ПРИ УСТУПКЕ ПРАВ ТРЕБОВАНИЯ ПО КРЕДИТНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ БАНКОМ ПОЛУЧЕН УБЫТОК. В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 279 НК РФ РАЗМЕР УБЫТКА ПРИ УСТУПКЕ ПРАВ ТРЕБОВАНИЯ ТРЕТЬЕМУ ЛИЦУ ПРИЗНАЕТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДАТЫ НАСТУПЛЕНИЯ СРОКА, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ДОГОВОРОМ О РЕА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 26.08.10 03-03-06/2/150

               ПРИ УСТУПКЕ ПРАВ ТРЕБОВАНИЯ ПО КРЕДИТНЫМ
         ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ БАНКОМ ПОЛУЧЕН УБЫТОК. В СООТВЕТСТВИИ
           СО СТ. 279 НК РФ РАЗМЕР УБЫТКА ПРИ УСТУПКЕ ПРАВ
         ТРЕБОВАНИЯ ТРЕТЬЕМУ ЛИЦУ ПРИЗНАЕТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
         ДАТЫ НАСТУПЛЕНИЯ СРОКА, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ДОГОВОРОМ О
                      РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ И УСЛУГ
           УСЛОВИЯМИ КРЕДИТНОГО ДОГОВОРА БЫЛО ПРЕДУСМОТРЕНО
           ПОГАШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ЕЖЕМЕСЯЧНЫМИ АННУИТЕТНЫМИ
            ПЛАТЕЖАМИ (ВКЛЮЧАЯ ПОГАШЕНИЕ ОСНОВНОГО ДОЛГА И
        ПРОЦЕНТОВ). ПРИ ЭТОМ НА МОМЕНТ УСТУПКИ ПРАВ ТРЕБОВАНИЯ
         СРОК ОКОНЧАНИЯ КРЕДИТНОГО ДОГОВОРА ЕЩЕ НЕ НАСТУПИЛ,
        ХОТЯ У ЗАЕМЩИКА ИМЕЛАСЬ ПРОСРОЧЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО
        ОСНОВНОМУ ДОЛГУ И ПРОЦЕНТАМ В СООТВЕТСТВИИ С ГРАФИКОМ
                    ПОГАШЕНИЯ АННУИТЕТНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
        ПРАВИЛЬНО ЛИ ПОНИМАТЬ ПОД ДАТОЙ ПЛАТЕЖА ПО КРЕДИТНОМУ
        ДОГОВОРУ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СТ. 279 НК РФ СРОК ОКОНЧАНИЯ
          КРЕДИТНОГО ДОГОВОРА, А НЕ СРОКИ УПЛАТЫ АННУИТЕТНЫХ
           ПЛАТЕЖЕЙ, И ПРИЗНАВАТЬ В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
          УБЫТОК, ПОЛУЧЕННЫЙ ПРИ УСТУПКЕ ПРАВ ТРЕБОВАНИЯ ПО
            КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ (В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОСРОЧЕННЫМ
            АННУИТЕТНЫМ ПЛАТЕЖАМ), ДО ДАТЫ ЕГО ОКОНЧАНИЯ В
                  СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 279 НК РФ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          26 августа 2010 г. 
                           N 03-03-06/2/150

                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  учета  в  целях  налогообложения прибыли убытков,
возникших при уступке права требования, и сообщает следующее.
     Особенности  определения налоговой базы при уступке (переуступке)
права  требования  установлены  ст.  279 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ).
     Положения  указанной  статьи применяются в отношении уступки прав
требования,  возникших в связи с реализацией товаров (работ, услуг), а
также  задолженности по кредитным договорам. При этом НК РФ установлен
различный порядок налогового учета доходов и расходов, а также убытков
по  указанным  сделкам в зависимости от того, наступил срок платежа по
уступаемому праву требования или нет (п. п. 1 - 2 ст. 279 НК РФ).
     В  связи  с  этим при уступке права требования, в отношении одной
части  которого  срок платежа наступил, а в отношении другой - нет, по
мнению Департамента, необходимо учитывать следующее.
     Статьей  279  НК  РФ не предусмотрено порядка распределения суммы
дохода  от  реализации права требования на различные части уступаемого
требования  (просроченную  и  непросроченную  части  задолженности). В
связи  с  этим  налоговая  база по налогу на прибыль организаций может
быть  корректно  определена  только  в  том случае, если в договоре об
уступке   права   требования  или  дополнительном  соглашении  к  нему
установлена стоимость указанных частей реализуемого права требования.
     Указанное  относится также к договорам уступки прав требования по
кредитным договорам, в случае если срок платежа (возврата) одной части
основного  долга  по  договору  кредита еще не наступил, а в остальной
части задолженность просрочена.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
26 августа 2010 г. 
N 03-03-06/2/150