О ПОРЯДКЕ ВОЗВРАТА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, УДЕРЖАННОГО И УПЛАЧЕННОГО В БЮДЖЕТ НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ ПРИ ПЕРЕЧИСЛЕНИИ ДОХОДОВ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ НЕ ПОДЛЕЖАТ НАЛ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 16.07.10 03-03-06/1/464

          О ПОРЯДКЕ ВОЗВРАТА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ,
         УДЕРЖАННОГО И УПЛАЧЕННОГО В БЮДЖЕТ НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ
          ПРИ ПЕРЕЧИСЛЕНИИ ДОХОДОВ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,
        КОТОРЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ
               ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ НЕ ПОДЛЕЖАТ
                НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           16 июля 2010 г.
                           N 03-03-06/1/464

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по вопросу возврата налога на прибыль организаций, удержанного
и  уплаченного  в  бюджет  налоговым  агентом при перечислении доходов
иностранной  организации,  которые  в соответствии с законодательством
Российской  Федерации о налогах и сборах не подлежат налогообложению в
Российской Федерации, и сообщает следующее.
     В  соответствии со ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее  - Кодекс) лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены
обязанности   по   исчислению,   удержанию   у   налогоплательщика   и
перечислению   налогов   в  бюджетную  систему  Российской  Федерации,
признаются налоговыми агентами.
     Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если
иное  не  предусмотрено  Кодексом.  Перечень  обязанностей  налогового
агента  установлен  п. 3 ст. 24 Кодекса, к числу которых, в частности,
относится  обязанность  правильно и своевременно исчислять, удерживать
из  денежных  средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять
налоги  в  бюджетную  систему  Российской Федерации на соответствующие
счета  Федерального казначейства; вести учет начисленных и выплаченных
налогоплательщикам  доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в
бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому
налогоплательщику;  представлять  в  налоговый  орган  по месту своего
учета   документы,   необходимые   для   осуществления   контроля   за
правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
     Согласно  ст. 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной
организацией  от  источников  в  Российской  Федерации,  исчисляется и
удерживается  российской  организацией  или  иностранной организацией,
осуществляющей  деятельность  в  Российской Федерации через постоянное
представительство,  выплачивающими  доход  иностранной организации при
каждой  выплате  доходов,  указанных  в  п.  1  ст.  309  Кодекса,  за
исключением  случаев,  предусмотренных  п. 2 ст. 309 Кодекса, в валюте
выплаты дохода.
     Таким образом, в установленных ст. 310 Кодекса случаях российские
организации, выплачивающие доходы иностранным организациям, признаются
налоговыми   агентами   и,   соответственно,   исполняют  обязанности,
возложенные на налоговых агентов ст. 24 Кодекса.
     В  соответствии  с п. 4 ст. 310 Кодекса налоговый агент по итогам
отчетного   (налогового)   периода   представляет   налоговый   расчет
(информацию)  о  суммах выплаченных иностранным организациям доходов и
удержанных  налогов  по  форме,  утвержденной  Приказом  МНС России от
14.04.2004  N  САЭ-3-23/286@  (далее  -  Расчет), в налоговый орган по
месту своего нахождения.
     Расчет  является  основанием  для  начисления  налоговым  органом
налога  на  прибыль  организаций с доходов иностранной организации, не
осуществляющей  деятельность  в  Российской Федерации через постоянное
представительство,  в карточке лицевого счета организации - налогового
агента.
     Согласно  п. 6 ст. 81 Кодекса при обнаружении налоговым агентом в
поданном  им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты
отражения  сведений,  а  также  ошибок,  приводящих  к  занижению  или
завышению  суммы  налога,  подлежащей  перечислению,  налоговый  агент
обязан  внести  необходимые  изменения и представить в налоговый орган
уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 Кодекса.
     Уточненный  Расчет  является  основанием  для корректировки суммы
начисления   налога  на  прибыль  организаций  с  доходов  иностранной
организации в карточке лицевого счета организации - налогового агента,
и  с  учетом суммы фактически перечисленного в бюджет налога налоговым
органом выявляется недоимка либо сумма излишне уплаченного налога.
     Порядок   возврата  сумм  излишне  уплаченных  в  бюджет  налогов
установлен  ст.  78  Кодекса,  правила  которой, согласно п. 14 данной
статьи Кодекса, распространяются и на налоговых агентов.
     Таким  образом,  в  силу п. 6 ст. 81 Кодекса в случае удержания и
перечисления  в  бюджет  налоговым  агентом  суммы  налога  на прибыль
организаций  с доходов иностранной организации, которые в соответствии
с  законодательством  Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  не
подлежат  налогообложению  в  Российской  Федерации,  налоговый  агент
обязан  представить  в  налоговый  орган  по  месту  своего нахождения
уточненный  Расчет,  после  чего вправе обратиться в этот же налоговый
орган   за   возвратом   излишне   перечисленного  налога  в  порядке,
предусмотренном ст. 78 Кодекса.
     Неправомерно удержанная налоговым агентом сумма налога может быть
истребована иностранной организацией у налогового агента.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
16 июля 2010 г.
N 03-03-06/1/464