О ПРАВОВОМ КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ЮСТИЦИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 16 августа 1999 г. N 244 (НЦПИ) В целях реализации статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" приказываю: 1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления правового контроля за деятельностью учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 2. Возложить осуществление правового контроля за деятельностью учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним (далее именуются - учреждения юстиции по регистрации прав) на Департамент государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 3. Возложить полномочия по осуществлению правового контроля за сроками проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, порядком предоставления информации о зарегистрированных правах учреждениями юстиции по регистрации прав на территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации. 4. Департаменту государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним разработать и представить на утверждение график плановых проверок деятельности учреждений юстиции по регистрации прав на IV квартал 1999 года и I полугодие 2000 года. 5. Установить, что к проведению Министерством юстиции Российской Федерации плановых и внеплановых проверок деятельности учреждений юстиции по регистрации прав привлекаются: сотрудники территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации; представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию с руководителями субъектов Российской Федерации); представители иных учреждений юстиции по регистрации прав (но согласованию с главными государственными регистраторами прав на недвижимое имущество и сделок с ним субъектов Российской Федерации). И.о. министра юстиции Российской Федерации П. Крашенинников 16 августа 1999 г. N 244 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 августа 1999 года N 244 ПОРЯДОК осуществления правового контроля за деятельностью учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним I. Общие положения 1. Настоящий Порядок во исполнение статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3594) определяет цели, задачи и порядок осуществления Министерством юстиции Российской Федерации правового контроля за деятельностью учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуются - учреждения юстиции по регистрации прав). 2. Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации (далее именуются - территориальные органы юстиции) осуществляют правовой контроль за деятельностью учреждений юстиции по регистрации прав (далее именуется - правовой контроль) в случаях, установленных настоящим Порядком, и в соответствии с настоящим Порядком. II. Основные цели и задачи осуществления правового контроля 3. Основными целями и задачами осуществления правового контроля являются: обеспечение соблюдения учреждениями юстиции по регистрации прав порядка осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленного Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее именуется - Закон), и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; обеспечение соблюдения учреждениями юстиции по регистрации прав законодательства Российской Федерации, определяющего основания возникновения, перехода, прекращения и ограничения прав на объекты недвижимого имущества, порядок совершения сделок с объектами недвижимого имущества; оказание учреждениям юстиции по регистрации прав практической помощи при осуществлении ими государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуется государственная регистрация прав); предупреждение неправомерных действий при осуществлении государственной регистрации прав учреждениями юстиции по регистрации прав; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по обеспечению защиты прав и законных интересов субъектов права. III. Направления правового контроля 4. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет правовой контроль: за соблюдением положений Закона, регулирующих порядок представления документов на государственную регистрацию прав;Ъ за правильностью проведения правовой экспертизы документов и проверки законности сделок и установления причин, влекущих приостановление государственной регистрации прав или отказ в государственной регистрации прав; за соблюдением положений статей 19 и 20 Закона, устанавливающих основания и порядок отказа в государственной регистрации прав и приостановления государственной регистрации прав; за соблюдением Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219, а также сроков проведения государственной регистрации; за соблюдением порядка ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов; за соблюдением положений нормативных правовых актов Российской федерации и субъектов Российской Федерации, касающихся размеров и Порядка взимания платы за государственную регистрацию прав и предоставление информации о зарегистрированных правах; за соблюдением порядка предоставления информации, установленного статьями 7 и 8 Закона; за полнотой и сроками перечисления в Министерство юстиции Российской Федерации централизуемой доли средств, полученных в виде платы за государственную регистрацию прав и выдачу информации о зарегистрированных правах; за соблюдением актов Министерства юстиции Российской Федерации, принятых в порядке реализации положений Закона, и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся вопросов деятельности учреждений юстиции по регистрации прав; за соблюдением иных положений законодательства Российской Федерации, имеющих отношение к проводимой учреждениями юстиции по регистрации прав государственной регистрации прав. IV. Порядок осуществления правового контроля 5. В порядке осуществления правового контроля Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет плановые и внеплановые проверки деятельности учреждений юстиции по регистрации прав. О прибытии комиссии Министерства юстиции Российской Федерации руководителю учреждения юстиции по регистрации прав и руководителю территориального органа юстиции Департамент государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сообщает за 10 дней до намеченной даты проверки. В названном сообщении также указываются вопросы, которые будут рассматриваться в ходе ее проведения. При этом руководитель территориального органа юстиции определяет сотрудника (сотрудников) территориального органа юстиции, который будет участвовать в проверке, то есть войдет в состав комиссии Министерства юстиции Российской Федерации. 6. Плановые проверки деятельности учреждений юстиции по регистрации прав осуществляются согласно графику, утвержденному распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации на соответствующий календарный год. 7. Внеплановые проверки деятельности отдельных учреждений юстиции по регистрации прав осуществляются в случаях систематического поступления информации о нарушениях учреждением юстиции по регистрации прав законодательства Российской Федерации, свидетельствующей о необходимости принятия безотлагательных мер по их устранению. Внеплановая проверка деятельности учреждения юстиции по регистрации прав может проводиться на основании соответствующего обращения руководителя субъекта Российской Федерации. 8. По результатам проверки деятельности учреждения юстиции по регистрации прав составляется акт, который подписывается председателем комиссии Министерства юстиции Российской Федерации и руководителем учреждения юстиции по регистрации прав. При несогласии руководителя учреждения юстиции по регистрации прав с выводами, изложенными в акте проверки, он в письменном виде излагает основания, по которым акт проверки им не был подписан. Результаты проверки докладываются министру или заместителю министра, курирующему Департамент государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Копии акта проверки учреждения юстиции по регистрации прав направляются в территориальный орган юстиции, а также руководителю субъекта Российской Федерации. 9. При поступлении в Министерство юстиции Российской Федерации обращений, писем и жалоб граждан, организаций, государственных органов на деятельность учреждений юстиции по регистрации прав (далее именуются - жалобы) Департамент государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке осуществления правового контроля направляет в соответствующее учреждение юстиции по регистрации прав письмо, содержащее информацию о поступившей жалобе, а также основанное на законодательстве Российской Федерации мнение по фактам, изложенным в ней. К письму прилагаются копии поступивших в Министерство юстиции Российской Федерации документов, а также копия ответа Департамента государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю. Копии указанных в абзаце первом настоящего пункта материалов также направляются в территориальный орган юстиции. 10. Учреждение юстиции по регистрации прав в течение месяца с момента поступления письма Департамента государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводит проверку фактов, изложенных в жалобе. При подтверждении фактов нарушений законодательства Российской Федерации главный государственный регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним субъекта Российской Федерации принимает меры к их устранению и предотвращению повторения подобных нарушений в дальнейшем, о чем сообщает в Министерство юстиции Российской Федерации. 11. При поступлении жалобы непосредственно в территориальный орган юстиции, его руководитель осуществляет действия, указанные в пункте 9 настоящего Порядка. Порядок рассмотрения учреждением юстиции по регистрации прав письма территориального органа юстиции и прилагаемых к нему документов аналогичен порядку, указанному в пункте 10 настоящего Порядка. При этом сообщение об итогах рассмотрения названных письма и документов направляется учреждением юстиции по регистрации прав в соответствующий территориальный орган юстиции. 12. В случаях, когда у руководителя территориального органа юстиции есть основания полагать, что соответствующим учреждением юстиции по регистрации прав (его филиалами) нарушаются положения законодательства Российской Федерации (например, при систематическом поступлении жалоб), устранение которых способом, указанным в пункте 11 настоящего Порядка, не приносит необходимых результатов, он может поставить перед Министерством юстиции Российской Федерации вопрос о проведении внеплановой проверки деятельности учреждения юстиции по регистрации прав. При этом им направляется в Министерство юстиции Российской Федерации мотивированное обоснование о необходимости проведения внеплановой проверки, в котором указываются конкретные факты, свидетельствующие о систематическом и (или) грубом нарушении учреждением юстиции по регистрации прав законодательства Российской Федерации. 13. По поступлении от руководителя территориального органа юстиции указанных в пункте 12 настоящего Порядка материалов Департамент государственной регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним рассматривает их в течение 10 дней. По итогам рассмотрения Министерство юстиции Российской Федерации принимает одно из следующих решений: о необходимости внеплановой проверки деятельности учреждения юстиции по регистрации прав Министерством юстиции Российской Федерации, о предоставлении полномочий по проведению проверки изложенных в представленных материалах фактов территориальному органу юстиции, о нецелесообразности проведения внеплановой проверки и предоставлении указанных в настоящем пункте полномочий территориальному органу юстиции. В случае принятия Министерством юстиции Российской Федерации последнего из указанных в настоящем пункте решений Департамент государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке осуществления правового контроля направляет в учреждение юстиции по регистрации прав письмо, в котором излагает факты, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации, и предложения по устранению допущенных нарушений. Копия указанного письма направляется в территориальный орган юстиции. Главный государственный регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним субъекта Российской Федерации рассматривает указанное письмо Департамента государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, проверяет факты, изложенные в нем, принимает меры к устранению допущенных нарушений, о чем сообщает в Департамент государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не позднее месяца со дня получения этого письма. Копия указанного сообщения также направляется главным государственным регистратором прав на недвижимое имущество и сделок с ним субъекта Российской Федерации в территориальной орган юстиции. 14. Решение Министерства юстиции Российской Федерации о предоставлении полномочий по проверке конкретных фактов нарушения законодательства Российской Федерации территориальному органу юстиции оформляется распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации, которое направляется в учреждение юстиции по регистрации прав и в территориальный орган юстиции. В распоряжении Министерства юстиции Российской Федерации определяются вопросы и порядок проведения проверки деятельности учреждения юстиции по регистрации прав территориальным органом юстиции. Подлинник акта проверки деятельности учреждения юстиции по регистрации прав, подписанный руководителями территориального органа юстиции и учреждения юстиции по регистрации прав, направляется руководителем территориального органа юстиции в Министерство юстиции Российской Федерации не позднее 7 дней со дня его подписания. 15. Материалы, формируемые Министерством юстиции Российской Федерации в целях осуществления правового контроля, могут также являться основанием для постановки вопроса об освобождении регистраторов прав на недвижимое имущество и сделок с ним от должности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. V. Порядок осуществления территориальными органами юстиции правового контроля за сроками проведения государственной регистрации прав и порядком предоставления информации о зарегистрированных правах учреждениями юстиции по регистрации прав 16. Территориальные органы юстиции осуществляют правовой контроль за соблюдением учреждениями юстиции по регистрации прав сроков проведения государственной регистрации прав и порядка предоставления информации о зарегистрированных правах (статьи 7, 8, пункт 3 статьи 13 Закона). 17. В случае поступления в территориальный орган юстиции жалобы, в которой содержатся факты нарушения указанных в пункте 16 настоящего Порядка положений Закона, территориальный орган юстиции направляет в учреждение юстиции по регистрации прав соответствующее письмо о необходимости проведения соответствующей проверки фактов, изложенных в жалобе, копия которой прилагается к этому письму. Учреждение юстиции по регистрации прав не позднее 15 дней со дня поступления указанного письма проводит необходимую проверку, принимает меры к устранению выявленных недостатков в работе и недопущению их повторения в дальнейшем, о чем сообщает в территориальный орган юстиции. 18. Территориальный орган юстиции один раз в квартал осуществляет проверку деятельности учреждения юстиции по регистрации прав и его филиалов на предмет соблюдения сроков государственной регистрации прав и порядка выдачи информации о зарегистрированных правах. Указанные в настоящем пункте проверки территориальный орган юстиции осуществляет посредством изучения книг учета входящих документов, книг учета выданных свидетельств о государственной регистрации прав, книг учета выданной информации о зарегистрированных правах. Территориальный орган юстиции может потребовать для ознакомления соответствующие разделы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, дела правоустанавливающих документов в случаях, когда посредством изучения указанных книг невозможно достоверно установить сроки проведения государственной регистрации прав, в том числе даты направления сообщений о приостановлении государственной регистрации прав или уведомлений об отказах в государственной регистрации прав и т.д., а также в случаях, указанных в пункте 14 настоящего Порядка. При проведении указанных в настоящем пункте проверок территориальный орган юстиции также осуществляет проверку излагаемых в жалобах фактов, свидетельствующих о неудовлетворительной организации приема документов на государственную регистрацию прав, влекущей возникновение очередей рассмотрения жалоб на действия сотрудников учреждения юстиции по регистрации прав (его филиалов) и т.д. При выявлении подобных фактов территориальный орган юстиции должен оказать учреждению юстиции по регистрации прав содействие (при наличии такой возможности) или внести конкретные предложения по их устранению, которые отражаются в акте проверки. 19. В целях осуществления указанных в пункте 18 настоящего Порядка проверок территориальный орган юстиции составляет и утверждает график проверок деятельности учреждения юстиции по регистрации прав, его филиалов и представительств, копия которого представляется в Министерство юстиции Российской Федерации. 20. При проведении проверок территориальный орган юстиции также осуществляет контроль за наличием в учреждении юстиции по регистрации прав (его филиалах) перечня документов, необходимых для государственной регистрации прав, который должен быть доступен для ознакомления заинтересованными лицами (пункт 2 статьи 17 Закона), а также иной доступной и необходимой для ознакомления информации. (Например, наличие в филиале учреждения юстиции по регистрации прав информации о центральном аппарате учреждения юстиции по регистрации прав, в том числе его адреса, телефонов). 21. По итогам проведения проверок составляется акт, подписываемый руководителями территориального органа юстиции и учреждения юстиции по регистрации прав. 22. Территориальный орган юстиции один раз в квартал направляет в Министерство юстиции Российской Федерации справку о ходе осуществления им правового контроля, к которой прилагаются копии актов проверок деятельности учреждения юстиции по регистрации прав и его филиалов. В названной справке территориальным органом юстиции также указываются сведения о количестве поступивших и рассмотренных жалоб и иная информация о деятельности учреждения юстиции по регистрации прав, которую он полагает необходимым довести до сведения Министерства юстиции Российской Федерации. 23. Территориальный орган юстиции должен оказывать помощь учреждению юстиции по регистрации прав в организации взаимодействия учреждения юстиции по регистрации прав с нотариатом, службой судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. |