ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ВКЛЮЧАЯ ВОПРОСЫ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ, СТАЖИРОВКИ, ПОРЯДКА ДОПУСКА К РАБОТЕ, ПЕРИОДИЧНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩЕГО И ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПЕРСОНАЛА. Приказ. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 14.04.10 93

Оглавление

                        ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
                 ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ СИСТЕМЫ
             ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ВКЛЮЧАЯ ВОПРОСЫ
      ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ, СТАЖИРОВКИ, ПОРЯДКА ДОПУСКА К РАБОТЕ,
          ПЕРИОДИЧНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩЕГО
                      И ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПЕРСОНАЛА

                                ПРИКАЗ

                      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ
                                   
                          14 апреля 2010 г. 
                                 N 93
     
                                 (Д)
                                   
    
     В  соответствии  с  пунктом 63 Плана мероприятий, направленных на
реализацию  государственной программы обеспечения безопасности полетов
воздушных   судов  гражданской  авиации,  утвержденного  распоряжением
Правительства  Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 641-р (Собрание
законодательства   Российской   Федерации,  2008,  N  20,  ст.  2373),
приказываю:
     1.  Утвердить  прилагаемый  Порядок  функционирования непрерывной
системы      профессиональной      подготовки,     включая     вопросы
освидетельствования,    стажировки,    порядка   допуска   к   работе,
периодичности  повышения  квалификации  руководящего  и диспетчерского
персонала.
     2.  Не  применять  на территории Российской Федерации Положение о
профессиональной  подготовке  специалистов службы движения гражданской
авиации,  утвержденное  заместителем Министра гражданской авиации И.Ф.
Васиным 12 июня 1986 г. N 3.21-239.
     3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу через 30 дней
со дня официального опубликования.
    
Министр
                                                           И.Е.ЛЕВИТИН
14 апреля 2010 г. 
N 93
    
Зарегистрировано в Минюсте РФ 
26 августа 2010 г. 
N 18264
    
    
                                                             Утвержден
                                             Приказом Минтранса России
                                                  от 14 апреля 2010 г. 
                                                                  N 93
    
                                ПОРЯДОК
                  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ СИСТЕМЫ
              ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ВКЛЮЧАЯ ВОПРОСЫ
       ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ, СТАЖИРОВКИ, ПОРЯДКА ДОПУСКА К РАБОТЕ,
           ПЕРИОДИЧНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩЕГО
                       И ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПЕРСОНАЛА
                                   
                           I. Общие положения
    
     1.  Порядок функционирования непрерывной системы профессиональной
подготовки,  включая  вопросы освидетельствования, стажировки, порядка
допуска  к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и
диспетчерского  персонала (далее - Порядок), разработан в соответствии
с   пунктом   63   Плана   мероприятий,   направленных  на  реализацию
государственной  программы  обеспечения безопасности полетов воздушных
судов  гражданской  авиации, утвержденного распоряжением Правительства
Российской   Федерации   от   6   мая   2008   г.  N  641-р  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2373).
     2.  Настоящий Порядок устанавливает требования к функционированию
непрерывной   системы   подготовки,  профессиональной  переподготовки,
включая  вопросы  освидетельствования,  стажировки,  порядка допуска к
работе,    периодичности   повышения   квалификации   руководящего   и
диспетчерского персонала.
     3.  Профессиональная  переподготовка,  стажировка,  периодическое
повышение  квалификации  и  допуск  к  работе  персонала  обслуживания
воздушного  движения  (далее - ОВД) и планирования воздушного движения
(далее - ПВД) организуются работодателем.
     4. Свидетельство диспетчера управления воздушного движения (далее
-  диспетчер  УВД)  выдается  при  соответствии  кандидата требованиям
Федеральных  авиационных  правил  "Требования к диспетчерам управления
воздушным   движением   и   парашютистам-инструкторам",   утвержденных
Приказом  Министерства  транспорта  Российской  Федерации от 26 ноября
2009  г.  N  216  (зарегистрирован  Минюстом России 15 января 2010 г.,
регистрационный N 15996).
     
                       II. Организация подготовки
                   и профессиональной переподготовки
     
     5. Подготовка диспетчеров УВД проводится по очной форме получения
образования в образовательных учреждениях среднего профессионального и
высшего профессионального образования гражданской авиации.
     Профессиональная  переподготовка  специалистов,  имеющих  среднее
профессиональное   или   высшее   профессиональное   образование,  для
выполнения  нового  вида профессиональной деятельности в установленной
сфере    проводится   в   рамках   дополнительного   профессионального
образования в образовательных учреждениях среднего профессионального и
высшего профессионального образования гражданской авиации.
     6.  На профессиональную переподготовку направляются лица, имеющие
среднее  профессиональное  или  высшее  профессиональное  образование.
Лица,  направляемые  на  профессиональную переподготовку, должны иметь
соответствующее   направление   на   обучение.   Направление  выдается
работодателем после прохождения собеседования с выдачей представления.
     7.     Профессиональная    переподготовка    осуществляется    по
образовательным   программам,   предусматривающим  изучение  отдельных
дисциплин,   техники   и   технологии,   для  выполнения  нового  вида
профессиональной деятельности "Диспетчер УВД".
     8.   Профессиональная   переподготовка   диспетчеров  УВД  должна
обеспечить приобретение необходимых знаний в следующих областях:
     основы    воздушного   законодательства   Российской   Федерации,
аэронавигационное  обслуживание  полетов  воздушных  судов (документы,
регламентирующие деятельность диспетчера УВД):
     принципы,  использование и ограничения оборудования, применяемого
при обслуживании воздушного движения;
     аэродинамика  и летно-технические характеристики воздушных судов,
принципы полета и эксплуатации воздушных судов;
     применение     и    понимание    метеорологической    информации,
возникновение  и  характеристики  опасных  явлений  погоды,  измерение
метеоэлементов;
     основные   положения   аэронавигации,   принципы,  ограничения  и
точность навигационных систем и визуальных средств;
     теория  и практика обслуживания (управления) воздушного движения,
виды обслуживания (управления) воздушного движения, основные положения
типовых   технологий   работы  диспетчеров  УВД  органов  обслуживания
воздушного движения (управления полетами), общие правила радиообмена и
типовой фразеологии;
     практические   методы   обеспечения   безопасности   полетов  при
обслуживании    (управлении)    воздушного    движения,    авиационные
происшествия,  авиационные  инциденты,  связанные  с  недостатками при
обслуживании воздушного движения;
     английский  язык  (для  кандидатов,  предполагающих  осуществлять
функциональные обязанности с применением английского языка).
     Конкретные    наименования   предметов   в   указанных   областях
определяются программой подготовки.
     9.  На  курсы  диспетчеров посадочного радиолокатора направляются
диспетчеры  УВД,  проработавшие  не  менее  одного  года  на  одном из
диспетчерских     пунктов:     стартового    диспетчерского    пункта,
диспетчерского пункта круга, диспетчерского пункта подхода, командного
диспетчерского   пункта,   командного  диспетчерского  пункта  местных
воздушных линий.
     10.  Профессиональная переподготовка персонала ПВД в соответствии
с  перечнем  должностей  авиационного  персонала  Российской Федерации
проводится  в  образовательных  учреждениях  в  рамках дополнительного
профессионального   образования.  На  профессиональную  переподготовку
персонала  ПВД направляются лица, имеющие образование, как правило, не
ниже   среднего  профессионального,  а  также  лица,  имеющие  среднее
профессиональное  или  высшее  профессиональное  образование в области
авиации. Лица, направляемые на профессиональную переподготовку, должны
иметь  соответствующее  направление  на обучение. Направление выдается
работодателем после проведения собеседования.
     
           III. Организация стажировки для получения допуска
                         к работе персонала ОВД
     
     11.    К    стажировке    допускаются   лица,   имеющие   среднее
профессиональное  или  высшее  профессиональное  образование в области
управления   воздушным   движением,  а  также  лица,  прошедшие  курсы
профессиональной    переподготовки    для   выполнения   нового   вида
деятельности   "Диспетчер   УВД",  имеющие  соответствующие  документы
государственного образца об образовании.
     После  окончания стажировки работодатель готовит на указанных лиц
представления   в   соответствующую   квалификационную   комиссию  для
прохождения  проверки  уровня  подготовки  для получения свидетельства
диспетчера  УВД,  квалификационной  отметки  третьего  класса классной
квалификации и первоначального допуска к УВД.
     12.  Стажировка  проводится  на основании приказа работодателя, в
котором  за каждым стажером закрепляется диспетчер-инструктор (штатный
или  внештатный),  определяется  диспетчерский  пункт,  сроки начала и
окончания  и  цель  стажировки.  На каждого диспетчера-стажера ведется
дневник,  программа  и  план стажировки. Объем стажировки определяется
приложением к настоящему Порядку.
     13.  Все изменения, происходящие в период стажировки, оформляются
новым приказом работодателя.
     14. Стажировка проводится под руководством и постоянным контролем
диспетчера-инструктора   с  целью  подготовки  стажера  для  получения
допуска   к  работе  на  конкретном  диспетчерском  пункте  в  течение
установленного периода времени.
     15.   Стажировка   состоит   из  предварительной  и  практической
подготовки.
     16. Предварительная подготовка включает в себя:
     изучение организационной структуры центра ОВД;
     изучение структуры воздушного пространства;
     ознакомление  с  общим  технологическим  процессом диспетчерского
обслуживания   (управления)   воздушного   движения  на  диспетчерских
пунктах;
     изучение  инструкции  по производству полетов (аэронавигационного
паспорта  аэродрома) в районе аэродрома (в аэроузле, воздушной зоне) и
иных  документов,  регламентирующих  работу конкретного диспетчерского
пункта;
     ознакомление со справочным материалом, используемым на конкретном
диспетчерском пункте;
     изучение   порядка  и  особенностей  взаимодействия  со  смежными
диспетчерскими пунктами, органами контроля и координации полетов;
     ознакомление   с  метеорологическим  обеспечением  диспетчерского
пункта;
     ознакомление  с  радиотехническими  системами обеспечения полетов
при управлении воздушным движением;
     ознакомление с наземными средствами связи;
     изучение  диспетчерского пункта (оборудование и его эксплуатация)
и особенностей ОВД;
     изучение    технологии    работы   диспетчера   УВД   конкретного
диспетчерского  пункта и практического применения правил и фразеологии
радиообмена.
     17.   Предварительная   подготовка  проводится  под  руководством
закрепленного  диспетчера-инструктора  и  завершается проверкой знаний
стажера  и  принятием  решения  о его готовности к началу практической
подготовки.
     Если  стажер  не приобрел необходимого минимального уровня знаний
для перехода к практической подготовке, ему назначается дополнительное
время   для  подготовки  с  последующей  повторной  проверкой  знаний.
Повторная  проверка  знаний стажера проводится вышестоящим должностным
лицом в присутствии диспетчера-инструктора.
     18. Практическая подготовка проводится на диспетчерском тренажере
и рабочем месте в соответствии с утвержденным планом и включает в себя
демонстрацию          обслуживания         воздушного         движения
диспетчером-инструктором, работу стажера в качестве диспетчера УВД под
контролем   диспетчера-инструктора,  ознакомление  с  работой  смежных
диспетчерских  пунктов,  разбор характерных ошибок, а также выполнение
тренировочных  упражнений  на  диспетчерском  тренажере  под контролем
диспетчера-инструктора тренажера.
     19.   После   окончания  стажировки  проводится  теоретическая  и
практическая  проверка  стажера  к  самостоятельной  работе на рабочем
месте  и диспетчерском тренажере путем оценки полученных теоретических
знаний и практических навыков.
     Проверка  теоретических знаний проводится по пятибалльной системе
по  дисциплинам,  определенным  пунктом  36  настоящего Порядка, а при
последующем   допуске   к   самостоятельной   работе   проводится   по
дисциплинам,  определенным  подпунктами  "г", "д", "з" и "и" пункта 36
настоящего   Порядка,  в  соответствии  с  имеющейся  квалификационной
отметкой и классной квалификацией.
     Проверка  и оценка практических навыков проводится в соответствии
с пунктами 45 и 61 настоящего Порядка.
     20.   Стажировка  для  получения  допуска  к  работе  может  быть
увеличена работодателем по времени вдвое, если:
     по  заключению  соответствующего диспетчера-инструктора стажер не
готов  к  проверкам  на  диспетчерском тренажере и (или) рабочем месте
диспетчера УВД;
     стажер  во  время  проверки  на  диспетчерском  тренажере и (или)
рабочем  месте  диспетчера УВД показал неготовность к самостоятельному
обслуживанию воздушного движения;
     по     заключению     соответствующего     диспетчера-инструктора
(диспетчера-инструктора  тренажера) стажер не готов к самостоятельному
обслуживанию  воздушного  движения на английском языке, если диспетчер
УВД  получает  допуск к обслуживанию воздушного движения на английском
языке.
     21.  Стажировка  для  получения  допуска к работе диспетчером УВД
прекращается, если:
     стажер  не  овладел  минимальным уровнем теоретических знаний для
перехода  к  практической  подготовке, несмотря на выделенное для этой
цели дополнительное время;
     стажер во время проверки на диспетчерском тренажере и/или рабочем
месте   диспетчера   УВД   показал   неготовность  к  самостоятельному
обслуживанию  воздушного  движения  после  того,  как  закончил второй
период стажировки, увеличенный вдвое;
     по     заключению     соответствующего     диспетчера-инструктора
(диспетчера-инструктора  тренажера) стажер не готов к самостоятельному
обслуживанию  воздушного  движения на английском языке после того, как
прошел второй период стажировки, увеличенный вдвое, если диспетчер УВД
получает  допуск  к  обслуживанию  воздушного  движения  на английском
языке.
     22.  Решение  о  прекращении стажировки принимает работодатель на
основании   соответствующего   представления   начальника  центра  ОВД
(начальника службы движения).
     23.  Первоначальный  допуск  к  работе  в качестве диспетчера УВД
оформляется приказом работодателя на основании решения соответствующей
квалификационной комиссии при соблюдении следующих условий:
     наличие документа государственного образца об образовании;
     успешное  прохождение  стажировки  в объеме согласно приложению к
настоящему Порядку;
     прохождение   проверок   практических   навыков  по  обслуживанию
воздушного  движения продолжительностью не менее двух часов на рабочем
месте и не менее двух часов на диспетчерском тренажере;
     наличие   представления  работодателя  (начальника  центра  ОВД),
заверенного печатью;
     уровень   теоретических  знаний  и  практических  навыков  должен
соответствовать  требованиям,  предъявляемым к диспетчеру УВД третьего
класса.
     24.  Стажировка  для получения последующего допуска к ОВД в одном
центре  ОВД  (подразделении)  проводится  не  ранее чем через один год
после   получения   первоначального  допуска  к  ОВД.  Стажировка  для
получения  последующего  допуска  к  ОВД  на  одноименных  пунктах УВД
проводится   не   ранее   чем  через  шесть  месяцев  после  получения
первоначального допуска к ОВД.
     В случае совмещения секторов одноименного диспетчерского пункта с
учетом   уровня   теоретической   подготовки  и  практических  навыков
диспетчера УВД и на основании решения начальника центра ОВД стажировка
может  проводиться одновременно на совмещаемых секторах. В этом случае
продолжительность  стажировки  должна  быть  увеличена не менее чем на
30%.
     25.  При  стажировке  для  получения последующего допуска к ОВД в
пределах    данной    квалификационной   отметки,   учитывая   уровень
теоретической   подготовки   и   практических   навыков   специалиста,
работодателю  разрешается  сокращать  объем  стажировки,  указанный  в
приложении к настоящему Порядку, но не более чем в три раза.
     26.  Допуск  к  работе  на эпизодически совмещаемых диспетчерских
пунктах  ОВД  оформляется  после  получения допуска к ОВД на каждом из
совмещаемых диспетчерских пунктов.
     27.  Все  допуска  к  работе  оформляются  приказом работодателя.
Запись о допуске к работе на конкретном диспетчерском пункте (секторе)
является  неотъемлемой  частью квалификационной отметки и подтверждает
права или ограничения, относящиеся к этому свидетельству.
     28. Допуск к обслуживанию воздушного движения на английском языке
может быть получен одновременно с получением первоначального допуска к
работе диспетчером УВД.
     29.  Для  получения допуска к обслуживанию воздушного движения на
английском  языке  диспетчером-инструктором  (диспетчером-инструктором
тренажера) проводится проверка в объеме не менее двух часов на рабочем
месте диспетчера УВД и не менее двух часов на диспетчерском тренажере.
При  отсутствии  диспетчерского  тренажера  объем  проверки на рабочем
месте должен быть не менее девяти часов.
     30.  Допуск  диспетчера УВД к обслуживанию воздушного движения на
английском  языке  оформляется  приказом  работодателя  при соблюдении
следующих условий:
     оценки  не  ниже  "хорошо"  по  правилам  ведения  радиообмена  в
документе установленного образца об окончании учебного заведения;
     результатов  проверки  практических  навыков по ОВД на английском
языке  и  результатов  проверки  практических навыков на диспетчерском
тренажере;
     записи  в  свидетельстве  диспетчера  УВД  о владении 4 (рабочим)
уровнем  английского  языка  по  Шкале  оценки языковых знаний ИКАО на
основании предъявленного документа (сертификата). <*>
     --------------------------------
     <*>  Применяются  по  истечении  определенного  ИКАО  переходного
периода практической реализации языкового стандарта.
     
     31.   Стажировка   руководителя   полетов,  старшего  диспетчера,
диспетчера-инструктора   осуществляется   под  контролем  руководителя
стажировки в объеме согласно приложению к настоящему Порядку.
     32.   Основанием  для  получения  допуска  к  работе  в  качестве
руководителя   полетов,  старшего  диспетчера,  диспетчера-инструктора
является:
     наличие  образования и стажа работы в соответствии с требованиями
Федеральных  авиационных  правил  "Требования к диспетчерам управления
воздушным   движением   и   парашютистам-инструкторам",   утвержденных
Приказом  Министерства  транспорта  Российской  Федерации от 26 ноября
2009  г.  N  216  (зарегистрирован  Минюстом России 15 января 2010 г.,
регистрационный N 15996);
     представление,  подписанное  начальником  центра  ОВД, заверенное
печатью;
     наличие   удостоверения   о  прохождении  курсов  подготовки  для
получения соответствующего допуска;
     положительное          заключение          по         результатам
профессионально-психологического отбора;
     успешное прохождение стажировки;
     положительные   результаты   проверки   практических  навыков  по
соответствующей должности;
     результаты   проверки  теоретических  знаний  по  соответствующей
должности;
     решение уполномоченного органа в области гражданской авиации.
     33.  Допуск  к работе руководителем полетов, старшим диспетчером,
диспетчером-инструктором оформляется приказом работодателя.
     
        IV. Организация теоретической и практической подготовки
                             персонала ОВД
     
     34.   Проверка  теоретических  знаний  персонала  ОВД  проводится
экзаменатором  с выставлением оценок по пятибалльной шкале (по билетам
письменно  или  устно)  или  с  использованием компьютерной техники по
единой базе контрольных вопросов (тестов).
     35.  Проверка теоретических знаний персонала ОВД осуществляется в
случаях:
     при   получении  свидетельства  диспетчера  УВД,  первоначального
допуска   к   работе,   третьего   класса   классной   квалификации  и
квалификационной отметки;
     при   последующем   присвоении  (подтверждении)  квалификационной
отметки;
     при продлении срока действия свидетельства;
     при повышении (подтверждении) классной квалификации;
     при допуске к самостоятельной работе;
     при   нарушениях,   приведших  к  авиационному  происшествию  или
авиационному инциденту.
     36. Теоретические знания проверяются в следующих областях:
     а)   основы  воздушного  законодательства  Российской  Федерации,
аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов;
     б) обеспечение безопасности полетов;
     в) обслуживание воздушного движения;
     г) технологии работы, правила радиообмена и типовая фразеология;
     д) метеорологическое обеспечение полетов;
     е)   основы   аэродинамики   и  летно-технические  характеристики
воздушных судов;
     ж) навигационное (штурманское) обеспечение полетов;
     з) радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов;
     и)  английский  язык (для персонала, осуществляющего обслуживание
воздушного движения на английском языке).
     Руководители  полетов  и  персонал  ОВД,  имеющий допуск к работе
руководителем  полетов,  дополнительно проходят проверку теоретических
знаний   по   порядку   действий   при  авиационном  происшествии  или
авиационном  инциденте,  порядку  обеспечения  и обслуживания литерных
рейсов и порядку использования средств объективного контроля.
     37. Проверка считается успешно завершенной, если:
     при  контрольном  тестировании на ЭВМ проверяемый диспетчер УВД с
учетом  классной  квалификации  ответил  правильно не менее чем на 75%
вопросов  по  разделу (области), допускающему оценку 3 (три), не менее
чем  на  80%  вопросов  по  разделу  (области),  допускающему оценку 4
(четыре),  и  не  менее  чем  на  85%  вопросов  по разделу (области),
допускающему  оценку  5  (пять),  или сдал экзамен (зачет) с оценками,
предъявляемыми соответствующему классу классной квалификации.
     Количество  вопросов  при  контрольном  тестировании  по  каждому
разделу (области) должно быть не более 20.
     38.  При  результатах  тестирования  ниже,  чем  75%,  80%  и 85%
правильных   ответов   соответственно,   специалисту   предоставляется
возможность  повторного  тестирования  в  течение  пяти дней. В случае
повторного  отрицательного результата проверки специалист направляется
в   соответствующую   квалификационную   комиссию   для  подтверждения
соответствующего класса квалификации.
     После    повторного    тестирования    и    получения    отметок,
соответствующих    одному    из   предусмотренных   классов   классной
квалификации, при продлении срока действия свидетельства свидетельство
продлевается.   В   случае  решения  соответствующей  квалификационной
комиссии  о понижении классной квалификации в свидетельство диспетчера
УВД  вносится  соответствующая  запись  о  понижении  в  классе. Датой
понижения  в  классе  считается  дата принятия решения соответствующей
квалификационной комиссией. Повторная проверка теоретических знаний на
повышение классной квалификации возможна не ранее чем через год.
     Оценки,   полученные   при   присвоении   классной  квалификации,
действительны  при  продлении  срока  действия свидетельства в течение
шести месяцев.
     39.  Проверка практических навыков персонала ОВД осуществляется в
следующих случаях:
     при   получении  свидетельства  диспетчера  УВД,  первоначального
допуска  к  работе,  третьего  класса  квалификации и квалификационной
отметки;
     при   последующем   присвоении  (подтверждении)  квалификационной
отметки;
     при допуске к самостоятельной работе;
     при  допуске  к  обслуживанию  воздушного  движения на английском
языке;
     при продлении срока действия свидетельства;
     при повышении (подтверждении) классной квалификации;
     при перерывах в работе более 30 дней;
     при   нарушениях,   приведших  к  авиационному  происшествию  или
авиационному инциденту.
     40.  Виды проверок, указанных в пункте 36 (за исключением случаев
совершения  авиационного  происшествия  или авиационного инцидента при
ОВД), могут совмещаться по времени.
     41.  Проверка  практических навыков диспетчера УВД осуществляется
на одном из диспетчерских пунктов (секторе), на котором имеется допуск
к работе с учетом действующей квалификационной отметки (отметок).
     43.  Результаты  проверок  практических  навыков  диспетчера  УВД
заносятся  в оценочный лист и в книжку диспетчера УВД. Оценки проверок
практических  навыков действительны для кандидатов, представленных для
повышения классной квалификации в течение шести месяцев.
     44.  Проверка  практических навыков диспетчера УВД производится в
течение  двух  часов  при средней интенсивности (сложности) воздушного
движения.   При   перерывах   в   работе  от  трех  до  шести  месяцев
продолжительность  проверок  удваивается.  При  перерывах  в работе от
шести  месяцев  до  одного года проводится стажировка на диспетчерском
пункте  в  объеме  от  36  до 72 часов, а при перерывах в работе более
одного года в соответствии с приложением к настоящему Порядку.
     45.  Проверки  практических  навыков  диспетчеров  УВД проводятся
диспетчерами-инструкторами,    а   также   старшими   диспетчерами   и
руководителями полетов.
     Проверка проводится по следующим элементам:
     прием дежурства и подготовка рабочего места;
     знание  воздушной и метеорологической обстановки в контролируемом
районе (зоне), особенности выполнения плана воздушного движения;
     соблюдение  установленных правил обслуживания воздушного движения
согласно технологии работы;
     использование радиотехнических средств;
     знание  и  применение  правил радиообмена и правильное применение
типовой  фразеологии,  а также в части выполнения своих функциональных
обязанностей   соблюдение   требований  табеля  сообщений  о  движении
воздушных судов в Российской Федерации;
     ведение   установленной   диспетчерской   документации   согласно
технологии работы.
     46.   Проверку   деятельности   руководителей   полетов,  старших
диспетчеров и диспетчеров-инструкторов осуществляют старшие начальники
один раз в 12 месяцев.
     Проверка деятельности руководителей полетов и старших диспетчеров
проводится по следующим элементам:
     проведение инструктажа работы смены;
     прием и сдача дежурства;
     контроль  приема  и  сдачи дежурства персоналом ОВД диспетчерской
смены, а также организации подмены диспетчеров УВД в процессе работы;
     взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты;
     контроль работы диспетчерской смены в период дежурства;
     проведение разбора работы диспетчерской смены.
     Проверка   деятельности  диспетчеров-инструкторов  проводится  по
следующим элементам:
     организация, планирование и проведение предварительной подготовки
стажера;
     определение готовности стажера к практической стажировке;
     организация, планирование и проведение практической стажировки на
диспетчерском пункте и диспетчерском тренажере;
     ведение  дневника  стажера и оформление представления на допуск к
работе в качестве диспетчера УВД.
     47.   Проверку   деятельности   руководителей   полетов,  старших
диспетчеров  и диспетчеров-инструкторов разрешается проводить поэтапно
в течение двух - трех смен.
     48.  В  процессе  проверки  практических  навыков диспетчеров УВД
необходимо использовать данные анализа средств объективного контроля.
     49.  О  результатах проверки технологии работы и об использовании
средств  объективного  контроля  делается  отметка в книжке диспетчера
УВД.
     50.  Проверка  практических навыков диспетчеров УВД, допущенных к
обслуживанию  воздушного  движения  на английском языке, проводится на
русском и английском языках одновременно (смешанно).
     51.  Тренажерная подготовка является неотъемлемой частью проверки
практических  навыков  в  случаях,  указанных  в  пункте 52 настоящего
Порядка.
     52.  Тренажерная  подготовка персонала ОВД проводится в следующих
случаях:
     при допуске к самостоятельной работе;
     при  допуске  к  обслуживанию  воздушного  движения на английском
языке;
     при продлении срока действия свидетельства;
     при повышении (подтверждении) в классе;
     при подготовке к работе в весенне-летний период и в осенне-зимний
период;
     при  перерывах в работе по обслуживанию воздушного движения более
трех месяцев;
     при присвоении (подтверждении) квалификационной отметки;
     при   нарушениях,   приведших  к  авиационному  происшествию  или
авиационному инциденту;
     при  изменении маршрутов и схем полетов, внедрении новых процедур
ОВД.
     Руководитель   полетов   может   направить   диспетчера   УВД  на
дополнительную  тренажерную подготовку по результатам проверки средств
объективного контроля.
     53.  Тренажерная  подготовка  проводится  в  объеме не менее двух
часов,  а  при  допуске к самостоятельной работе в объеме, указанном в
приложении к настоящему Порядку.
     54.   Тренажерная   подготовка  персонала  ОВД  включает  в  себя
тренировки  на диспетчерском тренажере (далее - тренировка) и проверки
практических    навыков   по   управлению   воздушным   движением   на
диспетчерском тренажере (далее - проверка).
     55.    Прохождение    тренажерной    подготовки   персонала   ОВД
осуществляется   под  руководством  диспетчера-инструктора  тренажера.
Тренажерная  подготовка  может  проводиться как индивидуально, так и в
составе смены.
     56.   Допускается   индивидуальная  подготовка  на  диспетчерском
тренажере по личной инициативе специалиста.
     57.  При  отсутствии  диспетчерского  тренажера  в центре ОВД для
проведения  тренажерной  подготовки  диспетчеров  УВД  она  может быть
заменена  проверкой практических навыков на рабочем месте на основании
решения  работодателя в объеме, указанном в пунктах 29 и 44 настоящего
Порядка.
     58. Перед проверкой (тренировкой) проводится инструктаж, во время
которого  объясняются  особенности  и цели предстоящего упражнения. На
инструктаже при необходимости проводится проверка знаний и определение
готовности   диспетчера  УВД  к  выполнению  предстоящего  упражнения.
Диспетчер-инструктор  тренажера  не  допускает к проверке (тренировке)
неподготовленного  специалиста  с  последующим  докладом  об  этом его
непосредственному начальнику.
     59.   С   диспетчером  УВД,  впервые  прибывшим  для  прохождения
тренировки,  диспетчер-инструктор  тренажера  проводит ознакомительное
занятие.  При необходимости проводится инструкторский показ выполнения
упражнения  по  обслуживанию  воздушного  движения.  Продолжительность
тренировки  определяет диспетчер-инструктор тренажера в зависимости от
цели тренировки и уровня подготовки тренируемого диспетчера УВД.
     60.  По  окончании тренировки проводится разбор допущенных ошибок
по обслуживанию воздушного движения.
     61.   Оценка  практических  навыков  производится  с  применением
пятибалльной системы по следующим технологическим операциям:
     прием дежурства и подготовка рабочего места;
     соблюдение правил и процедур управления воздушным движением;
     анализ и решение конфликтных ситуаций;
     соблюдение правил радиосвязи и фразеологии радиообмена;
     приоритетность, регулирование очередности, управление скоростями,
векторение,  эшелонирование,  техника управления воздушным движением с
использованием средств наблюдения ОВД;
     действия  при  управлении  воздушным движением в особых случаях и
условиях в полете.
     62. Каждому специалисту, направляемому на тренажерную подготовку,
выдается  письменное  задание  с  указанием  диспетчерского пункта, на
котором   должна   проводиться   тренажерная   подготовка.  Результаты
тренажерной  подготовки заносятся в оценочный лист, специальный журнал
и в книжку диспетчера УВД.
     Оценки  по  тренажерной  подготовке  выставляются  при  допуске к
самостоятельной  работе  (в  том числе при допуске к ОВД на английском
языке), присвоении (подтверждении) квалификационной отметки, продлении
срока    действия    свидетельства    диспетчера   УВД   и   повышении
(подтверждении) классной квалификации. В остальных случаях тренажерная
подготовка   направлена   на  тренировку  персонала  ОВД,  поддержание
(восстановление)   навыков   по  обслуживанию  воздушного  движения  и
применению  их  при  ОВД в нестандартных ситуациях и не сопровождается
выставлением оценок.
     Результаты    тренажерной    подготовки    для   персонала   ОВД,
представляемого  на  повышение  (подтверждение) классной квалификации,
действительны в течение шести месяцев.
     63.  Диспетчеры  УВД,  имеющие  допуск  к обслуживанию воздушного
движения  на  английском  языке,  проходят  тренажерную  подготовку на
английском и русском языках одновременно.
     
         V. Повышение и поддержание квалификации персонала ОВД
     
     64.  Курсы  повышения  квалификации  персонала  ОВД  проводятся с
целью:
     получения последующих квалификационных отметок персоналом ОВД;
     повышения в должности персонала ОВД;
     подготовки  для получения допуска к работе руководителем полетов,
старшим диспетчером, диспетчером-инструктором;
     периодического  повышения  квалификации  персонала ОВД и освоения
новых технических средств и систем ОВД;
     восстановления профессиональных знаний и навыков после длительных
перерывов в работе (более одного года).
     65.  Повышение  квалификации  персонала  ОВД  проводится  в целях
изучения  новых  средств и современных методов обслуживания воздушного
движения,  совершенствования и приобретения углубленных знаний, умений
и навыков по своей профессии, в организаторской и методической работе.
     66. Кандидаты на получение допуска к работе руководителя полетов,
назначаемые  на  должности  начальников:  пунктов ОВД; служб движения;
центров  Единой  системы  организации  воздушного движения (далее - ЕС
ОрВД) и центров ОВД, директора филиалов и центров ОВД и их заместители
по  ОВД  перед  назначением  на  должность проходят курсы подготовки в
образовательных   учреждениях  среднего  и  высшего  профессионального
образования гражданской авиации.
     Директора  филиалов  и  центров  ОВД  и  их  заместители  по ОВД,
начальники  служб  движения  организаций,  начальники  пунктов  ОВД  и
центров  ОВД  могут  проходить  курсы  повышения  квалификации и после
назначения на должность, но не позднее шести месяцев после назначения.
     67.   Курсы   повышения   квалификации   по   подготовке  старших
диспетчеров,   диспетчеров-инструкторов   и   диспетчеров-инструкторов
тренажеров  комплектуются из числа наиболее подготовленных диспетчеров
УВД,   имеющих  способность  к  учебно-методической  и  воспитательной
работе.
     68.  Курсы  повышения  квалификации  по  подготовке руководителей
полетов  комплектуются  из  числа  наиболее подготовленных диспетчеров
УВД,  старших  диспетчеров  и диспетчеров-инструкторов с образованием,
требуемым   для   занятия   данной   должности,   показавших   высокие
организаторские и методические способности на предыдущих этапах работы
по управлению воздушным движением.
     69. Перед назначением на должность руководителей полетов, старших
диспетчеров     и    диспетчеров-инструкторов    кандидаты    проходят
профессионально-психологический отбор.
     70.  Директора  филиалов  и  центров  ОВД, их заместители по ОВД,
начальники  главного,  зональных, районных центров ЕС ОрВД, начальники
аэродромных  диспетчерских  центров,  начальники  служб, диспетчерских
пунктов  ОВД, а также лица, занимающие должности руководителя полетов,
проходят  курсы  повышения  квалификации в образовательных учреждениях
среднего  профессионального  и  высшего  профессионального образования
гражданской авиации один раз в пять лет.
     Для  руководителей полетов, имеющих допуск к обслуживанию полетов
на  английском  языке,  курсы  повышения  квалификации организуются по
совмещенной программе.
     71.       Старшие       диспетчеры,       диспетчеры-инструкторы,
диспетчеры-инструкторы   тренажеров,  диспетчеры  УВД  проходят  курсы
повышения   квалификации  в  образовательных  учреждениях  среднего  и
высшего профессионального образования гражданской авиации или АУЦ один
раз в три года.
     72.  Диспетчеры  планирования воздушного движения главного центра
ЕС  ОрВД,  зонального центра ЕС ОрВД, групп обеспечения планирования и
аэродромного    диспетчерского   пункта   проходят   курсы   повышения
квалификации   в   образовательных   учреждениях  среднего  и  высшего
профессионального  образования  гражданской авиации или АУЦ один раз в
пять лет.
     73.    Для    старших    диспетчеров,   диспетчеров-инструкторов,
диспетчеров  УВД,  имеющих допуск к обслуживанию полетов на английском
языке,  а также диспетчеров-инструкторов тренажеров организуются курсы
повышения   квалификации  по  специальности  и  английскому  языку  по
совмещенной   программе   один   раз  в  три  года  в  образовательных
учреждениях   среднего   и   высшего   профессионального   образования
гражданской  авиации  или  АУЦ.  Специалисты могут быть освобождены от
курсов  повышения  квалификации  в  части  английского  языка в случае
успешной сдачи экзамена экстерном по фразеологии радиообмена и наличия
уровня владения английским языком не ниже 4 (рабочего) по Шкале оценки
языковых знаний ИКАО.
     74.  В  случаях  необходимости работодатель может перенести сроки
прохождения курсов повышения квалификации не более чем на три месяца.
     75.  Персонал  ОВД  и  персонал ПВД, не прошедший в установленные
сроки  очередные  курсы  повышения  квалификации независимо от причин,
отстраняется  от  исполнения  должностных  обязанностей. Своевременное
направление   персонала   ОВД  и  персонала  ПВД  на  курсы  повышения
квалификации обеспечивается работодателем.
     76.   Оценки,  полученные  персоналом  ОВД  на  курсах  повышения
квалификации,  действительны  в  течение  одного  года  для  процедуры
продления срока действия свидетельства диспетчера УВД.
     77.   Для   совершенствования   и   поддержания  уровня  языковой
подготовки  персонал  ОВД  может  направляться  в  зарубежные  учебные
центры.   Направлению  в  зарубежные  учебные  центры  подлежат  лица,
прошедшие  квалификационное  тестирование  и  показавшие третий и выше
уровень  владения  английским  языком  по Шкале оценки языковых знаний
ИКАО.
     78.  С целью поддержания достигнутого уровня знаний используемого
в  гражданской  авиации  языкового  стандарта  ИКАО  непосредственно в
организации  дополнительно организуются и проводятся курсы поддержания
квалификации в области языковой подготовки.
     Периодичность  прохождения  таких краткосрочных курсов персоналом
ОВД  устанавливается  работодателем, но не должна превышать 18 месяцев
между   прохождением   персоналом   ОВД   основных   курсов  повышения
квалификации.
     79. При перерывах в работе по ОВД более одного года руководящий и
диспетчерский состав ОВД проходит курсы повышения квалификации.
     80.  В  целях  поддержания  уровня  квалификации  персонала ОВД в
центрах ОВД и в организациях организуются и проводятся:
     профессиональная  (техническая) учеба, в том числе при подготовке
к  работе  в  осенне-зимний и весенне-летний периоды и для поддержания
требуемого уровня владения английским языком;
     подготовка  к  продлению  срока действия свидетельства диспетчера
УВД;
     подготовка к повышению класса классной квалификации;
     тренажерная подготовка;
     стажировка.
     81.  Для поддержания уровня профессиональной подготовки персонала
ОВД   в   части   практической   подготовки   создается  подразделение
поддержания практических навыков, в котором предусматривается:
     функционирование    тренажерного    центра   или   диспетчерского
тренажера;
     наличие соответствующего для проведения обучения оборудования;
     наличие необходимого персонала.
     82.  Тематика занятий в рамках системы поддержания квалификации в
центрах   ОВД   (организациях)  определяется  планом  профессиональной
(технической) учебы. Занятия проводятся по расписанию.
     83.  В соответствии с планом профессиональной (технической) учебы
ежемесячно  в  центрах  ОВД (службах движения) составляется расписание
учебных  занятий, которое утверждается его руководителем не позднее 25
числа  каждого месяца. Количество часов таких занятий в течение месяца
устанавливается планом профессиональной (технической) учебы из расчета
не более восьми часов в месяц.
     84.  Планы  направления  на  профессиональную (техническую) учебу
персонала ОВД составляются начальником центра ОВД (службы движения) на
год с учетом имеющихся задач.
     85.  Профессиональная  (техническая)  учеба  проводится  с личным
составом  смен.  Диспетчеры  УВД,  отсутствующие  на занятиях, изучают
учебный материал самостоятельно.
     86.  О  проведенных  занятиях  делается  запись  в  журнале учета
изучения документов и профессиональной учебы.
     87.     Планирование,    проведение    и    контроль    состояния
профессиональной (технической) учебы организовывают начальники центров
ОВД.
     88.   Основными   видами   профессиональной  (технической)  учебы
являются:
     теоретические занятия;
     самостоятельная подготовка;
     тренажерная подготовка;
     розыгрыш УВД;
     разбор работы по организации и обслуживанию воздушного движения.
     89.  Теоретические  занятия  проводятся в виде лекций, семинаров,
конференций   по   тематике,   утвержденной   планом  профессиональной
(технической) учебы.
     Занятия  проводятся  также  для изучения нормативных документов и
информации по безопасности полетов.
     90.  Самостоятельная  подготовка  персонала  ОВД  и персонала ПВД
может  проводиться  дополнительно  по результатам освоения пройденного
материала или тестирования.
     91.  Тренажерная  подготовка  проводится с личным составом смен с
целью   закрепления   и  правильной  отработки  знаний  и  навыков  по
управлению воздушным движением, полученных в процессе профессиональной
(технической) учебы.
     92.  Розыгрыши  УВД  проводятся  в  сменах  по плану руководителя
полетов (старшего диспетчера, диспетчера-инструктора).
     93.  Разбор  работы  по  организации  и  обслуживанию  воздушного
движения проводится с целью:
     анализа работы за определенный период;
     обобщения и внедрения передового опыта работы;
     оценки работы дежурных смен и отдельных специалистов обслуживания
воздушного движения.
     94.  Разборы  работы  проводятся  по  плану и вне плана. Плановые
разборы  проводятся ежемесячно, внеплановые разборы проводятся с целью
разбора  обстоятельств и причин авиационных происшествий и авиационных
инцидентов.
     95. При необходимости на разбор работы приглашаются представители
других служб, участвующих в обеспечении полетов воздушных судов.
     96. Технические конференции проводятся по мере необходимости, как
правило,  два  раза  в  год  при подготовке к работе в осенне-зимний и
весенне-летний периоды.
     97.  Изучение нормативных документов и информации по безопасности
полетов  проводятся  постоянно  по  мере  поступления  информации  под
роспись.  Указанный  вид  обучения  организуется руководителем полетов
(начальника смены) и проводится в сменах.
    
    
                                                            Приложение

                                                             к Порядку
                                          функционирования непрерывной
                                              системы профессиональной
                                           подготовки, включая вопросы
                                      освидетельствования, стажировки,
                                             порядка допуска к работе,
                                               периодичности повышения
                                             квалификации руководящего
                                            и диспетчерского персонала
    
                     ОБЪЕМ СТАЖИРОВКИ ПЕРСОНАЛА ОВД
        НА ДИСПЕТЧЕРСКИХ ПУНКТАХ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ДОПУСКА К РАБОТЕ
    
-------T-------------------------------------T-----------------------------------T--------------------¬ 
¦ N    ¦ Наименование пункта                 ¦ Время стажировки,                 ¦ Время              ¦
¦ п/п  ¦                                     ¦ час <*>                           ¦ ознакомления с     ¦
¦      ¦                                     +--------------T--------------------+ работой смежных    ¦
¦      ¦                                     ¦ на           ¦ на диспетчерском   ¦ диспетчерских      ¦
¦      ¦                                     ¦ рабочем      ¦ тренажере          ¦ пунктов, час <*>   ¦
¦      ¦                                     ¦ месте        ¦                    ¦                    ¦
+------+-------------------------------------+--------------+--------------------+--------------------+ 
¦ 1    ¦ 2                                   ¦ 3            ¦ 4                  ¦ 5                  ¦
+------+-------------------------------------+--------------+--------------------+--------------------+ 
¦ 1    ¦ Диспетчерский пункт руления         ¦ 90           ¦ 10                 ¦ 40                 ¦
¦      ¦ (ДПР)                               ¦              ¦                    ¦                    ¦
+------+-------------------------------------+--------------+--------------------+--------------------+ 
¦ 2    ¦ Стартовый, вспомогательный          ¦ 200          ¦ 10                 ¦ 70                 ¦
¦      ¦ стартовый диспетчерский пункт       ¦              ¦                    ¦                    ¦
¦      ¦ (СПД, ВСДП)                         ¦              ¦                    ¦                    ¦
+------+-------------------------------------+--------------+--------------------+--------------------+ 
¦ 3    ¦ Диспетчерский пункт подхода,        ¦ 300          ¦ 75                 ¦ 45                 ¦
¦      ¦ командно-диспетчерский              ¦              ¦                    ¦                    ¦
¦      ¦ пункт (Вышка), диспетчерский        ¦              ¦                    ¦                    ¦
¦      ¦ пункт круга, диспетчерский          ¦              ¦                    ¦                    ¦
¦      ¦ пункт системы посадки (ДПП,         ¦              ¦                    ¦                    ¦
¦      ¦ КДП, ДПК, ДПСП)                     ¦              ¦                    ¦                    ¦
+------+-------------------------------------+--------------+--------------------+--------------------+ 
¦ 5    ¦ Районный центр единой системы       ¦ 300          ¦ 75                 ¦ 45                 ¦
¦      ¦ организации воздушного движения     ¦              ¦                    ¦                    ¦
¦      ¦ (РЦ ЕС ОрВД)                        ¦              ¦                    ¦                    ¦
+------+-------------------------------------+--------------+--------------------+--------------------+ 
¦ 6    ¦ Местный диспетчерский пункт         ¦ 200          ¦ 20                 ¦ 45                 ¦
¦      ¦ (вспомогательный местный            ¦              ¦                    ¦                    ¦
¦      ¦ диспетчерский пункт), командно-     ¦              ¦                    ¦                    ¦
¦      ¦ диспетчерский, стартовый            ¦              ¦                    ¦                    ¦
¦      ¦ диспетчерский пункт и               ¦              ¦                    ¦                    ¦
¦      ¦ диспетчерский пункт круга           ¦              ¦                    ¦                    ¦
¦      ¦ местных воздушных линий (МДП,       ¦              ¦                    ¦                    ¦
¦      ¦ ВМДП, КДП МВЛ, СДП МВЛ, ДПК         ¦              ¦                    ¦                    ¦
¦      ¦ МВЛ)                                ¦              ¦                    ¦                    ¦
+------+-------------------------------------+--------------+--------------------+--------------------+ 
¦ 7    ¦ Посадочный диспетчерский пункт      ¦ 300          ¦ 75                 ¦ 45                 ¦
¦      ¦ (диспетчерский пункт системы        ¦              ¦                    ¦                    ¦
¦      ¦ посадки при наличии посадочного     ¦              ¦                    ¦                    ¦
¦      ¦ локатора) (ПДП, ДПСП)               ¦              ¦                    ¦                    ¦
+------+-------------------------------------+--------------+--------------------+--------------------+ 
¦ 8    ¦ Для получения допуска старшего      ¦ 170          ¦                    ¦ 100 (с             ¦
¦      ¦ диспетчера, диспетчера-             ¦              ¦                    ¦ диспетчерскими     ¦
¦      ¦ инструктора, руководителя           ¦              ¦                    ¦ пунктами           ¦
¦      ¦ полетов                             ¦              ¦                    ¦ аэродрома,         ¦
¦      ¦                                     ¦              ¦                    ¦ (района УВД),      ¦
¦      ¦                                     ¦              ¦                    ¦ сменами,           ¦
¦      ¦                                     ¦              ¦                    ¦ взаимодействующими ¦
¦      ¦                                     ¦              ¦                    ¦ при ОВД            ¦
¦      ¦                                     ¦              ¦                    ¦ служб аэропорта)   ¦
L------+-------------------------------------+--------------+--------------------+--------------------- 
     
     --------------------------------
     <*>   Время   стажировки   и   ознакомления   с  работой  смежных
диспетчерских  пунктов  (за исключением п/п 8) по решению работодателя
может  быть сокращено на 30%, если стажер проходил в данном центре ОВД
производственную  и преддипломную практику и имел положительные отзывы
о ее прохождении.
Оглавление