О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ОТРАСЛЕВОГО СТАНДАРТА "ПОРЯДОК АПРОБАЦИИ И ОПЫТНОГО ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ" ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ 31 июля 2000 г. N 300 (НЦПИ) Во исполнение решения коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об итогах хода реформ и задачах но развитию здравоохранения и медицинской науки в стране на 2000-2004 годы и на период до 2010 года" (протокол заседания N 5 от 15.03.2000) и в целях реализации Программы работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении (21 июля 1998 г.) приказываю: 1. Ввести в действие с 01.09.2000 отраслевой стандарт "Порядок апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении" (далее ОСТ ПАОВ N 91500.01.0002-2000) (приложение). 2. Департаменту организации медицинской помощи населению и профилактики неинфекционных заболеваний (Карпеев А.А.) обеспечить координацию разработки нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении согласно требованиям ОСТа ПАОВ N 91500.01.0002-2000. 3. Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Пальцев М.А.) осуществлять с 01.09.2000 ведение ОСТ ПАОВ N 91500,01.0002-2000. 4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Вялкова А.И. Министр здравоохранения Российской Федерации Ю.Л. Шевченко 31 июля 2000 г. N 300 Приложение УТВЕРЖДЕНО Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2000 года N 300 СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ ПОРЯДОК АПРОБАЦИИ И ОПЫТНОГО ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ 91500.01.0002-2000 Москва 2000 Предисловие ---------------------------------------------------------------------- | РАЗРАБОТАН: | Лабораторией проблем стандартизации в | | | здравоохранении Московской медицинской | | | академии им. И.М. Сеченова Министерства | | | здравоохранения Российской Федерации | |--------------------|-----------------------------------------------| | ВНЕСЕН: | Федеральным фондом обязательного | | | медицинского страхования | |--------------------|-----------------------------------------------| | ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В | Министерством здравоохранения Российской | | ДЕЙСТВИЕ: | Федерации | | | Приказ от 31.07.2000 года N 300 | ---------------------------------------------------------------------- ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Настоящий отраслевой стандарт "Порядок апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении" не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации. Отраслевой стандарт ПОРЯДОК АПРОБАЦИИ И ОПЫТНОГО ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ. дата введения 2000 - 09 - 01 01 ВВЕДЕНИЕ 01.01 Общие положения и нормативные ссылки Отраслевой стандарт 91500.01.0002-2000 "Порядок апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении" (далее ОСТ ПАОВ) разработан в Лаборатории проблем стандартизации в здравоохранении (руководитель профессор П.А. Воробьев) Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации. Основанием для разработки ОСТа является Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", а также "Программа работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении", утвержденная Минздравом России, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Госстандартом России 21 июля 1998 г. ОСТ ПАОВ разработан с учетом принципов, правил и требований, установленных в Федеральном законе "О стандартизации", стандартах Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГОСТ Р 1.0-92 - ГОСТ Р 1.5-92), решении Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. Совета исполнительных директоров территориальных фондов обязательного медицинского страхования от 03.12.97 г. N 14/43/6-11 "Об основных положениях стандартизации в здравоохранении", приказе Минздрава России и Федерального фонда ОМС N 12/2 от 19.01.98 г. "Об организации работ по стандартизации в здравоохранении", приказе Минздрава России от 08.12.98 N 354 "О порядке рассмотрения и утверждения проектов нормативных документов по стандартизации в здравоохранении" и практического опыта отечественной и международной стандартизации в области здравоохранения. ОСТ ПАОВ согласно "Основным положениям стандартизации в здравоохранении" относится к группе 01 - "Общие положения". 01.02 Цели и задачи Отраслевой стандарт "Порядок апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении" создан с целью нормативного обеспечения развития системы стандартизации в здравоохранении Российской Федерации. ОСТ ПАОВ разработан для решения задачи установления единых требований к порядку апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении всех уровней и на всей территории Российской Федерации. 01.03 Определения и сокращения В ОСТ ПАОВ применяются термины в интерпретации, делающей их однозначными для восприятия медицинскими работниками. Для целей настоящего нормативного документа используются следующие термины и определения: ------------------------------------------------------------------------ | Предварительный | Временный документ, который принимается | | стандарт | органом по стандартизации и доводится до | | | широкого круга потенциальных потребителей: | | | информация, полученная в процессе | | | использования предварительного стандарта, и | | | отзывы об этом документе служат основой для | | | решения вопроса о целесообразности принятия | | | стандарта | |--------------------|-------------------------------------------------| | Нормативный | Документ, устанавливающий правила, общие | | документ | принципы или характеристики, касающиеся | | | объектов стандартизации, различных видов | | | деятельности или их результатов | |--------------------|-------------------------------------------------| | Стандарт | Нормативный документ, разработанный па основе | | | консенсуса и утвержденный признанным органом, | | | в котором устанавливаются для всеобщего и | | | многократного использования правила, общие | | | принципы или характеристики, касающиеся | | | различных видов деятельности или их | | | результатов, и который направлен на достижение | | | оптимальной степени упорядочения в определенной | | | области | |--------------------|-------------------------------------------------| | Федеральный орган | Орган, занимающийся стандартизацией в | | по стандартизации | здравоохранении, признанный на национальном | | в здравоохранении | уровне, основная функция которого (среди | | | прочих) заключается в разработке и принятии | | | нормативных документов, которые доступны | | | широкому кругу потребителей. | |--------------------|-------------------------------------------------| | Орган по | Орган, занимающийся стандартизацией в субъекте | | стандартизации в | Российской Федерации, на предприятии, в | | здравоохранении | медицинском учреждении, ассоциации, иных | | | общественных организациях. | ------------------------------------------------------------------------ В тексте документа используются следующие сокращения: ------------------------------------------------------------------------ | ОСТ ПАОВ | Отраслевой стандарт "Порядок апробации и | | | опытного внедрения проектов нормативных | | | документов системы стандартизации в | | | здравоохранении" | |--------------------|-------------------------------------------------| | ОКОНХ | Общероссийский классификатор отраслей народного | | | хозяйства | |--------------------|-------------------------------------------------| | ГОСТ Р | Государственный стандарт России | |--------------------|-------------------------------------------------| | Орган по | Федеральный орган по стандартизации в | | стандартизации | здравоохранении, орган по стандартизации в | | | здравоохранении | ------------------------------------------------------------------------ 01.04 Общие принципы построения ОСТ ПАОВ Номер отраслевого стандарта расшифровывается следующим образом: ---------------------------------------------------------------------- | 91500 | код отрасли "Здравоохранение" согласно ОКОНХ | |-------|------------------------------------------------------------| | 01 | номер группы нормативных документов системы стандартизации | | | в здравоохранении - "Основные положения", согласно | | | "Основным положениям стандартизации в здравоохранении" | |-------|------------------------------------------------------------| | 0002 | порядковый номер данного отраслевого стандарта в группе | | 2000 | год введения документа в действие | ---------------------------------------------------------------------- ОСТ представляет собой систематизированный свод правил, определяющих порядок проведения апробации и опытного внедрения нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении. 01.05 Область применения ОСТ ПАОВ Областью применения данного ОСТа является система стандартизации в здравоохранении. Настоящим ОСТом регламентируется порядок апробации и опытного внедрения нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении, касающийся объектов стандартизации, определенных "Основными положениями стандартизации в здравоохранении", утвержденных приказом Министерства здравоохранения и Федерального фонда ОМС от 19 января 1998 года N 12/2 "Об организации работ по стандартизации в здравоохранении" и иными нормативными документами, утвержденными в установленном порядке. Порядок апробации и опытного внедрения нормативных документов Государственной системы стандартизации не относится к сфере влияния данного документа и определяется комплексом государственных основополагающих стандартов "Государственная система стандартизации Российской Федерации". 01.06 Ведение ОСТ ПАОВ Ведение ОСТ ПАОВ производится Лабораторией проблем стандартизации в здравоохранении Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации. Ведение ОСТа подразумевает взаимодействие Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации со всеми заинтересованными организациями и лицами, сбор информации о результатах внедрения, координацию работ по обсуждению результатов внедрения и разработку предложений по обновлению ОСТа. 02 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АПРОБАЦИИ И ОПЫТНОГО ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ. 02.01 Апробация нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении Апробация является одним из этапов разработки проекта нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении и подразумевает испытание возможности и целесообразности использования нормативного документа путем его экспериментального внедрения на выбранной территории или в учреждении на определенный срок. Задачей проведения апробации является оценка возможности использования нормативного документа и содержащихся в нем требований в деятельности предприятий, учреждений, иных субъектов системы здравоохранения, на которых распространяются требования нормативного документа. Решение о целесообразности проведения апробации проекта нормативного документа принимается Органом по стандартизации на этапе согласования технического задания на разработку проекта нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении. В случае вынесения положительного решения о целесообразности проведения апробации нормативного документа Орган по стандартизации (профильная комиссия) определяет не менее трех организаций (территорий). в которых будут проводиться апробация и опытное внедрение, и сроки предоставления документации по итогам апробации проекта нормативного документа. Число организаций может быть уменьшено в случае обоснованной необходимости решением Органа по стандартизации (профильной комиссии). Число организаций может быть увеличено по решению разработчиков проекта нормативного документа без согласования с Органом по стандартизации, если иное нс было оговорено в решении Органа по стандартизации. Организации, проводящие апробацию, должны быть компетентны в вопросах проведения такого вида работ, располагать реальными возможностями для апробации проекта нормативного документа. Апробация нормативного документа выполняется по программе, разработанной экспертами и утверждаемой Органом по стандартизации на этапе согласования технического задания. Программа апробации нормативного документа разрабатывается организацией, представляющей техническое задание в Орган по стандартизации, и является неотъемлемой частью технического задания. Орган по стандартизации согласовывает или отклоняет программу апробации нормативного документа. Образец типовой программы апробации нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении представлен в Приложении 1. Апробация нормативных документов, требующая проведения клинических исследований на человеке, должна осуществляться с учетом правил и норм их проведения, касающихся как организационных, так и этических аспектов, закрепленных в соответствующих документах. Организацией, ответственной за проведение апробации нормативного документа, является организация-разработчик нормативного документа, если иное не предусмотрено решением Органа по стандартизации (профильной комиссии). Апробация предшествует утверждению нормативного документа. Результаты апробации рассматриваются на заседании Органа по стандартизации (профильной комиссии), и в случае положительного решения проект нормативного документа передается для последующего утверждения. В случае отрицательного решения Органа по стандартизации (профильной комиссии) документ возвращается разработчику для устранения замечаний, и, при необходимости, для повторной экспертизы и (или) апробации. Протоколы апробации заполняется всеми организациями (учреждениями), участвующими в процессе апробации и заверяются подписью руководителя учреждения. После апробации на рассмотрение Органа по стандартизации (профильной комиссии) представляется: а) согласованный текст проекта нормативного документа по стандартизации; б) протоколы и результаты апробации проекта нормативного документа по стандартизации. Представитель организации-разработчика на заседании Органа по стандартизации (профильной комиссии) докладывает результаты апробации проекта нормативного документа системы стандартизации. В случае принятия решения о необходимости доработки проекта нормативного документа системы стандартизации согласно результатам проведения его апробации Орган по стандартизации (профильная комиссия) устанавливает сроки доработки нормативного документа с повторным представлением на заседание Органа по стандартизации (профильной комиссии). Апробация отраслевых классификаторов системы стандартизации в здравоохранении не проводится. 02.02 Опытное внедрение нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении Опытное внедрение нормативного документа предполагает его временное введение в действие. Опытное внедрение проводится после утверждения нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении в виде предварительного стандарта. Информация, полученная в процессе опытного внедрения, служит основой для решения вопроса о целесообразности окончательного утверждения нормативного документа. Решение о необходимости проведения опытного внедрения нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении принимается Органом по стандартизации соответствующего уровня при рассмотрении окончательной редакции нормативного документа по представлению организации-разработчика, профильной комиссии или в инициативном порядке. Программа опытного внедрения разрабатывается организацией-разработчиком нормативного документа и представляется на рассмотрение Органом по стандартизации соответствующего уровня. Орган по стандартизации согласовывает или отклоняет программу опытного внедрения нормативного документа. Образец типовой программы опытного внедрения нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении представлен в Приложении 2. Сроки и место проведения опытного внедрения согласовываются на заседании Органа по стандартизации. Опытное внедрение может проводиться как на отдельных административно-территориальных единицах (в учреждениях), так и на всей территории Российской Федерации. Результаты опытного внедрения оформляются в виде протокола. Протоколы опытного внедрения заполняются всеми организациями (учреждениями), участвующими в процессе, и подписываются лицом, ответственным за опытное внедрение проекта нормативного документа. После завершения периода опытного внедрения организация-разработчик представляет на рассмотрение Органа по стандартизации: а) Протоколы и результаты опытного внедрения предварительного стандарта; б) Текст предварительного стандарта, измененный с учетом результатов опытного внедрения. Орган по стандартизации рассматривает представленные материалы и принимает решение о целесообразности окончательного утверждения нормативного документа. При положительном решении Органа по стандартизации предварительный стандарт утверждается в установленном порядке с приданием ему соответствующего статуса (отраслевого стандарта, стандарта административно-территориальной единицы, стандарта предприятия или объединения). Приложение 1 к отраслевому стандарту "Порядок апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении" N 91500.01.0002-2000 ТИПОВАЯ ПРОГРАММА АПРОБАЦИИ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ. Программа апробации проекта нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении должна содержать следующие разделы - Наименование нормативного документа - Организация-разработчик - Область применения нормативного документа - Наименование организации, ответственной за апробацию, ее почтовый адрес, телефон с указанием ответственного лица, адреса для переписки, телефона, факса, электронной почты - Наименование учреждения, непосредственно участвующего в апробации, его почтовый адрес, телефон с указанием ответственного лица, адреса для переписки, телефона, факса, электронной почты - Сроки апробации - Объект, на котором проводится апробация - Методология, последовательность и алгоритм апробации - Критерии оценки результатов апробации - Вопросы, на которые должны быть получены ответы в результате апробации - Форма отчета о проведении апробации - Заключение о возможности практического применения (необходимости, целесообразности утверждения) проходившего апробацию нормативного документа. При проведении клинических исследований в протоколе должны быть дополнительно отражены: - Форма информированного согласия пациентов на участие в исследовании; - Методология рандомизации; - Описание групп сравнения (контрольных групп); - Порядок оценки и документирования побочных эффектов и развития осложнений. - Порядок включения и исключения пациентов из исследования; - Параметры оценки качества жизни при выполнении исследования (параметры внешней оценки и параметры самооценки пациентом, вопросники). - Оценка стоимости выполнения требований нормативного документа. Приложение 2 к отраслевому стандарту "Порядок апробации и опытного внедрения проектов нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении" N 91500.01.0002-2000 ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ОПЫТНОГО ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ. Программа опытного внедрения проекта нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении должна содержать следующие разделы. - Наименование нормативного документа - Организация-разработчик - Область применения нормативного документа - Наименование организации, ответственной за опытное внедрение, ее почтовый адрес, телефон с указанием ответственного лица, адреса для переписки, телефона, факса, электронной почты - Наименование учреждения, непосредственно участвующего в опытном внедрении, его почтовый адрес, телефон с указанием ответственного лица, адреса для переписки, телефона, факса, электронной почты - Сроки опытного внедрения - Объект, на котором проводится опытное внедрение - Методология, последовательность и алгоритм опытного внедрения - Критерии оценки результатов опытного внедрения - Вопросы, на которые должны быть получены ответы в результате опытного внедрения - Форма отчет о проведении опытного внедрения - Заключение о целесообразности окончательного утверждения проходившего опытное внедрение нормативного документа в статусе отраслевого стандарта, стандарта административно-территориальной единицы или стандарта предприятия. |