О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ КУПОННОГО ДОХОДА ПО ОБЛИГАЦИЯМ ВНЕШНИХ ОБЛИГАЦИОННЫХ ЗАЙМОВ РФ, ПОЛУЧАЕМОГО ИНОСТРАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, НЕ ИМЕЮЩИМИ ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РФ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 27.08.10 03-08-05

        О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ КУПОННОГО ДОХОДА
            ПО ОБЛИГАЦИЯМ ВНЕШНИХ ОБЛИГАЦИОННЫХ ЗАЙМОВ РФ,
         ПОЛУЧАЕМОГО ИНОСТРАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, НЕ ИМЕЮЩИМИ
            ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РФ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          27 августа 2010 г. 
                              N 03-08-05

                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
запрос  относительно  налогообложения  купонного  дохода по облигациям
внешних   облигационных   займов   Российской  Федерации,  получаемого
иностранными  организациями, не имеющими постоянного представительства
на территории Российской Федерации, и сообщает.
     В  соответствии  с  п.  4  ст.  286 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее - Кодекс), в случае если налогоплательщиком является
иностранная  организация, получающая доходы от источников в Российской
Федерации,  не  связанные с постоянным представительством в Российской
Федерации,  обязанность  по  определению  суммы налога, удержанию этой
суммы  из  доходов  налогоплательщика  и  перечислению налога в бюджет
возлагается  на  российскую  организацию  или иностранную организацию,
осуществляющую  деятельность  в  Российской Федерации через постоянное
представительство, выплачивающую доход налогоплательщику.
     Такая   российская  или  иностранная  организация,  выплачивающая
доход, согласно п. 4 ст. 286 Кодекса, признается налоговым агентом.
     Статьей   24   Кодекса   установлено,   что  налоговыми  агентами
признаются  лица,  на  которых  в  соответствии  с  Кодексом возложены
обязанности   по   исчислению,   удержанию   у   налогоплательщика   и
перечислению  налогов  в  бюджетную  систему Российской Федерации. При
этом  ст.  11 Кодекса установлено, что лица (лицо) - это организации и
(или) физические лица.
     Поскольку   Российская  Федерация  (эмитент  облигаций)  является
публично-правовым  образованием  и не отвечает определению организации
для  целей  Кодекса,  Российская Федерация не может являться налоговым
агентом  для целей удержания налога на прибыль организаций с доходов в
виде  процентов  по  облигациям у источника выплаты. Кроме того, лица,
участвующие  в  процессе  перевода  процентов  по  облигациям (включая
Министерство  финансов  Российской Федерации, любой банк, производящий
платежи  от  имени  эмитента  облигаций,  любого  фискального агента в
отношении  облигаций, любого платежного агента в отношении облигаций и
любую  депозитарную  организацию в отношении облигаций вне зависимости
от того, являются ли они налоговыми резидентами Российской Федерации),
не   считаются  лицами,  выплачивающими  доход  в  виде  процентов  по
облигациям,  и,  по  нашему  мнению, не могут быть признаны налоговыми
агентами  для  целей  удержания  налога  с доходов в виде процентов по
облигациям у источника выплаты.
     Таким  образом,  статус эмитента облигаций является исчерпывающим
основанием,  в  соответствии  с  которым  в  Российской  Федерации  не
удерживается  налог  у источника выплаты с доходов в виде процентов по
облигациям,   получаемых   иностранными   организациями,  не  имеющими
постоянного  представительства.  Аналогичная позиция изложена в Письме
Минфина  России  от 16.04.2010 N 03-00-08/61, направленном в адрес ФНС
России.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
27 августа 2010 г. 
N 03-08-05