ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ И ПРЕДЕЛАХ, УКАЗАННЫХ В СТ. 11 ЗАКОНА ОТ 29.07.1998 N 135-ФЗ; О ЗАКОННОСТИ ЗАПРЕТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ ИЗ ОТЧЕТА В ХОДЕ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА ПУТЕМ ВКЛЮЧЕНИЯ ОГРАНИЧИТЕЛЬНОГО УСЛОВИЯ В ОТЧЕТ ОБ ОЦЕНКЕ; О ДОСТОВЕРНОСТИ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБЪЕК. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 28.05.10 Д06-1637

        ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ И ПРЕДЕЛАХ, УКАЗАННЫХ В СТ. 11 ЗАКОНА
      ОТ 29.07.1998 N 135-ФЗ; О ЗАКОННОСТИ ЗАПРЕТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
          СВЕДЕНИЙ ИЗ ОТЧЕТА В ХОДЕ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА ПУТЕМ
        ВКЛЮЧЕНИЯ ОГРАНИЧИТЕЛЬНОГО УСЛОВИЯ В ОТЧЕТ ОБ ОЦЕНКЕ;
       О ДОСТОВЕРНОСТИ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТЕ ОЦЕНКИ, СОДЕРЖАЩИХСЯ
        В ОТЧЕТЕ, ПОКА В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ НЕ УСТАНОВЛЕНО ИНОЕ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                            28 мая 2010 г.
                              N Д06-1637

                                 (Д)

     Департамент корпоративного  управления  Минэкономразвития  России
(далее - Департамент) рассмотрел обращение о применении норм  правовых
актов об оценочной деятельности.
     Согласно  Положению  о   Министерстве   экономического   развития
Российской  Федерации,  утвержденному   Постановлением   Правительства
Российской Федерации от 05.06.2008  N  437,  Минэкономразвития  России
является федеральным  органом  исполнительной  власти,  осуществляющим
функции по выработке государственной политики  и  нормативно-правовому
регулированию,  в  том  числе  в  сфере  оценочной   деятельности.   В
компетенцию Минэкономразвития России не входит  разъяснение  положений
действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе  лишь
высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении,  которое  не
является обязательным для правоприменителя.
     Обращаем внимание,  что  Постановление  Правительства  Российской
Федерации от 06.07.2001 N 519 "Об утверждении Стандартов  оценки",  на
которое Вы ссылаетесь в своем обращении, утратило силу с 1 января 2008
г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской  Федерации
от 08.11.2007 N 765 "О признании утратившими  силу  некоторых  решений
Правительства   Российской    Федерации    по    вопросам    оценочной
деятельности". При осуществлении оценочной  деятельности  в  настоящее
время следует руководствоваться Федеральным законом  от  29.07.1998  N
135-ФЗ "Об оценочной деятельности в  Российской  Федерации"  (далее  -
Закон N 135-ФЗ)  и  Федеральными  стандартами  оценки  "Общие  понятия
оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N  1)",
"Цель оценки и виды стоимости (ФСО N  2)",  "Требования  к  отчету  об
оценке (ФСО N 3)", утвержденными Приказами Минэкономразвития России от
20.07.2007 N N 256, 255, 254 соответственно.
     1. По вопросу об ограничениях и  пределах,  указанных  в  ст.  11
Закона N 135-ФЗ, и касаются ли они сведений,  на  которых  базировался
процесс оценки, сообщаем следующее.
     Согласно абз. 9 ст. 11 Закона N 135-ФЗ в отчете об оценке  должны
быть указаны ограничения и пределы применения полученного  результата.
На основании пп. "б" п. 17 ФСО N 1 задание на оценку должно  содержать
предполагаемое использование результатов оценки  и  связанные  с  этим
ограничения.
     Кроме того, в соответствии с  абз.  8  ст.  11  Закона  N  135-ФЗ
оценщиком  в  отчете  об  оценке  должны  быть  указаны  принятые  при
проведении оценки объекта оценки допущения. Также  задание  на  оценку
должно содержать допущения  и  ограничения,  на  которых  основывается
оценка (пп. "з" п. 17 ФСО N 1).
     Таким  образом,  обязательное  указание  в  отчете  сведений   об
ограничениях и пределах  применения  относится  к  итоговой  величине,
определенной оценщиком в ходе проведения работ по оценке, и к  области
ее  предполагаемого  использования.  В  свою  очередь,   допущения   и
ограничения, использованные оценщиком при проведении оценки, по мнению
Департамента, касаются  данных  и  сведений,  на  которых  базировался
процесс оценки.
     Дополнительно стоит отметить, что в соответствии с п. 19 ФСО N  1
информация, используемая при проведении оценки,  должна  удовлетворять
требованиям достаточности и достоверности, в том числе и информация по
допущениям и ограничениям, на которых основывалась оценка.
     2. О законности запрета использования сведений из отчета  в  ходе
судебного процесса путем включения  соответствующего  ограничительного
условия в отчет об оценке сообщаем,  что  согласно  ст.  13  Закона  N
135-ФЗ в случае наличия спора о достоверности  величины  рыночной  или
иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в
связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же  объекта,  указанный
спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в  соответствии  с
установленной  подведомственностью,  третейским  судом  по  соглашению
сторон   спора   или   договора   или   в    порядке,    установленном
законодательством   Российской   Федерации,   регулирующим   оценочную
деятельность.
     Таким образом,  включение  в  отчет  об  оценке  ограничительного
условия  о  запрете  использования  сведений  из  отчета  в   судебном
разбирательстве, по мнению Департамента, противоречит законодательству
в области оценочной деятельности, в частности ст. 13 Закона N 135-ФЗ.
     3.  По  вопросу  достоверности  сведений   об   объекте   оценки,
содержащихся в отчете, пока в судебном разбирательстве не  установлено
иное, сообщаем следующее.
     В соответствии с п. 18 ФСО N 1 оценщик осуществляет сбор и анализ
информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки.  Оценщик
изучает количественные и качественные характеристики  объекта  оценки,
собирает информацию, существенную для  определения  стоимости  объекта
оценки теми  подходами  и  методами,  которые  на  основании  суждения
оценщика должны быть применены при проведении оценки.
     Однако,  как  отмечалось  выше,  на  основании  п.  19  ФСО  N  1
информация, используемая при проведении оценки,  должна  удовлетворять
требованиям достаточности и достоверности. Кроме того, оценщик  должен
провести анализ достаточности и  достоверности  информации,  используя
доступные ему для этого средства и методы.
     Информация    считается    достаточной,    если     использование
дополнительной  информации  не   ведет   к   существенному   изменению
характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки,  а
также не ведет к существенному изменению итоговой  величины  стоимости
объекта оценки.
     Информация  считается   достоверной,   если   данная   информация
соответствует действительности  и  позволяет  пользователю  отчета  об
оценке делать правильные  выводы  о  характеристиках,  исследовавшихся
оценщиком  при  проведении  оценки  и  определении  итоговой  величины
стоимости объекта оценки, и принимать  базирующиеся  на  этих  выводах
обоснованные решения.
     На основании ст. 12 Закона N 135-ФЗ  итоговая  величина  рыночной
или иной стоимости объекта  оценки,  указанная  в  отчете,  признается
достоверной и рекомендуемой для целей  совершения  сделки  с  объектом
оценки, если в  порядке,  установленном  законодательством  Российской
Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
     Таким образом, по мнению Департамента, сведения,  содержащиеся  в
отчете об оценке, признаются достоверными, пока в судебном порядке  не
установлено иное.
     Одновременно  сообщаем,  что  исходя  из  норм   законодательства
Российской Федерации в области оценочной деятельности  ответственность
за  сведения,  указанные  в  отчете  об  оценке,  несет  оценщик,   за
исключением случаев,  когда  в  отчете  об  оценке  оценщиком  указаны
соответствующие допущения и ограничения.

Врио директора Департамента
корпоративного управления
                                                      Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
28 мая 2010 г.
N Д06-1637