КАКИМ ОБРАЗОМ ЮРЛИЦО МОЖЕТ ОСУЩЕСТВИТЬ УПЛАТУ ГОСПОШЛИНЫ ЗА ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСРЕЕСТР ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, ЕСЛИ ОПЕРАЦИИ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ ЮРЛИЦА ПРИОСТАНОВЛЕНЫ? МОЖЕТ ЛИ ДРУГОЕ ЮРЛИЦО УПЛАТИТЬ УКАЗАННУЮ ГОСПОШЛИНУ С УКАЗАНИЕМ В НАЗНАЧ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 17.08.10 03-05-06-03/95

            КАКИМ ОБРАЗОМ ЮРЛИЦО МОЖЕТ ОСУЩЕСТВИТЬ УПЛАТУ
          ГОСПОШЛИНЫ ЗА ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСРЕЕСТР ПРАВ
         НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, ЕСЛИ ОПЕРАЦИИ ПО РАСЧЕТНОМУ
         СЧЕТУ ЮРЛИЦА ПРИОСТАНОВЛЕНЫ? МОЖЕТ ЛИ ДРУГОЕ ЮРЛИЦО
        УПЛАТИТЬ УКАЗАННУЮ ГОСПОШЛИНУ С УКАЗАНИЕМ В НАЗНАЧЕНИИ
        ПЛАТЕЖА, ЗА КОГО ПРОИЗВОДИТСЯ УПЛАТА ГОСПОШЛИНЫ? МОЖЕТ
          ЛИ ФИЗЛИЦО, ДЕЙСТВУЮЩЕЕ НА ОСНОВАНИИ ДОВЕРЕННОСТИ,
             ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПЛАТЕЖИ ЗА ЮРЛИЦО,
                         ОПЛАТИТЬ ГОСПОШЛИНУ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          17 августа 2010 г.
                           N 03-05-06-03/95

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение  по вопросам, связанным с уплатой государственной пошлины за
внесение  изменений  в записи Единого государственного реестра прав на
недвижимое имущество, и сообщает.
     Согласно  п.  1  ст.  76  Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ) приостановление операций по счетам в банке применяется
для  обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и
(или) штрафа, если иное не предусмотрено п. 3 указанной статьи.
     Приостановление операций по счету не распространяется на платежи,
очередность   исполнения   которых   в   соответствии   с  гражданским
законодательством   Российской   Федерации   предшествует   исполнению
обязанности  по  уплате  налогов  и  сборов,  а  также  на операции по
списанию  денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей),
сборов,  страховых  взносов,  соответствующих  пеней и штрафов и по их
перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
     В  соответствии  с  п.  10  ст.  13 НК РФ государственная пошлина
относится   к   федеральным   сборам.   Следовательно,   на   нее   не
распространяется  действие решения налогового органа о приостановлении
операций по счетам налогоплательщика в банке.
     Что касается уплаты государственной пошлины за внесение изменений
в  записи  Единого  государственную  регистрацию  прав  на  недвижимое
имущество  организацией  через уполномоченного представителя, сообщаем
следующее.
     Согласно  п.  п.  1  и  8  ст.  45  НК РФ плательщик сбора обязан
самостоятельно исполнить обязанность по уплате сбора.
     Плательщиками  государственной  пошлины  признаются организации и
физические   лица   в  случае,  если  они  обращаются  за  совершением
юридически  значимых  действий,  предусмотренных  гл.  25.3 НК РФ (ст.
333.17 НК РФ).
     Согласно   п.   3   ст.  333.18  НК  РФ  государственная  пошлина
уплачивается  по  месту  совершения  юридически  значимого  действия в
наличной  или  безналичной  форме. Факт уплаты государственной пошлины
плательщиком   в   безналичной   форме  подтверждается,  в  частности,
платежным  поручением  с  отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты
государственной  пошлины  плательщиком в наличной форме подтверждается
либо  квитанцией  установленной  формы, выдаваемой плательщику банком,
либо  квитанцией,  выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой
органа, в который производилась оплата.
     В  п.  18  Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного
Суда  Российской  Федерации  от  25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах
применения   арбитражными   судами   главы   25.3  Налогового  кодекса
Российской  Федерации" также указано, что в соответствии с положениями
ст.  ст.  45,  333.17  НК РФ плательщик государственной пошлины обязан
самостоятельно   уплатить  ее  в  бюджет,  если  иное  не  установлено
законодательством о налогах и сборах.
     Вместе  с тем гл. 4 "Представительство в отношениях, регулируемых
законодательством   о  налогах  и  сборах"  НК  РФ  допускает  участие
налогоплательщика   в  отношениях,  регулируемых  законодательством  о
налогах  и  сборах, через законного или уполномоченного представителя,
если иное не предусмотрено НК РФ. Полномочия представителя должны быть
документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными
законами (п. п. 1 и 3 ст. 26 НК РФ).
     Законными      представителями      налогоплательщика-организации
признаются  лица, уполномоченные представлять указанную организацию на
основании  закона или ее учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ).
Уполномоченным  представителем налогоплательщика признается физическое
или  юридическое  лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять
его   интересы   в   отношениях  с  налоговыми  органами  (таможенными
органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством
о  налогах  и  сборах  (п.  1  ст. 29 НК РФ). В силу п. 3 ст. 29 НК РФ
уполномоченный       представитель       налогоплательщика-организации
осуществляет  свои  полномочия на основании доверенности, выдаваемой в
порядке,   установленном   гражданским   законодательством  Российской
Федерации.  Правила,  предусмотренные гл. 4 НК РФ, распространяются на
плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 4 ст. 26 НК РФ).
     Кроме  того,  в  Определении от 22.01.2004 N 41-О Конституционный
Суд  Российской  Федерации  указал,  что  из  п.  1  ст.  45  НК РФ во
взаимосвязи с положениями его гл. 4 вытекает, что по своему содержанию
вышеуказанная   норма  не  препятствует  участию  налогоплательщика  в
налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако
представитель   налогоплательщика   должен  обладать  соответствующими
полномочиями  либо  на  основании закона или учредительных документов,
либо   в   силу   доверенности,   выданной  в  порядке,  установленном
гражданским  законодательством  Российской Федерации. Кроме того, само
представительство  в  налоговых  правоотношениях  означает  совершение
представителем  действий  от  имени  и  за  счет  собственных  средств
налогоплательщика  - представляемого лица. Следовательно, по правовому
смыслу  отношений  по  представительству платежные документы на уплату
налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим,
а  уплата  соответствующих  сумм  должна производиться за счет средств
налогоплательщика,  находящихся  в его свободном распоряжении, т.е. за
счет  его  собственных  средств.  Суд  указал,  что  на факт признания
обязанности  налогоплательщика  по уплате налога исполненной не влияет
то,  в  какой  форме  -  безналичной  или наличной - происходит уплата
денежных  средств; важно, чтобы из представленных платежных документов
можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена
именно  этим  налогоплательщиком  и  именно  за  счет  его собственных
денежных средств.
     Учитывая  изложенное,  уплата государственной пошлины за внесение
изменений  в Государственный реестр прав на недвижимое имущество может
быть  произведена  организацией через своих представителей, являющихся
физическими  или  юридическими  лицами,  при  условии, что в платежных
документах  по  ее  уплате в бюджет указано, что соответствующая сумма
государственной  пошлины  уплачена именно организацией за совершение в
отношении  нее  юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3
НК РФ, и именно за счет ее собственных денежных средств. В случае если
государственная   пошлина   будет   уплачена  от  имени  ненадлежащего
плательщика  или  в  ненадлежащем  размере, то в отношении надлежащего
плательщика  обязанность  по  уплате  государственной пошлины не будет
считаться исполненной.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
17 августа 2010 г.
N 03-05-06-03/95