О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ПОДПИСАНИИ СТАТУТА СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 5 июля 2010 г. N 500 (Д) В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет: Одобрить представленный Министерством иностранных дел Российской Федерации согласованный с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации проект Статута Суда Евразийского экономического сообщества (прилагается). Представить Президенту Российской Федерации предложение о подписании Статута Суда Евразийского экономического сообщества. Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН 5 июля 2010 г. N 500 Проект СТАТУТ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА Государства - члены Евразийского экономического сообщества, именуемые в дальнейшем Сторонами, основываясь на Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (далее - Договор) и Протоколе о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 6 октября 2007 г., исходя из необходимости обеспечения надлежащего выполнения международных договоров, заключенных в рамках Евразийского экономического сообщества и таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз), согласились о нижеследующем: Статья 1 Суд Евразийского экономического сообщества (далее - Суд) образуется и действует в соответствии со статьей 8 Договора и с настоящим Статутом. Статья 2 Суд осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов: а) независимость судей; б) гласность разбирательства; в) равенство сторон; г) состязательность; д) коллегиальность. Глава I Организация деятельности Суда Статья 3 В состав Суда от каждой Стороны входят 2 судей. Срок полномочий судьи - 6 лет. Статья 4 Судьи должны обладать высокими моральными качествами и соответствовать требованиям, предъявляемым для назначения на должности судей верховных и (или) высших арбитражных, хозяйственных и экономических судов Сторон, а также являться специалистами высокой квалификации в области международного и внутригосударственного права, в особенности в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенных правоотношений. Статья 5 1. Судьи назначаются и освобождаются от должности Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества по представлению Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств). 2. Судья при вступлении в должность делает на заседании Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества торжественное заявление о том, что он будет исполнять свои обязанности беспристрастно и добросовестно. 3. Полномочия судьи могут прекращаться по следующим основаниям: а) прекращение деятельности Суда; б) истечение срока полномочий судьи; в) письменное заявление судьи об отставке; г) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам - требует дополнительного рассмотрения; д) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; е) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; ж) утрата судьей гражданства Стороны, от которой он был назначен; з) совершение судьей серьезного проступка, не совместимого с высоким статусом судьи; и) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; к) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; л) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим либо безвестно отсутствующим. Статья 6 1. Судьи не могут представлять интересы каких бы то ни было государственных или межгосударственных органов и организаций, коммерческих структур, политических партий и движений, территорий, наций, народностей, социальных и религиозных групп, а также отдельных лиц. Судьи не вправе заниматься любой деятельностью, связанной с получением доходов, кроме научной, творческой и преподавательской деятельности. 2. Судья не может участвовать в разрешении какого-либо дела, в котором он ранее участвовал в качестве представителя, поверенного или адвоката одной из сторон, члена национального либо международного суда, следственной комиссии или в каком-либо ином качестве. 3. Наличие обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, является основанием для отвода (самоотвода) судьи. Статья 7 На судей Суда и членов их семей распространяются привилегии и иммунитеты, предоставляемые должностным лицам органов Евразийского экономического сообщества в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 г. При необходимости дополнительный объем привилегий и иммунитетов для судей может быть установлен соглашением Сторон. На судей Суда по истечении их полномочий, при уходе в отставку должны распространяться гарантии, предусмотренные законодательством государств - членов Евразийского экономического сообщества для председателей верховных и (или) высших арбитражных, хозяйственных и экономических судов Сторон. Статья 8 1. Суд возглавляет председатель. 2. Председательство осуществляется судьями Суда поочередно на ротационной основе в порядке русского алфавита, исходя из наименований государств, в течение 2 лет. Председатель Суда избирается Судом из числа судей от Стороны очередности. 3. Председатель Суда: а) организует деятельность Суда; б) обеспечивает в пределах полномочий сотрудничество с высшими судебными органами Сторон и государств, не являющихся членами Евразийского экономического сообщества, а также с международными судебными органами и организациями; в) назначает сотрудников секретариата Суда на должность и освобождает их от должности в пределах структуры и численности, утверждаемой Межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств); г) организует предоставление средствам массовой информации сведений о деятельности Суда; д) осуществляет иные полномочия в пределах настоящего Статута. Статья 9 1. Суд избирает заместителя председателя Суда на 2 года от Стороны, наименование которой следует в порядке русского алфавита за наименованием Стороны, от которой избран председатель Суда. По истечении срока полномочий заместитель председателя Суда может быть переизбран. Председатель Суда и его заместитель не могут быть гражданами одной и той же Стороны, причем один из них должен быть гражданином государства - члена таможенного союза. 2. При невозможности участия председателя Суда в работе Суда его обязанности исполняет заместитель председателя. Статья 10 1. Правовое, организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Суда возлагается на секретариат Суда. 2. Должностные лица и сотрудники секретариата Суда являются международными служащими. При исполнении официальных функций они пользуются иммунитетами, льготами и привилегиями, установленными Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 г. 3. Финансирование деятельности Суда осуществляется за счет средств бюджета Евразийского экономического сообщества в порядке, определяемом Межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств). 4. Условия оплаты труда судей, должностных лиц и сотрудников секретариата Суда определяются Межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств). Статья 11 1. Местопребыванием Суда является г. Минск. 2. Условия пребывания Суда на территории Республики Белоруссия определяются соглашением между Правительством Республики Белоруссия и Евразийским экономическим сообществом. Статья 12 Суд пользуется правами юридического лица. Суд имеет печать и бланки со своим наименованием. Глава II Компетенция Суда Статья 13 1. Суд обеспечивает единообразное применение Договора и других действующих в рамках Евразийского экономического сообщества международных договоров и принимаемых органами Сообщества решений. 2. Суд рассматривает возникающие между Сторонами споры экономического характера по вопросам реализации решений органов Евразийского экономического сообщества и положений договоров, действующих в рамках Евразийского экономического сообщества. 3. Суд осуществляет толкование положений международных договоров, действующих в рамках Евразийского экономического сообщества, и решений органов Евразийского экономического сообщества. Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам Сторон, высших судебных органов Сторон, Межгосударственного Совета, Межпарламентской Ассамблеи и Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества. 4. В связи с формированием таможенного союза Суд: а) рассматривает дела о соответствии актов органов таможенного союза международным договорам, составляющим договорно-правовую базу таможенного союза; б) рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов таможенного союза; в) дает толкование международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза, актов, принятых органами таможенного союза; г) разрешает споры между Комиссией таможенного союза и государствами, входящими в таможенный союз, а также между государствами - членами таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках таможенного союза. 5. К ведению Суда могут быть отнесены и иные споры, разрешение которых предусмотрено международными договорами в рамках Евразийского экономического сообщества и таможенного союза. 6. В случае возникновения спора о подсудности дела Суду вопрос разрешается Судом. Статья 14 1. Если иное не предусмотрено международными договорами в рамках Евразийского экономического сообщества, споры рассматриваются Судом по заявлению: а) Сторон; б) органов Евразийского экономического сообщества. 2. Суд рассматривает дела в рамках таможенного союза по заявлению: а) государств - членов таможенного союза; б) органов таможенного союза; в) хозяйствующих субъектов государств - членов таможенного союза. 3. Обращения в Суд хозяйствующих субъектов государств - членов таможенного союза и особенности судопроизводства по ним определяются международным договором. Глава III Судопроизводство Статья 15 1. Порядок рассмотрения дел в Суде определяется регламентом, утверждаемым Судом. 2. Судебное заседание считается правомочным при условии присутствия на нем не менее одного судьи от каждой Стороны. Статья 16 Судопроизводство в Суде осуществляется на русском языке. Статья 17 1. Обращение в Суд Стороны, органов Евразийского экономического сообщества и таможенного союза не облагается пошлиной. 2. Порядок и размеры возмещения судебных издержек устанавливаются Судом. Статья 18 Суд может запрашивать необходимые для рассмотрения дел материалы от Сторон, компетентных органов Сторон, а также органов Евразийского экономического сообщества и таможенного союза, за исключением информации, имеющей ограниченное распространение. Статья 19 Решения Суда подлежат изданию в официальных источниках опубликования Суда, Евразийского экономического сообщества, таможенного союза и Сторон, а также в соответствующих реестрах правовой информации. Порядок и правила опубликования определяются Сторонами в соответствии с их законодательством. Статья 20 1. По спорам, указанным в пунктах 2 и 4 статьи 13 настоящего Статута, Суд принимает решения, которые являются обязательными для исполнения сторонами спора. 2. В случае неисполнения решения Суда в установленный им срок любая из сторон спора может обратиться в Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств) для принятия решения по этому вопросу. Статья 21 Если какая-нибудь Сторона или Комиссия таможенного союза считает, что решение по делу может затронуть какой-либо их интерес правового характера, то эта Сторона или Комиссия таможенного союза может обратиться в Суд с ходатайством о разрешении вступить в дело в качестве заинтересованной Стороны. Статья 22 Решение Суда окончательно и не подлежит обжалованию. Статья 23 1. Решение Суда может быть пересмотрено по заявлению стороны спора по вновь открывшимся обстоятельствам, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре, при том непременном условии, что такая неосведомленность не была следствием небрежности. 2. Заявление о пересмотре решения Суда должно быть подано в Суд до истечения одного года с момента открытия новых обстоятельств, но не позднее 10 лет с даты его вынесения. Глава IV Особенности судопроизводства в рамках таможенного союза Статья 24 Для разрешения конкретного спора, возникающего в рамках таможенного союза, Суд образует в порядке, установленном регламентом, коллегию из числа судей, являющихся гражданами государств - членов таможенного союза. Решение коллегии выносится Судом. Статья 25 1. Суд принимает решения, в которых предписывает меры для его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Статутом. 2. Спор, указанный в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 4 статьи 13 настоящего Статута, не принимается к рассмотрению без предварительного обращения в Комиссию таможенного союза. Если Комиссия таможенного союза в течение 2 месяцев не приняла меры по поступившему обращению, то заявление о рассмотрении спора может быть направлено в Суд. 3. Заявление о рассмотрении спора, направленное в Суд по поводу какого-либо решения Комиссии таможенного союза, не является основанием для приостановления действия этого решения. 4. Решение в отношении заявления о рассмотрении спора выносится Судом в течение 90 календарных дней с момента поступления заявления в Суд. Глава V Консультативные заключения Статья 26 1. Суд выносит консультативные заключения по запросам Сторон, органов Евразийского экономического сообщества и таможенного союза, а также высших органов судебной власти. 2. Консультативные заключения запрашиваются по вопросам применения международных договоров и решений органов Евразийского экономического сообщества и таможенного союза. 3. Консультативные заключения носят рекомендательный характер. 4. Письменные обращения, по которым Суд дает консультативные заключения, должны содержать точное изложение вопроса, по которому требуется разъяснение, с приложением всех относящихся к вопросу документов. Глава VI Заключительные положения Статья 27 Оговорки к настоящему Статуту не допускаются. Статья 28 Споры, связанные с применением или толкованием положений настоящего Статута, разрешаются путем консультаций и переговоров между Сторонами. Статья 29 По договоренности Сторон в настоящий Статут могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами. Статья 30 Настоящий Статут временно применяется с даты его подписания, подлежит ратификации и вступает в силу с даты получения депозитарием третьей ратификационной грамоты. Настоящий Статут в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций подлежит регистрации в Секретариате Организации Объединенных Наций. Совершено в г. ________________ "__" ____________ 2010 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр настоящего Статута хранится в Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества, который, являясь депозитарием настоящего Статута, направит каждой Стороне его заверенную копию. За Республику Белоруссия За Республику Казахстан За Киргизскую Республику За Российскую Федерацию За Республику Таджикистан |