ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДЕЖУРНЫХ СЛУЖБ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 29 июня 2000 г. N 109 (Д) В целях повышения роли дежурных служб территориальных органов уголовно - исполнительной системы (далее - УИС) и дальнейшего совершенствования их деятельности по оперативному управлению подчиненными подразделениями и организациями приказываю: 1. Утвердить и ввести в действие прилагаемую Инструкцию по организации работы дежурных служб территориальных органов уголовно - исполнительной системы Минюста Российской Федерации (далее - Инструкция). 2. Начальникам территориальных органов УИС: 2.1. Организовать изучение Инструкции в системе профессионального обучения начальствующего состава территориального органа УИС. 2.2. Обеспечить своевременное и качественное информирование центрального органа УИС о преступлениях, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных происшествиях в подчиненных подразделениях и организациях строго в соответствии с требованиями Приказа ГУИН Минюста России от 29 декабря 1998 г. N 28 и Приказа Минюста России от 28 апреля 2000 г. N 144дсп. 2.3. Обязать руководителей подразделений и организаций, подчиненных территориальному органу УИС, информировать дежурную службу территориального органа УИС об обстановке в подразделениях и организациях ежедневно в сроки, установленные начальником территориального органа УИС. При резком ее изменении, а также при чрезвычайных происшествиях информацию передавать немедленно. 2.4. Рассматривать сокрытие или несвоевременное представление оперативной информации о происшествиях и преступлениях в подразделениях УИС как грубейшее нарушение служебной дисциплины, проводить по ним служебные проверки и принимать соответствующие меры воздействия. 2.5. Принять дополнительные меры к укомплектованию дежурных служб квалифицированными сотрудниками для эффективного обеспечения задач и функций, возложенных на указанные службы настоящей Инструкцией. 2.6. В трехмесячный срок провести комплексное обследование помещений дежурных служб и принять меры к их обеспечению необходимым имуществом и инвентарем. 3. Приказы МВД России от 9 апреля 1993 г. N 170 "О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей органов внутренних дел" и от 18 октября 1996 г. N 550дсп "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности дежурных частей органов внутренних дел и системы представления оперативной информации" в УИС Минюста России не применять. 4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя начальника Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации генерал - лейтенанта милиции Краева В.К. Вр.и.о. Начальника Главного управления исполнения наказаний, генерал - майор внутренней службы К.Ш. БАХТИАРОВ 29 июня 2000 г. N 109 УТВЕРЖДЕНА Приказом ГУИН Минюста России от 29 июня 2000 года N 109 ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДЕЖУРНЫХ СЛУЖБ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 1. Общие положения 1.1. Настоящая Инструкция регламентирует работу дежурных служб территориальных органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. 1.2. В своей работе дежурные службы УИС руководствуются федеральными законами, нормативными актами центрального органа УИС, Министерства юстиции Российской Федерации и настоящей Инструкцией. 1.3. Дежурные службы структурно входят в состав организационных подразделений территориальных органов УИС, находятся в прямом подчинении начальников этих подразделений и в оперативном подчинении начальников оперативных отделов территориальных органов УИС. 2. Основные задачи дежурной службы 2.1. Круглосуточный сбор и обработка информации об обстановке в подразделениях и организациях территориального органа УИС. 2.2. Информирование руководства территориального органа УИС об обстановке в подчиненных подразделениях и организациях. 2.3. Доведение решений руководства территориального органа по доложенной информации до подчиненных подразделений и организаций. 2.4. Взаимодействие с дежурными службами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и правоохранительных структур при решении неотложных вопросов. 2.5. Оперативное реагирование на сообщения о преступлениях, пожарах, стихийных бедствиях, ситуациях природного и техногенного характера, а также других чрезвычайных происшествиях, своевременное направление достоверных донесений о них в центральный орган УИС. Оповещение, сбор и первоначальное руководство силами и средствами при чрезвычайных обстоятельствах и экстремальных ситуациях. 2.6. Руководство действиями дежурного наряда по охране административного здания территориального органа УИС при угрозе нападения, террористического акта, стихийного бедствия, переходе на усиленный вариант несения службы личным составом. 2.7. Учет, охрана, выдача и прием табельного оружия сотрудникам территориального органа УИС. 3. Организация работы дежурной службы 3.1. Задачи, возложенные на дежурную службу, выполняет дежурная смена в составе оперативного дежурного, помощника оперативного дежурного, водителя дежурной машины. По решению начальника территориального органа УИС дежурная смена может усиливаться дополнительными силами и средствами. 3.2. Сотрудники других служб привлекаются к выполнению задач в составе дежурной смены только в случае временного отсутствия штатных сотрудников дежурной службы (отпуск, болезнь). Эти сотрудники назначаются из числа наиболее подготовленных и утверждаются приказом начальника территориального органа УИС. С ними организуется соответствующая служебная подготовка. 3.3. Дежурная смена обязана владеть информацией об оперативной обстановке в подчиненных подразделениях и организациях, обобщать и анализировать сведения об ее изменениях и своевременно докладывать о них начальнику территориального органа, а в случаях, не терпящих отлагательства, самостоятельно принимать необходимые решения и отдавать соответствующие распоряжения. 3.4. Режим работы дежурной смены устанавливается начальником территориального органа УИС по 12-часовому или 24-часовому графику. Во время дежурства сотрудникам поочередно предоставляются перерывы для принятия пищи и кратковременного отдыха общей продолжительностью каждому: при 12-часовом режиме - 2 часа, а при 24-часовом - 4. 3.5. При пересмене заступающий и меняющийся оперативные дежурные докладывают начальнику территориального органа, а в его отсутствие - лицу, его замещающему, информацию об обстановке в подчиненных подразделениях. Указанная информация и решения по ней отражаются в книге рапортов о приеме и сдаче дежурства (приложение N 1) <*>. Начальник территориального органа УИС оценивает работу смены и дает необходимые указания заступающему оперативному дежурному. ---------------------------------- <*> Приложения не приводятся. 3.6. Вся поступающая в дежурную службу информация служебного характера оперативным дежурным заносится в журнал учета информации (приложение N 2). 3.7. При доставлении в ночное время в территориальный орган корреспонденции оперативный дежурный обязан принять ее, зарегистрировать в журнале учета пакетов (приложение N 6), проверить целостность упаковки и оттисков печатей (на сургуче или на бумажной наклейке), расписаться в сдаточном реестре (разносной книге или расписке) с указанием оттиска номера печати или штампа дежурной части, а затем своевременно передать ее в секретариат (канцелярию) территориального органа. При обнаружении на пакете с грифом "секретно", "совершенно секретно" повреждений оперативный дежурный составляет акт в присутствии лица, доставившего пакет, о чем в реестре и книге учета пакетов делает соответствующую запись. 3.8. Оперативный дежурный и помощник оперативного дежурного при заступлении на смену вооружаются огнестрельным оружием (пистолетами с двумя снаряженными магазинами, а по указанию начальника территориального органа - автоматами), службу несут в повседневной форме одежды и обязаны иметь при себе: служебное удостоверение, жетон с личным номером, личную карточку или нагрудный знак, изготовленный согласно приложению N 3. 3.9. Заступающий на смену оперативный дежурный должен принять: - служебную документацию, законодательные и другие нормативные акты по описи (согласно приложению N 4); - вооружение, боеприпасы, специальные средства, оперативную, организационную технику, ПЭВМ, средства связи, защиты и другое имущество согласно описи. Вооружение и технические средства проверяются поштучно и по номерам, при этом обращается внимание на их исправность и комплектность; - проверить целостность оттиска печати на сейфе (металлическом шкафу) с пакетами оповещения. 3.10. Для хранения оружия, боеприпасов и спецсредств, а также для чистки вооружения оборудуются комнаты для хранения оружия. Ключи от комнаты и шкафов для хранения оружия должны находиться у оперативного дежурного. Дубликаты ключей хранятся у начальника дежурной службы в пеналах в опечатанном виде. Передача их другим лицам запрещена. Комната и шкафы опечатываются личной мастичной печатью оперативного дежурного. В случае утраты ключа замок заменяется или реконструируется с изменением секрета. 3.11. При обнаружении следов нарушения оттисков печатей на двери комнаты и шкафах для хранения оружия оперативный дежурный незамедлительно докладывает об этом начальнику территориального органа или лицу, его замещающему, который назначает комиссию для проверки наличия хранящегося в них имущества, вооружения и боеприпасов, о чем делается запись в журнале информации. 3.12. О фактах утраты, задержки со сдачей оружия, боеприпасов, средств связи, технических средств и других предметов сотрудниками, а также при обнаружении поломок, неисправностей, разукомплектования указанных технических средств оперативный дежурный делает запись в журнале учета информации и докладывает письменно рапортом начальнику территориального органа или лицу, его замещающему. Далее действует в соответствии с полученными от него указаниями. 3.13. Личный состав дежурной смены обязан постоянно находиться в помещении дежурной службы, оборудованном согласно приложению N 5. Отлучаясь из помещения дежурной службы для принятия пищи и кратковременного отдыха, оперативный дежурный обязан оставлять за себя помощника. По возвращении оперативный дежурный принимает доклад от помощника об изменениях в обстановке за время его отсутствия, поступивших указаниях руководителей и принимаемых мерах по их выполнению. 3.14. За дежурной службой закрепляется автотранспорт с круглосуточным режимом работы и соответствующим количеством водителей - сотрудников, которые состоят в штатах автохозяйств (гаражей) и на период работы входят в состав дежурной смены. 3.15. Дежурная смена обеспечивает оповещение и сбор личного состава по тревоге. В этих целях контролирует исправность технических средств вызова (оповещения), определяет места сбора личного состава по тревоге, а также порядок связи с органами власти и дежурными службами органов ФСБ, МВД, МЧС. 3.16. При получении сигнала об оповещении личного состава "объявлен сбор" оперативный дежурный: - фиксирует в журнале для записей оперативного дежурного точное время получения сигнала, фамилию, инициалы передавшего сигнал лица; - вскрывает пакет с обозначением данного сигнала, докладывает начальнику территориального органа о получении сигнала и действует в соответствии с имеющейся инструкцией. 3.17. В целях обеспечения надлежащей охраны административного здания территориального органа УИС дежурная смена обязана: - знать план охраны и обороны звания, систему пропускного режима, расположение служебных помещений, входов и выходов из здания; - проверять не менее двух раз в ночное время порядок несения службы нарядом по охране здания (если он назначается), исправность сигнализации, средств связи. При выявлении нарушений порядка несения службы, обнаружении неисправностей принимать меры к их устранению. 3.18. При нападении на административное здание территориального органа УИС оперативный дежурный должен организовать его отражение. О факте нападения и принятых мерах информируются начальник территориального органа УИС или лицо, его замещающее, соответствующие органы внутренних дел, а также дежурная служба центрального органа УИС. 3.19. При получении информации об угрозе террористического акта оперативный дежурный должен сообщить об этом начальнику территориального органа УИС, в дежурную службу центрального органа УИС и в органы федеральной службы безопасности, внутренних дел и принять меры к немедленной эвакуации личного состава. 3.20. Дежурная смена в вопросах по обеспечению пожарной безопасности в административном здании и прилегающей территории руководствуется Инструкцией о мерах пожарной безопасности в административных зданиях Министерства юстиции Российской Федерации. 3.21. Получив сообщение о пожаре или его обнаружении в административном здании территориального органа и прилегающей территории, оперативный дежурный: - вызывает к месту пожара подразделения пожарной охраны государственной противопожарной службы; - уточняет место и размер пожара, пути распространения огня, местонахождение людей в районе пожара и пути их эвакуации, вероятность взрыва, отравления, обрушение строительных конструкций, наличие в очаге пожара легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ), отравляющих и взрывчатых веществ, а также электрических сетей и установок, работающих под напряжением, необходимость эвакуации имущества и материалов, защиты их от огня, дыма, огнетушащих веществ; - при необходимости обеспечивает отключение электрической энергии, перекрытие газовых и других пожароопасных коммуникаций, осуществляет другие мероприятия, направленные на предотвращение распространения пожара, вызывает медицинскую и другие необходимые службы; - до прибытия подразделений пожарной охраны принимает все необходимые меры по эвакуации людей с места пожара с соблюдением всех требований техники безопасности и его тушении имеющимися первичными средствами пожаротушения; - докладывает о возникновении пожара и принятых мерах по его ликвидации начальнику территориального органа УИС или лицу, его замещающему; - объявляет сбор личного состава по "тревоге" согласно схеме оповещения; - организует эвакуацию документации и материальных ценностей согласно утвержденному начальником территориального органа списку; - по прибытии подразделений пожарной охраны информирует начальника пожарного расчета об очаге пожара, принятых мерах по его ликвидации, о наличии в помещениях людей и осуществляет другие мероприятия по распоряжению руководителя тушения пожара. 4. Обязанности должностных лиц дежурной службы 4.1. Работу дежурной службы территориального органа организует ее начальник. Он несет ответственность в полном объеме за успешное выполнение возложенных на дежурную службу задач. 4.2. Начальник дежурной службы территориального органа обязан: 4.2.1. Знать обстановку в подчиненных подразделениях. 4.2.2. Обеспечивать своевременную и качественную передачу по линии дежурной службы оперативно - служебной информации и подготовку необходимых донесений. Разрабатывать проекты приказов, распоряжений и других нормативных документов, связанных с организацией работы дежурной службы. 4.2.3. Своевременно истребовать материально - технические средства, необходимые для обеспечения деятельности дежурной службы. 4.2.4. Заниматься воспитанием личного состава дежурной службы, руководить боевой и служебной подготовкой. 4.2.5. Осуществлять повседневный контроль за рациональным распределением нагрузки на подчиненных, в установленном порядке предоставлять компенсацию за выполнение ими служебных обязанностей сверх установленного времени. 4.2.6. Регулярно проверять систему подготовки дежурной смены территориального органа УИС, качество несения службы дежурной сменой, надежность обеспечения сохранности оружия, боеприпасов в комнате хранения оружия, порядок выдачи и приема вооружения. 4.3. Оперативный дежурный (он же - руководитель дежурной смены) свою работу организует в соответствии с требованиями уголовно - исполнительного законодательства, нормативных документов, регламентирующих деятельность дежурных служб, и настоящей Инструкции. 4.4. Оперативный дежурный обязан: 4.4.1. Осуществлять сбор и обработку поступающей из подчиненных подразделений информации. Соблюдать режим секретности и конспирации в работе. Не допускать несанкционированный доступ к базе данных дежурной службы территориального органа УИС лиц, не имеющих соответствующего разрешения. 4.4.2. Немедленно докладывать начальнику территориального органа о происшествиях или преступлениях, подпадающих под Перечень информации, утвержденный Приказом начальника ГУИН Минюста России от 29 декабря 1998 г. N 28. 4.4.3. Обеспечивать представление в дежурную службу центрального органа УИС в утвержденные Перечнем сроки по установленной форме информацию о происшествиях или преступлениях. Если в утвержденные Перечнем сроки не удалось получить подобных сведений о происшествии или преступлении, оперативный дежурный направляет в центральный орган УИС предварительную информацию, а также передает указанную информацию при смене заступающему оперативному дежурному, который после выяснения недостающих данных направляет дополнительное донесение в дежурную службу центрального органа УИС <*>. -------------------------------- <*> Вопрос о направлении информации в центральный орган УИС о происшествиях, не предусмотренных Перечнем, решается руководством территориального органа УИС с учетом их общественной опасности в конкретной обстановке и возможного наступления нежелательных последствий. 4.4.4. Организовывать взаимодействие дежурных частей подчиненных подразделений по взаимному обмену информацией с дежурными службами органов внутренних дел и федеральной службой безопасности согласно Единому перечню чрезвычайных ситуаций, преступлений и происшествий, утвержденному Приказом ФСБ России и МВД России от 10 декабря 1997 г. N 479дсп / N 826дсп. Взаимное информирование осуществляется по каналам закрытой телефонной связи, в необходимых случаях - в письменной форме с соблюдением мер, обеспечивающих защиту передаваемых сведений. 4.4.5. Обеспечивать сохранность оружия, боеприпасов, специальных средств, средств защиты и связи, служебной документации и имущества согласно описи. Вести учет их выдачи и приема в установленном порядке. 4.4.6. Принимать на временное хранение оружие от сотрудников, прибывших в командировку, а также изъятое, найденное оружие и боеприпасы в соответствии с требованиями Инструкции о порядке хранения, учета, приема и выдачи оружия и боеприпасов. При приеме от сотрудников оружия, боеприпасов, специальных средств, средств связи, защиты сверить их номера и количество, проверить состояние и исправность. 4.4.7. Производить выдачу сотрудникам закрепленного за ними оружия, боеприпасов и средств связи. В обмен на карточку - заместитель выдаются оружие и боеприпасы личному составу для выполнения служебных обязанностей с оформлением в книге выдачи - приема вооружения и специальных средств. Выдача средств связи производится под роспись в журнале установленного образца. 4.4.8. Оперативный дежурный имеет право: - отдавать обязательные к исполнению распоряжения дежурным частям подчиненных подразделений и организаций, а в отсутствие руководителей территориального органа УИС - всему личному составу в пределах компетенции, установленной инструкцией; - получать от руководителей подразделений территориального органа УИС информацию, необходимую для выполнения возложенных на дежурную службу задач. 4.4.9. Оперативному дежурному запрещается: - освобождать от несения службы кого-либо из состава дежурной смены; - отлучаться с места несения службы за пределы территориального органа УИС; - использовать автотранспорт и другое имущество дежурной службы не по прямому назначению, занимать средства связи переговорами, не связанными с выполнением членами дежурной смены служебных обязанностей. 4.5. Помощник оперативного дежурного выполняет возложенные на него задачи под непосредственным руководством оперативного дежурного. Он оказывает помощь оперативному дежурному в обеспечении непрерывного слежения за оперативной обстановкой в подчиненных подразделениях, круглосуточном сборе и обработке поступающей оперативной информации. Отвечает за поддержание порядка в служебных помещениях дежурной смены. 4.5.1. Помощник оперативного дежурного обязан: 4.5.2. Принимать согласно описи имущество, другую технику, находящуюся в дежурной службе, средства телефонной и радиосвязи, документацию к ним, отвечает за их сохранность и правильное использование. О приеме докладывает оперативному дежурному и делает соответствующую запись в книге учета повреждений и проверки исправности аппаратуры связи, сигнализации (приложение N 7). 4.5.3. Знать руководство территориального органа. По прибытии их в помещение дежурной службы (в случае отсутствия оперативного дежурного) докладывать об обстановке в подразделениях УИС по установленной форме. 4.5.4. Обеспечивать охрану оружия и спецсредств, находящихся в комнате хранения оружия. 4.5.5. Уметь пользоваться имеющимися средствами телефонной, радиосвязи, другой техникой, знать позывные, а также сигналы по оповещению личного состава. 4.5.6. По указанию оперативного дежурного осуществлять работу по оповещению личного состава территориального органа УИС по "тревоге". 4.5.7. Вести журнал учета входящих и исходящих телеграмм, телефонограмм (приложение N 8). 4.5.8. Совместно с нарядом по охране здания территориального органа УИС путем повседневного контроля, обхода здания и служебных помещений обеспечивать охрану и оборону зданий. 4.5.9. Обеспечивать режим секретности и конспирации, сохранность документов и закрытой информации в служебной деятельности. 4.5.10. Совершенствовать личную профессиональную и физическую подготовку. 4.5.11. Качественно и в установленные сроки выполнять отдельные поручения руководства территориального органа. 5. Контроль за работой дежурной службы 5.1. Контроль за работой дежурной службы территориального органа УИС организует начальник территориального органа. 5.2. Начальник территориального органа своим распоряжением определяет перечень руководителей, допущенных к осуществлению контроля за деятельностью дежурной службы, и пределы их полномочий. 5.3. Контроль осуществляется путем проверок несения службы дежурной сменой, своевременности и обоснованности принимаемых решений по поступившей информации о чрезвычайных происшествиях, преступлениях среди спецконтингента и сотрудников подразделений, сохранности оружия и боеприпасов, порядка ведения журналов, книг и другой служебной документации, эффективности использования технических средств. 5.4. Начальник дежурной службы: - ежедневно проверяет готовность заступающей дежурной смены к выполнению служебных задач, дает оценку сменяющемуся наряду, обращая особое внимание на своевременность, полноту реагирования на сообщения о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, соблюдение учетно - регистрационной дисциплины; - регулярно проверяет соблюдение установленного порядка хранения вооружения, средств защиты, связи, соблюдение личным составом порядка выполнения отдаваемых оперативным дежурным распоряжений и указаний, состояние служебных помещений дежурной смены, автотранспорта и другого имущества, закрепленного за дежурной службой; - ежемесячно подводит итоги работы дежурной службы и определяет направления дальнейшего совершенствования ее деятельности. 5.5. Отчеты о работе дежурных служб территориальных органов УИС составляются ежегодно начальником дежурной службы и представляются докладной запиской в центральный орган УИС к 20 января следующего за отчетным года. Текстовая часть записки излагается в произвольной форме (до 3 страниц машинописного текста), содержит краткую характеристику работы дежурных служб, перечень объективных, субъективных причин, не позволяющих обеспечить достаточно эффективное функционирование дежурных служб, вопросы, требующие законодательного межведомственного и внутриведомственного организационного и нормативного регулирования. Кроме того, дополняется сведениями о структуре, штатах и кадровом составе дежурной службы, материально - техническом обеспечении и размещении, информацией о номерах телефонов и факса дежурной службы территориального органа УИС. |