О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ П. 9 СТ. 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 19.07.2009 N 205-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 23 августа 2010 г. N Д06-2786 (Д) Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о толковании п. 9 ст. 15 Федерального закона N 205-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 205-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности, в том числе в области развития предпринимательской деятельности, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства). Согласно Положению Министерство не уполномочено давать официальные разъяснения нормативных правовых актов, за исключением изданных Минэкономразвития России, в связи с чем Департамент корпоративного управления вправе лишь высказать позицию по изложенным в обращении вопросам, которая не является обязательной для правоприменителя. Положениями Закона N 205-ФЗ вводятся в том числе новые правила, предусматривающие сокращение сроков давности при оспаривании корпоративных актов (решений общих собраний акционеров, участников, членов кооперативов, решений советов директоров, коллегиальных исполнительных органов и др.), актов регистрирующего органа, связанных с эмиссией ценных бумаг (решений о государственной регистрации выпуска, отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг и др.), а также не допускающие возможность их восстановления, за исключением случая, когда лицо не подавало соответствующее заявление под влиянием насилия или угрозы. Согласно п. 9 ст. 15 Закона N 205-ФЗ положения о сокращенных сроках на предъявление в суд соответствующих требований и порядке их исчисления применяются к тем требованиям, право на предъявление которых возникло со дня вступления в силу указанного Федерального закона. В случаях же когда требования возникли до даты вступления в силу Закона N 205-ФЗ, новые правила о сроках применяются, если период между днем вступления в силу указанного Закона и истечением срока, предусмотренного ранее действовавшим законодательством, превышает срок, предусмотренный новыми правилами о сроках. В таком случае новые сроки исчисляются со дня вступления в силу Закона N 205-ФЗ. Для целей определения периода между днем вступления в силу рассматриваемого Закона и истечением срока, предусмотренного ранее действовавшим законодательством, в обращении ставится вопрос о необходимости определения даты истечения такого срока - истекает ли указанный давностный срок до вступления в силу Закона N 205-ФЗ или же после вступления его в силу. По вашему мнению, формулировки рассматриваемого Закона в части определения даты истечения давностного срока, предусмотренного ранее действовавшим законодательством, допускают двойственное толкование, с чем нельзя согласиться. Исходя из системного толкования нормоположений Закона N 205-ФЗ и гл. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом целей указанного Закона, можно утверждать, что положения п. 9 ст. 15 Закона N 205-ФЗ не распространяются на те случаи, когда к моменту его вступления в силу давностный срок для оспаривания соответствующих актов, решений, сделок уже истек. Иное толкование п. 9 ст. 15 Закона N 205-ФЗ означало бы по сути безусловное "восстановление" уже истекших сроков вступившим в силу федеральным законом в ущерб интересам отдельных участников гражданского оборота. Заместитель директора Департамента корпоративного управления Д.В.СКРИПИЧНИКОВ 23 августа 2010 г. N Д06-2786 |