ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЧАСТНЫХ СЕРВИТУТОВ В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА.. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 29.03.10 Д23-1048

                  ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЧАСТНЫХ СЕРВИТУТОВ 
                  В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА.

                                ПИСЬМО
    
               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                           29 марта 2010 г. 
                              N Д23-1048

                                 (Д)
                                   
    
     Департамент   недвижимости  Минэкономразвития  России  рассмотрел
обращение  по  вопросу  установления  частных  сервитутов  в отношении
земель лесного фонда и в пределах свой компетенции сообщает следующее.
     В  соответствии  со  ст.  9  Лесного кодекса Российской Федерации
право  ограниченного  пользования  чужими лесными участками (сервитут)
возникает   и   прекращается   по  основаниям  и  в  порядке,  которые
предусмотрены    гражданским    законодательством,   законодательством
Российской   Федерации   о   концессионных   соглашениях  и  земельным
законодательством.
     Исходя  из положений п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса Российской
Федерации   соглашение   об  обременении  земельного  участка  частным
сервитутом   может   заключать  исключительно  его  собственник,  иные
правообладатели земельного участка (землепользователи, землевладельцы,
арендаторы и т.п.) таким правом не наделены.
     Необходимо  отметить,  что  в  соответствии  с  п.  2 ч. 1 ст. 83
Лесного  кодекса  Российской  Федерации субъектам Российской Федерации
переданы   широкие   полномочия   по  распоряжению  лесными  участками
(предоставление  в  пределах  земель  лесного  фонда лесных участков в
постоянное  (бессрочное)  пользование,  аренду,  безвозмездное срочное
пользование,   а   также  заключение  договоров  купли-продажи  лесных
насаждений,  в  том  числе  организация  и  проведение соответствующих
аукционов).  В  то  же  время  полномочия  по заключению соглашений об
установлении  частных сервитутов за субъектами Российской Федерации не
закреплены,     что     вызывает     значительные     затруднения    в
правоприменительной практике.
     Основанием   возникновения  частного  сервитута  по  Гражданскому
кодексу   Российской   Федерации  выступает  соглашение  между  лицом,
требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка (а
в  необходимых  случаях  и  собственником другого земельного участка),
которое  подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации
прав  на  недвижимое  имущество.  Если  соглашение  об  установлении и
условиях сервитута не достигнуто, спор разрешается судом по иску лица,
требующего   установления   сервитута.   Соглашение  заключается,  как
правило,  по инициативе собственника того земельного участка, в пользу
которого предполагается установить сервитут.
     Частные    сервитуты    подлежат   обязательной   государственной
регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997
N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок  с  ним".  При  этом  сервитут вступает в силу только после его
регистрации  в  Едином  государственном  реестре  прав  на  недвижимое
имущество и сделок с ним.
     Плата  за частный лесной сервитут определяется соглашением сторон
как  соразмерная  плата  за  пользование  земельным участком. В случае
недостижения  соглашения  об  установлении или условиях сервитута спор
разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
    
Заместитель директора
Департамента недвижимости
                                                           М.В.БОЧАРОВ
29 марта 2010 г. 
N Д23-1048