ГОРОД МОСКВА ЗАКОН О НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВНУТРИГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ГОРОДА МОСКВЫ В СФЕРЕ ОПЕКИ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА И ПАТРОНАЖА (Редакция на 14.07.2010) Настоящим Законом органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными полномочиями города Москвы в фере опеки, попечительства и патронажа (далее - отдельные полномочия города Москвы). Статья 1. Перечень отдельных полномочий города Москвы, которыми наделяются органы местного самоуправления 1. Органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными полномочиями города Москвы в отношении несовершеннолетних и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет: 1) выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведение обследования условий их жизни, установление факта отсутствия родительского попечения; 2) первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей; 3) избрание формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) ведение учета лиц, желающих усыновить ребенка (детей), принять под опеку (попечительство), стать приемными родителями, патронатными воспитателями; 5) составление и утверждение плана по защите прав ребенка; 6) исполнение обязанностей опекуна (попечителя) до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 7) устройство ребенка при отсутствии родительского попечения; 8) временное устройство ребенка, являющегося иностранным гражданином, при отсутствии родительского попечения; 9) передача ребенка, являющегося иностранным гражданином, компетентному органу государства, гражданином которого является ребенок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством указанного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 10) направление сведений о ребенке-сироте, ребенке, оставшемся без попечения родителей, в случае невозможности его устройства на воспитание в семью, в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для учета; 11) подбор лиц, желающих принять в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведение их учета; 12) установление опеки (попечительства) над несовершеннолетними, в том числе предварительной опеки (попечительства); 13) дача заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации; 14) дача согласия на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, в случае отсутствия у них родителей или опекунов (попечителей); 15) предъявление в суд требования об отмене усыновления ребенка в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством; 16) дача предварительного разрешения на расходование опекуном (попечителем) доходов подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходов, причитающихся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно; 17) определение доверительного управляющего недвижимым и ценным имуществом подопечного, заключение с доверительным управляющим договора о доверительном управлении таким имуществом в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; 18) предъявление в суд требования о признании брака недействительным в случае, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста; 19) участие в рассмотрении судом дел о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста; 20) предъявление заявления о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны; 21) предъявление заявления о государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов; 22) дача указания относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями; 23) контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка по месту его жительства в течение первых трех лет после установления усыновления; 24) контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка по месту его жительства до достижения ребенком возраста 18 лет в случае назначения усыновителю ежемесячной компенсационной выплаты; 25) направление в налоговые органы по месту своего нахождения сведений об установлении опеки (попечительства) и управлении имуществом подопечного, а также о последующих изменениях, связанных с опекой (попечительством) и управлением имуществом подопечного; 26) дача предварительного разрешения на передачу в собственность несовершеннолетним в возрасте до 14 лет жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние; 27) дача предварительного разрешения на обмен жилыми помещениями, находящимися в государственной собственности города Москвы, в которых зарегистрированы несовершеннолетние; 28) обеспечение преимущественного права передачи ребенка на воспитание в семью родственникам; 29) получение согласия законного представителя ребенка на усыновление (удочерение), передачу ребенка под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание; 30) получение согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление (удочерение), передачу под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание; 31) получение согласия законного представителя ребенка, компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, на усыновление (удочерение), передачу под опеку (попечительство) ребенка, являющегося иностранным гражданином, а также его согласия, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 32) выдача предварительного разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным родителям ребенка (детей); 33) установление социального патроната над детьми, нуждающимися в помощи государства; 34) проведение плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечных; 35) дача заключения о возможности быть усыновителями; 36) дача заключения о возможности быть опекуном (попечителем); 37) дача заключения о возможности быть приемным родителем; 38) дача заключения о возможности осуществления патронатного воспитания гражданину, выразившему желание стать патронатным воспитателем; 39) надзор за деятельностью опекунов (попечителей); 40) освобождение или отстранение опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на него обязанностей в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством; 41) заключение договоров об осуществлении опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договоров о приемной семье, о патронатном воспитании, принятие решения о досрочном расторжении указанных договоров в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством; 42) заключение договоров о постинтернатном патронате, о социальном патронате, принятие решения о досрочном расторжении указанных договоров в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством; 43) заключение договоров о сопровождении семей, принявших ребенка (детей) на воспитание; 44) защита имущественных прав несовершеннолетних, а также лиц, признанных безвестно отсутствующими; 45) оказание содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в защите их прав и интересов; 46) передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание; 47) установление постинтернатного патроната над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, после окончания их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет; 48) контроль за условиями содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, переданных на патронатное воспитание, и лицами, над которыми установлен постинтернатный патронат; 49) сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание; 50) принятие мер по защите жилищных прав, сохранности имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дача предварительного разрешения на совершение сделок с принадлежащим им имуществом в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; 51) немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации; 52) представление законных интересов несовершеннолетних, находящихся под опекой (попечительством), в отношениях с любыми лицами, в том числе обращение в суд с исками и принятие участия в рассмотрении судом дел по защите прав и интересов несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 53) представление суду акта обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), желающего принять его на воспитание в семью, а также основанного на нем заключения при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей; 54) принятие решения о проведении профилактических осмотров, психиатрического освидетельствования и госпитализации в психиатрический стационар несовершеннолетних в возрасте до 15 лет в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя; 55) временное устройство детей, нуждающихся в помощи государства; 56) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) в соответствии с федеральным законодательством; 57) дача согласия на установление отцовства в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством; 58) дача согласия на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания; 59) дача разрешения на изменение имени и фамилии ребенка; 60) назначение денежных средств на содержание подопечных в порядке и размере, установленных правовыми актами города Москвы; 61) дача согласия на исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 15 лет, из образовательного учреждения; 62) дача согласия на заключение трудовых договоров с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения; 63) дача разрешения на заключение трудовых договоров с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию указанных лиц в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках; 64) назначение представителя для защиты прав и законных интересов детей в случаях, предусмотренных статьей 64 Семейного кодекса Российской Федерации; 65) образование и осуществление деятельности комиссии по защите прав и законных интересов подопечных; 66) ведение учета детей, нуждающихся в помощи государства. 2. Органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными полномочиями города Москвы в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности: 1) учет совершеннолетних граждан, которые находятся под опекой (попечительством) и над которыми установлен патронаж; 2) участие в рассмотрении судами споров, связанных с осуществлением опеки (попечительства), а также в принудительном исполнении принятых судебных решений в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; 3) принятие решения о помещении лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, в психиатрическое или психоневрологическое учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке; 4) содействие устройству лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 5) устройство совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, в соответствующие стационарные учреждения социального обслуживания; 6) принятие решения о назначении лицу, признанному судом недееспособным или ограниченно дееспособным, опекуна (попечителя) с согласия последнего и совершеннолетнему дееспособному лицу, которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, помощника с согласия лица, над которым установлен патронаж; 7) принятие решения о прекращении патронажа по требованию лица, над которым он установлен; 8) оказание необходимой помощи совершеннолетним дееспособным лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, до установления над ними патронажа; 9) установление в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности; 10) установление опеки над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, и попечительства над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, назначение опекуна (попечителя) над указанными лицами; 11) принятие решения о распоряжении имуществом и доходами лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, при определении его в психиатрическое или психоневрологическое учреждение; 12) дача предварительного разрешения на совершение опекуном (попечителем) сделок по отчуждению имущества лица, в отношении которого установлена опека (попечительство); 13) контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей, извещение находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора; 14) направление в налоговые органы по месту своего нахождения сведений об установлении опеки (попечительства) над лицом, признанным судом недееспособным или ограниченно дееспособным, патронажа над совершеннолетним дееспособным лицом, которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, и управлении имуществом лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, а также о последующих изменениях, связанных с опекой (попечительством) и управлением имуществом недееспособного лица; 15) заключение договоров доверительного управления в соответствии с федеральным законодательством. 3. Органы местного самоуправления осуществляют иные отдельные полномочия города Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 2. Наименования внутригородских муниципальных образований в городе Москве, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными полномочиями города Москвы Отдельными полномочиями города Москвы наделяются органы местного самоуправления следующих внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - муниципальные образования): 1) Академическое 2) Алексеевское 3) Алтуфьевское 4) Арбат 5) Аэропорт 6) Бабушкинское 7) Басманное 8) Беговое 9) Бескудниковское 10) Бибирево 11) Бирюлево Восточное 12) Бирюлево Западное 13) Богородское 14) Братеево 15) Бутырское 16) Вешняки 17) Внуково 18) Войковское 19) Восточное 20) Восточное Дегунино 21) Восточное Измайлово 22) Выхино-Жулебино 23) Гагаринское 24) Головинское 25) Гольяново 26) Даниловское 27) Дмитровское 28) Донское 29) Дорогомилово 30) Замоскворечье 31) Западное Дегунино 32) Зюзино 33) Зябликово 34) Ивановское 35) Измайлово 36) Капотня 37) Коньково 38) Коптево 39) Косино-Ухтомское 40) Котловка 41) Красносельское 42) Крылатское 43) Крюково 44) Кузьминки 45) Кунцево 46) Куркино 47) Левобережное 48) Лефортово 49) Лианозово 50) Ломоносовское 51) Лосиноостровское 52) Люблино 53) Марфино 54) Марьина роща 55) Марьино 56) Матушкино 57) Метрогородок 58) Мещанское 59) Митино 60) Можайское 61) Молжаниновское 62) Москворечье-Сабурово 63) Нагатино-Садовники 64) Нагатинский затон 65) Нагорное 66) Некрасовка 67) Нижегородское 68) Новогиреево 69) Новокосино 70) Ново-Переделкино 71) Обручевское 72) Орехово-Борисово Северное 73) Орехово-Борисово Южное 74) Останкинское 75) Отрадное 76) Очаково-Матвеевское 77) Перово 78) Печатники 79) Покровское-Стрешнево 80) Преображенское 81) Пресненское 82) Проспект Вернадского 83) Раменки 84) Ростокино 85) Рязанское 86) Савелки 87) Савеловское 88) Свиблово 89) Северное 90) Северное Бутово 91) Северное Измайлово 92) Северное Медведково 93) Северное Тушино 94) Силино 95) Сокол 96) Соколиная гора 97) Сокольники 98) Солнцево 99) Старое Крюково 100) Строгино 101) Таганское 102) Тверское 103) Текстильщики 104) Теплый Стан 105) Тимирязевское 106) Тропарево-Никулино 107) Филевский парк 108) Фили-Давыдково 109) Хамовники 110) Ховрино 111) Хорошево-Мневники 112) Хорошевское 113) Царицыно 114) Черемушки 115) Чертаново Северное 116) Чертаново Центральное 117) Чертаново Южное 118) Щукино 119) Южное Бутово 120) Южное Медведково 121) Южное Тушино 122) Южнопортовое 123) Якиманка 124) Ярославское 125) Ясенево Статья 3. Срок осуществления отдельных полномочий города Москвы Органы местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями города Москвы, определенными настоящим Законом, на неограниченный срок. Статья 4. Порядок предоставления финансовых средств бюджетам муниципальных образований для осуществления отдельных полномочий города Москвы 1. Финансовые средства для осуществления отдельных полномочий города Москвы предоставляются в виде субвенций, выделяемых бюджетам муниципальных образований (далее - местные бюджеты) из бюджета города Москвы на соответствующий финансовый год (далее - субвенции). 2. Субвенции предусматриваются ежегодно в законе города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год. 3. Субвенции предоставляются местным бюджетам в соответствии с бюджетным законодательством. 4. Органы местного самоуправления не вправе использовать субвенции не по целевому назначению. 5. Субвенции в случае их нецелевого использования подлежат возврату в бюджет города Москвы. 6. Органы местного самоуправления осуществляют собственный контроль за использованием субвенций, предоставленных им для осуществления отдельных полномочий города Москвы, в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством. 7. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные финансовые средства для осуществления отдельных полномочий города Москвы. 8. Межбюджетные трансферты, получаемые в форме субвенций, не использованные в текущем финансовом году, подлежат возврату в бюджет города Москвы. Статья 5. Нормативы по штатам сотрудников муниципалитетов и расходам для реализации передаваемых полномочий 1. Норматив численности работников муниципалитета, осуществляющих работу по защите прав и интересов детей, определяется из расчета не менее одного работника муниципалитета на 2000 детей, проживающих на территории муниципального образования, но не менее трех работников. 2. Дополнительная численность работников, указанных в части 1 настоящей статьи, предусматривается из расчета не менее одного работника на 100 детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, проживающих на территории муниципального образования. 3. Норматив численности работников муниципалитета, осуществляющих работу с совершеннолетними лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и лицами, над которыми установлен патронаж, - один работник. 4. Нормативная величина расходов на содержание муниципальных служащих, необходимых для реализации полномочий города Москвы, определяется на уровне аналогичных расходов на содержание государственных гражданских служащих города Москвы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (в части налогообложения) и правовыми актами города Москвы. Статья 6. Осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы 1. Отдельные полномочия города Москвы осуществляются муниципалитетами. 2. Муниципалитеты осуществляют предоставленные им отдельные полномочия города Москвы самостоятельно в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы, уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 3. Муниципалитеты при осуществлении отдельных полномочий города Москвы принимают постановления. 4. Муниципалитеты при осуществлении переданных отдельных полномочий города Москвы вправе: 1) запрашивать в установленном порядке у органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, бесплатно получать от них сведения, необходимые для принятия решений по вопросам опеки, попечительства и патронажа; 2) вносить в установленном порядке в органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности предложения по вопросам опеки, попечительства и патронажа; 3) давать разъяснения по вопросам опеки, попечительства и патронажа, рассматривать обращения граждан по указанным вопросам и принимать по ним необходимые меры; 4) проводить обследования условий жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а также условий жизни лиц, желающих принять их на воспитание; 5) составлять и утверждать планы по защите прав ребенка; 6) запрашивать сведения у регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; 7) осуществлять проверки сохранности и санитарно-технического состояния жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства; 8) осуществлять охрану прав несовершеннолетних детей, в том числе обращаться в суд с заявлениями о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, о признании недееспособным, об ограничении дееспособности, признании брака недействительным, иными заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; принимать участие в судебных заседаниях; давать заключения по запросам суда в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; 9) принимать участие в исполнении судебных решений о передаче или о немедленном отобрании детей в порядке, установленном федеральным законодательством; 10) вести переписку с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности; 11) использовать иные формы работы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы; 12) проводить плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных. 5. Правовые акты органов местного самоуправления о порядке осуществления отдельных полномочий города Москвы в трехдневный срок со дня их принятия направляются в орган, осуществляющий государственный контроль в соответствии со статьей 7 настоящего Закона (далее - орган, осуществляющий государственный контроль). 6. Правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы, могут быть отменены или их действие может быть приостановлено правовым актом органа, осуществляющего государственный контроль. 7. Органы местного самоуправления обязаны исполнять нормативные правовые акты органов исполнительной власти города Москвы по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы, изданные ими в пределах своей компетенции. 8. Органы местного самоуправления представляют отчеты об осуществлении отдельных полномочий города Москвы в порядке, установленном настоящим Законом. 9. Органы местного самоуправления и их должностные лица при осуществлении отдельных полномочий города Москвы обязаны в месячный срок или срок, установленный в предписании органа, осуществляющего государственный контроль, принять меры по устранению выявленных нарушений и сообщить о принятых мерах в указанный орган. 10. При невозможности надлежащего осуществления отдельных полномочий города Москвы органы местного самоуправления обязаны принять меры по устранению причин, препятствующих исполнению этих полномочий, и своевременно известить орган, осуществляющий государственный контроль, о сложившемся положении. 11. Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных полномочий города Москвы взаимодействуют с органом, осуществляющим государственный контроль. 12. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных полномочий города Москвы в пределах переданных на эти цели субвенций. Статья 7. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы 1. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы осуществляют: 1) Контрольно-счетная палата Москвы, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере финансов - за целевым использованием финансовых средств; 2) уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере семейной и молодежной политики - в отношении несовершеннолетних; 3) уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере социальной защиты населения - в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности; 4) уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения - в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. 2. Органы исполнительной власти города Москвы в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы и осуществлять контроль за их исполнением. Статья 8. Формы государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы осуществляется в следующих формах: 1) ревизия финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления в части использования субвенций, предоставленных для осуществления отдельных полномочий города Москвы; 2) заслушивание информации, отчетов должностных лиц органов местного самоуправления об осуществлении отдельных полномочий города Москвы; 3) запрос необходимой информации об осуществлении отдельных полномочий города Москвы; 4) проведение комплексных проверок; 5) выдача органам местного самоуправления и их должностным лицам обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений; 6) экспертиза правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц, принятых по вопросам, связанным с осуществлением отдельных полномочий города Москвы; 7) назначение уполномоченных должностных лиц для наблюдения за реализацией отдельных полномочий города Москвы. Статья 9. Отчетность органов местного самоуправления об осуществлении отдельных полномочий города Москвы Органы местного самоуправления представляют: 1) отчет об осуществлении отдельных полномочий города Москвы ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в орган, осуществляющий государственный контроль; 2) отчет об использовании субвенций - в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере финансов в составе отчетности об исполнении местных бюджетов в порядке и сроки, установленные указанным органом. Статья 10. Основания и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы 1. Осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы может быть прекращено в случаях: 1) выявления органом, осуществляющим государственный контроль, фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления по их вине отдельных полномочий города Москвы; 2) невозможности осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы; 3) наступления обстоятельств непреодолимой силы (стихийные и природные бедствия, общественные беспорядки, боевые действия в условиях чрезвычайного положения, военного положения или проведения контртеррористической операции; изменения федерального законодательства и другие обстоятельства, не зависящие от органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления). 2. Прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы осуществляется законом города Москвы. 3. При прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы неиспользованные субвенции, переданные органам местного самоуправления для осуществления указанных полномочий, подлежат возврату в бюджет города Москвы. 4. В случае если факты неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления по их вине отдельных полномочий города Москвы будут подтверждены решением суда, органы местного самоуправления обязаны возместить материальные и финансовые потери органам государственной власти города Москвы, юридическим и физическим лицам. 5. В целях защиты прав и интересов населения муниципального образования Мэр Москвы вправе с момента внесения в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы о прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы и до вступления соответствующего закона в силу поручить временное осуществление указанных полномочий Правительству Москвы либо соответствующему органу исполнительной власти города Москвы. Статья 11. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Закона Органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления несут установленную федеральным законодательством и законодательством города Москвы ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Закона. Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. Настоящий Закон ежегодно вводится в действие законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год при условии, если законом города Москвы о бюджете города Москвы предусмотрено предоставление субвенций для осуществления переданных настоящим Законом отдельных полномочий города Москвы. 3. Пункты 5 и 7 статьи 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона. Мэр Москвы Ю.М. Лужков Москва, Московская городская Дума 26 декабря 2007 г. N 51 |