Страницы: 1 2 медицинском отношении моряками согласно международным и национальным требованиям". Каждая рыбопромысловая компания должна предусмотреть в СУБ порядок комплектования экипажей судов квалифицированным и опытным персоналом и оформить его документально. Общие стандарты по дипломированию и подготовке рыбаков при назначении на судно для лицензированного и нелицензированного персонала определены в Международной конвенции о подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и несении вахты 1995 года. Судовой персонал должен иметь: - морское базовое образование (для командного состава, как правило, высшее или среднее специальное в объеме программ признанных и полномочных на то морских учебных заведений); - дипломы, сертификаты и свидетельства, предусмотренные международными и национальными нормативно - правовыми документами, удостоверяющие квалификацию, компетентность, профессиональную подготовленность и медицинскую пригодность к морской службе; - достаточный опыт практической деятельности, подтверждаемый стажем работы в занимаемой должности или дублером при первоначальном назначении на должность командного состава, служебным продвижением и видами обучения; - для комсостава (капитан, старший помощник и старший механик) объективное доказательство прохождения подготовки по утвержденной администрацией программе, удостоверяющее знание и понимание МКУБ. Компания должна выработать и документально оформить кадровую политику, в которую в обязательном порядке включить требования в отношении годности рыбаков в медицинском отношении. Компания должна иметь документально оформленную систему подбора персонала и процедуру, определяющую порядок найма персонала на работу. В случае, если прием на работу или укомплектование судна экипажем осуществляется через агента по найму, компания должна иметь процедуру для проверки того, что агенты соблюдают кадровую политику компании. Компания должна установить порядок проверки профессиональной подготовленности персонала, в том числе знания и понимания политики компании в области безопасного управления и предотвращения загрязнения при направлении на суда и назначении на должность. Проверки должны проводиться на берегу и судах в соответствии с нормативными положениями береговых кадровых подразделений и документально оформляться. Доказательством годности рыбака в медицинском отношении может быть своевременное прохождение им медицинских освидетельствований в установленные администрацией сроки. Вступление в должность судового персонала осуществляется после подписания должностной инструкции и инструктажа на рабочем месте. Компания должна иметь процедуры для определения необходимости проведения переподготовки персонала, составления плана переподготовки и контроля за его выполнением. 8.5.36. Параграф 6.3 "6.3. Компания должна вести процедуры, обеспечивающие должное ознакомление персонала и персонала, переведенного на новые должности, связанные с безопасностью и защитой окружающей среды, с возложенными на него обязанностями. Должны быть определены, оформлены в виде документов и предоставлены экипажу инструкции, с которыми необходимо ознакомиться до выхода в море". В СУБ судна должны быть включены документально оформленные процедуры и инструкции, описывающие процесс ознакомления с эксплуатационными документами, аварийным расписанием, оборудованием мостика, машинного отделения и другими судовыми мероприятиями для надлежащего выполнения своих обязанностей до выхода судна в море. Особое внимание необходимо обращать при замене командного состава. Под новым назначением понимается назначение на новое судно, назначение на другую работу или должность или первое назначение после найма на работу в компанию. Само ознакомление может быть организовано следующим образом: - подготовка на судне в качестве дублера или стажера; - изучение судна во время нахождения его в порту; - использование учебных пособий (видеоматериалы, руководства и инструкции по эксплуатации); - использование тренажера по СУБ. Факт ознакомления должен быть документально оформлен. Инструкции определяют основные обязанности членов экипажа судна в пределах судовой организации и позволяют осуществить подготовку персонала до начала исполнения ими своих должностных обязанностей на борту судна. Эти инструкции могут включать ответственность, полномочия и взаимосвязь между членами экипажа, вовлеченными в СУБ. К ним, например, относятся инструкция по спуску спасательной шлюпки, инструкция по системам пожаротушения и т.п. Особое внимание аудитор по МКУБ должен обратить на организацию процесса передачи дел капитана и комсостава. Факт передачи должен быть документально оформлен. 8.5.37. Параграф 6.4 "6.4. Компания должна обеспечить, чтобы весь персонал, связанный с СУБ компанией, надлежащим образом понимал соответствующие нормы, правила, кодексы и руководства". Компания должна разработать специальные процедуры, обеспечивающие контроль за знанием и соблюдением береговым и судовым персоналом международных и национальных нормативно - правовых документов, к которым относятся: международные конвенции в области безопасности мореплавания, международные конвенции в области рыболовства, резолюции ИМО, правовая основа Парижского и Токийского меморандумов, национальные законодательные и нормативные акты, отраслевые документы и правила классификационных обществ. Назначенное лицо отвечает за координацию этой работы и снабжение компании необходимыми нормативно - правовыми документами, а также за контроль и обновление их в офисе компании и на судах. Компания должна создать библиотеки на берегу и судах, где можно было бы получить документы, регламентирующие вопросы безопасности. Вся документация должна контролироваться, т.е. в компании и на судах должен быть перечень, содержащий полное название документа, дату его последней ревизии, дату издания и другие идентификаторы. Требования нормативно - правовых документов могут быть включены в инструкции по эксплуатации, должностные инструкции и функциональные обязанности персонала. 8.5.38. Параграф 6.5 "6.5. Компания должна установить и обеспечить соблюдение процедур для определения любой подготовки, которая может потребоваться для обеспечения СУБ, а также обеспечить такой подготовкой весь соответствующий персонал". Обязательность подготовки берегового и судового персонала по МКУБ вытекает из главы 4 и параграфов 1.2.2.3, 6.1.2, 8.2 и особенно данного параграфа. В соответствии с требованиями Госкомрыболовства РФ подготовка по МКУБ должна осуществляться по двухступенчатой схеме и включать в себя: - базовую подготовку в освидетельствованных центрах подготовки по МКУБ; - дополнительную подготовку (инструктаж) по МКУБ в рыбопромысловых компаниях. Подобная схема позволяет построить систему подготовки берегового и судового персонала по МКУБ на основе единых стандартов обучения, закрепленных соответствующими положениями, под контролем Госкомрыболовства РФ, но при этом не исключает изучение специфики СУБ каждой компании. Для определения объема дополнительной подготовки по МКУБ компания должна выявить все важные с точки зрения безопасности управления и предотвращения загрязнения действия на берегу и ключевые операции на борту каждого из принадлежащих компании судов с тем, чтобы обеспечить весь персонал, участвующий в решении этих задач, необходимой подготовкой. Компания должна определить все потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть на судах, и обеспечить получение персоналом необходимых навыков по недопущению и устранению таких ситуаций. К потенциально опасным ситуациям могут быть отнесены: - пожары в любом из помещений судна; - загрязнение окружающей среды нефтепродуктами; - другие виды загрязнения; - "человек за бортом"; - спасательные операции; - аварийные ситуации и т.п. Компания должна вести учет проведения такой подготовки, а также перечни лиц, прошедших ее. Аудитор должен проверить наличие у берегового и судового персонала необходимых сертификатов, являющихся объективным доказательством прохождения базовой подготовки по МКУБ, и документально оформленных процедур, регламентирующих дополнительную подготовку по МКУБ. 8.5.39. Параграф 6.6 "6.6. Компания должна установить процедуры, обеспечивающие получение судовым персоналом соответствующей информации по СУБ на рабочем языке или языках, которые он понимает". Береговой и судовой персонал должен быть ознакомлен с СУБ компании, включая используемые методы и критерии оценки эффективности системы. Для этого компания должна установить рабочий язык (языки) и определить требуемый уровень знания его для командного и рядового состава. Все процедуры и инструкции должны быть написаны на рабочем языке в простой и ясной форме. Объем и содержание документации должны быть определены исходя из понимания судовым персоналом своих функциональных обязанностей. В случае, если прием на работу или укомплектование судна экипажем осуществляется через агента по найму, компания должна иметь процедуру для проверки того, что агенты осуществляют отбор кандидатов с учетом знания рабочего языка компании. 8.5.40. Параграф 6.7 "6.7. Компания должна обеспечить, чтобы судовой персонал был способен эффективно общаться при выполнении им своих обязанностей, относящихся к СУБ". Возможность общения судового персонала на рабочем языке является одним из основных требований МКУБ. Поэтому аудитор должен проверить все процедуры, касающиеся комплектования судового экипажа с точки зрения обеспечения эффективного общения персонала при выполнении им своих функциональных обязанностей и в аварийных ситуациях. Для этого компания должна иметь объективные доказательства того, что весь персонал владеет рабочим языком. 8.5.41. 7. Разработка планов проведения операций на судах "Компания должна установить порядок подготовки планов и инструкций относительно проведения основных операций на судне, касающихся безопасности судна и предотвращения загрязнения. Различные, связанные с этим задачи должны быть определены и поручены квалифицированному персоналу". Компания, определив и учтя все потенциально возможные риски, связанные с ведением промысла и мореплаванием, должна составить планы проведения судовых операций, определить порядок и технологию их выполнения. Для этой цели в СУБ судна должны быть представлены все ключевые операции, которые влияют на безопасность и предотвращение загрязнения, и предусмотрено их нахождение в управляемых условиях для обеспечения надлежащего, в соответствии с требованиями классификационного общества, состояния судна и безопасности персонала. Под управляемыми условиями понимается наличие необходимых процедур и детальных инструкций, описывающих порядок действий при выполнении ключевых операций, контрольных листов и допусков к производству работ. Причем очень важно осуществлять постоянный контроль за правильностью выполнения ключевых операций и проверять соответствие их инструкциям. Примерами судовых операций, неправильное осуществление которых может привести к возникновению опасных ситуаций, могут быть: несение вахты, бункеровка, организация технического обслуживания оборудования. Анализ выполнения ключевых операций должен делаться на основе имеющейся статистики, практического опыта, наблюдений и обсуждений, желательно в рабочей обстановке. Вся эта информация должна быть использована при разработке процедур или инструкций. Процедура должна содержать пошаговое выполнение ключевой операции или задачи безопасным и правильным способом. Планы, процедуры и инструкции должны основываться и учитывать соответствующие обязательные международные и национальные нормы и правила, применимые конвенции, кодексы, руководства и стандарты. Кроме того, компания должна ссылаться на технические руководства организаций рыбной отрасли, классификационных обществ и производителей оборудования. Акцент должен делаться на предупредительные и профилактические действия. Все процедуры и инструкции должны быть написаны просто и понятно. Особое внимание компания должна обращать на точное выполнение инструкций в критических ситуациях и при определении уровня компетенции персонала. Примерами критических операций могут служить: плавание при тяжелых погодных условиях или плохой видимости, бункеровка и швартовка в море и т.п. Компания должна выработать требования к уровню компетенции и подготовленности персонала, который был бы достаточен для определения ключевых операций и выполнения необходимых действий, описанных в планах, процедурах и инструкциях. В ходе освидетельствования аудитор должен получить доказательства того, что: - планы, процедуры и инструкции, произвольно выбранные аудитором, включают требования обязательных норм правил; - компания установила требования для лиц, несущих ответственность за разработку планов, процедур и инструкций по ключевым и критическим операциям; - ключевые операции проводятся в управляемых условиях. Для этого необходимо осуществить наблюдение за проведением некоторых из операций и проверить, соответствует ли порядок их выполнения процедурам и инструкциям. Аудитор должен выставить несоответствие, если планы, процедуры и инструкции компании не внедрены, отсутствуют требования к уровню компетенции персонала, процедуры по определению ключевых операций не выполняются и порядок осуществления ключевой операции не соответствует процедуре или инструкции. 8.5.42. 8. Готовность к аварийным ситуациям 8.5.43. Параграф 8.1 "8.1. Компания должна установить порядок выявления, описания возможных аварийных ситуаций на судне и их устранения". Компания должна осуществлять меры по выявлению потенциально возможных аварийных ситуаций на судне и проводить подготовку персонала к действиям в подобных условиях. Подготовка должна предусматривать: - идентификацию и описание потенциально возможных аварийных ситуаций; - разработку берегового и судового планов действий в аварийных ситуациях; - составление программ обучения и тренировок по отработке береговым и судовым персоналом действий в аварийных ситуациях, предотвращению аварий, локализации и сведению к минимуму их последствий. Идентификация потенциально возможных аварийных ситуаций должна производиться исходя из опыта компании, национальной и международной морской практики по эксплуатации однотипных судов с поправками на конкретные условия использования. Планы действия берегового и судового персонала в аварийных ситуациях должны быть взаимосвязаны. Порядок установления и поддержания связи между судном и берегом в аварийных ситуациях должен осуществляться в соответствии с Резолюцией А.648(16) "Об основных принципах системы судовых донесений и предъявляемых к ним требованиях". Аудитор может потребовать от компании демонстрации готовности экипажа к действиям в аварийной ситуации. Компания должна быть постоянно готова в любое время дня и ночи обеспечить быстрое и эффективное реагирование на аварийные ситуации на судах, а мероприятия, позволяющие осуществить такое реагирование, должны быть предусмотрены в СУБ компании. Аудитор должен проверить наличие документально оформленных процедур, описывающих действия судового персонала в аварийных ситуациях и обращения к компании, властям и третьим лицам за помощью. Эти процедуры должны включать обязанности и ответственность, а также порядок взаимодействия судового персонала. 8.5.44. Параграф 8.2 "8.2. Компания должна составить программу учений экипажа и учебных тревог в условиях аварийной ситуации". Компания должна составить программы обучения и тренировок берегового и судового персонала по отработке действий в аварийных ситуациях. Программы должны готовиться на основе идентификации потенциально возможных аварийных ситуаций, береговых и судовых планов и включать проверку того, что документально оформленная процедура соответствует аварийной ситуации и является эффективной, а тренировки судового и берегового персонала по практическому применению документально оформленных процедур способствуют улучшению навыков по реагированию на аварийные ситуации. В дополнение к учебным тревогам, выполняемым в соответствии с международными и национальных нормами и правилами, должны также проводиться тренировки по действиям в потенциально возможных аварийных ситуациях, определенных компанией в соответствии с параграфом 8.1 МКУБ. Записи обо всех учебных тревогах и тренировках, проведенных на берегу и судах, должны сохраняться и обрабатываться. Специально выделенный персонал должен проводить анализ результатов с целью выявления эффективности процедур. Аудитор должен проверить способность компании быстро и эффективно реагировать на аварийные ситуации путем проведения учебных тревог и тренировок. Аудитору должны быть представлены объективные доказательства осуществления учебных тревог и тренировок по действиям в ситуациях, предусмотренных международными конвенциями, наставлениями по борьбе за живучесть судна и противопожарную безопасность: - столкновение; - посадка на мель; - потеря управляемости; - пожар; - "человек за бортом"; - оставление судна; - промысловое происшествие; - штормовое предупреждение; - поиск и спасение; - травма и болезнь; - разлив нефти и нефтепродуктов; - аварийный выброс хладогена; - намотка орудий лова на винт. 8.5.45. Параграф 8.3 "8.3. СУБ должна предусматривать мероприятия, обеспечивающие способность компании в любое время реагировать на опасности, несчастные случаи и аварийные ситуации, связанные с ее судами". Учебные тревоги и тренировки должны проводиться на регулярной основе для повышения эффективности работы СУБ и уточнения планов действий в аварийных ситуациях. Компания должна обеспечивать достаточный уровень подготовки персонала, который может быть вовлечен в реальные аварийные ситуации, наличие оборудования, соответствующего аварийной ситуации, и поддержку действий судового персонала с берега. Кроме того, компания должна иметь надлежащие средства связи и процедуры передачи сообщений для возможности реагирования на аварийную ситуацию в любое время суток. 8.5.46. 9. Доклады о несоблюдении требований, авариях и опасных происшествиях и их анализ 8.5.47. Параграф 9.1 "9.1. СУБ должна включать процедуры, обеспечивающие передачу сообщений компании о случаях несоблюдения требований, авариях и опасных ситуациях, их расследовании и анализ с целью повышения безопасности и предотвращения загрязнения". В СУБ компании должны быть включены документально оформленные процедуры, предусматривающие незамедлительное представление обязательных докладов обо всех возникших в компании происшествиях, прямо или косвенно затрагивающих безопасность судового персонала и судов, сохранность имущества и предотвращение загрязнения. Доклады составляются судовым комсоставом или руководителями береговых подразделений по кругу своих обязанностей и представляются соответственно капитаном или руководителем соответствующей службы в оригинале назначенному лицу, службе безопасности мореплавания и в копии персоналу и организациям, которые должны быть об этом проинформированы. Доклады должны составляться точно и исчерпывающе. В компании должны быть разработаны документально оформленные процедуры о мерах по регистрации, изучению, оцениванию и анализу указанных выше докладов и предпринятых действий. Доклады о несоответствиях, обнаруженных властями порта, представителями классификационных обществ, рыбоохраны и других надзорных органов, должны незамедлительно передаваться руководству компании, сохраняться и анализироваться. Для подтверждения достоверности докладов аудитор может запросить сведения об обнаруженных несоответствиях у надзорных органов. Во время освидетельствования аудитору должны быть представлены все доклады о несоответствиях, несчастных случаях и опасных ситуациях и их расследованиях, проведенных судовым персоналом и/или компанией. Аудитор должен проверить эффективность внедрения документально оформленных процедур, связанных с вышеперечисленными отчетными документами. 8.5.48. Параграф 9.2 "9.2. Компания должна установить порядок действий по устранению выявленных недостатков". В СУБ компании должны быть предусмотрены процедуры по выработке корректирующих и предотвращающих действий на основе: - анализа докладов о несоответствиях; - результатов расследования несчастных случаев и опасных ситуаций, происшедших при проведении судовых операций. Примерами корректирующих действий могут служить: - внесение изменений в процедуры и/или инструкции; - улучшение аварийных планов; - дополнительное обучение или тренировка экипажа; - повышение качества технического обслуживания. Компания должна внедрить систему обратной связи для контроля обеспечения уверенности в том, что вся необходимая информация была распространена и достигла соответствующего персонала и судов, после того как произошел аварийный случай или опасная ситуация. 8.5.49. 10. Техническое обслуживание и ремонт судна и оборудования 8.5.50. Параграф 10.1 "10.1. Компания должна установить порядок обеспечения технического обслуживания и ремонта судна в соответствии с положениями соответствующих норм и правил и любыми дополнительными требованиями, которые могут быть установлены компанией". Все суда компании должны иметь систему технического обслуживания (ТО) оборудования, предусматривающую наличие регламентов по техническому обслуживанию судов и судового оборудования, инспекции по контролю технического состояния судов и судового оборудования, соблюдению регламента ТО, выявлению возможных несоответствий, процедур по регистрации, осуществляемого на судах ТО, и учета и движения сменно - запасных частей. Компания должна определить судовые устройства, оборудование и технические системы, внезапный выход из строя которых порождает опасные или аварийные ситуации. Техническое обслуживание судна и оборудования должно проводиться в соответствии с процедурами, учитывающими действующие нормы и правила, изложенные в международных и национальных стандартах по безопасности и предотвращению загрязнения, конвенционных и классификационных требованиях и рекомендациях производителей. Кроме того, должны быть предусмотрены документально оформленные процедуры, описывающие порядок анализа информации об отказах, повреждениях, дефектах и других неисправностях, мерах для повышения надежности судна и оборудования, включающие регулярные проверки и испытания резервных и аварийных судовых устройств, оборудования и технических систем, не используемых непрерывно. При выполнении технического обслуживания судов и судового оборудования сторонними организациями они должны быть проинформированы о требованиях компании к организации ТО, а компания должна иметь возможность контроля систем качества субподрядчиков. Аудитору должны быть представлены объективные доказательства, подтверждающие, что техническое обслуживание, ремонты и необходимые проверки производятся на плановой, своевременной и безопасной основе. Компания должна иметь на берегу квалифицированный персонал для обеспечения технической поддержки судовым специалистам, включая снабжение, и слежения за состоянием судов и оборудования, а также организации обратной связи по техническим вопросам. 8.5.51. Параграф 10.2.1 "10.2. Для выполнения этих требований компания должна обеспечить: 1. проведение инспекций через соответствующие промежутки времени;". В основу системы организации ТО должна быть положена идея непрерывности контроля состояния судна и судового оборудования, превентивность и непрерывность обслуживания. Компания должна обеспечить, чтобы инспекции и осмотры проводились компетентным, квалифицированным и опытным персоналом. Основным документом, определяющим планирование, организацию и учет технического обслуживания судов в эксплуатации, является судовой план - график. Он отражает регламент ТО. Корректировка плана - графика должна осуществляться на основе непрерывного контроля технического состояния судовых конструкций, устройств и оборудования. Береговой и судовой персонал несет ответственность за качество и своевременность проведения технических осмотров судна и судового оборудования. Компания должна определить квалификационные требования к персоналу, использовать их при найме на работу и закрепить в должностных инструкциях. Компания должна разработать документально оформленные процедуры по контролю испытаний и осмотров для проверки того, что установленные требования выполняются. Вся информация о ТО должна регистрироваться, изучаться, оцениваться и анализироваться с целью совершенствования системы ТО и СУБ компании. Аудитору должны быть представлены документальные доказательства о том, что ТО судна и судового оборудования выполняется в соответствии с системой технического обслуживания и требованиями надзорных органов, классификационных обществ, предприятий рыбной и морской индустрии и т.п. 8.5.52. Параграф 10.2.2 "2. передачу сообщений о любых случаях несоблюдения требований с указанием возможной причины, если она известна;". В СУБ компании должны быть предусмотрены документально оформленные процедуры о незамедлительном информировании берегового персонала, выделенного для решения задач, связанных с отказами, повреждениями, дефектами и другими неисправностями, которые могут повлиять на безопасную эксплуатацию судна или могут повлечь за собой риск загрязнения окружающей среды. В СУБ компании должны быть предусмотрены процедуры по оповещению соответствующих государственных органов об опасных и аварийных ситуациях, которые могут повлиять на безопасность или привести к загрязнению окружающей среды. 8.5.53. Параграф 10.2.3 "3. соответствующие действия по устранению недостатков; и". В СУБ компании должны быть включены документально оформленные процедуры по изучению отчетов о несоблюдении требований норм и правил по ТО судна и судового оборудования, произошедших отказах, повреждениях, дефектах и других неисправностях и выработке корректирующих действий. Ответственность и полномочия персонала, занятого изучением и выработкой корректирующих действий, должна быть четко определена. 8.5.54. Параграф 10.2.4 "4. регистрацию этих действий". Доклады и отчеты по проведенному техническому обслуживанию, отказам, повреждениям, дефектам и другим неисправностям должны регистрироваться, изучаться и анализироваться и предоставляться аудитору по МКУБ при проведении последнего освидетельствования компании. Отчеты об инспекциях, осмотрах и предпринятых корректирующих действиях должны быть подписаны и зарегистрированы, а также могут включать в себя копии докладов о ТО. 8.5.55. Параграф 10.3 "10.3. Компания должна установить в СУБ процедуры для определения оборудования и технических систем, внезапный отказ которых может создавать опасные ситуации. СУБ должна предусматривать конкретные меры, направленные на обеспечение надежности такого оборудования или систем. Эти меры должны включать регулярные проверки резервных устройств и оборудования или технических систем, которые не используются на постоянной основе". Судовое оборудование и технические системы, внезапный выход из строя которых порождает опасные ситуации, такие, как потеря судном хода, управляемости, маневренности, живучести и повреждение систем жизнеобеспечения, должны быть включены в отдельный перечень. При включении оборудования и технических систем в подобный перечень должны также учитываться результаты изучения их надежности и опыт эксплуатации. Компания должна предусматривать специальные меры по повышению надежности работы такого судового оборудования и технических систем, а СУБ компании содержать процедуры по проведению его инспекций и осмотров, а также выполнению контрольных замеров для подтверждения его работоспособности и надежности. Компания должна обеспечить осуществление регулярных проверок и испытаний резервного, аварийного и не используемого постоянно судового оборудования и технических систем с целью снижения вероятности их внезапного отказа при вводе в эксплуатацию. Действия по проведению инспекций, осмотров и проверок судового оборудования и технических систем, внезапный выход из строя которых порождает опасные ситуации, должны включаться в процедуры, относящиеся к несению вахты и/или подготовке судна к выполнению ответственных операций, например, при подготовке судна к выходу в море. 8.5.56. Параграф 10.4 "10.4. Инспекции, упомянутые в пункте 10.2, а также меры, упомянутые в пункте 10.3, должны включаться в текущее техническое обслуживание и ремонт судна в период эксплуатации". Система технического обслуживания компании должна быть единой, информационно целостной и охватывать все вопросы организации, регламентирования и регистрации выполненного ТО, а также контроля, проверки, инспектирования и испытания всего судового оборудования, учета его отказов, повреждений, дефектов, неисправностей и предпринятых мер по их устранению и повышению надежности указанного оборудования. Кроме того, в систему должны включаться процедуры, связанные с организацией материально - технического снабжения, с учетом, движением и расходованием запасных частей. В СУБ компании должны быть предусмотрены документально оформленные процедуры, касающиеся сохранения, регистрации, изучения и проведения интегрального анализа всей информации о техническом обслуживании для выработки обоснованных корректирующих действий и совершенствования системы технического обслуживания компании. 8.5.57. 11. Документация 8.5.58. Параграф 11.1 "11.1. Компания должна установить и обеспечить соблюдение процедур контроля всех документов и данных, касающихся СУБ". В СУБ компании должны быть включены документально оформленные процедуры, описывающие и регламентирующие управление и контроль документов и данных, касающихся системы управления безопасностью. Компания должна разработать процедуры для правильной регистрации, идентификации, распространения, сбора, поддержания и размещения всей документации, относящейся к эксплуатации судов и ведению промысла. Необходимо предпринять меры по структурированию документации. Все документы перед вступлением в силу должны быть утверждены. В СУБ компании должна быть предусмотрена специальная процедура, определяющая текущий статус документов с целью исключения использования просроченных и неприменимых документов. Компания должна назначить ответственных лиц за управление и контроль документов, касающихся СУБ. 8.5.59. Параграф 11.2.1 "11.2. Компания должна обеспечить, чтобы: 1. действительные документы были доступны во всех соответствующих местах;". В СУБ компании должен быть четко определен порядок распространения учтенных документов, предписанное место хранения и лицо, ответственное за хранение, учет и корректировку. Актуальность документации должна поддерживаться в головном представительстве компании, а также во всех филиалах и на судах. На судне должен быть полный комплект документации, относящийся к этому судну. Компания должна выделить специального человека, обеспечивающего управление, утверждение, ревизию и распространение документации системы управления безопасностью. Эта деятельность должна контролироваться назначенным лицом. Управление документацией на судне является ответственностью капитана. В ходе освидетельствования аудитор должен установить, что действующие документы доступны и находятся в установленных местах. 8.5.60. Параграф 11.2.2 "2. изменения, вносимые в документы, проверялись и одобрялись уполномоченным персоналом; и". В СУБ компании должны быть включены процедуры, определяющие порядок внесения изменений в документы и распространения их в компании. Персонал, которого касаются вносимые изменения, должен в обязательном порядке привлекаться к обсуждению и внедрению изменений. Все предложения по изменению существующих документов, поступающие с судов, должны быть утверждены ответственным береговым персоналом и только после этого изданы. Компания должна назначить ответственных лиц, обеспечивающих проверку, одобрение и издание вносимых изменений. 8.5.61. Параграф 11.2.3 "3. своевременно изымались устаревшие документы". В СУБ компании должны быть предусмотрены процедуры по изъятию из обращения утративших силу документов и обеспечению защиты против их непреднамеренного использования. Любые отмененные документы, сохраняемые согласно обязательным нормам и правилам или для изучения, должны быть идентифицированы соответствующим образом. В СУБ компании должна быть включена процедура, обеспечивающая ведение перечня документов, с указанием их актуальной ревизии. Этот перечень должен также содержать информацию об ответственных и местах хранения документов. 8.5.62. Параграф 11.3 "Документы, используемые для описания и внедрения СУБ, могут называться "Руководство по управлению безопасностью". Документация должна оформляться в том виде, который компания считает наиболее эффективным. Каждое судно должно иметь на борту всю документацию, относящуюся к этому судну". Основным документом, регламентирующим СУБ компании, является "Положение по управлению безопасностью", которое определяет политику компании в области безопасности, цели, организационную структуру и основные положения системы управления безопасностью, в том числе ее применение. Основным документом, регламентирующим СУБ судна, является "Положение по эксплуатации судна", содержащее судовые операции по безопасному управлению и предотвращению загрязнения, правила и инструкции их выполнения. СУБ, разработанная и внедренная в компании, должна удовлетворять всем требованиям МКУБ и обеспечивать реальное выполнение политики компании в области безопасного управления и предотвращения загрязнения. СУБ должна быть структурирована и адаптирована к видам деятельности компании, ее размеру, традициям и бизнес - процессам. Документация СУБ должна включать в себя береговые и судовые руководства и быть организована таким образом, чтобы обеспечивать возможность любому сотруднику компании, связанному с СУБ, познакомиться с требованиями и порядком выполнения своих обязанностей. Компания должна ясно описать взаимодействие СУБ с другими береговыми и судовыми системами и установить необходимые ссылки и связи между ними. 8.5.63. 12. Проверка, обзор и оценка, осуществляемые компанией 8.5.64. Параграф 12.1 "12.1. Компания должна проводить внутренние ревизии безопасности в целях проверки соответствия мероприятий в области безопасности и предотвращения загрязнения требованиям СУБ". Компания должна на регулярной основе проводить внутренние аудиторские проверки системы управления безопасностью с целью: - получения подтверждения о том, что деятельность по безопасному управлению и предотвращению загрязнения ведется в компании в соответствии с применимыми нормами и правилами или с отклонением от этих норм и правил; - определения эффективности и анализа системы управления безопасностью; - функционирования и постоянного совершенствования СУБ. Проверки производятся в береговых подразделениях компании и на судах на плановой основе. Проверки должны выполняться квалифицированным, компетентным, подготовленным и опытным персоналом, не зависимым от инспектируемых областей и видов деятельности (не несущим за них прямой ответственности). Внутренний аудитор по МКУБ должен иметь объективное доказательство прохождения подготовки по МКУБ. Аудитор должен проверить доклады и отчеты по внутренним проверкам, проведенным компанией на берегу и на судах для получения объективных доказательств того, что: - СУБ функционирует не менее 3-х месяцев (при первоначальном освидетельствовании); - компания провела не менее одной ежегодной внутренней проверки; - компания разрабатывает и выполняет корректирующие действия по результатам внутренних проверок. Если внутренние проверки проводятся привлеченными консультантами, то аудитор должен проверить, что процедура внутренней проверки выполнялась в соответствии с процедурами СУБ компании. 8.5.65. Параграф 12.2 "12.2. Компания должна периодически оценивать эффективность СУБ и, при необходимости, пересматривать СУБ в соответствии с процедурами, установленными компанией". Компания должна провести подготовку по МКУБ соответствующего руководящего, берегового и судового персонала с целью знакомства с СУБ компании, включая методы и критерии, используемые для оценки эффективности функционирования системы управления безопасностью. В СУБ компании должны быть предусмотрены документально оформленные процедуры для анализа эффективности работы системы управления безопасностью. Анализ СУБ с целью определения правильности выбора политики безопасности и ее эффективности должен выполняться не реже одного раза в год. Планирование и подготовка анализа должны выполняться квалифицированным, подготовленным и опытным персоналом. Несоответствия, выводы и рекомендации, полученные в результате проведения анализа, должны быть документально оформлены. На основе утвержденных решений должен быть разработан план действий по их внедрению. Внеплановый анализ эффективности СУБ должен проводиться при: - внешних аудиторских проверках компании и судов; - имевших место случаях травматизма или гибели людей, авариях и происшествиях, связанных с загрязнением окружающей среды; - проверках, проводимых инспекторами государств флага и порта, классификационных обществ; - введении в действие новых применимых международных или национальных норм и правил; - осуществлении структурных и организационных изменений в компании, пополнении флота судами новых типов, существенных изменениях производственной деятельности компании. Аудитор должен проверить наличие объективных доказательств проведения компанией подобного анализа и выполнения корректирующих действий, предпринятых компанией по результатам анализа работы СУБ. 8.5.66. Параграф 12.3 "12.3. Ревизии и возможные меры по устранению недостатков должны осуществляться в соответствии с процедурами, оформленными в виде документов". В СУБ компании должны быть предусмотрены документально оформленные процедуры по проведению внутренних аудиторских проверок, устранению выявленных несоответствий и выполнению корректирующих действий. Внутренняя проверка должна завершаться составлением специального отчета. В нем должна приводиться оценка деятельности проверяемого подразделения или судна, их соответствие применимым нормам и правилам СУБ, выявленные несоответствия. 8.5.67. Параграф 12.4 "12.4. Персонал, осуществляющий ревизии, должен быть независим от проверяемых видов деятельности, кроме случаев, когда это практически неосуществимо вследствие размеров и характера компании". Планирование и организация внутренних аудиторских проверок должны осуществляться в соответствии с документально оформленными процедурами, причем лица, осуществляющие внутренний аудит, должны быть независимы от проверяемых областей и видов деятельности, т.е. не нести за них прямой ответственности. 8.5.68. Параграф 12.5 "12.5. Результаты ревизий и проверок должны доводиться до сведения всего персонала, ответственного за данный вид деятельности". О предстоящей проверке руководители береговых подразделений и капитаны судов должны извещаться заблаговременно. В СУБ компании должен быть документально оформлен порядок ознакомления ответственного руководства компании и соответствующего персонала с выявленными несоответствиями, выводами и рекомендациями внутреннего аудитора. Результаты работы аудитора, изложенные в отчете по итогам внутренний проверки, в обязательном порядке должны обсуждаться с лицами, ответственными за инспектируемый вид деятельности, и подписываться аудитором, капитаном или руководителем берегового подразделения. 8.5.69. Параграф 12.6 "12.6. Управленческий персонал, ответственный за данный вид деятельности, должен своевременно принять меры по устранению обнаруженных недостатков". В СУБ компании должны быть предусмотрены документально оформленные процедуры по контролю, за своевременным принятием мер по устранению обнаруженных аудитором несоответствий. 8.5.70. 13. Освидетельствование, проверка и контроль 8.5.71. Параграф 13.1 "13.1. Судно должно эксплуатироваться компанией, получившей документ о соответствии требованиям, относящимся к этому судну". Выдача документов компании и судам осуществляется администрацией государства флага или организацией, действующей по поручению администрации. После положительного прохождения освидетельствования на соответствие требованиям МКУБ компании выдается документ о соответствии, а судну - свидетельство об управлении безопасностью. Свидетельство об управлении безопасностью выдается судну только в том случае, если компания имеет документ о соответствии, относящийся к судам данного типа. 8.5.72. Параграф 13.2 "13.2. Документ о соответствии требованиям должен выдаваться каждой компании, отвечающей требованиям МКУБ, Администрацией, организацией, признанной Администрацией, или правительством страны, с которой компания ведет свои дела, по поручению Администрации. Этот документ должен приниматься как доказательство того, что компания способна выполнять требования Кодекса". Документ о соответствии выдается компании после прохождения освидетельствования СУБ компании на соответствие требованиям МКУБ и получения объективных доказательств, подтверждающих, что СУБ соответствует требованиям МКУБ и функционирует эффективно. 8.5.73. Параграф 13.3 "13.3. Копия такого документа должна находиться на судне с тем, чтобы капитан, по требованию, мог предъявить его для проверки Администрацией или признанной ею организацией". Компания должна направить копию Документа о соответствии на каждое судно и в каждое структурное подразделение. 8.5.74. Параграф 13.4 "13.4. Свидетельство, именуемое Свидетельством об управлении безопасностью, должно выдаваться судну Администрацией или организацией, признанной Администрацией. Администрация, выдавая Свидетельство, должна убедиться, что компания и ее управление на судне действуют в соответствии с одобренной СУБ". Свидетельство об управлении безопасностью должно выдаваться судну после положительного прохождения освидетельствования компании на соответствие требованиям МКУБ и получения объективных доказательств, подтверждающих, что система управления безопасностью на судне соответствует требованиям одобренной СУБ компании и функционирует эффективно. Компания должна обеспечить, чтобы копии свидетельств об управлении безопасностью, выданные судам компании, охваченным СУБ, находились в ее главном офисе. 8.5.75. Параграф 13.5 "13.5. Администрация или организация, признанная Администрацией, должна периодически проверять надлежащее функционирование одобренной судовой СУБ". Срок действия документа о соответствии и свидетельства об управлении безопасностью составляет три года. Каждый из документов должен подтверждаться администрацией или организацией, признанной администрацией, периодическими освидетельствованиями, которые должны проводиться ежегодно в период 3 (трех) месяцев до и после установленной даты их действия. Приложение 1 _______ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ | | РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ | герб | | РФ | СВИДЕТЕЛЬСТВО | | О ПРОХОЖДЕНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ |_______| N _______ ____________________________________________ (Ф.И.О.) 1. Прошел теоретическую подготовку по "Учебному курсу аудиторов по МКУБ" в отраслевом центре подготовки по МКУБ при ГП "Гипрорыбфлот" в период с "___" _____________ по "___" _____________ по следующим программам: ______________________________________________________________________ N | Наименование программ |Кол-во|Оценка п/п| | часов| ___|____________________________________________________|______|______ I |Основные положения системы управления качеством | | | | | ___|____________________________________________________|______|______ II |Международный кодекс по управлению безопасной | | |эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения | | | (МКУБ) | | ___|____________________________________________________|______|______ III|Основные требования обязательных правил, норм | | |и применимых кодексов, руководств и стандартов | | ___|____________________________________________________|______|______ IV |Система управления безопасностью рыбопромысловой | | |компании, включая ее технические и эксплуатационные | | |аспекты при нахождении судна в порту, в море и | | |на промысле | | ___|____________________________________________________|______|______ V |Процедуры и инструкции по планированию и проведению | | |освидетельствования на соответствие | | |требованиям МКУБ | | ___|____________________________________________________|______|______ VI|Работа с макетом отраслевой системы обработки | | |данных по сертификации рыбопромысловых компаний | | | | | ___|____________________________________________________|______|______ Дата выдачи "__" _________ Директор ГП "Гипрорыбфлот" ____________ Начальник отраслевого центра подготовки по МКУБ ____________________ печать ______________________________________________________________________ 2. Прошел практическую подготовку в соответствии с Положением об аудиторах по МКУБ" (п. 5.3) и приобрел следующий практический опыт в проведении освидетельствований СУБ рыбопромысловых компаний и судов в ГАМПР г. _______________________: ________________________________________________________________ Вид | ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ, | ПЕРИОДИЧЕСКОЕ, освидетельствования | ВОЗОБНОВЛЯЮЩЕЕ, | ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ____________________| ВНЕОЧЕРЕДНОЕ | Объект |_____________________|_____________________ освидетельствования |дата|название|подпись|дата|название|подпись ____________________|____|________|_______|____|________|_______ КОМПАНИЯ | | | | | | ____________________|____|________|_______|____|________|_______ СУДНО | | | | | | ____________________|____|________|_______|____|________|_______ Дата выдачи: "___" _______ Начальник ГА МРП ______________________ Печать Приложение 2 _______ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ | | РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ | герб | | РФ | STATE COMMITTEE FOR FISHERIES OF THE RUSSIAN FEDERATION | | |_______| СЕРТИФИКАТ CERTIFICATE OF COMPETENCE N _____ Настоящим удостоверяется, что This is to certify that Ф.И.О. ----------------------- Name прошел(а) подготовку и аттестован(а) как is certified to have been trained and qualified as Аудитор по МКУБ ISM Code Auditor для проведения первоначального, возобновляющего, периодического, дополнительного и внеочередного освидетельствования for performing initial, renewal, periodical, additional and extraordinary verification в соответствии с правилами Госкомрыболовства РФ по проведению сертификации по МКУБ рыбопромысловых компаний и судов in accordance with Russian State Committee for Fisheries regulations for ISM Code Certification of fishing companies and ships Дата выдачи "___" ____________ Date of Issue "___" ____________ Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству ___________________________________ State Committee for fisheries (подпись уполномоченного лица, of the Russian Federation выдавшего документ signature of authorized official issuing the document) Печать или штамп организации, выдавшей документ Seal or stamp of the issuing authority, as appropriate Приложение 3 ПОРЯДОК ПРИСВОЕНИЯ НОМЕРОВ СЕРТИФИКАТАМ АУДИТОРОВ ПО МКУБ И СВИДЕТЕЛЬСТВАМ О ПРОХОЖДЕНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Сертификат аудитора по МКУБ: N А.001 А - аудитор; 001 - порядковый номер Свидетельство о прохождении теоретической и практической подготовки: Пример: N СВП.001. СВП - свидетельство о прохождении; 001 - порядковый номер Приложение 4 ФОРМА РЕЕСТРА УЧЕТА СЕРТИФИКАТОВ АУДИТОРОВ ПО МКУБ ________________________________________________________________ N |Фамилия, имя,|Место |Статус| N Свидетельства о Сертификата | отчество |работы| | прохождении аудитора по | | | | теоретической и МКУБ с датой| | | | практической выдачи | | | | подготовки по МКУБ | | | | с датой выдачи ____________|_____________|______|______|_______________________ ____________|_____________|______|______|_______________________ ____________|_____________|______|______|_______________________ ____________|_____________|______|______|_______________________ Приложение 5 _______ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ | | РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ | герб | | РФ | ПРОТОКОЛ | | ЗАСЕДАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ ПО ПРОВЕРКЕ УРОВНЯ |_______| ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАНДИДАТОВ В АУДИТОРЫ ПО МКУБ __________________________________ прошел теоретическую подготовку по "Учебному курсу аудиторов по МКУБ" в отраслевом центре подготовки по МКУБ в период с "__" ________ по "__" _____________ по следующим программам и получил следующие оценки: ______________________________________________________________________ N | Наименование программ |Кол-во|Оценка п/п| | часов| ___|____________________________________________________|______|______ I |Основные положения системы управления качеством | | | | | ___|____________________________________________________|______|______ II |Международный кодекс по управлению безопасной | | |эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения | | | (МКУБ) | | ___|____________________________________________________|______|______ III|Основные требования обязательных правил, норм | | |и применимых кодексов, руководств и стандартов | | ___|____________________________________________________|______|______ IV |Система управления безопасностью рыбопромысловой | | |компании, включая ее технические и эксплуатационные | | |аспекты при нахождении судна в порту, в море и | | |на промысле | | ___|____________________________________________________|______|______ V |Процедуры и инструкции по планированию и проведению | | |освидетельствования на соответствие | | |требованиям МКУБ | | ___|____________________________________________________|______|______ VI|Работа с макетом отраслевой системы обработки | | |данных по сертификации рыбопромысловых компаний | | | | | ___|____________________________________________________|______|______ Комиссией принято решение выдать указанному выше кандидату "Свидетельство о прохождении теоретической и практической подготовки" с заполненной первой частью Председатель комиссии: __________________ Фамилия, инициалы Члены комиссии: __________________ Фамилия, инициалы __________________ Фамилия, инициалы __________________ Фамилия, инициалы __________________ Фамилия, инициалы __________________ Фамилия, инициалы Приложение 6 ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ПОДГОТОВКИ АУДИТОРОВ ПО МКУБ Учебный курс состоит из 6-ти программ: 1. Основные положения системы управления качеством [24 часа]. 2. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ) [24 часа]. 3. Основные требования обязательных норм, правил и применимых кодексов, руководств и стандартов [16 часов]. 4. Система управления безопасностью рыбопромысловой компании, включая ее технические и эксплуатационные аспекты при нахождении судна в порту, в море и на промысле [32 часа]. 5. Процедуры и инструкции по планированию и проведению освидетельствования на соответствие требованиям МКУБ [8 часов]. 6. Работа с макетом отраслевой автоматизированной системы обработки данных по сертификации рыбопромысловой компании [16 часов]. Весь курс рассчитан на 120 часов аудиторных занятий. Программа I - Основные положения системы управления качеством Основная цель данной программы заключается в том, чтобы кандидаты в аудиторы приобрели знания основных принципов проведения сертификации систем управления качеством на соответствие требованиям стандартов ИСО 9000 и 10011-1. Основные цели обучения В конце обучения кандидаты в аудиторы по МКУБ должны продемонстрировать способность: 1. Объяснить основные положения системы управления качеством и определять относящиеся к ней документы. 2. Использовать термины, обычно применяемые при проведении проверок системы качества и дат их определения. 3. Определить цели аудиторских проверок. 4. Объяснить роль, ответственность и практические действия персонала, участвующего в проверке, а также роль и ответственность организации, осуществляющей проверку. 5. Объяснить процесс подготовки и проведения аудиторской проверки. 6. Оформить результаты аудиторской проверки. Программа II - Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ) Основная цель данной программы заключается в том, чтобы кандидаты в аудиторы приобрели и углубили знания и понимание МКУБ. Основные цели обучения В конце обучения кандидаты в аудиторы по МКУБ должны продемонстрировать способность: 1. Объяснить основные положения МКУБ, включая особенности по сравнению с международными стандартами ИСО. 2. Рассказать о назначении МКУБ и его целях. 3. Знать термины, используемые в МКУБ и руководстве ИМО по внедрению МКУБ, и дать их определения. 4. Перечислить функциональные требования МКУБ и особенности их применения для рыбопромысловых компаний. 5. Объяснить, что собой представляет система управления безопасностью рыбопромысловой компании и как она функционирует. 6. Знать положения концептуального комментария глав и параграфов МКУБ. Программа III - Основные требования обязательных норм, правил и применимых кодексов, руководств и стандартов Основная цель данной программы заключается в том, чтобы кандидаты в аудиторы приобрели и углубили знания и понимание: - основных международных обязательных правил и норм, рекомендованных кодексов, руководств и стандартов, применимых к судам различного типа, эксплуатируемым компанией; - соответствующих сертификатов и документов, наличие которых обязательно на борту рыбопромыслового судна. Основные цели обучения В конце обучения кандидаты в аудиторы по МКУБ должны продемонстрировать способность: 1. Объяснить роль и функции администрации флага и государства порта. 2. Объяснять роль морских органов управления и промышленных организаций в развитии требований и рекомендаций, связанных с безопасностью жизни на море, предотвращением загрязнения, безопасным управлением и эксплуатацией. 3. Определять назначение и область применения: - Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, 1974 (СОЛАС-74); International Convention for the Safety of Life at Sea, 1974 (SOLAS-74); - Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов, 1973, измененная Протоколом к ней 1978 года (МАРПОЛ 73/78); International Convention for the Prevention of Pollution from Ships, 1973, as modified by the Protocol of 1978 relating thereto (MARPOL 73/78); - Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 года с Протоколом 1973 года (International Convention Relating to Intervention on the High Seas in Cases of Pollution Casualties, 1969); - Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года (International Convention on Maritime Search and Rescue - SAR, 1979); - Международная конвенция о подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и несении вахты 1995 года; International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Fishermen, 1995; - Конвенция о минимальных стандартах в торговом судоходстве, 1976 (МОТ-147); Merchant Shipping (Minimum Standards) Convention, 1976 (ILO-76); - Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море, 1972 (МППСС-72); Convention on the International Regulations for Preventing Collisions at Sea, 1972 (COLREG-72); - Торремолиносская международная конвенция по безопасности рыболовных судов 1977 г. с Протоколом 1993 г.; - Международная конвенция о грузовой марке, 1966 (ГМ-66); International Convention on Load Lines, 1966 (ILLC-66); - соответствующих обязательных кодексов и международных договоров по вопросам рыболовства; - национальных, законодательных и нормативных актов, отраслевых документов. 4. Идентифицировать сертификаты, документацию и отчетные документы, которые требуются вышеуказанными нормативными документами. 5. Объяснить основные принципы других применимых международных конвенций. 6. Объяснить роль и функции классификационных обществ, а также основные принципы правил по классификации, связанные с обозначениями, доказательством и процедурами по сохранению срока действия сертификатов. 7. Объяснить основные принципы применимых кодексов, руководств и стандартов рекомендательного характера, издаваемых ИМО и организациями морской и рыбной индустрии. Программа IV - Система управления безопасностью рыбопромысловой компании, включая ее технические и эксплуатационные аспекты при нахождении судна в порту, в море и на промысле Основные цели данной программы состоят в том, чтобы кандидаты в аудиторы приобрели и углубили основные знания и понимание технических и эксплуатационных вопросов в области управления безопасностью и предотвращением загрязнения при нахождении судна в море или ведении промысла. Данная программа относится к рыбопромысловым судам всех типов. Основные цели обучения В конце обучения по данной программе кандидат в аудиторы по МКУБ должен продемонстрировать способность: 1. Характеризовать взаимоотношения и ответственность судовладельца или лица, арендующего рыбопромысловое судно, с портовыми властями и компаниями, обслуживающими суда, во время владения и/или эксплуатации. 2. Объяснить порядок планирования работы рыбопромысловой компании. 3. Объяснить роль страхования в рыбопромысловой деятельности. 4. Описать типовую структуру рыбопромысловой компании и судна, обязанности берегового и судового персонала, связанные с безопасностью и предотвращением загрязнения. 5. Описать порядок подготовки судна к промыслу. 6. Идентифицировать периодические судовые процедуры, обеспечивающие безопасную эксплуатацию и предотвращение загрязнения, которые наиболее применимы ко всем судам, во время их нахождения в порту, в море и при ведении промысла. 7. Охарактеризовать виды судовых и аварийных операций. 8. Описать потенциально возможные аварийные ситуации, а также связанные с ними планы действий и учебные тренировки персонала. 9. Описать порядок организации технического обслуживания и ремонта судна. 10. Определить основные эксплуатационные требования, относящиеся к судну каждого типа. 11. Описать действия при спасании на море и эвакуации экипажа. Программа V - Процедуры и инструкции по планированию и проведению освидетельствования на соответствие требованиям МКУБ Основные цели данной программы состоят в том, чтобы кандидаты в аудиторы по МКУБ приобрели и развили знания и понимание специфических инструкций по планированию и проведению проверок на соответствие требованиям МКУБ в соответствии с процедурами, одобренными Госкомрыболовством РФ. Основные цели обучения В конце обучения по данной программе кандидат в аудиторы по МКУБ должен продемонстрировать способность ясно и свободно: 1. Формулировать условия выдачи и поддержания ДСК и СвУБ. 2. Объяснить типы освидетельствований и их периодичность. 3. Объяснить термины, используемые при проведении проверок. 4. Перечислить и объяснить организацию и стадии проверки. 5. Описать обязанности и полномочия аудиторов по МКУБ. Программа VI - Работа с макетом отраслевой автоматизированной системы обработки данных по сертификации рыбопромысловых компаний Основная цель данной программы заключается в том, чтобы кандидаты в аудиторы по МКУБ приобрели навыки по работе с отраслевой системой обработки данных по сертификации рыбопромысловых компаний, углубили знания по проведению процедур: - планирования и проведения освидетельствования; - составлению и рассылке отчетов об освидетельствовании; - порядка оформления и выдачи документов по итогам сертификации; - приостановления действия ДСК и СвУБ. Основные цели обучения В конце обучения кандидат в аудиторы по МКУБ должен продемонстрировать способность: 1. Объяснить структуру построения отраслевой системы ОДСРК, особенности регламентирования полномочий. 2. Оформить бланки ДСК и СвУБ. 3. Ввода результатов освидетельствований. 4. Организовать хранение и архивацию документов. 5. Работать с формами заявок на сертификацию по МКУБ и опросными листами. 6. Планировать работы по освидетельствованию компании и/или судна. 7. Оформить договор на сертификацию рыбопромысловых компаний. 8. Формировать поручения на выполнение освидетельствования. 9. Отчитаться по проведенному освидетельствованию. 10. Оформить результаты анализа документации по СУБ. 11. Составить отчет "Перечень незакрытых несоответствий". 12. Произвести действия по закрытию несоответствий. 13. Ведения реестров в соответствии с порядком сертификации по МКУБ рыбопромысловой отрасли. 14. Ведения архивов по сертификации рыбопромысловых компаний. Приложение 7 _______ | | ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ | герб | РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ | РФ | | | ПРОТОКОЛ |_______| ОБ АТТЕСТАЦИИ КАНДИДАТОВ В АУДИТОРЫ ПО МКУБ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ "ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АУДИТОРАХ ПО МКУБ" Следующие кандидаты прошли в полном объеме теоретическую и практическую подготовку: ________________________________________________________________ N| Ф.И.О. | Номер Свидетельства о прохождении | | теоретической и практической подготовки _|_________________|____________________________________________ 1| | _|_________________|____________________________________________ 2| | _|_________________|____________________________________________ 3| | _|_________________|____________________________________________ Постоянно действующей отраслевой комиссией по аттестации аудиторов по МКУБ установлено, что указанные кандидаты обладают теоретическими знаниями и практическим опытом, необходимыми для проведения работ по сертификации Систем управления безопасностью (СУБ) рыбопромысловых компаний и судов на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения. Комиссией принято решение выдать вышеперечисленным кандидатам "Сертификат Аудитора по МКУБ". Председатель комиссии: Заместитель начальника Управления мореплавания, развития флота и портов __________ Фамилия, инициалы Члены комиссии: Начальник отдела мореплавания __________ Фамилия, инициалы Управления мореплавания, развития флота и портов Начальник отраслевого центра __________ Фамилия, инициалы подготовки по МКУБ __________ Фамилия, инициалы __________ Фамилия, инициалы __________ Фамилия, инициалы Приложение 8 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫМИ НЕОБХОДИМО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ КОМПАНИЯМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ МКУБ И ЦЕНТРАМ ПОДГОТОВКИ ПО МКУБ ПРИ ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ РЫБОПРОМЫСЛОВОЙ ОТРАСЛИ 1. Общие - Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 1999 г. - Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации. 1996 г. - Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации. 1985 г. <*> - Действующие правила Российского морского регистра судоходства - Правила классификации, проектирования, постройки и оборудования маломерных судов промыслового флота. 1998 г. - Конвенция МОТ N 147 "О минимальных стандартах на торговых судах". 1981 г. с Протоколом 1994 г. - ИМО. Резолюция А.481(XII) "О минимальной численности и квалификации судового персонала" - STCW-95. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправками 1995 г. (ПДМНВ-95) - STCW-F. Международная конвенция о подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и несении вахты. 1995 г. (ПДНВ-95Р) - Положение о подготовке и дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации <**> - Типовое положение об учебных тренажерных судах и береговых учебных тренажерных центрах Госкомрыболовства России по подготовке плавсостава. 2000 г. - Санитарные правила для морских судов промыслового флота СССР. 1980 г. <*> - Федеральный закон "О морских портах Российской Федерации" - Положение о порядке оформления прихода и выпуска судов в море капитанами морских рыбных портов <**> - Временное положение о портовых сборах, сборах за услуги в морских рыбных портах Российской Федерации <**> - Правила регистрации судов ФРП в морских рыбных портах, государственной регистрации прав и сделок с ними <**> - Инструкция по классификации судов флота рыбной промышленности. 1995 г. - Постановления Правительства РФ, приказы Федерального органа исполнительной власти РФ в области рыболовства, относящиеся к вопросам безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения - Положение по функционированию отраслевой иерархической информационно - аналитической автоматизированной системы управления использованием водных биоресурсов (информационная система "Рыболовство") - Положение о службе наблюдения за рыбопромысловым флотом. 1997 г. - Положение о порядке прохождения российскими и иностранными судами морских контрольных пунктов (точек) и Системы морских контрольных пунктов (точек). 1999 г. - Правила рыболовства в зоне ведения промысла - Обязательные постановления портов регистрации - ИСО 9001. Системы качества. Модуль для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании - ИСО 9004. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания - ИСО 8402. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь - ИСО 10011. Руководящие указания по проверке систем качества 2. Безопасность мореплавания - Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74) - Торремолиносская международная конвенция по безопасности рыболовных судов 1977 г. с Протоколом 1993 г. (для судов, работающих в странах ЕС) - Меморандум о взаимопонимании по контролю судов государством порта (Парижский). 1982 г. - Меморандум о взаимопонимании по контролю судов государством порта в Азиатско - тихоокеанском регионе (Токийский). 1993 г. - CAP-79. Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г. с поправками - SALVAGE-89. Международная конвенция по спасению. 1989 г. - Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (РМАМПС). 1998 г. - Директива ЕС 97/70/ЕС. Согласованный режим безопасности для рыболовных судов длиной 24 м и более (Документ ИМО MSC 70/INF.24. "Региональный стандарт безопасности стран Европейского союза"). 1999 г. - Руководство по безопасности рыболовных судов, работающих в районах восточной и Юго - Восточной Азии (Документ ИМО MSC 68/INF.10. "Региональный стандарт безопасности стран Восточной и Юго - Восточной Азии"). 1998 г. - ИМО. Резолюция А.441(ХI) "Об ответственности судовладельца за безопасность и защиту окружающей среды" - ИМО. Резолюция A.443(XI) "Об ответственности капитана за безопасность и защиту окружающей среды" - ИМО. Резолюция А.671(16) "Зоны безопасности и безопасность мореплавания вокруг прибрежных сооружений и установок" - ИМО. Резолюция А.857(20) "Руководство по службам управления движением судов". 27.11.1997 - Наставление по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов рыбопромыслового флота Российской Федерации (НБЖР-2000) <**> - Методико - практические рекомендации по подготовке экипажей к борьбе за живучесть морских судов. 1992 г. - Наставление по швартовным и грузовым операциям в море судов флота рыбной промышленности СССР. 1984 г. <*> - COLREG-72. Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72) с дополнениями - Наставление по организации штурманской службы на морских судах флота рыбной промышленности СССР. 1989 г. - Инструкция по несению вахты для судоводителей и судовых механиков. 1999 г. - Рекомендации для плавания и ведения промысла в сложных навигационных и гидрометеорологических условиях. 1978 г. - Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним. 1990 г. - Руководство по организации совместного плавания при ведении промысла судами рыбопромыслового флота в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации <**> - Правила пожарной безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР и рыболовецких колхозов. 1989 г. <*> - Правила техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР. 1991 г. <*> - Положение о проведении инструктажа по безопасности труда на судах Министерства рыбного хозяйства СССР. 1981 г. - Наставление по технике безопасности при пересадке людей с одного судна на ошвартованное к нему другое судно в открытом море и на открытых рейдах. 1980 г. - Положение о порядке расследования, классификации и учета аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота Российской Федерации <**> - ИМО. Резолюция А.741(18) "Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ)". 04.11.1993 - ИМО. Резолюция А.787(19) "Процедуры контроля судов государством порта". 23.11.1995 - ИМО. Резолюция А.788(19) "Руководство по внедрению Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) администрациями". 23.11.1995 - ИМО. Циркулярное письмо MSC/Circ.760/MEPC/Circ/310 "Руководство в отношении структуры интегрированной системы планов действий в чрезвычайных ситуациях на судах". 09.07.96 - Типовое положение по управлению безопасностью для рыбопромысловой компании. 2000 г. - Положение о порядке сертификации рыбопромысловых компаний по МКУБ. 2000 г. - Положение о подготовке специалистов по МКУБ. 2000 г. - Положение об организациях, оказывающих услуги по обеспечению функционирования СУБ рыбопромысловых компаний. 2000 г. <**> - Положение об организациях, оказывающих услуги по подготовке рыбопромысловых компаний к сертификации по МКУБ. 2000 г. <**> - Руководство по применению МКУБ. Международная палата судоходства и Международная федерация судовладельцев. 1996 г. - Процедурное руководство МАКО по сертификации на соответствие требованиям МКУБ. 1995 г. 3. Предотвращение загрязнения с судов - Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. к ней (МАРПОЛ-73/78) - Руководство по разработке судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью. 1994 г. - Правила регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, и их смесями, производимыми на судах и других плавучих средствах. РД 31.04.17-97 - Наставление по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации. 1999 г. - Руководство, правила и методические указания по сооружениям приема отходов в портах <**> - Инструкция по сбору, приему и переработке нефтесодержащих смесей с судов в МРП РФ <**> - Инструкция по сбору, приему и переработке хозяйственно - бытовых и производственных вод с судов в МРП РФ <**> - Инструкция по сбору, приему и переработке твердых отходов (мусора и пищевых) с судов в МРП РФ <**> 4. Связь и навигация - Регламент радиосвязи Международного Союза Электросвязи. Редакция 1998 г. - Руководство по службе НАВТЕКС. Редакция 1994 г. - Руководство по международной сети "Безопасность". Редакция 1994 г. - ИМО. Резолюция А.648(16) "Общие принципы систем судовых сообщений и требования к судовым сообщениям, включая руководство по сообщениям в случаях с опасными грузами, вредными веществами и/или поллютантами" - ИМО. Резолюция А.705(17) "Распространение информации по безопасности на море" - ИМО. Резолюция А.706(17) "Всемирная служба навигационных предупреждений" - ИМО. Резолюция MSC.43(64) "Руководство и критерии для систем судовых сообщений". 06.12.1994 - ИМО. Циркулярное письмо MSC/Circ.750 "Поправки к Резолюции А.706(17) "Всемирная служба навигационных предупреждений". 04.06.96 - ИМО. Резолюция А.801(19) "Обеспечение радиослужб для глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности". 23.11.1995 - ИМО. Резолюция А.814(19) "Руководство по предотвращению ложных сигналов бедствия". 23.11.1995 - ИМО. Циркулярное письмо SN/Circ.182 "Признание стандартного режима работы глобальной навигационной спутниковой системы (GPS-SPS) в качестве компонента всемирной радионавигационной системы". 05.06.1996 - ИМО. Циркулярное письмо MSC/Circ.805 "Руководство по использованию радиосигналов судами, атакуемыми или находящимися под угрозой атаки пиратами или вооруженными грабителями". 05.06.97 - ИМО. Циркулярное письмо COMSAR/Circ.12 "Ретрансляция оповещения о бедствии посредством ЦИВ". 06.06.1997 - ИМО. Резолюция А.860(20) "Политика мореплавания в отношении будущей глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС)". 27.11.1997 - ИМО. Циркулярное письмо MSC/Circ.17 "Рекомендации по использованию оборудования ГМССБ для общей связи". 09.03.98 - ИМО. Циркулярное письмо MSC/Circ.861 "Меры по уменьшению ложных сигналов бедствия". 22.05.98 - ИМО. Циркулярное письмо MSC/Circ.882 "Руководство по ежегодным проверкам спутниковых АРБ". 14.12.98 - ИМО. Циркулярное письмо MSC/Circ.883 "Процедуры временного отключения (баррига) судовых земных станций системы ИНМАРСАТ". 14.12.98 - ИМО. Циркулярное письмо COMSAR/Circ.21 "Процедуры ответа судов на сигнал бедствия ЦИВ". 21.01.2000 - Правила технической эксплуатации аппаратуры ГМССБ, электрорадионавигации и промысловой гидроакустики на судах промыслового флота. 2000 г. - Правила радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы. 2000 г. - Руководство по радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы. 1999 г. - Положение об организации радиосвязи на судах флота рыбной промышленности с учетом ГМССБ. 1999 г. - Положение о функциональных обязанностях помощника капитана по радиоэлектронике. 1999 г. - Инструкция для радиооператоров по несению вахты, обеспечивающей безопасность на море, и ведению радиотелефонной связи в ГМССБ на судах флота рыбной промышленности. 1999 г. - Алфавитный список позывных сигналов судовых радиостанций промыслового флота России - Международный список береговых радиостанций. 1998 г. - Международный список станций радиоопределения и станций специальных служб. 1997 г. - Международный список судовых станций. 1999 г. (список V) - Расписание работы вызывных и рабочих каналов радиоцентра - Свод условных наименований и перечень должностных лиц аппарата Госкомрыболовства России, рыбохозяйственных ассоциаций, акционерных обществ, объединений и организаций. 1999 г. 5. Техническая эксплуатация судов - Положение о технической эксплуатации судов рыбной промышленности. 1999 г. - Правила технической эксплуатации судовых дизелей. 1999 г. - Правила технической эксплуатации судовых вспомогательных паровых котлов. 1999 г. - Правила технической эксплуатации судовых гребных винтов регулируемого шага. 1999 г. - Правила технической эксплуатации судовых вспомогательных механизмов. 1999 г. - Правила эксплуатации судового электрооборудования. 1987 г. <*> - Правила эксплуатации средств автоматизации на судах флота рыбной промышленности СССР. 1987 г. <*> - Правила технической эксплуатации холодильных установок на судах флота рыбной промышленности СССР. 1989 г. - Временная инструкция по технике безопасности при приемке (сливе) аммиака в холодильные установки судов флота рыбной промышленности СССР. 1978 г. - Практическое руководство по остойчивости рыболовных судов. 1999 г. - Положение по освидетельствованию и испытанию грузоподъемных устройств (грузоподъемностью менее 1,0 т) на судах промыслового флота (РТМ 15-045-81). 1981 г. - Руководство по определению оптимальных сроков технического обслуживания и ремонта судовых технических средств <**> - Методика расчета норм расхода запасных частей дизелей <**> - Нормативы ремонта и МРТО судов на 2001 - 2005 гг. <**> - Межремонтные периоды по типам судов <**> -------------------------------- <*> Для замены данного документа разработан новый, находящийся в стадии рассмотрения и утверждения. <**> Новый документ, находящийся в стадии рассмотрения и утверждения. Страницы: 1 2 |