ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ СИТУАЦИИ В СВЯЗИ С НАЛИЧИЕМ НА СЧЕТАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА СУММ ПОСТУПЛЕНИЙ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ В 2003 - 2006 ГГ. ИНОСТРАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ, В УПЛАТУ НДФЛ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 2 августа 2010 г. N 02-04-07/2901 (Д) Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу урегулирования ситуации в связи с наличием на счетах Федерального казначейства сумм поступлений в иностранной валюте, перечисленных в 2003 - 2006 гг. иностранными организациями за физических лиц, зарегистрированных в налоговых органах, в уплату налога на доходы физических лиц, и сообщает следующее. Согласно п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. При этом в ряде случаев в соответствии с п. 1 ст. 226 Налогового кодекса обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и уплате налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации возлагается на налоговых агентов - российские организации, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению. Таким образом, иностранные организации, в соответствии с положениями п. 1 ст. 226 Налогового кодекса, не признаются налоговыми агентами, исполняющими обязанности по исчислению, удержанию и уплате сумм налога на доходы физических лиц. Кроме того, согласно п. 2 ст. 226 Налогового кодекса исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса. Согласно пп. 1 и 3 п. 1 и п. 3 ст. 228 Налогового кодекса физические лица, получающие вознаграждения от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по итогам налогового периода. Перечисление на счета Федерального казначейства иными физическими лицами и организациями средств в уплату налога на доходы физических лиц (далее - налог) в силу действия норм ст. 45 Налогового кодекса не является надлежащим исполнением обязанности по уплате указанного налога. В этой связи уплаченные иностранными организациями суммы в счет уплаты налога за физических лиц не могут быть отнесены Федеральным казначейством к платежам в бюджетную систему Российской федерации. В соответствии с п. 10 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 06.09.2008 N 92н (далее - Порядок N 92н), вышеназванные поступления подлежат учету по коду бюджетной классификации "1 17 01010 01 0000 180 Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет". При этом главным администратором указанных поступлений является Федеральное казначейство. Согласно п. 12 Порядка N 92н суммы невыясненных поступлений, по которым не имеется оснований для отнесения их к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет, подлежат возврату органами Федерального казначейства плательщику по его заявлению. Иного порядка возврата указанных поступлений бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Вместе с тем в соответствии со ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность) после истечения определенного ст. 196 Гражданского кодекса срока исковой давности. Таким образом, в силу действия названных положений Гражданского кодекса РФ находящиеся на счетах Федерального казначейства вышеуказанные средства, учитываемые как невыясненные поступления, в течение 2011 - 2014 гг. (в зависимости от даты зачисления) подлежат уточнению Федеральным казначейством на код бюджетной классификации "2 07 01000 01 0000 180 Прочие безвозмездные поступления в федеральный бюджет". Директор Департамента бюджетной политики и методологии А.М.ЛАВРОВ 2 августа 2010 г. N 02-04-07/2901 |