ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 29 ноября 1999 г. N 24-51-1133/13 (Д) Минобразование России направляет для использования в работе аттестационными службами органов управления образованием субъектов Российской Федерации Методические рекомендации по проведению аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии; образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); общеобразовательных школ-интернатов; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением. Заместитель Министра В.Д.ШАДРИКОВ 29 ноября 1999 г. N 24-51-1133/13 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ; ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ; ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ; УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ (Извлечение) Рекомендации разработаны Управлением лицензирования, аккредитации и аттестации в сотрудничестве с Управлением социально-педагогической поддержки и реабилитации детей, Управлением специального образования, отделением общего и начального профессионального образования Научно-информационного центра государственной аккредитации (НИЦ ГА) Минобразования России, с помощью специалистов органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений Калужской и Тульской областей. В ходе подготовки Рекомендаций использованы опыт аттестации Самарской области и разработки межрегионального авторского коллектива "КАС ДОУ - Аттестация (Новая версия Москва - С.-Петербург, 1998 - 99 гг.)", проведено обсуждение материалов на межрегиональных совещаниях в городах Калуге, Бердске Новосибирской области, С.-Петербурге, Снежинске Челябинской области, Москве. Рекомендации предназначены для использования в работе органами управления образованием, проводящими аттестацию. Общие положения Аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов. До введения в действие государственных образовательных стандартов следует руководствоваться требованиями утвержденных в установленном порядке нормативных актов, определяющих минимум содержания, максимальный объем учебной нагрузки и требования к обучающимся по соответствующей образовательной программе. Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации. Основными принципами аттестации образовательного учреждения являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики. При аттестации образовательного учреждения устанавливаются: 1) исполнение образовательным учреждением требований государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных образовательных программ - на основе экспертизы учебных планов, образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением, расписания учебных занятий, классных журналов; 2) соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов - на основе результатов итоговых аттестаций и (или) выполнения специализированных тестовых заданий, контрольных и других квалификационных работ, рекомендованных к применению государственным органом управления образованием соответствующего уровня. Право определения формы проведения аттестации образовательных учреждений в зависимости от выбранных аттестационных технологий, установленных критериев аттестации (в том числе с учетом средних для образовательных учреждений определенного типа, вида (категории) показателей по региону) предоставлено органу, осуществляющему аттестацию. При этом под формой проведения аттестации понимается время, место и организационные условия проведения аттестации, под критериями аттестации - значения показателей, рассматриваемых при аттестации образовательного учреждения, свидетельствующие об исполнении (неисполнении) образовательным учреждением государственных требований в части содержания и результативности подготовки выпускников. Аттестационные технологии определяются видом избранных контрольных измерительных материалов и способом их применения. Для проведения аттестации образовательные учреждения представляют следующие документы: а) заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения; б) копию устава образовательного учреждения; в) копию лицензии на образовательную деятельность; г) учебный план образовательного учреждения; д) гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации; е) данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение 3 последних лет; ж) материалы, отражающие специфику образовательной деятельности образовательного учреждения, представляются дополнительно по желанию образовательного учреждения. В случае если образовательное учреждение реализует образовательные программы разных уровней и направленностей, заключение аттестационной комиссии должно содержать выводы об аттестации образовательного учреждения по образовательной программе каждого уровня. Отрицательное заключение по одной из реализуемых образовательных программ является основанием для признания образовательного учреждения неаттестованным по этой образовательной программе. Воспитание является важнейшей и неотъемлемой частью деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений, каждого из направлений работы образовательного учреждения, и оценка результатов работы образовательного учреждения по направлениям включает результаты воспитательной работы. Социальная подготовка (социализация с целью интеграции в общество) - это необходимое и реально осуществляемое образовательным учреждением направление работы. Однако в Рекомендациях эта часть работы не детализирована. Выделение и оценка социальной подготовки в условиях массовой аттестации - сложнейшая и наукоемкая задача. В связи с этим на данный момент не представляется возможным рекомендовать для широкого практического использования апробированный инструментарий. Вместе с тем при наличии специалистов и научно-методического обеспечения аттестационные службы могут оценивать результаты социальной подготовки. В этом случае для обеспечения прав детей целесообразно руководствоваться требованиями к содержанию и процедуре аттестационной оценки (Приложение 3). Основная часть Раздел I В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ и с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.97 N 1117 "Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" аттестация образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и оздоровительных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, проводится соответствующим государственным органом управления образования в порядке, предусмотренном типовыми положениями об этих образовательных учреждениях. 1.1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 1 - 7 видов, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 - 7 видов, специальная (коррекционная) школа 8 вида, специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 - 8 видов, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 - 7 видов, специальное (коррекционное) профессиональное училище 1 - 7 видов, специальный (коррекционный) учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр 1 - 7 видов) определяются Минобразованием России по согласованию с Минздравом России (п. 1.1 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного Постановлением Правительства от 12.03.97 N 288, далее - Положение). Специфика специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии заключается в том, что оно обеспечивает воспитанникам не только условия для обучения и воспитания, но и для лечения, социальной адаптации и интеграции в общество (п. 1.4 Положения). В зависимости от вида специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии реализует образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования и руководствуется при этом типовыми положениями о дошкольном, общеобразовательном учреждении, учреждении начального профессионального образования (п. п. 1.2, 1.5 Положения), поэтому один из проверяемых показателей при аттестации специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии является общеобразовательная подготовка. Содержание образования определяется образовательной программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития, состояния здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности (п. п. 3.18, 3.19 Положения). В коррекционном учреждении 8 вида трудовое обучение в 10 - 11 классах при наличии производственной базы носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся. В связи с указанными особенностями при аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии целесообразно оценивать подготовку воспитанников в рамках коррекционной и лечебно-профилактической работы, общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки (см. таблицы А и Б). Таблица А СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ (СТРУКТУРЫ И СОСТАВА) АТТЕСТАЦИОННОЙ ОЦЕНКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ I - VII ВИДОВ -----------------------T---------------------------------T-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬ ¦ Направления ¦ Содержание оценки ¦ Процедура оценки ¦ ¦ подготовки, +--------------T------------------+------------------------------------------T------------------------------------T---------------------------------------+ ¦ определяемые ¦ Содержание ¦ Результативность ¦ Предмет оценки ¦ Способ оценки ¦ Норматив оценки (норма ¦ ¦ направленностью ¦ подготовки ¦ подготовки ¦ ¦ ¦ критерия оценки) ¦ ¦ образовательных ¦ ¦ (уровень и +---------------------T--------------------+--------------T---------------------+-----------------T---------------------+ ¦ программ ¦ ¦ качество) ¦ Содержание ¦ Результативность ¦ Содержание ¦ Результативность ¦ Содержание ¦ Результативность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подготовки ¦ подготовки ¦ подготовки ¦ подготовки ¦ подготовки ¦ подготовки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (уровень и ¦ ¦ (уровень и ¦ ¦ (уровень и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ качество) ¦ ¦ качество) ¦ ¦ качество) ¦ +----------------------+--------------+------------------+---------------------+--------------------+--------------+---------------------+-----------------+---------------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ +----------------------+--------------+------------------+---------------------+--------------------+--------------+---------------------+-----------------+---------------------+ ¦ 1. ¦ Соответствие ¦ Выполнение ¦ Учебный ¦ Результаты ¦ Экспертиза ¦ Анализ ¦ Соответствие ¦ Достижение ¦ ¦ Общеобразовательная ¦ содержания ¦ требований ¦ план, ¦ итоговой ¦ документации ¦ результатов ¦ требованиям ¦ не менее чем ¦ ¦ подготовка ¦ подготовки ¦ нормативных ¦ образовательные ¦ аттестации ¦ ¦ итоговых ¦ нормативных ¦ половиной ¦ ¦ ¦ требованиям ¦ правовых ¦ программы, ¦ выпускников за ¦ ¦ аттестаций и ¦ правовых ¦ выпускников ¦ ¦ ¦ нормативных ¦ актов к ¦ расписание ¦ 3 последних ¦ ¦ (или) ¦ актов ¦ положительных ¦ ¦ ¦ правовых ¦ результатам ¦ занятий, ¦ года и (или) ¦ ¦ результатов ¦ ¦ результатов ¦ ¦ ¦ актов ¦ подготовки ¦ классные ¦ результаты ¦ ¦ выполнения ¦ ¦ итоговых ¦ ¦ ¦ ¦ выпускников ¦ журналы ¦ выполнения ¦ ¦ тестов, ¦ ¦ аттестаций в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тестов, ¦ ¦ контрольных ¦ ¦ течение трех ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ контрольных ¦ ¦ или других ¦ ¦ последних ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ или других ¦ ¦ заданий ¦ ¦ лет и (или) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заданий, ¦ ¦ ¦ ¦ установленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учитывающих ¦ ¦ ¦ ¦ для данного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности ¦ ¦ ¦ ¦ региона ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выпускников ¦ ¦ ¦ ¦ уровней ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ данного вида ¦ ¦ ¦ ¦ требований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и рекомендованных ¦ ¦ ¦ ¦ по учебным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ к применению в ¦ ¦ ¦ ¦ предметам и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ установленном ¦ ¦ ¦ ¦ в целом по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядке ¦ ¦ ¦ ¦ данному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ направлению ¦ +----------------------+--------------+------------------+---------------------+--------------------+--------------+---------------------+-----------------+---------------------+ ¦ 2. Подготовка в ¦ Соответствие ¦ Выполнение ¦ Учебные и ¦ Данные ¦ Экспертиза ¦ Анализ ¦ Соответствие ¦ Достижение ¦ ¦ рамках ¦ содержания ¦ требований к ¦ тематические ¦ итогового ¦ документации ¦ данных ¦ требованиям ¦ выпускниками ¦ ¦ коррекционной ¦ подготовки ¦ подготовке ¦ планы, ¦ контроля ¦ ¦ итогового ¦ нормативных ¦ установленных ¦ ¦ работы ¦ требованиям ¦ выпускников ¦ программы, ¦ подготовки ¦ ¦ контроля и ¦ правовых ¦ в данном ¦ ¦ ¦ нормативных ¦ ¦ расписание ¦ выпускников ¦ ¦ (или) ¦ актов и ¦ регионе ¦ ¦ ¦ правовых ¦ ¦ занятий, ¦ по предметам ¦ ¦ результатов ¦ методических ¦ требований ¦ ¦ ¦ актов и ¦ ¦ классные ¦ коррекционного ¦ ¦ выполнения ¦ рекомендаций ¦ для каждого ¦ ¦ ¦ методических ¦ ¦ журналы ¦ цикла и ¦ ¦ специализированных ¦ ¦ предмета и в ¦ ¦ ¦ рекомендаций ¦ ¦ ¦ (или) ¦ ¦ заданий, ¦ ¦ целом по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результаты ¦ ¦ анализ ¦ ¦ коррекционной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выполнения ¦ ¦ динамики ¦ ¦ работе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специализированных ¦ ¦ результатов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заданий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ данные о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ динамике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития умений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и навыков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------+--------------+------------------+---------------------+--------------------+--------------+---------------------+-----------------+---------------------+ ¦ 3. Подготовка в ¦ Соответствие ¦ Выполнение ¦ Документация о ¦ Данные о ¦ Экспертиза ¦ Анализ ¦ Соответствие ¦ Достижение ¦ ¦ рамках ¦ содержания ¦ требований к ¦ содержании ¦ состоянии ¦ документации ¦ данных о ¦ требованиям ¦ выпускниками ¦ ¦ лечебно- ¦ подготовки ¦ состоянию и ¦ и порядке ¦ здоровья, ¦ ¦ состоянии ¦ нормативных ¦ установленных ¦ ¦ профилактической ¦ требованиям ¦ динамике ¦ медицинского ¦ физического ¦ ¦ здоровья, ¦ правовых ¦ в данном ¦ ¦ работы ¦ нормативных ¦ показателей ¦ обслуживания, ¦ развития и о ¦ ¦ физического ¦ актов ¦ регионе ¦ ¦ ¦ правовых ¦ здоровья и ¦ лечебно- ¦ динамике ¦ ¦ развития и ¦ ¦ требований к ¦ ¦ ¦ актов ¦ физического ¦ профилактических ¦ соответствующих ¦ ¦ динамике ¦ ¦ состоянию ¦ ¦ ¦ ¦ развития ¦ мероприятий и ¦ показателей ¦ ¦ соответствующих ¦ ¦ здоровья, ¦ ¦ ¦ ¦ выпускников ¦ восстановительного ¦ ¦ ¦ показателей ¦ ¦ физическому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лечения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развитию и к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ санитарно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ динамике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гигиенического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ режима ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ показателей ¦ +----------------------+--------------+------------------+---------------------+--------------------+--------------+---------------------+-----------------+---------------------+ ¦ 4. Трудовая ¦ Соответствие ¦ Выполнение ¦ Учебный ¦ Результаты ¦ Экспертиза ¦ Анализ ¦ Соответствие ¦ Достижение ¦ ¦ подготовка ¦ содержания ¦ требований ¦ план, ¦ итогового ¦ документации ¦ результатов ¦ требованиям ¦ выпускниками ¦ ¦ ¦ подготовки ¦ нормативных ¦ программы, ¦ контроля ¦ ¦ итогового ¦ нормативных ¦ установленных ¦ ¦ ¦ требованиям ¦ правовых ¦ расписание ¦ подготовленности ¦ ¦ контроля и ¦ правовых ¦ для данного ¦ ¦ ¦ нормативных ¦ актов к ¦ занятий, ¦ выпускников ¦ ¦ (или) ¦ актов ¦ региона ¦ ¦ ¦ правовых ¦ результатам ¦ классные ¦ и (или) ¦ ¦ результатов ¦ ¦ требований ¦ ¦ ¦ актов ¦ подготовки ¦ журналы ¦ результаты ¦ ¦ выполнения ¦ ¦ по каждому ¦ ¦ ¦ ¦ выпускников ¦ ¦ выполнения ¦ ¦ специализированных ¦ ¦ критерию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специализированных ¦ ¦ заданий ¦ ¦ оценки и по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заданий, ¦ ¦ ¦ ¦ трудовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рекомендованных к ¦ ¦ ¦ ¦ подготовке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применению в ¦ ¦ ¦ ¦ в целом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ установленном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------+--------------+------------------+---------------------+--------------------+--------------+---------------------+-----------------+---------------------+ ¦ 5. <*> Социальная ¦ <*> ¦ <*> ¦ <*> ¦ <*> ¦ <*> ¦ <*> ¦ <*> ¦ <*> ¦ ¦ подготовка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (социализация с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ целью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интеграции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в общество) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в целом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L----------------------+--------------+------------------+---------------------+--------------------+--------------+---------------------+-----------------+---------------------- -------------------------------- <*> См. последний абзац "Общих положений". Таблица Б СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ (СТРУКТУРЫ И СОСТАВА) АТТЕСТАЦИОННОЙ ОЦЕНКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ VIII ВИДА --------------------------T----------------------------------T-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬ ¦ Направления ¦ Содержание оценки ¦ Процедура оценки ¦ ¦ подготовки, +--------------T-------------------+--------------------------------------------T--------------------------------------T-----------------------------------+ ¦ определяемые ¦ Содержание ¦ Результативность ¦ Предмет оценки ¦ Способ оценки ¦ Норматив оценки (норма ¦ ¦ направленностью ¦ подготовки ¦ подготовки ¦ ¦ ¦ критерия оценки) ¦ ¦ образовательных ¦ ¦ (уровень и +---------------------T----------------------+--------------T-----------------------+---------------T-------------------+ ¦ программ ¦ ¦ качество) ¦ Содержание ¦ Результативность ¦ Содержание ¦ Результативность ¦ Содержание ¦ Результативность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подготовки ¦ подготовки ¦ подготовки ¦ подготовки ¦ подготовки ¦ подготовки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (уровень и ¦ ¦ (уровень и ¦ ¦ (уровень и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ качество) ¦ ¦ качество) ¦ ¦ качество) ¦ +-------------------------+--------------+-------------------+---------------------+----------------------+--------------+-----------------------+---------------+-------------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ +-------------------------+--------------+-------------------+---------------------+----------------------+--------------+-----------------------+---------------+-------------------+ ¦ 1. Общеобразовательная ¦ Соответствие ¦ Выполнение ¦ Учебный ¦ Результаты ¦ Экспертиза ¦ Анализ ¦ Соответствие ¦ Достижение ¦ ¦ подготовка ¦ содержания ¦ требований ¦ план, ¦ итоговой ¦ документации ¦ результатов ¦ требованиям ¦ не менее чем ¦ ¦ ¦ подготовки ¦ нормативных ¦ образовательные ¦ аттестации ¦ ¦ итоговых ¦ нормативных ¦ половиной ¦ ¦ ¦ требованиям ¦ правовых ¦ программы, ¦ выпускников ¦ ¦ аттестаций ¦ документов ¦ выпускников ¦ ¦ ¦ нормативных ¦ актов к ¦ расписание ¦ или итоговых ¦ ¦ или ¦ ¦ положительных ¦ ¦ ¦ правовых ¦ результатам ¦ занятий, ¦ контрольных ¦ ¦ контрольных ¦ ¦ результатов ¦ ¦ ¦ актов ¦ подготовки ¦ классные ¦ "срезов" за ¦ ¦ "срезов" и ¦ ¦ итоговых ¦ ¦ ¦ ¦ выпускников ¦ журналы ¦ 3 последних ¦ ¦ (или) ¦ ¦ аттестаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ года и (или) ¦ ¦ результатов ¦ ¦ или итоговых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результаты ¦ ¦ выполнения ¦ ¦ контрольных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выполнения ¦ ¦ тестов, ¦ ¦ "срезов" в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тестов, ¦ ¦ контрольных ¦ ¦ течение 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ контрольных ¦ ¦ и других ¦ ¦ последних ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и других ¦ ¦ заданий ¦ ¦ лет и (или) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заданий ¦ ¦ ¦ ¦ по каждому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предмету и в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ целом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ установленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ для данного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ региона ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требований ¦ +-------------------------+--------------+-------------------+---------------------+----------------------+--------------+-----------------------+---------------+-------------------+ ¦ 2. Подготовка в ¦ Соответствие ¦ Выполнение ¦ Учебные и ¦ Данные ¦ Экспертиза ¦ Анализ ¦ Соответствие ¦ Достижение ¦ ¦ рамках ¦ содержания ¦ требований к ¦ тематические ¦ итогового ¦ документации ¦ данных ¦ требованиям ¦ выпускниками ¦ ¦ коррекционной ¦ подготовки ¦ подготовке ¦ планы, ¦ контроля ¦ ¦ итогового ¦ нормативных ¦ установленных ¦ ¦ работы ¦ требованиям ¦ выпускников ¦ программы, ¦ подготовки ¦ ¦ контроля и ¦ правовых ¦ в данном ¦ ¦ ¦ нормативных ¦ ¦ расписание ¦ выпускников ¦ ¦ (или) ¦ актов и ¦ регионе ¦ ¦ ¦ правовых ¦ ¦ занятий, ¦ по предметам ¦ ¦ результатов ¦ методических ¦ требований ¦ ¦ ¦ актов и ¦ ¦ классные ¦ коррекционного ¦ ¦ выполнения ¦ рекомендаций ¦ для каждого ¦ ¦ ¦ методических ¦ ¦ журналы ¦ цикла и ¦ ¦ специализированных ¦ ¦ предмета и в ¦ ¦ ¦ рекомендаций ¦ ¦ ¦ (или) ¦ ¦ заданий, ¦ ¦ целом по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результаты ¦ ¦ анализ ¦ ¦ коррекционной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выполнения ¦ ¦ динамики ¦ ¦ работе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специализированных ¦ ¦ результатов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заданий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ данные о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ динамике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ умений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и навыков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------+--------------+-------------------+---------------------+----------------------+--------------+-----------------------+---------------+-------------------+ ¦ 3. Подготовка в ¦ Соответствие ¦ Выполнение ¦ Документация о ¦ Данные о ¦ Экспертиза ¦ Анализ ¦ Соответствие ¦ Достижение ¦ ¦ рамках ¦ содержания ¦ требований к ¦ содержании ¦ состоянии ¦ документации ¦ данных о ¦ требованиям ¦ выпускниками ¦ ¦ лечебно- ¦ подготовки ¦ состоянию и ¦ и порядке ¦ здоровья, ¦ ¦ состоянии ¦ нормативных ¦ установленных ¦ ¦ профилактической ¦ требованиям ¦ динамике ¦ медицинского ¦ физического ¦ ¦ здоровья, ¦ правовых ¦ в данном ¦ ¦ работы ¦ нормативных ¦ показателей ¦ обслуживания, ¦ развития и о ¦ ¦ физического ¦ актов и ¦ регионе ¦ ¦ ¦ правовых ¦ здоровья и ¦ лечебно- ¦ динамике ¦ ¦ развития и ¦ методических ¦ требований к ¦ ¦ ¦ актов и ¦ физического ¦ профилактических ¦ соответствующих ¦ ¦ динамике ¦ рекомендаций ¦ состоянию ¦ ¦ ¦ методических ¦ развития ¦ мероприятий и ¦ показателей ¦ ¦ соответствующих ¦ ¦ здоровья, ¦ ¦ ¦ рекомендаций ¦ выпускников ¦ восстановительного ¦ ¦ ¦ показателей ¦ ¦ физическому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лечения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развитию и к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ санитарно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ динамике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гигиенического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ режима ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ показателей ¦ +-------------------------+--------------+-------------------+---------------------+----------------------+--------------+-----------------------+---------------+-------------------+ ¦ 4. Трудовая ¦ Соответствие ¦ Выполнение ¦ Учебный ¦ Результаты ¦ Экспертиза ¦ Анализ ¦ Соответствие ¦ Достижение ¦ ¦ подготовка ¦ содержания ¦ требований ¦ план, ¦ итогового ¦ документации ¦ результатов ¦ требованиям ¦ выпускниками ¦ ¦ ¦ подготовки ¦ нормативных ¦ программы, ¦ контроля ¦ ¦ итогового ¦ нормативных ¦ установленных ¦ ¦ ¦ требованиям ¦ правовых ¦ расписание ¦ подготовленности ¦ ¦ контроля и ¦ правовых ¦ для ¦ ¦ ¦ нормативных ¦ актов к ¦ занятий, ¦ выпускников ¦ ¦ (или) ¦ актов ¦ данного ¦ ¦ ¦ правовых ¦ результатам ¦ классные ¦ и (или) ¦ ¦ результатов ¦ ¦ региона ¦ ¦ ¦ актов ¦ подготовки ¦ журналы ¦ результаты ¦ ¦ выполнения ¦ ¦ требований ¦ ¦ ¦ ¦ выпускников ¦ ¦ выполнения ¦ ¦ специализированных ¦ ¦ по каждому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ специализированных ¦ ¦ заданий ¦ ¦ критерию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заданий, ¦ ¦ ¦ ¦ оценки и по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рекомендованных к ¦ ¦ ¦ ¦ трудовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применению в ¦ ¦ ¦ ¦ подготовке в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ установленном ¦ ¦ ¦ ¦ целом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------+--------------+-------------------+---------------------+----------------------+--------------+-----------------------+---------------+-------------------+ ¦ 5. <*> Социальная ¦ <*> ¦ <*> ¦ <*> ¦ <*> ¦ <*> ¦ <*> ¦ <*> ¦ <*> ¦ ¦ подготовка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (социализация с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ целью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ интеграции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в общество) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в целом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------------------+--------------+-------------------+---------------------+----------------------+--------------+-----------------------+---------------+-------------------- -------------------------------- <*> Аналогично таблице А. Приложение 1 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗОВАВШИХСЯ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ РЕКОМЕНДАЦИЙ 1. Закон Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ. 2. Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденное Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.05.98 N 1327. 3. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.96. 4. Типовые положения об образовательных учреждениях. 5. Письмо Минобразования России от 08.10.98 N 15/368-6 "О дополнении Перечня типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений". 6. Учебные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утвержденные Минобразованием России с 1985 года по настоящее время. 7. Программа школ для детей с задержкой психического развития, 1996 г. 8. Методические рекомендации по проведению коррекционной работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, разработанные НИИ дефектологии АПН СССР и Институтом коррекционной педагогики РАО. 9. "Организация логопедической работы во вспомогательной школе". Методические рекомендации Минпроса СССР и НИИ дефектологии АПН СССР, 1980 г. 10. Приказ Минобразования России от 30.06.92 N 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в ОУ". 11. Инструктивное письмо Минобразования России от 04.09.97 N 48 "О комплектовании классов". 12. Письмо Минобразования России и Минздрава России от 29.09.97 N 15/736-2 и 24.09.97 N 2510/7148-97-32 "Разъяснения по вопросу о наполняемости классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и VIII вида". 13. Письмо Минобразования России от 25.05.90 N 17-122-6 "Об учебных планах специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ) для детей с дефектами умственного и физического развития на 1990/1991 учебный год". 14. Письмо Минобразования России от 23.12.98 N 15/28 "Об итоговой аттестации". Приложение 2 ПОЯСНЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАТЕРИАЛОВ "ОСНОВНОЙ ЧАСТИ" В приведенных таблицах в разделе "Содержание оценки" на пересечении направлений подготовки с компонентами содержания оценки - "содержание подготовки", "результативность подготовки" - находятся показатели (блоки критериев) аттестационной оценки, например: "Содержание общеобразовательной подготовки", "Результативность общеобразовательной подготовки", "Содержание подготовки в рамках коррекционной работы", "Результативность подготовки в рамках коррекционной работы" и т.д. Смысл каждого показателя расшифрован в таблице, например: "соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов", что соответствует определенному показателю оценки. Формулировки являются обобщающими по отношению к возможным критериям оценки (аттестационных требований к ОУ), с помощью которых органом проведения аттестации может детально раскрываться содержание соответствующего показателя аттестационной оценки. В разделах "Процедура оценки" в "ячейках" таблиц приведены обобщающие формулировки, указывающие основные особенности компонентов процедуры оценки по каждому из направлений подготовки. При определении детального перечня критериев оценки по каждому показателю для ОУ соответствующего типа и при разработке (отборе) аттестационных технологий органы, проводящие аттестацию, могут руководствоваться следующим смысловым содержанием компонентов системы аттестационной оценки ОУ и следующими основаниями. Направления подготовки - направления образовательной деятельности, реализуемые в ОУ в соответствии с его уставом, типовым положением и учебными программами. Содержание подготовки выпускников - планируемое и реализуемое в выпускных классах (группах) содержание занятий по направлениям образовательной деятельности, отраженное в учебных планах, образовательных программах, расписаниях занятий и классных журналах. С учетом задач аттестации ОУ и организационных возможностей ее проведения к выпускникам, участвующим в выполнении специализированных заданий, могут быть отнесены обучающиеся, закончившие полный курс соответствующей ступени образования, и обучающиеся в выпускном классе (группе) данной ступени. Исходя из необходимости обеспечения измеримости содержания и результатов образовательной деятельности ОУ органам проведения аттестации при определении детальных перечней критериев оценки рекомендуется к таким критериям оценки относить характеристики, которые оцениваются либо количественно, либо по принципу "да - нет". Для выполнения данной задачи органам проведения аттестации целесообразно определять перечни критериев оценки в соответствии с основными требованиями к содержанию оценки (Приложение 3). К основным компонентам процедуры оценки отнесены: предмет оценки (какие данные, получаемые с помощью каких методов и средств оценки, содержат информацию по соответствующему показателю); способ оценки (с помощью каких организационных форм работы аттестационной комиссии и каких методов анализа данных целесообразно получать значимые для аттестации выводы); норматив оценки (какова форма его представления - количественная или по принципу "да - нет", каковы основания его определения для критериев оценки, входящих в состав соответствующего показателя оценки). При разработке технологий оценки ОУ соответствующего типа (комплекса методик оценки, алгоритма его использования для аттестации, компьютерных программ обработки данных и других средств, связанных между собой) органам проведения аттестации целесообразно использовать общепринятые основы психометрии (в части содержания и стандартизации средств оценки), руководствуясь основными требованиями к процедуре оценки (Приложение 3) и учитывая особенности контингента учащихся (воспитанников) ОУ каждого вида. Приложение 3 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ПРОЦЕДУРЕ АТТЕСТАЦИОННОЙ ОЦЕНКИ ОУ Разработку (или отбор и использование) на основе данных Рекомендаций органами, проводящими аттестацию, детализированных перечней критериев оценки и конкретных технологий оценки целесообразно осуществлять с соблюдением следующих требований. 1. Требования к содержанию аттестационной оценки: 1.1. Выражение данного содержания в форме перечня критериев оценки (аттестационных требований к ОУ), структурированных по группам. При реализации данных критериев в рамках конкретной процедуры оценки каждый из них должен состоять из следующих элементов: формулировка критерия, его весовой коэффициент (степень значимости для аттестации ОУ данного вида), норматив (норма оценки - уровень, которого должен достичь результат оценки по данному критерию для установления соответствия результата аттестационным требованиям к ОУ данного вида), место в системе критерия аттестации (интегральной характеристики результатов оценки, по которой формируется положительное или отрицательное решение аттестационной комиссии). 1.2. Первая часть содержания оценки - содержание реализуемых данным ОУ направлений подготовки - представляет собой комплекс критериев оценки, являющихся формальными (фиксирующими отраженные во внутриучрежденческой документации факты, цифровые данные, наличие определенных материалов), оценивание по которым в рамках конкретной процедуры осуществляется администрацией ОУ и внешним экспертом в форме, установленной органом проведения аттестации (например - в форме ответов на вопросы анкеты закрытого типа). 1.3. Вторая часть содержания оценки - результативность (уровень и качество) реализуемых данным ОУ направлений подготовки - представляет собой комплекс формальных критериев, оценивание по которым в рамках конкретной процедуры осуществляется указанным выше способом, и комплекс неформальных критериев, оценивание по которым может осуществляться с помощью тестов. 1.4. Критерии оценки должны определяться на основе требований указанных выше нормативных правовых актов и совокупностью основных из общепринятых требований психометрии в части определения содержания оценки (содержательная валидность критериев оценки, их вербально-лихотомическая или количественная измеряемость, рядоположенность их перечня, реализация принципа оптимальной достаточности данного перечня для целей именно аттестации учреждения в целом). 2. Требования к процедуре аттестационной оценки: 2.1. Процедуры должны определяться комплексом средств оценки (методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных и сопроводительных материалов) и документально зафиксированным алгоритмом применения данного комплекса штатными и привлеченными работниками органа проведения аттестации на трех ее этапах: подготовка обследования, проведение обследования, анализ полученных данных и составление аттестационного заключения. Данный комплекс и данный алгоритм должны быть унифицированными (в основном постоянными в течение учебного года и лишь частично изменяемыми с учетом особенностей программ, реализуемых данным ОУ). 2.2. Четкость отделения элементов средств оценки (вопросов анкет, заданий тестов и т.п.) от формулировок критериев оценки, получение данных по которым обеспечивается указанными средствами. 2.3. Четкое разделение (с соответствующим описанием) процедуры оценки на следующие компоненты: субъекты оценки (кто проводит оценку по данному показателю), объект оценки (кто или что подвергается оценке), предмет оценки (какие составные части объекта оцениваются), способ оценки (каков методический характер оценочных действий), средство оценки (конкретная методика оценивания по данному критерию оценки), норматив. При этом процедура оценки должна иметь своей целью оценивание образовательной деятельности (содержания и результативности) именно ОУ в целом. 2.4. Системная взаимосвязанность средств оценки, обеспечивающая объединение их в единый комплекс (технологию оценки) с целью создания необходимых научно-методических условий для получения достаточного объема значимой информации с минимумом затрат времени, ресурсов и для объективности анализа данных при подготовке аттестационного заключения. 2.5. Реальное обеспечение проведения аттестации большого количества учреждений в сжатые сроки при имеющемся объеме ресурсов и при сохранении качества получаемой в ходе аттестации информации, определяемого следующими характеристиками: 1) достоверность информации (характеризуемая, в первую очередь, ее надежностью, содержательной и критериальной валидностями); 2) полнота информации, достаточная для обоснованного принятия решения аттестационной комиссией; 3) практическая применимость информации органом проведения аттестации и самим аттестуемым учреждением. 2.6. Если в рамках процедуры оценки проводится самоанализ ОУ, он может заключаться только в фиксации формальных характеристик содержания и результатов образовательной деятельности ОУ (на основе заполнения унифицированных анкет, получаемых учреждением из органа проведения аттестации и составленных преимущественно из вопросов закрытого типа, - для обеспечения сравнимости аттестационных данных и объективности оценки по указанным формальным характеристикам) и (или) в таком описании образовательной деятельности ОУ, которое не влияет на принятие решения аттестационной комиссией и реализуется по желанию аттестуемого ОУ (форма проведения такого самоанализа согласуется учреждением с органом проведения аттестации). 2.7. Применение технологии массовой аттестации ОУ должно осуществляться на основе реализации принципов гласности и корректности по отношения ко всем участникам аттестационных процессов. |