ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 4 марта 2010 г. N 51 (Д) В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535; N 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; N 23, ст. 2452; N 38, ст. 3975; N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008, N 10 (ч. 2), ст. 909; N 29 (ч. 1), ст. 3473; N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368): Утверждаю прилагаемое Положение о Департаменте законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения. Министр А.В.КОНОВАЛОВ 4 марта 2010 г. N 51 Утверждено Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 51 ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ I. Общие положения 1. Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства юстиции Российской Федерации. 2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, а также настоящим Положением. 3. Основными задачами Департамента являются: 1) участие в пределах компетенции Департамента в разработке общей стратегии государственной политики в сфере деятельности Минюста России; 2) обеспечение в пределах своих полномочий координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации; 3) организация и осуществление мониторинга правоприменения; 4) организация работы по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации; 5) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина. 4. В Департаменте для выполнения возложенных на него задач создаются структурные подразделения - отделы. Предложения о внесении изменений в структуру и штатное расписание центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента, представляются в установленном порядке. 5. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами Минюста России, подведомственными федеральными службами, федеральными государственными учреждениями Минюста России, а также с другими федеральными органами исполнительной власти. II. Полномочия 6. Департамент осуществляет следующие полномочия: 1) разрабатывает и представляет руководству Минюста России для внесения Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 2) представляет предложения для включения в план работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России; 3) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 4) разрабатывает проекты нормативных правовых актов Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 5) организует обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и проведение анализа реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе предложения по совершенствованию этой деятельности; 6) в пределах компетенции участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации; 7) проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 8) проводит правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 9) проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы; 10) проводит антикоррупционную экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов при проведении их правовой экспертизы; 11) готовит проекты официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проекты поправок к ним по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 12) разрабатывает предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации; 13) обеспечивает разработку проекта плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на основе предложений о разработке законопроектов, поступивших от федеральных органов исполнительной власти и организаций; 14) обобщает практику подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, осуществляет методическое обеспечение их подготовки; 15) обеспечивает координацию работы федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проекту плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов; 16) обеспечивает осуществление контроля за исполнением плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 17) подготавливает отчеты Правительству Российской Федерации о выполнении планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и организациями; 18) координирует законопроектную деятельность структурных подразделений Минюста России; 19) формирует на основе предложений структурных подразделений Минюста России проект плана законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации; 20) осуществляет организацию выполнения структурными подразделениями Минюста России плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации; 21) осуществляет проверку правовых заключений Минюста России по законопроектам, представляемым на рассмотрение Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, на предмет соответствия нормативным правовым актам, регулирующим законопроектную деятельность; 22) обеспечивает участие представителей Минюста России в работе палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий; 23) обеспечивает участие руководства Минюста России в заседаниях Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и в совещаниях по законопроектной деятельности у Руководителя Администрации Президента Российской Федерации; 24) осуществляет информационно-аналитическое обеспечение руководства Минюста России и структурных подразделений Минюста России по вопросам законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и палат Федерального Собрания Российской Федерации; 25) организует рассмотрение предложений территориальных органов Минюста России по совершенствованию федерального законодательства в структурных подразделениях Минюста России; 26) осуществляет мониторинг правоприменения в целях своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов; 27) осуществляет мониторинг правоприменения в целях своевременного исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и подготавливает предложения по их реализации; 28) осуществляет подготовку для руководства Минюста России материалов о результатах мониторинга правоприменения; 29) взаимодействует по вопросам проведения мониторинга правоприменения с Конституционным Судом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества; 30) координирует деятельность по мониторингу правоприменения структурных подразделений Минюста России, территориальных органов Минюста России, подведомственных федеральных служб и федеральных государственных учреждений Минюста России; 31) осуществляет методическое обеспечение проведения мониторинга правоприменения; 32) осуществляет подготовку доклада о состоянии и практике применения нормативных правовых актов в Российской Федерации; 33) проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, поступивших на рассмотрение в Минюст России, по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, письмам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, или по инициативе Департамента на соответствие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству; 34) организует и контролирует деятельность территориальных органов Минюста России по: проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству; государственному учету нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы; ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации; проведению мониторинга применения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения; проведению антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации; 35) проводит правовую экспертизу соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; 36) подготавливает проекты распоряжений Минюста России о государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также заключения об отказе в государственной регистрации или возврате соглашений без государственной регистрации; 37) осуществляет методическое обеспечение ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов; 38) в пределах компетенции принимает участие в разработке форм статистической отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России; 39) проводит проверку деятельности территориальных органов Минюста России в пределах компетенции Департамента; 40) в пределах компетенции участвует в работе по внедрению достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность территориальных органов Минюста России; 41) в пределах компетенции участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России; 42) организует разработку и внедрение программного обеспечения для осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации; 43) осуществляет представление и защиту интересов Минюста России и Правительства Российской Федерации в судах Российской Федерации и других органах по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 44) осуществляет рассмотрение обращений граждан, писем федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 45) осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью территориальных органов Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 46) участвует в мероприятиях по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Минюста России в пределах компетенции Департамента; 47) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции Департамента законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России. III. Организация деятельности 7. Департамент возглавляет директор Департамента законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения (далее - Директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Минюста России. Директор подчиняется Министру юстиции Российской Федерации, а также заместителю Министра, курирующему Департамент. Директор осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и реализацию полномочий, соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими Департамента режима секретности и служебной дисциплины. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказами Минюста России по представлению Директора. 8. Для решения предусмотренных настоящим Положением задач и осуществления возложенных на Департамент полномочий Директор: 1) по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, представляет по доверенности или по поручению руководства Минюста России интересы Минюста России в органах государственной власти, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств, иностранных и международных организаций; участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти и иных комиссий по соответствующим направлениям деятельности Минюста России; 2) осуществляет прием граждан, обеспечивает в пределах компетенции Департамента рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций и запросов информации о деятельности Минюста России и подписывает ответы на них; организует и контролирует своевременное и качественное их рассмотрение федеральными государственными гражданскими служащими Департамента, а также полноту и законность принятых по ним решений; 3) взаимодействует с другими структурными подразделениями Минюста России; 4) взаимодействует (в том числе ведет переписку) с территориальными органами Минюста России, подведомственными федеральными службами и федеральными государственными учреждениями Минюста России, а также со структурными подразделениями других органов исполнительной власти; 5) обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов актов и других документов Минюста России; 6) обеспечивает рассмотрение поступивших в Минюст России проектов актов и других документов, а также подготовку заключений на них; 7) распределяет обязанности между своими и заместителями, а также определяет должностные обязанности иных федеральных государственных гражданских служащих Департамента, участвует в подготовке должностных регламентов; 8) обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением федеральными государственными гражданскими служащими Департамента федеральной государственной гражданской службы, в том числе вносит предложения о назначении на должности и включении в кадровый резерв, перемещении, освобождении от должности, увольнении, аттестации, о временном исполнении обязанностей, направлении на профессиональную подготовку, повышение квалификации и стажировку, в том числе за рубеж, присвоении федеральным государственным гражданским служащим классных чинов, о награждении государственными и ведомственными наградами, их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе увольнении, включении их в состав рабочих групп, комиссий и о направлении в служебные командировки; 9) привлекает при необходимости в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, научные и иные организации, ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти; 10) на основании выданных в установленном порядке доверенностей подписывает от имени Минюста России договоры, соглашения и другие документы гражданско-правового характера; 11) проводит совещания (в том числе с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций) по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; 12) в установленном порядке утверждает положения об отделах Департамента; 13) вносит предложения об изменении структуры и штатного расписания центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента; 14) обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности Департамента, его эффективное взаимодействие с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами Минюста России, подведомственными федеральными службами и федеральными государственными учреждениями Минюста России, а также со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 15) вносит предложения в планы основных организационных мероприятий Минюста России и работы коллегии Минюста России; 16) проводит совещания, семинары и иные организационно-методические мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; 17) осуществляет иные полномочия, установленные Регламентом Минюста России, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Минюста России и поручениями Министра юстиции Российской Федерации и его заместителей (в соответствии с распределением обязанностей). 9. Для решения наиболее важных вопросов деятельности Департамента, осуществления контроля за выполнением планов работы и поручений руководства Минюста России, а также обмена опытом работы в Департаменте могут проводиться оперативные совещания. Решения, принятые на оперативном совещании, оформляются протоколом и являются обязательными для федеральных государственных гражданских служащих Департамента. 10. Департамент осуществляет свою деятельность на основе текущего и перспективного планирования, в том числе плана работы Департамента. 11. В случае отсутствия Директора его обязанности исполняет один из его заместителей. 12. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Департаменте осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России. 13. Департаменту передаются в установленном порядке соответствующие материальные и технические средства, необходимые для своевременной и качественной реализации возложенных на него полномочий, а также обеспечивается доступ к соответствующим информационным базам данных, системам связи и коммуникаций. |