ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА.. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 29.03.10 Д06-956

        ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
           РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО
                               НАЛОГА.

                                ПИСЬМО
    
               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                           29 марта 2010 г. 
                              N Д06-956

                                 (Д)
                                   
    
     Департамент  корпоративного  управления  Минэкономразвития России
(далее  -  Департамент)  рассмотрел  обращение по вопросу установления
кадастровой  стоимости  в зависимости от рыночной стоимости и сообщает
следующее.
     Согласно   Положению   о   Министерстве  экономического  развития
Российской   Федерации,   утвержденному  Постановлением  Правительства
Российской  Федерации  от  05.06.2008  N 437, Минэкономразвития России
является  федеральным  органом  исполнительной  власти, осуществляющим
функции  по  выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию,   в   том  числе  в  сфере  оценочной  деятельности.  В
компетенцию  Минэкономразвития  России не входит разъяснение положений
действующего  законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь
высказать  свое  мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не
является обязательным для правоприменителя.
     В   соответствии   с  п.  12  Правил  проведения  государственной
кадастровой  оценки  земель, утвержденных Постановлением Правительства
Российской  Федерации  от  08.04.2000  N 316 (далее - Правила), споры,
возникающие  при проведении государственной кадастровой оценки земель,
рассматриваются в судебном порядке.
     В  соответствии  с  ч.  2  и  5  ст.  28  Федерального  закона от
24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случае
обнаружения  органом  кадастрового  учета  технической или кадастровой
ошибки  в  сведениях  или  поступления  в  орган кадастрового учета от
любого  лица  заявления  о такой ошибке в форме, утвержденной Приказом
Минэкономразвития   России  от  13.04.2009  N  125,  указанные  ошибки
подлежат  исправлению  на  основании решения органа кадастрового учета
либо  на  основании  вступившего  в  законную  силу  решения  суда  об
исправлении таких ошибок.
     Если  выявленная  ошибка влечет за собой необходимость пересмотра
его  кадастровой  стоимости,  то  в  соответствии с п. 1 Правил оценка
земельного участка может быть проведена оценщиком.
     Также  отмечаем, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона
от  29.07.1998  N  135-ФЗ  "Об  оценочной  деятельности  в  Российской
Федерации"  в  случае  наличия спора о достоверности величины рыночной
или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе
и  в  связи  с  имеющимся  иным  отчетом  об  оценке этого же объекта,
указанный  спор  подлежит  рассмотрению  судом,  арбитражным  судом  в
соответствии  с установленной подведомственностью, третейским судом по
соглашению  сторон  спора  или  договора  или в порядке, установленном
законодательством   Российской   Федерации,   регулирующим   оценочную
деятельность.
     В  соответствии  с  п.  3  ст.  66  Земельного кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс) в случаях определения рыночной стоимости
земельного    участка   кадастровая   стоимость   земельного   участка
устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
     Анализируя судебную практику по применению указанной нормы, можно
отметить следующее.
     Например,  ФАС Волго-Вятского округа по заявлению индивидуального
предпринимателя    о    признании   незаконным   отказа   федерального
государственного   учреждения   в  определении  кадастровой  стоимости
земельного  участка  в  процентном  отношении к его рыночной стоимости
Постановлением  от 14.01.2008 по делу N А43-1391/2007-38-54 установил,
что   в  рассматриваемом  случае  рыночная  стоимость  не  может  быть
применена для определения кадастровой стоимости, поскольку нормативные
акты  в развитие положений п. 3 ст. 66 Земельного кодекса не приняты и
в  законодательстве Российской Федерации не определен процент, который
составляет кадастровая стоимость от рыночной.
     Такие    же    решения    были   вынесены   Постановлениями   ФАС
Северо-Западного  округа  от  30.08.2007  по делу N А21-7049/2006, ФАС
Северо-Кавказского  округа  от  18.02.2008 N Ф08-416/08-129А по делу N
А32-6350/2007-11/190 и от 16.04.2009 по делу N А32-3251/2008-58/54.
     В  то  же  время Арбитражный суд Краснодарского края, отказывая в
удовлетворении  заявления  по делу N А32-10156/2007-33/210, исходил из
невозможности  применения  рыночной  стоимости  земли  при определении
размеров  удельных  показателей  ее  кадастровой  стоимости, поскольку
каких-либо  нормативных  актов  в  развитие  п.  3  ст.  66 Кодекса не
принято,  в  действующем  законодательстве  не  определено  процентное
отношение  кадастровой  стоимости  земельного  участка  к его рыночной
стоимости,  а заявитель не указал, каким нормативным актом установлено
абсолютное тождество кадастровой и рыночной стоимости.
     Впоследствии  в  своем  решении  ФАС Северо-Кавказского округа от
11.03.2008 N Ф08-992/08 по делу N А32-10156/2007-33/210 отметил, что в
соответствии  с  п.  3  ст.  66 Кодекса в случаях определения рыночной
стоимости  земельного участка кадастровая стоимость земельного участка
устанавливается  в  процентах от его рыночной стоимости. Данная норма,
по  мнению  суда,  не  является  отсылочной  и  имеет непосредственное
действие.
     Таким  образом,  Постановлением  ФАС Северо-Кавказского округа от
11.03.2008  N  Ф08-992/08  по  делу  N  А32-10156/2007-33/210 отменено
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2007 по данному
делу  и дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой
инстанции.
     ФАС  Западно-Сибирского  округа  Постановлением  от  14.08.2008 N
Ф04-4981/2008(9836-А45-23)    по    делу    N    А45-18919/2006-16/479
удовлетворил   иск   о  признании  недействительным  постановления  об
утверждении  результатов  государственной  кадастровой  оценки  земель
поселений,  отклонив  довод управления о невозможности применения п. 3
ст.  66  Кодекса  в  связи  с  отсутствием  нормативно-правового акта,
устанавливающего   процент  от  рыночной  стоимости,  поскольку  п.  3
указанной нормы права не отменен, отсылочным не является, имеет прямое
действие на территории Российской Федерации.
     Таким  образом,  исходя из судебной практики правоприменение п. 3
ст. 66 Кодекса на сегодняшний день неоднозначно.
     Также  следует  отметить, что в настоящее время в Государственной
Думе  Федерального  Собрания  Российской  Федерации  находится  проект
федерального  закона  N  445126-4  "О внесении изменений в Федеральный
закон  "Об  оценочной  деятельности  в  Российской Федерации" и другие
законодательные  акты  Российской  Федерации"  (далее - Законопроект),
принятый в первом чтении.
     Законопроектом   предусматривается,  что  результаты  определения
кадастровой  стоимости  могут  быть  оспорены  в  суд  или комиссию по
рассмотрению  споров  о  результатах определения кадастровой стоимости
лицами, права и обязанности которых затрагивают результаты кадастровой
стоимости.
     Также   Законопроектом  предусматривается,  что  основаниями  для
пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
     -  ошибочность сведений об объекте недвижимости, использовавшихся
при определении его кадастровой стоимости;
     -  установление  в  отношении  объекта  недвижимости его рыночной
стоимости   на   календарную   дату,  по  состоянию  на  которую  была
установлена его кадастровая стоимость.
     В   соответствии  с  Законопроектом  при  рассмотрении  споров  о
результатах определения кадастровой стоимости, в случае если заявление
о   пересмотре   кадастровой   стоимости   было  подано  по  основанию
установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости в
отчете   об   оценке,   комиссия  принимает  решение  об  установлении
кадастровой  стоимости  объекта  недвижимости  в  размере его рыночной
стоимости.
     Кроме   того,  поправки  Правительства  Российской  Федерации  от
22.03.2010  N  1245п-П13  к  Законопроекту предусматривают в том числе
изложение п. 3 ст. 66 Кодекса в следующей редакции:
     "3.  В  случаях определения рыночной стоимости земельного участка
кадастровая  стоимость  земельного  участка устанавливается равной его
рыночной стоимости".
     Указанная  редакция позволит устранить неоднозначность толкования
указанной нормы в действующем законодательстве.
     Дополнительно  сообщаем,  что  в  соответствии  с  п.  1  ст. 390
Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (далее - Кодекс) налоговая
база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
     В свою очередь, согласно ст. 387 Кодекса земельный налог (далее -
налог)   устанавливается  Кодексом  и  нормативными  правовыми  актами
представительных   органов   муниципальных   образований,  вводится  в
действие   и  прекращает  действовать  в  соответствии  с  Кодексом  и
нормативными  правовыми  актами представительных органов муниципальных
образований  и  обязателен  к уплате на территориях этих муниципальных
образований.
     Устанавливая   налог,   представительные   органы   муниципальных
образований  определяют  налоговые  ставки  в  пределах, установленных
Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
     При    установлении    налога   нормативными   правовыми   актами
представительных   органов   муниципальных   образований  могут  также
устанавливаться  налоговые  льготы, основания и порядок их применения,
включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных
категорий налогоплательщиков.
     Таким образом, величина налоговой нагрузки определяется налоговой
ставкой, устанавливаемой органами муниципальных образований.
     Следует  отметить,  что  в  соответствии с п. 1 ст. 3 Кодекса при
установлении   налога   учитывается   также   фактическая  способность
налогоплательщика к уплате налога.
    
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
                                                      Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
29 марта 2010 г. 
N Д06-956