О НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21.07.2005 N 94-ФЗ "О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД". ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 19 мая 2010 г. N Д22-634 (Д) Департамент развития конкуренции Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу совершенствования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает свое мнение. Положениями Закона заказчику дается право указать в конкурсной документации либо в документации об аукционе все существенные для него характеристики поставляемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг. При этом в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 25 и п. 2 ч. 2 ст. 35 Закона заявка на участие в конкурсе и заявка на участие в аукционе должны содержать сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг. При этом в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе. В соответствии с ч. 12 ст. 9 Закона в государственный или муниципальный контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. При этом для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов. Таким образом, нормы Закона содержат механизмы, позволяющие государственным и муниципальным заказчикам при размещении заказов приобретать товары, работы и услуги с необходимыми им качественными и количественными характеристиками. В представленном законопроекте предлагается установить требования о подтверждении подлинности поставляемых товаров. При этом предусматривается необходимость представления специальных документов, подтверждающих их происхождение. В этой связи следует отметить, что предлагаемые изменения не обеспечивают достижение заявленных целей, а приводят к ограничению числа участников размещения заказа. Положениями Закона не предусмотрена обязанность участников к моменту подачи заявки иметь в наличии соответствующие товары. Следовательно, необходимость представления указанных документов до определения победителя и заключения контракта понуждает участников размещения заказа заранее закупать товары в короткие сроки (время подачи заявок), чтобы иметь соответствующие документы. Также, в случае если участник размещения заказа не станет победителем, у него возникает необходимость в дальнейшей реализации закупленных товаров. Кроме того, следует учесть, что законодательством не предусмотрена обязанность производителей представлять документы, подтверждающие подлинность приобретаемых у них товаров. Следовательно, решение о представлении (или непредставлении) соответствующих документов будут принимать сами производители, что неизбежно приведет к коррупционным явлениям, недобросовестной конкуренции и, как следствие, к увеличению цены контракта. Таким образом, Департамент считает, что внесение дополнительных ограничений для участников размещения заказа приведет лишь к ограничению конкуренции и увеличению цены поставляемых товаров, оказываемых услуг и выполняемых работ. В связи с изложенным Департамент не поддерживает предлагаемые изменения в законодательстве. Заместитель директора Департамента развития конкуренции А.Т.КАТАМАДЗЕ 19 мая 2010 г. N Д22-634 |