ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГРАЖДАНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Приказ. Министерство юстиции РФ (Минюст России). 24.03.10 66

         ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГРАЖДАНСКОГО
                    И СОЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                ПРИКАЗ

                       МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ
                                   
                           24 марта 2010 г. 
                                 N 66
     
                                 (Д)
                                   
    
     В  соответствии  с  Положением  о Министерстве юстиции Российской
Федерации,  утвержденным  Указом Президента Российской Федерации от 13
октября  2004  г.  N  1313  "Вопросы  Министерства  юстиции Российской
Федерации"  (Собрание  законодательства  Российской Федерации, 2004, N
42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535; N 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, N 12,
ст.  1284;  N  19, ст. 2070; N 23, ст. 2452; N 38, ст. 3975; N 39, ст.
4039;  2007,  N  13,  ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008, N 10 (ч. 2), ст.
909;  N  29  (ч.  1),  ст.  3473; N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368),
приказываю:
     1.  Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте гражданского и
социального законодательства.
     2.   Признать   утратившими  силу  Приказы  Министерства  юстиции
Российской  Федерации  от 04.06.2009 N 175 "Об утверждении Положения о
Департаменте  экономического  законодательства"  и от 04.06.2009 N 176
"Об  утверждении  Положения  о Департаменте гражданского и социального
законодательства".
    
    
    
    
24 марта 2010 г. 
N 66


                                                            Утверждено
                                                              Приказом
                                                  Министерства юстиции
                                                  Российской Федерации
                                                   от 24 марта 2010 г. 
                                                                  N 66
    
                               ПОЛОЖЕНИЕ
       О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГРАЖДАНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                                   
                           I. Общие положения
                                   
     1. Департамент гражданского и социального законодательства (далее
-   Департамент)   является  структурным  подразделением  Министерства
юстиции Российской Федерации.
     2.  Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской    Федерации,   федеральными   конституционными   законами,
федеральными   законами,  актами  Президента  Российской  Федерации  и
Правительства    Российской   Федерации,   международными   договорами
Российской  Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, а
также настоящим Положением.
     3. Основными задачами Департамента являются:
     1)    обеспечение    в    Российской    Федерации    соответствия
законодательных  и иных нормативных правовых актов актам более высокой
юридической  силы,  отсутствия  внутренних  противоречий  и пробелов в
правовом   регулировании,   а   также   отсутствия  в  них  положений,
способствующих  созданию  условий  для  проявления коррупции, в сферах
гражданского,   социального,   трудового,   финансового,  банковского,
внешнеэкономического и природоресурсного законодательства;
     2)  обеспечение  в пределах своих полномочий защиты прав и свобод
человека и гражданина;
     3)   координация   деятельности   федерального   государственного
учреждения  "Федеральное  агентство  по  правовой  защите  результатов
интеллектуальной   деятельности   военного,  специального  и  двойного
назначения"   при   Министерстве   юстиции  Российской  Федерации,  за
исключением деятельности по подготовке межправительственных соглашений
о  взаимной  охране  прав на результаты интеллектуальной деятельности,
используемые  и  полученные  в  ходе двустороннего военно-технического
сотрудничества.
     4.  В  Департаменте  для  выполнения  возложенных  на  него задач
создаются  структурные  подразделения - отделы. Предложения о внесении
изменений  в  структуру  и  штатное  расписание  центрального аппарата
Минюста  России  в  части,  касающейся  Департамента, представляются в
установленном порядке.
     5. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно,
так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Минюста
России,  территориальными  органами  Минюста России, подведомственными
федеральными  службами  и  федеральными  государственными учреждениями
Минюста России.
     
                             II. Полномочия
     
     6. Департамент осуществляет следующие полномочия:
     1)  разрабатывает  и  представляет  Министру  юстиции  Российской
Федерации  и  его  заместителям  для  внесения  Президенту  Российской
Федерации  и  в Правительство Российской Федерации проекты федеральных
конституционных   законов,   федеральных   законов,  актов  Президента
Российской  Федерации  и  Правительства  Российской  Федерации, других
документов,   по   которым  требуется  решение  Президента  Российской
Федерации  или  Правительства Российской Федерации, по вопросам защиты
прав  на результаты интеллектуальной деятельности военного, двойного и
специального назначения;
     2)  представляет  предложения  для  включения  в  план  работы  и
прогнозные показатели деятельности Минюста России;
     3)  обеспечивает  исполнение  Конституции  Российской  Федерации,
федеральных   конституционных   законов,  федеральных  законов,  актов
Президента  Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
а  также  международных  договоров  Российской  Федерации по вопросам,
относящимся к компетенции Департамента;
     4)  разрабатывает  проекты  нормативных  правовых  актов  Минюста
России  по  вопросам,  относящимся  к  компетенции Департамента, в том
числе   по   вопросам   защиты  прав  на  результаты  интеллектуальной
деятельности военного, двойного и специального назначения;
     5)   обобщает  практику  применения  законодательства  Российской
Федерации  и  проводит  анализ  реализации государственной политики по
вопросам  защиты  прав  на  результаты  интеллектуальной  деятельности
военного,  двойного  и  специального назначения, разрабатывает на этой
основе  предложения  о мерах по совершенствованию деятельности Минюста
России   и   федерального   государственного  учреждения  "Федеральное
агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности
военного, специального и двойного назначения" при Министерстве юстиции
Российской  Федерации,  за исключением подготовки межправительственных
соглашений  о  взаимной  охране  прав  на  результаты интеллектуальной
деятельности,   используемые  и  полученные  в  ходе  двустороннего  о
военно-технического сотрудничества;
     6)  в  рамках своей компетенции участвует в организации работы по
систематизации  законодательства  Российской  Федерации  и  подготовке
Свода законов Российской Федерации;
     7)  проводит  правовую экспертизу проектов законодательных и иных
нормативных    правовых    актов,   вносимых   федеральными   органами
исполнительной  власти на рассмотрение Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации, по следующим вопросам:
     - общие положения гражданского законодательства;
     - право собственности и другие вещные права;
     - обязательственное право;
     - гражданско-правовое регулирование осуществления отдельных видов
деятельности;
     - лицензирование отдельных видов деятельности;
     -  законодательство о конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных и финансовых рынках;
     - законодательство о техническом регулировании;
     - законодательство о транспорте;
     - законодательство об электроэнергетике;
     - законодательство о связи;
     - жилищное законодательство;
     - законодательство о естественных монополиях;
     - законодательство об интеллектуальной собственности;
     - законодательство об ипотеке (залоге) недвижимости;
     -   законодательство   о   градостроительной   деятельности,   за
исключением схем территориального планирования;
     - законодательство о рекламе;
     - законодательство о соглашениях о разделе продукции;
     - наследственное право;
     - законодательство о труде и занятости населения;
     -  законодательство о государственной гражданской и муниципальной
службе;
     -   законодательство   о   социальном  обеспечении  и  социальном
страховании;
     -   законодательство   о   пенсионном  обеспечении  и  пенсионном
страховании;
     -  семейное законодательство, за исключением вопросов регистрации
актов гражданского состояния;
     - законодательство о здравоохранении;
     - законодательство о науке;
     - законодательство об образовании;
     - законодательство о культуре;
     -   законодательство   о   средствах   массовой   информации,  за
исключением  вопросов  освещения  деятельности органов государственной
власти;
     - законодательство о физической культуре, спорте и туризме;
     -  законодательство  о  поставках  продукции  для государственных
нужд, в том числе федеральные целевые программы;
     - законодательство о налогах и сборах;
     - бюджетное законодательство;
     - законодательство об аудиторской деятельности;
     - законодательство о денежном обращении;
     -  законодательство  о применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении   наличных   денежных   расчетов   и  (или)  расчетов  с
использованием платежных карт;
     - законодательство о бухгалтерском учете;
     - законодательство о консолидированной финансовой отчетности;
     -   законодательство   по   вопросам  управления  и  распоряжения
государственным и муниципальным имуществом;
     - законодательство о несостоятельности (банкротстве);
     - законодательство о Банке России и банковской деятельности;
     - законодательство о валютном регулировании и валютном контроле в
Российской Федерации;
     - таможенное законодательство;
     - законодательство о внешнеторговой деятельности;
     - законодательство об инвестиционной деятельности;
     - законодательство о драгоценных металлах и драгоценных камнях;
     - законодательство об особых экономических зонах;
     - законодательство о финансовом оздоровлении юридических лиц;
     -  законодательство  об  охране  окружающей  среды и рациональном
использовании природных ресурсов;
     - законодательство об особо охраняемых природных территориях;
     - законодательство об экологической экспертизе;
     - земельное законодательство;
     - водное законодательство;
     - лесное законодательство;
     - законодательство о недрах;
     - законодательство об охране и использовании животного мира;
     - законодательство об охране атмосферного воздуха;
     - законодательство о гидрометеорологии;
     8)  проводит правовую экспертизу проектов концепций и технических
заданий  на  разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для
включения   в   планы   законопроектной   деятельности   Правительства
Российской   Федерации,   по   вопросам,   относящимся  к  компетенции
Департамента;
     9)  проводит  антикоррупционную  экспертизу  проектов федеральных
законов,  проектов  указов  Президента Российской Федерации и проектов
постановлений   Правительства  Российской  Федерации,  разрабатываемых
федеральными  органами  исполнительной  власти, иными государственными
органами  и организациями, проектов концепций и технических заданий на
разработку  проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов
и  заключений  на  проекты  федеральных  законов  -  при проведении их
правовой экспертизы;
     10)  готовит  проекты официальных отзывов и заключений на проекты
федеральных  конституционных  законов  и  федеральных законов, а также
проекты   поправок  к  ним  по  вопросам,  относящимся  к  компетенции
Департамента;
     11)   представляет   предложения   о   приоритетных  направлениях
законопроектной  деятельности  Правительства  Российской  Федерации, а
также   предложения  в  проекты  планов  законопроектной  деятельности
Правительства Российской Федерации;
     12)   готовит  материалы,  необходимые  для  участия  руководства
Минюста  России  в  заседаниях  палат Федерального Собрания Российской
Федерации,  Правительства  Российской  Федерации, комитетов и комиссий
при  рассмотрении  проектов  нормативных  правовых  актов по вопросам,
относящимся к компетенции Департамента;
     13)    готовит    заключения    о    возможности    осуществления
представительством     соответствующей     иностранной     организации
деятельности по усыновлению;
     14)    участвует    в    разработке   и   согласовании   проектов
межправительственных  соглашений  о взаимной охране прав на результаты
интеллектуальной   деятельности,  используемые  и  полученные  в  ходе
двустороннего военно-технического сотрудничества;
     15)  в пределах своей компетенции принимает участие в обеспечении
реализации  Минюстом России полномочий по согласованию в установленном
законодательством   Российской   Федерации   порядке   предложений   о
заключении,   прекращении,   приостановлении  действия  или  временном
применении международных договоров Российской Федерации;
     16)  в пределах своей компетенции принимает участие в обеспечении
реализации  Минюстом  России  полномочий  по внесению в соответствии с
законодательством   Российской   Федерации  предложений  о  заключении
международных  договоров  Российской  Федерации,  устанавливающих иные
правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации;
     17)  в пределах своей компетенции принимает участие в обеспечении
реализации  Минюстом  России  полномочий  по  подготовке  заключений о
соответствии  положений  международного  договора Российской Федерации
законодательству Российской Федерации;
     18)  в  пределах своей компетенции принимает участие в разработке
форм  статистической  отчетности  и  документов  первичного  учета  по
вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России;
     19)  осуществляет представление и защиту интересов Минюста России
и  Правительства  Российской Федерации в судах Российской Федерации по
вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
     20)  в пределах своей компетенции участвует в работе по внедрению
достижений  науки,  техники  и  положительного  опыта  в  деятельность
территориальных органов Минюста России;
     21) в пределах своей компетенции участвует в работе по созданию и
ведению   специализированных   баз   данных   правовой   информации  в
соответствии   с   единой   технической  политикой  в  сфере  правовой
информатизации России;
     22)   осуществляет   рассмотрение   обращений   граждан  и  писем
организаций по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
     23)   осуществляет  иные  полномочия,  отнесенные  к  компетенции
Департамента  законодательными  и  иными нормативными правовыми актами
Российской  Федерации,  а  также нормативными правовыми актами Минюста
России.
     
                     III. Организация деятельности
     
     7.  Департамент  возглавляет директор Департамента гражданского и
социального   законодательства  (далее  -  Директор),  назначаемый  на
должность и освобождаемый от должности приказом Минюста России.
     Директор  подчиняется  Министру  юстиции  Российской Федерации, а
также заместителю Министра, курирующему Департамент.
     Директор осуществляет непосредственное руководство Департаментом,
несет   персональную  ответственность  за  выполнение  возложенных  на
Департамент  задач  и  реализацию  полномочий, соблюдение федеральными
государственными гражданскими служащими (далее - гражданские служащие)
Департамента режима секретности, состояние служебной дисциплины.
     Директор   имеет   заместителей,   назначаемых   на  должность  и
освобождаемых  от  должности приказами Минюста России по представлению
Директора.
     8.  Для  решения  предусмотренных  настоящим  Положением  задач и
осуществления возложенных на Департамент полномочий Директор:
     1)   по   вопросам,   относящимся   к  компетенции  Департамента,
представляет  по  доверенности  или  по  поручению руководства Минюста
России  интересы  Минюста  России  в  органах  государственной власти,
общественных  организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными
лицами   органов   власти   иностранных   государств,   иностранных  и
международных   организаций;   участвует   в  работе  межведомственных
комиссий   органов   государственной   власти   и   иных  комиссий  по
соответствующим направлениям деятельности Минюста России;
     2)   осуществляет   прием   граждан,   обеспечивает   в  пределах
компетенции  Департамента  рассмотрение  индивидуальных и коллективных
обращений  граждан  и организаций и запросов информации о деятельности
Минюста  России и подписывает ответы на них; организует и контролирует
своевременное   и  качественное  рассмотрение  гражданскими  служащими
Департамента   обращений   граждан  и  запросов,  а  также  полноту  и
законность принятых по ним решений;
     3) взаимодействует с другими структурными подразделениями Минюста
России;
     4)    взаимодействует   (в   том   числе   ведет   переписку)   с
территориальными    органами    Минюста    России,   со   структурными
подразделениями   других   органов   исполнительной  власти,  а  также
федеральными государственными учреждениями Минюста России;
     5) обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов актов
и других документов Минюста России;
     6) обеспечивает рассмотрение поступивших в Минюст России проектов
актов и других документов, а также подготовку заключений на них;
     7)  распределяет  обязанности между своими заместителями, а также
определяет   должностные   обязанности   иных   гражданских   служащих
Департамента, участвует в подготовке должностных регламентов;
     8)  обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением
гражданскими   служащими   Департамента   федеральной  государственной
гражданской  службы,  в  том  числе вносит предложения о назначении на
должности  и включении в кадровый резерв, перемещении, освобождении от
должности,    увольнении,    аттестации,    о   временном   исполнении
обязанностей,  направлении  на  профессиональную подготовку, повышение
квалификации   и   стажировку,   в  том  числе  за  рубеж,  присвоении
гражданским  служащим классных чинов, о награждении государственными и
ведомственными  наградами, их поощрении и привлечении к дисциплинарной
ответственности, в том числе увольнении, включении их в состав рабочих
групп, комиссий и о направлении в служебные командировки;
     9)  привлекает  при  необходимости  в  установленном  порядке для
выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента,
научные   и   иные  организации,  ученых,  специалистов  и  работников
федеральных органов исполнительной власти;
     10)  на  основании выданных в установленном порядке доверенностей
подписывает  от  имени  Минюста  России  договоры, соглашения и другие
документы гражданско-правового характера;
     11)  проводит  совещания  (в  том числе с представителями органов
государственной власти, органов местного самоуправления и организаций)
по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
     12)  в  установленном  порядке  утверждает  положения  об отделах
Департамента;
     13)   вносит   предложения  об  изменении  структуры  и  штатного
расписания  центрального  аппарата  Минюста России в части, касающейся
Департамента;
     14)    обеспечивает    планирование,   организацию   и   контроль
деятельности  Департамента,  его  эффективное взаимодействие с другими
структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами
и   федеральными   государственными   учреждениями   Минюста   России,
структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти
и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
     15)   вносит   предложения   в   планы  основных  организационных
мероприятий Минюста России и работы коллегии Минюста России;
     16)       проводит      совещания,      семинары      и      иные
организационно-методические  мероприятия  по  вопросам,  относящимся к
компетенции Департамента;
     17)   осуществляет  иные  полномочия,  установленные  Регламентом
Минюста  России,  настоящим  Положением,  иными нормативными правовыми
актами  Минюста  России  и  поручениями Министра и его заместителей (в
соответствии с распределением обязанностей).
     9.    Для   решения   наиболее   важных   вопросов   деятельности
Департамента,  осуществления  контроля  за выполнением планов работы и
поручений  руководства  Минюста России, а также обмена опытом работы в
Департаменте могут проводиться оперативные совещания.
     Решения,   принятые   на   оперативном   совещании,   оформляются
протоколом   и   являются   обязательными   для  гражданских  служащих
Департамента.
     10. Департамент осуществляет свою деятельность на основе текущего
и перспективного планирования, в том числе плана работы Департамента.
     11.  В случае отсутствия Директора его обязанности исполняет один
из его заместителей.
     12.   Делопроизводство   и   мероприятия  по  обеспечению  режима
секретности   в   Департаменте   осуществляются   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами
Минюста России.
     13.    Департаменту    передаются    в    установленном   порядке
соответствующие  материальные  и технические средства, необходимые для
своевременной   и   качественной   реализации   возложенных   на  него
полномочий,   а   также   обеспечивается   доступ   к  соответствующим
информационным базам данных, системам связи и коммуникаций.