О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 06.07.10 01/9963-0-32

              О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
                                   
                            6 июля 2010 г. 
                            N 01/9963-0-32
     
                                 (Д)
                                   
    
     Федеральная  служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия    человека,    принимая    во    внимание   актуальность
своевременного   и   действенного  обеспечения  защиты  прав  граждан,
вступающих   в   разного   рода   правоотношения   с  соответствующими
хозяйствующими   субъектами   в   сфере  как  организованного,  так  и
неорганизованного  туризма, а также учитывая необходимость минимизации
связанного  с  этим  риска причинения имущественного вреда и/или вреда
жизни  (здоровью), в дополнение к ранее направлявшимся инструктивным и
информационно-методическим  материалам  по данной проблематике (письма
Роспотребнадзора  от  31.08.2007  N  0100/8935-07-23,  от 26.05.2008 N
01/5440-8-32,   от   07.08.2009   N  01/11347-9-23,  от  20.04.2010  N
01/6067-0-23) обращает внимание на нижеследующее.
     1.  Согласно  определению  туристского  продукта,  приведенному в
статье  1  Федерального  закона  от  24.11.1996  N  132-ФЗ "Об основах
туристской  деятельности  в  Российской  Федерации"  (далее  - Закон N
132-ФЗ),  - это "комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых
за  общую  цену  (независимо  от  включения  в  общую  цену  стоимости
экскурсионного  обслуживания  и  (или)  других  услуг)  по  договору о
реализации туристского продукта".
     При  этом  в  силу  положений статьи 9 Закона N 132-ФЗ туристский
продукт  как  предмет  соответствующих  договорных отношений туриста с
туроператором   (турагентом)   изначально  формируется  по  усмотрению
туроператора  самостоятельно (исходя из конъюнктуры туристского рынка)
в  виде  оферты,  либо в индивидуальном порядке по заданию туриста или
иного заказчика туристского продукта.
     Исходя из этого, порядок формирования туристского продукта должен
быть  достоверно  установлен  в каждом случае, когда возникает спор по
поводу   качества   предоставленных   услуг  (в  контексте  соблюдения
туроператором  положений  статьи  4  Закона  Российской  Федерации  от
07.02.1992  N  2300-1  "О  защите  прав потребителей", далее - Закон N
2300-1)  и степени ответственности туроператора перед туристом и (или)
иным   заказчиком   за   неисполнение   или   ненадлежащее  исполнение
обязательств  по  договору  о  реализации  туристского продукта (в том
числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих
в  туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться
или оказывались эти услуги).
     Поскольку   именно  общая  цена  туристского  продукта  в  рублях
является  существенным  условием  договора  о  реализации  туристского
продукта,  перечень  которых  приведен  в статье 10 Закона N 132-ФЗ, у
туроператора    (турагента)   отсутствует   императивная   обязанность
указывать  в  договоре  о  реализации  туристского  продукта стоимость
отдельных  услуг,  входящих  в  его состав, в частности, выделять цену
услуг  по  перевозке.  Однако как таковой набор этих услуг, однозначно
позволяющий    определить    потребительские    свойства   конкретного
туристского продукта, т.е. информация о программе пребывания, маршруте
и   об   условиях   путешествия,  средствах  размещения,  об  условиях
проживания  (месте  нахождения  средства  размещения, его категории) и
питания,  услугах  по  перевозке  туриста  в стране (месте) временного
пребывания,   о   наличии   экскурсовода   (гида),   гида-переводчика,
инструктора-проводника,  а  также о дополнительных услугах, входящих в
турпродукт,   также  относится  к  существенным  условиям  договора  о
реализации туристского продукта.
     Так  как ответственность туроператора по смыслу статьи 9 Закона N
132-ФЗ  ограничена "рамками" исполнения обязательств по предоставлению
только  тех услуг, которые вошли в соответствующий туристский продукт,
то  все  факты самостоятельного приобретения туристами экскурсионных и
других  услуг,  изначально в него не входивших, стоимость которых была
оплачена   ими  дополнительно  к  цене  туристского  продукта,  должны
рассматриваться   как  иные  сделки,  обязанной  стороной  по  которым
соответствующий туроператор являться не будет.
     Если  такого  рода  случаи  происходили  за  пределами Российской
Федерации  и  повлекли  наступление  неблагоприятных  последствий  для
туристов   -  пользователей  этих  услуг,  то  в  их  правовой  оценке
необходимо    среди    прочего    руководствоваться   соответствующими
положениями  раздела  VI  "Международное  частное  право" Гражданского
кодекса  Российской  Федерации  (далее  - ГК РФ), статья 1212 которого
определяет  порядок  выбора права, подлежащего применению к договору с
участием  потребителя. При этом следует иметь в виду, что составляющие
сферы  действия  права,  подлежащего  применению  к  таким  договорам,
перечислены в статье 1215 ГК РФ.
     Учитывая,  что  на  практике  предложения  приобрести ту или иную
дополнительную   от   отношению   к  "турпакету"  услугу  (к  качеству
(потребительским   свойствам)   которой   в  дальнейшем  предъявляется
претензия)  довольно часто исходят в том числе от представителей самих
туроператоров  за  рубежом  (при этом оплата таких услуг, как правило,
происходит  в  иностранной валюте), следует учитывать, что "соглашение
гражданина   с   работником   предприятия,   учреждения,  организации,
выполняющего   работы   (оказывающего  услуги),  о  выполнении  работы
(оказании    услуги)    без   соответствующего   оформления,   вопреки
установленным   правилам,  не  порождает  прав  и  обязанностей  между
гражданином  и  этим  предприятием, учреждением, организацией, поэтому
последнее  не  несет  ответственности за неисполнение или ненадлежащее
исполнение  работы  (оказание  услуги)  либо за утрату или повреждение
переданного  по  такому  соглашению имущества в соответствии с Законом
Российской  Федерации "О защите прав потребителей". В указанном случае
имущественную    ответственность   перед   гражданином   несет   лицо,
обязавшееся выполнить работу (оказать услугу)" (пункт 27 Постановления
Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. N
7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей").
     2.  Согласно  положениям статьи 17 Закона N 132-ФЗ в тех случаях,
"если   законодательством   страны   (места)   временного   пребывания
установлены  требования  предоставления  гарантий  оплаты  медицинской
помощи  лицам,  временно  находящимся  на  ее  территории, туроператор
(турагент) обязан предоставить такие гарантии".
     Поэтому в рамках исполнения обязанности по предоставлению туристу
и (или) иному заказчику достоверной информации об основных документах,
необходимых   для  въезда  в  страну  (место)  временного  пребывания,
туроператор   (турагент)   при   заключении   договора   о  реализации
туристского  продукта в целях обеспечения безопасности туризма (статья
14  Закона  N  132-ФЗ) обязан, в том числе, сообщить о соответствующих
медицинских правилах пребывания в той или иной стране.
     В  настоящее  время  наличие  полиса  медицинского страхования (а
именно  страхование  туристов  на  случай  внезапного заболевания и от
несчастных    случаев    является   основной   формой   предоставления
соответствующих гарантий медицинской помощи) для въезда граждан России
на  территорию  ряда  иностранных  государств  - обязательное условие.
Такое  требование  установлено  Австрией,  Бельгией,  Грецией, Данией,
Исландией,  Испанией,  Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией,
Португалией,  Францией,  ФРГ,  Финляндией,  Швецией, Израилем, Литвой,
Чехией  и  Эстонией  (введение  этого  условия рассматривается также и
другими  государствами).  При  этом  полис  медицинского  страхования,
действительный на весь срок пребывания за границей, представляется уже
при обращении за визами этих государств.
     В соответствии с требованиями статьи 17 Закона N 132-ФЗ страховым
полисом  должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и
возмещение    их    расходов   при   наступлении   страхового   случая
непосредственно   в   стране  (месте)  временного  пребывания,  а  сам
страховой  полис  оформляется на русском языке и государственном языке
страны   временного   пребывания.   Информацию  о  том,  полисы  каких
российских  страховых  организаций  принимаются  к рассмотрению, можно
получить  в  консульских  отделах посольств и генеральных консульствах
(консульствах)  вышеперечисленных  государств на территории Российской
Федерации.
     При  въезде  граждан  Российской  Федерации  в другие государства
(кроме     указанных)    соответствующее    медицинское    страхование
осуществляется  на  добровольной  основе,  поскольку  в  силу пункта 2
статьи  935  ГК  РФ  обязанность страховать свою жизнь или здоровье не
может быть возложена на гражданина по закону.
     Учитывая  изложенное и принимая во внимание тот факт, что услуги,
связанные  с  получением  медицинского  полиса,  в  состав туристского
продукта не входят, предложение со стороны туроператора (турагента) по
заключению  соответствующего  договора страхования, при надлежащем его
оформлении,  как  правило,  не  должно рассматриваться как навязывание
платных  дополнительных  услуг  в контексте правового смысла статьи 16
Закона  N  2300-1,  поскольку  медицинская  страховка (применительно к
случаям,  когда  ее наличие не является обязательным условием въезда в
страну)  служит  гарантией  минимизации  возможных рисков и расходов в
случае   болезни   или  несчастного  случая,  что  отвечает  правилам,
касающимся обязанности исполнителя по обеспечению права потребителя на
безопасность услуг (статья 7 Закона N 2300-1).
     Также  следует  иметь  в  виду, что согласно положениям статьи 17
Закона N 132-ФЗ по требованию туриста туроператор (турагент) оказывает
содействие   в   предоставлении  услуг  по  страхованию  иных  рисков,
связанных с совершением путешествия.
     Прошу  учесть названные аспекты правового регулирования отношений
в  сфере  туризма при оказании как консультативной, так и практической
помощи   гражданам   в   защите   их   прав   на  основе  имеющихся  у
Роспотребнадзора полномочий.
    
Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
6 июля 2010 г. 
N 01/9963-0-32