В СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 42 ЗАКОНА "ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ" ДИВИДЕНДЫ МОГУТ БЫТЬ ВЫПЛАЧЕНЫ ОБЩЕСТВОМ АКЦИОНЕРУ ДЕНЬГАМИ, А В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ УСТАВОМ ОБЩЕСТВА, - ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ. В ПОНЯТИЕ "ИМУЩЕСТВО", ПОМИМО РАЗЛИЧНЫХ ВЕЩЕЙ, ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ИНЫХ ПРАВ, ИМЕЮЩИХ ДЕНЕЖНУЮ ОЦЕНКУ, ВКЛЮЧАЮТСЯ, В ЧАСТНОСТИ, АКЦИИ И ИНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ. СОГЛАСНО ПОЛОЖЕНИЯМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, УСТАНАВЛИВАЮЩИМ ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО ОПЕРАЦИЯМ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ, АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ОБЯЗАНО ОПРЕДЕЛЯТЬ НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО ОПЕРАЦИЯМ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ В СЛУЧАЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИЛИ ИНОГО ВЫБЫТИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ (П. 2 СТ. 280 НК РФ). НАЛОГОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ НЕ УСТАНОВЛЕНО, ЧТО СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ПОД ТЕРМИНОМ "ИНОЕ ВЫБЫТИЕ". ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОД ИНЫМ ВЫБЫТИЕМ МОЖНО ПОНИМАТЬ И ПЕРЕДАЧУ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ СТОРОННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ, КОТОРЫМИ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ВЫПЛАЧИВАЕТ ДИВИДЕНДЫ СВОИМ АКЦИОНЕРАМ. ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЫШЕУКАЗАННОЙ ОПЕРАЦИИ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ МОГУТ БЫТЬ ПРЕДЪЯВЛЕНЫ НАЛОГОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛОГОВУЮ БАЗУ, ИСЧИСЛИТЬ И УПЛАТИТЬ В БЮДЖЕТ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПО АНАЛОГИИ СО СДЕЛКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПЕРЕДАЧА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЦЕННЫХ БУМАГ СТОРОННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СЧЕТ ВЫПЛАТЫ АКЦИОНЕРАМ ДИВИДЕНДОВ ИМУЩЕСТВОМ СДЕЛКОЙ, ФОРМИРУЮЩЕЙ ПОМИМО НЕОБХОДИМОСТИ РАСЧЕТА НАЛОГА НА ДОХОДЫ В ВИДЕ ДИВИДЕНДОВ ОБЯЗАННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛОГОВУЮ БАЗУ И ЗАПЛАТИТЬ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ С САМОЙ ОПЕРАЦИИ ВЫБЫТИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ КАК С "ИНОГО ВЫБЫТИЯ" В СООТВЕТСТВИИ С П. 2 СТ. 280 НК РФ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 26 марта 2010 г. N 03-03-06/1/198 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли организаций при выплате дивидендов ценными бумагами сторонней организации и сообщает следующее. В соответствии с п. 1 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом. При определении порядка налогового учета при выплате акционерным обществом дивидендов ценными бумагами сторонней организации необходимо учитывать следующее. В соответствии со ст. 280 Кодекса основанием для включения доходов и расходов по операциям с ценными бумагами в налоговую базу по налогу на прибыль организаций является реализация или иное выбытие ценных бумаг (в том числе погашение). В соответствии с п. 2 ст. 280 Кодекса доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении. В случае выплаты дивидендов ценными бумагами под ценой выбытия ценных бумаг, по мнению Департамента, следует понимать размер дивидендов, установленный в решении общего собрания акционеров, подлежащий выплате в пользу соответствующего акционера. При этом фактическая цена сделки реализации или иного выбытия ценных бумаг признается рыночной для целей налогообложения прибыли в порядке, установленном ст. 280 Кодекса. Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 26 марта 2010 г. N 03-03-06/1/198 |