ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТИЛАСЬ В СУД С ИСКОМ О ВЗЫСКАНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ СО СВОЕГО КОНТРАГЕНТА. РЕШЕНИЕМ СУДА ТРЕБОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ БЫЛИ УДОВЛЕТВОРЕНЫ, СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ БЫЛО ВОЗБУЖДЕНО ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, В ХОДЕ КОТОРОГО УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ВЗЫСКА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 09.08.10 03-03-06/1/533

           ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТИЛАСЬ В СУД С ИСКОМ О ВЗЫСКАНИИ
        ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ СО СВОЕГО КОНТРАГЕНТА. РЕШЕНИЕМ СУДА
         ТРЕБОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ БЫЛИ УДОВЛЕТВОРЕНЫ, СУДЕБНЫМИ
              ПРИСТАВАМИ БЫЛО ВОЗБУЖДЕНО ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ
            ПРОИЗВОДСТВО, В ХОДЕ КОТОРОГО УСТАНОВЛЕНО, ЧТО
           ВЗЫСКАТЬ ДАННУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ
            ВОЗМОЖНЫМ, ТАК КАК НЕИЗВЕСТНО МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ
        ДОЛЖНИКА, А ТАКЖЕ ЕГО ИМУЩЕСТВА, НА КОТОРОЕ МОГЛО БЫТЬ
        ОБРАЩЕНО ВЗЫСКАНИЕ. В СВЯЗИ С ЭТИМ СУДЕБНЫМ ПРИСТАВОМ
               БЫЛО ВЫНЕСЕНО ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ ОКОНЧАНИИ
             ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА И О ВОЗВРАЩЕНИИ
                ВЗЫСКАТЕЛЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА.
           В СООТВЕТСТВИИ С П. 2 СТ. 266 НК РФ БЕЗНАДЕЖНЫМИ
        ДОЛГАМИ (ДОЛГАМИ, НЕРЕАЛЬНЫМИ КО ВЗЫСКАНИЮ) ПРИЗНАЮТСЯ
         ТЕ ДОЛГИ ПЕРЕД НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ, ПО КОТОРЫМ ИСТЕК
        УСТАНОВЛЕННЫЙ СРОК ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ, А ТАКЖЕ ТЕ ДОЛГИ,
               ПО КОТОРЫМ В СООТВЕТСТВИИ С ГРАЖДАНСКИМ
        ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПРЕКРАЩЕНО ВСЛЕДСТВИЕ
           НЕВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛНЕНИЯ, НА ОСНОВАНИИ АКТА
         ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ИЛИ ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ.
                  ПОДПУНКТОМ 2 П. 2 СТ. 265 НК РФ К
             ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫМ РАСХОДАМ ПРИРАВНИВАЮТСЯ, В
        ЧАСТНОСТИ, СУММЫ БЕЗНАДЕЖНЫХ ДОЛГОВ, А В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ
        НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ О СОЗДАНИИ РЕЗЕРВА ПО
          СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ, СУММЫ БЕЗНАДЕЖНЫХ ДОЛГОВ, НЕ
                  ПОКРЫТЫЕ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ РЕЗЕРВА.
          В П. 7 СТ. 272 НК РФ ПРИВЕДЕНЫ ДАТЫ ПРИЗНАНИЯ ДЛЯ
         СООТВЕТСТВУЮЩИХ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ РАСХОДОВ, ОДНАКО В
        НЕМ ОТСУТСТВУЕТ КАКАЯ-ЛИБО ИНФОРМАЦИЯ О ДАТЕ ПРИЗНАНИЯ
        УБЫТКА ПО ДОЛГУ, НЕРЕАЛЬНОМУ К ВЗЫСКАНИЮ, НА ОСНОВАНИИ
                 АКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ВЛАСТИ.
            НА КАКУЮ ДАТУ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОЛЖНА ПРИЗНАВАТЬ В
        ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ ПО СПИСАНИЮ
          БЕЗНАДЕЖНОЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, ПРИЗНАННОЙ
          ТАКОВОЙ НА ОСНОВАНИИ АКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА:
            - НА ДАТУ ВЫНЕСЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОБ ОКОНЧАНИИ
             ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА И О ВОЗВРАЩЕНИИ
                ВЗЫСКАТЕЛЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА;
                - ПО ИСТЕЧЕНИИ ТРЕХ ЛЕТ С ДАТЫ НАЧАЛА
                    ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА;
                    - ПО ИСТЕЧЕНИИ ТРЕХ ЛЕТ С ДАТЫ
                       ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          9 августа 2010 г.
                           N 03-03-06/1/533

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  о  порядке  признания  убытков в виде безнадежной
задолженности для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает
следующее.
     В  соответствии  с  п.  2  ст.  266 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  - НК РФ) безнадежными долгами (долгами, нереальными
ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым
истек  установленный  срок  исковой  давности,  а  также  те долги, по
которым  в  соответствии с гражданским законодательством обязательство
прекращено  вследствие невозможности его исполнения, на основании акта
государственного органа или ликвидации организации.
     При  рассмотрении  вопроса  о возможности признания задолженности
безнадежной   для   целей   налогообложения   прибыли   на   основании
постановления     судебного    пристава-исполнителя    об    окончании
исполнительного  производства в связи с наличием установленных законом
обстоятельств считаем необходимым учитывать следующее.
     В  соответствии  с  Указом  Президента  Российской  Федерации  от
09.03.2004   N   314   "О  системе  и  структуре  федеральных  органов
исполнительной  власти"  и  Положением  о  Федеральной службе судебных
приставов,  утвержденным  Указом  Президента  Российской  Федерации от
13.10.2004  N  1316,  служба  судебных  приставов и ее территориальные
подразделения  являются  федеральными  органами  исполнительной власти
Российской Федерации.
     В  соответствии  с  пп.  4  п.  1  ст.  46 Федерального закона от
02.10.2007   N   229-ФЗ  "Об  исполнительном  производстве"  (далее  -
Федеральный  закон  N  229-ФЗ)  в  случае, если у должника отсутствует
имущество,  на  которое  может быть обращено взыскание, и все принятые
судебным  приставом-исполнителем  допустимые законом меры по отысканию
его  имущества  оказались  безрезультатными,  исполнительный  документ
возвращается   взыскателю,   о   чем  судебным  приставом-исполнителем
составляется акт, который утверждается старшим судебным приставом.
     При  этом  судебный  пристав-исполнитель выносит постановление об
окончании  исполнительного  производства  и  о  возвращении взыскателю
исполнительного документа.
     Таким   образом,  учитывая  основания  окончания  исполнительного
производства,  предусмотренные пп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона N
229-ФЗ,   свидетельствующие   о   невозможности  исполнения  должником
обязательства,  а  также  правовую  позицию Высшего Арбитражного Суда,
изложенную   в   Определении  от  07.03.2008  N  2727/08,  дебиторская
задолженность,  в  отношении  которой  судебным приставом-исполнителем
вынесено  постановление  об  окончании исполнительного производства на
основании  указанной  нормы  Федерального  закона N 229-ФЗ, признается
безнадежной  для  целей  налогообложения прибыли на основании п. 2 ст.
266 НК РФ на дату вынесения такого постановления.
     Одновременно  сообщаем,  что  мнение  Департамента, приведенное в
настоящем   письме,  не  содержит  правовых  норм  или  общих  правил,
конкретизирующих  нормативные  предписания,  и не является нормативным
правовым  актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007
N    03-02-07/2-138    направляемое    мнение    Департамента    имеет
информационно-разъяснительный    характер   по   вопросам   применения
законодательства   Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  и  не
препятствует   налоговым   органам,  налогоплательщикам,  плательщикам
сборов  и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства
о  налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной
в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
9 августа 2010 г.
N 03-03-06/1/533