ОРГАНИЗАЦИЯ ИМЕЕТ СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ТРЕБОВАНИЯМ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 СО СРОКОМ ДЕЙСТВИЯ ТРИ ГОДА. ВПРАВЕ ЛИ ОНА УЧИТЫВАТЬ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ, КОТОРЫЕ СВЯЗАНЫ С ОПЛАТОЙ УСЛУГ ОРГАНА ПО. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 06.04.10 16-15/035564@

        ОРГАНИЗАЦИЯ ИМЕЕТ СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
         КАЧЕСТВА ТРЕБОВАНИЯМ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 СО СРОКОМ
            ДЕЙСТВИЯ ТРИ ГОДА. ВПРАВЕ ЛИ ОНА УЧИТЫВАТЬ ПРИ
            ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
          РАСХОДЫ, КОТОРЫЕ СВЯЗАНЫ С ОПЛАТОЙ УСЛУГ ОРГАНА ПО
           СЕРТИФИКАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКЛЮЧЕННЫМ С НИМ
           ДОГОВОРОМ НА ПРОВЕДЕНИЕ ПЛАНОВОГО ИНСПЕКЦИОННОГО
            КОНТРОЛЯ СЕРТИФИЦИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
                              КАЧЕСТВА?
    
                                ПИСЬМО
    
               УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
                             ПО Г. МОСКВЕ
                                   
                           6 апреля 2010 г. 
                           N 16-15/035564@
     
                                 (Д)
                                   
    
     На  основании статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ
"О  техническом  регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) сертификацией
является  форма  осуществляемого органом по сертификации подтверждения
соответствия  объектов требованиям технических регламентов, положениям
стандартов, сводов правил или условиям договоров.
     Согласно  статье 20 Закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия на
территории России может носить добровольный или обязательный характер.
     Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
     -  удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования
(включая  изыскания),  производства,  строительства, монтажа, наладки,
эксплуатации,  хранения,  перевозки,  реализации  и утилизации, работ,
услуг  или  иных  объектов техническим регламентам, стандартам, сводам
правил, условиям договоров;
     -  содействия  приобретателям  в  компетентном  выборе продукции,
работ, услуг;
     -  повышения  конкурентоспособности  продукции,  работ,  услуг на
российском и международном рынках;
     - создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров
по   территории  России,  а  также  для  осуществления  международного
экономического,  научно-технического  сотрудничества  и  международной
торговли. Об этом сказано в статье 18 Закона N 184-ФЗ.
     Государственный  стандарт РФ "Системы менеджмента качества" (ГОСТ
Р  ИСО  9001-2001), утвержденный постановлением Госстандарта России от
15.08.2001  N  333-ст,  устанавливал  требования к системе менеджмента
качества,    которые   использовались   для   внутреннего   применения
организациями,  в целях сертификации или заключения контрактов. Однако
данный документ утратил силу с 13 ноября 2009 года.
     Приказом  Федерального  агентства по техническому регулированию и
метрологии  Министерства  промышленности и торговли РФ от 18.12.2008 N
471-ст  утвержден  для  добровольного применения национальный стандарт
Российской   Федерации  ГОСТ  Р  ИСО  9001-2008  "Системы  менеджмента
качества.   Требования",   идентичный   международному  стандарту  ИСО
9001:2008  "Системы  менеджмента  качества. Требования" (ISO 9001:2008
"Quality  management  systems  -  Requirement"),  с  датой  введения в
действие 13 ноября 2009 года с правом досрочного применения.
     В   соответствии  со  статьей  252  НК  РФ  расходами  для  целей
налогообложения   прибыли   признаются  обоснованные  и  документально
подтвержденные   затраты,   осуществленные   налогоплательщиком,   при
условии,   что   они   произведены   для  осуществления  деятельности,
направленной на получение дохода.
     К  прочим  расходам,  связанным  с  производством  и реализацией,
относятся расходы налогоплательщика на сертификацию продукции и услуг,
а  также  на  декларирование  соответствия  с участием третьей стороны
(подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ).
     Учитывая,   что  в  налоговом  законодательстве  не  используется
понятие  экономической  целесообразности  и  не регулируются порядок и
условия  ведения  финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность
расходов,  уменьшающих  в  целях налогообложения полученные доходы, не
оценивается   с  точки  зрения  их  целесообразности,  рациональности,
эффективности или полученного результата.
     В   силу  принципа  свободы  экономической  деятельности  (ст.  8
Конституции  РФ)  налогоплательщик  осуществляет  ее самостоятельно на
свой   риск   и   вправе  самостоятельно  и  единолично  оценивать  ее
эффективность  и  целесообразность.  При  этом  проверка экономической
обоснованности      произведенных      налогоплательщиком     расходов
осуществляется  налоговыми  органами  во  время мероприятий налогового
контроля, порядок проведения которого установлен в НК РФ.
     Таким   образом,   расходы  по  проведению  сертификации  системы
менеджмента  качества,  в том числе по оплате услуг, оказанных органом
по  сертификации после получения сертификата, в порядке, установленном
в Законе N 184-ФЗ, отвечающие требованиям статьи 252 НК РФ, включаются
в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.
     Основание: письмо Минфина России от 07.07.2008 N 03-03-06/1/308.
    
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
                                                         А.Н. Чугунова
6 апреля 2010 г. 
N 16-15/035564@