О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПУНКТОВ 1 И 2 СТАТЬИ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ" ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 16 августа 1999 г. N 6677-ПК (НЦПИ) Министерство юстиции Российской Федерации, дополнительно рассмотрев пункты 1 и 2 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее именуется - Закон), направляет свое мнение по порядку их применения на практике. Возвращение к рассмотрению указанного вопроса вызвано тем, что в Минюст России продолжают в большом количестве поступать обращения, жалобы граждан и организаций, касающиеся действий учреждений юстиции по регистрации прав при осуществлении ими государственной регистрации прав на недвижимость, возникших до введения в действие Закона. Кроме того, комментируемый вопрос нашел отражение и в решениях судов, суть которых сводится к неправомерности "расширительного" толкования статьи 6 Закона, то есть в настоящее время начала формироваться судебная практика, свидетельствующая о необходимости дополнительного рассмотрения комментируемого вопроса. И.о. министра юстиции Российской Федерации П. Крашенинников 16 августа 1999 г. N 6677-ПК Приложение к письму Министерства юстиции Российской Федерации от 16 августа 1999 года N 6677-ПК ПОРЯДОК применения пунктов 1 и 2 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Пункты 1 и 2 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее именуется - Закон) посвящены вопросам признания прав на недвижимое имущество, возникших у заинтересованных лиц до 31 января 1998 года момента введения в действие Закона, а также их государственной регистрации по правилам, введенным Законом. Суть положений комментируемых норм Закона и соответственно порядок их реализации сводятся к следующему. 1. Права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу Закона, и прошедшие регистрацию по правилам, действовавшим до этого момента, признаются юридически действительными. Учитывая содержание статьи 2 Закона в части указания на дальнейшее применение в тексте Закона понятия "государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в сокращенном варианте "государственная регистрация прав", можно сделать вывод и о том, что подлежавшие регистрации сделки, являвшиеся основаниями возникновения таких прав, зарегистрированные по ранее действовавшему порядку, признаются юридически действительными. Кроме того, сама регистрация прав на недвижимость и сделок с ней, осуществлявшаяся до вступления в силу Закона, также является юридически действительной (абзац второй пункта 1 статьи 6 Закона). Представляется, что в указанных случаях учреждение юстиции по регистрации прав не может отказать в государственной регистрации прав или уклониться от нее. В этой ситуации заявитель в целях государственной регистрации ранее возникшего права должен представить в учреждение юстиции по регистрации прав документы-основания, свидетельствующие о возникновении прав (пункт 1 статьи 17 Закона). Естественно, также требуется представить и документы, удостоверенные органами (организациями), осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости, необходимые для краткого описания объекта недвижимости в подразделе 1 Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуется - ЕГРП), и, прежде всего, - план объекта недвижимости. При этом Минюст России не исключает возможности, что у регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут возникнуть достаточные основания полагать, что проведенная ранее регистрация права и (или) сделки не может быть юридически действительной, например, в силу того, что ранее зарегистрированная сделка не соответствует законодательству, действовавшему в момент ее совершения. Однако Закон и иные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с ним, не предоставляют учреждению юстиции по регистрации прав право признать такую регистрацию, а также зарегистрированную сделку и возникшее на ее основании право недействительными. Кроме того, Закон не предусматривает и возможности непосредственного обращения учреждения юстиции по регистрации прав в суд с соответствующим иском. В данной ситуации обратиться в суд может прокурор на основании заявления учреждения юстиции по регистрации прав. Если же судом иск будет удовлетворен, то запись о прекращении зарегистрированного учреждением юстиции по регистрации прав права будет внесена в ЕГРП на основании вступившего в силу решения суда. Дополнительно следует отметить, что в случаях, когда из представленных на регистрацию документов следует, что, несмотря на требования законодательства об обязательности государственной регистрации сделки и (или) права они не были зарегистрированы, то у учреждения юстиции по регистрации прав, по нашему мнению, есть основания для отказа в государственной регистрации права. 2. Возникшие до введения в действие Закона права на недвижимое имущество и сделки с ним, не прошедшие регистрацию, поскольку в соответствии с правилами, действовавшими до вступления в силу Закона, такая регистрация не требовалась, также признаются юридически действительными. В целях государственной регистрации ранее возникшего права заявитель должен представить в учреждение юстиции по регистрации прав документы, на основании которых приобретались права (статья 17 Закона), а также документы, удостоверенные органами (организациями), осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости, необходимые для краткого описания объекта недвижимости в подразделе I ЕГРП, и, прежде всего, - план объекта недвижимости. В этом случае учреждение юстиции по регистрации прав, проведя правовую экспертизу правоустанавливающих документов, может, по нашему мнению, отказать в регистрации такого права при наличии оснований для отказа в регистрации, указанных в статье 20 Закона. 3. Государственная регистрация прав, возникших до введения в действие Закона, осуществляется по желанию их обладателей, то есть при отсутствии такого желания правообладатель может не обращаться в учреждение юстиции по регистрации прав с целью их государственной регистрации. Исключением из этого правила являются случаи, когда после введения в действие Закона возникли ограничения (обременения) таких прав или иные сделки с объектами недвижимости, подлежащие обязательной государственной регистрации. В этом случае требуется государственная регистрация прав, возникших до введения в действие Закона. Этот вывод можно сделать исходя из комплексного рассмотрения пункта 1 и 2 статьи 6 Закона. При рассмотрении пункта 2 статьи 6 Закона, прежде всего, необходимо ответить на следующий вопрос. Являются ли "иные сделки" (см. также пункт 2 статьи 13 Закона) только сделками, связанными с ограничением (обременением) права собственности или иных вещных прав, или речь идет о любых сделках, в том числе о сделках, на основании которых осуществляется переход права собственности или иных вещных прав. В этой связи следует рассмотреть положения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 1999 года N 103-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Дмитровского районного суда Московской области о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". При этом в запросе Дмитровского районного суда речь шла о проверке конституционности именно пункта 2 статьи 6 и абзаца третьего пункта 2 статьи 13 Закона. Согласно названному определению анализ положений статей 4, 6, пункта 3 статьи 13 Закона в их взаимосвязи позволяет сделать однозначный вывод о том, что применение этих норм Закона поставлено в зависимость от характера сделки, то есть от того, связана ли она с реализацией права собственности (купля-продажа, дарение и др.) либо с ограничением (обременением) этого права (аренда и др.), а также от иных фактических обстоятельств дела (от момента возникновения права собственности, момента оформления правоустанавливающих документов, от отношения участников сделки к осуществлению государственной регистрации и др.). Кроме того, в определении Конституционного Суда Российской Федерации также указывается на то, что законодатель, устанавливая различный порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с одной стороны, и ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и связанных с ними сделок - с другой, не ограничивает, а, напротив, усиливает гарантии защиты права собственности граждан, а также прав и законных интересов других лиц. На основании изложенного полагаем, что государственная регистрация прав, возникших до введения в действие Закона, независимо от желания правообладателя, требуется в случаях, когда подлежат обязательной государственной регистрации возникшие после введения в действие Закона ограничения (обременения) таких прав, в том числе, когда подлежат обязательной государственной регистрации сделки, связанные с ограничением (обременением) этих прав. Таким образом, если после введения в действие Закона лицо заключает, например, договор об ипотеке или договор доверительного управления (согласно статье 1017 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежит передача недвижимого имущества в доверительное управление), то права, возникшие до введения в действие Закона, требуют государственной регистрации. Однако в случае, когда лицо после введения в действие Закона заключает, например, договор купли-продажи (в зависимости от объекта недвижимости как требующий государственной регистрации, так и не требующий таковой) или договор дарения, то права, возникшие до введения в действие Закона, могут быть зарегистрированы по правилам, установленным Законом по желанию их обладателей. |