ИНСТРУКЦИЕЙ ЦБ РФ ОТ 16.01.2004 N 110-И "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ НОРМАТИВАХ БАНКОВ" УСТАНОВЛЕНЫ, В ЧАСТНОСТИ, ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДИКА РАСЧЕТА НОРМАТИВА МАКСИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА РИСКА НА ОДНОГО ЗАЕМЩИКА ИЛИ ГРУППУ СВЯЗАННЫХ ЗАЕМЩИКОВ (Н6), КОТОРЫЙ РЕГУЛИРУЕТ (ОГРАНИЧИВАЕТ) КРЕДИТНЫЙ РИСК БАНКА В ОТНОШЕНИИ ОДНОГО ЗАЕМЩИКА ИЛИ ГРУППЫ СВЯЗАННЫХ ЗАЕМЩИКОВ И ОПРЕДЕЛЯЕТ МАКСИМАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ СОВОКУПНОЙ СУММЫ КРЕДИТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ БАНКА К ЗАЕМЩИКУ ИЛИ ГРУППЕ СВЯЗАННЫХ ЗАЕМЩИКОВ К СОБСТВЕННЫМ СРЕДСТВАМ (КАПИТАЛУ) БАНКА. МАКСИМАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДАННОГО НОРМАТИВА НЕ МОЖЕТ ПРЕВЫШАТЬ 25% ВСЕ КРЕДИТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БАНКА К ЗАЕМЩИКУ ИЛИ ГРУППЕ СВЯЗАННЫХ ЗАЕМЩИКОВ, УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА КРЕДИТНОГО ХАРАКТЕРА И СРОЧНЫЕ СДЕЛКИ ВКЛЮЧАЮТСЯ В РАСЧЕТ НОРМАТИВА Н6 С УЧЕТОМ КОЭФФИЦИЕНТА РИСКА. ПО НЕОБЕСПЕЧЕННЫМ КРЕДИТНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ КОЭФФИЦИЕНТ РИСКА СОСТАВЛЯЕТ 100% (П. 2.3 ИНСТРУКЦИИ N 110-И). СООТВЕТСТВЕННО, СУММА ВЫДАВАЕМОГО КРЕДИТА ЗАЕМЩИКУ ИЛИ ГРУППЕ СВЯЗАННЫХ ЗАЕМЩИКОВ НЕ МОЖЕТ ПРЕВЫШАТЬ 25% ОТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (КАПИТАЛА) БАНКА В СВЯЗИ С ЭТИМ С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ КРЕДИТНОГО РИСКА, А ТАКЖЕ УВЕЛИЧЕНИЯ СУММЫ ВЫДАВАЕМОГО КРЕДИТА БАНК ПОЛУЧАЕТ ОТ МАТЕРИНСКОГО БАНКА ГАРАНТИИ И ПОРУЧИТЕЛЬСТВА. ОБЪЕКТОМ ДАННЫХ ГАРАНТИЙ И ПОРУЧИТЕЛЬСТВ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЗАЕМЩИКА ИЛИ ГРУППЫ СВЯЗАННЫХ ЗАЕМЩИКОВ ПО ВЫДАННОМУ КРЕДИТУ. ПО ОБЕСПЕЧЕННЫМ ТАКИМИ ГАРАНТИЯМИ ИЛИ ПОРУЧИТЕЛЬСТВАМИ КРЕДИТНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ КОЭФФИЦИЕНТ РИСКА СНИЖАЕТСЯ СО 100% ДО 20%. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, МАКСИМАЛЬНАЯ СУММА КРЕДИТА, ВЫДАННОГО ЗАЕМЩИКУ ПОД ГАРАНТИЮ МАТЕРИНСКОГО БАНКА, СОСТАВИТ 125% ОТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (КАПИТАЛА) БАНКА. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПРИВЛЕЧЕНИЕ ГАРАНТИИ ИЛИ ПОРУЧИТЕЛЬСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЗАЕМЩИКА ИЛИ ГРУППЫ СВЯЗАННЫХ ЗАЕМЩИКОВ, ПОЗВОЛЯЕТ СНИЗИТЬ КРЕДИТНЫЙ РИСК БАНКА В СВЯЗИ С НЕВОЗВРАТОМ КРЕДИТА ЗАЕМЩИКОМ, УВЕЛИЧИТЬ РАЗМЕР ВЫДАВАЕМОГО КРЕДИТА, ЧТО ПРИВОДИТ К ПОВЫШЕНИЮ РАЗМЕРА ДОХОДА БАНКА В ВИДЕ ПРОЦЕНТОВ ПО ВЫДАННЫМ КРЕДИТАМ ВПРАВЕ ЛИ БАНК УЧЕСТЬ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ В ВИДЕ КОМИССИИ ИНОСТРАННОМУ МАТЕРИНСКОМУ БАНКУ (ДОЛЯ КОТОРОГО В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ БАНКА - 100%) ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ ИЛИ ПОРУЧИТЕЛЬСТВА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 26 августа 2010 г. N 03-03-06/2/151 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее. Согласно ст. 361 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В соответствии с пп. 16 п. 2 ст. 291 НК РФ к расходам банков относятся расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями. Таким образом, расходы в виде комиссий, уплачиваемых банком иностранному акционеру за предоставление по просьбе банка гарантий, обеспечивающих обязательства заемщика, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций. Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 26 августа 2010 г. N 03-03-06/2/151 |