О МЕРАХ ПО СНИЖЕНИЮ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ЖИЛЬЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО ГРАЖДАНАМ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ. Письмо. Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. 19.07.00 СК-3084/10

            О МЕРАХ ПО СНИЖЕНИЮ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ЖИЛЬЯ,
       ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО ГРАЖДАНАМ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

                                ПИСЬМО

             ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
                  И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

                           19 июля 2000 г.
                             N СК-3084/10

                                (НЦПИ)


     Госстрой России,   в   связи   с   многочисленными    обращениями
администраций  субъектов  Российской Федерации по вопросу установления
нормативов средней рыночной стоимости 1 кв.  метра общей площади жилья
при реализации федеральных жилищных программ, сообщает.
     В соответствии с действующей методикой, при определении указанных
нормативов, наряду с рыночными показателями стоимости жилья в расчетах
учитывается себестоимость  жилых  домов,  которая  является  одним  из
основополагающих факторов формирования цены на рынке жилья.
     Анализ фактических данных показывает,  что  себестоимость  1  кв.
метра  общей площади жилых домов в большинстве регионов завышается без
должных  оснований.  Это  происходит  из-за  отсутствия   необходимого
контроля за формированием цен на строительные материалы,  конструкции,
низкой производительности  труда,  в  т.ч.  эксплуатации  строительных
машин  и механизмов,  наличия большого количества посреднических фирм.
Значительное влияние на себестоимость строительной продукции оказывают
произвольно   устанавливаемые  различными  ведомствами  принудительные
платежи при получении  разрешений  и  согласований  на  строительство,
неограниченные,  необоснованные  требования  по отчислению на развитие
инженерных сетей и инфраструктуры, отчуждение части построенного жилья
администрациями и т.д.
     В отдельных регионах в  себестоимости  строительства  учитываются
местные  налоги  и  прочие  затраты,  не  предусмотренные  федеральным
законодательством,  в т.ч.  пусконаладочные работы,  повышенные  нормы
прибыли, затраты на содержание различных структур и др.
     Основные застройщики,  в первую очередь  администрации  субъектов
Российской  Федерации,  устанавливают экономически необоснованные цены
на первичном рынке жилья,  в т.ч.  под предлогом обеспечения  за  счет
этого бесплатным жильем отдельных социальных групп граждан.
     Так, средняя  стоимость  на  первичном  рынке   жилья   превышает
себестоимость строительства в Самарской области почти в 3,5 раза, в г.
Санкт - Петербурге - в 3,15 раза, в Калужской области - в 3,14 раза, в
г.  Москве  -  в  3  раза.  Данное  превышение,  более  чем  в 2 раза,
присутствует  в   Краснодарском   крае,   Ивановской,   Нижегородской,
Ростовской, Рязанской, Саратовской, Тверской и Ярославской областях.
     Цены на первичном рынке формируют стоимость  жилья  на  вторичном
рынке  и  таким  образом  учитывают  все  несанкционированные расходы,
которые федеральный бюджет не может компенсировать.
     Целям и  задачам  государственной жилищной политики соответствует
разница, учитывающая формирование инфраструктуры, между себестоимостью
строительной  продукции и стоимостью на первичном рынке в размере 15 -
25%.  В этих пределах и производится корректировка исходной информации
Госкомстата России по форме 1-рж.
     Администрации отдельных    регионов    (Чувашская     Республика,
Ивановская,   Калужская,   Костромская  и  Самарская  области)  вместо
изыскания  путей  снижения   себестоимости   строительства   жилья   и
установления  разумных цен на первичном рынке встали на путь обращений
в вышестоящие органы управления  с  просьбами  о  повышении  норматива
средней стоимости 1 кв.  метра общей площади жилья для расчета размера
безвозмездных субсидий.  При этом в  качестве  обоснования  приводятся
данные  о  ценах  в  городах  республиканского,  краевого и областного
значения,  в т.ч.  в домах улучшенной планировки и элитных, в то время
как  такие  нормативы  устанавливаются  в целом по территории субъекта
Российской Федерации для типовых домов.
     Указанные просьбы,  как  правило,  не подтверждаются фактическими
данными  Госкомстата  России  о   покупке   жилья   с   использованием
государственных жилищных сертификатов по форме 1-ВЖ.
     Учитывая изложенное и в целях обеспечения выполнения  федеральных
программ  по  обеспечению жильем граждан,  Госстрой России рекомендует
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
     рассмотреть вопросы  оптимизации  стоимости  строительства  жилых
домов,  обратив особое внимание на снижение платежей и  отчислений  на
этапах,  предшествующих строительству,  уменьшению числа посредников -
поставщиков  местных  строительных  материалов  и  конструкций,  более
широкому применению местных строительных материалов вместо привозных и
импортных;
     при формировании  цен  на  первичном  рынке исходить из интересов
государства,  которое  не  может  взять  на  себя   обязательства   по
обеспечению жильем граждан по экономически необоснованным ценам;
     расширить номенклатуру     строящегося     жилья     с     учетом
потребительского спроса,  от типового - для наименее обеспеченной,  до
элитного  -  для  состоятельной  категории  граждан,  с  одновременным
расширением  географии  строительства  как  внутри городов (спальные и
престижные  районы),  так  и  на  территории  самого  региона  (города
районного значения, поселки городского типа);
     активизировать работу по проведению подрядных торгов по объектам,
предусмотренным  программами жилищного строительства,  в т.ч.  за счет
средств местных бюджетов.
     При решении   конкретных   вопросов   по   предоставлению   жилья
гражданам,   которым   предусмотрено   выделение   за   счет   средств
федерального  бюджета  безвозмездных  субсидий  и ссуд на приобретение
жилья,    учитывать,    что    действующими    нормативными     актами
предусматривается  возможность  приобретения  гражданами жилья на всей
территории региона,  а не  только  в  городах  краевого  и  областного
значения, а также курортных и приморских городах.

                                                          С.И. КРУГЛИК
19 июля 2000 г.
N СК-3084/10