КАКИМ ОБРАЗОМ ЮРЛИЦО МОЖЕТ ОСУЩЕСТВИТЬ УПЛАТУ ГОСПОШЛИНЫ ЗА ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСРЕЕСТР ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, ЕСЛИ ОПЕРАЦИИ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ ЮРЛИЦА ПРИОСТАНОВЛЕНЫ? МОЖЕТ ЛИ ДРУГОЕ ЮРЛИЦО УПЛАТИТЬ УКАЗАННУЮ ГОСПОШЛИНУ С УКАЗАНИЕМ В НАЗНАЧЕНИИ ПЛАТЕЖА, ЗА КОГО ПРОИЗВОДИТСЯ УПЛАТА ГОСПОШЛИНЫ? МОЖЕТ ЛИ ФИЗЛИЦО, ДЕЙСТВУЮЩЕЕ НА ОСНОВАНИИ ДОВЕРЕННОСТИ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПЛАТЕЖИ ЗА ЮРЛИЦО, ОПЛАТИТЬ ГОСПОШЛИНУ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 17 августа 2010 г. N 03-05-06-03/95 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам, связанным с уплатой государственной пошлины за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, и сообщает. Согласно п. 1 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено п. 3 указанной статьи. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации. В соответствии с п. 10 ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным сборам. Следовательно, на нее не распространяется действие решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке. Что касается уплаты государственной пошлины за внесение изменений в записи Единого государственную регистрацию прав на недвижимое имущество организацией через уполномоченного представителя, сообщаем следующее. Согласно п. п. 1 и 8 ст. 45 НК РФ плательщик сбора обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате сбора. Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ (ст. 333.17 НК РФ). Согласно п. 3 ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается, в частности, платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата. В п. 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" также указано, что в соответствии с положениями ст. ст. 45, 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Вместе с тем гл. 4 "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" НК РФ допускает участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами (п. п. 1 и 3 ст. 26 НК РФ). Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ). Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 НК РФ). В силу п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Правила, предусмотренные гл. 4 НК РФ, распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 4 ст. 26 НК РФ). Кроме того, в Определении от 22.01.2004 N 41-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что из п. 1 ст. 45 НК РФ во взаимосвязи с положениями его гл. 4 вытекает, что по своему содержанию вышеуказанная норма не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Кроме того, само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, т.е. за счет его собственных средств. Суд указал, что на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Учитывая изложенное, уплата государственной пошлины за внесение изменений в Государственный реестр прав на недвижимое имущество может быть произведена организацией через своих представителей, являющихся физическими или юридическими лицами, при условии, что в платежных документах по ее уплате в бюджет указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно организацией за совершение в отношении нее юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, и именно за счет ее собственных денежных средств. В случае если государственная пошлина будет уплачена от имени ненадлежащего плательщика или в ненадлежащем размере, то в отношении надлежащего плательщика обязанность по уплате государственной пошлины не будет считаться исполненной. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 17 августа 2010 г. N 03-05-06-03/95 |