О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Решение. Организация Договора о коллективной безопасности. 18.06.04

             О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
          МЕХАНИЗМА МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
                 ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

                               РЕШЕНИЕ

           ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

                           18 июня 2004 г.


                                 (Д)


     Совет    коллективной   безопасности   Организации   Договора   о
коллективной безопасности,
     подтверждая заинтересованность государств-членов в обеспечении на
коллективной основе безопасности и стабильности в зоне ответственности
Организации Договора о коллективной безопасности (далее - Организация)
и сопредельных регионах,
     заявляя  далее о приверженности целям и принципам, закрепленным в
Уставе ООН, а также общепринятым нормам международного права,
     исходя  из важности повышения роли Организации в усилиях мирового
сообщества  по  предотвращению и урегулированию конфликтных ситуаций в
мире,
     учитывая   имеющиеся   у   Организации   и  ее  государств-членов
необходимый ресурс и опыт в проведении миротворческих операций,

                                решил:

     1.  Одобрить  представленную  Генеральным  секретарем Организации
Договора  о  коллективной безопасности (далее - Генеральный секретарь)
Концепцию  формирования  и  функционирования  механизма миротворческой
деятельности Организации Договора о коллективной безопасности;
     2.  С  учетом  изложенных  в Концепции соображений и рекомендаций
поручить  Постоянному  Совету  при Организации совместно с Генеральным
секретарем  и  начальником Объединенного штаба Организации подготовить
до   1   октября   2004   г.   пакет   документов  по  нормативному  и
организационному    оформлению    в   рамках   Организации   механизма
миротворческой  деятельности,  включая  упомянутые в Концепции проекты
Положений  и  решений,  и  представить  их  в установленном порядке на
рассмотрение Совета коллективной безопасности.

     Совершено  в  городе  Астане  18  июня  2004 г. в одном подлинном
экземпляре   на   русском   языке.   Подлинный  экземпляр  хранится  в
Секретариате Организации Договора о коллективной безопасности, который
направит каждому государству-члену Организации Договора о коллективной
безопасности его заверенную копию.

                                                             (Подписи)


                                                            Приложение

                                                              Одобрена
                                          Решением Совета коллективной
                                              безопасности Организации
                                               Договора о коллективной
                                                          безопасности
                                                  от 18 июня 2004 года

                              КОНЦЕПЦИЯ
              ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА
           МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА
                     О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     1.  В основу положена принципиальная линия государств-членов ОДКБ
на  обеспечение  коллективными  усилиями  региональной и международной
безопасности   в   соответствии   с   Уставом  ООН,  решениями  Совета
Безопасности ООН, общепризнанными нормами международного права.
     В  достижении  этих целей государства-члены и Организация в целом
предполагают   активное  участие  в  миротворческих  многокомпонентных
операциях под эгидой ООН, многонациональных и региональных операциях с
использованием  вооруженных  сил,  осуществляемых  по  решению  Совета
Безопасности   ООН,   принятому  в  соответствии  с  Уставом  ООН  для
устранения  угрозы  миру,  нарушений мира или акта агрессии. Возможные
обязательства  в  рамках  ОДКБ не сужают права государств-членов на их
участие в деятельности других международных организаций.
     2.    Государства-члены,   выстраивая   механизм   миротворческой
деятельности  ОДКБ,  считают  ее  принципиально  важным этапом раннего
обнаружения  и  своевременного предотвращения политическими средствами
назревающих военно-политических кризисов и военных конфликтов.
     3.   Государства-члены   исходят   из   того,   что   вероятность
возникновения   конфликтов   на  основе  политических,  экономических,
религиозно-этнических,  территориальных и других противоречий остается
высокой,  и  их  надежное  предотвращение  и мирное урегулирование без
применения   миротворческих   технологий   представляется  практически
невозможным.  Участие  государств-членов  в  миротворческих  процессах
имеет  ключевое значение для продвижения военно-политических позиций и
интересов  как  самих  государств,  так и ОДКБ в целом в международных
делах.
     4.   В   миротворческой   деятельности   государства-члены   ОДКБ
руководствуются   положениями   Устава   ООН,   нормами  и  принципами
международного и национального права.
     5.   Заявляя   о  своем  намерении  сформировать  в  рамках  ОДКБ
необходимый   миротворческий   потенциал,   государства-члены  считают
целесообразным   сосредоточить   эту  деятельность  на  таком  спектре
миротворческих  операций  как  операции по поддержанию мира (ОПМ) в их
традиционном   контексте,   проводимые   в   зонах,   имеющих   важное
стратегическое значение для государств-членов ОДКБ.
     При  выполнении своих функций персонал такого рода операций имеет
право  применять  оружие  в целях обеспечения безопасности и защиты от
любых  посягательств  на  его жизнь и здоровье в порядке осуществления
неотъемлемого  права  на самооборону: в случае попыток насильственного
отстранения  персонала  операций  от  выполнения  возложенных  на него
функций, для отражения явного вооруженного нападения террористических,
диверсионных групп и бандформирований, а также для их задержания и для
защиты  гражданского  населения  от насильственных посягательств на их
жизнь  и здоровье в зоне ответственности миротворческих сил, а также в
случаях  участия  в операциях ООН в соответствии с утвержденным СБ ООН
мандатом.
     6.    Операции    по    поддержанию    мира   предпринимаются   с
непосредственного    согласия    вовлеченных    в   конфликт   сторон,
осуществляются  в  духе  беспристрастности,  при  условии  обеспечения
безопасности   миротворческого   контингента,   их   нейтральности   и
открытости, признания полномочий местных властей.
     Участие  государств-членов в ОПМ носит исключительно добровольный
характер.
     7.  Операции  ОДКБ  по  поддержанию  мира  будут осуществляться в
строгом   соответствии  с  положениями  Устава  ООН.  При  этом  будет
осуществляться  предварительная  всесторонняя подготовительная работа.
На  всех  этапах  могут  быть  использованы опыт, специальные знания и
ресурсы   ООН  и  ОБСЕ,  других  международных  структур.  ОДКБ  может
обращаться  к  ним  с просьбой о предоставлении необходимых ресурсов в
целях  оказания  ей  поддержки  в  осуществлении своей деятельности по
поддержанию   мира.   Решения   на   этот   счет  принимаются  Советом
коллективной    безопасности   по   рекомендации   Советов   министров
иностранных дел и обороны.
     Действующий  председатель  Совета  коллективной безопасности ОДКБ
будет  незамедлительно  направлять  исчерпывающую  информацию  в Совет
Безопасности ООН о проводимых ОДКБ операциях по поддержанию мира.
     8.  В  своей  миротворческой деятельности ОДКБ будет опираться на
имеющиеся у государств-членов специально подготовленные миротворческие
контингенты.  Государства-члены,  изъявившие  готовность участвовать в
ОПМ,   обмениваются   информацией   о   численности  и  составе  своих
миротворческих  формирований,  имеющихся  у  них  вооружений и военной
техники,  а  также  примут  меры  к  их возможному доукомплектованию в
соответствии  с  заранее  согласованной  программой в целях достижения
необходимой    совместимости    и   взаимодополняемости   национальных
контингентов при проведении коллективных миротворческих операций.
     9.  Государства-члены  рассмотрят  возможность и целесообразность
формирования  Коллективных  миротворческих  сил  (КМС).  В  их  состав
войдут:
     - объединенное командование;
     - боевые части (подразделения);
     - группы военных наблюдателей;
     - группа экспертов;
     - подразделения полиции (милиции);
     - части   (подразделения)   боевого,   технического   и  тылового
обеспечения;
     - другие   органы   и  подразделения,  обеспечивающие  выполнение
поставленных задач.
     Имеется  в виду, что создаваемые в ОДКБ КМС могут быть развернуты
в зоне конфликта после принятия политического решения.
     Государства-члены    исходят    из    того,    что   национальные
миротворческие   подразделения  дислоцируются  на  своих  территориях,
проходят  подготовку  по единым программам, в т.ч. с учетом стандартов
НАТО,  оснащаются  едиными  образцами  вооружений и связи, подчиняются
национальному  руководству,  принимают участие в регулярных совместных
учениях.
     Численность  и состав КМС, круг возлагаемых на них задач, условия
их   развертывания   в   зоне   конфликта  и  порядок  выполнения  ими
миротворческих  операций  определяются  в  отдельном  Положении о КМС,
утвержденном Советом коллективной безопасности.
     10.  Для  проведения  мониторинга  военно-политической ситуации в
зоне       ответственности      ОДКБ      и      других      регионах,
информационно-аналитического  обеспечения ОПМ, подготовки предложений,
рекомендаций  и  проектов  решений  по  применению  КМС и их отдельных
элементов  создается  Оперативная  рабочая  группа  из должностных лиц
Секретариата и Объединенного штаба ОДКБ при участии членов Постоянного
Совета при Организации - Полномочных представителей государств-членов.
На  Оперативную группу возлагаются также организация рекогносцировки в
зоне   развертывания   КМС   и  подготовка  доклада  о  возможности  и
целесообразности проведения ОПМ, их объемах и сроках.
     Задачи  и  функции  Оперативной  рабочей  группы регламентируются
отдельным Положением, утверждаемым Советом коллективной безопасности.
     11.  В целях обеспечения боеготовности КМС, организации их учебы,
должной  подготовки  ОПМ и управления действиями миротворческих частей
(подразделений)   при   их   проведении  создается  Орган  управления,
подконтрольный органам ОДКБ. Его состав, задачи и функции определяются
отдельным Положением, утверждаемым Советом коллективной безопасности.
     12.     Государства-члены     поручат    своим    соответствующим
государственным  органам  разработать и внести в установленном порядке
на   рассмотрение  Совета  коллективной  безопасности  предложения  по
финансовым  аспектам  коллективного  миротворчества,  включая  порядок
распределения  затрат  на подготовку и проведение конкретных ОПМ между
государствами-членами.
     13.  Решение  о  проведении  операции  по  поддержанию  мира ОДКБ
принимается  Советом  коллективной  безопасности по предложению СМИД и
СМО    на   основании   решений   государств-членов,   принимаемых   в
установленном порядке.
     Совет  коллективной  безопасности  утверждает  далее  мандат ОПМ,
назначает  Командующего  КМС,  а  также  Главу  миротворческой миссии,
который  по  поручению  и  от  имени  Совета коллективной безопасности
осуществляет  политический  контроль  за выполнением ОПМ, в т.ч. путем
непосредственного участия в политическом урегулировании.
     С  согласия  Совета коллективной безопасности миротворческие силы
ОДКБ   могут  принимать  участие  в  операциях  по  поддержанию  мира,
осуществляющихся на основе соответствующей Резолюции СБ ООН.
     14.  Каждое государство-член, имеющее резервное соглашение с ООН,
имеет   право   на   неограниченное   участие   своих   миротворческих
контингентов  в  ОПМ  по мандату ООН или под эгидой ОБСЕ, информируя о
возможном своем участии Совет коллективной безопасности.
     В   то   же   время   ОДКБ   исходит  из  возможности  заключения
коллективного   резервного   соглашения   с  ООН  при  участии  в  нем
заинтересованных государств-членов. При этом учитывается уже имеющаяся
практика  ООН  и  закрепленное  в ряде документов ООН предпочтение для
участия  в ОПМ хорошо структурированных многонациональных формирований
с   необходимыми   силами   обеспечения,   созданных  действующими  на
коллективной  основе  государствами-членами.  Тем  самым облегчается и
стимулируется   использование   с   санкции  Совета  Безопасности  ООН
национальных  формирований в миротворческих операциях под флагом ООН и
ОБСЕ.
     15.    Государства-члены   предпримут   усилия   к   гармонизации
национального  законодательства  по  миротворчеству  в  соответствии с
принимаемым на этот счет решением Совета коллективной безопасности.