ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ПРИМЕНЯЮЩИЙ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕНВД, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ОТДЕЛОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ В МАГАЗИНЕ С ПЛОЩАДЬЮ ТОРГОВОГО ЗАЛА МЕНЕЕ 150 КВ. М. СОГЛАСНО П. 2.1 СТ. 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 17.08.10 03-01-15/7-181

         ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ПРИМЕНЯЮЩИЙ СИСТЕМУ
        НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕНВД, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
           ПО РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ОТДЕЛОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ В
         МАГАЗИНЕ С ПЛОЩАДЬЮ ТОРГОВОГО ЗАЛА МЕНЕЕ 150 КВ. М.
             СОГЛАСНО П. 2.1 СТ. 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ
         22.05.2003 N 54-ФЗ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ
        ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И
           (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ"
            ОРГАНИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ,
         ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ
        ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕ ПОДПАДАЮЩИЕ
            ПОД ДЕЙСТВИЕ П. П. 2 И 3 УКАЗАННОЙ СТАТЬИ, ПРИ
        ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВИДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
              УСТАНОВЛЕННЫХ П. 2 СТ. 346.26 НК РФ, МОГУТ
        ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ И (ИЛИ) РАСЧЕТЫ
            С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ
          КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ УСЛОВИИ ВЫДАЧИ ПО
         ТРЕБОВАНИЮ ПОКУПАТЕЛЯ (КЛИЕНТА) ДОКУМЕНТА (ТОВАРНОГО
        ЧЕКА, КВИТАНЦИИ ИЛИ ДРУГОГО ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО
           ПРИЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ЗА СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ТОВАР
                          (РАБОТУ, УСЛУГУ)).
              ПРИ ЭТОМ П. 2 СТ. 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ
           22.05.2003 N 54-ФЗ ОПРЕДЕЛЕНО, ЧТО ОРГАНИЗАЦИИ И
           ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ В СООТВЕТСТВИИ С
           ПОРЯДКОМ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ
           ФЕДЕРАЦИИ, МОГУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ
          РАСЧЕТЫ И (ИЛИ) РАСЧЕТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ
          КАРТ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ В
        СЛУЧАЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ ПРИ УСЛОВИИ ВЫДАЧИ ИМИ
             СООТВЕТСТВУЮЩИХ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ.
               МОЖЕТ ЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ,
         ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЕНВД, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НАЛИЧНЫЕ
         ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ ПО ДАННОМУ ВИДУ
                            ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
             КАКОЙ ДОКУМЕНТ ДОЛЖЕН ВЫДАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
            ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЕНВД,
           ОКАЗЫВАЮЩИЙ УСЛУГИ ГОСТИНИЦ, ПРИ ПРИЕМЕ НАЛИЧНЫХ
         ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ОПЛАТУ ЗА ПРОЖИВАНИЕ В ГОСТИНИЦЕ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          17 августа 2010 г.
                           N 03-01-15/7-181

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение  по вопросу осуществления наличных денежных расчетов и (или)
расчетов    с    использованием    платежных   карт   без   применения
контрольно-кассовой    техники    организациями    и   индивидуальными
предпринимателями,  уплачивающими  единый налог на вмененный доход для
отдельных  видов  деятельности  при осуществлении розничной торговли и
оказании услуг гостиниц, и сообщает.
     В соответствии с п.  2.1 ст.  2 Федерального закона от 22.05.2003
N 54-ФЗ  "О  применении  контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные
предприниматели,  являющиеся  налогоплательщиками  единого  налога  на
вмененный  доход для отдельных видов деятельности,  не подпадающие под
действие п.  п.  2  и  3  ст.  2  Федерального  закона  N  54-ФЗ,  при
осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п.
2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс),
могут  осуществлять  наличные  денежные  расчеты  и  (или)  расчеты  с
использованием  платежных  карт  без  применения   контрольно-кассовой
техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) в момент
оплаты товара (работы,  услуги) документа (товарного  чека,  квитанции
или  другого  документа,  подтверждающего  прием  денежных  средств за
соответствующий товар (работу, услугу)).
     Пунктом   2   ст.   346.26   Кодекса   установлено,  что  система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных
видов  деятельности  может применяться в отношении розничной торговли,
осуществляемой,  в  частности,  через  магазины и павильоны с площадью
торгового  зала  не  более  150  квадратных  метров по каждому объекту
организации торговли.
     Согласно  п.  2  ст.  2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и
индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым
Правительством   Российской  Федерации,  могут  осуществлять  наличные
денежные  расчеты  и (или) расчеты с использованием платежных карт без
применения   контрольно-кассовой   техники  в  случае  оказания  услуг
населению.
     Пунктом  3  ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ установлен перечень
видов   деятельности,   при   осуществлении   которых   организации  и
индивидуальные  предприниматели  в  силу  специфики своей деятельности
либо  особенностей  своего  местонахождения могут производить наличные
денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.
     Таким  образом,  организации  и  индивидуальные  предприниматели,
являющиеся  налогоплательщиками  единого налога на вмененный доход для
отдельных  видов  деятельности,  могут  осуществлять наличные денежные
расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой   техники   при   условии   выдачи  по  требованию
покупателя  (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого
документа,  подтверждающего  прием денежных средств за соответствующий
товар  (работу, услугу)) в случаях, если они не подпадают под действие
п.  2 ст. 2 или не осуществляют деятельность, предусмотренную п. 3 ст.
2 Федерального закона N 54-ФЗ.
     Что  касается  оказания услуг гостиниц, следует иметь в виду, что
согласно пп. 12 п. 2 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде
единого  налога  на  вмененный  доход для отдельных видов деятельности
может  применяться  по решениям представительных органов муниципальных
районов, городских округов, законодательных (представительных) органов
государственной   власти   городов   федерального  значения  Москвы  и
Санкт-Петербурга  в отношении предпринимательской деятельности в сфере
оказания  услуг  по временному размещению и проживанию организациями и
предпринимателями,   использующими  в  каждом  объекте  предоставления
данных  услуг  общую  площадь  помещений  для  временного размещения и
проживания не более 500 квадратных метров.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N
359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и
(или)   расчетов  с  использованием  платежных,  карт  без  применения
контрольно-кассовой  техники  (далее  - Положение), а также установлен
порядок      осуществления     организациями     и     индивидуальными
предпринимателями  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов  с
использованием   платежных  карт  без  применения  контрольно-кассовой
техники   в   случае  оказания  услуг  населению  при  условии  выдачи
документа,  оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к
кассовому  чеку,  а  также  порядок  утверждения,  учета,  хранения  и
уничтожения таких бланков.
     Данный  порядок  могут  применять  организации  и  индивидуальные
предприниматели,  оказывающие  услуги населению, которые перечислены в
Общероссийском   классификаторе  услуг  населению  ОК  002-93  (ОКУН),
утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
     Согласно  ОКУН  услуги гостиниц классифицируются по коду 041201 и
включены в группу "Жилищно-коммунальные услуги" (код по ОКУН 040000).
     В  связи  с  изложенным  с  учетом  Положения  при оказании услуг
гостиниц необходимо выдавать отпечатанный контрольно-кассовой техникой
кассовый чек или документ, оформленный на бланке строгой отчетности.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и  не  является нормативным правовым актом. Направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам   применения   законодательства  Российской  Федерации  и  не
препятствует  руководствоваться  нормами  законодательства  Российской
Федерации в понимании, отличающемся от позиции, изложенной в настоящем
письме.

Врио директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
17 августа 2010 г.
N 03-01-15/7-181