ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Федеральная пограничная служба РФ. 07.07.00 335


Страницы: 1  2  3  


охватывать весь пройденный материал.
     Предварительное ознакомление с экзаменационными билетами, а также
заданиями,  летучками  и  задачами для письменных и практических работ
запрещается.
     На экзамене,  кроме  экзаменаторов  и  экзаменуемых,  имеют право
присутствовать   начальник   вуза   и   его   заместители,   начальник
учебнометодического  (летно-методического)  отдела,  его  заместители,
начальники кафедр,  их заместители,  командиры учебных  подразделений.
Другие  лица  присутствуют  на экзамене только с разрешения начальника
вуза.
     Если экзамен    проводится    с   раздельной   проверкой   уровня
теоретических  знаний  и  качества  практической  подготовки   или   с
использованием устной или письменной форм контроля,  то по результатам
сдачи такого экзамена слушателю выставляется единая оценка.
     При проведении   письменного   экзамена  слушатели  или  курсанты
размещаются в просторных аудиториях, им выдаются разрешенные задания и
пособия,  листы  чистой бумаги со штампом учебно-методического отдела,
которые по окончании работы  должны  сдаваться  принимающему  экзамен.
Если в письменной работе, несколько самостоятельных задач, то выдаются
только те,  которые должны быть выполнены до  перерыва  (до  истечения
определенного  времени),  На  каждой  выполненной работе проставляется
время ее сдачи.
     При приеме  экзамена  комиссией  (подкомиссией) письменные работы
для их проверки распределяются между  членами  комиссии.  Выставленные
ими    оценки    за   работу   утверждаются   председателем   комиссии
(подкомиссии).
     Если учебным   планом   по   дисциплине  предусмотрен  экзамен  с
использованием  двух  форм  контроля  -  письменного  и  устного,   то
письменные  работы  должны  быть  проверены и оценены до начала устной
части экзамена.
     73. Основные правила приема экзаменов (зачетов):
     при проведении экзаменов  (зачетов)  необходимо  иметь  программу
учебной дисциплины, экзаменационную ведомость, экзаменационные билеты,
различные справочники,  таблицы, приборы и иные материалы, требующиеся
экзаменуемым при ответе;
     в аудитории  могут  одновременно   находиться   не   более   пяти
экзаменующихся;
     не допускается  замена  заданий  слушателю  (если  он  не   может
ответить на вопросы, то выставляется оценка "неудовлетворительно");
     на подготовку к ответу дается не менее 30 минут;
     ответы могут   заслушиваться   (контролироваться)   одним  членом
комиссии (по указанию председателя) по отдельным  вопросам,  требующим
практического выполнения;
     не рекомендуется  прерывать  ответ  слушателя  или   курсанта   и
задавать  ему  наводящие  вопросы за исключением,  если экзаменующийся
отвечает не по существу вопроса.
     Практическая часть     экзамена     организуется    так,    чтобы
обеспечивалась  возможность  проверить  умение  слушателей   применять
теоретические   знания   при   решении   практических   задач   охраны
государственной границы,  их командирские качества,  умение  и  навыки
работы с вооружением и боевой техникой.
     Практическая часть  экзамена  проводится  на   учебной   заставе,
стрельбище,  автодроме,  в поле,  учебном центре, парке, лаборатории и
обеспечивается соответствующей материальной частью.
     Слушателям и  курсантам,  пользующимся  на экзамене материалами и
различного  рода  записями,  не  указанными  в  перечне   разрешенных,
выставляется оценка "неудовлетворительно".
     Оформленная экзаменационная  ведомость   (экзаменационный   лист)
после  проверки  начальником  (заведующим)  (заместителем  начальника)
кафедры в день экзамена  представляется  в  учебно-методический  отдел
непосредственно экзаменатором (председателем комиссии).
     74. Оценка слушателю или курсанту  за  устный  ответ  на  вопрос,
письменную работу, практические действия в командовании подразделением
и  выполнение  работ  при  текущем  контроле  на  занятиях,  экзаменах
выставляется:
     "отлично", если слушатель или курсант показал глубокие  знания  и
понимание  программного  материала  по  поставленному  вопросу,  умело
увязывает его с практикой,  грамотно и логично  строит  ответ,  быстро
принимает   оптимальные   решения,   умело  управляет  подразделением,
безупречно владеет правилами работы с вооружением и техникой;
     "хорошо", если  слушатель  или  курсант  твердо знает программный
материал, грамотно его излагает, не допускает существенных неточностей
в ответе на вопрос,  правильно применяет полученные знания при решении
практических вопросов  и  владеет  приемами  работы  с  вооружением  и
техникой;
     "удовлетворительно", если  слушатель  или  курсант  имеет  знания
только основного материала по поставленному вопросу,  но не усвоил его
деталей,  требует в отдельных случаях наводящих вопросов для  принятия
правильного  решения,  допускает отдельные неточности или недостаточно
четко выполняет приемы работы с вооружением и техникой;
     "неудовлетворительно", если   слушатель   или  курсант  допускает
грубые ошибки в ответе на  поставленный  вопрос,  не  может  применять
полученные  знания  на  практике,  неуверенно работает с вооружением и
техникой.
     Оценка объявляется  слушателю  или курсанту сразу же по окончании
им ответа на экзамене.
     75. Оценка  за  выполнение  упражнений  стрельб,  вождение боевых
машин  выставляется  на  экзаменах  и   зачетах   в   соответствии   с
требованиями действующих курсов стрельб, вождения боевых машин.
     В процессе  обучения  вождению  боевых   машин,   при   отработке
упражнений на нескольких занятиях, нормативы и оценочные показатели за
выполнение элементов упражнения,  отрабатываемых  на  данном  занятии,
могут  устанавливаться  кафедрой  в  соответствии  с  уровнем  навыков
слушателей  по  вождению.  Нормативы  и  оценочные  показатели  должны
определяться  таким  образом,  чтобы  к  последнему занятию по данному
упражнению обеспечивалось выполнение упражнения  по  нормативам  курса
(сборника нормативов).
     Защита курсовой   работы   (проекта,   задачи)   производится   в
специальной комиссии,  назначенной начальником (заведующим) кафедры, с
участием руководителя курсовой работы (проекта, задачи). При получении
неудовлетворительной  оценки слушатель или курсант выполняет работу по
новой  теме  или  перерабатывают  прежнюю  в  сроки,   устанавливаемые
начальником вуза.
     76. Оценка знаний слушателя или курсанта на  экзаменах  выводится
по частным оценкам за ответы на вопросы билета.
     При двух частных оценках выводится:
     "отлично", если обе оценки "отлично";
     "хорошо", если обе оценки "хорошо" или одна оценка  "отлично",  а
другая "хорошо" или "удовлетворительно";
     "удовлетворительно" если обе оценки "удовлетворительно" или  одна
оценка "хорошо", а другая - "удовлетворительно";
     "неудовлетворительно", если    одна     из     частных     оценок
"неудовлетворительно".
     При трех частных оценках выводится:
     "отлично", если в частных оценках не более одной оценки "хорошо",
а остальные - "отлично";
     "хорошо" или "удовлетворительно", если в частных оценках не более
одной    оценки    "удовлетворительно"    или    "неудовлетворительно"
соответственно.
     При четырех частных оценках выводится:
     "отлично", если   в  частных  оценках  одна  оценка  "хорошо",  а
остальные "отлично";
     "хорошо", если в частных оценках одна оценка "удовлетворительно",
остальные "хорошо" и "отлично" или две  оценки  "удовлетворительно"  и
две оценки "отлично";
     "удовлетворительно", если в частных оценках не более одной оценки
"неудовлетворительно".
     77. Если на экзамене установлены две формы проверки  -  устный  и
практический    экзамен   (по   оперативно-тактической,   тактической,
тактикоспециальной подготовке,  вооружению и стрельбе и т.д.),  оценка
по  дисциплине  (ее части,  разделу) выставляется "отлично",  если обе
частные оценки "отлично";  "хорошо",  если обе частные оценки "хорошо"
или одна оценка "отлично",  а другая "хорошо" или "удовлетворительно";
"удовлетворительно",   если   в    частных    оценках    нет    оценки
"неудовлетворительно".  По физической подготовке оценка выставляется в
соответствии с требованиями, разработанными Управлением подготовки ФПС
России.
     78. Если по одной дисциплине проводится  несколько  экзаменов,  в
приложение   к   диплому  вносится,  как  правило,  последняя  оценка,
полученная слушателем;  если последняя оценка не характеризует  общего
уровня   подготовки   по   данной   дисциплине,   начальник   вуза  по
представлению кафедры  объявляет  приказом,  какая  оценка  (за  какой
экзамен)  вносится в приложение к диплому.  Среднюю оценку выводить не
разрешается.
     79. По каждой дисциплине, изучаемой в данном семестре и на данном
курсе,  слушателям выставляются итоговые  оценки  за  семестр  и  курс
(оценки,  полученные на экзаменах и зачетах, заносятся как итоговые за
семестр, курс).
     По остальным  дисциплинам  итоговые  оценки  за  семестр  и  курс
выставляются  на  основании  оценок  текущего  контроля.  Если   объем
изученного  материала,  а  также  количество  проведенных  занятий  не
позволяют определить степень  усвоения  программы  каждым  слушателем,
итоговая  оценка  за  семестр  и  курс по данной дисциплине по решению
начальника кафедры,  командира учебного подразделения не выставляется.
Итоговая  оценка  за  семестр  и  курс проставляется только в журналах
учета учебных занятий.
     80. Слушатели  и  курсанты,  получившие на экзаменах (зачетах) не
более двух неудовлетворительных оценок,  допускаются к повторной сдаче
экзамена  (зачета) на основании экзаменационного листа (приложение 3),
подписанного начальником учебно-методического отдела.
     Пересдача задолженности  допускается  не более двух раз.  Экзамен
(зачет) в этом случае принимается комиссией, возглавляемой начальником
или  (заместителем начальника) соответствующей кафедры или лицом,  его
замещающим.
     Учебная задолженность  ликвидируется:  слушателями или курсантами
по  итогам  текущего  контроля  в  сроки,  установленные   начальником
(заведующим)  кафедры,  факультета,  имеющим  в своем составе кафедры;
итогового контроля - в сроки, установленные начальником вуза.
     Пересдача с  целью повышения положительной оценки не допускается.
В исключительных случаях отдельным слушателям и  курсантам  выпускного
курса  по  решению  ученого совета вуза разрешается повторная сдача не
более  одного  экзамена  (зачета  с   оценкой)   в   целях   повышения
положительной  оценки по дисциплине,  изучавшейся на младших курсах (к
слушателям и курсантам младших курсов относятся слушателя и курсанты 1
и 2 курсов).
     81. Слушателям и  курсантам,  не  сдавшим  экзамены  и  зачеты  в
экзаменационную  сессию  по  уважительным  причинам,  подтвержденным в
установленном порядке,  решением  начальника  высшего  военно-учебного
заведения  устанавливаются  индивидуальные  сроки  сдачи  экзаменов  и
зачетов, или решением начальника высшего военно-учебного заведения они
могут быть оставлены на повторное обучение на данном курсе. Оставление
на повторное обучение допускается один раз за весь период пребывания в
высшем военноучебном заведении.

          4. Учет учебных занятий и успеваемости обучаемых.

     82. Учет  учебных  занятий  и  успеваемости  обучаемых  ведется в
журналах учета учебных занятий,  экзаменационных ведомостях,  зачетных
книжках,   учебных   карточках,   сводных   ведомостях  о  результатах
экзаменационных сессий.
     83. Основным   первичным   документом   учета  учебной  работы  и
выполнения учебных программ является журнал учета учебных занятий.
     Журнал ведется  на  каждую учебную группу.  В нем учитываются все
занятия,  проводимые  под  руководством   преподавателей   (командиров
учебных    групп),    их    посещаемость,    выполнение   контрольных,
расчетно-графических и курсовых работ, выставляются оценки по текущему
контролю,  оценки  за экзамены и зачеты,  итоговые оценки за семестр и
курс по дисциплинам, не выносимым на экзамены и зачеты.
     Записи в   журнале   о   проведенных   занятиях   делают   только
преподаватели  (командиры  учебных  групп),  проводившие   занятия   и
принимавшие контрольные, лабораторные, расчетно-графические и курсовые
работы, а также зачеты и экзамены.
     Во время  занятий  журналы  находятся  в  учебных  группах,  а  в
остальное   время   место   их   хранения   определяется   начальником
учебно-методического   отдела,   при   наличии  в  вузе  факультета  -
начальником факультета.  Их получают перед  занятиями  и  сдают  после
занятий  специально  назначенные  для  этой  цели  слушатели.  Журналы
хранятся весь срок обучения слушателей.
     84. Экзаменационная  ведомость  (приложение  3) является основным
документом по учету успеваемости  слушателей.  Ведомость  составляется
учебнометодическим  отделом  в  одном  экземпляре на учебную группу по
каждой дисциплине,  выносимой на экзамены и  зачеты,  и  подписывается
начальником учебно-методического отдела.
     Ведомость, подписанная начальником  учебно-методического  отдела,
передается   в   день   проведения  экзамена  на  кафедру  (в  учебное
подразделение) или непосредственно экзаменаторам.
     Оценка, полученная  слушателем на экзамене (зачете),  заносится в
экзаменационную   ведомость   преподавателем   (командиром    учебного
подразделения),  принимающим экзамен (зачет). Каждая оценка заверяется
подписью экзаменатора.  По  окончании  экзамена  (зачета)  экзаменатор
представляет   ведомость   в  учебно-методический  отдел,  в  порядке,
установленном настоящей Инструкцией.
     Экзаменационные ведомости  нумеруются,  сшиваются  и  хранятся  в
учебнометодическом отделе, при наличии факультета - на факультете, как
документы   строгой   отчетности  в  течении  всего  периода  обучения
слушателей.
     На слушателей,   которые   по   каким-либо   причинам   (болезнь,
командировка,  повторная  сдача  экзамена  или  зачета  при  получении
неудовлетворительной  оценки  или  "незачета")  сдают  экзамен (зачет)
отдельно от своей учебной группы,  учебно-методическим отделом  взамен
экзаменационной    ведомости    составляется    экзаменационный   лист
(приложение 4).
     Экзаменационный лист  сдается экзаменатором в учебно-методический
отдел  в  день  экзамена  (зачета)  и  подшивается  к  экзаменационной
ведомости учебной группы.
     85. На каждого зачисленного в вуз слушателя, курсанта оформляется
зачетная  книжка  установленного  образца,  которая хранится в учебном
подразделении и выдается слушателю на время экзаменационной сессии  (в
дни  проведения экзаменов и зачетов).  Наименование военных дисциплин,
не подлежащих опубликованию  в  открытой  печати,  в  зачетной  книжке
заменяется условным обозначением.
     В зачетную  книжку  заносятся  полученные  слушателем,  курсантом
оценки  на экзаменах и зачетах (кроме "неудовлетворительно"),  а также
результаты по  курсовым  работам  и  войсковой  стажировке.  Записи  в
зачетной  книжке  производятся обязательно чернилами,  все исправления
должны    быть    оговорены    и    заверены    подписью    начальника
учебно-методического отдела.
     При переводе слушателя,  курсанта  в  другой  вуз,  а  также  при
отчислении из вуза зачетная книжка аннулируется,  а взамен ее выдается
академическая справка.  В вузе,  в  который  переведен  (восстановлен)
слушатель или курсант,  ему оформляется новая зачетная книжка.  Оценки
по ранее сданным экзаменам и зачетам в новую зачетную книжку заносятся
на  основании  выданной  слушателю  академической справки и заверяются
подписью начальника учебно-методического отдела. Справка подшивается к
учебной карточке слушателя.
     В зачетной книжке делается отметка о переводе на следующий  курс,
а в конце обучения - о допуске к итоговой государственной аттестации.
     86. Учебная  карточка  обучаемого  (приложение   5)   ведется   в
учебнометодическом  отделе  (на факультете - при наличии на факультете
учебной  части).  В  нее  вносятся   из   экзаменационных   ведомостей
(экзаменационных   листов)   все   оценки,  полученные  слушателем  на
экзаменах и зачетах (кроме "неудовлетворительных").
     В учебной  карточке  проставляются также номера приказов о приеме
слушателя в вуз, переводе с курса на курс, о допуске к государственным
экзаменам,   об   отчислении.  Исправления  в  карточках  должны  быть
оговорены и заверены подписью начальника учебно-методического  отдела.
Карточки хранятся в вузе постоянно.
     87. Сводная    ведомость    (приложение    6)    о    результатах
экзаменационных  сессий составляется учебно-методическим отделом,  при
наличии на факультете учебной части - факультетом - на каждую  учебную
группу  за  весь  срок обучения слушателей (уничтожается после выпуска
слушателей из вуза).

                         5. Заочное обучение

     88. Заочное   обучение   офицеров   осуществляется    в    высших
военно-учебных   заведениях   на   факультетах   заочного  обучения  и
осуществляется по рабочим учебным планам и  программам,  разработанным
вузом  на  основе  учебных  планов  очного  обучения.  Сроки  заочного
обучения,  как правило, на один год больше сроков очного обучения, при
этом  для  проведения  аудиторных  занятий должно быть представлено не
менее 10 %  общего времени учебной дисциплины и должна быть обеспечена
возможность занятий с преподавателем не менее 160 часов в год.
     Комплектование учебных  групп,  определение  содержания   учебных
заданий  и  тематики дипломных работ (проектов,  задач) производится с
учетом  служебной   деятельности   слушателей   факультетов   заочного
обучения.
     Заочное обучение осуществляется путем проведения учебных сборов в
высшем  военно-учебном  заведении  и самостоятельной работы слушателей
факультетов   заочного   обучения    в    периоды    между    сборами.
Продолжительность  сборов  и сроки их проведения определяются рабочими
учебными планами.
     Учебная работа  на  сборах  регламентируется расписанием занятий,
при этом учебная загрузка  слушателей  факультетов  заочного  обучения
всеми  видами  учебных занятий с преподавателем не должна превышать 36
часов в неделю на всех курсах.  Со  слушателями  факультетов  заочного
обучения,   зачисленными  на  первый  курс,  учебный  сбор  проводится
непосредственно после окончания вступительных экзаменов.
     Сдача курсовых   экзаменов,  зачетов  и  выполнение  практических
занятий  и  других  видов  учебных  занятий,  предусмотренных  учебным
планом,  проводится  только  в  высшем  военно-учебном заведении,  где
обучается  слушатель-заочник.  В  период  учебных  сборов   слушателям
факультетов  заочного  обучения  разрешается  по  мере  их  готовности
сдавать  экзамены  и  зачеты  по  любой   дисциплине,   изучаемой   на
соответствующем  курсе.  В  конце  последнего учебного года проводится
итогово-выпускной сбор.  На его проведение дополнительно  ко  времени,
установленному  на  учебный  сбор,  выделяется  от  8  до 16 недель на
разработку выпускной квалификационной работы,  если она  предусмотрена
учебным  планом,  а также время для подготовки и сдачи государственных
экзаменов (из расчета не менее 5-6 дней на каждый  экзамен)  и  защиты
выпускной квалификационной работы.
     89. Учебная работа на  факультете  заочного  обучения  проводится
преподавателями,  которые  закрепляются  на учебный год за факультетом
заочного обучения приказом начальника вуза и проводят  со  слушателями
факультетов  заочного  обучения  все виды учебной работы на сборах и в
период между ними до завершения обучения по данной дисциплине.
     Высшее военно-учебное     заведение    обеспечивает    слушателей
факультетов  заочного  обучения  необходимыми   учебниками,   учебными
пособиями  и другими учебно-методическими материалами.  Кафедры вуза в
соответствии с учебными программами разрабатывают и выдают  слушателям
факультетов  заочного  обучения  контрольные работы,  темы рефератов и
другие  учебные  задания,  а  также  методические   указания   по   их
выполнению. Задания на выпускные квалификационные работы формируются с
учетом служебной деятельности слушателей факультетов заочного обучения
и выдаются им не позднее чем в период предпоследнего учебного сбора.
     Высшее военно-учебное    заведение    предоставляет    слушателям
факультетов  заочного  обучения  возможность в период между сборами (в
свободное от службы время и в период отпуска)  получать  консультации,
пользоваться  лабораториями  и  библиотеками,  выполнять  лабораторные
работы, сдавать зачеты и экзамены.
     90. Учебные  задания  слушателям  факультетов  заочного  обучения
планируются из расчета не более  трех  заданий  в  месяц.  Выполненные
работы  представляются  в  вуз  для  рецензирования  и предварительной
оценки, срок их рецензирования на кафедрах (факультетах) не более семи
дней,    окончательная   оценка   выставляется   после   собеседования
преподавателя со слушателем-заочником по выполненному заданию.
     Работа, признанная рецензентом неудовлетворительной, возвращается
для доработки и повторного представления  в  вуз  или  выдается  новое
учебное  задание  с  указанием  срока его выполнения.  Курсовые работы
(проекты,  задачи) предварительно оцениваются словами:  "допускается к
защите" или "не допускается к защите";  защита производится на кафедре
в установленном порядке.
     Пересылка учебных заданий и других учебно-методических материалов
для слушателя-заочника оплачивается вузом за  счет  денежных  средств,
выделяемых  на  учебные расходы.  Материалы высылаются по месту службы
слушателя факультетов заочного обучения  в  адрес  командира  воинской
части (соединения).
     Пересылка выполненных слушателем  факультетов  заочного  обучения
учебных  заданий  в  адрес  вуза  производится:  закрытых материалов -
воинской частью (соединением) по месту  службы  слушателя  факультетов
заочного  обучения  в  установленном порядке;  не содержащих секретных
сведений - за счет средств слушателя факультетов заочного обучения.
     91. На  учебный  сбор  вызываются  слушатели факультетов заочного
обучения,  выполнившие ко дню отправления вызова все учебные  задания,
предусмотренные  учебными  программами  на  данный  курс.  Разрешается
вызывать  на   сборы   слушателей   факультетов   заочного   обучения,
выполнивших  учебные  задания  только  по  дисциплинам,  выносимым  на
экзамены.  В этом случае они обязаны  выполнить  остальные  задания  в
период учебного сбора до начала экзаменационной сессии.
     О времени прибытия на учебный сбор слушатель факультетов заочного
обучения извещается за один месяц до его начала. Вызов направляется на
имя  командира  воинской  части  (соединения  и  копия   -   слушателю
факультетов заочного обучения).
     92. Слушатели факультетов заочного  обучения,  прошедшие  учебные
сборы,  сдавшие  все  зачеты  и  экзамены,  приказом  начальника  вуза
переводятся на следующий курс.  Досрочный перевод на  следующий  курс,
перевод на обучение по индивидуальному плану и сокращение общего срока
обучения допускается только в отношении отлично  и  хорошо  успевающих
слушателей  факультетов  заочного  обучения  по решению ученого совета
вуза (в соответствии со статьей 31 настоящей Инструкции).
     Слушатели факультетов  заочного  обучения,  полностью выполнившие
все требования рабочего учебного плана и  учебных  программ,  приказом
начальника вуза допускаются к государственной итоговой аттестации.
     Слушатели факультетов     заочного      обучения,      получившие
неудовлетворительные  оценки  по  одной  или двум дисциплинам,  должны
ликвидировать учебную задолженность в сроки, установленные начальником
вуза,  но  не  позднее  очередного учебного сбора.  Пересдача экзамена
может быть разрешена в период данного сбора.
     Слушатели факультетов  заочного обучения,  не выполнившие задания
или не сдавшие зачеты и экзамены по уважительным причинам, ликвидируют
учебную  задолженность  в  сроки,  устанавливаемые  начальником  вуза.
Решением начальника высшего военно-учебного заведения они  могут  быть
оставлены на повторное обучение на данном курсе,  но не более двух раз
в  течение  всего  срока  обучения,  с  освобождением  от   повторного
выполнения  учебных  заданий  и повторной сдачи экзаменов и зачетов по
тем дисциплинам, по которым получены положительные оценки.
     Слушатели факультетов   заочного   обучения,   систематически  не
выполняющие учебные  задания,  не  сдавшие  в  период  учебного  сбора
экзамены  по  трем  и более дисциплинам или не ликвидировавшие учебную
задолженность  в   установленные   сроки,   отчисляются   из   высшего
военно-учебного заведения.
     93. Офицеры,  обучавшиеся  на  факультетах  заочного  обучения  и
выбывшие   по   уважительным  причинам,  по  представлению  их  прямых
начальников могут  быть  решением  начальника  вуза  восстановлены  на
заочное  обучение,  если  с момента их отчисления прошло не более пяти
лет (в соответствии со статьей 35  настоящей  Инструкции).  Решение  о
восстановлении  на  факультет  заочного  обучения  академии  принимает
директор ФПС России.
     94. Командиры  воинских  частей  (соединений) и начальники высших
военно-учебных заведений в целях  создания  условий,  необходимых  для
успешной  самостоятельной  работы подчиненных им слушателей-заочников,
обязаны:
     объявлять своим   приказом  о  поступлении  офицеров  на  заочное
обучение в вуз и о переводе их с курса на курс;
     слушателей факультетов  заочного  обучения  ежегодно  освобождать
приказом  от  плановой  командирской  подготовки,  кроме   занятий   и
контрольных мероприятий по строевой,  физической и огневой подготовке.
Направлять в служебные командировки и на другие мероприятия  с  учетом
их учебной загрузки и сроков проведения учебных сборов в вузах;
     утверждать план  самостоятельной  работы  слушателей  факультетов
заочного  обучения  на  учебный  год,  контролировать его выполнение и
своевременно  по  вызову  вуза  командировать  их  на  учебные  сборы.
Назначать  для  слушателей факультетов заочного обучения консультантов
из числа наиболее подготовленных и опытных офицеров;
     направлять начальнику  высшего военно-учебного заведения сведения
об изменениях по службе,  о случаях  вынужденного  перерыва  в  учебе,
причинах  неявки  слушателей  факультетов заочного обучения на учебные
сборы.  Высылать  в  вуз  служебные  карточки  слушателей  факультетов
заочного обучения при убытии их на итогово-выпускной сбор;
     возбуждать ходатайство  перед  начальником  вуза  о   прекращении
заочного  обучения  подчиненных офицеров,  если они не могут совмещать
выполнение  служебных  обязанностей  с  учебой  или  допускают  грубые
нарушения воинской дисциплины.

     6. Организация работы кафедры, факультета, имеющего в своем
       составе кафедры (предметно-методической секции) (далее в
            тексте настоящей Инструкции, если не оговорено
                  особо, будут именоваться кафедра)

     95. Кафедра   высшего   военно-учебного   заведения   подчиняется
начальнику    вуза,    его    заместителю   по   учебной   и   научной
(летно-методической) работе,  а по  вопросам  учебной  и  методической
работы - начальнику учебнометодического отдела вуза.
     Положение о  кафедре  и  обязанности  должностных   лиц   кафедры
разрабатываются  в  высшем  военно-учебном  заведении  и  утверждается
начальником вуза.  Работа кафедры осуществляется на основе годового  и
месячных  планов.  План  работы  кафедры  (учебного  подразделения) на
учебный  год  (месяц)  разрабатывается  на   основе   плана   основных
мероприятий  вуза  на учебный год (месяц) и приказа начальника вуза об
организации учебного процесса на учебный год.
     На кафедре    ведется    документация,   отражающая   содержание,
организацию и ведение учебного процесса (приложение 1).
     96. Основные функции кафедры:
     разрабатывает внутривузовские документы по  организации  учебного
процесса  (учебные  программы,  тематические планы изучения дисциплин,
учебников,  учебных пособий и других учебно-методических материалов по
дисциплинам   кафедры),   а   также   предложения   по  организации  и
совершенствованию  учебного   процесса,   осуществляет   корректировку
учебнометодических материалов;
     организует подготовку  и  проводит  все  виды  учебных   занятий,
осуществляет   их   методическое  обеспечение,  контроль  успеваемости
слушателей;
     организует и  проводит  методическую  работу  с преподавателями и
командирами учебных групп;
     организует и    руководит    работой    докторантов,   адъюнктов,
соискателей ученых степеней, научной работой слушателей;
     участвует в  научно-исследовательской  и редакционно-издательской
работе вуза;
     проводит научные   исследования   по   проблемам  служебно-боевой
деятельности  Пограничной  службы,  обучения  и   воспитания   личного
состава,   повышения   качества  и  эффективности  учебного  процесса;
осуществляет проведение педагогических (методических) экспериментов,
     внедрения в  учебный  процесс  методических  достижений  и  новых
технологий обучения;
     обсуждает научно-исследовательские   работы,   учебные   пособия,
рефераты  и  дает  заключение  об  их  актуальности   и   практической
значимости,  рекомендации  к  их  изданию  и  использованию  в учебном
процессе;
     готовит и     проводит     научно-теоретические    (методические,
практические) конференции и семинары;
     участвует в воспитании слушателей и курсантов;
     планирует и проводит командирскую  подготовку  в  соответствии  с
планом       разработанным       УМО,      повышение      квалификации
профессорско-преподавательского состава кафедры;
     развивает и совершенствует учебно-материальную базу;
     проводит работу по расширению и укреплению связей с войсками;
     изучает опыт  работы  выпускников  вуза в войсках,  анализирует и
обобщает отзывы на них и вносит коррективы  в  содержание  и  методику
обучения.
     На кафедре,   на   каждого   вновь   назначенного   преподавателя
разрабатывается   план   профессионального  становления  в  должности,
рассчитанный на два года.
     Решением начальника   (заведующего)  кафедры  за  каждой  учебной
группой закрепляются (сроком на 1 год)  преподаватели,  которые  ведут
обучение   слушателей   по  соответствующим  дисциплинам.  Закрепление
преподавателей за учебными группами  объявляется  приказом  начальника
вуза.
     97. Заседания кафедры проводятся не реже одного раза в месяц.  На
заседаниях  кафедры  обсуждаются вопросы совершенствования структуры и
содержания    учебных     дисциплин,     методики     проведения     и
материальнотехнического обеспечения учебных занятий,  и воспитательной
работы со слушателями и курсантами, подготовки научно-педагогических и
научных   кадров,  повышения  квалификации  личного  состава  кафедры,
выполнения   научных    работ    и    педагогических    (методических)
экспериментов,  результаты  контроля  учебных  занятий другие вопросы.
Решения принимаются простым большинством голосов,  протоколы заседаний
с принятыми решениями подписываются начальником (заведующим) кафедры.
     Межкафедральные заседания проводятся под руководством  начальника
вуза, его заместителя по учебной и научной (летной) работе (начальника
учебно-методического   (летно-методического)   отдела),   по    итогам
проведения  заседания  принимается решение,  которое протоколируется в
журналах заседаний участвующих кафедр.
     98. На кафедре (в вузе) по отдельным учебным дисциплинам (группам
учебных дисциплин, курсам) в целях совершенствования методики обучения
и  воспитания слушателей создаются предметно-методические секции (ПМС)
численностью не менее 3 человек. В ее состав включаются преподаватели,
ведущие обучение слушателей по определенной дисциплине (одного курса),
преподаватели смежных дисциплин, а также могут включаться руководители
кафедры,  офицеры  управления  вуза и командиры учебных подразделений.
Один и тот же преподаватель  (военнослужащий)  может  быть  членом  не
более двух секций. Состав ПМС объявляется ежегодно приказом начальника
вуза.
     Предметно-методическая секция     возглавляется    председателем,
назначаемым начальником кафедры  на  учебный  год  из  числа  наиболее
подготовленных  преподавателей  кафедры,  занимающих должности не ниже
старших  преподавателей  учебной   дисциплины   или   курса,   который
организует  работу  по  реализации  заседаний ПМС,  проводимых не реже
одного раза в месяц.
     Основные функции  предметно-методической  секции  разрабатываются
кафедрой и включают вопросы:
     разработки и  обсуждения учебно-методических материалов,  частной
методики,  предложений   по   совершенствованию   учебного   процесса,
реализации   вопросов   повышения   качества   методической  работы  с
преподавателями;
     организации подготовки  и  проведения всех видов занятий на курсе
(по учебной дисциплине), обеспечение взаимосвязи с другими предметами;
внедрения   результатов   научной   деятельности  в  учебный  процесс;
осуществление методического руководства самоподготовкой  слушателей  и
курсантов, их стажировкой (практикой), выполнением курсовых работ;
     участия в воспитательном процессе слушателей и курсантов;
     развития и совершенствования учебной материальной базы кафедры.
     Решения предметно-методической  секции  отражаются   в   дневнике
работы секции и подписываются ее председателем.

                    7. Контроль учебного процесса

     99. Контроль  учебного  процесса  проводится  с  целью  получения
объективной  информации  для  оперативного   принятия   мер   по   его
совершенствованию.
     Контроль должен    быть    целенаправленным,     систематическим,
объективным  и охватывать все направления учебного процесса,  выявлять
недостатки и положительные стороны,  сочетаться с оказанием  помощи  в
работе  и  решать  главную  задачу  -  повышение  качества  подготовки
слушателей.
     Контроль учебного  процесса  в  вузе  включает:  контроль учебных
занятий и самостоятельной работы постоянного  и  переменного  состава,
комплексные и частные проверки кафедр и учебных подразделений.
     100. Контроль учебных занятий в  вузе  организуется  по  указанию
начальника    вуза.    Он   осуществляется   начальником   вуза,   его
заместителями,  начальником учебно-методического (летно-методического)
отдела   (далее   по  тексту  -  учебно-методического  отдела)  и  его
заместителями,      старшими       преподавателями-методистами       и
преподавателями-методистами,   старшими   помощниками   и  помощниками
начальника  учебно-методического  отдела,   начальниками   факультетов
(командирами     учебных    подразделений)    по    плану    контроля,
разрабатываемому учебно-методическим отделом на месяц.
     По плану  кафедр  (факультетов,  дивизионов,  курсов)  проводится
контроль   учебных   занятий   начальниками    (заведующими)    кафедр
(факультетов (командиров дивизионов),  их заместителями, профессорами,
доцентами,    старшими    тактическими    руководителями,     старшими
преподавателями.
     Офицеры учебно-методического отдела контролируют учебные  занятия
в  соответствии,  как правило,  с их специальностью по образованию или
уровнем общей и специальной подготовки,  служебным положением,  опытом
педагогической деятельности и целями контроля:
     начальник УМО - от начальника кафедры (в т.ч. и летные) и ниже;
     начальник летно-методического   отдела  -  от  начальника  летных
кафедр и ниже;
     заместители начальника  УМО  - от заместителя начальника кафедры,
командира учебного подразделения и ниже;
     старшие преподаватели-методисты УМО (старшие помощники начальника
УМО) -  от  старшего  преподавателя,  заместителя  командира  учебного
подразделения и ниже;
     преподаватели-методисты УМО  -  преподавателей,   начальников   и
офицеров курса, начальников учебных застав (групп);
     помощники начальника УМО - офицеров  курса,  начальников  учебных
застав (групп).
     Командиры учебных подразделений контролируют  проведение  учебных
занятий  -  заместителей командира учебного подразделения,  командиров
учебных групп (офицеров курса), начальников учебных застав (групп).
     Контроль учебных   занятий  осуществляется  с  целью  определения
организационно-методического  уровня  проводимого   занятия,   степени
достижения  учебных  и  воспитательных целей,  уровня подготовки лица,
проводившего занятия,  а также оказания ему помощи в совершенствовании
методики преподавания.
     Контроль учебных занятий должен  обеспечивать  проверку  занятий,
проводимых  каждым  лицом  профессорско-преподавательского  состава  и
командиром учебного подразделения, не реже одного раза в учебный год.
     Количество и   объем  контроля  различных  видов  занятий  должны
соответствовать соотношению теоретического и практического обучения по
учебной программе.
     На занятиях  имеют  право  присутствовать  лица,   контролирующие
занятия.  Другие  лица  присутствуют  на  занятиях только с разрешения
начальника   вуза,   его   заместителя   по    учебной    и    научной
(летно-методической) работе или самого преподавателя.
     101. Журнал контроля учебных занятий ведется:
     на кафедрах   -   на   всех  старших  тактических  руководителей,
доцентов, старших преподавателей и преподавателей;
     в учебных  подразделениях  -  на  начальников  (офицеров)  курса,
начальников учебных застав (групп);
     в учебно-методическом отделе - на начальников (заведующих) кафедр
и их заместителей,  профессоров,  начальников  факультетов  слушателей
(курсантов),  командиров  учебных  дивизионов  курсантов  (для ВМИ ФПС
России - начальников курсов) и их заместителей.  Запись о  результатах
контроля учебных занятий производится,  как правило, в день проверки и
доводится до лица подвергавшегося контролю.  Журнал  контроля  учебных
занятий хранится 2 года.
     102. Контроль    самоподготовки    слушателей     и     курсантов
осуществляется  учебно-методическим  отделом,  преподавателями кафедр,
офицерами   учебного   подразделения   (по   методикам,   утвержденным
начальником вуза или его заместителем по учебной и научной работе).
     103. В  целях  изучения  качества  учебного   процесса   в   вузе
проводится  комплексная  и  (или)  частная  проверка  кафедр и учебных
подразделений  комиссией,  назначенной  начальником  вуза,  в   состав
которой  включаются  опытные  методисты,  старшие преподаватели других
кафедр,  а при необходимости и других  вузов.  Проверка  проводится  в
соответствии  с годовым планом основных мероприятий вуза без нарушения
расписания занятий. Проверка кафедр и учебных подразделений проводится
на основе плана, утвержденного начальником вуза.
     Результаты проверок,  при необходимости, могут рассматриваться на
заседании ученого совета вуза и объявляются приказом начальника вуза.
     104. Итоги  учебного   процесса   подводятся   в   подразделениях
слушателей и в масштабе вуза:
     в учебной  заставе  (группе)  -   начальником   учебной   заставы
(группы), офицером курса (не реже одного раза в месяц);
     на факультетах  слушателей  и   курсантах,   учебных   дивизионах
курсантов  (для  ВМИ  ФПС России - на курсах слушателей) - начальником
факультета,  командиром учебного дивизиона,  (не реже  одного  раза  в
семестр);
     на кафедре  -  начальником  (заведующим)  кафедры  (один  раз   в
семестр);
     в масштабе военно-учебного заведения -  начальником  вуза  (после
окончания учебного года) с объявлением в приказе.
     105. Индивидуальная подготовка слушателей при  подведении  итогов
оценивается, исходя из следующего:
     отличниками считаются слушатели,  имеющие  не  менее  чем  по  75
процентам дисциплин учебного плана изученных в учебном году (семестре)
(в том числе  по  всем  дисциплинам,  выносимым  на  экзамены)  оценки
"отлично", а по остальным - "хорошо";
     хорошо подготовленными считаются слушатели,  имеющие  за  учебный
год (семестр) по всем дисциплинам оценки не ниже "хорошо";
     удовлетворительно подготовленными считаются слушатели, которые за
учебный год (семестр) имеют оценки не ниже "удовлетворительно".

                       III. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

     106. Методическую  работу  в  вузе организует учебно-методический
(летно-методический) отдел, который разрабатывает основные мероприятия
методической  работы  на  учебный  год  и контролирует его выполнение.
Мероприятия методической работы на учебный  год  включаются  отдельным
разделом  в  план  основных  мероприятий  вуза на учебный год и месяц.
Методическая работа на кафедрах и в учебных подразделениях  включается
самостоятельным  разделом  в  планы работы соответствующих структурных
подразделений на учебный год и на месяц.
     107. Методическая   работа   в  высшем  военно-учебном  заведении
является  составной   частью   учебного   процесса   и   имеет   целью
совершенствование    методики,   повышение   эффективности,   качества
проведения всех видов  учебных  занятий,  повышение  профессионального
уровня       и      педагогического      мастерства      руководящего,
профессорско-преподавательского  состава  и  командиров  подразделений
слушателей  и  курсантов,  совершенствования организации и обеспечения
учебного процесса. Центром методической работы является кафедра вуза.
     108. Методическая работа включает:
     разработку учебно-методических   материалов,   необходимых    для
проведения  и  методического  обеспечения всех видов учебных занятий и
воспитательной работы;
     повышение педагогического      мастерства      руководящего     и
профессорскопреподавательского  состава  и  профессионального   уровня
командиров   подразделений   слушателей  и  курсантов  (организация  и
проведение учебнометодических сборов,  совещаний,  научно-методических
конференций, семинаров и методических занятий);
     организацию и проведение контроля учебных занятий;
     проведение педагогических    (методических)    экспериментов    и
внедрение их результатов в образовательный процесс;
     рассмотрение вопросов   методики   обучения   и   воспитания   на
заседаниях ученых советов, кафедр и предметно-методических комиссий.
     109. Комплект  учебно-методических  материалов  для  подготовки и
проведения занятий со  слушателями  и  курсантами  готовится  наиболее
опытными     преподавателями,     рассматривается     на     заседании
предметно-методической  секции  или  кафедры.   В   ней   определяются
рекомендации   содержательного   и  методического  характера,  которые
являются обязательными для преподавателей кафедры.
     Тексты лекций,  задания на семинары, лабораторные работы и другие
учебно-методические  материалы,  необходимые  для  проведения  учебных
занятий,  обсуждаются  на заседании кафедры или предметно-методической
секции (ПМС), и утверждаются начальником (заведующим) кафедры.
     Для проведения       групповых       упражнений,      тактических
(тактикоспециальных),    командно-штабных     учений     и     военных
(военно-специальных)    игр   разрабатываются   учебные   оперативные,
оперативно-тактические,  тактические или тактико-специальные задачи. В
вузе  на  весь  период  обучения может разрабатываться система учебных
задач,  охватывающих  ведение  служебнобоевых  действий  на  различной
местности (театрах военных действий), в различных условиях обстановки.
Для разработки  учебных  задач,  используемых  несколькими  кафедрами,
может   создаваться  межкафедральная  предметнометодическая  секция  с
привлечением  представителей  учебно-методического  отдела,  а   также
командиров подразделений слушателей и курсантов.
     110. Учебно-методические (методические) сборы в  вузе  проводятся
перед  началом  или  в  начале  учебного года (семестра).  Содержание,
продолжительность,  сроки  проведения  и  состав   участников   сборов
определяются  начальником  вуза.  На сборах подводятся итоги работы за
предшествующий  период  обучения,  вырабатываются  единые  взгляды  по
вопросам  учебной,  воспитательной  и методической работы;  проводятся
методические занятия,  организуется чтение лекций,  даются указания по
реализации  в  образовательном  процессе  новых требований руководящих
документов  и  опыта  войск.  План   проведения   сбора   утверждается
начальником вуза.
     Межвузовские сборы  руководящего  состава  высших  военно-учебных
заведений,  начальников  кафедр  и преподавателей по отдельным учебным
дисциплинам (группам учебных дисциплин,  курсам),  командиров  учебных
подразделений могут проводиться по планам ФПС России.
     Методические совещания  проводятся  в  целях  решения  конкретных
вопросов   образовательного   процесса:  методики  проведения  учений,
военных игр,  комплексных  учебных  занятий,  обеспечения  взаимосвязи
смежных  учебных дисциплин и других.  Они организуются и проводятся на
факультетах,  кафедрах, в учебных подразделениях. Совместные совещания
нескольких   кафедр   (межкафедральные   совещания)   организуются   и
проводятся   начальником   вуза,   его   заместителями,    начальником
учебно-методического отдела или начальником одной из кафедр.
     Научно-методические конференции и семинары проводятся в вузах, на
факультетах  и  кафедрах  с  рассмотрением  на них результатов научных
исследований по  проблемам  военного  образования,  путей  дальнейшего
совершенствования   подготовки   офицеров,  вопросов  внедрения  новых
технологий,  методов и средств обучения и других.  По наиболее  важным
методическим   вопросам   по   планам  ФПС  России  могут  проводиться
межвузовские    научно-методические    конференции     и     семинары.
Научно-методические   конференции   могут  вырабатывать  рекомендации,
утверждаемые начальниками, по решению которых они проводились.
     Методические занятия    (инструкторско-методические,    показные,
открытые,  пробные) проводятся по  планам  вуза,  кафедры  и  учебного
подразделения.
     Инструкторско-методические занятия   организуются   по   наиболее
важным  и  сложным  темам  учебной  программы,  (особенно по занятиям,
проводимым двумя и более  преподавателями  или  с  привлечением  к  их
проведению командиров учебных подразделений), в целях отработки единой
организации  и  методики  проведения  занятий,  освоения  новых  более
эффективных методических приемов.  Они проводятся руководящим составом
вуза,  начальниками  кафедр,  наиболее  опытными   преподавателями   и
командирами подразделений слушателей и курсантов.
     Показные занятия проводятся лучшими методистами с целью  показать
образцовую  организацию  и методику проведения занятий,  в том числе с
использованием новых технологий обучения.  Показные занятия проводятся
в  соответствии  с  расписанием  учебных занятий,  на них приглашаются
преподаватели и командиры подразделений слушателей и курсантов.
     Открытые занятия  проводятся в соответствии с расписанием учебных
занятий с  целью  обмена  опытом,  оказания  помощи  преподавателям  и
командирам  подразделений слушателей и курсантов в организации занятий
и методике их проведения, а также в целях контроля учебных занятий.
     Пробные занятия  проводятся  в целях определения подготовленности
преподавателя и допуска его к самостоятельному проведению  занятий  со
слушателями и курсантами,  а также рассмотрения организации и методики
проведения   занятий   по   новым   темам   (вопросам),    определения
целесообразности  использования  новых  технологий и методов обучения.
Пробные занятия проводятся по решению начальника кафедры, как правило,
без слушателей и курсантов, только перед преподавателями и командирами
подразделений слушателей и курсантов.
     Показные, открытые  и  пробные  занятия обсуждаются на заседаниях
кафедры   (предметно-методической   секции)   или   того    коллектива
преподавателей  и  командиров  подразделений  слушателей  и курсантов,
который присутствовал на  занятии.  Анализ  проведенного  открытого  и
пробного  занятия  и  его  оценка  заносятся в журнал контроля учебных
занятий.
     111. Педагогические  (методические)  эксперименты организуются по
решению ученого совета вуза в целях практической проверки рекомендаций
по  результатам  научных  исследований в области военного образования,
внедрения в учебный  процесс  новых  технологий  обучения,  достижений
педагогической    науки    и    практики.   Результаты   экспериментов
рассматриваются на кафедре или на заседании ученого совета вуза.
     112. Для  изучения,  обобщения и распространения передового опыта
обучения  и  воспитания  слушателей  и  курсантов,   оказания   помощи
преподавателям   в   повышении   их  педагогической  квалификации  при
учебнометодическом отделе вуза и на  кафедрах  создается  методический
кабинет.  Методический кабинет ежемесячно планирует и проводит лекции,
доклады,  научные сообщения и  консультации  по  вопросам  обучения  и
воспитания,  обеспечивает  накопление  научно-методических материалов,
ведет   библиографию,   организует   выпуск   методических   сборников
(бюллетеней),  выставки  педагогической и методической литературы.  На
базе  методического  кабинета  организуются  и  проводятся  занятия  с
молодыми   преподавателями,   адъюнктами,   заседания  межкафедральных
предметно-методических секций.

              IV. ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ
                   КВАЛИФИКАЦИИ ПОСТОЯННОГО СОСТАВА

     113. Подготовка,    переподготовка   и   повышение   квалификации
постоянного   состава   вуза   осуществляется   в    соответствии    с
законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами
Федеральной пограничной службы Российской Федерации  в  подразделениях
послевузовского   профессионального   образования   и  дополнительного
профессионального образования.
     В высшем  военно-учебном  заведении  работа  по  переподготовке и
повышению    квалификации     постоянного     состава     организуется
учебнометодическим  отделом  совместно  с  отделом  кадров  на  основе
перспективного  (пятилетнего)  и  годового  (на  учебный  год)  планов
повышения квалификации.
     Переподготовка и повышение квалификации военнослужащих  из  числа
постоянного состава в подразделениях дополнительного профессионального
образования   и   прохождение   стажировки   должно   чередоваться   с
периодичностью один раз в пять лет.
     Повышение квалификации  военнослужащими  из   числа   постоянного
состава  вуза  осуществляется на сборах,  в ходе стажировки в войсках,
органах и организациях Пограничной службы,  на учениях,  проводимых  в
органах   и   войсках   ФПС   России   (других   федеральных   органах
исполнительной власти), в системе командирской подготовки и в процессе
самостоятельной работы.
     114. Стажировка преподавателей из числа военнослужащих в  войсках
(учреждениях,   предприятиях  и  др.)  проводится  на  соответствующих
командных,  штабных,  инженерных   и   других   должностях   в   целях
совершенствования  их  военно-профессиональных знаний и навыков работы
по специальности,  а также для изучения службы выпускников в  войсках.
Продолжительность  стажировки  один-два месяца.  Выезд преподавателя в
войска (учреждения,  предприятия и др.)  продолжительностью  не  менее
одного   месяца   для  выполнения  служебного  задания,  связанного  с
практической деятельностью по его специальности,  решением  начальника
вуза может быть засчитан ему в качестве стажировки.
     Стажировка (практика)   может   проводиться   также   в    высших
военноучебных заведениях,  в научно-исследовательских учреждениях и на
предприятиях  промышленности  в  целях  изучения  опыта  преподавания,
методики  проведения научных исследований и ознакомления с современным
оборудованием,  экономикой,  организацией  производства.   Допускается
повышение педагогической и научной квалификации постоянного состава за
счет личных средств по договорам с высшими  учебными  заведениями  или
научными организациями.
     Продолжительность стажировки преподавателей из числа гражданского
персонала    в    высших   военно-учебных   (научных)   заведениях   и
образовательных    учреждениях     высшего     профессионального     и
послевузовского   образования,   а  также  в  научно-исследовательских
учреждениях до одного месяца.
     Преподавателю, направляемому      на     стажировку,     выдается
индивидуальное  задание,  разрабатываемое  кафедрой   и   утверждаемое
начальником   вуза.   На   основе   индивидуального  задания  стажером
разрабатывается   план   стажировки,   утверждаемый    соответствующим
командиром или начальником по месту ее проведения.
     По окончании стажировки  командир  соединения  (воинской  части),
начальник    высшего   военно-учебного   заведения,   учреждения   или
предприятия направляет  в  высшее  военно-учебное  заведение  отзыв  о
работе   стажера.   Письменный   отчет   преподавателя  о  прохождении
стажировки (о выполнении индивидуального задания)  рассматривается  на
заседании кафедры.
     115. С     военнослужащими,     назначенными     на     должности
преподавательского    состава,    командиров   учебных   подразделений
слушателей  и  курсантов  вуза  непосредственно  из  войск  и  органов
Пограничной   службы,   на   кафедрах   и   в  учебных  подразделениях
организуется работа по  их  профессиональному  становлению  на  основе
двухгодичного плана становления в должности.
     Допуск к   самостоятельной   преподавательской   работе    данной
категории военнослужащих по решению начальника (заведующего) кафедры.
     116. Подготовка военнослужащих и гражданского персонала из  числа
постоянного  состава вуза осуществляется в соответствии с нормативными
правовыми  актами  ФПС  России  с   учетом   профиля   и   особенности
деятельности вуза.

                          V. НАУЧНАЯ РАБОТА

     117. Научная работа является одним из основных видов деятельности
высших военно-учебных заведений и служебной обязанностью  руководящего
и  научно-педагогического (профессорско-преподавательского и научного)
состава вузов.  Она  проводится  в  целях  повышения  научного  уровня
учебного  процесса  в вузе и дальнейшего развития научных исследований
по  проблемам  служебной  деятельности  войск  и  органов  Пограничной
службы.
     Научная работа   в   вузе   осуществляется   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации,  нормативными правовыми актами
ФПС России, уставом вуза и настоящей Инструкцией.
     118. Научная работа в высших военно-учебных заведениях включает:
     фундаментальные и  поисковые  исследования,  ориентированные   на
развитие военной теории и практики,  перспективу строительства войск и
органов  Пограничной  службы,  проблем  их  подготовки  и  применения,
повышения  боеготовности  и боеспособности войск и органов Пограничной
службы;
     исследование вопросов    военной    педагогики    и   психологии,
организации и  методики  образовательного  процесса  в  военно-учебных
заведениях ФПС России и другие;
     исследование проблем    морально-психологического     обеспечения
деятельности войск и органов Пограничной службы, обучения и воспитания
личного состава;
     исследование вопросов  правового обеспечения деятельности войск и
органов Пограничной службы;
     разработку способов   боевого  применения  вооружения  и  военной
техники, ее эксплуатации и ремонта.
     Направленность тематики  научной  работы  должна  соответствовать
профилю высшего военно-учебного заведения,  его факультетов и кафедр и
отражать   практические   потребности  войск,  органов  и  организаций
Пограничной службы.
     119. Основными  формами  научной  работы  в высших военно-учебных
заведениях являются:
     разработка теоретических,   исторических   трудов  и  монографий,
нормативных     правовых     документов,      учебников,      учебных,
научно-практических пособий,  диссертаций,  научных статей,  докладов,
отчетов, лекций;
     выполнение научно-исследовательских работ (НИР);
     проведение научных исследований на учениях и других  мероприятиях
оперативной подготовки;
     подготовка и  проведение   научных   конференций,   совещаний   и
семинаров;
     деятельность в составе диссертационных и других научных советов;
     научное руководство  диссертационными  исследованиями адъюнктов и
соискателей, а также научной работой слушателей и курсантов;
     научное консультирование;
     научная экспертиза и  редактирование  материалов,  готовящихся  в
опубликованию;
     рецензирование проектов  нормативных  правовых   актов,   научных
трудов, диссертаций, учебной и научной литературы;
     оппонирование по докторским и кандидатским диссертациям;
     мероприятия по авторскому сопровождению научных разработок;
     участие в изобретательской и рационализаторской работе;
     научная (научно-техническая) информация.
     120. Научная работа в высшем военно-учебном заведении планируется
на календарный год и завершается к 20 декабря.
     Планирование научной  работы  осуществляется  в  соответствии   с
установленными нормами затрат времени на основные виды научной работы,
представленными в приложении 7.
     В высшем  военно-учебном  заведении  разрабатывается годовой план
научной работы по основным задачам или группам  форм  научной  работы,
который утверждается начальником вуза.
     В годовой план включаются темы,  заданные Федеральной пограничной
службой Российской Федерации,  инициативные темы вуза, а также научные
исследования,   выполняемые   на   договорной   основе    с    другими
министерствами ведомствами и организациями. Первоочередному выполнению
подлежат  работы,  порученные  ФПС  России.  Предложения  по  годовому
планированию научной деятельности представляют ежегодно в Главный штаб
ФПС России к 10 октября. В течение года план научной работы вуза может
уточняться,  изменения,  дополнение  объявляются  приказом  начальника
вуза.
     Право открытия  внутривузовских  НИР  предоставляется  начальнику
вуза.      Заказчиками       внутривузовских       НИР       выступают
научно-исследовательский  или учебно-методический (летно-методический)
отдел.
     Научная работа, проводимая на кафедрах и в научных подразделениях
планируется на  основе  годового  плана  научной  работы  вуза,  плана
подготовки  научно-педагогических  и  научных  кадров и плана основных
мероприятий вуза на учебный год.
     В плане  работы кафедры на учебный год научная работа учитывается
в отдельном разделе.
     121. По результатам исследований разрабатываются и представляются
итоговые,  промежуточные (частные) отчеты  или  рабочие  материалы  по
отдельным  этапам работы.  Научные выводы и предложения,  помещенные в
отчеты и рабочие  материалы,  рассматриваются  на  заседаниях  кафедр,
научных семинарах и совещаниях, а по наиболее важным комплексным темам
- на заседаниях ученого  совета  вуза.  Заказывающие  организации  или
головные   исполнители   в   месячный  срок  после  получения  отчетов
рассматривают    результаты    научной     работы     и     направляют
вузам-исполнителям   заключения   о   приеме  и  качестве  выполненных
исследований.
     Результаты научных  работ,  выполненных  высшими  военно-учебными
заведениями, считаются реализованными, если они:
     использованы при   решении  актуальных  вопросов  военной  науки,
включены в  уставы,  наставления,  руководства,  инструкции  и  другие
руководящие документы;
     использованы при эксплуатации, восстановлении и ремонте состоящих
на   вооружении   образцов   вооружения   и   военной   техники,   при
проектировании,  строительстве и эксплуатации специальных сооружений и
объектов границы;
     использованы в  практике  обучения  и  воспитания  военнослужащих
Пограничной службы;
     внедрены в образовательный процесс вузов ФПС России, использованы
при написании учебников,  учебных пособий, военно-теоретических трудов
и монографий.
     Ответственность за  полную и своевременную реализацию результатов
научных работ возлагается на заказчиков,  а по инициативным работам  -
на высшие военно-учебные заведения.
     122. Учет   выполнения   мероприятий   плана    научной    работы
осуществляется научно-исследовательским отделом,  плана научной работы
кафедры - начальником (заместителем начальника) кафедры.
     Контроль выполнения  плана  научной  работы  вуза  осуществляется
начальником вуза,  его заместителем по  научной  (учебной  и  научной)
работе,  начальником и офицерами научно-исследовательского отдела и по
указаниям начальника вуза.
     Отчетность о научной работе в вузе осуществляется в установленном
порядке.  Кафедры представляют  отчеты  о  научной  работе  за  год  в
научноисследовательский отдел вуза, отчет о научной работе за истекший
год представляется в Главный штаб ФПС России.
     Итоги научной  работы  за  год  подводятся  на заседаниях кафедр,
совещаниях научных подразделений,  заседаниях ученого  совета  вуза  и
объявляются приказом начальника вуза.
     123. Изобретательская, рационализаторская и патентно-лицензионная
работа   в   вузах   организуется   и   проводится  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами
ФПС     России     об     изобретательской,    рационализаторской    и
патентно-лицензионной работе.
     124. Научная  работа слушателей и курсантов организуется в тесной
связи  с  образовательным  процессом,  научной,  рационализаторской  и
изобретательской   работой   вузов   и  проводится  в  соответствии  с
нормативными правовыми  актами  ФПС  России  о  военно-научной  работе
слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений.
     125. Вузы  участвуют  в  конкурсах  на  лучшие  научные   работы,
проводимых  ФПС  России и Минобразования России,  Учебно-методическими
объединениями  по  соответствующим  направлениям   и   специальностям,
другими  федеральными  органами  исполнительной власти и общественными
организациями.
     Научные работы  слушателей  и курсантов,  получившие поощрения по
итогам конкурса,  решением начальника кафедры  могут  быть  зачтены  в
качестве курсовых работ (проектов,  задач),  а их авторы,  кроме того,
могут быть освобождены от сдачи экзамена (зачета)  по  соответствующей
учебной  дисциплине.  По решению приемной комиссии вуза научные работы
слушателей и курсантов - лауреатов конкурса на лучшую  научную  работу
могут  засчитываться  при  их  поступлении  в  адъюнктуру  при  высшем
военно-учебном (научном) заведении ФПС  России  непосредственно  после
окончания   вуза   в   качестве   научного   реферата   по   избранной
специальности.

               VI. УЧЕБНАЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

     126, Учебная материально-техническая база высшего военно-учебного
заведения   -   это  совокупность  учебных  объектов,  материальных  и
технических  средств,  предназначенных  для   обеспечения   подготовки
слушателей  и  курсантов по установленным специальностям,  а также для
выполнения научных  исследований  и  подготовки  научно-педагогических
кадров.
     Учебная материально-техническая база  является  составной  частью
войскового    хозяйства,    должна   иметь   необходимую   техническую
оснащенность и отвечать задачам профессиональной подготовки слушателей
или курсантов при высокой интенсивности учебного процесса.
     Состав учебной  материально-технической  базы  вуза,  порядок  ее
содержания,   использования   и   обеспечения   учебным  оборудованием
определяется нормативными правовыми актами ФПС России.
     127. Высшие военно-учебные заведения обеспечиваются:
     денежными средствами - по смете Пограничной службы;
     вооружением и   военной   техникой,  тренажерами,  вычислительной
техникой,  оборудованием (в  том  числе  полиграфическим),  приборами,
техническими   средствами   обучения,  запасными  частями,  ремонтными
комплектами и другим военно-техническим имуществом - в соответствии со
штатами и табелями положенности по заявкам вузов через соответствующие
довольствующие органы,  службы - в  первую  очередь.  Нормы  снабжения
пересматриваются через каждые пять лет, а также при перепрофилировании
вуза или переходе к обучению по новым учебным планам и программам,
     учебниками и учебными пособиями - из расчета по одному экземпляру
(независимо от  наличия  грифа)  на  двух  слушателей  или  курсантов,
одновременно  изучающих дисциплину,  а также на слушателей факультетов
заочного   обучения   и   преподавателей.   Уставами,   наставлениями,
руководствами  -  заказывающими  (довольствующими) органами по заявкам
вузов.   Заводской,   технической,   эксплуатационной   и    ремонтной
документацией   по   новым   образцам  вооружения  и  военной  техники
заказывающими  (довольствующими)  органами  одновременно  с  поставкой
образцов;
     учебными кино- и видеофильмами - в  соответствии  с  нормативными
документами,  регламентирующими  производство  и  прокат кинофильмов в
Пограничной службе.
     Количество и     площадь     аудиторий     (лекционных    залов),
специализированных классов,  кабинетов, лабораторий и других учебных и
учебно-вспомогательных  помещений  должны  соответствовать действующим
нормам расквартирования воинских частей,  учреждений и  военно-учебных
заведений.
     Высшее военно-учебное заведение имеет право  использовать  доход,
полученный  за  предоставление  платных дополнительных образовательных
услуг  населению  на  возмещение   текущих   расходов,   связанных   с
образовательным процессом в соответствии с уставом вуза.
     Перечень и емкость спортивных сооружений и  мест  для  проведения
занятий  по  физической  подготовке  и  спортивно-массовой  работы  со
слушателями и курсантами определяется в  соответствии  с  требованиями
нормативных  правовых  актов  по  физической  подготовке в Пограничной
службе.
     128. Развитие       и       совершенствование      учебной      и
материально-технической   базы   вуза   осуществляется    на    основе
перспективного  (пятилетнего)  и  годового  планов  Перспективный план
утверждается заместителем  директора  Федеральной  пограничной  службы
Российской  Федерации  курирующим вопросы подготовки и воспитания.  На
основе   перспективного   плана   вузом   на   каждый   учебный    год
разрабатывается    план    развития    и   совершенствования   учебной
материальнотехнической базы.

   VII. ПЛАНИРОВАНИЕ, УЧЕТ И ОСНОВНЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
            РАБОТ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ

           1. Основные документы планирования и учет работы
               профессорскопреподавательского состава.

     129. Основными   документами   по  планированию  и  учету  работы
профессорско-преподавательского состава вуза являются:  расчет  объема
учебной работы высшего военно-учебного заведения, расчет часов учебной
нагрузки профессорско-преподавательского состава  кафедры  на  учебный
год, приказ о закреплении преподавателей кафедры за учебными группами,
индивидуальный план работы преподавателей на учебный год.
     130. Расчет  объема учебной работы вуза и необходимого количества
преподавателей    для    ее    выполнения    ежегодно     производится
учебно-методическим отделом и утверждается начальником вуза.
     131. На основе расчетов объема учебной (аудиторной), методической
и  научной  работы  начальник  кафедры составляет расчет часов учебной
нагрузки профессорско-преподавательского состава и план  распределения
преподавателей по учебным группам на учебный год.
     Расчет часов учебной нагрузки устанавливается на  каждый  учебный
год  приказом  начальника военно-учебного заведения и является основой
для планирования индивидуальной работы профессорско-преподавательского
состава на год.
     План распределения  профессорско-преподавательского  состава   по
курсам  и  учебным  группам представляется в учебно-методический отдел
для  подготовки  приказа  о  закреплении  преподавателей  за  учебными
группами.

                      2. Основные нормы времени

     132. Объем  работы  профессорско-преподавательского  состава вуза
определяется исходя из норм  времени,  отводимого  для  выполнения  ее
основных   видов   (определяются   настоящей   Инструкцией),   штатной
численности  подразделений,  а  также  из  трудоемкости   мероприятий,
проводимых в соответствии с учебными планами и программами,
     133. Годовой     бюджет     рабочего     (служебного)     времени
профессорскопреподавательского   состава   определяется   из   расчета
36-часовой рабочей недели и составляет:
     для преподавателей-военнослужащих - 1700 часов (при выслуге менее
10 лет),  1680 часов (при выслуге от 10 до 15 лет),  1650  часов  (при
выслуге от 15 до 20 лет), 1630 часов (при выслуге более 20 лет);
     для преподавателей из числа гражданского персонала - 1570 часов.
     Рабочий день  преподавателей  устанавливается  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации, а также регламентом служебного
времени, утверждаемым начальником вуза.
     134. При определении норм времени на виды учебной, методической и
научно-исследовательской   работы   вузы   руководствуются  примерными
нормами  (приложения  8,  9).  Допускается  нормирование   (в   часах,
авторских  листах  и  т.  д.)  отдельных  или всех видов методической,
научной и других работ, выполняемых преподавателем.
     В учебных   заведениях,  ведущих  разнопрофильную   подготовку  и
повышение  квалификации  кадров,  возможна  дифференцированная  оценка
одного вида педагогической работы.
     135. Общий объем годовой учебной работы до 900 часов (с указанием
обязательной    аудиторной    нагрузки)    для   различных   категорий
профессорскопреподавательского   состава   устанавливается    приказом
начальника  высшего  военно-учебного  заведения  (для  преподавателей,
выполняющих  помимо  основных  и  дополнительные  обязанности,   объем
учебной   работы  может  быть  меньше  указанной).  Этим  же  приказом
определяются   порядок   учета   всех   видов    работ,    выполняемых
профессорско-преподавательским   составом,   и   особые   условия  при
проведении отдельных занятий (специальное деление группы на подгруппы,
выделение   нескольких   преподавателей  для  одновременной  работы  с
группой, подгруппой и прочее).
     Норма годовой  учебной  нагрузки  для  начальников (заведующих) и
профессоров  кафедр,  устанавливается  не   более   250   часов,   для
заместителей   начальников   кафедр   и   доцентов,  а  также  старших
преподавателей   (преподавателей),   занимающих   должности,   штатное
наименование   которых  предусматривает  совмещение  преподавательской
работы с обязанностями начальников кабинетов,  пунктов  и  начальников
служб (связи,  химической, инженерной и других) вузов - на 40 % меньше
годовой       учебной        нагрузки,        установленной        для
профессорско-преподавательского  состава  по  соответствующим  учебным
дисциплинам.  Для старших научных сотрудников  норма  годовой  учебной
нагрузки устанавливается 150 часов.
     Время для проведения аудиторных занятий определяется из  расчета:
не  менее  25  %  -  для начальника кафедры и профессора,  30 %  - для
заместителя  начальника  кафедры  и  доцента,  35  %  -  для  старшего
преподавателя,  40  %  -  для  преподавателя  от  норм годовой учебной
нагрузки.  При этом данное время не должно превышать 60 % от указанных
норм.
     136. Планирование объемов  работ  для  конкретного  преподавателя
зависит  от  сложности  и  новизны  читаемого им курса,  его участия в
учебной,  научной  и  методической  работе,  педагогического  стажа  и
индивидуальных возможностей, а также контингента обучающихся.
     Основным документом, определяющим работу каждого преподавателя на
учебный   год,  является  индивидуальный  план  работы  преподавателя,
который содержит объемы  учебной,  научной  и  других  основных  видов
работ,  в  том числе по повышению собственной квалификации (приложение
10).  Индивидуальный  план  работы  преподавателя   на   учебный   год
утверждается начальником кафедры.
     Индивидуальный план работы  начальника  кафедры  на  учебный  год
утверждается начальником учебного заведения (заместителем по учебной и
научной работе).
     137. Время на научную и методическую работу определяется с учетом
времени,  выделяемого   профессорско-преподавательскому   составу   на
учебную   и   иные   виды   работ.   Начальники   кафедр  имеют  право
перераспределять время  в  зависимости  от  загруженности  конкретного
преподавателя указанными видами работ.
     138. Для  проведения   занятий   в   учебных   заведениях   могут
привлекаться в установленном порядке (на условиях совместительства или
почасовой оплаты) руководители и специалисты из числа военнослужащих и
гражданского персонала Пограничной службы,  а также других федеральных
органах исполнительной власти Российской Федерации.
     139. Штатные  преподаватели  вуза из числа гражданского персонала
могут  в   соответствии   с   решением   начальника   вуза   выполнять
педагогическую  работу  на своей или на другой кафедре как с почасовой
оплатой в  объеме  240  часов  в  учебном  году,  так  и  на  условиях
совместительства  в объеме до 0,5 ставки преподавателя,  в том числе в
период  замещения  временно  отсутствующего  преподавателя.  Почасовая
оплата  за  работу  на  той  же  кафедре производится после выполнения
годовой учебной нагрузки,  предусмотренной  индивидуальным  планом  по
основной должности.
     140. Примерные  нормы  времени  для   расчета   объема   учебной,
методической,    научной    и    других   видов   работ,   выполняемых
профессорскопреподавательским составом,  являются рекомендательными  и
могут   быть   дополнены   в   соответствии   со   спецификой  высшего
военно-учебного заведения ФПС России  начальником  учебного  заведения
(на основании заключения ученого совета вуза).
     141. Изменения в штаты высших военно-учебных  заведений  вносятся
приказами  директора ФПС России.  Основанием для внесения в ФПС России
предложений   об    увеличении    (уменьшении)    общей    численности
профессорскопреподавательского  состава  учебного  заведения  является
увеличение (уменьшение) штатной численности слушателей учебных потоков
подготовки  и повышение квалификации,  изменение технологии построения
учебного процесса.
     Предложения по совершенствованию организационно-штатной структуры
вуза представляются установленным порядком в Главный штаб ФПС России.
     Примерная методика        расчета       штатной       численности
профессорскопреподавательского состава изложена в приложении 11.
     При расчете  штатной  численности профессорско-преподавательского
состава  учитывается  годовой  бюджет  рабочего  (служебного)  времени
профессорско-преподавательского  состава,  расчетные  объемы  учебной,
методической, научной и других видов работы на весь период обучения по
специальности,  а  также  расчетные  нормы  годовой  учебной  нагрузки
профессорско-преподавательского    состава    высших    военно-учебных
заведений.
     Расчетные нормы         годовой         учебной          нагрузки
профессорскопреподавательского состава высших военно-учебных заведений
указаны в таблице.

----------------------------------------------------------------------
|     Группы учебных дисциплин  | Расчетные нормы годовой учебной    |
|                               | нагрузки профессорско -            |
|                               | преподавательского состава в часах |
|-------------------------------|------------------------------------|
| На ФДО, в адъюнктуре          |               450                  |
|-------------------------------|------------------------------------|
| Первая                        |               550                  |
|-------------------------------|------------------------------------|
| Вторая                        |               660                  |
|-------------------------------|------------------------------------|
| Третья                        |               720                  |
----------------------------------------------------------------------

     Примечание:
     перечень групп   учебных   дисциплин   приведен  в  приложении  9
Инструкции;
     при расчетах  штата  объем  учебной работы,  указанный в таблице,
необходимо рассматривать как максимальный по дисциплинам;
     при расчете  объема  учебной  работы учебный час приравнивается к
астрономическому часу.

                                                          Приложение 1

                                             к п.п. 11, 95 Инструкции,
                                      утвержденной приказом ФПС России
                                                   от 7 июля 2000 года
                                                                 N 335

                          ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
          основных документов по организации и учету учебной
       и методической работы в высшем военно-учебном заведении

                   1. В учебно-методическом отделе

     положение об учебно-методическом отделе;
     сборник учебных  программ  подготовки  специалистов  (по  решению
начальника вуза);
     структурно-логические схемы  по  специальностям  (специализациям)
или комплексные тематические планы - по решению начальника вуза;
     план основных мероприятий вуза на  учебный  год  (семестр)  и  на
месяц;
     расписания учебных занятий и экзаменационных сессий;
     приказы об   организации   учебного   процесса,   о   закреплении
преподавателей за учебными группами для  проведения  учебных  занятий,
составе  предметно-методических  секций,  об  определении годовых норм
объема учебной работы  и  других  видов  деятельности  профессорско  -
преподавательского состава;
     приказы по организации подготовки  постоянного  состава  вуза  на
учебный год;
     отчет о результатах государственной итоговой аттестации и выпуске
слушателей и курсантов;
     книга регистрации выданных дипломов об окончании вуза;
     книга регистрации выдаваемых академических справок;
     сводные ведомости о результатах экзаменационных сессий (если  нет
факультетов);
     экзаменационные ведомости   (если   нет   факультетов);   учебные
карточки курсантов и слушателей (если нет факультетов);
     перспективный (на  5  лет)  и  годовой  (на  учебный  год)  планы
развития и совершенствования учебной материально-технической базы;
     отчет о работе вуза за учебный год;
     журнал контроля    учебных   занятий,   проводимых   начальниками
(заведующими)  кафедр  и  их   заместителями,   профессорами   кафедр,
начальниками факультетов, их заместителями;
     программы, тематические планы подготовки постоянного состава вуза
на учебный год и расписание занятий;
     перспективный (на  5  лет)  и  годовой  (на  учебный  год)  планы
повышения  квалификации  преподавателей  (совместный  с отделом кадров
вуза);

     II. На кафедре, факультете, имеющем в своем составе кафедры

Страницы: 1  2  3