1. БАНК ЗАКЛЮЧИЛ СДЕЛКИ С ДВУМЯ ВЗАИМОСВЯЗАННЫМИ ОПЦИОНАМИ НА ОДИН БАЗИСНЫЙ АКТИВ (ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ РЕАЛЬНАЯ ПОСТАВКА АКЦИЙ): ПРИОБРЕЛ ОПЦИОН PUT - ПРАВО НА ПРОДАЖУ И ОДНОВРЕМЕННО ПРОДАЛ ОПЦИОН CALL - ПРАВО НА ПОКУПКУ. ОПЦИОН НА ПРОДАЖУ (PUT) ИМЕЕТ БОЛЕ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 30.07.10 03-03-06/2/135

  1. БАНК ЗАКЛЮЧИЛ СДЕЛКИ С ДВУМЯ ВЗАИМОСВЯЗАННЫМИ ОПЦИОНАМИ НА ОДИН
  БАЗИСНЫЙ АКТИВ (ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ РЕАЛЬНАЯ ПОСТАВКА АКЦИЙ): ПРИОБРЕЛ
  ОПЦИОН PUT - ПРАВО НА ПРОДАЖУ И ОДНОВРЕМЕННО ПРОДАЛ ОПЦИОН CALL -
                          ПРАВО НА ПОКУПКУ.
   ОПЦИОН НА ПРОДАЖУ (PUT) ИМЕЕТ БОЛЕЕ ПОЗДНЮЮ ДАТУ ИСПОЛНЕНИЯ, ЧЕМ
  ОПЦИОН НА ПОКУПКУ (CALL), И ПЕРЕСТАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НАСТУПЛЕНИИ
 ОДНОГО ИЗ ДВУХ СОБЫТИЙ: ИСПОЛНЕНИЕ ОПЦИОНА CALL ИЛИ ИСТЕЧЕНИЕ СРОКА
    ДЕЙСТВИЯ ОПЦИОНА. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОДНОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ДВУХ
                         ОПЦИОНОВ НЕВОЗМОЖНО.
 МОГУТ ЛИ ДАННЫЕ СДЕЛКИ КЛАССИФИЦИРОВАТЬСЯ В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
СДЕЛКАМИ С ОТСРОЧКОЙ ИСПОЛНЕНИЯ (В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ БАНКА ПОСТАВОЧНЫЕ
СДЕЛКИ КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ КАК СДЕЛКИ С ОТСРОЧКОЙ ИСПОЛНЕНИЯ) ЛИБО ТАКИЕ
              СДЕЛКИ КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ КАК СДЕЛКИ С ФИСС?
 ТАК КАК НА ВНЕБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ ОТРАЖЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ В ДОЛЛАРАХ США И
    ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПОСТАВКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ (НЕКОТИРУЕМЫЕ) ПО ДВУМ
   КОНТРАКТАМ, ТО БАНК ПОЛУЧАЕТ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ В ВИДЕ ПЕРЕОЦЕНКИ
  ТРЕБОВАНИЙ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ КУРСА ВАЛЮТ, УСТАНОВЛЕННОГО БАНКОМ РОССИИ.
   ПРАВОМЕРНО ЛИ УЧИТЫВАТЬ ПЕРЕОЦЕНКУ ТРЕБОВАНИЙ ПО ДВУМ КОНТРАКТАМ
                            ОДНОВРЕМЕННО?
  2. БАНКОМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ СДЕЛКИ - "CROSS-CURRENCY INTEREST-RATE SWAP"
                (CCIRS) - МЕЖВАЛЮТНЫЙ ПРОЦЕНТНЫЙ СВОП.
     СТОРОНА А В ПЕРВУЮ ДАТУ ВАЛЮТИРОВАНИЯ ПЕРЕЧИСЛЯЕТ СТОРОНЕ Б
ОПРЕДЕЛЕННУЮ СУММУ В ОДНОЙ ВАЛЮТЕ ПОД ФИКСИРОВАННУЮ (ПЛАВАЮЩУЮ) СТАВКУ
  И В ЭТУ ЖЕ ДАТУ ПОЛУЧАЕТ ОТ СТОРОНЫ Б ОПРЕДЕЛЕННУЮ СУММУ В ДРУГОЙ
             ВАЛЮТЕ ПОД ПЛАВАЮЩУЮ (ФИКСИРОВАННУЮ) СТАВКУ.
        ВО ВТОРУЮ ДАТУ ВАЛЮТИРОВАНИЯ ПРОИСХОДИТ ОБРАТНЫЙ ОБМЕН
ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАЖДАЯ СТОРОНА ПОЛУЧАЕТ ОБРАТНО ТУ ЖЕ
                            СУММУ ВАЛЮТЫ.
 ВЫПЛАТА ПРОЦЕНТОВ ПО УСЛОВИЯМ СДЕЛКИ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
       ЛИБО С ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ, ЛИБО В КОНЦЕ СРОКА.
В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ЭТИ ОПЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ НА БАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ
315, 316 "ПРОЧИЕ ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА" И 322, 323 "ПРОЧИЕ РАЗМЕЩЕННЫЕ
                              СРЕДСТВА".
 В КАКОМ ПОРЯДКЕ В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ БАНК ДОЛЖЕН ОТРАЖАТЬ ТАКИЕ
                               СДЕЛКИ:
- КАК ДВЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ И РАЗМЕЩЕНИЮ СРЕДСТВ (Т.Е.
        ОБМЕН ДЕПОЗИТАМИ) ПО АНАЛОГИИ С БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТОМ;
               - КАК СДЕЛКИ С ОТСРОЧКОЙ ИСПОЛНЕНИЯ ЛИБО
- ДАННЫЕ СДЕЛКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КЛАССИФИЦИРОВАНЫ ТОЛЬКО КАК ОПЕРАЦИИ ФИСС?
 ТАК КАК ДАННЫЕ СДЕЛКИ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ С ИНОСТРАННЫМИ КОНТРАГЕНТАМИ, ПРИ
ВЫПЛАТЕ ДОХОДА БАНК ВЫСТУПАЕТ КАК НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ. В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ
     СОГЛАШЕНИЙ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПОЛУЧАЕМЫЕ
  КОНТРАГЕНТОМ ДОХОДЫ ПО ТАКИМ СДЕЛКАМ БУДУТ ОТНОСИТЬСЯ К ПРОЦЕНТНЫМ
        (ДОХОД ОТ ДОЛГОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ) ЛИБО К ПРОЧИМ ДОХОДАМ?
 3. В СЛУЧАЕ ЕСЛИ У БАНКА НА КОНЕЦ 2009 Г. ИМЕЮТСЯ ПЕРЕХОДЯЩИЕ СДЕЛКИ
     ФИСС, В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ НЕОБХОДИМО УЧЕСТЬ
    ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ (ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ) КУРСОВЫЕ РАЗНИЦЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ НА
                        ВНЕБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ.
 КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА СУММ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ КУРСОВОЙ РАЗНИЦЫ, ВОЗНИКАЮЩЕЙ
ОТ ПЕРЕОЦЕНКИ ОПЕРАЦИЙ С ФИСС, НЕ ОБРАЩАЮЩИХСЯ НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ
ЦЕННЫХ БУМАГ: ИХ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ В ОСОБОМ ПОРЯДКЕ И ОТРАЖАТЬ В ЛИСТЕ
   05 ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ИЛИ ЖЕ ИХ СЛЕДУЕТ
                  УЧИТЫВАТЬ В ОБЩЕЙ НАЛОГОВОЙ БАЗЕ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           30 июля 2010 г.
                           N 03-03-06/2/135

                                 (Д)

     Департамент налоговой и  таможенно-тарифной  политики  рассмотрел
письмо по вопросу о порядке  налогообложения  прибыли  организаций  по
операциям  с  финансовыми  инструментами  срочных  сделок  и  сообщает
следующее.
     В соответствии с п.  1  ст.  301  Налогового  кодекса  Российской
Федерации (далее -  НК  РФ)  финансовым  инструментом  срочной  сделки
признается договор, являющийся производным финансовым  инструментом  в
соответствии с Федеральным законом "О рынке  ценных  бумаг".  Перечень
видов производных финансовых инструментов  (в  том  числе  форвардные,
фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты)  установлен  Приказом
ФСФР России от 04.03.2010 N 10-13/пз-н.
     При этом указанной статьей предусмотрено право  налогоплательщика
с учетом требований указанной  статьи  самостоятельно  квалифицировать
сделку, условия которой  предусматривают  поставку  базисного  актива,
признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных  сделок  либо
сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой  исполнения.  Критерии
отнесения  сделок,  предусматривающих  поставку  предмета  сделки  (за
исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми
инструментами срочных сделок должны быть определены налогоплательщиком
в учетной политике для целей налогообложения.
     Учитывая  изложенное,  сделки,  условиями  которых  предусмотрена
поставка предмета сделки, могут признаваться сделками, налоговая  база
по которым определяется в общем порядке (ст. 274 НК РФ), при  условии,
что учетной  политикой  налогоплательщика  для  целей  налогообложения
предусмотрен такой порядок.
     С 1 января 2010 г. ст. 326  НК  РФ  установлено,  что  требования
(обязательства) по сделкам, квалифицированным как сделки  на  поставку
предмета сделки с отсрочкой исполнения, не подлежат текущей переоценке
в связи с изменением рыночной цены, рыночной котировки, курса  валюты,
значений процентных ставок, фондовых  индексов  или  иных  показателей
базисного актива с учетом положений указанной статьи.
     2. Учитывая вышеуказанные положения ст. 301 НК РФ при  заключении
поставочной сделки валютный процентный своп,  налогоплательщик  вправе
рассматривать  такую  операцию  для  целей   налогообложения   прибыли
организаций как две отдельные операции  по  привлечению  и  размещению
денежных средств, при  условии,  что  учетной  политикой  предусмотрен
указанный порядок  и  с  учетом  фактических  обстоятельств  операции.
Проценты, начисляемые по размещенным и привлеченным средствам в  таком
случае, будут являться доходами (расходами) в виде процентов (п. 6 ст.
250, пп. 2 п. 1 ст. 265, ст. 269 НК РФ).
     3.  Особенности  определения  налоговой  базы  по   операциям   с
финансовыми инструментами срочных сделок, заключенным до 1 января 2010
г., установлены ст. 13 Федерального закона от 25.11.2009 N  281-ФЗ  "О
внесении  изменений  в  части  первую  и  вторую  Налогового   кодекса
Российской  Федерации  и  отдельные  законодательные  акты  Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 281-ФЗ).
     Пунктом 2 ст. 13 Федерального закона N 281-ФЗ предусмотрено,  что
при определении налоговой базы по налогу  на  прибыль  организаций  по
операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенным до 1
июля 2009 г., дата завершения которых наступает с 1  января  2010  г.,
применяются положения гл. 25 НК РФ, в том числе  в  части  переоценки,
действовавшие в 2009 г.  Убытки  по  таким  сделкам  признаются  после
завершения сделки с 1 января 2010 г. в порядке, установленном НК РФ (в
редакции, действующей с 1 января 2010 г.).
     В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального  закона  N  281-ФЗ  при
определении  налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль  организаций  по
операциям с  финансовыми  инструментами  срочных  сделок,  заключенным
после 1 июля 2009 г., дата завершения которых  наступает  с  1  января
2010 г., применяются положения гл. 25 НК  РФ,  в  том  числе  в  части
переоценки, действовавшие в 2009 г. Убытки по таким сделкам признаются
в порядке, действовавшем в 2009 г.
     Таким образом, разъяснение по вопросу о порядке учета убытков  по
указанным сделкам для целей  налогообложения  прибыли  организаций  не
может быть дано по причине отсутствия  в  письме  информации  о  датах
заключения сделок.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих  нормативные
предписания, не является нормативным правовым актом и не  препятствует
руководствоваться  нормами  законодательства  о  налогах  и  сборах  в
понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
30 июля 2010 г.
N 03-03-06/2/135