О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ НАЛОГОМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗАНЯТЫХ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТОВАРИЩЕСТВАМИ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ И ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫМИ КООПЕРАТИВАМИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 08.06.10 03-05-04-02/59

             О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ НАЛОГОМ
         ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗАНЯТЫХ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ,
          ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТОВАРИЩЕСТВАМИ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ И
                 ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫМИ КООПЕРАТИВАМИ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            8 июня 2010 г.
                           N 03-05-04-02/59

                             (НАБ 10-15)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной  политики  <...>  о
налогообложении  земельных  участков, занятых многоквартирными домами,
используемых    товариществами    собственников    жилья    (ТСЖ)    и
жилищно-строительными кооперативами (ЖСК), сообщает.
     Согласно  ст.  388 гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ
(далее  -  Кодекс)  налогоплательщиками  земельного  налога признаются
организации   и  физические  лица,  обладающие  земельными  участками,
признаваемыми  объектом  налогообложения  в  соответствии  со  ст. 389
Кодекса,  на  праве  собственности,  праве  постоянного  (бессрочного)
пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     Статьей  36 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) установлено, что
собственникам  помещений  в  многоквартирном доме принадлежит на праве
общей  долевой  собственности  общее имущество в многоквартирном доме,
включая земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
     Кроме  того,  в  соответствии  со  ст.  16 Федерального закона от
29.12.2004   N   189-ФЗ  "О  введении  в  действие  Жилищного  кодекса
Российской  Федерации"  (далее  - Вводный закон) земельный участок, на
котором  расположены  многоквартирный  дом  и  иные  входящие в состав
такого  дома  объекты  недвижимого  имущества,  который сформирован до
введения   в   действие   ЖК   РФ  и  в  отношении  которого  проведен
государственный  кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую
собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
     Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в
п.  п.  66  - 67 совместного Постановления от 29.04.2010 N 10, N 22 "О
некоторых  вопросах  возникающих  в  судебной  практике при разрешении
споров,  связанных с защитой права собственности и других вещных прав"
(далее  -  Постановление)  определили, что, если земельный участок под
многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в
отношении  него проведен государственный кадастровый учет, право общей
долевой   собственности   на   него   у   собственников   помещений  в
многоквартирном  доме  считается  возникшим  в  силу  закона с момента
введения в действие ЖК РФ (ч. 2 ст. 16 Вводного закона).
     Кроме  того, если земельный участок под многоквартирным домом был
сформирован  после  введения  в  действие  ЖК  РФ  и  в отношении него
проведен   государственный   кадастровый  учет,  право  общей  долевой
собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме
возникает   в   силу  закона  с  момента  проведения  государственного
кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).
     В  Постановлении  указано  на  то,  что  в  силу  ч. 2 и 5 ст. 16
Вводного  закона земельный участок под многоквартирным домом переходит
в  общую  долевую  собственность  собственников помещений в таком доме
бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей
долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме
не требуется.
     Судами   также   разъяснено,   что   если  земельный  участок  не
сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый
учет,  земля  под  многоквартирным  домом  находится  в  собственности
соответствующего публично-правового образования.
     Следовательно,  собственники  помещений  в  многоквартирном доме,
которым  принадлежит  на  праве  общей долевой собственности земельный
участок  в  силу  законодательства  Российской  Федерации,  признаются
налогоплательщиками    земельного    налога    с    даты    проведения
государственного кадастрового учета.
     В  отношении  ТСЖ  и ЖСК отмечаем, что п. 1 Постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 54 (далее - Постановление
ВАС  РФ  N  54) определено, что в силу п. 1 ст. 131 ГК РФ и п. 1 ст. 2
Федерального   закона   от  21.07.1997  N  122-ФЗ  "О  государственной
регистрации  прав  на  недвижимое  имущество  и сделок с ним" (далее -
Федеральный  закон  N  122-ФЗ)  государственная  регистрация  является
единственным  доказательством  существования зарегистрированного права
на  земельный  участок,  в  связи  с чем налогоплательщиком земельного
налога  признается  правообладатель.  Обязанность уплачивать земельный
налог возникает с момента записи в Едином государственном реестре прав
(ЕГРП) и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица
на соответствующий земельный участок.
     Кроме  того,  п.  4  Постановления  ВАС  РФ  N 54 определено, что
налогоплательщиком  признается  также  лицо,  чье право собственности,
право  постоянного  (бессрочного)  пользования  или право пожизненного
наследуемого   владения  на  земельный  участок  удостоверяется  актом
(свидетельством  или другими документами) о праве этого лица на данный
земельный  участок,  выданным до введения Федерального закона N 122-ФЗ
уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном
законодательством,  действовавшим  в  месте и на момент издания такого
акта.
     При  этом п. 6 Постановления ВАС РФ N 54 также указано на то, что
при  разрешении  вопроса  о  том, кто является плательщиком земельного
налога   в   отношении   земельного  участка,  на  котором  расположен
многоквартирный  дом,  - собственники жилых и нежилых помещений в этом
доме   или   товарищество   собственников   жилья,  арбитражным  судам
необходимо  учитывать,  что  факт  создания товарищества собственников
жилья  сам  по себе не означает, что названное товарищество становится
плательщиком  земельного  налога  вместо собственников жилых и нежилых
помещений в данном доме.
     Следовательно,   в   приведенном   случае  выданные  организациям
временные   свидетельства   о   землепользовании   в   соответствии  с
распоряжением   органа   исполнительной   власти  субъекта  Российской
Федерации,  в котором прямо указано на то, что данные свидетельства не
являются  документами,  удостоверяющими права на земельные участки, не
могут  являться  основанием  для  привлечения юридических лиц к уплате
земельного налога в соответствии с гл. 31 "Земельный налог" Кодекса.
     Таким  образом,  если  ТСЖ  и  ЖСК, зарегистрированные в качестве
юридических  лиц,  не  являются  правообладателями земельных участков,
занятых   многоквартирными   домами   (т.е.   не  имеют  документов  о
соответствующем  праве  на  землю),  то  данные  организации  не могут
признаваться   налогоплательщиками   земельного   налога   по  гл.  31
"Земельный  налог"  Кодекса.  Если  товарищество (кооператив) является
правообладателем   отдельных   жилых   и  (или)  нежилых  помещений  в
многоквартирном доме, то земельный налог уплачивается правообладателем
в  установленном  ст.  392  Кодекса порядке пропорционально его доле в
общей долевой собственности.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
8 июня 2010 г.
N 03-05-04-02/59