О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О КОЛЛЕКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДОЛЖНИКА (ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА) ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОЛЛЕКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ,. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 11.06.10 Д06-1824

      О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О КОЛЛЕКТОРСКОЙ
      ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ
     ДОЛЖНИКА (ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА) ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОЛЛЕКТОРСКОЙ
     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
    ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ, ЛИЧНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ТАЙНЫ, И О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА
         ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУРАХ,
             ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАНИНА-ДОЛЖНИКА"

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                           11 июня 2010 г.
                              N Д06-1824

                                 (Д)

     Департамент корпоративного  управления  Минэкономразвития  России
рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает.
     Банковская  деятельность  в  Российской  Федерации   регулируется
Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 02.12.1990
N 395-1 "О банках и банковской деятельности", от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О
Центральном  банке  Российской  Федерации  (Банке  России)",   другими
федеральными законами, нормативными актами Банка России.
     В соответствии с действующим законодательством порядок и  условия
предоставления кредита регулируются договором между банком и клиентом,
где  учитываются  риски  невозврата  кредита.  Уступка   банком   прав
требования по кредитному договору в отношении заемщика (независимо  от
личности  заемщика  -  юридического  или  физического  лица,  а  также
индивидуального  предпринимателя)  третьим  лицам,  в  том   числе   и
коллекторским     агентствам,     не     противоречит     действующему
законодательству.
     С учетом роста просроченной задолженности  по  выданным  кредитам
банки активно пользуются услугами коллекторских агентств.
     Деятельность коллекторских агентств в настоящее  время  никем  не
контролируется,  также   отсутствуют   официальные   рекомендации   по
организации работы в данной сфере бизнеса.
     В своей работе коллекторские агентства руководствуются  в  первую
очередь Гражданским кодексом Российской Федерации, а именно:
     - гл. 24 "Перемена лиц в обязательстве";
     - гл. 30 "Купля-продажа";
     - гл. 39 "Возмездное оказание услуг";
     - гл. 42 "Заем и кредит";
     - гл. 49 "Поручение";
     - гл. 52 "Агентирование".
     Кроме  того,  основу  регулирования  коллекторской   деятельности
составляют:
     - Кодекс   об   административных    правонарушениях    Российской
Федерации;
     - Уголовный кодекс Российской Федерации;
     - Федеральный  закон  от  27.07.2006  N  152-ФЗ  "О  персональных
данных";
     - Федеральный  закон  от  30.12.2004  N   218-ФЗ   "О   кредитных
историях";
     - Федеральный  закон  от  27.07.2006  N  149-ФЗ  "Об  информации,
информационных технологиях и о защите информации";
     - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ  "О  несостоятельности
(банкротстве)".
     С учетом того, что действующие нормы не учитывают всей  специфики
правового регулирования коллекторской деятельности,  Минэкономразвития
России разрабатывается проект  федерального  закона  "О  коллекторской
деятельности" (далее - законопроект о коллекторской деятельности).
     Основной  целью  законопроекта   о   коллекторской   деятельности
является обеспечение защиты прав  и  интересов  должника  (физического
лица) при осуществлении коллекторской деятельности, в том числе защиты
прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.
     Законопроектом о коллекторской деятельности вводится требование к
субъектам   коллекторской   деятельности   о   наличии   членства    в
саморегулируемой   организации.   Законопроектом    о    коллекторской
деятельности также предлагается механизм, обеспечивающий имущественную
ответственность  субъектов   коллекторской   деятельности   за   вред,
причиненный  лицу,  с  которым  заключен  договор   на   осуществление
коллекторской деятельности, должнику (физическому лицу),  в  отношении
которого осуществляется такая деятельность,  а  также  третьим  лицам.
Способами  обеспечения  такой  ответственности  являются  обязательное
страхование  имущественной  ответственности  субъектов   коллекторской
деятельности, а также создание компенсационного фонда саморегулируемых
организаций коллекторов, формируемого за счет взносов.
     На  данный  момент  законопроект  о  коллекторской   деятельности
находится на стадии  совместной  разработки  с  федеральными  органами
исполнительной власти.
     Кроме   того,   в   целях   создания   механизма    справедливого
удовлетворения требований кредиторов, а также освобождения  гражданина
от  долгов  по  результатам   завершения   реабилитационных   процедур
Минэкономразвития России разрабатывается проект федерального закона "О
реабилитационных     процедурах,     применяемых      в      отношении
гражданина-должника" (далее - законопроект).
     В    ходе     реабилитационных     процедур     по     инициативе
гражданина-должника  может  быть  введена  процедура  реструктуризации
долгов  на  срок  до  пяти   лет,   направленная   на   урегулирование
задолженности  гражданина,  предусматривающая   погашение   требований
конкурсных кредиторов и уполномоченных органов,  включенных  в  реестр
требований кредиторов, в соответствии с условиями плана, утверждаемого
арбитражным   судом   в   целях   восстановления    платежеспособности
гражданина.
     В ноябре 2009 г. законопроект внесен в  Правительство  Российской
Федерации.  Законопроект   будет   внесен   в   Государственную   Думу
Федерального   Собрания   Российской    Федерации    после    принятия
соответствующего решения Правительством Российской Федерации.

Врио директора Департамента
корпоративного управления
                                                      Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
11 июня 2010 г.
N Д06-1824