информационной безопасности   |
|------------------------------------------------------------------|
| 075100 | Криптография                                            |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 075200 | Компьютерная безопасность                               |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 075300 | Организация и технология защиты информации              |
|------------------------------------------------------------------|
|                350000 Междисциплинарные специальности            |
|------------------------------------------------------------------|
| 351400 | Прикладная информатика (по областям)                    |
|------------------------------------------------------------------|
|                     650000 Техника и технологии                  |
|------------------------------------------------------------------|
| 070200 | Техника и физика низких температур                      |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 070400 | Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 070700 | Теплофизика                                             |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 070800 | Физикохимия процессов и материалов                      |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 070900 | Физика металлов                                         |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 071400 | Физическая электроника                                  |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 071500 | Радиофизика и электроника                               |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 071700 | Физика и техника оптической связи                       |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 071900 | Информационные системы в технике и технологиях          |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 072300 | Лазерная техника и технологии                           |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 072600 | Физика конденсированного состояния вещества             |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 072700 | Физика атомного ядра и частиц                           |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 072800 | Физика кинетических явлений                             |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 080100 | Геологическая съемка и поиски месторождений полезных    |
|        | ископаемых                                              |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 080200 | Геология и разведка месторождений полезных ископаемых   |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 080300 | Поиски и разведка подземных вод и инженерно -           |
|        | геологические                                           |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 080500 | Геология нефти и газа                                   |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 080600 | Прикладная геохимия, петрология, минералогия            |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 190700 | Оптико - электронные приборы и системы                  |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 210100 | Управление и информатика в технических системах         |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 210800 | Автономные информационные и управляющие системы         |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 220100 | Вычислительные машины, комплексы, системы и сети        |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 220200 | Автоматизированные системы обработки информации         |
|        | и управления                                            |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 220300 | Системы автоматизированного проектирования              |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 220400 | Программное обеспечение вычислительной техники и        |
|        | автоматизированных систем                               |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 250100 | Химическая технология органических веществ              |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 250200 | Химическая технология неорганических веществ            |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 250500 | Химическая технология высокомолекулярных соединений     |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 250900 | Химическая технология материалов современной энергетики |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 300200 | Астрономогеодезия                                       |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 320700 | Охрана окружающей среды и рациональное использование    |
|        | природных ресурсов                                      |
|--------|---------------------------------------------------------|
| 330100 | Безопасность жизнедеятельности в техносфере             |
--------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 2

                                       к Приказу Минобразования России
                                                от 3 августа 2000 года
                                                                N 2400

                      ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
           К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
          ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
                     КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ"

      1. Общая характеристика образовательно - профессиональной
       программы подготовки преподавателя на базе специальности
      ----------------------------------------------------------
                     (наименование специальности)

     1.1. Нормативная  трудоемкость  образовательно - профессиональной
программы  подготовки  преподавателя  при  очной  форме  1400   часов.
Дополнительная квалификация - "Преподаватель".
     1.2. Характеристика    сферы    и    объектов    профессиональной
деятельности преподавателя.
     Деятельность преподавателя направлена на:
     - реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне,
отвечающем принятым государственным стандартам образования;
     - проектирование,  разработку и проведение  типовых  мероприятий,
связанных с преподаванием (уроков,  лекций, семинарских и практических
занятий, консультаций, аттестационных мероприятий);
     - проведение  исследований  проблем,  связанных  с преподаванием,
разработку рекомендаций по их разрешению;
     - анализ   частных   и  общих  проблем  преподавания,  управления
образовательными учреждениями;
     - использование  современных  технологий  образования  для выбора
оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня  подготовки
обучаемых и целей обучения;
     - воспитание и интеллектуальное развитие личности.
     Сферами профессиональной деятельности преподавателя являются:
     - учреждения системы образования различных  форм  собственности
(школы, лицеи, гимназии, колледжи);
     - учреждения,   организации,  предприятия,  деятельность  которых
связана с различными аспектами преподавания.

      2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших
    обучение по программе подготовки специалиста с дополнительной
                    квалификацией "Преподаватель"

     2.1. Требования к профессиональной компетентности преподавателя
     Преподаватель должен:
     - понимать роль учебных заведений в обществе,  основные  проблемы
дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;
     - знать основные законодательные  документы,  касающиеся  системы
народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса
(преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);
     - понимать  концептуальные  основы (предмета),  его место в общей
системе знаний и ценностей и в школьном учебном плане;
     - учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия
учащихся,   включая   возрастные,   социальные,   психологические    и
культурные;
     - обладать знаниями (предмета),  достаточными  для  аналитической
оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей
уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также требованиям
общества.
     Преподаватель должен знать:
     - сущность  процессов  обучения и воспитания,  их психологические
основы;
     - воспитательные и образовательные системы прошлого и настоящего;
общие  вопросы   организации   педагогических   исследований,   методы
исследований   и   их  возможности,  способы  обобщения  и  оформления
результатов исследовательского поиска;
     - пути    совершенствования    мастерства   учителя   и   способы
самосовершенствования;
     - дидактику (предмета);
     - содержание и структуру  школьных  учебных  планов,  программ  и
учебников;
     - требования к минимуму содержания и уровню  подготовки  учащихся
по   (предмету),   устанавливаемые   государственным   образовательным
стандартом;
     - вопросы частных методик школьных курсов по (предмету);
     - различные подходы к  изучению  основных  тем  школьного  курса,
новые технологии обучения;
     - методы формирования навыков самостоятельной работы  и  развития
творческих способностей и логического мышления учащихся;
     - научные  основы  отдельного   курса   (предмета),   историю   и
методологию соответствующей науки;
     - структуру и архитектуру ПЭВМ,  основные  операционные  системы,
компьютерные инструментальные средства,  методы компьютерной обработки
информации.
     Преподаватель должен уметь:
     - проектировать,  конструировать,  организовывать и анализировать
свою педагогическую деятельность;
     - планировать учебные занятия в соответствии с учебным  планом  и
на основе его стратегии;
     - обеспечивать   последовательность   изложения    материала    и
междисциплинарные связи (предмета) с другими дисциплинами;
     - разрабатывать и проводить различные по форме обучения  занятия,
наиболее  эффективные  при  изучении  соответствующих  тем  и разделов
программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;
     - ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь на
знания и опыт учащихся;
     - отбирать  и  использовать  соответствующие учебные средства для
построения технологии обучения;
     - анализировать  учебную  и  учебно  -  методическую литературу и
использовать ее для  построения  собственного  изложения  программного
материала;
     - организовывать учебную деятельность учащихся,  управлять  ею  и
оценивать ее результаты;
     - применять  основные  методы  объективной   диагностики   знаний
учащихся  по предмету,  вносить коррективы в процесс обучения с учетом
данных диагностики;
     - использовать сервисные программы,  пакеты прикладных программ и
инструментальные средства ПЭВМ для подготовки  учебно  -  методических
материалов,   владеть   методикой  проведения  занятий  с  применением
компьютера;
     - создавать   и   поддерживать   благоприятную   учебную   среду,
способствующую достижению целей обучения;
     - развивать интерес учащихся и мотивацию обучения,  формировать и
поддерживать обратную связь.
     Преподаватель должен иметь представление о:
     - связях  школьных   разделов   (предмета)   с   соответствующими
вузовскими дисциплинами;
     - методических аспектах  (предмета)  в  целом,  отдельных  тем  и
понятий;
     - методах и приемах  составления  задач,  упражнений,  тестов  по
различным темам;
     - возможностях  применения   компьютерной   техники   в   учебном
процессе;
     - принципах  построения  обучающих  и   контролирующих   программ
разного уровня сложности.
     2.2. Требования к знаниям  и  умениям  по  общим  гуманитарным  и
социально  -  экономическим  дисциплинам,  по  общим  математическим и
естественнонаучным,  а также специальным  дисциплинам  устанавливаются
государственными       образовательными       стандартами      высшего
профессионального  образования  по  соответствующей  специальности  из
числа перечисленных в Приложении N 1 к настоящему Приказу.
     Конкретные требования  с  учетом  выполнения  перечисленных  выше
устанавливаются высшим учебным заведением.

             3. Обязательный минимум содержания программы
              профессиональной подготовки преподавателя

-------------------------------------------------------------------------
| Индекс |    Наименование дисциплин и их основные разделы    | Всего   |
|        |                                                    | часов   |
|--------|----------------------------------------------------|---------|
| ОД.00  |                  ОБЩИЕ ДИСЦИПЛИНЫ                  |    360  |
|--------|----------------------------------------------------|---------|
| ОД.01  |  Психология и педагогика (см. обязательный минимум |    100  |
|        | содержания цикла "Общие гуманитарные и социально - |         |
|        | экономические      дисциплины",       определяемый |         |
|        | государственным         стандартом         высшего |         |
|        | профессионального образования)                     |         |
|--------|----------------------------------------------------|---------|
| ОД.02  |  Дополнительный цикл  психолого  -  педагогических |    180  |
|        | дисциплин    (конкретный   перечень   определяется |         |
|        | вузом):  возникновение и  развитие  педагогической |         |
|        | профессии;        своеобразие       педагогической |         |
|        | деятельности;    роль    учителя    в    обществе; |         |
|        | педагогическое     призвание,     творчество     и |         |
|        | новаторство;    мотивы    выбора    педагогической |         |
|        | профессии;    требования   к   личности   учителя; |         |
|        | профессиограммы учителя;  системы профессиональной |         |
|        | педагогической  подготовки;  самосовершенствование |         |
|        | учителя; основные принципы возрастной периодизации |         |
|        | психического развития; типы ведущей деятельности и |         |
|        | психологические особенности  возрастных  периодов; |         |
|        | кризисы возрастного развития; условия, механизмы и |         |
|        | закономерности развития и формирования  психики  в |         |
|        | процессе   онтогенеза;   психология   обучения   и |         |
|        | воспитания;  обучение и развитие;  психологическая |         |
|        | сущность    развивающего    обучения;   психология |         |
|        | инновационного   обучения;    структура    учебной |         |
|        | деятельности  и  проблема  ее формирования;  этапы |         |
|        | формирования умственных  действий;  характеристика |         |
|        | теоретического     и    эмпирического    мышления: |         |
|        | психология   оценки    и    самооценки;    история |         |
|        | отечественных  и зарубежных педагогических учений; |         |
|        | методологические и психологические основы процесса |         |
|        | воспитания;  проблема  взаимоотношений  личности и |         |
|        | коллектива;    планирование    и     осуществление |         |
|        | воспитательного процесса; проблема педагогического |         |
|        | мастерства;  педагогическая культура;  современное |         |
|        | педагогическое    мышление;    пути   формирования |         |
|        | педагогического    мастерства;    техника    речи, |         |
|        | экспрессивные    средства    учителя;   педагогика |         |
|        | сотрудничества   как   технология    обучения    и |         |
|        | воспитания; современные концепции образования и их |         |
|        | отражение  в   нормативных   документах;   научная |         |
|        | организация   педагогического   труда;  текущее  и |         |
|        | перспективное         планирование;         методы |         |
|        | психодиагностики,     диагностика    мотивационной |         |
|        | познавательной,  эмоционально   -   волевой   сфер |         |
|        | личности  учащихся;  диагностика  знаний,  умений, |         |
|        | навыков  и  способностей  школьников;  диагностика |         |
|        | межличностных    отношений    и   психологического |         |
|        | климата;  методика воспитательной  работы;  методы |         |
|        | педагогических  исследований;  системный  подход к |         |
|        | исследованию педагогических явлений  и  процессов; |         |
|        | технологические проблемы современной дидактики     |         |
|--------|----------------------------------------------------|---------|
| ОД.03  |  Новые информационные   технологии    в    учебном |     80  |
|        | процессе;   структура   аудио-  и  видеосредств  и |         |
|        | методика их применения;  структура  и  архитектура |         |
|        | ПЭВМ,  практические  навыки  работы с компьютером; |         |
|        | принципы построения автоматизированных обучающих и |         |
|        | контролирующих    систем;    применение    пакетов |         |
|        | прикладных  программ   в   учебном   процессе   по |         |
|        | (предмету);  текстовые  и  графические  редакторы, |         |
|        | электронные таблицы; базы данных; информационные и |         |
|        | телекоммуникационные сети                          |         |
|--------|----------------------------------------------------|---------|
| СД.00  |               СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ               |    340  |
|--------|----------------------------------------------------|---------|
| СД.01  |  История и  методология  (соответствующей  отрасли |     60  |
|        | науки):  история возникновения и развития (науки); |         |
|        | основные  понятия  и  категории.  Методологические |         |
|        | аспекты  науки  и  ее приложений;  место (науки) в |         |
|        | системе научного знания;  междисциплинарные связи; |         |
|        | роль   наиболее   выдающихся   ученых  в  развитии |         |
|        | (науки);  возникновение новых научных  направлений |         |
|        | (особенно   в   двадцатом  столетии);  современные |         |
|        | проблемы и перспективы развития (науки)            |         |
|--------|----------------------------------------------------|---------|
| СД.02  |  Методика преподавания     (предмета):      основы |    120  |
|        | дидактики   (предмета);   содержание  и  структура |         |
|        | школьных программ  и  учебников;  вопросы  частных |         |
|        | методик,  относящихся  к  основным темам школьного |         |
|        | курса;  различные подходы к изучению основных  тем |         |
|        | школьного курса (предметов);  межпредметные связи; |         |
|        | методы  организации   самостоятельной   работы   и |         |
|        | развития    творческих    способностей   учащихся; |         |
|        | таксономия   учебных   задач;   новые   технологии |         |
|        | обучения;   методы  диагностики  знаний  учащихся; |         |
|        | анализ  учебников  и  методической  литературы  по |         |
|        | предмету;    организация    учебной   деятельности |         |
|        | учащихся, разработка планов и конспектов занятий   |         |
|--------|----------------------------------------------------|---------|
| СД.03  |  Научные основы школьных курсов (предмета): анализ |     80  |
|        | школьного   курса   (предметов)   с  точки  зрения |         |
|        | современной    науки;     логическая     структура |         |
|        | (предмета):  приложение  общих концепций и выводов |         |
|        | науки к конкретным задачам преподавания            |         |
|--------|----------------------------------------------------|---------|
| СД.04  |  Практикум.  Развитие  и закрепление  практических |     80  |
|        | навыков по предметам                               |         |
|--------|----------------------------------------------------|---------|
| СД.05  |  Дисциплины по выбору студентов                    |    100  |
|--------|----------------------------------------------------|---------|
|        |  Итого часов теоретической подготовки:             |    800  |
|--------|----------------------------------------------------|---------|
| ПП.00  |  Педагогическая практика                           | 10 нед. |
|        |                                                    | (540    |
|        |                                                    | часов)  |
|--------|----------------------------------------------------|---------|
| И.00   |  Итоговая государственная аттестация               |     60  |
|--------|----------------------------------------------------|---------|
| И.01   |  Государственные  квалификационные   экзамены   по |     60  |
|        | методике    преподавания    и   защита   выпускной |         |
|        | квалификационной работы                            |         |
|--------|----------------------------------------------------|---------|
|        |  Всего часов трудоемкости программы                |   1400  |
-------------------------------------------------------------------------

                   4. Условия реализации программы

     При реализации программы высшее учебное заведение имеет право:
     1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала
при   сохранении   минимального   содержания,   определяемого   данным
документом.
     2. Вводить  в  дополнительный  цикл  психолого  -  педагогических
дисциплин (ОД.02) элективные курсы.
     3. Осуществлять    преподавание    цикла    профессионально     -
педагогических   дисциплин  в  форме  авторских  лекционных  курсов  и
разнообразных  видов  коллективных   и   индивидуальных   практических
занятий,  заданий и семинаров по программам, обеспечивающим реализацию
минимума содержания дисциплин, определяемого данным документом.
     Государственные требования   к   минимуму   содержания  и  уровню
профессиональной подготовки для получения дополнительной  квалификации
"Преподаватель"  согласованы  с  Учебно  -  методическим  объединением
университетов.