ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 100120.03 ОПЕРАТОР ПО ОБРАБОТКЕ ПЕРЕВОЗОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 13 мая 2010 г. N 504 (Д) В соответствии с пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 100120.03 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа. Министр А.ФУРСЕНКО 13 мая 2010 г. N 504 Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июня 2010 г. N 17668 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2010 г. N 504 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 100120.03 ОПЕРАТОР ПО ОБРАБОТКЕ ПЕРЕВОЗОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 100120.03 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: НПО - начальное профессиональное образование; ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования; ОУ - образовательное учреждение; ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии; ОК - общая компетенция; ПК - профессиональная компетенция; ПМ - профессиональный модуль; МДК - междисциплинарный курс. III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ 3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1. Таблица 1 -----------------------T-----------------------------------T-----------------¬ ¦ Образовательная база ¦ Наименование квалификации ¦ Нормативный ¦ ¦ приема ¦ (профессий по Общероссийскому ¦ срок освоения ¦ ¦ ¦ классификатору профессий рабочих, ¦ ОПОП при очной ¦ ¦ ¦ должностей служащих и тарифных ¦ форме получения ¦ ¦ ¦ разрядов) (ОК 016-94) <*> ¦ образования ¦ +----------------------+-----------------------------------+-----------------+ ¦ на базе среднего ¦ Кассир багажный, товарный ¦ 10 мес. ¦ ¦ (полного) общего ¦ (грузовой) ¦ ¦ ¦ образования ¦ Кассир билетный ¦ ¦ +----------------------+ Оператор по обработке +-----------------+ ¦ на базе основного ¦ перевозочных документов ¦ 2 года 5 мес. ¦ ¦ общего образования ¦ Приемосдатчик груза и багажа ¦ <**> ¦ L----------------------+-----------------------------------+------------------ -------------------------------- <*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии. <**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО: предусмотрено освоение всех вышеперечисленных профессий. Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается: на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ 4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: работы по оперативному учету эксплуатационной деятельности транспортных средств железнодорожного транспорта; перевозка пассажиров и грузов; проведение приема и отправки грузов; розыск пропавших грузов; продажа и оформление документов. 4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: проездные и перевозочные документы; транспортные конторы, их оборудование и технологический процесс регистрации и кодирования перевозочных и проездных документов для информационно-вычислительного центра; билетные и багажные кассы, их оборудование и технологический процесс продажи и оформления проездных и перевозочных документов на железнодорожном транспорте; грузы, технологический процесс их приемки и погрузки в вагон. 4.3. Обучающийся по профессии Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте готовится к следующим видам деятельности: 4.3.1. Выполнение работ оператора по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте. 4.3.2. Выполнение работ кассира билетного. 4.3.3. Выполнение работ кассира багажного, товарного (грузового). 4.3.4. Выполнение работ приемосдатчика груза и багажа. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: 5.2.1. Выполнение работ оператора по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте. ПК 1.1. Регистрировать и кодировать перевозочные и проездные документы с помощью видеотерминалов и компьютеров. ПК 1.2. Проверять правильность расчетов за перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа. ПК 1.3. Готовить и отправлять информацию на станции, в информационно-вычислительные центры, финансовую службу управления железных дорог, отделения банка, составлять отчеты. 5.2.2. Выполнение работ кассира билетного. ПК 2.1. Оформлять и продавать проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте. ПК 2.2. Принимать проездные и перевозочные документы от граждан в случаях их отказа от поездки и возвращать им деньги. ПК 2.3. Получать, хранить и сдавать денежные средства и бланки строгой отчетности в установленном порядке. 5.2.3. Выполнение работ кассира багажного, товарного (грузового). ПК 3.1. Проводить расчеты с клиентами за оказание услуг, начислять сборы и штрафные платежи. ПК 3.2. Проводить операции по приему, учету и хранению денежных сумм и бланков строгого учета, оформлять страхование грузов. 5.2.4. Выполнение работ приемосдатчика груза и багажа. ПК 4.1. Контролировать выполнение технических требований и требований охраны труда при погрузке и выгрузке груза и багажа на станциях. ПК 4.2. Проверять правильность размещения и крепления грузов в соответствии с техническими условиями для обеспечения сохранности грузов и безопасности движения. ПК 4.3. Оформлять сопроводительные документы. VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов: общепрофессионального; профессионального; и разделов: физическая культура; учебная практика (производственное обучение); производственная практика; промежуточная аттестация; государственная (итоговая) аттестация. 6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину. Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования Таблица 2 ---------T---------------------------------------T----------------T--------------T---------------------------T--------------¬ ¦ Индекс ¦ Наименование циклов, разделов, ¦ Всего ¦ В т.ч. часов ¦ Индекс и наименование ¦ Коды ¦ ¦ ¦ модулей, требования к знаниям, ¦ максимальной ¦ обязательных ¦ дисциплин, ¦ формируемых ¦ ¦ ¦ умениям, практическому опыту ¦ учебной ¦ учебных ¦ междисциплинарных ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ нагрузки ¦ занятий ¦ курсов (МДК) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обучающегося ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------+ ¦ ¦ Обязательная часть циклов ОПОП и ¦ 972 ¦ 648 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ раздел "Физическая культура" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------+ ¦ ОП.00 ¦ Общепрофессиональный цикл ¦ 259 ¦ 180 ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------+ ¦ ¦ В результате изучения обязательной ¦ ¦ ¦ ОП.01. Экономические и ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ части цикла обучающийся по ¦ ¦ ¦ правовые основы ¦ ПК 1.1 - 1.3 ¦ ¦ ¦ общепрофессиональным дисциплинам ¦ ¦ ¦ профессиональной ¦ ПК 2.1 - 2.3 ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ ¦ деятельности ¦ ПК 3.1 - 3.2 ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 4.1 - 4.3 ¦ ¦ ¦ ориентироваться в общих вопросах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономики железнодорожного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспорта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять экономические и правовые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знания при освоении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных модулей и в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рассчитывать основные технико- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономические показатели в пределах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выполняемой профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ защищать свои трудовые права в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рамках действующего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законодательства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности формирования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характеристику современного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ состояния и перспективы развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ железнодорожного транспорта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ железнодорожного транспорта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные технико-экономические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ показатели деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ железнодорожного транспорта, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ необходимые для выполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законодательные акты и другие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормативные документы, регулирующие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правоотношения в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные положения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законодательства, регулирующие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ трудовые отношения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формы оплаты труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.02. Охрана труда ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ соблюдать требования охраны труда в ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 1.1 - 1.3 ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 - 2.3 ¦ ¦ ¦ требования безопасности при ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - 3.2 ¦ ¦ ¦ нахождении на железнодорожных ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 4.1 - 4.3 ¦ ¦ ¦ путях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оценивать соответствие условий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ труда по трудовому договору ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требованиям охраны труда; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предпринимать профилактические меры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ для снижения уровня опасностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различного вида и их последствий в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессионально значимые положения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законов и иных нормативных правовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ актов, в т.ч. инструкции по охране ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ труда рабочих железнодорожного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспорта, общие меры безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ при нахождении на железнодорожных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ путях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обязанности работников в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ охраны труда; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вредные и опасные производственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ факторы и соответствующие им риски ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы гигиены труда в избранной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные принципы снижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вероятности возникновения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ опасностей и их последствий в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.03. Общий курс ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ различать типы и назначение ¦ ¦ ¦ железных дорог ¦ ПК 1.1 - 1.3 ¦ ¦ ¦ локомотивов, вагонов, знаки на ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 - 2.3 ¦ ¦ ¦ подвижном составе, используемую ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - 3.2 ¦ ¦ ¦ терминологию и условные ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 4.1 - 4.3 ¦ ¦ ¦ обозначения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные вопросы взаимодействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пути и подвижного состава, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ устройства автоматики, телемеханики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и связи, основные правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации движения и перевозки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грузов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ОП.04. ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ соблюдать правила техники ¦ ¦ ¦ Информационно- ¦ ПК 1.1 - 1.3 ¦ ¦ ¦ безопасности и гигиенические ¦ ¦ ¦ коммуникационные ¦ ПК 2.1 - 2.3 ¦ ¦ ¦ рекомендации при использовании ¦ ¦ ¦ технологии в ¦ ПК 3.1 - 3.2 ¦ ¦ ¦ средств информационно- ¦ ¦ ¦ профессиональной ¦ ПК 4.1 - 4.3 ¦ ¦ ¦ коммуникационных технологий ¦ ¦ ¦ деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ в профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ создавать, редактировать, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оформлять, сохранять, передавать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационные объекты различного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ типа с помощью современных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационных технологий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать сервисы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационные ресурсы сети ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Интернет в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать изученные прикладные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программные средства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила техники безопасности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гигиенические требования при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовании средств информационно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коммуникационных технологий в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные технологии создания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ редактирования, оформления, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сохранения, передачи и поиска ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационных объектов различного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ типа (текстовых, графических, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ числовых) с помощью современных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программных средств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможности использования ресурсов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сети Интернет в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ назначение и технологию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эксплуатации аппаратного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программного обеспечения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применяемого в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------+ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ 36 ¦ ОП.05. Безопасность ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ организовывать и проводить ¦ ¦ ¦ жизнедеятельности ¦ ПК 1.1 - 1.3 ¦ ¦ ¦ мероприятия по защите работающих и ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 - 2.3 ¦ ¦ ¦ населения от негативных воздействий ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - 3.2 ¦ ¦ ¦ чрезвычайных ситуаций; ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 4.1 - 4.3 ¦ ¦ ¦ предпринимать профилактические меры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ для снижения уровня опасностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различного вида и их последствий в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ быту; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ индивидуальной и коллективной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ защиты от оружия массового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поражения; применять первичные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства пожаротушения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ориентироваться в перечне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ военно-учетных специальностей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самостоятельно определять среди них ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ родственные полученной профессии; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять профессиональные знания в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ходе исполнения обязанностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ военной службы на воинских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ должностях в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полученной профессией; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть способами бесконфликтного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общения и саморегуляции в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ повседневной деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экстремальных условиях военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оказывать первую помощь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пострадавшим; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы обеспечения устойчивости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ объектов экономики, прогнозирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития событий и оценки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ последствий при техногенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ чрезвычайных ситуациях и стихийных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ явлениях, в том числе в условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ противодействия терроризму как ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ серьезной угрозе национальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности России; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные виды потенциальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ опасностей и их последствия в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ быту, принципы снижения вероятности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их реализации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы военной службы и обороны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ государства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачи и основные мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гражданской обороны; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы защиты населения от оружия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ массового поражения; меры пожарной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности и правила безопасного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поведения при пожарах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организацию и порядок призыва ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ граждан на военную службу и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поступления на нее в добровольном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядке; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные виды вооружения, военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техники и специального снаряжения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ состоящих на вооружении (оснащении) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воинских подразделений, в которых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ имеются военно-учетные специальности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ родственные профессиям НПО; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ область применения получаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных знаний при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исполнении обязанностей военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок и правила оказания первой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ помощи пострадавшим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------+ ¦ П.00 ¦ Профессиональный цикл ¦ 625 ¦ 424 ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------+ ¦ ПМ.00 ¦ Профессиональные модули ¦ 625 ¦ 424 ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------+ ¦ ПМ.01 ¦ Выполнение работ оператора по ¦ ¦ ¦ МДК.01.01. Технология ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ обработке перевозочных документов ¦ ¦ ¦ деятельности оператора ¦ ПК 1.1 - 1.3 ¦ ¦ ¦ на железнодорожном транспорте ¦ ¦ ¦ по обработке проездных ¦ ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ и перевозочных ¦ ¦ ¦ ¦ профессионального модуля ¦ ¦ ¦ документов ¦ ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обработки перевозочных документов с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ помощью компьютерных технологий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ контроля работы кассиров; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вести процесс обработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перевозочных и проездных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ контролировать работу кассиров; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ составлять отчеты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пользоваться тарифными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руководствами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Устав железнодорожного транспорта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Российской Федерации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила перевозки пассажиров и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грузов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила ведения оперативного учета; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологию обработки проездных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перевозочных документов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормативные основы и требования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности кассиров билетных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кассиров багажных, товарных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грузовых; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок оформления документов для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационно-вычислительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ центров, станций, финансовых служб ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дорог и отделений банков; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок составления отчетности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила технической эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компьютеров, видеотерминалов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ других счетно-суммирующих машин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------+ ¦ ПМ.02 ¦ Выполнение работ кассира билетного ¦ ¦ ¦ МДК.02.01. Технология ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ выполнения работ ¦ ПК 2.1 - 2.3 ¦ ¦ ¦ профессионального модуля ¦ ¦ ¦ кассира билетного ¦ ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оформления продажи проездных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перевозочных документов вручную и с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использованием автоматизированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систем; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приема проездных и перевозочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документов от граждан в случаях их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отказа от поездки и возвращения им ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ денег; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ получения, хранения и сдачи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ денежных средств и бланков строгой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отчетности в установленном порядке; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оформлять и продавать пассажирам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проездные и перевозочные документы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на железнодорожном транспорте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вручную и с использованием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ билетопечатающих машин и аппаратов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечивать выполнение заявок на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ билеты, в том числе заявок от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организаций и учреждений на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ групповые перевозки пассажиров; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила перевозок пассажиров и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ багажа на железнодорожном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспорте; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тарифы, порядок расчета стоимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проезда; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ схемы расположения мест в вагонах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ схему железных дорог; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ расписание движения поездов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструкции по получению, хранению и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сдаче денежных средств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ установленную отчетность; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила взаимодействия с клиентами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила ведения оперативного учета; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологию обработки проездных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перевозочных документов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормативные основы и требования к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности кассиров билетных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кассиров багажных, товарных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (грузовых); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок оформления документов для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационно-вычислительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ центров, станций, финансовой службы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дорог и отделения банка, порядок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ составления отчетности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила технической эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компьютеров, видеотерминалов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ других счетно-суммирующих машин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------+ ¦ ПМ.03 ¦ Выполнение работ кассира багажного, ¦ ¦ ¦ МДК.03.01. Технология ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ товарного (грузового) ¦ ¦ ¦ выполнения работ ¦ ПК 3.1 - 3.2 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ кассира багажного, ¦ ¦ ¦ ¦ профессионального модуля ¦ ¦ ¦ товарного (грузового) ¦ ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оформления документов на перевозку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ груза и багажа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оформлять и проверять документы по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приему, погрузке, выдаче грузов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ багажа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производить прием, учет и хранение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ денежных сумм; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пользоваться инструкциями и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тарифными руководствами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ схему транспортной сети; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формы грузовой и финансовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила и нормы охраны труда и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техники безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила составления отчетности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила обращения с электронными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ машинами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------+ ¦ ПМ.04 ¦ Выполнение работ приемосдатчика ¦ ¦ ¦ МДК.04.01. Технология ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ груза и багажа ¦ ¦ ¦ выполнения работ ¦ ПК 4.1 - 4.3 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ приемосдатчика груза и ¦ ¦ ¦ ¦ профессионального модуля ¦ ¦ ¦ багажа ¦ ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации операций по приему и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выдаче грузов и багажа, перевозимых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ железнодорожным транспортом, и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ передачи их на другие виды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспорта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организовывать грузовые и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коммерческие операции по приему, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перевозке, хранению и выдаче грузов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и багажа, перевозимых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ железнодорожным транспортом, и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ другими видами транспорта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ контролировать правильность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использования технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудования и выполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требований охраны труда; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оформлять сопроводительные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила перевозок и порядок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оформления документов на перевозку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грузов и багажа; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технические условия погрузки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ крепления грузов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструкции по ведению станционной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коммерческой отчетности о порядке и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологии взвешивания грузов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила перевозки опасных грузов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок ликвидации связанных с ними ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аварийных ситуаций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологический процесс работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ станции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструкцию по перевозке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ негабаритных и тяжеловесных грузов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соглашение о международном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ железнодорожном грузовом сообщении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------+ ¦ ФК.00 ¦ Физическая культура ¦ 88 ¦ 44 ¦ ¦ ОК 2 ¦ ¦ ¦ В результате освоения раздела ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 3 ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 6 ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ОК 7 ¦ ¦ ¦ использовать физкультурно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оздоровительную деятельность для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ укрепления здоровья, достижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жизненных и профессиональных целей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ о роли физической культуры в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общекультурном, профессиональном и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социальном развитии человека; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы здорового образа жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------+ ¦ ¦ Вариативная часть циклов ОПОП ¦ 216 ¦ 144 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (определяется образовательным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учреждением) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------+ ¦ ¦ Итого по обязательной части ОПОП, ¦ 1188 ¦ 792 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ включая раздел "Физическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культура", и вариативной части ОПОП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------+ ¦ УП.00 ¦ Учебная практика (производственное ¦ 17 нед. ¦ 612 ¦ ¦ ОК 1 - 7 ¦ ¦ ¦ обучение) ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 1.1 - 1.3 ¦ +--------+---------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 - 2.3 ¦ ¦ ПП.00 ¦ Производственная практика ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - 3.2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 4.1 - 4.3 ¦ +--------+---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------+ ¦ ПА.00 ¦ Промежуточная аттестация ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------+ ¦ ГИА.00 ¦ Государственная (итоговая) ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------+---------------------------------------+----------------+--------------+---------------------------+--------------- Таблица 3 Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения обра зования составляет 43 недели, в том числе: ---------------------------------------------------T-----------------¬ ¦ Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая ¦ 22 нед. ¦ ¦ культура" ¦ ¦ +--------------------------------------------------+-----------------+ ¦ Учебная практика (производственное обучение) ¦ 17 нед. ¦ +--------------------------------------------------+ ¦ ¦ Производственная практика ¦ ¦ +--------------------------------------------------+-----------------+ ¦ Промежуточная аттестация ¦ 1 нед. ¦ +--------------------------------------------------+-----------------+ ¦ Государственная (итоговая) аттестация ¦ 1 нед. ¦ +--------------------------------------------------+-----------------+ ¦ Каникулярное время ¦ 2 нед. ¦ +--------------------------------------------------+-----------------+ ¦ Итого ¦ 43 нед. ¦ L--------------------------------------------------+------------------ VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС), с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП. Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями. При формировании ОПОП образовательное учреждение: имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения; обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом; обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения; обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы; обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. 7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения; в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой; обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса. 7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы. 7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю. 7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю. 7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год. 7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях). 7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний. 7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед. промежуточная аттестация 3 нед. каникулярное время 13 нед. 7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением. 7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.). -------------------------------- <*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616). 7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная. Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций. 7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. 7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. 7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ. Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам. Реализация ОПОП должна обеспечивать: выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров; освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности. Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений Кабинеты: охраны труда; безопасности жизнедеятельности и охраны труда; общего курса железных дорог. Лаборатории: информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; обработки проездных и перевозочных документов; билетопечатающих машин и аппаратов. Спортивный комплекс: спортивный зал; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы. Залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал. VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей. Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся. Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы. 8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики. 8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1. Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения. |