СОГЛАСНО СТ. 14 НК РФ НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОТНОСИТСЯ К РЕГИОНАЛЬНЫМ НАЛОГАМ. В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 12 НК РФ РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ ВВОДЯТСЯ В ДЕЙСТВИЕ НК РФ И ЗАКОНАМИ СУБЪЕКТОВ РФ О НАЛОГАХ. ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ СУБЪЕКТАМ РФ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО ОПРЕДЕЛЯТЬ НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ, ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ, А ТАКЖЕ УСТАНАВЛИВАТЬ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ, ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОРЯДОК ЕГО ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ГЛ. 30 НК РФ И ЗАКОНАМИ СУБЪЕКТОВ РФ. СОГЛАСНО СТ. 372 НК РФ, УСТАНАВЛИВАЯ НАЛОГ, СУБЪЕКТЫ РФ ОПРЕДЕЛЯЮТ НАЛОГОВУЮ СТАВКУ, ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ. КРОМЕ ТОГО, СУБЪЕКТУ РФ СОГЛАСНО ВЫШЕУКАЗАННОЙ СТАТЬЕ НК РФ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО УСТАНАВЛИВАТЬ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ И ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ. СТАТЬЕЙ 381 НК РФ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ УСТАНОВЛЕНЫ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ, КОТОРЫЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ КАК ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВСЕГО ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ, ТАК И ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ИМУЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИЛИ КОНКРЕТНОГО ВИДА ИМУЩЕСТВА. КРОМЕ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ, СУБЪЕКТЫ РФ, СОГЛАСНО СТ. 380 НК РФ, МОГУТ УСТАНАВЛИВАТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КАТЕГОРИЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ И (ИЛИ) ИМУЩЕСТВА, ПРИЗНАВАЕМОГО ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ВМЕСТЕ С ТЕМ, КАК ПОКАЗЫВАЕТ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА, В РЯДЕ СЛУЧАЕВ НОРМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОНИЖЕННОЙ СТАВКИ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ (ИЛИ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГА) В ОТНОШЕНИИ ЧАСТИ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ, ОСПОРЕНЫ ПРОКУРАТУРОЙ КАК НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯМ НК РФ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ОТМЕНЕНО В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ. ПРИ ЭТОМ СУДЕБНЫМИ АКТАМИ ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ НЕ САМ ФАКТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБЪЕКТАМИ РФ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ, А НЕСООТВЕТСТВИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМ, ИЗМЕНЯЮЩИХ НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ, ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ВПРАВЕ ЛИ СУБЪЕКТ РФ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ В ВИДЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, А ТАКЖЕ В ВИДЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ НАЛОГОВЫХ СТАВОК В ОТНОШЕНИИ ЧАСТИ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 11 августа 2010 г. N 03-05-05-01/31 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций и сообщает. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - Кодекс). Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 Кодекса. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом. Согласно ст. 53 Кодекса налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по всем налогам, включая региональные, устанавливаются Кодексом. Таким образом, к компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы установления налоговой базы и порядка ее определения не отнесены. На основании п. 1 ст. 375 Кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций установлена как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Порядок определения налоговой базы предусматривает, в частности, что налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, облагаемого по разным ставкам (п. 1 ст. 376 Кодекса). Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по региональным налогам устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных Кодексом. В соответствии со ст. 380 Кодекса налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Следовательно, возможность установления ставок налога применительно к определенным видам имущества прямо предусмотрена Кодексом. Таким образом, установление налоговых ставок применительно к отдельным видам имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговая база по которому определяется Кодексом, находится в рамках полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, закрепленных Кодексом. Налоговая ставка является самостоятельным элементом налогообложения и не относится к налоговым льготам. Согласно ст. 372 Кодекса при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Статьей 56 Кодекса установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы по налогу на имущество организаций устанавливаются Кодексом и законами субъектов Российской Федерации. Статьей 381 Кодекса от налогообложения освобождаются определенные категории налогоплательщиков в отношении соответствующего имущества. Стоимость такого имущества, признаваемого объектом налогообложения, не участвует в определении налоговой базы. Следовательно, возможность установления налоговых льгот в виде освобождения от налогообложения определенных видов имущества прямо предусмотрена Кодексом. Таким образом, установление налоговых льгот применительно к отдельным видам имущества, признаваемого объектом налогообложения, стоимость которого не участвует в определении налоговой базы, находится в рамках полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, закрепленных Кодексом. Врио директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 11 августа 2010 г. N 03-05-05-01/31 |