О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 18 июня 2004 г. (Д) Совет коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности, подтверждая заинтересованность государств-членов в обеспечении на коллективной основе безопасности и стабильности в зоне ответственности Организации Договора о коллективной безопасности (далее - Организация) и сопредельных регионах, заявляя далее о приверженности целям и принципам, закрепленным в Уставе ООН, а также общепринятым нормам международного права, исходя из важности повышения роли Организации в усилиях мирового сообщества по предотвращению и урегулированию конфликтных ситуаций в мире, учитывая имеющиеся у Организации и ее государств-членов необходимый ресурс и опыт в проведении миротворческих операций, решил: 1. Одобрить представленную Генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности (далее - Генеральный секретарь) Концепцию формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности; 2. С учетом изложенных в Концепции соображений и рекомендаций поручить Постоянному Совету при Организации совместно с Генеральным секретарем и начальником Объединенного штаба Организации подготовить до 1 октября 2004 г. пакет документов по нормативному и организационному оформлению в рамках Организации механизма миротворческой деятельности, включая упомянутые в Концепции проекты Положений и решений, и представить их в установленном порядке на рассмотрение Совета коллективной безопасности. Совершено в городе Астане 18 июня 2004 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Секретариате Организации Договора о коллективной безопасности, который направит каждому государству-члену Организации Договора о коллективной безопасности его заверенную копию. (Подписи) Приложение Одобрена Решением Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 18 июня 2004 года КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 1. В основу положена принципиальная линия государств-членов ОДКБ на обеспечение коллективными усилиями региональной и международной безопасности в соответствии с Уставом ООН, решениями Совета Безопасности ООН, общепризнанными нормами международного права. В достижении этих целей государства-члены и Организация в целом предполагают активное участие в миротворческих многокомпонентных операциях под эгидой ООН, многонациональных и региональных операциях с использованием вооруженных сил, осуществляемых по решению Совета Безопасности ООН, принятому в соответствии с Уставом ООН для устранения угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии. Возможные обязательства в рамках ОДКБ не сужают права государств-членов на их участие в деятельности других международных организаций. 2. Государства-члены, выстраивая механизм миротворческой деятельности ОДКБ, считают ее принципиально важным этапом раннего обнаружения и своевременного предотвращения политическими средствами назревающих военно-политических кризисов и военных конфликтов. 3. Государства-члены исходят из того, что вероятность возникновения конфликтов на основе политических, экономических, религиозно-этнических, территориальных и других противоречий остается высокой, и их надежное предотвращение и мирное урегулирование без применения миротворческих технологий представляется практически невозможным. Участие государств-членов в миротворческих процессах имеет ключевое значение для продвижения военно-политических позиций и интересов как самих государств, так и ОДКБ в целом в международных делах. 4. В миротворческой деятельности государства-члены ОДКБ руководствуются положениями Устава ООН, нормами и принципами международного и национального права. 5. Заявляя о своем намерении сформировать в рамках ОДКБ необходимый миротворческий потенциал, государства-члены считают целесообразным сосредоточить эту деятельность на таком спектре миротворческих операций как операции по поддержанию мира (ОПМ) в их традиционном контексте, проводимые в зонах, имеющих важное стратегическое значение для государств-членов ОДКБ. При выполнении своих функций персонал такого рода операций имеет право применять оружие в целях обеспечения безопасности и защиты от любых посягательств на его жизнь и здоровье в порядке осуществления неотъемлемого права на самооборону: в случае попыток насильственного отстранения персонала операций от выполнения возложенных на него функций, для отражения явного вооруженного нападения террористических, диверсионных групп и бандформирований, а также для их задержания и для защиты гражданского населения от насильственных посягательств на их жизнь и здоровье в зоне ответственности миротворческих сил, а также в случаях участия в операциях ООН в соответствии с утвержденным СБ ООН мандатом. 6. Операции по поддержанию мира предпринимаются с непосредственного согласия вовлеченных в конфликт сторон, осуществляются в духе беспристрастности, при условии обеспечения безопасности миротворческого контингента, их нейтральности и открытости, признания полномочий местных властей. Участие государств-членов в ОПМ носит исключительно добровольный характер. 7. Операции ОДКБ по поддержанию мира будут осуществляться в строгом соответствии с положениями Устава ООН. При этом будет осуществляться предварительная всесторонняя подготовительная работа. На всех этапах могут быть использованы опыт, специальные знания и ресурсы ООН и ОБСЕ, других международных структур. ОДКБ может обращаться к ним с просьбой о предоставлении необходимых ресурсов в целях оказания ей поддержки в осуществлении своей деятельности по поддержанию мира. Решения на этот счет принимаются Советом коллективной безопасности по рекомендации Советов министров иностранных дел и обороны. Действующий председатель Совета коллективной безопасности ОДКБ будет незамедлительно направлять исчерпывающую информацию в Совет Безопасности ООН о проводимых ОДКБ операциях по поддержанию мира. 8. В своей миротворческой деятельности ОДКБ будет опираться на имеющиеся у государств-членов специально подготовленные миротворческие контингенты. Государства-члены, изъявившие готовность участвовать в ОПМ, обмениваются информацией о численности и составе своих миротворческих формирований, имеющихся у них вооружений и военной техники, а также примут меры к их возможному доукомплектованию в соответствии с заранее согласованной программой в целях достижения необходимой совместимости и взаимодополняемости национальных контингентов при проведении коллективных миротворческих операций. 9. Государства-члены рассмотрят возможность и целесообразность формирования Коллективных миротворческих сил (КМС). В их состав войдут: - объединенное командование; - боевые части (подразделения); - группы военных наблюдателей; - группа экспертов; - подразделения полиции (милиции); - части (подразделения) боевого, технического и тылового обеспечения; - другие органы и подразделения, обеспечивающие выполнение поставленных задач. Имеется в виду, что создаваемые в ОДКБ КМС могут быть развернуты в зоне конфликта после принятия политического решения. Государства-члены исходят из того, что национальные миротворческие подразделения дислоцируются на своих территориях, проходят подготовку по единым программам, в т.ч. с учетом стандартов НАТО, оснащаются едиными образцами вооружений и связи, подчиняются национальному руководству, принимают участие в регулярных совместных учениях. Численность и состав КМС, круг возлагаемых на них задач, условия их развертывания в зоне конфликта и порядок выполнения ими миротворческих операций определяются в отдельном Положении о КМС, утвержденном Советом коллективной безопасности. 10. Для проведения мониторинга военно-политической ситуации в зоне ответственности ОДКБ и других регионах, информационно-аналитического обеспечения ОПМ, подготовки предложений, рекомендаций и проектов решений по применению КМС и их отдельных элементов создается Оперативная рабочая группа из должностных лиц Секретариата и Объединенного штаба ОДКБ при участии членов Постоянного Совета при Организации - Полномочных представителей государств-членов. На Оперативную группу возлагаются также организация рекогносцировки в зоне развертывания КМС и подготовка доклада о возможности и целесообразности проведения ОПМ, их объемах и сроках. Задачи и функции Оперативной рабочей группы регламентируются отдельным Положением, утверждаемым Советом коллективной безопасности. 11. В целях обеспечения боеготовности КМС, организации их учебы, должной подготовки ОПМ и управления действиями миротворческих частей (подразделений) при их проведении создается Орган управления, подконтрольный органам ОДКБ. Его состав, задачи и функции определяются отдельным Положением, утверждаемым Советом коллективной безопасности. 12. Государства-члены поручат своим соответствующим государственным органам разработать и внести в установленном порядке на рассмотрение Совета коллективной безопасности предложения по финансовым аспектам коллективного миротворчества, включая порядок распределения затрат на подготовку и проведение конкретных ОПМ между государствами-членами. 13. Решение о проведении операции по поддержанию мира ОДКБ принимается Советом коллективной безопасности по предложению СМИД и СМО на основании решений государств-членов, принимаемых в установленном порядке. Совет коллективной безопасности утверждает далее мандат ОПМ, назначает Командующего КМС, а также Главу миротворческой миссии, который по поручению и от имени Совета коллективной безопасности осуществляет политический контроль за выполнением ОПМ, в т.ч. путем непосредственного участия в политическом урегулировании. С согласия Совета коллективной безопасности миротворческие силы ОДКБ могут принимать участие в операциях по поддержанию мира, осуществляющихся на основе соответствующей Резолюции СБ ООН. 14. Каждое государство-член, имеющее резервное соглашение с ООН, имеет право на неограниченное участие своих миротворческих контингентов в ОПМ по мандату ООН или под эгидой ОБСЕ, информируя о возможном своем участии Совет коллективной безопасности. В то же время ОДКБ исходит из возможности заключения коллективного резервного соглашения с ООН при участии в нем заинтересованных государств-членов. При этом учитывается уже имеющаяся практика ООН и закрепленное в ряде документов ООН предпочтение для участия в ОПМ хорошо структурированных многонациональных формирований с необходимыми силами обеспечения, созданных действующими на коллективной основе государствами-членами. Тем самым облегчается и стимулируется использование с санкции Совета Безопасности ООН национальных формирований в миротворческих операциях под флагом ООН и ОБСЕ. 15. Государства-члены предпримут усилия к гармонизации национального законодательства по миротворчеству в соответствии с принимаемым на этот счет решением Совета коллективной безопасности. |