ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГРАЖДАНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 24 марта 2010 г. N 66 (Д) В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535; N 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; N 23, ст. 2452; N 38, ст. 3975; N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008, N 10 (ч. 2), ст. 909; N 29 (ч. 1), ст. 3473; N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368), приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте гражданского и социального законодательства. 2. Признать утратившими силу Приказы Министерства юстиции Российской Федерации от 04.06.2009 N 175 "Об утверждении Положения о Департаменте экономического законодательства" и от 04.06.2009 N 176 "Об утверждении Положения о Департаменте гражданского и социального законодательства". 24 марта 2010 г. N 66 Утверждено Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 66 ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГРАЖДАНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА I. Общие положения 1. Департамент гражданского и социального законодательства (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства юстиции Российской Федерации. 2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, а также настоящим Положением. 3. Основными задачами Департамента являются: 1) обеспечение в Российской Федерации соответствия законодательных и иных нормативных правовых актов актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании, а также отсутствия в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в сферах гражданского, социального, трудового, финансового, банковского, внешнеэкономического и природоресурсного законодательства; 2) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; 3) координация деятельности федерального государственного учреждения "Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения" при Министерстве юстиции Российской Федерации, за исключением деятельности по подготовке межправительственных соглашений о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества. 4. В Департаменте для выполнения возложенных на него задач создаются структурные подразделения - отделы. Предложения о внесении изменений в структуру и штатное расписание центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента, представляются в установленном порядке. 5. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами Минюста России, подведомственными федеральными службами и федеральными государственными учреждениями Минюста России. II. Полномочия 6. Департамент осуществляет следующие полномочия: 1) разрабатывает и представляет Министру юстиции Российской Федерации и его заместителям для внесения Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности военного, двойного и специального назначения; 2) представляет предложения для включения в план работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России; 3) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 4) разрабатывает проекты нормативных правовых актов Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, в том числе по вопросам защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности военного, двойного и специального назначения; 5) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности военного, двойного и специального назначения, разрабатывает на этой основе предложения о мерах по совершенствованию деятельности Минюста России и федерального государственного учреждения "Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения" при Министерстве юстиции Российской Федерации, за исключением подготовки межправительственных соглашений о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего о военно-технического сотрудничества; 6) в рамках своей компетенции участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации; 7) проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, по следующим вопросам: - общие положения гражданского законодательства; - право собственности и другие вещные права; - обязательственное право; - гражданско-правовое регулирование осуществления отдельных видов деятельности; - лицензирование отдельных видов деятельности; - законодательство о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках; - законодательство о техническом регулировании; - законодательство о транспорте; - законодательство об электроэнергетике; - законодательство о связи; - жилищное законодательство; - законодательство о естественных монополиях; - законодательство об интеллектуальной собственности; - законодательство об ипотеке (залоге) недвижимости; - законодательство о градостроительной деятельности, за исключением схем территориального планирования; - законодательство о рекламе; - законодательство о соглашениях о разделе продукции; - наследственное право; - законодательство о труде и занятости населения; - законодательство о государственной гражданской и муниципальной службе; - законодательство о социальном обеспечении и социальном страховании; - законодательство о пенсионном обеспечении и пенсионном страховании; - семейное законодательство, за исключением вопросов регистрации актов гражданского состояния; - законодательство о здравоохранении; - законодательство о науке; - законодательство об образовании; - законодательство о культуре; - законодательство о средствах массовой информации, за исключением вопросов освещения деятельности органов государственной власти; - законодательство о физической культуре, спорте и туризме; - законодательство о поставках продукции для государственных нужд, в том числе федеральные целевые программы; - законодательство о налогах и сборах; - бюджетное законодательство; - законодательство об аудиторской деятельности; - законодательство о денежном обращении; - законодательство о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт; - законодательство о бухгалтерском учете; - законодательство о консолидированной финансовой отчетности; - законодательство по вопросам управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом; - законодательство о несостоятельности (банкротстве); - законодательство о Банке России и банковской деятельности; - законодательство о валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации; - таможенное законодательство; - законодательство о внешнеторговой деятельности; - законодательство об инвестиционной деятельности; - законодательство о драгоценных металлах и драгоценных камнях; - законодательство об особых экономических зонах; - законодательство о финансовом оздоровлении юридических лиц; - законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; - законодательство об особо охраняемых природных территориях; - законодательство об экологической экспертизе; - земельное законодательство; - водное законодательство; - лесное законодательство; - законодательство о недрах; - законодательство об охране и использовании животного мира; - законодательство об охране атмосферного воздуха; - законодательство о гидрометеорологии; 8) проводит правовую экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 9) проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов - при проведении их правовой экспертизы; 10) готовит проекты официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проекты поправок к ним по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 11) представляет предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также предложения в проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации; 12) готовит материалы, необходимые для участия руководства Минюста России в заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, комитетов и комиссий при рассмотрении проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 13) готовит заключения о возможности осуществления представительством соответствующей иностранной организации деятельности по усыновлению; 14) участвует в разработке и согласовании проектов межправительственных соглашений о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества; 15) в пределах своей компетенции принимает участие в обеспечении реализации Минюстом России полномочий по согласованию в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложений о заключении, прекращении, приостановлении действия или временном применении международных договоров Российской Федерации; 16) в пределах своей компетенции принимает участие в обеспечении реализации Минюстом России полномочий по внесению в соответствии с законодательством Российской Федерации предложений о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации; 17) в пределах своей компетенции принимает участие в обеспечении реализации Минюстом России полномочий по подготовке заключений о соответствии положений международного договора Российской Федерации законодательству Российской Федерации; 18) в пределах своей компетенции принимает участие в разработке форм статистической отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России; 19) осуществляет представление и защиту интересов Минюста России и Правительства Российской Федерации в судах Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 20) в пределах своей компетенции участвует в работе по внедрению достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность территориальных органов Минюста России; 21) в пределах своей компетенции участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России; 22) осуществляет рассмотрение обращений граждан и писем организаций по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 23) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции Департамента законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России. III. Организация деятельности 7. Департамент возглавляет директор Департамента гражданского и социального законодательства (далее - Директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Минюста России. Директор подчиняется Министру юстиции Российской Федерации, а также заместителю Министра, курирующему Департамент. Директор осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и реализацию полномочий, соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими (далее - гражданские служащие) Департамента режима секретности, состояние служебной дисциплины. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказами Минюста России по представлению Директора. 8. Для решения предусмотренных настоящим Положением задач и осуществления возложенных на Департамент полномочий Директор: 1) по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, представляет по доверенности или по поручению руководства Минюста России интересы Минюста России в органах государственной власти, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств, иностранных и международных организаций; участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти и иных комиссий по соответствующим направлениям деятельности Минюста России; 2) осуществляет прием граждан, обеспечивает в пределах компетенции Департамента рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций и запросов информации о деятельности Минюста России и подписывает ответы на них; организует и контролирует своевременное и качественное рассмотрение гражданскими служащими Департамента обращений граждан и запросов, а также полноту и законность принятых по ним решений; 3) взаимодействует с другими структурными подразделениями Минюста России; 4) взаимодействует (в том числе ведет переписку) с территориальными органами Минюста России, со структурными подразделениями других органов исполнительной власти, а также федеральными государственными учреждениями Минюста России; 5) обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов актов и других документов Минюста России; 6) обеспечивает рассмотрение поступивших в Минюст России проектов актов и других документов, а также подготовку заключений на них; 7) распределяет обязанности между своими заместителями, а также определяет должностные обязанности иных гражданских служащих Департамента, участвует в подготовке должностных регламентов; 8) обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением гражданскими служащими Департамента федеральной государственной гражданской службы, в том числе вносит предложения о назначении на должности и включении в кадровый резерв, перемещении, освобождении от должности, увольнении, аттестации, о временном исполнении обязанностей, направлении на профессиональную подготовку, повышение квалификации и стажировку, в том числе за рубеж, присвоении гражданским служащим классных чинов, о награждении государственными и ведомственными наградами, их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе увольнении, включении их в состав рабочих групп, комиссий и о направлении в служебные командировки; 9) привлекает при необходимости в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, научные и иные организации, ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти; 10) на основании выданных в установленном порядке доверенностей подписывает от имени Минюста России договоры, соглашения и другие документы гражданско-правового характера; 11) проводит совещания (в том числе с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций) по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 12) в установленном порядке утверждает положения об отделах Департамента; 13) вносит предложения об изменении структуры и штатного расписания центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента; 14) обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности Департамента, его эффективное взаимодействие с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами и федеральными государственными учреждениями Минюста России, структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 15) вносит предложения в планы основных организационных мероприятий Минюста России и работы коллегии Минюста России; 16) проводит совещания, семинары и иные организационно-методические мероприятия по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 17) осуществляет иные полномочия, установленные Регламентом Минюста России, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Минюста России и поручениями Министра и его заместителей (в соответствии с распределением обязанностей). 9. Для решения наиболее важных вопросов деятельности Департамента, осуществления контроля за выполнением планов работы и поручений руководства Минюста России, а также обмена опытом работы в Департаменте могут проводиться оперативные совещания. Решения, принятые на оперативном совещании, оформляются протоколом и являются обязательными для гражданских служащих Департамента. 10. Департамент осуществляет свою деятельность на основе текущего и перспективного планирования, в том числе плана работы Департамента. 11. В случае отсутствия Директора его обязанности исполняет один из его заместителей. 12. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Департаменте осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России. 13. Департаменту передаются в установленном порядке соответствующие материальные и технические средства, необходимые для своевременной и качественной реализации возложенных на него полномочий, а также обеспечивается доступ к соответствующим информационным базам данных, системам связи и коммуникаций. |