ОБ ИЗЪЯТИИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, В ТОМ ЧИСЛЕ НАХОДЯЩЕГОСЯ НА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ, ПРАВА НА КОТОРЫЕ НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ, И ПОРЯДКЕ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОБСТВЕННОСТИ РФ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 5 мая 2010 г. N Д23-1649 (Д) Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу об изъятии объектов недвижимого имущества, в том числе находящегося на земельных участках, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, и порядке изъятия земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации или муниципального образования, и сообщает следующее. 1. Права на такое недвижимое имущество, как здания, строения, сооружения, согласно п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, прекращаются в связи с обеспечением государственных или муниципальных нужд только вследствие изъятия для указанных целей занимаемых ими земельных участков. Таким образом, прекращение прав на здания, строения, сооружения без изъятия земельных участков, на которых они расположены, невозможно. Однако данное требование закона зачастую невозможно соблюсти в связи с тем, что права собственников зданий, строений, сооружений на земельные участки могут быть должным образом не оформлены. В таком случае здания, строения и сооружения могут быть приобретены на основании гражданско-правовой сделки. 2. В случае изъятия земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для нужд иного публичного образования должны соблюдаться требования ст. 8 Конституции Российской Федерации о равенстве частной, государственной и муниципальной форм собственности, что означает необходимость изъятия земельного участка, находящегося в публичной собственности, для нужд иного публичного образования на условиях и в порядке, предусмотренных для изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности. Выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных нужд субъекта Российской Федерации, определяется в порядке, установленном ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом убытки, причиненные изъятием земельного участка в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (арендаторами и землепользователями), в том числе упущенная выгода, возмещаются арендаторам и землепользователям, а выкупная цена уплачивается собственникам изымаемого земельного участка соответствующего бюджета. Одновременно следует отметить, что незастроенные земельные участки, составляющие казну, могут быть предоставлены организации иного публичного образования (например, федеральные земельные участки могут быть предоставлены муниципальному учреждению). После завершения строительства объекта недвижимости и регистрации на него права собственности соответствующего публичного образования земельный участок под объектом недвижимости может быть безвозмездно передан собственнику объекта недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Директор Департамента недвижимости А.И.ИВАКИН 5 мая 2010 г. N Д23-1649 |