О СОЗДАНИИ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО КОМИТЕТА ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ РАСПОРЯЖЕНИЕ МЭР МОСКВЫ 8 апреля 1998 г. N 341-РМ (Д) В соответствии с положениями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" о поэтапном создании субъектами Федерации органов, осуществляющих государственную регистрацию, и во исполнение распоряжения Мэра от 19 января 1998г. N 38-РМ "О порядке реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним": 1. Утвердить Программу поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы на период до 2000 года (приложение 1). 2. В качестве первого этапа по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на территории г.Москвы учредить Московский городской комитет по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( Московский комитет по регистрации прав). Поручить Московскому комитету по регистрации прав осуществлять государственную регистрацию прав на землю, сделок с правами, обременений (ограничений) прав, в том числе сервитутов, ипотеки, доверительного управления, аренды (субаренды), а также прав собственности, прав хозяйственного ведения и оперативного управления, безвозмездного пользования, обременений (ограничений) прав, залога, арестов имущества, аренды, доверительного управления на нежилые помещения, здания, сооружения, предприятия как имущественные комплексы. 3. Москомзему и Москомимуществу до 01.05.98 представить предложения по порядку передачи Московскому комитету по регистрации прав исполняемых ими ныне функций по регистрации прав и сделок,архивных дел, компьютерных баз данных и соответствующей техники. 4. Утвердить Положение о Московском комитете по регистрации прав (приложение 2). 5. Первому заместителю Премьера Правительства Москвы Толкачеву О.М.: 5.1. В течение месяца представить на согласование в Министерство юстиции Российской Федерации предложения по структуре Московского комитета по регистрации прав, его штатам, фонду оплаты труда и финансированию, с последующим утверждением их Правительством Москвы. 5.2. До 01.05.98 согласовать с Министерством юстиции Российской Федерации предложенную Мэром Москвы кандидатуру главного регистратора Московского комитета по регистрации прав. 6. Комитету по управлению имуществом Москвы решить во II квартале 1998 г. вопрос о размещении Московского комитета по регистрации прав. 7. Поручить Москомимуществу и Москомзему совместно с Департаментом финансов г.Москвы подготовить и во II квартале 1998 г. представить Мэру Москвы на утверждение предложения по финансированию Московского комитета по регистрации прав на 1998 г. 8. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Толкачева О.М. Мэр Москвы Ю.М. Лужков Приложение 1 к распоряжению Мэра от 8 апреля 1998 г. N 341-РМ ПРОГРАММА поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы на период до 2000 года Настоящая Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и во исполнение распоряжения Мэра Москвы от 19 января 1998 г. N 38-РМ. I. Общие положения Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество охраняет права собственника объекта, дает государственные гарантии защиты этих прав, обеспечивает легальный оборот объектов недвижимости. Эффективная и надежно функционирующая система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является одним из необходимых условий привлечения инвестиций отечественных и особенно зарубежных инвесторов в развитие экономики города. Система регистрации прав может быть действенна и эффективна только при условии ее полного соответствия действующему законодательству, что обусловливает необходимость ее развития в г.Москве и приведения в соответствие с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Настоящая Программа разработана с учетом указанных положений с перспективой ее выполнения до 2000 года. II. Проблемы развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы В настоящее время в Москве сложилась и действует система государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом по ведомственному принципу, базирующаяся на структурах Москомимущества (здания, сооружения, нежилые помещения, предприятия), Москомзема (земельные участки) и Комитета муниципального жилья (жилые помещения). Кроме того, МосгорБТИ со своими территориальными органами осуществляет учет зданий на территории города, гаражей-боксов и машино-мест в гаражах и паркингах и сделок с ними, а Московская регистрационная палата ведет Единый залоговый реестр. При создании в Москве специализированного учреждения по регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом (учреждения юстиции) к нему должны перейти функции регистрации, выполняемые ныне отраслевыми учреждениями Правительства Москвы. _______________________________________________________________________ | Функции, остающиеся | Учреждение | в подразделениях, |Функции, передаваемые |которые осуществляли регистрацию| учреждению юстиции _______________|________________________________|______________________ Москомзем |Ведение земельного кадастра,|Государственная |присвоение кадастровых номеров|регистрация прав на |земельным участкам, оформление|земельные участки и |прав на земельные участки |ипотеки по | |заключенным Москомземом | |договорам аренды и | |сделкам | | Москомимущество|Оформление имущественных прав на|Государственная |здания, сооружения, нежилые |регистрация прав и |помещения, разграничение |сделок (включая залог) |собственности с Российской |со зданиями, |Федерацией, с Московской |сооружениями, нежилыми |областью и другими |помещениями |субъектами Российской Федерации,| |подготовка перечней | |муниципальной собственности | | | Комитет |Оформление имущественных прав и|Государственная муниципального |сделок с жилыми помещениями,|регистрация прав и жилья |квартирами |сделок (включая залог) | |с жилыми помещениями | | МосгорБТИ |Инвентаризация жилого и |Государственная |нежилого фонда, составление |регистрация прав |выписок из технических паспортов|на гаражи |зданий с указанием площади | |здания (помещения), адресной | |привязки и кадастрового номера | |здания (помещения) | | | Московская |Регистрация юридических лиц и |Регистрация ипотеки регистрационная|частных предпринимателей | палата | | _______________|________________________________|______________________ Переход от регистрации подразделениями московских ведомств к регистрации учреждением юстиции потребует решения ряда задач, в том числе: 1) сохранение преемственности регистрации учреждением юстиции с ныне существующей системой, в том числе: - передача архивов и сведение их в единый архив; - передача информационных баз данных и объединение их в единую базу данных; 2) обеспечение непрерывности регистрации в условиях передачи функций регистрации учреждению юстиции; 3) подготовка кадров, в том числе кадров государственных регистраторов; 4) обеспечение учреждения юстиции необходимыми помещениями, компьютерной и оргтехникой; 5) создание единого программного обеспечения для стыковки имеющихся компьютерных баз данных; 6) создание дополнительных информационных каналов между подразделениями создаваемого учреждения; 7) создание единой нормативной базы; 8) обеспечение финансирования учреждения юстиции на стадии его создания. Решение этих задач, многократно усложненных большими масштабами города и бурным развитием рынка недвижимости, требует осторожного подхода к реорганизации существующей системы регистрации, поэтапного перехода к регистрации в системе учреждения юстиции по мере реализации очередного этапа и накопления опыта работы в новых условиях. III. Этапы развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы Создание в г.Москве системы государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предлагается осуществить в три основных этапа, каждый из которых должен выполняться путем ряда последовательных преобразований. Подготовительный этап (завершение этапа - сентябрь 1998г.). На данном этапе выполняются работы, предусмотренные распоряжением Мэра Москвы от 19 января 1998г. N 38-РМ, а именно: Москомзем и Москомимущество разрабатывают и внедряют организационные и методические материалы по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с учетом требований закона по ведению Единого государственного реестра прав и постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.98 N 219, а также программное обеспечение для ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним с использованием компьютерных баз данных Москомимущества и Москомзема. Кроме того, ведется проработка стыковки с базами данных Комитета муниципального жилья и МосгорБТИ. Первый этап (завершение этапа - январь 1999г.). На первом этапе создается учреждение с функциями государственной регистрации прав на землю, сделок с правами, обременений (ограничений) прав (в том числе сервитут), ипотеки, доверительного управления, аренды (субаренды), а также права собственности, прав хозяйственного ведения и оперативного управления, безвозмездного пользования, обременений (ограничений) прав, залога (ипотеки), арестов имущества, аренды, доверительного управления на нежилые помещения, жилые и нежилые здания, сооружения, предприятия. Москомзем и Москомимущество передают создаваемому учреждению исполняемые ими функции по регистрации прав и сделок, архивные дела, компьютерные базы данных и соответствующую технику. Решаются вопросы финансирования учреждения, его размещения. Разрабатывается и согласовывается с Минюстом Положение об учреждении юстиции г.Москвы по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Представляются на утверждение в Минюст кандидатуры государственных регистраторов. Второй этап (завершение этапа - январь 2000г.). На втором этапе учреждению юстиции передаются функции по государственной регистрации прав на жилые помещения, машино-места и боксы в гаражах и сделок с ними. Создаются территориальные органы учреждения юстиции для регистрации прав и сделок. Приложение 2 к распоряжению Мэра от 8 апреля 1998 г. N 341-РМ ПОЛОЖЕНИЕ о Московском комитете по регистрации прав I. Общие положения 1. Московский городской комитет по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуется - Московский комитет по регистрации прав) создан Правительством Москвы во исполнение Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". 2. Московский комитет по регистрации прав является государственным органом Москвы, обеспечивающим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуется - государственная регистрация прав) на территории г.Москвы. Московский комитет по регистрации прав наделяется Министерством юстиции Российской Федерации правами учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 3. Московский комитет по регистрации прав в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными актами Министерства юстиции Российской Федерации. 4. Московский комитет по регистрации прав является юридическим лицом, имеет круглую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и наименованием учреждения, а также другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы, бланки. 5. Московский комитет по регистрации прав имеет право открывать в установленном порядке расчетные и иные счета в банках и иных кредитных организациях, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 6. Московский комитет по регистрации прав может создавать в пределах г.Москвы свои филиалы. Территория, на которой филиалом осуществляется государственная регистрация прав, определяется Московским комитетом по регистрации прав по согласованию с Правительством Москвы. II. Задачи и функции Московского комитета по регистрации прав 7. Основными задачами Московского комитета по регистрации прав являются: государственная регистрация прав собственников недвижимого имущества и обладателей иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, российских и иностранных юридических лиц, международных организаций, иностранных государств, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; создание и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуется - Единый государственный реестр прав), а также организация его бессрочного хранения. 8. Московский комитет по регистрации прав в целях реализации возложенных на него задач осуществляет: 8.1. Прием документов, необходимых для государственной регистрации прав; 8.2. Проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 8.3. Проверку наличия ранее зарегистрированных и заявленных прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее соответственно именуются - зарегистрированные права, заявленные права); 8.4. Правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию прав, в целях выявления их соответствия законодательству Российской Федерации, а также проверку законности сделки; 8.5. Выявление оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав; 8.6. Направление юридическим лицам, гражданам, государственным органам и организациям запросов с целью получения сведений и документов, необходимых для государственной регистрации прав; 8.7. Внесение записей в Единый государственный реестр прав; 8.8. Выдачу свидетельств о государственной регистрации прав; 8.9. Совершение специальной регистрационной надписи на документах, выражающих содержание сделки; 8.10. Выдачу информации о зарегистрированных правах; 8.11. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации; 8.12. Ведение делопроизводства при осуществлении государственной регистрации прав; 8.13. Обеспечение бессрочного хранения Единого государственного реестра прав, в том числе дел правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, а также книг учета документов. III. Права, обязанности и ответственность Московского комитета по регистрации прав 9. Для осуществления своей деятельности Московский комитет по регистрации прав имеет право: 9.1. Бесплатно или за плату, согласованную с Правительством Москвы, получать от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по учету объектов недвижимого имущества, других организаций сведения, необходимые для государственной регистрации прав; 9.2. Создавать филиалы; 9.3. Утверждать положения о филиалах, осуществлять контроль за их деятельностью, нормативно-методическое, информационное обеспечение, а также иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации. 10. Московский комитет по регистрации прав обязан: 10.1. Соблюдать правила ведения Единого государственного реестра прав; 10.2. Предоставлять за плату, установленную Правительством Москвы, информацию о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества; 10.3. Предоставлять бесплатно информацию о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации; 10.4. Направлять в установленном порядке централизуемую долю средств, получаемых в виде платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах. 11. Московский комитет по регистрации прав несет ответственность за своевременность и точность внесения записей в Единый государственный реестр прав, за полноту и подлинность выданной информации о зарегистрированных правах. IV. Организация деятельности Московского комитета по регистрации прав и его филиалов 12. Московский комитет по регистрации прав возглавляет председатель комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Мэром Москвы. Председатель комитета является государственным служащим Москвы, замещающим главную государственную должность. Первого заместителя председателя комитета и заместителей председателя комитета назначает на должность и освобождает от должности Премьер Правительства Москвы по представлении председателя Московского комитета по регистрации прав. Первый заместитель председателя комитета и заместители председателя комитета являются государственными служащими Москвы, замещающими ведущую государственную должность. Руководителями филиалов Московского комитета по регистрации прав назначаются лица, являющиеся регистраторами прав. Руководитель филиала назначается на должность и освобождается от должности председателем Московского комитета по регистрации прав. Руководитель филиала действует на основании доверенности, выданной Московским комитетом по регистрации прав. 13. Государственную регистрацию прав осуществляют регистраторы прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуется - регистраторы прав). Регистраторы прав назначаются на должность и освобождаются от должности Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Правительством Москвы. Порядок назначения регистратора прав определяется Министерством юстиции Российской Федерации. Регистраторы прав являются государственными служащими Москвы, замещающими ведущую государственную должность. 14. На должность регистратора прав назначаются граждане Российской Федерации, закончившие специальные курсы, сдавшие квалификационный экзамен в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации, и соответствующие следующим требованиям: наличием высшего юридического образования и стажа государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или наличием высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее трех лет или наличием иного высшего образования и опыта работы не менее двух лет в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав; иным требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о государственной службе. 15. Председатель Московского комитета по регистрации прав: 15.1. Осуществляет руководство и организацию работы Московского комитета по регистрации прав и его филиалов; 15.2. Несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Московский комитет по регистрации прав и его филиалы задач; 15.3. Представляет Московский комитет по регистрации прав в отношениях с третьими лицами как в Российской Федерации, так и за рубежом; 15.4. Утверждает смету расходов на содержание Московского комитета по регистрации прав и его филиалов за счет соответствующих бюджетных средств, поступающих в Московский комитет по регистрации прав в порядке, определяемом Правительством Москвы, от платы за государственную регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, а также средств иных, не запрещенных законом источников; 15.5. Заключает договоры, направленные на решение возложенных на Московский комитет по регистрации прав задач, открывает расчетные и иные счета в банках и иных кредитных организациях; 15.6. В соответствии с законодательством Российской Федерации, функциями Московского комитета по регистрации прав заключает и расторгает трудовые и иные договоры, определяет штатную численность и обязанности работников Московского комитета по регистрации прав и его филиалов, применяет к ним меры поощрения и взыскания, определяет внутренний трудовой распорядок, порядок и условия оплаты труда; 15.7. Утверждает должностные инструкции, а также штатное расписание Московского комитета по регистрации прав и его филиалов; 15.8. Издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками Московского комитета по регистрации прав и его филиалов; 15.9. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации. 16. Регистратор прав в целях осуществления полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: 16.1. Подписывает внесенные в Единый государственный реестр прав записи о правах на недвижимое имущество и сделках с ним; 16.2. Подписывает свидетельство о государственной регистрации прав и совершает специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки; 16.3. Принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав и об отказе в государственной регистрации прав и уведомляет об этом заявителя; 16.4. Принимает решение об исправлении технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи; 16.5. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации. 17. Работники Московского комитета по регистрации прав и его филиалов обеспечивают деятельность регистраторов прав. 18. На председателя Московского комитета по регистрации прав, его первого заместителя и заместителей и на регистраторов прав распространяются права, ограничения, льготы и гарантии, установленные законом города Москвы "О государственной службе города Москвы" для государственных служащих. 19. Министерство юстиции Российской Федерации как уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в системе государственной регистрации прав осуществляет: 19.1. Правовой контроль за деятельностью Московского комитета по регистрации прав и его филиалов, за проведением правовой экспертизы документов и проверки законности сделки; 19.2. Обеспечение соблюдения правил ведения Единого государственного реестра прав; 19.3. Контроль за реализацией федеральной программы создания системы государственной регистрации прав в субъектах Российской Федерации; 19.4. Разработку методических материалов по вопросам практики ведения государственной регистрации прав; 19.5. Обучение и повышение квалификации работников в системе государственной регистрации прав; 19.6. Иные установленные законодательством Российской Федерации полномочия в системе государственной регистрации прав. 20. Министерство юстиции Российской Федерации и органы юстиции в целях осуществления правового контроля за деятельностью Московского комитета по регистрации прав вправе представлять в органы Прокуратуры Российской Федерации имеющиеся у них материалы по фактам нарушения регистраторами прав, иными работниками Московского комитета по регистрации прав и их филиалов законодательства Российской Федерации для принятия соответствующих мер. V. Финансовое обеспечение деятельности и имущество Московского комитета по регистрации прав 21. Финансирование Московского комитета по регистрации прав и его филиалов осуществляется за счет внесения платы за государственную регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах в порядке, определяемом Правительством Москвы, за счет средств бюджета Москвы и средств иных, не запрещенных законом источников. Средства Московского комитета по регистрации прав и его филиалов используются исключительно для реализации возложенных на них задач и осуществления функций по государственной регистрации прав, в том числе на материально-техническое обеспечение деятельности Московского комитета по регистрации прав и его филиалов, обеспечение социально-бытовых условий регистраторов прав и работников, оплату труда работников Московского комитета по регистрации прав и его филиалов, не являющихся государственными служащими, а также на создание информационного банка данных. 22. Расходование средств Московского комитета по регистрации прав и его филиалов производится в соответствии со сметой, утверждаемой председателем Московского комитета по регистрации прав. 23. Имущество Московского комитета по регистрации прав является собственностью Москвы и закрепляется за Московским комитетом по регистрации прав на праве оперативного управления. 24. Архивы Московского комитета по регистрации прав и компьютерная база данных являются собственностью Москвы. 25. Ликвидация и реорганизация Комитета осуществляются в установленном законом порядке. |