О РАТИФИКАЦИИ ДОГОВОРА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ. Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 04.05.00 56-ФЗ


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

         О РАТИФИКАЦИИ ДОГОВОРА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И
        СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОКРАЩЕНИИ И
         ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ





     Принят Государственной Думой      14 апреля 2000 года
     Одобрен Советом Федерации         19 апреля 2000 года

                               Статья 1

     Ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Соединенными
Штатами Америки о дальнейшем сокращении и  ограничении  стратегических
наступательных  вооружений,  подписанный в городе Москве 3 января 1993
года,  далее  именуемый  Договором  СНВ-2,  включая   являющиеся   его
неотъемлемой частью:
     Меморандум о договоренности о зачислении боезарядов и о данных по
тяжелым   бомбардировщикам   в  связи  с  Договором  между  Российской
Федерацией и Соединенными Штатами Америки о  дальнейшем  сокращении  и
ограничении  стратегических  наступательных вооружений,  подписанный в
городе Москве 3 января 1993 года;
     Протокол о процедурах,  регулирующих ликвидацию тяжелых МБР,  и о
процедурах,  регулирующих переоборудование шахтных пусковых  установок
тяжелых  МБР,  в  связи  с  Договором  между  Российской  Федерацией и
Соединенными Штатами Америки о  дальнейшем  сокращении  и  ограничении
стратегических наступательных вооружений,  подписанный в городе Москве
3 января 1993 года;
     Протокол о  показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков в связи
с Договором между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки
о  дальнейшем  сокращении  и ограничении стратегических наступательных
вооружений, подписанный в городе Москве 3 января 1993 года;
     Протокол к  Договору  между  Российской Федерацией и Соединенными
Штатами Америки о дальнейшем сокращении и  ограничении  стратегических
наступательных вооружений от 3 января 1993 года,  подписанный в городе
Нью-Йорке 26 сентября 1997 года.

                               Статья 2

     К исключительным обстоятельствам,  дающим Российской Федерации  в
соответствии   со   статьей   VI   Договора   СНВ-2  право  в  порядке
осуществления своего  государственного  суверенитета  выйти  из  этого
Договора, наряду с иными, относятся:
     1) нарушение  Соединенными  Штатами   Америки   Договора   СНВ-2,
способное  привести  к  возникновению угрозы национальной безопасности
Российской Федерации;
     2) выход  Соединенных  Штатов  Америки  из  Договора между Союзом
Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об
ограничении  систем  противоракетной  обороны,  подписанного  в городе
Москве 26 мая 1972 года,  далее  именуемого  Договором  по  ПРО,  либо
нарушение Договора по ПРО и связанных с ним соглашений;
     3) наращивание    стратегических    наступательных     вооружений
государствами,   не  являющимися  участниками  Договора  СНВ-2,  таким
образом,  что это будет  создавать  угрозу  национальной  безопасности
Российской Федерации;
     4) принятие и реализация Соединенными  Штатами  Америки,  другими
государствами    или    союзами    государств,   включая   Организацию
Североатлантического  договора,  таких  решений  в  области   военного
строительства,   которые  создадут  угрозу  национальной  безопасности
Российской  Федерации,  в  том   числе   размещение   на   территориях
государств,  вступивших  в  Организацию  Североатлантического договора
после подписания Договора СНВ-2, ядерного оружия;
     5) развертывание    Соединенными    Штатами    Америки,   другими
государствами  или  союзами  государств   вооружений,   препятствующих
функционированию   российской   системы   предупреждения   о  ракетном
нападении;
     6) возникновение   чрезвычайных   обстоятельств,   в   том  числе
экономического  или  техногенного  характера,   делающих   невозможным
выполнение   Российской   Федерацией  Договора  СНВ-2  либо  способных
привести к возникновению угрозы экологической безопасности  Российской
Федерации.

                               Статья 3

     1. При  исключительных  обстоятельствах,  указанных  в  статье  2
настоящего  Федерального   закона,   а   равно   иных   исключительных
обстоятельствах,   ставящих  под  угрозу  высшие  интересы  Российской
Федерации, Президент Российской Федерации:
     а) принимает  политические,  дипломатические  и иные меры в целях
устранения   исключительных   обстоятельств   или   нейтрализации   их
последствий;
     б) обеспечивает  проведение   незамедлительных   консультаций   с
палатами   Федерального  Собрания  Российской  Федерации  и  с  учетом
результатов таких консультаций принимает решения,  касающиеся Договора
СНВ-2,  с  внесением  при  необходимости предложений,  предусмотренных
Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".
     2. Палаты  Федерального  Собрания  Российской Федерации в случае,
если они сочтут,  что возникли  обстоятельства,  которые  относятся  к
категории исключительных в смысле статьи VI Договора СНВ-2, направляют
Президенту Российской Федерации предложение о проведении  консультаций
либо   высказывают   ему  свои  рекомендации  или  предпринимают  иные
действия,  предусмотренные  Федеральным   законом   "О   международных
договорах Российской Федерации".

                               Статья 4

     Президент Российской     Федерации     обеспечивает    проведение
консультаций с палатами Федерального Собрания Российской Федерации и с
учетом  результатов  таких консультаций принимает решения,  касающиеся
Договора   СНВ-2,   с   внесением   при   необходимости   предложений,
предусмотренных   разделом  V  Федерального  закона  "О  международных
договорах Российской Федерации",  в случае,  если до 31  декабря  2003
года  не  будет  подписан  новый договор между Российской Федерацией и
Соединенными Штатами Америки  по  вопросам  дальнейшего  сокращения  и
ограничения стратегических наступательных вооружений, обеспечивающий:
     1) сохранение и дальнейшее укрепление стратегической стабильности
при   пониженных   уровнях  стратегических  наступательных  вооружений
Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки;
     2) сохранение     для     Российской     Федерации    возможности
многовариантного подхода к строительству своих стратегических  ядерных
сил,   включая  их  структуру  и  состав  вооружений,  обеспечивающего
национальную безопасность Российской Федерации с  учетом  существующих
экономических условий;
     3) исключение возможности быстрого наращивания количества ядерных
боезарядов на носителях всех видов базирования;
     4) предоставление участникам договора равных прав и  возможностей
при ликвидации и утилизации ядерных боезарядов;
     5) экономически    оптимальное     использование     существующей
инфраструктуры   стратегических   ядерных  сил  Российской  Федерации,
существенное снижение  затрат  на  реализацию  программ  ликвидации  и
утилизации   стратегических   наступательных   вооружений,   а   также
расширение   возможностей   использования   сокращаемых    компонентов
стратегических  ядерных сил Российской Федерации и их инфраструктуры в
интересах развития отечественной экономики;
     6) учет всех видов и систем стратегических вооружений.

                               Статья 5

     Реализация Договора СНВ-2 осуществляется на основе следующего:
     1) сохранение потенциала стратегических  ядерных  сил  Российской
Федерации   на   уровне,   необходимом  для  обеспечения  национальной
безопасности Российской Федерации;
     2) приоритетное   финансирование   стратегических   ядерных   сил
Российской  Федерации,  а  также  работ  по  безопасной  ликвидации  и
утилизации стратегических наступательных вооружений;
     3) соблюдение Соединенными Штатами Америки Договора о  сокращении
и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанного в
городе Москве 31 июля 1991 года, далее именуемого Договором СНВ-1;
     4) сокращение    подпадающих    под   действие   Договора   СНВ-2
стратегических наступательных вооружений Российской Федерации с учетом
сроков их эксплуатации;
     5) поддержание  боевой  готовности  стратегических  ядерных   сил
Российской  Федерации  при  любых  вариантах  развития  стратегической
обстановки,  сохранение необходимых лабораторно-испытательной  базы  и
производственных мощностей;
     6) обеспечение безопасности эксплуатации,  хранения, ликвидации и
утилизации стратегических наступательных вооружений;
     7) обеспечение равенства  прав  и  возможностей  сторон  Договора
СНВ-2  в  осуществлении  инспекций и контрольных мероприятий,  а также
сохранение  и  совершенствование  национальных   технических   средств
контроля  Российской  Федерации  за  соблюдением  Соединенными Штатами
Америки Договора СНВ-1, Договора СНВ-2 и Договора по ПРО.

                               Статья 6

     Выполнение Российской Федерацией обязательств по  Договору  СНВ-2
осуществляется  с соблюдением настоящего Федерального закона,  а также
иных  законодательных  и   нормативных   правовых   актов   Российской
Федерации,  регулирующих действия и процедуры, необходимость в которых
возникает при реализации Договора СНВ-2.
     Финансовое обеспечение   стратегических  ядерных  сил  Российской
Федерации, а также производство, эксплуатация, ликвидация и утилизация
ядерных   вооружений  осуществляется  в  соответствии  с  федеральными
законами.
     Президент Российской  Федерации  в  течение  двух  месяцев  после
вступления  в   силу   настоящего   Федерального   закона   утверждает
федеральную  программу  развития стратегических ядерных сил Российской
Федерации и направляет ее в палаты  Федерального  Собрания  Российской
Федерации.
     Правительство Российской Федерации в течение трех  месяцев  после
вступления  в  силу  настоящего  Федерального  закона  разрабатывает и
представляет   Президенту   Российской   Федерации   на    утверждение
федеральную  целевую  программу  ликвидации  и утилизации вооружений и
техники   стратегических    ядерных    сил    Российской    Федерации,
предусматривающую  возможность использования сокращаемых компонентов и
инфраструктуры в интересах развития отечественной экономики.

                               Статья 7

     В процессе выполнения Договора СНВ-2:
     1. Президент Российской Федерации:
     а) определяет основные  направления  государственной  политики  в
области  развития  стратегических  ядерных  сил Российской Федерации и
ядерного  разоружения,  порядок  и  сроки  выполнения  мероприятий  по
реализации Договора СНВ-2,  обеспечивая при этом сохранение потенциала
стратегических ядерных  сил  Российской  Федерации  и  поддержание  их
боевой   готовности   на   уровне,  необходимом  для  гарантированного
сдерживания агрессии против Российской Федерации и ее союзников;
     б) принимает решения о сроках и порядке вывода из боевого состава
и деактивации  стратегических  наступательных  вооружений,  подлежащих
сокращению  по  Договору СНВ-2,  а также о вводе в боевой состав новых
образцов стратегических наступательных вооружений;
     в) определяет   российскую   концепцию  дальнейших  международных
переговоров  в  области  стратегических  наступательных  вооружений  и
противоракетной   обороны,   проводит   консультации  и  переговоры  с
руководителями других государств  в  целях  укрепления  стратегической
стабильности   и   обеспечения  национальной  безопасности  Российской
Федерации.
     2. Правительство Российской Федерации:
     а) обеспечивает  в  соответствии  с   федеральными   законами   и
федеральными    целевыми   программами   приоритетное   финансирование
стратегических ядерных сил Российской Федерации,  работ по  безопасной
ликвидации  и  утилизации стратегических наступательных вооружений,  а
также мероприятий по выполнению Договора СНВ-1 и Договора СНВ-2;
     б) обеспечивает  сохранение  и развитие лабораторно-испытательной
базы  и  производственных  мощностей,  необходимых   для   поддержания
ядерного  потенциала  и  боевой  готовности стратегических ядерных сил
Российской Федерации;
     в) в  соответствии  со  статьей  8 настоящего Федерального закона
регулярно  направляет  в  палаты  Федерального   Собрания   Российской
Федерации  доклад  о  состоянии  стратегических ядерных сил Российской
Федерации и ходе выполнения Договора СНВ-1,  Договора СНВ-2 и Договора
по ПРО;
     г) представляет  в  палаты   Федерального   Собрания   Российской
Федерации  данные,  предусмотренные  Меморандумом  о  договоренности о
зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам в связи с
Договором СНВ-2;
     д) обеспечивает    эффективное     использование     национальных
технических  средств контроля за соблюдением положений Договора СНВ-1,
Договора СНВ-2 и Договора по ПРО,  их техническое совершенствование, а
также  проведение  контрольных  процедур,  предусмотренных  указанными
договорами;
     е) принимает  меры  по обеспечению безопасности при эксплуатации,
хранении,  ликвидации  и  утилизации   стратегических   наступательных
вооружений,  ядерных  боезарядов  и  ракетного  топлива,  а  также  по
исключению несанкционированного доступа к ядерным боезарядам;
     ж) принимает   меры  по  использованию  экономически  оптимальных
методов   и   способов   ликвидации   и   утилизации    стратегических
наступательных вооружений;
     з) по  поручению  Президента  Российской  Федерации  осуществляет
внешнеполитические  мероприятия  в  области  сокращения  и ограничения
стратегических наступательных вооружений и нераспространения  ядерного
оружия;
     и) приглашает (по согласованию) представителей палат Федерального
Собрания   Российской   Федерации   к   участию  в  рассмотрении  хода
переговоров  в  области  стратегических  наступательных  вооружений  и
противоракетной обороны.
     3. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации:
     а) при  ежегодном  рассмотрении  проекта  федерального  закона  о
федеральном  бюджете  участвуют  в   принятии   решений   об   объемах
финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
в   области   стратегических   наступательных   вооружений,    закупок
стратегических   наступательных  вооружений,  строительства  (ремонта,
модернизации) основных объектов базирования стратегических ядерных сил
Российской  Федерации  и  управления ими,  а также работ по безопасной
ликвидации и утилизации  стратегических  наступательных  вооружений  и
мероприятий по выполнению Договора СНВ-1 и Договора СНВ-2;
     б) участвуют  в  разработке  федеральных  законов  и  федеральных
целевых   программ,  принимают  федеральные  законы,  необходимые  для
поддержания стратегических ядерных сил Российской Федерации на уровне,
обеспечивающем национальную безопасность Российской Федерации, а также
для выполнения мероприятий в области сокращения ядерных вооружений;
     в) рассматривают   ежегодный   доклад   Правительства  Российской
Федерации о состоянии стратегических ядерных сил Российской  Федерации
и  ходе выполнения Договора СНВ-1,  Договора СНВ-2 и Договора по ПРО и
принимают соответствующие решения;
     г) при  необходимости  дают  поручения  Счетной палате Российской
Федерации о проведении проверок расходования  средств,  выделенных  на
выполнение Договора СНВ-1 и Договора СНВ-2;
     д) в необходимых случаях принимают меры в соответствии с разделом
V   Федерального   закона   "О   международных   договорах  Российской
Федерации".

                               Статья 8

     После вступления в силу Договора СНВ-2  Правительство  Российской
Федерации   ежегодно,  не  позднее  1  октября,  направляет  в  палаты
Федерального  Собрания  Российской  Федерации   доклад   о   состоянии
стратегических  ядерных  сил  Российской  Федерации  и ходе выполнения
Договора  СНВ-1,  Договора  СНВ-2  и  Договора  по   ПРО,   содержащий
информацию по следующим вопросам:
     1) изменение в составе и  структуре  стратегических  ядерных  сил
Российской Федерации,  финансовое обеспечение и результаты выполненных
работ по сохранению их потенциала и боевой готовности;
     2) выполнение   Российской   Федерацией  и  Соединенными  Штатами
Америки обязательств по Договору СНВ-1,  Договору СНВ-2 и Договору  по
ПРО;
     3) ход ликвидации и  утилизации  выведенных  из  боевого  состава
стратегических   наступательных   вооружений   Российской   Федерации,
состояние финансирования мероприятий по выполнению  Договора  СНВ-1  и
Договора СНВ-2, в том числе использование международной помощи;
     4) экологическая  обстановка  в  местах  хранения,  ликвидации  и
утилизации  стратегических  наступательных  вооружений,  прежде  всего
ядерных боезарядов и ракетного топлива;
     5) ход  переговоров  по  заключению  новых  соглашений  в области
сокращения и ограничения стратегических наступательных  вооружений,  а
также в области противоракетной обороны;
     6) состояние  работ  в   Соединенных   Штатах   Америки,   других
государствах    и   союзах   государств   в   области   стратегических
наступательных  вооружений  и  противоракетной  обороны,  ситуация   в
области   нераспространения   ядерного   оружия,   ракет   и  ракетных
технологий.

                               Статья 9

     Обмен грамотами   о   ратификации   Договора   СНВ-2   Российской
Федерацией  произвести  после  завершения Соединенными Штатами Америки
процедуры  ратификации  Договора  СНВ-2,  включая  Протокол  к   нему,
подписанный  в  городе  Нью-Йорке  26  сентября  1997  года,  а  также
Меморандума о договоренности в связи с Договором по ПРО,  подписанного
в  городе  Нью-Йорке  26  сентября  1997 года,  Первого согласованного
заявления в связи с Договором по ПРО,  подписанного в городе Нью-Йорке
26  сентября  1997  года,  Второго  согласованного заявления в связи с
Договором по ПРО,  подписанного в городе Нью-Йорке  26  сентября  1997
года,  Соглашения о мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы
с   баллистическими   ракетами,   не    являющимися    стратегическими
баллистическими ракетами,  подписанного в городе Нью-Йорке 26 сентября
1997 года.

                              Статья 10

     Настоящий Федеральный  закон  вступает  в   силу   со   дня   его
официального опубликования.

Исполняющий обязанности
Президента Российской Федерации
                                                              В. Путин
Москва, Кремль
4 мая 2000 г.
N 56-ФЗ