ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 29 марта 2010 г. N Д06-956 (Д) Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу установления кадастровой стоимости в зависимости от рыночной стоимости и сообщает следующее. Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя. В соответствии с п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке. В соответствии с ч. 2 и 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случае обнаружения органом кадастрового учета технической или кадастровой ошибки в сведениях или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 13.04.2009 N 125, указанные ошибки подлежат исправлению на основании решения органа кадастрового учета либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении таких ошибок. Если выявленная ошибка влечет за собой необходимость пересмотра его кадастровой стоимости, то в соответствии с п. 1 Правил оценка земельного участка может быть проведена оценщиком. Также отмечаем, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Анализируя судебную практику по применению указанной нормы, можно отметить следующее. Например, ФАС Волго-Вятского округа по заявлению индивидуального предпринимателя о признании незаконным отказа федерального государственного учреждения в определении кадастровой стоимости земельного участка в процентном отношении к его рыночной стоимости Постановлением от 14.01.2008 по делу N А43-1391/2007-38-54 установил, что в рассматриваемом случае рыночная стоимость не может быть применена для определения кадастровой стоимости, поскольку нормативные акты в развитие положений п. 3 ст. 66 Земельного кодекса не приняты и в законодательстве Российской Федерации не определен процент, который составляет кадастровая стоимость от рыночной. Такие же решения были вынесены Постановлениями ФАС Северо-Западного округа от 30.08.2007 по делу N А21-7049/2006, ФАС Северо-Кавказского округа от 18.02.2008 N Ф08-416/08-129А по делу N А32-6350/2007-11/190 и от 16.04.2009 по делу N А32-3251/2008-58/54. В то же время Арбитражный суд Краснодарского края, отказывая в удовлетворении заявления по делу N А32-10156/2007-33/210, исходил из невозможности применения рыночной стоимости земли при определении размеров удельных показателей ее кадастровой стоимости, поскольку каких-либо нормативных актов в развитие п. 3 ст. 66 Кодекса не принято, в действующем законодательстве не определено процентное отношение кадастровой стоимости земельного участка к его рыночной стоимости, а заявитель не указал, каким нормативным актом установлено абсолютное тождество кадастровой и рыночной стоимости. Впоследствии в своем решении ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.2008 N Ф08-992/08 по делу N А32-10156/2007-33/210 отметил, что в соответствии с п. 3 ст. 66 Кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Данная норма, по мнению суда, не является отсылочной и имеет непосредственное действие. Таким образом, Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.2008 N Ф08-992/08 по делу N А32-10156/2007-33/210 отменено решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2007 по данному делу и дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. ФАС Западно-Сибирского округа Постановлением от 14.08.2008 N Ф04-4981/2008(9836-А45-23) по делу N А45-18919/2006-16/479 удовлетворил иск о признании недействительным постановления об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений, отклонив довод управления о невозможности применения п. 3 ст. 66 Кодекса в связи с отсутствием нормативно-правового акта, устанавливающего процент от рыночной стоимости, поскольку п. 3 указанной нормы права не отменен, отсылочным не является, имеет прямое действие на территории Российской Федерации. Таким образом, исходя из судебной практики правоприменение п. 3 ст. 66 Кодекса на сегодняшний день неоднозначно. Также следует отметить, что в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона N 445126-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект), принятый в первом чтении. Законопроектом предусматривается, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости лицами, права и обязанности которых затрагивают результаты кадастровой стоимости. Также Законопроектом предусматривается, что основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: - ошибочность сведений об объекте недвижимости, использовавшихся при определении его кадастровой стоимости; - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на календарную дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. В соответствии с Законопроектом при рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости, в случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости в отчете об оценке, комиссия принимает решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Кроме того, поправки Правительства Российской Федерации от 22.03.2010 N 1245п-П13 к Законопроекту предусматривают в том числе изложение п. 3 ст. 66 Кодекса в следующей редакции: "3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости". Указанная редакция позволит устранить неоднозначность толкования указанной нормы в действующем законодательстве. Дополнительно сообщаем, что в соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. В свою очередь, согласно ст. 387 Кодекса земельный налог (далее - налог) устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Таким образом, величина налоговой нагрузки определяется налоговой ставкой, устанавливаемой органами муниципальных образований. Следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 3 Кодекса при установлении налога учитывается также фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Заместитель директора Департамента корпоративного управления Д.В.СКРИПИЧНИКОВ 29 марта 2010 г. N Д06-956 |