ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.1.2.2631-10 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ 18 мая 2010 г. N 59 (Д) В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю: 1. Утвердить санитарные правила СанПиН 2.1.2.2631-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги" (приложение). 2. Ввести в действие указанные санитарные правила с 01.08.2010. 3. С момента введения СанПиН 2.1.2.2631-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги" считать утратившим силу: - СанПиН 2.1.2.1199-03 "Парикмахерские. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 12.03.2003 N 15 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 08.04.2003, регистрационный номер 4393, с изменениями, зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 05.06.2007, регистрационный номер 9596). Г.Г.ОНИЩЕНКО 18 мая 2010 г. N 59 Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 июля 2010 г. N 17694 Приложение Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 59 САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УСТРОЙСТВУ, ОБОРУДОВАНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И РЕЖИМУ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПАРИКМАХЕРСКИЕ И КОСМЕТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.2.2631-10 I. Область применения и общие положения 1.1. Санитарные правила и нормы (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации. 1.2. Санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги. 1.3. Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, а также органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. 1.4. Настоящие санитарные правила не распространяются на отделения реконструктивно-пластической хирургии, косметические отделения и клиники, клиники и отделения по лечению заболеваний кожи и подкожной клетчатки, косметологические, массажные кабинеты и солярии в составе лечебно-профилактических учреждений. 1.5. Контроль за соблюдением настоящих санитарных правил осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации. 1.6. Допускается применение, хранение и реализация посетителям организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, парфюмерно-косметических средств и средств по уходу за волосами, ногтями, кожей, имеющих документы, подтверждающие в установленном порядке безопасность используемой продукции. II. Требования к размещению организаций 2.1. Организации коммунально-бытового назначения, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям (в составе предприятий бытового обслуживания и общественных торговых центров, центров красоты и здоровья, бань, гостиниц и других общественных зданий). 2.2. Допускается размещение организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, на первых этажах жилых зданий при наличии изолированного входа от жилой части и автономной системы вентиляции, в подвальных и цокольных этажах зданий, в торговых центрах и комплексах без естественного освещения при условии соблюдения гигиенических требований к воздухообмену помещений и параметров микроклимата, использования ламп дневного света с улучшенной цветопередачей и выполнения мероприятий, предусмотренных гигиеническими требованиями к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. 2.3. В общественных зданиях - домах отдыха, санаториях, интернатах, организациях здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, центрах социального обслуживания, медицинских организациях, в том числе в стационарах, для обслуживания пациентов и персонала - допускается размещение организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, на любых этажах при соблюдении требований настоящих санитарных правил. III. Требования к устройству и оборудованию помещений 3.1. Требования к составу и площадям помещений приведены в приложении 1 к настоящим санитарным правилам. 3.2. В помещении организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, должно быть выделено помещение либо специальное место для дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации инструментов, оборудованное раковиной с подводкой горячей и холодной воды. 3.3. Кабинеты - косметический, педикюра, массажа, солярий, пирсинга, татуажа - должны размещаться в отдельных помещениях. 3.4. Допускается размещение отдельных рабочих мест для маникюра в помещениях общественных зданий, в том числе торговых центров, при соблюдении гигиенических требований к воздухообмену помещений и параметров микроклимата. 3.5. Допускается совмещение в одном изолированном кабинете площадью не менее 9 м2 при совмещении выполнения услуг маникюра и педикюра при условии организации одного рабочего места мастера маникюра-педикюра. 3.6. В педикюрных кабинетах должно быть не менее 2-х ванн для ног с подводкой горячей и холодной воды и отдельная раковина для мытья рук. Допускается наличие одной ванны с использованием одноразовых вкладышей. 3.7. В косметических кабинетах допускается организация до 3 рабочих мест при условии их изоляции перегородками высотой 1,8 - 2,0 м. 3.8. Рабочие места оборудуются мебелью, позволяющей проводить обработку моющими и дезинфицирующими средствами. 3.9. Рабочие места парикмахеров оборудуются креслами, туалетными столами с раковинами для мытья волос. При наличии отдельного помещения или специального места для мытья волос допускается установка туалетных столиков без раковин. 3.10. Парикмахерские должны иметь подсобные, вспомогательные и бытовые помещения (гардеробные, комнаты отдыха и приема пищи, санузлы, кладовые), а также помещения или место для хранения инвентаря, мусора и остриженных волос. 3.11. Допускается совмещение комнаты приема пищи с гардеробной для персонала при численности работников в смене менее 10 человек, а также совмещение вестибюля с гардеробом для посетителей и залом ожидания. 3.12. Помещения для хранения чистого белья и парфюмерно-косметических средств оборудуются стеллажами или шкафами; для грязного белья - емкостями с крышками, покрытие которых позволяет проводить их мытье и дезинфекцию. 3.13. На рабочем месте допускается хранение парфюмерно-косметической продукции, используемой в течение рабочей смены, с учетом соблюдения требований к условиям хранения, указанным в инструкции по применению. 3.14. Постижерные работы должны проводиться в изолированном помещении, площадь которого и набор оборудования принимаются с учетом объема и характера проводимых работ и должна быть не менее 4,5 м2 на одно рабочее место. IV. Требования к оборудованию и содержанию соляриев 4.1. Допускается использование аппаратов ультрафиолетового излучения (соляриев) как с вертикальным, так и с горизонтальным расположением ультрафиолетовых ламп различных типов (высокого и низкого давления) в любой их комбинации. Оборудование с диапазоном ультрафиолетового излучения УФ-С в соляриях не допускается. 4.2. Все аппараты (солярии) должны иметь технические паспорта и инструкции на русском языке, а также документы, подтверждающие в установленном порядке безопасность используемой продукции. 4.3. Необходимая площадь помещения, где установлена кабина солярия, рассчитывается по формуле S1 + S2, где S1 - площадь, занимаемая самим аппаратом (согласно техническому описанию), S2 - зона для раздевания в соответствии с приложением 1 к настоящим санитарным правилам. 4.4. В состав помещений, где расположены кабины соляриев, при отсутствии других услуг, оказываемых данной организацией, должна входить рабочая зона оператора (приложение 1). При предоставлении организациями иных бытовых и косметических услуг зона оператора может быть оборудована совместно с зоной приема посетителей. Если услуги солярия предоставляются в автоматическом режиме (без участия оператора с использованием монетоприемника и/или картоприемника), то зона оператора не требуется. Персонал и посетители должны иметь доступ к умывальнику и санузлу. 4.5. Зона оператора оборудуется пультом дистанционного управления солярием (соляриями), исключающими самовольное изменение времени сеанса клиентом. 4.6. Помещение для эксплуатации соляриев должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, обеспечивающей 3 - 4-кратный воздухообмен в час. В случае установки моделей, оборудованных собственной системой вентиляции, допускается организация естественного притока воздуха в помещение. 4.7. Температура и влажность воздуха в кабине солярия должны соответствовать требованиям технической документации на данный аппарат, но не превышать +28 °C. Температура воздуха в помещении, где размещается кабина солярия, должна соответствовать +18 - 24 °C. 4.8. Замена ламп должна производиться при нормативной выработке часов, указанной в техническом паспорте ламп, с обязательной отметкой в журнале. Информация об очередной замене должна быть доступна посетителям солярия и располагаться на видном месте. Отработанные лампы должны направляться в специализированные организации для их утилизации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. 4.9. Отделка помещений солярия должна предусматривать возможность проведения влажной уборки и дезинфекции. 4.10. После каждого сеанса все поверхности кабины солярия, с которыми контактировал посетитель, должны быть обработаны дезинфицирующими средствами, прошедшими государственную регистрацию в установленном порядке. При использовании вертикального солярия посетителям должны предоставляться одноразовые полотенца для выстилания пола кабины или одноразовые тапочки. 4.11. Необходимо проводить периодическую очистку вентиляционных отверстий внутри аппарата по мере загрязнения. 4.12. Уровни физических факторов, воздействующих на персонал и посетителей соляриев, не должны превышать гигиенические нормативы: - напряженность электромагнитного поля не более 25 В/м; - напряженность электрического поля тока промышленной частоты (50 Гц) - не более 0,5 кВ/м. 4.13. Допустимая интенсивность ультрафиолетового излучения для изделий бытового назначения облучательного действия не должна превышать 1,9 Вт/м2 в диапазоне 280 - 315 нм и 10 Вт м2 в диапазоне 315 - 400 нм. Излучение в диапазоне 200 - 280 нм не допускается. 4.14. До сведения потребителей должна быть доведена следующая информация: - о необходимости внимательного ознакомления с инструкцией по инсоляции; - о необходимости в обязательном порядке использовать специальные очки во избежание повреждения глаз УФ лучами; - об обязательном определении во избежание повреждений кожного покрова времени экспозиции (сеанса) с помощью таблицы с описанием фототипов человека и других условий облучения в зависимости от них (таблица с описанием фототипов человека должна быть доступна посетителям и располагаться на видном месте); - о воздействии некоторых косметических средств и лекарственных препаратов на изменение (повышение или понижение) чувствительности к ультрафиолетовому облучению и связанными с этим ограничениями; - о соблюдении 48-часового интервала между двумя первыми сеансами; - предупреждение о необходимости консультации у врача для определения возможности принятия процедур инсоляции; - о канцерогенной опасности ультрафиолетового излучения; - о необходимости использования косметических средств для загара в солярии во избежание неблагоприятного воздействия ультрафиолетового излучения; - о запрете на посещение солярия лицами, не достигшими 18 лет; - о перечне заболеваний, при которых принятие данной процедуры ограничено или противопоказано (меланома, онкологические заболевания). V. Требования к внутренней отделке помещений 5.1. Материалы (водостойкие краски, эмали, кафельные и глазурованные плитки, материалы с ламинированным покрытием и другие), используемые для отделки помещений организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, должны иметь документы, подтверждающие в установленном порядке безопасность используемой продукции. 5.2. Поверхности стен, потолков и полов, наружная и внутренняя поверхность мебели должны быть гладкими, легко доступными для влажной уборки и устойчивыми к обработке дезинфицирующими средствами. 5.3. Покрытие полов в организациях коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, в том числе солярия (линолеум, метлахская, керамогранитная плитка, дощатые (окрашенные), паркетные полы и другие), должно быть гладким и позволяющим проводить влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств. VI. Требования к водоснабжению и канализации 6.1. Организации коммунально-бытового назначения, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, должны быть оборудованы системами централизованного водоснабжения, в том числе горячего, и канализации. 6.2. Качество используемой воды должно соответствовать гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. 6.3. При отсутствии в населенном пункте централизованных систем водоснабжения и канализации организации коммунально-бытового назначения, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, оборудуются автономными системами. 6.4. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения допускается установка проточных водонагревательных устройств с подключением к системе холодного водоснабжения. Использование непроточных нагревателей допускается только в качестве резервного источника водоснабжения. 6.5. Все производственные и санитарно-бытовые помещения оборудуются стационарными санитарно-техническими приборами. VII. Требования к микроклимату помещений 7.1. В организациях коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, должно обеспечиваться соблюдение параметров микроклимата, указанных в приложении 2 к настоящим санитарным правилам. 7.2. Нагревательные приборы должны иметь гладкую поверхность, позволяющую осуществлять влажную уборку. Отопительные приборы следует размещать в местах, доступных для очистки, осмотра и ремонта. 7.3. Не допускается использование вентиляционных камер в качестве подсобных помещений и кладовых. 7.4. В помещениях организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, следует предусматривать общеобменную механическую приточно-вытяжную вентиляцию с кратностью воздухообмена, указанной в приложении 3 к настоящим санитарным правилам. Система вентиляции для всех помещений организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, может быть общей, за исключением подсобных и санитарно-бытовых помещений. 7.5. В организациях коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, с количеством рабочих мест не более 3 (за исключением кабинета мастера по наращиванию ногтей и косметического кабинета), в том числе расположенных на нежилых этажах жилых зданий, допускается неорганизованный воздухообмен за счет проветривания помещений через открывающиеся фрамуги или естественная вытяжная вентиляция. 7.6. Рабочее место мастера по наращиванию ногтей оборудуется местной принудительной вытяжной вентиляцией. 7.7. Оборудование систем вентиляции и кондиционирования не следует располагать смежно, над и под помещениями с постоянным пребыванием людей. 7.8. Все вентиляционные установки должны иметь паспорта и проходить планово-предупредительный ремонт в соответствии с рекомендациями фирмы-изготовителя. 7.9. Уровни физических факторов на рабочих местах должны соответствовать гигиеническим требованиям к микроклимату производственных помещений, санитарным нормам шума на рабочих местах, в помещениях общественных зданий. VIII. Требования к искусственному и естественному освещению 8.1. Освещенность на рабочих местах должна соответствовать гигиеническим нормативам, указанным в приложении 4 к настоящим санитарным правилам. 8.2. Для общего и местного искусственного освещения производственных и вспомогательных помещений могут быть использованы лампы накаливания, люминесцентные и галогенные лампы с защитной арматурой, светодиодные, компактные люминесцентные лампы. 8.3. На всех рабочих местах маникюрных и педикюрных кабинетов, кабинетов декоративной косметики должно быть предусмотрено комбинированное освещение (общее и местное). На рабочих местах в помещениях парикмахерских допускается применение общего освещения. IX. Требования к содержанию помещений и организации санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима работы 9.1. Все помещения и оборудование должны содержаться в чистоте. В организациях коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, необходимо осуществлять профилактическую дезинфекцию, включающую обеззараживание поверхностей помещения, мебели, оборудования, воздуха, инструментов, белья, спецодежды и других предметов, используемых в работе, а также дезинсекцию и дератизацию. 9.2. В целях проведения профилактической дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации должны применяться физические методы и/или химические дезинфекционные средства, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке. Все манипуляции, которые могут привести к повреждению кожных покровов и слизистых оболочек, осуществляются с применением стерильных инструментов и материалов. Изделия многократного применения перед стерилизацией подлежат предстерилизационной очистке. Разрешается применение дезинфекционных средств, дезинфекционного и стерилизационного оборудования, имеющих документы, подтверждающие в установленном порядке безопасность используемой продукции. 9.3. Не допускается наличие грызунов и бытовых членистоногих (насекомых, клещей) во всех основных и подсобных помещениях. 9.4. Влажная уборка помещений (протирка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее двух раз в день (в том числе по окончании работы) с использованием моющих и дезинфицирующих средств или средств, обладающих одновременно моющим и дезинфицирующим действием. Для уборки основных и вспомогательных помещений, а также санузлов должен быть выделен отдельный уборочный инвентарь. Уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветошь, швабры) маркируют с указанием помещений и видов уборочных работ, используют строго по назначению, обрабатывают и хранят в специально выделенном помещении (или шкафчике). По окончании уборки инвентарь обрабатывают моющими и дезинфицирующими средствами и просушивают. 9.5. Не реже одного раза в неделю во всех помещениях должна быть проведена генеральная уборка в соответствии с графиком, утвержденным администрацией. Во время генеральной уборки моют и обрабатывают дезинфицирующими растворами стены, пол, плинтусы, двери, окна, мебель и оборудование. 9.6. Остриженные волосы собирают в закрывающийся совок непосредственно у кресла и складывают в герметичные емкости (одноразовые полиэтиленовые пакеты для мусора или мешки из крафт-бумаги), а затем мешок или пакет закрывают, перевязывают, хранят в подсобном помещении и удаляют (утилизируют) в установленном порядке. 9.7. При обнаружении вшей (педикулеза) у клиента в процессе обслуживания необходимо прекратить манипуляцию и направить клиента в специализированное учреждение (санитарный пропускник) для проведения противопедикулезных мероприятий и консультации. Инструменты и белье, использованные при обслуживании, подвергают дезинсекции средствами от вшей (педикулицидами) в форме концентрата эмульсии согласно инструкции по применению средства. Волосы собирают в герметично закрывающийся пакет или мешок и также обрабатывают педикулицидом, после чего удаляют (утилизируют). 9.8. Не допускается повторное использование пакетов и мешков для мусора и их вытряхивание в контейнер для бытовых отходов. 9.9. Для предупреждения распространения парентеральных гепатитов, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, грибковых заболеваний и других инфекций проводится дезинфекция и стерилизация применяемых изделий и инструментов. 9.10. Для обслуживания клиентов должно использоваться только чистое белье. Запас чистого белья (полотенца, салфетки, простыни и другое) должен быть в количестве, обеспечивающем его индивидуальное применение для каждого клиента. Хранение чистого, использованного белья, парфюмерно-косметических, а также моющих и дезинфицирующих средств должно быть раздельным. Хранение чистого белья на открытых стеллажах или на рабочих местах допускается только в индивидуальной упаковке. Разрешается использование одноразовых шапочек, накидок, полотенец, простыней, салфеток. Пеньюары из синтетической ткани должны применяться только с чистой хлопчатобумажной салфеткой или одноразовым подворотничком. 9.11. После каждого клиента использованное белье подлежит стирке, а при необходимости и дезинфекции (при угрозе распространения инфекционных и паразитарных заболеваний), а одноразовое - удалению (утилизации). 9.12. Стирка использованного белья и рабочей одежды должна проводиться централизованно. Допускается организация стирки использованного белья непосредственно в парикмахерской при наличии отдельно выделенного помещения со специальным оборудованием. Рабочая и личная одежда персонала должна храниться раздельно. 9.13. Удаление остриженных волос с шеи и лица клиента должно проводиться чистой индивидуальной салфеткой или ватным тампоном. Запрещается использование кисточек для удаления остриженных волос. 9.14. При выполнении химической завивки смачивание волос раствором проводится тампоном, сменяемым после каждого клиента. 9.15. Зажимы, бигуди, колпаки и сетки для химической завивки волос, шапочки для мелирования моют под проточной водой с моющими средствами после каждого клиента. 9.16. Расчески, щетки, ножницы для стрижки волос моют под проточной водой после каждого клиента, помещают в стерилизаторы, разрешенные к использованию в установленном порядке и имеющие инструкцию по применению на русском языке, или в растворах дезинфицирующих средств по режиму, применяемому при грибковых заболеваниях. 9.17. Съемные ножи электрических бритв протирают дважды (с интервалом 15 мин.) тампоном, смоченным в дезинфицирующем растворе, не вызывающем коррозию, в концентрациях, применяемых при вирусных гепатитах. 9.18. Подушка, подкладываемая под ногу при проведении педикюра, должна иметь клеенчатый чехол, который после каждого использования протирается ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, в концентрации и с экспозицией, применяемой для дезинфекции при грибковых заболеваниях. 9.19. Ванны для ног и ванночки для рук после каждого клиента должны подвергаться дезинфекции при полном погружении в дезинфицирующий раствор в соответствии с инструкцией по применению используемого средства по режиму, применяемому при грибковых заболеваниях. 9.20. При выполнении маникюра и педикюра должны использоваться одноразовые непромокаемые салфетки для каждого посетителя, которые после использования подлежат дезинфекции и удалению (утилизации). 9.21. Для парикмахерских залов и кабинетов для маникюра, педикюра, пирсинга, пилинга, татуажа, косметических услуг должен быть определен минимальный набор типовых инструментов для обслуживания одного клиента. На одно рабочее место следует иметь не менее трех таких наборов. 9.22. Инструменты для маникюра, педикюра, татуажа, пирсинга, пилинга, марлевые салфетки, ватные шарики, а также другие расходные материалы стерилизуют в стерилизаторах упакованными в стерилизационные упаковочные материалы, разрешенные к применению в установленном порядке, и в них же хранят. Допускается стерилизация инструментов в неупакованном виде при условии, что они будут использованы в течение часа или храниться в стерилизаторах. 9.23. Электроды к косметическому оборудованию и приборам протирают дважды тампоном, смоченным в дезинфицирующем растворе (с интервалом 15 мин.), не вызывающем коррозию, в концентрациях, применяемых при вирусных гепатитах. 9.24. Инструменты, используемые для манипуляций, при которых возможно повреждение кожных покровов или слизистых оболочек (маникюр, педикюр, татуаж, пирсинг, пилинг, косметические услуги), после каждого клиента без предварительного промывания водой помещают в дезинфицирующий раствор. Дезинфекцию осуществляют по режиму, применяемому при вирусных гепатитах. После окончания дезинфекции инструменты подвергают предстерилизационной очистке и стерилизации. 9.25. Оборудование, аппаратура и материалы, используемые для стерилизации инструментов, должны иметь документ, подтверждающий их безопасность при использовании, и инструкцию по применению на русском языке. 9.26. Для организации противоэпидемического режима и повседневного контроля режима дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации инструментов, используемых при маникюре, педикюре, татуаже, пирсинге, пилинге и косметических услугах, руководителем организации назначается работник, прошедший обучение. 9.27. Для обеспечения дезинфекционных мероприятий должен быть запас средств для дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации, прошедших государственную регистрацию в установленном порядке. 9.28. Емкости с рабочими растворами средств должны быть снабжены крышками, иметь четкие надписи с указанием названия средства, его концентрации, назначения, даты приготовления рабочего раствора. В целях профилактики профессиональных заболеваний кожи, глаз и верхних дыхательных путей у работников необходимо: - обеспечить централизованное приготовление рабочих дезинфицирующих растворов в специальных помещениях с механической или естественной приточно-вытяжной вентиляцией (при наличии отдельного помещения) либо в специально оборудованном месте; - насыпать сухие дезинфицирующие средства в специальные емкости с постепенным добавлением воды; - максимально использовать исходные дезинфицирующие препараты в мелкой расфасовке; - плотно закрывать крышками емкости с рабочими дезинфицирующими растворами. Все работы с ними выполнять в резиновых перчатках; - неукоснительно соблюдать мероприятия по безопасности труда в соответствии с инструкцией на применяемое дезинфицирующее средство и с использованием средств индивидуальной защиты. 9.29. Администрация организации коммунально-бытового назначения, оказывающей парикмахерские и косметические услуги, обязана обеспечить, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров <*>, необходимые условия по предупреждению неблагоприятного влияния производственных факторов на работников, обеспечение персонала специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты. -------------------------------- <*> Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17). 9.30. С целью профилактики заражения парентеральными гепатитами и ВИЧ-инфекцией все манипуляции, при которых может произойти загрязнение рук кровью, следует проводить в резиновых перчатках. Во время работы все повреждения кожных покровов должны быть изолированы напальчниками, лейкопластырем. В целях личной профилактики работники должны быть обеспечены медицинской аптечкой, в состав которой входят: - 70° спирт; - 5%-ный спиртовой раствор йода; - лейкопластырь, перевязочный материал; - латексные перчатки; - емкость для разведения воды; - навески марганцево-кислого калия по 50 мг. Работники обязаны соблюдать следующие правила личной гигиены: - перед началом и после окончания обслуживания клиента тщательно мыть руки мылом; - в косметических кабинетах для обработки рук применять кожные антисептики, разрешенные к использованию в установленном порядке; - осуществлять уход за кожей рук, используя защитные и смягчающие кремы, лосьоны; - осуществлять окраску волос в резиновых перчатках; - не курить и не принимать пищу на рабочем месте. X. Требования к обращению с отходами производства и потребления 10.1. Производственные отходы должны храниться в специальных плотно закрытых мусороприемниках. 10.2. Остриженные волосы должны собираться в закрытые емкости, которые устанавливаются в подсобном помещении. 10.3. Хранение люминесцентных ламп, ламп соляриев и бактерицидных ламп осуществляется в подсобных помещениях в упаковках в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Вывоз и утилизация люминесцентных ламп осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Не допускается удаление ламп на контейнерные площадки для бытовых отходов. Приложение 1 к СанПиН 2.1.2.2631-10 СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ ПАРИКМАХЕРСКИХ, КОСМЕТИЧЕСКИХ, МАНИКЮРНЫХ, ПЕДИКЮРНЫХ И МАССАЖНЫХ КАБИНЕТОВ, СОЛЯРИЕВ ------T------------------T--------------------------------T-----------------------¬ ¦ N ¦ Наименование ¦ Площадь на 1 рабочее ¦ Примечание ¦ ¦ п/п ¦ помещений ¦ место, м2 ¦ ¦ +-----+------------------+--------------------------------+-----------------------+ ¦ 1. ¦ Помещения для ¦ 3,0 до 10 рабочих мест; ¦ Площадь зала ¦ ¦ ¦ посетителей: ¦ ¦ ожидания и гардероба ¦ ¦ ¦ зал ожидания ¦ 1,5 - на каждое последующее; ¦ не менее 6,0 м2 ¦ ¦ ¦ гардероб для ¦ 0,3 ¦ ¦ ¦ ¦ посетителей ¦ ¦ ¦ +-----+------------------+--------------------------------+-----------------------+ ¦ 2. ¦ Залы ¦ 4,5 - 8,0 ¦ ¦ ¦ ¦ парикмахерского ¦ Рабочее место парикмахера - ¦ ¦ ¦ ¦ обслуживания: ¦ 4,5 м2 при наличии отдельного ¦ ¦ ¦ ¦ универсальное ¦ помещения для мытья и окраски ¦ ¦ ¦ ¦ рабочее место ¦ волос, 8 м2 - при оборудовании ¦ ¦ ¦ ¦ парикмахера ¦ моек в зале парикмахерского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обслуживания. Парикмахерская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на 1 рабочее место не менее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 15,0 м2 с учетом зала ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ожидания, гардероба для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ посетителей и рабочего места ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ парикмахера ¦ ¦ +-----+------------------+--------------------------------+-----------------------+ ¦ 3. ¦ Помещения для ¦ 8,0 ¦ Предусматривать в ¦ ¦ ¦ мытья и окраски ¦ ¦ парикмахерских от 10 ¦ ¦ ¦ волос, ¦ ¦ рабочих мест ¦ ¦ ¦ химической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ завивки волос ¦ ¦ ¦ +-----+------------------+--------------------------------+-----------------------+ ¦ 4. ¦ Косметический ¦ От 12,0 ¦ ¦ ¦ ¦ кабинет ¦ площадь на 1 рабочее место - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 12 м2, на каждое последующее - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 м2 ¦ ¦ +-----+------------------+--------------------------------+-----------------------+ ¦ 5. ¦ Кабинет маникюра ¦ 4,5 ¦ ¦ +-----+------------------+--------------------------------+-----------------------+ ¦ 6. ¦ Кабинет педикюра ¦ 4,5 ¦ ¦ +-----+------------------+--------------------------------+-----------------------+ ¦ 7. ¦ Кабинет по ¦ 6,0 ¦ ¦ ¦ ¦ наращиванию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ногтей ¦ ¦ ¦ +-----+------------------+--------------------------------+-----------------------+ ¦ 8. ¦ Массажный ¦ Площадь на 1 массажный стол не ¦ ¦ ¦ ¦ кабинет ¦ менее 8,0 м2, при площади ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кабинета не менее 12 м2 ¦ ¦ +-----+------------------+--------------------------------+-----------------------+ ¦ 9. ¦ Помещение для ¦ 4,5 ¦ 4,0 м2 на каждое ¦ ¦ ¦ проведения ¦ ¦ дополнительное ¦ ¦ ¦ постижерных ¦ ¦ рабочее место ¦ ¦ ¦ работ ¦ ¦ ¦ +-----+------------------+--------------------------------+-----------------------+ ¦ 10. ¦ Прачечная ¦ От 9,0 м2 (с учетом типа ¦ Не предусматривать ¦ ¦ ¦ ¦ стиральной машины) ¦ при централизованной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стирке белья ¦ +-----+------------------+--------------------------------+-----------------------+ ¦ 11. ¦ Помещение для ¦ 1,5 м2 на 1 человека, но не ¦ Не менее 6 м2 ¦ ¦ ¦ отдыха и приема ¦ менее 6 м2 в парикмахерских до ¦ ¦ ¦ ¦ пищи ¦ 5 рабочих мест. Свыше - на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ каждого работника не менее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1,5 м2 ¦ ¦ +-----+------------------+--------------------------------+-----------------------+ ¦ 12. ¦ Подсобные ¦ Не менее 1,5 м2 до 10 рабочих ¦ ¦ ¦ ¦ помещения, ¦ мест; 1,0 м2 на каждое ¦ ¦ ¦ ¦ кладовые ¦ последующее ¦ ¦ ¦ ¦ (кладовые для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ белья, для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уборочного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инвентаря, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хранения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ остриженных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ волос и др.) ¦ ¦ ¦ +-----+------------------+--------------------------------+-----------------------+ ¦ 13. ¦ Помещения для ¦ Не менее 1,5 м2 до 10 рабочих ¦ ¦ ¦ ¦ хранения ¦ мест; 1,0 м2 на каждое ¦ ¦ ¦ ¦ дезинфицирующих, ¦ последующее ¦ ¦ ¦ ¦ моющих средств ¦ ¦ ¦ +-----+------------------+--------------------------------+-----------------------+ ¦ 14. ¦ Помещение или ¦ Не менее 6 м2 ¦ ¦ ¦ ¦ место для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дезинфекции, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предстерилизаци- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ онной очистки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стерилизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструментов ¦ ¦ ¦ +-----+------------------+--------------------------------+-----------------------+ ¦ 15. ¦ Гардеробные ¦ 0,3 м2 на 1 рабочее место ¦ ¦ +-----+------------------+--------------------------------+-----------------------+ ¦ 16. ¦ Солярий: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ раздевальня ¦ Не менее 3 м2 ¦ ¦ ¦ ¦ пост оператора ¦ Не менее 6 м2 ¦ ¦ +-----+------------------+--------------------------------+-----------------------+ ¦ 17. ¦ Туалеты для ¦ Не менее 2,75 м2 ¦ Возможно устройство ¦ ¦ ¦ посетителей и ¦ ¦ раздельных санузлов ¦ ¦ ¦ персонала ¦ ¦ для персонала и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ посетителей ¦ +-----+------------------+--------------------------------+-----------------------+ ¦ 18. ¦ Кабинет ¦ 12 - 16 м2 ¦ ¦ ¦ ¦ декоративной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ косметики ¦ ¦ ¦ +-----+------------------+--------------------------------+-----------------------+ ¦ 19. ¦ Кабинет ¦ 9 - 12 м2 ¦ ¦ ¦ ¦ администратора ¦ ¦ ¦ L-----+------------------+--------------------------------+------------------------ Примечание: допускается совмещение в одном помещении <*>: -------------------------------- <*> При совмещении помещений суммарная площадь должна быть не менее 9 м2. - помещение для посетителей: зал ожидания, гардероб для посетителей, кабинет администратора; - залы парикмахерского обслуживания, помещения для мытья волос, химической завивки волос; - кабинет маникюра, кабинет педикюра, кабинет по наращиванию ногтей; - подсобные кладовые, помещения для хранения дезинфицирующих, моющих средств, помещение для организации дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации инструментов; - косметический кабинет с кабинетом декоративной косметики. Приложение 2 к СанПиН 2.1.2.2631-10 ПАРАМЕТРЫ МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПАРИКМАХЕРСКИЕ И КОСМЕТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ---------------------T-----------------T--------------------T---------------T-----------------T---------------¬ ¦ Период года ¦ Категория ¦ Температура, °C ¦ Температура ¦ Относительная ¦ Скорость ¦ ¦ ¦ работ по ¦ ¦ поверхностей, ¦ влажность ¦ движения ¦ ¦ ¦ уровню ¦ ¦ °C ¦ воздуха, % ¦ воздуха, ¦ ¦ ¦ энергозатрат, ¦ ¦ ¦ ¦ м/сек. ¦ ¦ ¦ Вт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+-----------------+--------------------+---------------+-----------------+---------------+ ¦ Холодный период ¦ Iб ¦ +21 - 23 ¦ +20 - 24 ¦ 40 - 60 ¦ Не более ¦ ¦ (среднесуточная ¦ (140 - 174) ¦ ¦ ¦ ¦ 0,1 ¦ ¦ температура ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ наружного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воздуха ниже ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +10 °C) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+-----------------+--------------------+---------------+-----------------+---------------+ ¦ Теплый период ¦ Iб ¦ +22 - 24 ¦ +21 - 25 ¦ 40 - 60 ¦ Не более ¦ ¦ года ¦ (140 - 174) ¦ ¦ ¦ ¦ 0,1 ¦ ¦ (среднесуточная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ температура ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ наружного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воздуха +10 °C ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и выше) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------------+-----------------+--------------------+---------------+-----------------+---------------- Примечания: - температура воздуха в теплый период года может быть не более чем на 3 °C выше наружной расчетной температуры для проектирования вентиляции; - в помещениях для сушки волос и мытья головы температура воздуха должна быть не ниже +22 °C; - для обеспечения допустимых и оптимальных параметров микроклимата парикмахерские залы и косметические кабинеты рекомендуется оборудовать кондиционерами. Приложение 3 к СанПиН 2.1.2.2631-10 ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И КРАТНОСТЬ ВОЗДУХООБМЕНА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЗНАЧЕНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПАРИКМАХЕРСКИЕ И КОСМЕТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ----------------------------------T------------------------------------------------T--------------------¬ ¦ Наименование помещений ¦ Кратность воздухообмена ¦ Принцип ¦ ¦ ¦ ¦ осуществления ¦ ¦ ¦ ¦ воздухообмена ¦ +---------------------------------+---------------------------T--------------------+--------------------+ ¦ ¦ приток ¦ вытяжка ¦ ¦ +---------------------------------+---------------------------+--------------------+--------------------+ ¦ Залы парикмахерского ¦ 2 ¦ 3 ¦ Вытяжка ¦ ¦ обслуживания, ¦ ¦ ¦ общеобменная из ¦ ¦ кабинеты маникюра, педикюра, ¦ ¦ ¦ верхней и нижней ¦ ¦ косметический кабинет, ¦ ¦ ¦ зоны; приток ¦ ¦ массажный кабинет ¦ ¦ ¦ подается ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рассредоточенно в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ верхнюю зону ¦ +---------------------------------+---------------------------+--------------------+--------------------+ ¦ Помещение для мытья головы и ¦ - ¦ - ¦ По расчету на ¦ ¦ сушки волос ¦ ¦ ¦ удаление тепло- и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ влагоизбытков ¦ +---------------------------------+---------------------------+--------------------+--------------------+ ¦ Зал ожидания ¦ По балансу со смежными ¦ ¦ ¦ ¦ помещениями ¦ ¦ +---------------------------------+---------------------------T--------------------+--------------------+ ¦ Кладовые (подсобные ¦ - ¦ 0,5 ¦ ¦ ¦ помещения) ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+---------------------------+--------------------+--------------------+ ¦ Гардеробная ¦ ¦ 1 ¦ ¦ +---------------------------------+---------------------------+--------------------+--------------------+ ¦ Комната отдыха и приема пищи ¦ 2 ¦ 3 ¦ ¦ +---------------------------------+---------------------------+--------------------+--------------------+ ¦ Помещение администрации ¦ ¦ ¦ 60 куб. м/ч ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на 1 чел. ¦ +---------------------------------+---------------------------+--------------------+--------------------+ ¦ Санузлы ¦ ¦ ¦ 50 куб. м/ч ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на 1 унитаз ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 25 куб. м/ч ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на 1 писсуар ¦ +---------------------------------+---------------------------+--------------------+--------------------+ ¦ Душевые ¦ ¦ ¦ 75 куб. м/ч ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на 1 душевую ¦ L---------------------------------+---------------------------+--------------------+--------------------- Приложение 4 к СанПиН 2.1.2.2631-10 УРОВНИ ИСКУССТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ В ОСНОВНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПАРИКМАХЕРСКИЕ И КОСМЕТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ --------T-----------------------T-----------------T-----------------------T-----------------------------------¬ ¦ N ¦ Наименование ¦ Разряд и ¦ Относительная ¦ Искусственное освещение ¦ ¦ пп ¦ помещений ¦ подразряд ¦ продолжительность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зрительной ¦ зрительной работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы ¦ при направлении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зрения на рабочую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поверхность, % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------T---------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ освещенность ¦ коэффициент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на рабочей ¦ пульсации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поверхности от ¦ % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ освещения, лк ¦ ¦ +-------+-----------------------+-----------------+-----------------------+-------------------+---------------+ ¦ 1 ¦ Косметические ¦ А1 ¦ Не менее 70 ¦ 500 ¦ 10 ¦ ¦ ¦ кабинеты, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ косметологические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кабинеты, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процедурные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кабинеты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+-----------------------+-----------------+-----------------------+-------------------+---------------+ ¦ 2 ¦ Кабинеты ¦ А1 ¦ Не менее 70 ¦ 500 ¦ 10 ¦ ¦ ¦ маникюра и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педикюра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+-----------------------+-----------------+-----------------------+-------------------+---------------+ ¦ 3 ¦ Парикмахерские ¦ А2 ¦ Менее 70 ¦ 400 ¦ 10 ¦ ¦ ¦ залы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+-----------------------+-----------------+-----------------------+-------------------+---------------+ ¦ 4 ¦ Помещения для ¦ А2 ¦ Менее 70 ¦ 400 ¦ 10 ¦ ¦ ¦ мытья и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ окраски волос, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сушки волос ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+-----------------------+-----------------+-----------------------+-------------------+---------------+ ¦ 5 ¦ Массажные ¦ Б2 ¦ Менее 70 ¦ 200 ¦ 20 ¦ ¦ ¦ кабинеты, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ солярий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+-----------------------+-----------------+-----------------------+-------------------+---------------+ ¦ 6 ¦ Комната для ¦ Д ¦ Независимо от ¦ 200 ¦ - ¦ ¦ ¦ отдыха ¦ ¦ продолжительности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ персонала ¦ ¦ зрительной работы ¦ ¦ ¦ +-------+-----------------------+-----------------+-----------------------+-------------------+---------------+ ¦ 7 ¦ Помещения для ¦ Д ¦ Независимо от ¦ 200 ¦ - ¦ ¦ ¦ посетителей ¦ ¦ продолжительности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зрительной работы ¦ ¦ ¦ +-------+-----------------------+-----------------+-----------------------+-------------------+---------------+ ¦ 8 ¦ Кабинеты ¦ ¦ ¦ не менее 150 ¦ ¦ ¦ ¦ администратора ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+-----------------------+-----------------+-----------------------+-------------------+---------------+ ¦ 9 ¦ Коридор, холл, ¦ ¦ ¦ 75 ¦ ¦ ¦ ¦ душевая, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ санузел ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-------+-----------------------+-----------------+-----------------------+-------------------+---------------- Примечание: Указанные в таблице нормы искусственного освещения принимаются при наличии в рабочих залах естественного освещения. При отсутствии естественного освещения искусственное освещение должно составлять не менее 500 лк. |