БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ЯВЛЯЕТСЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ ПОМОЩЬ МАЛОИМУЩИМ СЛОЯМ ПЕНСИОНЕРОВ И ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ ДЕТЯМ МАЛОИМУЩИХ СЕМЕЙ ЕВРЕЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ СОГЛАСНО КРИТЕРИЯМ, УСТАНОВЛЕННЫМ СПОНСОРОМ СПОНСОРОМ ФОНДА ЯВЛЯЕТСЯ УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЕЖЕМЕСЯЧНО СОГЛАСНО УТВЕРЖДЕННОМУ БЮДЖЕТУ НА ГОД. ГОДОВОЙ БЮДЖЕТ ВЫДЕЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ ЗАЯВКИ ФОНДА С УЧЕТОМ КОЛИЧЕСТВА ПОДОПЕЧНЫХ И ОБЪЕМА НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ. СПОНСОРОМ ЕЖЕГОДНО ПРОВОДИТСЯ АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫДЕЛЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ОКАЗАННЫХ УСЛУГ ПОДОПЕЧНЫМ ФОНДА. КРОМЕ ЭТОГО, В ТЕЧЕНИЕ ГОДА РАБОТУ ФОНДА КОНТРОЛИРУЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА С ЦЕЛЬЮ СООТВЕТСТВИЯ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ КРИТЕРИЯМ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДОПЕЧНЫМИ ФОНДА ЯВЛЯЮТСЯ ДЕТИ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ И МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ, НЕРАБОТАЮЩИЕ ПЕНСИОНЕРЫ, ВОЗРАСТ КОТОРЫХ В ОСНОВНОМ ОТ 70 ДО 90 ЛЕТ И СТАРШЕ, СРЕДИ КОТОРЫХ МНОГО МАЛОПОДВИЖНЫХ И ЛЕЖАЧИХ, А ТАКЖЕ ИНВАЛИДЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ (ФИЗИЧЕСКИЕ, УМСТВЕННЫЕ И Т.Д.), ИНВАЛИДЫ С ДЕТСТВА. ОБЩЕЕ ЧИСЛО ПОДОПЕЧНЫХ ФОНДА ОКОЛО 1500 ЧЕЛОВЕК ПОМОЩЬ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ ПРОГРАММАМ. УХОД НА ДОМУ САМОЙ ВАЖНОЙ ПРОГРАММОЙ ФОНДА ЯВЛЯЕТСЯ ПРОГРАММА "УХОД НА ДОМУ". ЗАДАЧЕЙ ЭТОЙ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕЖАЧИХ, МАЛОПОДВИЖНЫХ И НЕ ВЫХОДЯЩИХ ИЗ ДОМА ПОДОПЕЧНЫХ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩЬЮ. ПАТРОНАЖНЫЕ РАБОТНИКИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ШТАТЕ ФОНДА И ПОЛУЧАЮЩИЕ ПОЧАСОВУЮ ОПЛАТУ ЗА СВОЙ ТРУД, ПОСЕЩАЮТ ПОДОПЕЧНЫХ ДОМА И ВЫПОЛНЯЮТ ВСЮ ВОЗЛОЖЕННУЮ РАБОТУ ОТ УБОРКИ И ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ ДО МЫТЬЯ И ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТЕЛА ПОДОПЕЧНОГО. ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫШЕУКАЗАННЫХ РАБОТ ФОНДОМ ПРИОБРЕТАЮТСЯ ВСЕВОЗМОЖНЫЕ МОЮЩИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ОТ ПАСТЫ ДЛЯ МЫТЬЯ ПОСУДЫ И САНТЕХНИКИ ДО ПЕЛЕНОК И ПАМПЕРСОВ. КРОМЕ ЭТОГО, ДВА РАЗА В МЕСЯЦ У ПОДОПЕЧНЫХ ПРОИЗВОДИТСЯ ЗАМЕНА ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДУКТАМИ ЭТИХ ПОДОПЕЧНЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО ПРОГРАММЕ "ПИТАНИЕ". ПРОКАТ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ В ФОНДЕ ИМЕЕТСЯ РАЗЛИЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ОТ ПАЛОЧКИ ДО КРЕСЛА С САНТЕХНИЧЕСКИМ ОБОРУДОВАНИЕМ. ЭТО ОБОРУДОВАНИЕ ВЫДАЕТСЯ НАПРОКАТ ПОДОПЕЧНЫМ ФОНДА НА НЕОБХОДИМЫЙ ПЕРИОД ПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПЛАТНО. ВСЕ ОБОРУДОВАНИЕ ИЗГОТОВЛЕНО В ИЗРАИЛЕ ИЛИ ПО ИЗРАИЛЬСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ НА ОДНОМ ИЗ ПРЕДПРИЯТИЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА НА ТЕРРИТОРИИ РФ И ОТВЕЧАЕТ САМЫМ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ К МЕТОДАМ РЕАБИЛИТАЦИИ. АПТЕКА И МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ СОГЛАСНО КРИТЕРИЯМ ПОДОПЕЧНЫМ ФОНДА ПРОИЗВОДИТСЯ ОПЛАТА ЗА НЕОБХОДИМЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ И МЕДИЦИНСКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЭКСТРЕННАЯ ПОМОЩЬ ПОДОПЕЧНЫМ ФОНДА ОПЛАЧИВАЕТСЯ ПРИОБРЕТЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МИНИМАЛЬНЫХ И НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСЛОВИЙ ПИТАНИЕ: - ПОДОПЕЧНЫМ, НЕ СПОСОБНЫМ ПРИГОТОВИТЬ ОБЕД И НЕ ИМЕЮЩИМ ВОЗМОЖНОСТИ ПОСЕЩАТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНУЮ СТОЛОВУЮ, ПОСТАВЛЯЮТСЯ ГОРЯЧИЕ ОБЕДЫ ТРАНСПОРТОМ ФОНДА НА ДОМ; - ПОДОПЕЧНЫЕ, НЕ СПОСОБНЫЕ ПРИГОТОВИТЬ ОБЕД, НО ИМЕЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПО ГОРОДУ, ПОСЕЩАЮТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНУЮ СТОЛОВУЮ; - ПОДОПЕЧНЫМ, НЕ ИМЕЮЩИМ ВОЗМОЖНОСТИ ПОСЕТИТЬ МАГАЗИН, НО ИМЕЮЩИМ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИГОТОВИТЬ ОБЕД, ДОСТАВЛЯЮТСЯ ПРОДУКТОВЫЕ НАБОРЫ ДОМОЙ ТРАНСПОРТОМ ФОНДА; - ПОДОПЕЧНЫМ, ИМЕЮЩИМ МАЛЫЙ ДОХОД, ПЕРЕЧИСЛЯЮТСЯ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ КАРТЫ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРОДУКТОВ, РАЗРЕШЕННЫХ СПОНСОРОМ, В МАГАЗИНАХ, ИМЕЮЩИХ ТЕРМИНАЛЫ СНЯТЬ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ЧЕРЕЗ БАНКОМАТЫ ПОДОПЕЧНЫЕ НЕ МОГУТ ПОДЛЕЖАТ ЛИ ПОДОПЕЧНЫЕ ФОНДА НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НДФЛ В ОТНОШЕНИИ ПОЛУЧАЕМЫХ ДОХОДОВ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 25 августа 2010 г. N 03-04-06/8-187 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо благотворительного фонда по вопросу освобождения от налогообложения сумм благотворительной помощи, оказываемой благотворительным фондом инвалидам, пенсионерам, а также детям из малоимущих семей, а также оплаты технических средств профилактики и реабилитации инвалидов и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. Статьей 217 Кодекса определены виды доходов, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц. Согласно п. 22 ст. 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. При этом к основным направлениям реабилитации инвалидов относятся, в частности, восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение, профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация, социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, а также социально-бытовая адаптация. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов включает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользование средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. Оплата благотворительным фондом оборудования, в том числе протезно-ортопедических изделий, для создания необходимых для жизнедеятельности условий инвалидам, которое может быть отнесено к системе реабилитации инвалидов, подпадает под действие п. 22 ст. 217 Кодекса и освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц. Абзацем 4 п. 8 ст. 217 Кодекса предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц сумм единовременных выплат (в том числе материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи, оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительная помощь осуществляется в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы, а также оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам и т.д. Следовательно, единовременные выплаты, осуществляемые в виде благотворительной помощи зарегистрированным в установленном порядке благотворительным фондом в целях улучшения материального положения малообеспеченных, инвалидов, а также детей малоимущих семей, которые в силу своих физических особенностей не способны самостоятельно реализовать свои права, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц. Относительно перечисления денежных средств на социальные карты малоимущих и социально незащищенных категорий граждан для приобретения ими продуктов питания в магазинах, имеющих терминалы, следует иметь в виду, что если такие выплаты не отвечают критерию единовременности, а носят системный (периодический) характер, то такие выплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном п. 4 ст. 226 Кодекса. При этом в отношении таких выплат могут быть предоставлены стандартные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 Кодекса, если они не были получены данными гражданами по иным доходам. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 25 августа 2010 г. N 03-04-06/8-187 |