Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ (2002-2007 ГОДЫ)" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 25 октября 2001 г. N 745 (НТЦС) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" с подпрограммой "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений". 2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании инвестиционной программы и проектов федерального бюджета на 2002 год и последующие годы предусматривать выделение Федеральной службе земельного кадастра России и Министерству имущественных отношений Российской Федерации средств на реализацию федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" исходя из возможностей федерального бюджета. Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 25 октября 2001 г. N 745 УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 745 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" ----------------------------------------------------------------------- | Наименование - | федеральная целевая программа "Создание | | Программы | автоматизированной системы ведения | | | государственного земельного кадастра и | | | государственного учета объектов | | | недвижимости (2002-2007 годы)". В рамках | | | Программы реализуется подпрограмма | | | "Информационное обеспечение управления | | | недвижимостью, реформирования и | | | регулирования земельных и имущественных | | | отношений" | |-----------------------|---------------------------------------------| | Наименование, - | распоряжение Правительства Российской | | номер и дата | Федерации от 15 марта 2001 г. N 369-р | | принятия решения | | | о разработке | | | Программы | | |-----------------------|---------------------------------------------| | Государственный - | Федеральная служба земельного кадастра | | заказчик - | России | | координатор | | | Программы | | |-----------------------|---------------------------------------------| | Государственный - | Министерство имущественных отношений | | заказчик | Российской Федерации | | подпрограммы | | |-----------------------|---------------------------------------------| | Основные - | Федеральная служба земельного кадастра | | разработчики | России, федеральный кадастровый центр | | Программы | "Земля" | |-----------------------|---------------------------------------------| | Основные - | Министерство имущественных отношений | | разработчики | Российской Федерации, Высшая школа | | подпрограммы | приватизации и предпринимательства | |-----------------------|---------------------------------------------| | Основные - | исполнители, определяемые на конкурсной | | исполнители | основе в соответствии с порядком, | | Программы | установленным Федеральным законом "О | | | конкурсах на размещение заказов на | | | поставки товаров, выполнение работ, | | | оказание услуг для государственных | | | нужд", из числа научно- | | | исследовательских, проектных и | | | производственных организаций Федеральной | | | службы земельного кадастра России, | | | Министерства имущественных отношений | | | Российской Федерации, Государственного | | | комитета Российской Федерации по | | | строительству и жилищно-коммунальному | | | комплексу, Министерства юстиции | | | Российской Федерации, Министерства | | | природных ресурсов Российской Федерации, | | | Министерства Российской Федерации по | | | налогам и сборам, Министерства | | | Российской Федерации по связи и | | | информатизации, Федерального агентства | | | правительственной связи и информации при | | | Президенте Российской Федерации, | | | Федеральной службы геодезии и | | | картографии России, органов | | | исполнительной власти субъектов | | | Российской Федерации; федеральный | | | кадастровый центр "Земля" (головная | | | организация по линии Федеральной службы | | | земельного кадастра России) и его | | | региональные центры, Высшая школа | | | приватизации и предпринимательства | | | (головная организация по линии | | | Министерства имущественных отношений | | | Российской Федерации), Центр | | | информационных технологий и систем | | | Федерального агентства правительственной | | | связи и информации при Президенте | | | Российской Федерации, а также учреждения | | | юстиции по регистрации прав на | | | недвижимое имущество и сделок с ним, | | | органы архитектуры и градостроительства, | | | органы государственного архитектурно- | | | строительного надзора, организации | | | технической инвентаризации, органы, | | | осуществляющие ведение государственных | | | кадастров и реестров | | | (градостроительного, лесного, водного, | | | месторождений и проявлений полезных | | | ископаемых и др.), другие | | | заинтересованные организации | |-----------------------|---------------------------------------------| | Цель Программы - | целью Программы является создание | | | автоматизированной системы ведения | | | государственного земельного кадастра и | | | государственного учета объектов | | | недвижимости, обеспечивающей эффективное | | | использование земли и иной недвижимости, | | | вовлечение их в оборот и стимулирование | | | инвестиционной деятельности на рынке | | | недвижимости в интересах удовлетворения | | | потребностей общества и граждан | |-----------------------|---------------------------------------------| | Система - | разработка и совершенствование | | программных | нормативно- методической базы, | | мероприятий | обеспечивающей реализацию | | | государственной политики в области | | | ведения государственного земельного | | | кадастра и учета недвижимости, | | | реформирование и регулирование земельных | | | и имущественных отношений; | | | создание автоматизированной системы | | | ведения государственного земельного | | | кадастра как единой системы | | | государственного учета недвижимости, | | | содержащей перечни объектов учета и | | | данные о них и обеспечивающей | | | возможность ознакомления с ними широкой | | | общественности; | | | создание автоматизированных баз данных | | | по государственному кадастровому учету | | | земельных участков всех форм | | | собственности и прочно связанных с ними | | | объектов недвижимого имущества, | | | подлежащих учету в Государственном | | | регистре баз и банков данных; | | | создание автоматизированной системы, | | | обеспечивающей управление недвижимостью, | | | реформирование и регулирование земельных | | | и имущественных отношений; | | | разграничение государственной | | | собственности на землю на собственность | | | Российской Федерации, собственность | | | субъектов Российской Федерации, | | | собственность муниципальных образований | | | и создание автоматизированных баз данных | | | по учету земельных участков и прочно | | | связанных с ними объектов недвижимости; | | | подготовка и переподготовка кадров для | | | обеспечения государственного | | | кадастрового учета земель и иных | | | объектов недвижимости, кадастровой | | | оценки земель и управления недвижимостью | | | на уровне Российской Федерации, | | | субъектов Российской Федерации и | | | муниципальных образований | |-----------------------|---------------------------------------------| | Сроки реализации - | 2002 - 2007 годы, в том числе: | | Программы | I этап - 2002 - 2003 годы; | | | II этап - 2004 - 2005 годы; | | | III этап - 2006 - 2007 годы; | |-----------------------|---------------------------------------------| | Объем и источники - | всего на 2002-2007 годы - 46 644,5 | | финансирования | млн. рублей, в том числе: | | Программы | средства федерального бюджета - 12 007,1 | | | млн. рублей, из них на 2002 год | | | -1298,17, на 2003 год - 4030 и на 2004 | | | год - 1941,3 млн. рублей; | | | средства бюджетов субъектов Российской | | | Федерации и местных бюджетов- 33 311,4 | | | млн. рублей, из них на 2002 год - 8 | | | 743,5, на 2003 год - 8 438,1 и на 2004 | | | год - 4 278,2 млн. рублей; | | | внебюджетные источники-1326 млн. рублей, | | | из них на 2002 год - 536, на 2003 год - | | | 418, на 2004 год - 93 млн. рублей. | |-----------------------|---------------------------------------------| | | В том числе объем финансирования | | | подпрограммы - 20 861,1 млн. рублей, из | | | них: | | | средства федерального бюджета - 5 185,5 | | | млн. рублей, в том числе на 2002 год - | | | 578,32, на 2003 год - 1 571,63 и на 2004 | | | год - 1 007 млн. рублей; | | | средства бюджетов субъектов Российской | | | Федерации и местных бюджетов -15 675,6 | | | млн. рублей, в том числе на 2002 год - 3 | | | 471,5, на 2003 год - 3 266,1 и на 2004 | | | год - 2 484,2 млн. рублей | |-----------------------|---------------------------------------------| | Ожидаемые - | создание научно-методической базы | | конечные | рационального использования земли и иных | | результаты | объектов недвижимости, находящихся в | | реализации | собственности Российской Федерации, | | Программы | субъектов Российской Федерации и | | | муниципальных образований; | | | создание автоматизированной системы | | | ведения государственного земельного | | | кадастра и государственного учета | | | объектов недвижимости, представляющей | | | собой совокупность построенных на единых | | | методологических и программно- | | | технических принципах государственных | | | баз данных, содержащих перечни объектов | | | учета и данные о них и подлежащих учету | | | в Государственном регистре баз и банков | | | данных; | | | создание автоматизированной системы | | | управления недвижимостью, реформирования | | | и регулирования земельных и | | | имущественных отношений; | | | создание системы электронного обмена | | | сведениями между органами | | | (организациями) по формированию, | | | кадастровому учету, технической | | | инвентаризации, оценке, регистрации прав | | | на недвижимое имущество и сделок с ним, | | | органами по управлению государственным и | | | муниципальным имуществом, налоговыми и | | | другими органами; | | | проведение разграничения государственной | | | собственности на землю и регистрация | | | права собственности на земельные участки | | | Российской Федерации, субъектов | | | Российской Федерации и муниципальных | | | образований и ввод полученной информации | | | в автоматизированные базы данных, | | | содержащие актуальную информацию о | | | земельных участках и прочно связанных с | | | ними объектах недвижимого имущества; | | | подготовка кадров в области управления | | | недвижимостью, ведения государственного | | | земельного кадастра и учета | | | недвижимости; | | | увеличение поступлений земельного налога | | | и арендной платы за землю в бюджеты всех | | | уровней за счет реализации программных | | | мероприятий в 2002-2007 годах до 292,5 | | | млрд. рублей, в том числе в федеральный | | | бюджет - 78,9 млрд. рублей, в целях | | | обеспечения окупаемости затрат на | | | реализацию Программы в 2-3 года | |-----------------------|---------------------------------------------| | Система контроля - | управление реализацией Программы и | | за реализацией | контроль за ходом ее выполнения | | Программы | осуществляет в установленном порядке | | | государственный заказчик - координатор | | | Программы - Федеральная служба | | | земельного кадастра России. | | | Управление реализацией подпрограммы и | | | контроль за ходом ее выполнения | | | осуществляет в установленном порядке | | | государственный заказчик подпрограммы - | | | Министерство имущественных отношений | | | Российской Федерации | ----------------------------------------------------------------------- 1. Введение Федеральная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 марта 2001 г. N 369-р и нацелена на решение стратегических задач в области структурной перестройки экономики в части земельно-имущественных отношений, намеченных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 апреля 2001 г., в поручении Президента Российской Федерации от 17 марта 2001 г. N Пр-496ГС и Плане действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы (раздел "Развитие рынка земли и недвижимости"), утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 г. N 1072-р, а также в программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. N 910-р. Реализация Программы будет содействовать созданию государственного земельного кадастра как одной из основополагающих инфраструктур государства в области проведения государственной политики, направленной на обеспечение эффективного и рационального использования земли и иной недвижимости как важнейших составляющих национального богатства Российской Федерации в интересах сохранения общественной стабильности и укрепления национальной экономики. 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан. Однако достижению указанной цели мешает ряд нерешенных проблем в области реформирования земельных и имущественных отношений. Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки. Решение этих проблем даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, создать основу для сохранения природных свойств и качеств земель в процессе их использования, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью, находящейся в государственной собственности. Необходимость решения указанных проблем программно - целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, организационного, производственного, научно-исследовательского, опытно - конструкторского, технического, технологического и образовательного характера. Масштабность и ресурсоемкость решаемых в рамках Программы задач, особенно связанных с осуществлением разграничения государственной собственности на землю, инвентаризацией земель и их кадастровой оценкой, требуют четкой межведомственной координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. С этой целью в Программе выделена подпрограмма "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений", направленная на разграничение государственной собственности на землю и создание автоматизированных систем управления недвижимостью на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе использования современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное управление земельными и имущественными отношениями. 3. Цель и задачи Программы Целью Программы является создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики в области эффективного использования земли и иной недвижимости, вовлечения их в гражданский оборот и стимулирования инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в целях удовлетворения потребностей общества и граждан. Основными задачами Программы являются: разработка и совершенствование нормативно-методической базы, обеспечивающей создание государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий, и обеспечение публичности его сведений; создание с использованием единых методологических и программно - технических принципов государственных автоматизированных баз данных, обеспечивающих ведение государственного земельного кадастра и государственный учет объектов недвижимости, содержащих перечни учтенных объектов недвижимости, а также сведения о них, и подлежащих учету в Государственном регистре баз и банков данных; создание автоматизированных технологий и специальных программных средств, обеспечивающих реализацию процедур государственного учета объектов недвижимости и ввод в автоматизированные базы данных актуальной информации о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимого имущества как объектах права и налогообложения, полученных в результате разграничения государственной собственности на землю, инвентаризации, межевания и кадастровой оценки земельных участков; ввод в эксплуатацию в государственных органах по ведению государственного земельного кадастра и учету объектов недвижимости программно-технических комплексов, современных отечественных информационных технологий и программных средств, средств защиты информации, обеспечивающих автоматизацию процессов формирования, учета, оценки земельных участков и объектов недвижимости; обеспечение совместимости информационных систем, связанных с формированием, государственным учетом, технической инвентаризацией, оценкой, регистрацией прав, налогообложением, управлением и распоряжением недвижимостью, и создание системы электронного обмена сведениями между ними; организация и проведение подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих государственный кадастровый учет земель и иных объектов недвижимости, а также кадастровую оценку земель. Система мероприятий, реализуемая в рамках Программы и подпрограммы, увязана по этапам и срокам реализации, а также по объему финансирования и обеспечивает осуществление разграничения государственной собственности на землю и создание автоматизированных баз данных государственного земельного кадастра, государственного учета объектов недвижимости и автоматизированной системы управления недвижимостью. 4. Сроки и основные этапы выполнения Программы Программа рассчитана на период 2002-2007 годов и ее реализацию планируется осуществить в три этапа. На I этапе (2002 - 2003 годы) осуществляется разработка нормативно-методических документов для автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости. Проводятся научно-исследовательские работы. Разрабатываются системно - технический проект автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, информационные технологии и специальное программное обеспечение для государственного учета объектов недвижимости. Совместно с органами технической инвентаризации и организациями Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, осуществляющими ведение градостроительного кадастра, осуществляется переход к ведению единого государственного учета земельных участков и прочно связанных с ними зданий, строений, сооружений, являющихся объектами прав и налогообложения, как единых объектов недвижимости на базе программно-технической инфраструктуры государственного земельного кадастра. В результате проведения инвентаризации совместно с организациями Федеральной службы геодезии и картографии России и Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу к концу 2003 года формируется в качестве объектов государственного кадастрового учета около 15 млн. землепользований в черте городов и других поселений, а также на землях, занятых предприятиями и организациями промышленности, транспорта, связи и объектами иного несельскохозяйственного назначения, общей площадью 11 млн. гектаров, на которые до 2002 года не были выданы правоустанавливающие документы и сведения о которых не были внесены в государственный земельный кадастр. Завершается кадастровая оценка земель всех категорий для целей налогообложения на всей территории Российской Федерации. В органах, осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра на уровне субъекта Российской Федерации и на уровне муниципальных образований, устанавливаются и вводятся в эксплуатацию программнотехнические комплексы для автоматизированного ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости. В 1197 из 2318 органов, осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра на уровне муниципальных образований, установка и введение в эксплуатацию программно - технических комплексов проводится на основе коренной модернизации ранее установленного оборудования, а в 650 - на основе частичной модернизации имеющихся технических средств. Таким образом, на 80 процентов удовлетворяется потребность органов государственного учета объектов недвижимости на уровне муниципальных образований. Устанавливаются и вводятся в эксплуатацию программнотехнические комплексы, поддерживающие функционирование федеральной вертикали органов, осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Проводится оснащение органов технической инвентаризации и ведения градостроительного кадастра в 2318 муниципальных образованиях средствами модемной связи и программным обеспечением для обмена данными между органами технической инвентаризации и органами, осуществляющими деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Проводится обучение и переподготовка 12000 специалистов (или 52 процентов общего количества) органов технической инвентаризации, государственного учета и оценки объектов недвижимости. На II этапе (2004 - 2005 годы) в основном завершается формирование научно-методической базы, унифицированных технических решений, специального программного обеспечения для государственного учета в единой автоматизированной системе объектов недвижимости всех видов (земельные участки, здания, сооружения, участки лесного фонда, обособленные водные объекты, многолетние насаждения, участки недр и пр.) как объектов права и налогообложения. Совместно с организациями Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и других заинтересованных министерств и ведомств в процессе создания автоматизированных баз данных на примере ряда пилотных проектов осуществляется отработка типовых проектных решений по единым методикам и технологиям обмена сведениями по государственному учету объектов недвижимости. Продолжается установка и ввод в эксплуатацию программно - технических комплексов, поддерживающих функционирование федеральной вертикали органов государственного кадастрового учета, в том числе 5 при федеральных округах и 79 в субъектах Российской Федерации. Проводится коренная модернизация оборудования программно-технических комплексов в 155 органах кадастрового учета земель на уровне муниципальных образований. Формируются и актуализируются распределенные на территориях всех субъектов Российской Федерации автоматизированные базы данных об объектах недвижимости на основе сведений, получаемых в результате инвентаризации и межевания объектов кадастрового учета, межведомственного обмена сведениями. Осуществляется их подключение к абонентской компьютерной сети электронного доступа и обмена сведениями. Таким образом, к концу 2005 года в основном завершается формирование структурных элементов системы регионального и федерального уровней. Совместно с Федеральной службой геодезии и картографии России выполняется обновление планово-картографической основы для ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на городских землях и межселенных территориях. Проводится обучение и переподготовка 6300 специалистов различных органов формирования, технической инвентаризации, оценки объектов недвижимости и регистрации прав на них, а также ведение государственных лесного, водного, градостроительного и других кадастров и регистров в целях обеспечения поэтапного перехода к массовому внедрению технологий государственного учета и кадастровой оценки объектов недвижимости всех видов в единой системе на всей территории Российской Федерации. Осуществляется внедрение современных средств дистанционного обучения. Вводятся в эксплуатацию информационно-справочные системы, позволяющие обеспечить массовый доступ граждан, юридических лиц, органов государственной власти к сведениям единой системы государственного учета объектов недвижимости. На III этапе (2006-2007 годы) с вводом в эксплуатацию программно-технических комплексов в органах кадастрового учета в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока завершается создание информационно-технической инфраструктуры системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, проводятся заключительные мероприятия по вводу в действие всей системы. К концу 2007 года на территории Российской Федерации начинает функционировать единая автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в виде структурированной компьютерной сети, в состав которой входят 2318 программно-технических комплексов на уровне муниципальных образований, 89 программно-технических комплексов на уровне субъектов Российской Федерации, 7 программно-технических комплексов, обеспечивающих информационное обслуживание федеральных округов. На федеральном уровне программнотехнические комплексы устанавливаются и вводятся в эксплуатацию в федеральном органе исполнительной власти, ответственном за ведение государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на базе государственного земельного кадастра. Совместно с организациями, обеспечивающими ведение государственных градостроительного кадастра, лесного кадастра, водного кадастра, кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и других кадастров и реестров, и с учреждениями юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется переход к государственному учету в единой системе объектов недвижимости на основе распределенных автоматизированных банков данных и электронных систем доступа и обмена сведениями между ними. Уточняются и отражаются в государственном земельном кадастре сведения о землях и границах субъектов Российской Федерации и входящих в них муниципальных образований. В 2007 году завершается подготовка и переподготовка 4700 специалистов в организационных структурах, обеспечивающих ведение автоматизированных баз данных государственного учета единых объектов недвижимости, функционирование системы электронного доступа и межведомственного обмена сведениями, информационную безопасность системы, техническую поддержку и сопровождение эксплуатируемых информационных технологий и программных средств. Всего к концу 2007 года будет завершена переподготовка 23000 специалистов органов (организаций) и учреждений различных министерств и ведомств, связанных с обеспечением функционирования земельно-имущественного комплекса страны. 5. Система программных мероприятий Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям: 1) создание нормативно-методической базы, в том числе разработка: нормативно-методических документов по ведению государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий и по обеспечению публичности его сведений; нормативно-методических документов, устанавливающих правила отнесения участков земной поверхности, участков лесного фонда, обособленных водных объектов, многолетних насаждений, участков недр, строений и сооружений к объектам недвижимости с определением их характеристик, необходимых для описания этих объектов как недвижимого имущества, а также отражения сведений о них в автоматизированных базах данных; нормативно-методических документов, определяющих порядок формирования земельных участков и расположенных на них зданий и сооружений в качестве единых объектов недвижимости и правила их государственного кадастрового учета и отражения соответствующих сведений в автоматизированных базах данных, а также устанавливающих порядок постановки на государственный учет в автоматизированной системе государственного земельного кадастра участков лесного фонда, многолетних насаждений, обособленных водных объектов, участков недр как объектов права; регламентов передачи и обмена информацией между автоматизированными базами данных органов (организаций), осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра, технической инвентаризации, ведению градостроительного, лесного, водного и других кадастров и реестров, учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также налоговых органов; 2) автоматизация ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, в том числе: поэтапное дооснащение органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра и государственный учет объектов недвижимости, необходимыми средствами компьютерной техники и телекоммуникаций; разработка технологий и специального программного обеспечения для автоматизации ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости и информационного обеспечения субъектов оборота земель и иного недвижимого имущества, а также органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов муниципальных образований; создание систем электронного межведомственного обмена данными, совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей внедрение и сопровождение комплексов автоматизации; создание и ввод в эксплуатацию средств информационной безопасности автоматизированной системы на основе внедрения средств защиты информации от несанкционированного доступа, обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения, страхования информационных ресурсов; 3) подготовка и ввод в автоматизированные базы данных информации по фактически используемым, но не учтенным ранее земельным участкам всех форм собственности. Эти мероприятия проводятся с целью подготовки данных по всем правообладателям и пользователям земельных участков, получаемых в результате инвентаризации и межевания земель, и ввода информации по объектам государственного кадастрового учета в автоматизированные базы данных; 4) подготовка и ввод в автоматизированные базы данных информации по государственной кадастровой оценке земель для целей налогообложения и внесение результатов оценки в виде экономических характеристик земельных участков в государственный земельный кадастр. Эти мероприятия направлены на формирование обоснованной налогооблагаемой базы, учитывающей особенности рентных отношений и развитие рынка земли и иной недвижимости; 5) создание единого информационно-коммуникационного пространства органов государственного кадастрового учета, технической инвентаризации, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, налоговых органов, органов управления и распоряжения государственной и муниципальной недвижимостью, а также органов государственного управления на основе разработки, согласования и внедрения общих классификаторов, информационных моделей объектов управления, протоколов и механизмов, обеспечивающих межведомственный доступ к информации, и разработки соответствующих программных комплексов и баз данных. Эти мероприятия направлены на отработку интегрированных технологий по формированию, учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, базирующихся на принципе "одного окна"; 6) обучение и переподготовка кадров. Особенностью этих мероприятий является массовая подготовка кадрового состава специалистов различных министерств и ведомств, осуществляющих на всей территории Российской Федерации работы по формированию, технической инвентаризации, кадастровому учету, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество, налогообложению, эксплуатации программно-технических комплексов и обеспечению информационной безопасности в единой государственной системе учета объектов недвижимости. Перечень основных мероприятий Программы изложен в приложении. 6. Ожидаемые результаты реализации Программы Реализация Программы позволит создать условия для обеспечения планомерного и последовательного проведения государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений, направленных на эффективное использование земель и иной недвижимости, активное вовлечение их в оборот, стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости, формирование банка данных о земле и иной недвижимости как единого государственного информационного ресурса. В ходе реализации Программы и входящей в ее состав подпрограммы будут достигнуты следующие результаты: создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, позволяющей в рамках единого государственного информационного ресурса обеспечить формирование сведений об объектах недвижимости как объектах оборота и налогообложения; создание автоматизированных баз данных о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимого имущества, осуществление подготовки и ввода актуальной информации по результатам инвентаризации, межевания и государственного кадастрового учета указанных объектов. По итогам кадастровой оценки для определения налогооблагаемой базы будут актуализированы экономические характеристики земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества по принципу наибольшей эффективности их использования; проведение разграничения государственной собственности на землю, регистрация прав собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и ввод информации в автоматизированные базы данных; создание системы электронного обмена сведениями между органами (организациями) по формированию, кадастровому учету, технической инвентаризации, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом, органами по управлению фондом недр, лесным фондом, водным фондом, налоговыми органами и др.; создание информационной базы о единых объектах недвижимости, позволяющей сформировать в налоговых органах фискальный реестр в целях перехода на взимание налога на недвижимость; создание как единого государственного информационного ресурса автоматизированных баз данных о земельных участках, связанных с ними объектах недвижимого имущества, об участках лесного фонда Российской Федерации, участках недр, обособленных водных объектах; формирование инфраструктуры научно-технического сопровождения, обеспечения информационной безопасности, подготовки и переподготовки кадров для работы с системами ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, управления и распоряжения; подготовка кадров в области ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (около 23000 человек), а также кадров управленческого персонала в сфере управления землей и недвижимостью (около 15000 человек). 7. Ресурсное обеспечение Программы Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также за счет внебюджетных источников, включая займы, привлекаемые в соответствии с межправительственными соглашениями Российской Федерации для решения указанных проблем, кредиты банков, средства зарубежных инвесторов, техническую помощь международных организаций, заинтересованных в реализации Программы. Объем и источники финансирования Программы приведены в таблице. (млн. рублей) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 2002 - 2007 | В том числе | | | годы - |------------------------------------------------------------------------------| | | всего | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | | | | год | год | год | год | год | год | |-------------------|--------------|------------|------------|-----------|------------|------------|--------------| | Всего по | 46 644,5 | 10577,67 | 12886,1 | 6312,5 | 6053,9 | 5 517,35 | 5 296,98 | | Программе | | | | | | | | | из них: | | | | | | | | |-------------------|--------------|------------|------------|-----------|------------|------------|--------------| | за счет | 12 007,1 | 1 298,17 | 4 030 | 1941,3 | 1 920,2 | 1 461,45 | 1 355,98 | | федерального | | | | | | | | | го бюджета | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | |-------------------|--------------|------------|------------|-----------|------------|------------|--------------| | научно - | 44,1 | - | 15,9 | 10 | 5,8 | 6,3 | 6,1 | | исследовательские| | | | | | | | | и опытно - | | | | | | | | | конструкторские | | | | | | | | | работы | | | | | | | | |-------------------|--------------|------------|------------|-----------|------------|------------|--------------| | капитальные | 956,7 | 145,57 | 290 | 215 | 150 | 110,05 | 46,08 | | вложения | | | | | | | | |-------------------|--------------|------------|------------|-----------|------------|------------|--------------| | прочие нужды | 11 006,3 | 1 152,6 | 3 724,1 | 1 716,3 | 1 764,4 | 1 345,1 | 1 303,8 | |-------------------|--------------|------------|------------|-----------|------------|------------|--------------| | бюджеты | 33 311,4 | 8 743,5 | 8 438,1 | 4 278,2 | 4 040,7 | 3 962,9 | 3 848 | | субъектов | | | | | | | | | Российской | | | | | | | | | Федерации и | | | | | | | | | местные | | | | | | | | | бюджеты | | | | | | | | |-------------------|--------------|------------|------------|-----------|------------|------------|--------------| | другие | 1 326 | 536 | 418 | 93 | 93 | 93 | 93 | | внебюджетные | | | | | | | | | источники | | | | | | | | |-------------------|--------------|------------|------------|-----------|------------|------------|--------------| | В том числе по | 20 861,1 | 4049,82 | 4837,73 | 3 491,2 | 3 199,5 | 2 708,95 | 2 573,9 | | подпрограмме - | | | | | | | | | всего | | | | | | | | | из них | | | | | | | | |-------------------|--------------|------------|------------|-----------|------------|------------|--------------| | за счет | 5 185,5 | 578,32 | 1571,63 | 1 007 | 952,8 | 555,85 | 520 | | федерального | | | | | | | | | бюджета | | | | | | | | |-------------------|--------------|------------|------------|-----------|------------|------------|--------------| | в том числе: | | | | | | | | | научно - | 19 | - | 11 | 5,8 | 0,8 | 0,8 | 0,6 | | исследовательские| | | | | | | | | тельские и | | | | | | | | | опытно - | | | | | | | | | конструкторские | | | | | | | | | работы | | | | | | | | |-------------------|--------------|------------|------------|-----------|------------|------------|--------------| | капитальные | 358,5 | 59,65 | 150 | 80 | 40 | 28,85 | - | | вложения | | | | | | | | |-------------------|--------------|------------|------------|-----------|------------|------------|--------------| | прочие нужды | 4 808 | 518,67 | 1410,63 | 921,1 | 912 | 526,2 | 519,3 | |-------------------|--------------|------------|------------|-----------|------------|------------|--------------| | бюджеты | 15 675,6 | 3 471,5 | 266,1 | 2484,2 | 2 246,7 | 2 153,1 | 2 054 | | субъектов | | | | | | | | | Российской | | | | | | | | | Федерации и | | | | | | | | | местные | | | | | | | | | бюджеты | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Из федерального бюджета направляются на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ средства в размере 44,1 млн. рублей, или 0,4 процента, на инвестиции (капитальные вложения) - 956,7 млн. рублей, или 7,9 процента, на прочие нужды - 11006,3 млн. рублей, или 91,7 процента, общего объема средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Программы. Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в объеме 33311,4 млн. рублей при реализации настоящей Программы предполагается направить на финансирование работ по подготовке и вводу в автоматизированные базы данных информации, полученной при инвентаризации и оценке земель, установлении границ и межевании территорий муниципальных образований, разграничении государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, создание и обновление картографической основы для ведения государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета объектов недвижимости, а также на финансирование работ по внедрению программно-технических комплексов и подготовке кадров по управлению земельными ресурсами и иной недвижимостью. Средства, выделяемые из федерального бюджета на научно - исследовательские и опытно-конструкторские работы, направляются на подготовку научно-методического обеспечения, необходимого для достижения целей Программы. Планируется разработка научных основ, методов и технологий ведения единого государственного учета земель и связанных с ними объектов недвижимого имущества с помощью новейших спутниковых систем глобального позиционирования, геоинформационных технологий и компьютерных средств обработки данных, а также создание информационных технологий для взаимодействия органов государственного учета земель и объектов недвижимости, технической инвентаризации, регистрации прав, налогообложения, управления землей и иным недвижимым имуществом. Инвестиции (капитальные вложения), выделяемые за счет средств федерального бюджета, планируется использовать для приобретения средств вычислительной и информационнокоммуникационной техники, программного обеспечения, программно - аппаратных средств защиты информации от несанкционированного доступа, инженерных средств обеспечения жизнедеятельности программно-технических комплексов системы на объектах их установки с учетом полного покрытия территории Российской Федерации. Ввод оборудования производится во всех 2318 органах, осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра на муниципальном уровне, в субъектах Российской Федерации, в федеральных округах, в Федеральной службе земельного кадастра России, в Министерстве имущественных отношений Российской Федерации, в его территориальных органах на уровне федеральных округов и субъектов Российской Федерации, а также на уровне муниципальных образований. Все указанные программнотехнические комплексы при участии Министерства Российской Федерации по связи и информатизации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации интегрируются в абонентскую компьютерную сеть, покрывающую всю территорию страны и базирующуюся на коммуникационных услугах компьютерных сетей общего назначения и государственных сетей специального назначения. Средства по статье "прочие нужды", выделяемые из федерального бюджета, направляются на разработку и совершенствование нормативно-методических документов ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, управления недвижимостью, проектирование и разработку автоматизированной системы, создание информационных технологий и специальных программных средств, информационное обеспечение разрабатываемой автоматизированной системы, включая создание и актуализацию автоматизированных баз данных, работы по внедрению автоматизированных технологий ведения государственного учета недвижимости в единой системе во всех органах кадастрового учета, создание и ввод в эксплуатацию информационных систем и автоматизированных технологий управления и распоряжения недвижимостью, подготовку и переподготовку кадров, управление реализацией Программы, а также на техническую поддержку и обеспечение эксплуатации автоматизированных систем. Средства из внебюджетных источников в объеме 1326 млн. рублей планируется получить за счет развития международного сотрудничества, используя имеющиеся источники в виде займа Международного банка реконструкции и развития (проект ЛАРИС), российско-германской кредитной линии (проект ГЕРМЕС), технической помощи со стороны Европейского союза (проект ТАСИС) и технической помощи со стороны Шведского агентства по международному развитию (СИДА), по которым действуют межправительственные соглашения, контракты и договоры. Указанные средства направляются на приобретение специализированного высокотехнологического оборудования, систем спутникового глобального позиционирования, средств полевых геодезических измерений, высокопроизводительных цифровых картографических комплексов, а также на специальное обучение российских специалистов, использование технологического опыта и ноу-хау наиболее развитых стран с рыночной экономикой. Получаемое по линии указанных проектов оборудование используется для оснащения органов кадастрового учета на всей территории Российской Федерации, а также повышения мощности и технических возможностей программнотехнических комплексов, создаваемых за счет капитальных вложений российской стороны. В ходе реализации Программы и подпрограммы отдельные мероприятия, объемы и источники их финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и с учетом реальных возможностей федерального бюджета. Участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы и финансировании программных мероприятий за счет средств их бюджетов определяется соглашениями между государственными заказчиками Программы и подпрограммы и соответствующими субъектами Российской Федерации. 8. Научное обеспечение Программы Научное обеспечение Программы и подпрограммы базируется на оперативном внедрении результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых научноисследовательскими и проектными учреждениями Федеральной службы земельного кадастра России, Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук и иными заинтересованными организациями. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по Программе предполагается вести по следующим направлениям: совершенствование научных основ, методов и технологий ведения единого государственного учета земель и связанных с ними объектов недвижимого имущества и мониторинга их изменений; совершенствование научных основ, методов и технологий инвентаризации, картографирования и учета земель и связанных с ними объектов недвижимого имущества всех видов исходя из условий обеспечения единства измерений и требуемой точности учетных операций; разработка методов, информационных технологий и программного обеспечения для формирования единого информационно-коммуникационного пространства органов государственного учета земель и объектов недвижимости, технической инвентаризации, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, налогообложения, управления и распоряжения землей и иным недвижимым имуществом. При осуществлении программных мероприятий в субъектах Российской Федерации предусматривается привлечение региональных научных учреждений. 9. Международное сотрудничество В 2002-2007 годах будет продолжено международное сотрудничество, направленное на совершенствование нормативно - методической и системно-технической базы ведения государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета объектов недвижимости. В рамках Программы планируется продолжить сотрудничество с Европейским союзом, используя возможности привлечения технической помощи по проекту ТАСИС. Получат дальнейшее развитие двусторонние контакты по направлениям программных мероприятий с агентствами по международному развитию Германии, Швеции, Нидерландов с целью изучения и адаптации к российским условиям передового опыта и ноу-хау стран с развитой рыночной экономикой. Будут продолжены работы по инвестиционным проектам, финансируемым за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития (проект ЛАРИС), российско-германского проекта ГЕРМЕС, финансируемого в рамках кредитной линии немецкого страхового общества "ГЕРМЕС". Дальнейшее развитие получат работы со Швейцарской Конфедерацией. Консолидированные в рамках Программы средства указанных займов, финансовая помощь в виде грантов, техническая помощь будут направлены на приобретение новейшей компьютерной и измерительной техники, приборов, программного обеспечения, а также на обучение и переподготовку кадров. 10. Механизм реализации Программы Государственными заказчиками Программы являются Федеральная служба земельного кадастра России (государственный заказчик-координатор Программы) и Министерство имущественных отношений Российской Федерации (государственный заказчик подпрограммы). Государственные заказчики Программы и подпрограммы ежегодно направляют в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации предложения по объемам финансирования конкретных мероприятий, предусмотренных Программой и входящей в ее состав подпрограммой. Государственные заказчики Программы и подпрограммы с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы и подпрограммы из различных источников, и предварительных результатов выполнения мероприятий Программы и подпрограммы уточняют указанные мероприятия, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования. Финансирование работ по Программе и подпрограмме за счет средств федерального бюджета производится целевым назначением через соответствующих государственных заказчиков. Выполнение мероприятий Программы и подпрограммы организациями и предприятиями осуществляется посредством заключения государственных контрактов между государственными заказчиками и исполнителями программных мероприятий. Конкретные исполнители работ по отдельным мероприятиям определяются государственными заказчиками на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Намеченные Программой и подпрограммой мероприятия, финансируемые за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, реализуются через соответствующие региональные программы, разрабатываемые и утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 11. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляются в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594. Государственные заказчики Программы и подпрограммы осуществляют свои функции во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Государственные заказчики Программы и подпрограммы обеспечивают в установленном порядке представление необходимой информации о ходе работ по Программе и подпрограмме и эффективности использования финансовых средств. Экспертные проверки хода реализации Программы осуществляются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерством имущественных отношений Российской Федерации и Федеральной службой земельного кадастра России. 12. Социально-экономическая эффективность Программы Совокупный социально-экономический эффект от реализации Программы и входящей в ее состав подпрограммы достигается за счет проведения структурных изменений в экономике на основе создания развитой информационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить эффективное использование земель и иной недвижимости как важнейших составляющих национального богатства России. Прямой экономический эффект от реализации программных мероприятий состоит в увеличении доходов бюджетов всех уровней за счет роста поступлений земельных платежей в результате проведения разграничения государственной собственности на землю и повышения эффективности управления недвижимостью на федеральном и территориальном уровнях. Существенный вклад в увеличение доходных частей бюджетов всех уровней будет достигнут уже на первом этапе реализации Программы за счет расширения охватываемых земельными платежами площадей, являющихся объектами налогообложения. Увеличению доходной части будет содействовать и переход к установлению налогооблагаемой базы на основе кадастровой оценки земель. Общий экономический эффект от реализации программных мероприятий в 2002-2007 годах составит за счет прироста поступлений земельных платежей в бюджеты всех уровней более 290 млрд. рублей, в том числе на федеральном уровне около 79 млрд. рублей. Окупаемость затрат на реализацию мероприятий Программы будет обеспечена в течение 2-3 лет. Постоянно обновляемые в автоматизированной системе сведения о количестве и качестве различных категорий земель позволят создать реальный инструмент контроля за происходящими изменениями, а наличие сведений о правовом режиме их использования и субъектах права на земельные участки - конкретизировать адресную направленность при реализации природоохранных мероприятий и персонифицировать ответственность за охрану и состояние любых категорий земель. Дополнительным эффектом реализации Программы будет активизация сделок на рынке земли и недвижимости, создание благоприятного делового климата и рост объемов инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость, обеспечение оперативности и качества принятия управленческих решений по распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости, находящимися в государственной и муниципальной собственности, за счет внедрения современных информационных технологий и повышения достоверности и полноты информации о недвижимости, роста профессионального уровня управленческого персонала. В целом при реализации комплекса программных мероприятий будет создана автоматизированная система, позволяющая при осуществлении государственного управления обеспечить необходимую нормативную, информационную и технологическую поддержку процессов формирования, учета, оценки и налогообложения недвижимости всех форм собственности, а также управление и распоряжение недвижимостью и достичь намеченных Правительством Российской Федерации целей в области социального развития и модернизации экономики. Подпрограмма "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений" 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Подпрограмма "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений" (далее именуется - подпрограмма) способствует реализации стратегических задач, намеченных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 апреля 2001 г., и направлена на выполнение поручения Президента Российской Федерации от 17 марта 2001 г. N Пр-496ГС о проведении разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) и реализацию Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю". Система мероприятий подпрограммы направлена на проведение разграничения государственной собственности на землю и создание автоматизированной системы управления недвижимостью на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Решение перечисленных выше проблем программно-целевыми методами, планирование и реализация программных мероприятий в рамках федеральной целевой программы обусловлена необходимостью координации разноплановых мероприятий нормативно - методического, организационного, производственного, научно - исследовательского, опытно - конструкторского, технического, технологического и образовательного характера. Поставленные задачи в полном объеме невозможно реализовать только на федеральном уровне, на территории отдельно взятого субъекта или в одном федеральном ведомстве. Выполнение программных мероприятий необходимо осуществлять при межведомственной координации, проводимой специально уполномоченным федеральным органом. Это также связано с необходимостью создания специального программного обеспечения по управлению земельными участками и иной недвижимостью, масштабностью и ресурсоемкостью решаемых в рамках подпрограммы задач, связанных с разграничением государственной собственности на землю, инвентаризацией земель, что невозможно осуществить без привлечения средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. 2. Цели и задачи подпрограммы Целями подпрограммы являются разграничение государственной собственности на землю и создание автоматизированной системы управления недвижимостью, обеспечивающей эффективное управление недвижимостью на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Основными задачами подпрограммы являются: разработка нормативно-методических документов для обеспечения реализации государственной политики в области земельных и имущественных отношений; разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований; создание автоматизированной системы учета объектов недвижимости, обеспечивающей информационную поддержку управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений; развертывание программно-технических комплексов, поддерживающих информационные базы данных по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, и прочно связанными с ними объектами недвижимости, по контролю за использованием государственных земель и обеспечению поступлений платежей за землю в бюджеты всех уровней; подготовка высококвалифицированных кадров в системе государственного и муниципального управления землей и иной недвижимостью. Для решения указанных задач предусмотрен комплекс правовых, организационных, финансовых, научно-технических и землеустроительных программных мероприятий, позволяющих к 2007 году провести разграничение государственной собственности на землю и сформировать эффективную систему информационной поддержки процессов управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений. 3. Сроки и основные этапы выполнения подпрограммы Подпрограмма рассчитана на 6 лет и реализуется в три этапа. На I этапе (2002 - 2003 годы) планируется проведение мероприятий по разграничению государственной собственности на землю и ввод в автоматизированные базы данных информации о земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на которых расположено недвижимое имущество. Планируется разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих управление недвижимостью, реформирование и регулирование земельных и имущественных отношений, а также разработка системного проекта и специального программного обеспечения автоматизированной системы управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений. Начинается развертывание программно-технических комплексов поддержки информационных баз данных о недвижимости и соответствующей информационно-технической инфраструктуры. Развертываются и вводятся в эксплуатацию специализированные учебно-консультационные центры, на базе которых организуется планомерное обучение кадров в области управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений. К концу I этапа (2003 год) будет на 63 процента удовлетворена потребность в оснащении программно-техническими комплексами автоматизированной системы управления недвижимостью территориальных органов по управлению недвижимостью Министерства имущественных отношений Российской Федерации, на 57 процентов - потребность в оснащении программно-техническими комплексами автоматизированной системы управления недвижимостью органов по управлению недвижимостью субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на 10 процентов осуществлено развертывание информационно-технической инфраструктуры, на 87 процентов - техническое оснащение учебно-консультационных центров. На II этапе (2004 - 2005 годы) продолжается проведение мероприятий по разграничению государственной собственности на землю и вводу в автоматизированные базы данных информации о земельных участках, на которых расположено недвижимое имущество. В целом будет завершено внедрение автоматизированной системы управления недвижимостью и поддерживающих ее программно - технических комплексов. На II этапе предусмотрена разработка методов информационно-коммуникационного взаимодействия с внешними информационными системами, кадастрами и регистрами. Создается научно-методическое обеспечение учета и ведения реестра федеральных земель и федерального имущества, разрабатываются методики определения арендной платы за земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости. К концу II этапа (2005 год) будет на 95 процентов удовлетворена потребность в оснащении программно-техническими комплексами автоматизированной системы управления недвижимостью территориальных органов по управлению недвижимостью Министерства имущественных отношений Российской Федерации, на 90 процентов - потребность в оснащении программно-техническими комплексами автоматизированной системы управления недвижимостью органов по управлению недвижимостью субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на 50 процентов будет осуществлено развертывание информационнотехнической инфраструктуры и полностью завершено техническое оснащение учебно-консультационных центров. В основном будет проведена подготовка кадров по разграничению государственной собственности на землю в системе государственного и муниципального управления недвижимостью. Продолжатся переподготовка персонала по вопросам правовых основ управления недвижимостью, экономических методов оценки земель, землепользования, а также обучение пользователей автоматизированной системы управления недвижимостью. На III этапе (2006 - 2007 годы) планируется завершить реализацию основных мероприятий подпрограммы в части разграничения государственной собственности на земли всех категорий и создать информационно - техническую базу управления государственной и муниципальной недвижимостью, завершить подготовку профессиональных кадров для работы с системой. К концу III этапа (2007 год) будет завершено формирование информационно-технической инфраструктуры территориальных органов по управлению землей и недвижимостью во всех субъектах Российской Федерации, федеральных округах, межмуниципальных и муниципальных образованиях и полностью удовлетворена их потребность в оснащении программно-техническими комплексами автоматизированной системы управления недвижимостью. К 2007 году будет полностью сформирована эффективная информационно - техническая система поддержки процессов управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений. 4. Система мероприятий подпрограммы Система мероприятий подпрограммы включает в себя комплекс мероприятий по разграничению государственной собственности на землю и формированию автоматизированных баз данных о земельных участках и объектах недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности. На первом этапе проводятся организационные и землеустроительные работы, включающие подготовку, согласование и утверждение перечней земельных участков, на которые в установленном порядке возникает право собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, с составлением планово-картографических материалов, а также регистрация соответствующего права собственности на них. Мероприятия по созданию информационно-технического обеспечения управления и распоряжения земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости включают в себя проектирование и разработку соответствующей автоматизированной системы, создание информационно-технической инфраструктуры, развертывание программно-технических комплексов, обеспечивающих информационную поддержку принятия управленческих решений. Специальные структурные подразделения по распоряжению земельными ресурсами территориальных органов по управлению недвижимостью будут оснащаться средствами вычислительной и информационно - коммуникационной техники, программно-аппаратными средствами защиты информационных систем от несанкционированного доступа, инженерными средствами обеспечения жизнедеятельности программно-технических комплексов системы на объектах их установки. Всего планируется создать 1529 автоматизированных рабочих мест в Министерстве имущественных отношений Российской Федерации, его территориальных органах по управлению недвижимостью в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях. Будет разработано и внедрено специальное программное обеспечение для автоматизированной системы управления недвижимостью. Установленные программно-технические комплексы предполагается объединить в интегрированную систему с помощью средств телекоммуникации и абонентской компьютерной сети, обеспечив тем самым возможность взаимного электронного доступа и обмена сведениями между распределенными автоматизированными базами данных всех уровней государственного управления недвижимостью. В ходе подготовки и переподготовки кадров предполагается организовать обучение 1800 специалистов Министерства имущественных отношений Российской Федерации и его территориальных органов на базе развернутых в субъектах Российской Федерации учебно-консультационных центров. Специалисты органов по управлению земельными ресурсами пройдут обучение по вопросам информационно-технического обеспечения в сфере управления земельными ресурсами, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений, включая подготовку операторов и администраторов автоматизированной системы. Обучение будет также осуществляться по вопросам организации и методологии проведения работ по разграничению государственной собственности на землю, правовым основам и технологиям кадастрового учета недвижимости, территориальному зонированию земель различных категорий, приобретению и прекращению прав на землю, экономическим методам оценки земель, стимулированию рынка земли и недвижимости, оптимизации арендных отношений на землю, государственному регулированию оборота земель. Разработанные программы обучения и учебно - методические материалы предполагается использовать для обучения специалистов по управлению недвижимостью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за счет средств региональных и местных бюджетов. Планируется проведение научно-исследовательских работ с целью формирования полноценной нормативно-методической базы в сфере реформирования земельных и имущественных отношений. Особое внимание будет уделено созданию научно-методического обеспечения мероприятий, проводимых в процессе разграничения государственной собственности на землю, разработке механизмов приобретения земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности, оценке эффективности использования земельных участков различных категорий, оценке стоимости земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, методологии платности землепользования, экономическим механизмам регулирования эффективного и рационального использования земель. Будут организованы и проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию системного и технического проектов автоматизированной системы управления недвижимостью, разработке и внедрению специального программного обеспечения. Мероприятия подпрограммы, сгруппированные по видам работ, представлены в приложении к подпрограмме. 5. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы В результате реализации подпрограммы будет создана информационно - техническая система для обеспечения планомерной и последовательной реализации государственной политики по эффективному использованию земли и иной недвижимости, активному вовлечению их в хозяйственный оборот и стимулированию инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан, формированию банка данных о земле и иной недвижимости как единого государственного информационного ресурса. Разграничение государственной собственности на землю сделает земельные отношения "прозрачными", оптимизирует процесс их регулирования, сформирует дополнительные условия для укрепления федеративных отношений и развития местного самоуправления. Важнейшим результатом при этом станет обеспечение единого подхода к управлению государственной и муниципальной недвижимостью, придание импульса процессу передачи в частную собственность земельных участков под объектами недвижимости, приватизированными из различных форм собственности, в целях проведения государственной политики по формированию единых объектов недвижимости, а также стимулированию их рационального использования и гражданского оборота. Создаваемая информационная система используется при формировании перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, а также при проведении инвентаризации и учета государственных земель, что обеспечит полное описание и структурирование налогооблагаемой базы в сфере земельных платежей и учет плательщиков земельного налога и арендной платы. В процессе реализации программных мероприятий будут созданы информационно-технические инфраструктуры и автоматизированные базы данных о недвижимости, повышена квалификация управленческих кадров, что обеспечит достижение качественно нового уровня управления недвижимостью. 6. Ресурсное обеспечение подпрограммы Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Объем финансирования подпрограммы в ценах 2001 года составляет 20 861,1 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 5185,5 млн. рублей. Средства федерального бюджета направляются на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в объеме 19 млн. рублей, что составляет 0,37 процента, на капитальные вложения - в объеме 358,5 млн. рублей, что составляет 6,91 процента, на прочие нужды - в объеме 4808 млн. рублей, или 92,72 процента. Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в объеме 15675,6 млн. рублей предполагается направить на проведение работ по разграничению государственной собственности на землю в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, развертывание программно-технических комплексов для управления недвижимостью, подготовку и переподготовку кадров в сфере земельных и имущественных отношений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Объем и источники финансирования подпрограммы, в том числе за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, приведены в таблице: (млн. рублей) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 2002 - 2007 | В том числе | | | годы - |------------------------------------------------------------------------------| | | всего | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | | | | год | год | год | год | год | год | |-------------------|--------------|------------|------------|-----------|------------|------------|--------------| | За счет | 5 185,5 | 578,32 | 1 571,63 | 1 007 | 952,8 | 555,85 | 520 | | средств | | | | | | | | | федерального | | | | | | | | | бюджета | | | | | | | | | в том | | | | | | | | | числе: | | | | | | | | |-------------------|--------------|------------|------------|-----------|------------|------------|--------------| | научно - | 19 | - | 11 | 5,8 | 0,8 | 0,8 | 0,6 | | исследовательские | | | | | | | | | и опытно - | | | | | | | | | конструкторские | | | | | | | | | работы | | | | | | | | |-------------------|--------------|------------|------------|-----------|------------|------------|--------------| | капитальные | 358,5 | 59,65 | 150 | 80 | 40 | 28,85 | - | | | | | | | | | | | вложения | | | | | | | | |-------------------|--------------|------------|------------|-----------|------------|------------|--------------| | прочие | 4 808 | 518,67 | 1 410,63 | 921,1 | 912 | 526,2 | 519,3 | | нужды | | | | | | | | |-------------------|--------------|------------|------------|-----------|------------|------------|--------------| | Бюджеты | 15 675,6 | 3 471,5 | 3 266,1 | 2 484,2 | 2 246,7 | 2 153,1 | 2 054 | | субъектов | | | | | | | | | Российской | | | | | | | | | Федерации и | | | | | | | | | местные бюджеты | | | | | | | | |-------------------|--------------|------------|------------|-----------|------------|------------|--------------| | Всего | 20 861,1 | 4049,82 | 4 837,73 | 3 491,2 | 3 199,5 | 2 708,95 | 2 573,9 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Участие субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы и финансировании программных мероприятий за счет средств их бюджетов определяется на основании соглашений между государственными заказчиками Программы и подпрограммы и соответствующими субъектами Российской Федерации. Средства, выделяемые на научно-исследовательские и Страницы: 1 2 |