О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПУНКТОВ 1 И 2 СТАТЬИ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ". Письмо. Министерство юстиции РФ (Минюст России). 16.08.99 6677-ПК

       О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПУНКТОВ 1 И 2 СТАТЬИ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО
       ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ
                      ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ"

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ

                          16 августа 1999 г.
                              N 6677-ПК

                                (НЦПИ)


     Министерство юстиции    Российской    Федерации,    дополнительно
рассмотрев   пункты   1   и   2   статьи   6  Федерального  закона  "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и  сделок  с
ним"  (далее именуется - Закон),  направляет свое мнение по порядку их
применения на практике.
     Возвращение к рассмотрению указанного вопроса вызвано тем,  что в
Минюст России продолжают в  большом  количестве  поступать  обращения,
жалобы  граждан и организаций,  касающиеся действий учреждений юстиции
по регистрации прав при осуществлении ими государственной  регистрации
прав на недвижимость,  возникших до введения в действие Закона.  Кроме
того,  комментируемый вопрос нашел отражение и в решениях судов,  суть
которых сводится к неправомерности "расширительного" толкования статьи
6 Закона,  то есть в настоящее  время  начала  формироваться  судебная
практика,    свидетельствующая    о    необходимости   дополнительного
рассмотрения комментируемого вопроса.

И.о. министра юстиции
Российской Федерации
                                                      П. Крашенинников
16 августа 1999 г.
N 6677-ПК


                                                            Приложение

                                         к письму Министерства юстиции
                                                  Российской Федерации
                                               от 16 августа 1999 года
                                                             N 6677-ПК

                               ПОРЯДОК

        применения пунктов 1 и 2 статьи 6 Федерального закона
                "О государственной регистрации прав на
                 недвижимое имущество и сделок с ним"

     Пункты 1  и  2  статьи  6  Федерального закона "О государственной
регистрации прав на  недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним"  (далее
именуется  -  Закон)  посвящены  вопросам признания прав на недвижимое
имущество,  возникших у заинтересованных лиц до 31  января  1998  года
момента  введения  в  действие  Закона,  а  также  их  государственной
регистрации по правилам, введенным Законом.
     Суть положений   комментируемых   норм  Закона  и  соответственно
порядок их реализации сводятся к следующему.
     1. Права на недвижимое имущество,  возникшие до вступления в силу
Закона,  и прошедшие регистрацию по правилам,  действовавшим до  этого
момента,  признаются  юридически действительными.  Учитывая содержание
статьи 2 Закона в части указания на  дальнейшее  применение  в  тексте
Закона   понятия   "государственная  регистрация  прав  на  недвижимое
имущество и сделок с  ним"  в  сокращенном  варианте  "государственная
регистрация  прав",  можно  сделать  вывод  и  о том,  что подлежавшие
регистрации сделки,  являвшиеся основаниями возникновения таких  прав,
зарегистрированные   по   ранее   действовавшему  порядку,  признаются
юридически действительными.
     Кроме того, сама регистрация прав на недвижимость и сделок с ней,
осуществлявшаяся  до  вступления  в  силу   Закона,   также   является
юридически действительной (абзац второй пункта 1 статьи 6 Закона).
     Представляется, что в указанных  случаях  учреждение  юстиции  по
регистрации  прав не может отказать в государственной регистрации прав
или  уклониться  от  нее.  В   этой   ситуации   заявитель   в   целях
государственной  регистрации ранее возникшего права должен представить
в  учреждение  юстиции  по   регистрации   прав   документы-основания,
свидетельствующие  о  возникновении  прав  (пункт 1 статьи 17 Закона).
Естественно,  также требуется представить и документы,  удостоверенные
органами  (организациями),  осуществляющими  кадастровый и технический
учет объектов недвижимости,  необходимые для краткого описания объекта
недвижимости  в  подразделе 1 Единого государственного реестра прав на
недвижимое имущество и сделок с  ним  (далее  именуется  -  ЕГРП),  и,
прежде всего, - план объекта недвижимости.
     При этом  Минюст  России  не   исключает   возможности,   что   у
регистратора  прав  на  недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним могут
возникнуть  достаточные  основания  полагать,  что  проведенная  ранее
регистрация   права   и   (или)   сделки   не  может  быть  юридически
действительной,  например,  в силу того,  что ранее зарегистрированная
сделка  не соответствует законодательству,  действовавшему в момент ее
совершения.  Однако Закон и иные нормативные правовые акты, принятые в
соответствии с ним, не предоставляют учреждению юстиции по регистрации
прав право признать  такую  регистрацию,  а  также  зарегистрированную
сделку  и  возникшее  на  ее основании право недействительными.  Кроме
того,  Закон  не  предусматривает  и   возможности   непосредственного
обращения   учреждения   юстиции   по   регистрации   прав   в  суд  с
соответствующим иском.  В  данной  ситуации  обратиться  в  суд  может
прокурор  на  основании  заявления  учреждения  юстиции по регистрации
прав.
     Если же  судом  иск  будет удовлетворен,  то запись о прекращении
зарегистрированного учреждением  юстиции  по  регистрации  прав  права
будет внесена в ЕГРП на основании вступившего в силу решения суда.
     Дополнительно следует  отметить,  что   в   случаях,   когда   из
представленных  на  регистрацию документов следует,  что,  несмотря на
требования   законодательства   об   обязательности    государственной
регистрации  сделки  и (или) права они не были зарегистрированы,  то у
учреждения  юстиции  по  регистрации  прав,  по  нашему  мнению,  есть
основания для отказа в государственной регистрации права.
     2. Возникшие до введения в действие Закона  права  на  недвижимое
имущество  и  сделки  с  ним,  не  прошедшие регистрацию,  поскольку в
соответствии с правилами,  действовавшими до вступления в силу Закона,
такая   регистрация   не   требовалась,  также  признаются  юридически
действительными.
     В целях   государственной   регистрации  ранее  возникшего  права
заявитель должен представить в учреждение юстиции по регистрации  прав
документы,   на  основании  которых  приобретались  права  (статья  17
Закона),  а также документы,  удостоверенные органами (организациями),
осуществляющими  кадастровый и технический учет объектов недвижимости,
необходимые для краткого описания объекта недвижимости в подразделе  I
ЕГРП, и, прежде всего, - план объекта недвижимости.
     В этом случае учреждение юстиции  по  регистрации  прав,  проведя
правовую экспертизу правоустанавливающих документов,  может, по нашему
мнению,  отказать в регистрации такого права при наличии оснований для
отказа в регистрации, указанных в статье 20 Закона.
     3. Государственная регистрация  прав,  возникших  до  введения  в
действие Закона, осуществляется по желанию их обладателей, то есть при
отсутствии  такого  желания  правообладатель  может  не  обращаться  в
учреждение  юстиции  по  регистрации  прав  с целью их государственной
регистрации. Исключением из этого правила являются случаи, когда после
введения  в  действие  Закона возникли ограничения (обременения) таких
прав или иные сделки с объектами недвижимости, подлежащие обязательной
государственной  регистрации.  В этом случае требуется государственная
регистрация прав, возникших до введения в действие Закона.
     Этот вывод  можно  сделать  исходя  из  комплексного рассмотрения
пункта 1 и 2 статьи 6 Закона.
     При рассмотрении   пункта   2  статьи  6  Закона,  прежде  всего,
необходимо ответить на следующий вопрос.  Являются  ли  "иные  сделки"
(см.  также  пункт  2 статьи 13 Закона) только сделками,  связанными с
ограничением (обременением) права собственности или иных вещных  прав,
или  речь  идет о любых сделках,  в том числе о сделках,  на основании
которых осуществляется переход права  собственности  или  иных  вещных
прав.
     В этой   связи   следует   рассмотреть   положения    определения
Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 1999 года N 103-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению  запроса  Дмитровского  районного
суда   Московской   области  о  проверке  конституционности  отдельных
положений Федерального закона "О государственной регистрации  прав  на
недвижимое имущество и сделок с ним".  При этом в запросе Дмитровского
районного суда речь шла о проверке конституционности именно  пункта  2
статьи 6 и абзаца третьего пункта 2 статьи 13 Закона.
     Согласно названному определению анализ  положений  статей  4,  6,
пункта   3  статьи  13  Закона  в  их  взаимосвязи  позволяет  сделать
однозначный вывод о том,  что применение этих норм Закона поставлено в
зависимость  от  характера сделки,  то есть от того,  связана ли она с
реализацией права собственности (купля-продажа,  дарение и др.) либо с
ограничением  (обременением)  этого  права (аренда и др.),  а также от
иных фактических обстоятельств дела (от  момента  возникновения  права
собственности,  момента оформления правоустанавливающих документов, от
отношения   участников   сделки   к   осуществлению    государственной
регистрации  и др.).  Кроме того,  в определении Конституционного Суда
Российской  Федерации  также  указывается  на  то,  что  законодатель,
устанавливая  различный  порядок  государственной  регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним,  с одной стороны,  и  ограничений
(обременений) прав на недвижимое имущество и связанных с ними сделок -
с другой,  не ограничивает,  а,  напротив,  усиливает гарантии  защиты
права собственности граждан,  а также прав и законных интересов других
лиц.
     На основании    изложенного    полагаем,    что   государственная
регистрация прав,  возникших до введения в действие Закона, независимо
от  желания  правообладателя,  требуется  в  случаях,  когда  подлежат
обязательной государственной регистрации возникшие  после  введения  в
действие  Закона  ограничения  (обременения) таких прав,  в том числе,
когда  подлежат  обязательной  государственной   регистрации   сделки,
связанные с ограничением (обременением) этих прав. Таким образом, если
после введения в действие Закона лицо заключает,  например, договор об
ипотеке  или  договор  доверительного управления (согласно статье 1017
Гражданского кодекса Российской Федерации государственной  регистрации
подлежит  передача  недвижимого имущества в доверительное управление),
то  права,  возникшие  до  введения   в   действие   Закона,   требуют
государственной   регистрации.  Однако  в  случае,  когда  лицо  после
введения в действие Закона заключает,  например, договор купли-продажи
(в  зависимости  от объекта недвижимости как требующий государственной
регистрации,  так и не требующий  таковой)  или  договор  дарения,  то
права,   возникшие   до   введения   в  действие  Закона,  могут  быть
зарегистрированы по правилам,  установленным  Законом  по  желанию  их
обладателей.