О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НДС В ОТНОШЕНИИ ПРЕДПРОЕКТНЫХ И ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ, А ТАКЖЕ ИНЖИНИРИНГОВЫХ УСЛУГ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПО КОНТРАКТАМ С РОССИЙСКИМИ ПОСОЛЬСТВАМИ, ГЕНЕРАЛЬНЫМИ КОНСУЛЬСТВАМИ, ПОСТОЯННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАМИ ПРИ ООН, НАТО, ЕС И Т.Д. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 21 января 2010 г. N 03-07-08/14 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении предпроектных и проектно-изыскательских, а также инжиниринговых услуг, выполняемых российской организацией по контрактам с российскими посольствами, генеральными консульствами, постоянными представительствами при ООН, НАТО, ЕС и т.д., и сообщает следующее. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса. Так, в соответствии с пп. 4 п. 1 указанной ст. 148 Кодекса местом реализации инжиниринговых услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом к инжиниринговым услугам относятся в том числе предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). Указанным пп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса предусмотрено, что местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство). Пунктом 1 Положения о Посольстве Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28.10.1996 N 1497, установлено, что Посольство Российской Федерации является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в государстве пребывания, и входит в систему Министерства иностранных дел Российской Федерации. Согласно п. 3 Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 865, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях входят в систему Министерства иностранных дел Российской Федерации. Таким образом, местом реализации инжиниринговых услуг, выполняемых российской организацией по контрактам с российскими посольствами, генеральными консульствами, постоянными представительствами при ООН, НАТО, ЕС и т.д., по нашему мнению, признается территория Российской Федерации и, соответственно, указанные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации. Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 21 января 2010 г. N 03-07-08/14 |