О ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ О СОХРАНЕНИИ ЗА УВОЛЕННЫМ РАБОТНИКОМ СРЕДНЕГО МЕСЯЧНОГО ЗАРАБОТКА В ТЕЧЕНИЕ ТРЕТЬЕГО МЕСЯЦА СО ДНЯ УВОЛЬНЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ОТНОШЕНИИ ПЕНСИОНЕРОВ; О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГАРАНТИИ ПО ВЫПЛАТЕ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ,. Письмо. Федеральная служба по труду и занятости. 28.12.05 2191-6-2

             О ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ О СОХРАНЕНИИ ЗА УВОЛЕННЫМ
          РАБОТНИКОМ СРЕДНЕГО МЕСЯЧНОГО ЗАРАБОТКА В ТЕЧЕНИЕ
           ТРЕТЬЕГО МЕСЯЦА СО ДНЯ УВОЛЬНЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В
           ОТНОШЕНИИ ПЕНСИОНЕРОВ; О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
            ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГАРАНТИИ ПО ВЫПЛАТЕ ПОСОБИЯ ПО
             БЕЗРАБОТИЦЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ПЕРИОД ВРЕМЕННОЙ
                   НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ БЕЗРАБОТНОГО

                                ПИСЬМО

               ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

                          28 декабря 2005 г.
                              N 2191-6-2

                                 (Д)


     В  Управлении правового обеспечения Федеральной службы по труду и
занятости рассмотрено обращение. Сообщаем следующее.
     1.  В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации
права   и   свободы   человека  и  гражданина  могут  быть  ограничены
федеральным  законом только в той мере, в какой это необходимо в целях
защиты  основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и
законных   интересов   других   лиц,   обеспечения  обороны  страны  и
безопасности государства.
     Также  отмечаем,  что  в  ч. 2 ст. 3 Трудового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  ТК  РФ) содержится положение о том, что никто не
может  быть  ограничен  в  трудовых  правах  и  свободах  или получать
какие-либо   преимущества   независимо  от  пола,  расы,  цвета  кожи,
национальности,  языка,  происхождения,  имущественного, социального и
должностного   положения,  возраста,  места  жительства,  отношения  к
религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к
общественным   объединениям,  а  также  от  других  обстоятельств,  не
связанных с деловыми качествами работника.
     На  основании  ч.  1  ст.  178  ТК  РФ  при расторжении трудового
договора  в  связи  с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо
сокращением  численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81
ТК   РФ)   за  увольняемым  работником  сохраняется  средний  месячный
заработок  на  период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня
увольнения  (с  зачетом  выходного  пособия). В исключительных случаях
средний  месячный  заработок  сохраняется  за  уволенным  работником в
течение  третьего  месяца  со  дня увольнения по решению органа службы
занятости  населения  при  условии,  если  в  двухнедельный срок после
увольнения  работник  обратился  в этот орган и не был им трудоустроен
(ч. 2 ст. 178 ТК РФ).
     В  ст.  20  ТК  РФ  приведена  формулировка понятия "работник", в
которой  говорится,  что  работник - это физическое лицо, вступившее в
трудовые отношения с работодателем.
     Таким  образом, под понятием "уволенный работник", используемым в
редакциях  ч.  1  и 2 ст. 178 ТК РФ, следует понимать любое физическое
лицо,   у  которого  до  расторжения  трудового  договора  в  связи  с
ликвидацией   организации  (п.  1  ст.  81  ТК  РФ)  либо  сокращением
численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 ТК РФ) имели
место трудовые отношения с определенным работодателем.
     На основании изложенного полагаем, что у органов службы занятости
нет оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в
сохранении  за  уволенным  работником в течение третьего месяца со дня
увольнения среднего месячного заработка в порядке ч. 2 ст. 178 ТК РФ и
выдачи пенсионерам соответствующих документов (справок).
     Граждане,  относящиеся  к  данной  категории,  не  претендуют  на
регистрацию  в органах службы занятости в качестве безработных и могут
быть  зарегистрированы  в целях поиска подходящей работы. Эти граждане
могут  состоять  на  учете  в  органах службы занятости в целях поиска
подходящей  работы  до момента их трудоустройства, так как в отношении
них не решается вопрос о признании их безработными.
     Непринятие   решения   о   регистрации   пенсионера   в  качестве
безработного  не  означает,  что он теряет право на получение услуг по
содействию  в  трудоустройстве,  так  как  по смыслу ч. 4 ст. 3 Закона
Российской  Федерации  "О  занятости населения в Российской Федерации"
(далее  -  Закон  о  занятости)  повторное  обращение  в органы службы
занятости может последовать для решения вопроса о признании гражданина
безработным, а пенсионеры изначально на это не претендуют.
     В  отношении  исключительных  случаев, о которых идет речь в ч. 2
ст.  178  ТК  РФ,  отмечаем, что, по нашему мнению, эти случаи следует
рассматривать  как  исключение из общего правила, закрепленного в ч. 1
ст.  178  ТК РФ и допускающего сохранение среднего месячного заработка
на период трудоустройства "не свыше двух месяцев".
     Фактически  (при  соблюдении  работником  условия  об обращении в
органы   службы   занятости   населения  в  двухнедельный  срок  после
увольнения)  любой  случай  нетрудоустройства  работника  через службу
занятости   в   течение   трех  месяцев  со  дня  увольнения  является
исключительным,  позволяющим сохранить за уволенным работником средний
месячный заработок в течение третьего месяца.
     При этом следует учитывать, что решение о сохранении за уволенным
работником  среднего  месячного заработка в течение третьего месяца со
дня  увольнения  принимается  в  том  случае,  когда  у  органа службы
занятости  населения  отсутствует  возможность  предложить  уволенному
работнику подходящую работу.
     Какой-либо    специальной    формы   документа,   подтверждающего
отсутствие   возможности   гражданина  трудоустроиться  на  подходящую
работу,   выдаваемого   гражданину   органом   службы   занятости,  не
установлено.  В  любом  случае, такой документ не должен устанавливать
права и обязанности работодателя и его бывшего работника. Данные права
и   обязанности   установлены  трудовым  законодательством.  Документ,
выдаваемый   органом   службы   занятости,   должен  лишь  подтвердить
обстоятельство,  при наличии которого могут быть реализованы указанные
права  и  обязанности. Поэтому логично предположить, что органы службы
занятости  могут по своему усмотрению устанавливать процедуру принятия
подобных  решений  и  форму документа, их подтверждающего. На практике
такое решение чаще всего оформляется в виде справки.
     2.  Абзацем  2  п.  1  ст.  28  Закона  о  занятости  безработным
предоставляется   государственная   гарантия  по  выплате  пособия  по
безработице,   в  том  числе  в  период  временной  нетрудоспособности
безработного.  Данное  положение  Закона  о  занятости  носит характер
общего правила.
     Исключения   из   этого   общего   правила   составляют   случаи,
предусмотренные  в п. 4 ст. 35 Закона о занятости, при наличии которых
выплата  пособия по безработице не производится. Среди них - отпуск по
беременности и родам (абз. 2 п. 4 ст. 35 Закона о занятости).
     Очевидно,   что   в   данном   случае  имеют  место  определенные
противоречия между положениями разных федеральных законов.
     Предоставление  отпуска по беременности и родам, в соответствии с
действующим   законодательством,   должно   сопровождаться   принятием
работодателем  соответствующего  решения на основании листка временной
нетрудоспособности.
     В    случае    же    выдачи    безработной    листка    временной
нетрудоспособности   в  связи  с  беременностью  и  родами  решение  о
предоставлении отпуска не принимается.
     Судебная  практика  идет по пути необходимости выплаты пособия по
безработице в период, указанный в листке нетрудоспособности.
     До  внесения  изменений  в  Закон  о занятости, по нашему мнению,
следует  руководствоваться ст. ст. 28 и 35 Закона о занятости с учетом
требований  законодательства,  регулирующего предоставление отпуска по
беременности и родам.

Начальник Управления
правового обеспечения
                                                           И.И.ШКЛОВЕЦ
28 декабря 2005 г.
N 2191-6-2